Стендап в информационном репортаже
Стендап — вербальный репортёрский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события.
— «мостик» (переход от одного фрагмента к другому);
— финальный, когда журналист подводит итоги и представляет себя и съёмочную группу.
Стендап применяют ради достижения ряда задач:
— превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа;
— показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция;
— резюмировать информацию и/или спрогнозировать события;
— сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации;
— смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой;
— скомпенсировать дефицит видеоряда.
Шеф-редактор Службы информационного вещания телеканала «Культура» Андрей Райкин говорил (может будет полезно упомянуть, мне кажется Гринфельд такое любит, но т.к. не обязательно просто копирую цитату): Стенд-ап — это часть смысловой конструкции сюжета. Появляясь в кадре, журналист становится таким же действующим лицом, как и другие персонажи. Если корреспондентом верно найдена своя роль — на него интересно смотреть, и такой стенд-ап запоминается. Если же все то же самое, что корреспондент сказал мне в кадре, он мог бы спокойно сказать за кадром и смысл сюжета от этого не изменится, — такой стенд-ап никому не нужен. У нас работала корреспондентом Галина Мишта — музыковед по образованию и репортёр по призванию. Она как-то сделала чудесный стенд-ап из оркестровой ямы в Большом театре: подошла к дирижерскому пульту, взяла ноты и стала объяснять, что означают значки, сделанные на партитуре. Речь шла о том, что эти рукописные обозначения — попытка дирижера очистить музыку от множественных редакторских наслоений и приблизить её к тому, что писал Мусоргский. Это было необычайно интересно и понятно даже людям, далеким от «тонких сфер». В данном случае репортёр, обладающий знаниями эксперта, стал участником события. В оркестровую яму, кстати говоря, пустят далеко не каждого.
Основные требования к стендапу:
— продолжительность не более 10-20 секунд (впрочем, бывают многочисленные исключения, например, в репортажных сюжетах, прямых и псевдопрямых включениях и т.п.);
— фон за журналистом должен иметь отношение к теме сюжета;
— обычно в стендапе используется средний план, чтобы совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон;
— стендап как правило не используется в начале сюжета, если это не общение в эфире ведущего и корреспондента;
— текст стендапа должен содержать минимум субъективных оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;
— должна сохраняться атмосфера естественного общения со зрителем;
— внешний вид журналиста должен соответствовать теме и атмосфере сюжета;
— текст стендапа должен отделяться от закадрового текста,
— поведение в кадре должно быть в достаточной мере раскованным, естественным.
В зависимости от положения репортера:
Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон.
В зависимости от типа микрофона:
— со шнуровым микрофоном в руках;
— с радиомикрофоном в руках;
— со свободными руками (на «пушку» или с «петличкой»).
Особенности речи в стендапе
Так называемый информационный стиль:
— энергичная подача («я хочу это вам рассказать»);
— четкая дикция на передних зубах;
— минимум пауз, темп речи – 15-20 акцентов за 10 секунд.
— постарайтесь выглядеть хорошо; сбившийся на сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы говорите;
— будьте свободным, не напрягайтесь;
— говорите в темпе, не растягивайте и не спешите;
— будьте внимательны к тексту: у вас не будет возможности исправить его позже;
— в начале и конце сделайте 5-секундные паузы, чтобы облегчить монтаж;
— запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать;
— если вы пытаетесь сделать что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап;
— объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно;
— разговаривайте с аудиторей, а не «говорите» ей;
— будьте осторожны с материалом, снятым в разное время суток.
— не выучивайте текст стандапа наизусть;
— не ставьте знаки препинания кивком головы;
— не привязывайте текст к конкретной дате или времени;
— не делайте стендап на фоне группы людей, которые должны делать вид, будто вас нет;
— не говорите полушепотом, например, в комнате, где идет собрание;
— не думайте о микрофоне в кадре;
— не надевайте солнцезащитные очки;
— не делайте стендап в головном уборе даже в мороз (спорная рекомендация).
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Стендап и синхрон. Практика
Термином «стендап» называют работу корреспондента в кадре. Журналист находится непосредственно на месте события и передает информацию.
Согласитесь, есть большая разница в восприятии информации зрителем, если за спиной корреспондента можно увидеть разбившийся вертолет и работу пожарной службы, в сравнении с диктором, просто читающим с телесуфлера скудные данные о чрезвычайном происшествии.
Стендап используется во многих самых разных ситуациях. Например, редакция работает с информацией «В сезоне весна-лето 2021 года актуально сочетание платья из шифона и белой спортивной обуви. Данная тенденция впервые появилась на подиуме в Париже в 1965 году». Видеоряда той давней коллекции в наличии нет. В этом случае допускается снять сюжет со стендапом, например, у здания в Париже, где несколько десятилетий назад прошел легендарный показ или в российском доме моды, где тоже представлены подходящие коллекции.
В некоторых случаях стендап предпочтительно снимать при движении камеры или изменении фокусного расстояния объектива. Если оператор и журналист успешно работают вместе, то стендап получится эффектным и позволит сделать сюжет более наглядным.
Стендап может открывать сюжет, вписаться в середину материала, построенного на закадровом тексте, или же заканчиваться им. Идеально, если так называемый начальный стендап выполняет две основные функции: снабжает аудиторию небольшой информацией о происшествии и демонстрирует присутствие репортера в центре события.
Обычно называют имена и фамилии корреспондента и оператора, в некоторых случаях упоминается название программы или место, где происходит съемка. Стендап, вплетенный в середину репортажа, обычно выполняет роль связующего звена между фрагментами, построенными на закадровом тексте.
Теперь давайте поговорим о синхроне. Для журналиста, который давно работает в печатном/интерет-издании, на телевидении, интервью не является слишком сложным жанром. Синхроном называется небольшое интервью в видеосюжете. Название происходит от необходимости синхронизации видео- и аудиоматериала. Раньше видеоизображение человека и его голос записывали на разные устройства. Сейчас, в большинстве случаев, тоже звук записывают на отдельное звукозаписывающее устройство. Потом аудио и видео сводится в один файл, синхронизируется. Отсюда и название «синхрон».
Для короткого репортажа приемлемо использование целого фрагмента сказанного интервьюируемым. На практике же часто бывают ситуации, когда человек озвучивает принципиально важные моменты раздельно — в начале своего выступления, затем в середине и, например, в конце. В подобных случаях на помощь приходит монтажное редактирование. Всё лишнее уберут, всё важное оставят.
Практическое упражнение
Мы предлагаем вам поупражняться. Такое задание мы даем на наших курсах по подготовке к журфаку. Запишите видео с вашим участием. Например, расскажите о каком-то интересном месте в вашего городе, населенном пункте. По этой ссылке можно посмотреть как с этим заданием справлялись наши молодые студентки.
Записать звук (например, когда берете интервью или записываете подводку к видео) можно с помощью любого бесплатного приложения «диктофон». Если у вас на телефоне он не установлен, найдите его в Play Market или App Store, установите и попробуйте что-нибудь записать.
Итак, мы предлагаем вам записать короткое видео (несколько минут), в котором рассказать об интересном месте в вашем городе, в вашем населенном пункте. Это будет больше похоже на видео блогера, но зато в нём будут все журналистские составляющие телесюжета. Алгоритм действий:
1. Стендап-подводка. Находясь в выбранном месте, запишите видео со своего смартфона, просто держа его в руке. Представьтесь и скажите, что хотите рассказать об интересном месте.
2. Поснимайте выбранное место с разных ракурсов.
3. Напишите короткий закадровый текст, озвучьте его и запишите с помощью приложения-диктофона.
4. В программе InShot или любом другом видеоредакторе сведите всё в одно видео.
5. А если хотите, чтобы было совсем круто, то добавьте синхрон. Спросите об этом месте прохожего или попросите сказать пару слов друга/подругу.
Елена Гуляева, Алексей Родионов
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Стендап для начинающих: как подготовить выступление в этом жанре
Любите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.
«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.
Собирайте идеи
Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.
Где еще брать темы для шуток
Пишите шутки
Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.
Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».
Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.
Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.
Создайте монолог
Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.
Вот как может выглядеть схема такого выступления:
Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.
Репетиция
Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.
Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?
Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.
Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.
Выступление
Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.
Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.
Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.
Как написать стендап для репортажа
Чтение журналистом текста вслух, когда его голос накладывается на видеоряд сюжета, – это закадровый голос. Работа корреспондента в кадре, чаще всего в начале или в конце репортажа, чтобы рассказать какую-то часть истории, получила название стендап. В большинстве случаев запись стендапа и закадрового голоса осуществляется после того, как видеосюжет готов и для него написан сценарий.
Как правило, сценарий пишется после того, как отснят материал сюжета. Затем видеоизображение монтируют так, чтобы оно соответствовало сценарию.
Работа по такому сценарию сродни искусству, которое требует красивой подачи материала и умения донести суть истории.
Мы дадим несколько практических советов о том, как работать в кадре и записывать закадровый текст.
Потренируйтесь перед записью: несколько раз прочтите сценарий, чтобы ознакомиться с ним и избежать ошибок, связанных с произношением.
Особое внимание уделите словам со сложной артикуляцией, на которых вы можете запнуться. Повторяйте эти слова вслух до тех пор, пока не перестанете испытывать затруднения с их произношением. Или попробуйте несколько раз преувеличенно чётко проговаривать определённое слово, чтобы потом оно звучало легко и естественно.
Выполните несколько упражнений, позволяющих размять лицевые мышцы, например, широко откройте рот.
Можете попробовать погудеть с закрытым ртом или спеть песню, чтобы подготовить связки к использованию широкого диапазона интонаций во время рассказа.
Проговорите несколько обычных скороговорок, таких как «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», выделяя при этом каждое из слов со сложным звучанием.
Справиться с робостью и звучать убедительнее поможет нехитрая техника: громко посмеяться над текстом сценария. Это почти бессмысленное занятие воодушевит вас и позволит расслабиться.
Для того чтобы подкорректировать возможные проблемы с голосом, попробуйте во время разминки использовать экстремальные методы, например, если у вас слишком тихий голос, то прочтите сценарий очень, очень громко.
Если вам предстоит запись стендапа, то, чтобы успокоиться и снять напряжение, энергично потрясите кистями рук, сделайте артикуляционную гимнастику и несколько глубоких вдохов.
Восстановить спокойный ритм дыхания поможет упражнение: несколько быстрых глубоких вдохов и интенсивный выдох.
Определите ключевые слова
Внимательно прочитайте сценарий, подчеркните или обведите маркером ключевые слова и фразы, отражающие суть сюжета.
Это такие слова, которые позволят слушателю понять смысл рассказа, даже если вы прочтёте только их, а не весь сценарий целиком. Именно эти слова помогут слушателю следить за ходом мыслей.
Обычно это слова, которые отвечают на вопросы из стандартного перечня: кто, что, где, когда, почему и как. Это могут быть существительные, прилагательные, наречия, разного рода названия и наименования.
Именам собственным следует уделить особое внимание, потому что в любом сценарии такие слова будут считаться ключевыми.
Акцент на ключевых словах
Во время чтения текста сценария нужно заострить внимание на выделенных ключевых словах.
При этом следует соблюдать четыре правила.
Громкость – повышайте или, наоборот, понижайте голос при произнесении ключевого слова. Выделение слова путём повышения голоса также называют «акцентированием» на слове.
Тембр – изменяйте тембр голоса от фальцета до баритона во время проговаривания ключевого слова.
Ритм – во время проговаривания ключевых слов изменяйте ритм речи, делайте паузы между словами. Чтобы выделить ключевое слово, делайте паузу перед ним, или после него, или и там, и там. Особенно эффективно делать паузы перед сложными словами и техническими терминами. Кроме того, во время выступления необходимо с помощью пауз подчёркивать новую идею.
Темп – изменяйте темп речи для выделения ключевых слов. Снижайте темп в той части, где присутствует много слов, на которых нужно заострить внимание, а где информация не является особо важной – ускоряйте. Также вы можете «протянуть» гласный звук в ключевом слове.
Закадровый голос: подача материала
Паузы используются не только для того, чтобы выделить ключевые моменты сюжета, но и для выполнения более привычной функции: помочь перевести дыхание.
Во время проговаривания длинных предложений нужно делать паузы на запятых или тогда, как вы собираетесь представить новую информацию.
Но не будьте настолько зависимыми от знаков препинания и не делайте паузы после каждого предложения. Найдите в предложении другие места, где можно сделать паузу, чтобы перевести дыхание.
Не стоить особо заострять внимание на конце предложения. Поищите места, где паузы выглядели бы естественно. Например, сделайте паузу в середине предложения, выделяя ключевую фразу.
Когда вы говорите, старайтесь звучать естественно, чтобы у слушателей не возникло ощущения, что вы с трудом читаете текст или поучаете их. Расскажите вашу историю!
Представьте, как бы вы рассказали эту историю своим друзьями, – и затем прочитайте ваш текст, используя те же интонации и мелодику. Проживайте каждый момент сюжета, думайте о том, что вы говорите.
Во время перечисления меняйте высоту голоса и ритм проговаривания каждого элемента, чтобы выделить его и сделать так, чтобы перечисление звучало более интересно. Избегайте монотонных перечислений. Это скучно!
Не стесняйтесь широко открывать рот, как это делают певцы. Благодаря этому голос станет громче и глубже и вас будет приятнее слушать.
Закончив фразу, не смыкайте губы плотно, чтобы избежать резкого и неприятного звучания, когда вам снова понадобиться открыть рот и произнести первое слово следующего предложения.
Держите подбородок параллельно полу. Не смотрите вниз, так как это плохо скажется на качестве звука.
Во время работы можно попробовать хмурить брови, это добавит голосу авторитетности и доверительности. Когда человек хмурится, то кажется солиднее, а голос перестраивается на более серьёзный тон, что помогает звучать убедительнее.
Уделите особе внимание последнему предложению в тексте сценария. Не позволяйте голосу звучать тише только потому, что текст приближается к концу.
Стендап: подача материала
Если, находясь в кадре, вы читаете текст с листа, старайтесь держать его достаточно высоко: на уровне подбородка, но так, чтобы он не попадал в камеру. Тогда ваши глаза не будут бегать между объективом и текстом.
Старайтесь держать голову неподвижно, ведь качая головой в разные стороны, вы дезориентируете зрителя, у которого возникает резонный вопрос: «Почему репортёр отводит глаза?», и мешаете ему воспринимать информацию. Смотрите в камеру и держите подбородок параллельно полу.
Стойте прямо, не сутультесь – камера еще больше подчеркнёт плохую осанку.
Старайтесь дышать так, чтобы грудь и плечи оставались неподвижными, то есть дышите диафрагмой. Такое дыхание сделает звучание вашего голоса чище и успокоит «волнение» грудной клетки, которая не будет подниматься при каждом вздохе и опускаться при выдохе.
Для того чтобы убедиться, что вы дышите диафрагмой, используйте простой способ: положите ладонь на живот. Во время дыхания должен двигаться именно он, и вы это почувствуете.
Ноги лучше поставить на ширине плеч, и пока вы работаете в кадре, оставайтесь неподвижным. Ни в коем случает нельзя переминаться с ноги на ногу или двигать плечами.
Лучше направить всю энергию на жесты и мимику.
Не кладите руки в карманы и не скрещивайте их на груди, пусть руки будут свободны, ведь жестикуляция – это один из способов сделать вашу историю интереснее, а голос – убедительнее.
Не забывайте про мимику. К примеру, можно поднять брови, чтобы подчеркнуть важность сказанного, то есть ведите себя так, как во время обычной беседы.
Материалы представляют собой отрывки лекций, которые читала Мэрилин Питмэн на занятиях по мультимедийным навыкам для журналистов-аспирантов Университета Беркли (США).
Автор: Мэрилин Питмэн
Переводчики: Герман Башкиров, Ксения Браславская, Полина Назарова
Редакторы: Диана Шаталова, Лилия Осипова, Ксения Соловьёва, Диана Шевчук
Как подготовить стендап-выступление: советы для новичков
Енот заходит в парикмахерскую. Что произойдет дальше, зависит только от фантазии рассказчика. Но одно можно сказать наверняка: если вы готовите стендап-выступление, то история должна быть остроумной и смешной.
Комедия – это ремесло, требующее большой самоотдачи и творчества, а стендап-комики – люди, которые зарабатывают на жизнь шутками. И зарабатывают, надо признать, весьма достойно. По данным портала Forbes.ru, пять российских комиков, в числе которых известные стендаперы Нурлан Сабуров и Алексей Щербаков, за год заработали несколько миллионов долларов, являясь ведущими юмористического YouTube-шоу «Что было дальше?» [Создатели «Что было дальше?» стали самыми высокооплачиваемыми видеоблогерами в России, 2020].
Звучит заманчиво, но если вы начинающий комик, вам нужно грезить не о миллионах, а подумать о том, как подготовить первое выступление и написать материал, способный рассмешить публику. В данной статье вы найдете конкретные советы, которые помогут в этом.
Что такое стендап-комедия и когда она появилась?
Стендап-комедия – это шоу или выступление, в котором комик исполняет оригинальные шутки на сцене перед живой публикой, чтобы рассмешить ее. Комедийные представления были популярны и в древние времена, но прародителем современного стендапа является водевиль конца XIX века.
Чарли Кейсу, афроамериканскому исполнителю водевиля, приписывают первый настоящий стендап-концерт в 1880-х годах, где он исполнял комедийные монологи перед аудиторией. Как и нынешние комедианты, Кейс рассказывал анекдотические шутки – забавные истории из своей жизни. Так родилась стендап-комедия, которую мы знаем сегодня.
Полноценное выступление перед микрофоном называется сетом (set). Он имеет начало, середину и конец, а его длительность зависит от того, является ли комик хедлайнером или человеком, разогревающим публику. Если вы планируете выступать в роли лидера, будьте готовы провести на сцене час и больше.
Устная стендап-комедия содержит следующие элементы:
В России о стендапе узнали в конце 80-х годов, но его развитие началось лишь в 2000-х. Сегодня этот жанр динамично шагает по городам нашей родины, а с 2017 года в Москве проводится ежегодный фестиваль стендап-комедии «Панчлайн». В 2020 году его зрителями стали более 5 миллионов человек [Итоги фестиваля «Панчлайн-2020», 2020].
Как написать стендап-комедию за семь шагов
Если вы мечтаете выступить на местном открытом микрофоне, написать юмористический сценарий или стать настоящим мастером стендап-комедии, воспользуйтесь советами ниже.
Смотрите и учитесь
Изучайте юмор других комиков. Начните с громких мировых имен (Луи Си Кей, Эдди Мерфи, Джордж Карлин, Джимми Карр, Джерри Сайнфелд, Билл Берр): посмотрите их ранний стендап и более поздние выступления, проанализируйте, как изменился их стиль. Сходите в комедийный клуб на живое шоу, чтобы увидеть, как комики структурируют свой сет. Обратите внимание, как они открывают и закрывают выступление, сколько битов в каждом сете. Сядьте сзади и понаблюдайте за публикой: как часто они смеются? На что реагируют больше всего?
Соберите материал
Используйте личный опыт, чтобы подготовить выступление. Проанализируйте и найдите забавные моменты в своих отношениях с партнером, ребенком, начальником, коллегой или соседом. На первых этапах нужно собрать все комичные идеи. Они не должны быть готовыми шутками или остротами, а просто быть вещами, которые заставляют вас смеяться.
Поищите курьезные моменты, связанные с вашей культурой, семьей, в которой выросли, привитыми ценностями, образом жизни. Записывайте любые идеи, даже незначительные, они могут пригодиться в будущем. Лучший стендап – личный стендап. Комики, которые делают себя главными героями шуток, часто оказываются самыми интересными исполнителями, на чьи выступления живо откликается публика.
В интервью для газеты The Guardian основатель Американского института комедии Стивен Розенфилд сказал: «Объект стендапа, как и любого другого вида искусства, – это вы. Оригинальность объясняется вашим подходом к тому, о чем вы говорите» [Learning laughter: an expert’s guide on how to master standup comedy, 2017]. Чтобы собрать материал о своей жизни, составьте список всего, что:
Оттачивайте навыки наблюдения и возьмите за привычку ежедневно фиксировать смешные ситуации из своей жизни. Помните: аудитория смеется тогда, когда узнает себя в рассказе, поэтому убедитесь, что ваше наблюдение не является узконаправленным. Например, не используйте идеи, которые поймут только люди, работающие в конкретной профессиональной сфере.
Напишите шутки
Когда составите список идей, выберите одну и поработайте с ней: найдите сюжетную линию и конкретизируйте сетап, ответив на вопросы:
Придумайте один или несколько панчлайнов. В этом случае используйте семантическую теорию юмора, разработанную профессором лингвистики Виктором Раскиным, которая утверждает, что текст является юмористическим и вызывает когнитивную реакцию, если он:
Раскин иллюстрирует свою теорию следующей шуткой:
Пациент стучится в дом врача.
– Доктор дома? – спрашивает он севшим от болезни голосом.
– Нет, – шепчет в ответ молодая и хорошенькая жена доктора. – Входите [Raskin V, 1985].
В этой шутке есть несоответствие между вопросом пациента и ответом жены врача. Первая часть шутки активирует в мозге слушателей специальный сценарий: пациент пришел за медицинской помощью. Раскин называет такой сценарий «доктор», и подкрепляет указанием на голос пациента, севший от болезни. Но поведение жены доктора несовместимо с информацией, заложенной в этот сценарий, и тогда аудитория начинает искать новый для интерпретации взаимодействия между женой врача и пациентом. Активируется второй сценарий под названием «любовник», и слушатели делают вывод, что пара вовлечена в незаконный роман.
Проще говоря, панчлайн – это поворот сюжета, идущий вразрез с логическим завершением шутки. Вот еще один пример от американского актера и комика Стива Мартина: «Я люблю женщин с головой на плечах. Ненавижу шеи».
Составьте как можно больше забавных фраз и не печальтесь, если первые шутки не смогут вас рассмешить. Будьте терпеливы и продолжайте работу.
Оформите свое выступление
Начните с написания 30-секундного фрагмента для выступления. Вспомните любой свой странный поступок, привычку или щекотливую ситуацию и попробуйте это сыграть, представив себя комиком-ведущим, который делает подводку к выступлению следующего артиста. Запишите 30-секундный сет на видео и покажите друзьям, чтобы получить обратную связь.
Далее составьте 2-минутный сет, соединив вместе несколько шуток. Подумайте над переходами, чтобы биты не казались разрозненными. А после попробуйте написать 5-минутный фрагмент и попросите оценки друзей или семьи, чтобы проверить материал. Не бойтесь рассказывать шутки, которые не являются совершенными. Принимайте критику, но помните, что только вы решаете, каким будет ваше выступление.
Когда соберете достаточно шуток для часового шоу, систематизируйте их так, чтобы это выглядело естественно. Всегда имейте запасные биты на случай, если вам понадобится сменить направление.
Напишите открытие и закрытие
Открытие и закрытие, о которых мы упоминали ранее, являются важнейшими составляющими стендапа. Начало – это возможность показать зрителям, кто вы есть, а финал дает шанс сделать выступление цельным и придать ему смысл. Как сделать открытие и закрытие? Начинайте сразу с шутки. Не нужно представляться или говорить, что вы впервые на сцене: это не смешно.
Если не знаете, чем закончить, подумайте о своем выступлении, как об истории, имеющей замысел, это поможет сделать вывод, который удовлетворит публику. Помните, что финал выступления аудитория запомнит лучше всего, поэтому поместите самые удачные шутки и важные идеи в конце вашего шоу.
Составьте сет-лист
Сет-лист – это список шуток, с которыми вы планируете выступать. Зафиксируйте его на блокнотном листе или в записной книжке смартфона. Наличие сет-листа поможет систематизировать идеи и запомнить шутки, избавляя вас от слов-паразитов и «мычания» во время выступления на сцене. Как показало исследование специалистов в области психологии, при обилии в речи говорящего слов-заполнителей, типа «м-м-м» или «э-э-э», слушатель перестает направлять свое внимание на контент и вместо этого концентрируется на дикции и речи выступающего, что оказывает негативное влияние на понимание слушателей [Duvall E., Robbins A., Graham T., Divett S., 2014].
Не нужно записывать в сет-лист шутки целиком, достаточно составить список ключевых ее частей или первых двух слов, которые напомнят вам, о чем должна идти речь. Например, шутка о том, как отнести пирожки своей бабушке, может быть записана так: «Бабушка Пироги».
Отрепетируйте свой сет
Повторяйте шутки в порядке сет-листа пока не запомните их. Так вы точно будете знать, как преподнести каждый бит и сколько примерно времени это займет. Кроме того длительная репетиция поможет вам понять, какие части шуток можно улучшить, а какие вовсе исключить.
Единственный способ узнать, хорош ли ваш стендап, это рассказать его аудитории. Соберите друзей, семью или других начинающих комиков и по их реакции оцените, есть ли у вас шанс на комедийную карьеру. Репетиция на публике дает возможность: отработать физические жесты и в дальнейшем чувствовать себя естественно на сцене; развить уверенность; отредактировать сет. Не привязывайтесь к тому, что сами считаете забавным. Обратите внимание на реакцию близких людей и внесите соответствующие правки: оставьте шутку, если вы получаете положительный отклик, уберите ее, если слышите тишину.
Как шутить смешно?
Итак, вы решили попробовать себя в роли стендапера. Прекрасно! Любой успешный комик скажет вам, что ежедневное написание шуток требует усердной работы. Генерировать идеи, может, и легкое дело, но потребуется немало усилий, чтобы превратить сырой материал в веселые биты, которые заставят людей смеяться. Как научиться шутить? Вот несколько рекомендаций, которые помогут:
Проверяйте материал на себе
Большая ошибка начинающих комиков состоит в том, что они пишут шутки, которые, по их мнению, другие люди сочтут смешными, но для них самих таковыми не являются. Это заблуждение. Поэтому продолжайте сочинять биты, пока не найдете те, которые понравятся лично вам.
Смотрите по сторонам
Российский комик Алексей Щербаков считает, что главные качества стендапера – это наблюдательность и внимательность. Даже самые приземленные вещи могут рассмешить людей, поэтому он предлагает наблюдать за происходящим вокруг вас для написания материала [«Меня заставили»: резидент шоу StandUp Алексей Щербаков рассказал, как попал в мир большого юмора, 2019].
Проведите пару часов в общественном месте, просто наблюдая за людьми и записывая как можно больше о том, как они выглядят, разговаривают и что делают. Когда вернетесь домой, прочтите свои записи и выделите моменты, которые кажутся вам забавными и являются общечеловеческими истинами. А дальше постарайтесь это смешно интерпретировать.
Рассказывайте истории
Посмотрите на эту шутку: «Вчера был день рождения моей жены, и я подарил ей сертификат на парный массаж. Она осталась недовольна, сказав: «Джерри, это подарок для нас, а не для меня». Я вернул сертификат и заказал ей ужин в ресторане на одного».
В этой шутке есть все элементы сторителлинга: персонажи, обстановка, сюжет, конфликт, тема, арка сюжета. Если проанализировать историю глубже, то можно увидеть, что женщина в данной шутке выступает антагонистом главного героя. Такие биты оказывают дополнительное влияние на аудиторию, рождая эмоции, и публика начинает не просто реагировать на шутку, а по-настоящему болеть за главного героя, подсознательно желая ему победы.
Хотите научиться увлекать людей своими рассказами? Приглашаем вас на онлайн-программу «Сторителлинг», пройдя которую вы найдете свой писательский стиль, сможете убедительно выступать на публике и излагать мысли просто и захватывающе. Если вы начинающий стендапер, то 5 недель этой программы значительно прокачают ваш скилл в рассказывании историй.
Создавайте возможности для смеха
Создавайте как можно больше возможностей для смеха, делая забавными и переход, и действие, и панчлайн, и даже имена персонажей шутки. Вот пример от комика Йонаса Польски:
«Говоря о нарушениях речи… Мой двоюродный брат Заикающийся Стью работает на фабрике по производству салфеток. Он ненавидит обеденный перерыв, потому что никогда не может найти чистую салфетку!»
В этом примере у зрителя есть четыре шанса, чтобы рассмеяться: забавный переход, забавное прозвище, забавная работа и панчлайн. Если три из них не сработают, а один раз публика все-таки засмеется, считайте, что шутка удалась.
Излагайте по существу
Будьте краткими, удалите все маловажные элементы из своих историй. Не стоит упоминать в шутке, что вы ехали на арендованном Chevrolet Tahoe High Country с кожаными креслами, если единственное, что нужно знать аудитории – это то, что ваш автомобиль был арендован. Внимание публики ограничено, поэтому исключайте детали, которые не являются забавными.
Используйте смешные слова
Существуют слова, которые кажутся смешнее остальных и могут вызвать улыбку без какого-либо контекста. Так считает американский актер и стендап-комик Джерри Сайнфелд. Этот подход он использовал в истории про пирог с начинкой, который когда-то впервые появился на прилавках магазинов в США и показался чем-то невероятным: «Пирог внезапно появился в супермаркете… и мы были похожи на шимпанзе в грязи, играющих палками». По словам Сайнфелда, шутка заключается в том, что текст содержит четыре забавных слова: шимпанзе, грязь, игра и палки [Jerry Seinfeld Interview: How to Write a Joke | The New York Times, 2012].
Рассуждайте о человеческом
Не стесняйтесь задавать большие вопросы в своем выступлении. Скорее всего, подобные вопросы есть у каждого человека, и, затрагивая их в стендапе, вы налаживаете эмоциональную связь с аудиторией. В современном мире люди пытаются отделить себя от остальных, не понимая, что они мало чем отличаются друг от друга.
В конечном счете, мы все ищем любовь, смысл, понимание и общность. Поэтому смело рассказывайте со сцены о собственном отношении к реальности, и аудитория откликнется, узнав себя. Этого же мнения придерживается Нурлан Сабуров – стендапер, который в 2020 году вошел в рейтинг самых перспективных и признанных россиян до 30 лет по версии журнала Forbes. По его словам, стендап – это история личности с ее переживаниями и чувствами, а не просто человека, стремящегося рассмешить толпу [Нурлан Сабуров: «Если я занимаюсь стендап-комедией, это вовсе не значит, что я шучу везде и над всеми», 2017].
Развивайте чувство юмора
В этом вам поможет наш бесплатный курс «Чувство юмора». Здесь вы познакомитесь с теорией юмора, природой и формой комического, приемами построения шуток.
На самом деле, не существует секретных методов написания идеальных шуток, которые каждый раз будут вызывать смех публики. Со временем вы научитесь писать биты в собственном стиле. Главное – экспериментировать, ошибаться, анализировать провалы и не опускать руки. Такой же совет в одном из своих интервью дал комик и наставник российского стендап-шоу «Открытый микрофон» Иван Абрамов [Иван Абрамов: Комик должен быть приятным человеком в приятном луке, 2020].
8 советов начинающим стендап-комикам
Если вы все еще полны решимости стать отличным стендап-комиком, и уже набросали несколько уморительных шуток, вот 9 советов, которые вам пригодятся:
Тренер по актерскому мастерству и основательница театральной школы Hartt & Soul Acting Studio Кэтрин Хартт считает, что для хорошей комедии нужно много энергии. Если вы будете уставшим, это сделает ваше выступление натянутым и несмешным. Поэтому занимайтесь физической активностью, чтобы заставить кровь активно двигаться в вашем теле и мозге [5 Quick Comedy Tips, 2015].
И последнее. Помните, что вначале стендап-карьеры ваши сеты могут не быть умопомрачительно смешными, и если во время выступления вы не услышите много смеха, проигнорируйте желание испариться. Выйдете на сцену со смирением и покиньте ее с чувством собственного достоинства.
Теперь же, перед тем как подвести итог, предлагаем вам проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме сторителлинга:
Старая пословица гласит: «Умереть легко, быть смешным – сложно». Чтобы преодолеть эту сложность, вы должны искренне любить комедийное ремесло и получать удовольствие от того, что делаете. Напишите шутки, отрепетируйте выступление, затем пойдите на сцену и повеселитесь. Будьте уверены в себе и рискуйте, друзья! Если вам весело, вы почувствуете прилив энергии, который поможет рассмешить аудиторию и сделать отличное стендап-шоу. Успехов!