Стендап в информационном репортаже
Стендап — вербальный репортёрский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события.
— «мостик» (переход от одного фрагмента к другому);
— финальный, когда журналист подводит итоги и представляет себя и съёмочную группу.
Стендап применяют ради достижения ряда задач:
— превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа;
— показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция;
— резюмировать информацию и/или спрогнозировать события;
— сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации;
— смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой;
— скомпенсировать дефицит видеоряда.
Шеф-редактор Службы информационного вещания телеканала «Культура» Андрей Райкин говорил (может будет полезно упомянуть, мне кажется Гринфельд такое любит, но т.к. не обязательно просто копирую цитату): Стенд-ап — это часть смысловой конструкции сюжета. Появляясь в кадре, журналист становится таким же действующим лицом, как и другие персонажи. Если корреспондентом верно найдена своя роль — на него интересно смотреть, и такой стенд-ап запоминается. Если же все то же самое, что корреспондент сказал мне в кадре, он мог бы спокойно сказать за кадром и смысл сюжета от этого не изменится, — такой стенд-ап никому не нужен. У нас работала корреспондентом Галина Мишта — музыковед по образованию и репортёр по призванию. Она как-то сделала чудесный стенд-ап из оркестровой ямы в Большом театре: подошла к дирижерскому пульту, взяла ноты и стала объяснять, что означают значки, сделанные на партитуре. Речь шла о том, что эти рукописные обозначения — попытка дирижера очистить музыку от множественных редакторских наслоений и приблизить её к тому, что писал Мусоргский. Это было необычайно интересно и понятно даже людям, далеким от «тонких сфер». В данном случае репортёр, обладающий знаниями эксперта, стал участником события. В оркестровую яму, кстати говоря, пустят далеко не каждого.
Основные требования к стендапу:
— продолжительность не более 10-20 секунд (впрочем, бывают многочисленные исключения, например, в репортажных сюжетах, прямых и псевдопрямых включениях и т.п.);
— фон за журналистом должен иметь отношение к теме сюжета;
— обычно в стендапе используется средний план, чтобы совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон;
— стендап как правило не используется в начале сюжета, если это не общение в эфире ведущего и корреспондента;
— текст стендапа должен содержать минимум субъективных оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;
— должна сохраняться атмосфера естественного общения со зрителем;
— внешний вид журналиста должен соответствовать теме и атмосфере сюжета;
— текст стендапа должен отделяться от закадрового текста,
— поведение в кадре должно быть в достаточной мере раскованным, естественным.
В зависимости от положения репортера:
Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон.
В зависимости от типа микрофона:
— со шнуровым микрофоном в руках;
— с радиомикрофоном в руках;
— со свободными руками (на «пушку» или с «петличкой»).
Особенности речи в стендапе
Так называемый информационный стиль:
— энергичная подача («я хочу это вам рассказать»);
— четкая дикция на передних зубах;
— минимум пауз, темп речи – 15-20 акцентов за 10 секунд.
— постарайтесь выглядеть хорошо; сбившийся на сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы говорите;
— будьте свободным, не напрягайтесь;
— говорите в темпе, не растягивайте и не спешите;
— будьте внимательны к тексту: у вас не будет возможности исправить его позже;
— в начале и конце сделайте 5-секундные паузы, чтобы облегчить монтаж;
— запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать;
— если вы пытаетесь сделать что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап;
— объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно;
— разговаривайте с аудиторей, а не «говорите» ей;
— будьте осторожны с материалом, снятым в разное время суток.
— не выучивайте текст стандапа наизусть;
— не ставьте знаки препинания кивком головы;
— не привязывайте текст к конкретной дате или времени;
— не делайте стендап на фоне группы людей, которые должны делать вид, будто вас нет;
— не говорите полушепотом, например, в комнате, где идет собрание;
— не думайте о микрофоне в кадре;
— не надевайте солнцезащитные очки;
— не делайте стендап в головном уборе даже в мороз (спорная рекомендация).
Как подготовить стендап-выступление: советы для новичков
Енот заходит в парикмахерскую. Что произойдет дальше, зависит только от фантазии рассказчика. Но одно можно сказать наверняка: если вы готовите стендап-выступление, то история должна быть остроумной и смешной.
Комедия – это ремесло, требующее большой самоотдачи и творчества, а стендап-комики – люди, которые зарабатывают на жизнь шутками. И зарабатывают, надо признать, весьма достойно. По данным портала Forbes.ru, пять российских комиков, в числе которых известные стендаперы Нурлан Сабуров и Алексей Щербаков, за год заработали несколько миллионов долларов, являясь ведущими юмористического YouTube-шоу «Что было дальше?» [Создатели «Что было дальше?» стали самыми высокооплачиваемыми видеоблогерами в России, 2020].
Звучит заманчиво, но если вы начинающий комик, вам нужно грезить не о миллионах, а подумать о том, как подготовить первое выступление и написать материал, способный рассмешить публику. В данной статье вы найдете конкретные советы, которые помогут в этом.
Что такое стендап-комедия и когда она появилась?
Стендап-комедия – это шоу или выступление, в котором комик исполняет оригинальные шутки на сцене перед живой публикой, чтобы рассмешить ее. Комедийные представления были популярны и в древние времена, но прародителем современного стендапа является водевиль конца XIX века.
Чарли Кейсу, афроамериканскому исполнителю водевиля, приписывают первый настоящий стендап-концерт в 1880-х годах, где он исполнял комедийные монологи перед аудиторией. Как и нынешние комедианты, Кейс рассказывал анекдотические шутки – забавные истории из своей жизни. Так родилась стендап-комедия, которую мы знаем сегодня.
Полноценное выступление перед микрофоном называется сетом (set). Он имеет начало, середину и конец, а его длительность зависит от того, является ли комик хедлайнером или человеком, разогревающим публику. Если вы планируете выступать в роли лидера, будьте готовы провести на сцене час и больше.
Устная стендап-комедия содержит следующие элементы:
В России о стендапе узнали в конце 80-х годов, но его развитие началось лишь в 2000-х. Сегодня этот жанр динамично шагает по городам нашей родины, а с 2017 года в Москве проводится ежегодный фестиваль стендап-комедии «Панчлайн». В 2020 году его зрителями стали более 5 миллионов человек [Итоги фестиваля «Панчлайн-2020», 2020].
Как написать стендап-комедию за семь шагов
Если вы мечтаете выступить на местном открытом микрофоне, написать юмористический сценарий или стать настоящим мастером стендап-комедии, воспользуйтесь советами ниже.
Смотрите и учитесь
Изучайте юмор других комиков. Начните с громких мировых имен (Луи Си Кей, Эдди Мерфи, Джордж Карлин, Джимми Карр, Джерри Сайнфелд, Билл Берр): посмотрите их ранний стендап и более поздние выступления, проанализируйте, как изменился их стиль. Сходите в комедийный клуб на живое шоу, чтобы увидеть, как комики структурируют свой сет. Обратите внимание, как они открывают и закрывают выступление, сколько битов в каждом сете. Сядьте сзади и понаблюдайте за публикой: как часто они смеются? На что реагируют больше всего?
Соберите материал
Используйте личный опыт, чтобы подготовить выступление. Проанализируйте и найдите забавные моменты в своих отношениях с партнером, ребенком, начальником, коллегой или соседом. На первых этапах нужно собрать все комичные идеи. Они не должны быть готовыми шутками или остротами, а просто быть вещами, которые заставляют вас смеяться.
Поищите курьезные моменты, связанные с вашей культурой, семьей, в которой выросли, привитыми ценностями, образом жизни. Записывайте любые идеи, даже незначительные, они могут пригодиться в будущем. Лучший стендап – личный стендап. Комики, которые делают себя главными героями шуток, часто оказываются самыми интересными исполнителями, на чьи выступления живо откликается публика.
В интервью для газеты The Guardian основатель Американского института комедии Стивен Розенфилд сказал: «Объект стендапа, как и любого другого вида искусства, – это вы. Оригинальность объясняется вашим подходом к тому, о чем вы говорите» [Learning laughter: an expert’s guide on how to master standup comedy, 2017]. Чтобы собрать материал о своей жизни, составьте список всего, что:
Оттачивайте навыки наблюдения и возьмите за привычку ежедневно фиксировать смешные ситуации из своей жизни. Помните: аудитория смеется тогда, когда узнает себя в рассказе, поэтому убедитесь, что ваше наблюдение не является узконаправленным. Например, не используйте идеи, которые поймут только люди, работающие в конкретной профессиональной сфере.
Напишите шутки
Когда составите список идей, выберите одну и поработайте с ней: найдите сюжетную линию и конкретизируйте сетап, ответив на вопросы:
Придумайте один или несколько панчлайнов. В этом случае используйте семантическую теорию юмора, разработанную профессором лингвистики Виктором Раскиным, которая утверждает, что текст является юмористическим и вызывает когнитивную реакцию, если он:
Раскин иллюстрирует свою теорию следующей шуткой:
Пациент стучится в дом врача.
– Доктор дома? – спрашивает он севшим от болезни голосом.
– Нет, – шепчет в ответ молодая и хорошенькая жена доктора. – Входите [Raskin V, 1985].
В этой шутке есть несоответствие между вопросом пациента и ответом жены врача. Первая часть шутки активирует в мозге слушателей специальный сценарий: пациент пришел за медицинской помощью. Раскин называет такой сценарий «доктор», и подкрепляет указанием на голос пациента, севший от болезни. Но поведение жены доктора несовместимо с информацией, заложенной в этот сценарий, и тогда аудитория начинает искать новый для интерпретации взаимодействия между женой врача и пациентом. Активируется второй сценарий под названием «любовник», и слушатели делают вывод, что пара вовлечена в незаконный роман.
Проще говоря, панчлайн – это поворот сюжета, идущий вразрез с логическим завершением шутки. Вот еще один пример от американского актера и комика Стива Мартина: «Я люблю женщин с головой на плечах. Ненавижу шеи».
Составьте как можно больше забавных фраз и не печальтесь, если первые шутки не смогут вас рассмешить. Будьте терпеливы и продолжайте работу.
Оформите свое выступление
Начните с написания 30-секундного фрагмента для выступления. Вспомните любой свой странный поступок, привычку или щекотливую ситуацию и попробуйте это сыграть, представив себя комиком-ведущим, который делает подводку к выступлению следующего артиста. Запишите 30-секундный сет на видео и покажите друзьям, чтобы получить обратную связь.
Далее составьте 2-минутный сет, соединив вместе несколько шуток. Подумайте над переходами, чтобы биты не казались разрозненными. А после попробуйте написать 5-минутный фрагмент и попросите оценки друзей или семьи, чтобы проверить материал. Не бойтесь рассказывать шутки, которые не являются совершенными. Принимайте критику, но помните, что только вы решаете, каким будет ваше выступление.
Когда соберете достаточно шуток для часового шоу, систематизируйте их так, чтобы это выглядело естественно. Всегда имейте запасные биты на случай, если вам понадобится сменить направление.
Напишите открытие и закрытие
Открытие и закрытие, о которых мы упоминали ранее, являются важнейшими составляющими стендапа. Начало – это возможность показать зрителям, кто вы есть, а финал дает шанс сделать выступление цельным и придать ему смысл. Как сделать открытие и закрытие? Начинайте сразу с шутки. Не нужно представляться или говорить, что вы впервые на сцене: это не смешно.
Если не знаете, чем закончить, подумайте о своем выступлении, как об истории, имеющей замысел, это поможет сделать вывод, который удовлетворит публику. Помните, что финал выступления аудитория запомнит лучше всего, поэтому поместите самые удачные шутки и важные идеи в конце вашего шоу.
Составьте сет-лист
Сет-лист – это список шуток, с которыми вы планируете выступать. Зафиксируйте его на блокнотном листе или в записной книжке смартфона. Наличие сет-листа поможет систематизировать идеи и запомнить шутки, избавляя вас от слов-паразитов и «мычания» во время выступления на сцене. Как показало исследование специалистов в области психологии, при обилии в речи говорящего слов-заполнителей, типа «м-м-м» или «э-э-э», слушатель перестает направлять свое внимание на контент и вместо этого концентрируется на дикции и речи выступающего, что оказывает негативное влияние на понимание слушателей [Duvall E., Robbins A., Graham T., Divett S., 2014].
Не нужно записывать в сет-лист шутки целиком, достаточно составить список ключевых ее частей или первых двух слов, которые напомнят вам, о чем должна идти речь. Например, шутка о том, как отнести пирожки своей бабушке, может быть записана так: «Бабушка Пироги».
Отрепетируйте свой сет
Повторяйте шутки в порядке сет-листа пока не запомните их. Так вы точно будете знать, как преподнести каждый бит и сколько примерно времени это займет. Кроме того длительная репетиция поможет вам понять, какие части шуток можно улучшить, а какие вовсе исключить.
Единственный способ узнать, хорош ли ваш стендап, это рассказать его аудитории. Соберите друзей, семью или других начинающих комиков и по их реакции оцените, есть ли у вас шанс на комедийную карьеру. Репетиция на публике дает возможность: отработать физические жесты и в дальнейшем чувствовать себя естественно на сцене; развить уверенность; отредактировать сет. Не привязывайтесь к тому, что сами считаете забавным. Обратите внимание на реакцию близких людей и внесите соответствующие правки: оставьте шутку, если вы получаете положительный отклик, уберите ее, если слышите тишину.
Как шутить смешно?
Итак, вы решили попробовать себя в роли стендапера. Прекрасно! Любой успешный комик скажет вам, что ежедневное написание шуток требует усердной работы. Генерировать идеи, может, и легкое дело, но потребуется немало усилий, чтобы превратить сырой материал в веселые биты, которые заставят людей смеяться. Как научиться шутить? Вот несколько рекомендаций, которые помогут:
Проверяйте материал на себе
Большая ошибка начинающих комиков состоит в том, что они пишут шутки, которые, по их мнению, другие люди сочтут смешными, но для них самих таковыми не являются. Это заблуждение. Поэтому продолжайте сочинять биты, пока не найдете те, которые понравятся лично вам.
Смотрите по сторонам
Российский комик Алексей Щербаков считает, что главные качества стендапера – это наблюдательность и внимательность. Даже самые приземленные вещи могут рассмешить людей, поэтому он предлагает наблюдать за происходящим вокруг вас для написания материала [«Меня заставили»: резидент шоу StandUp Алексей Щербаков рассказал, как попал в мир большого юмора, 2019].
Проведите пару часов в общественном месте, просто наблюдая за людьми и записывая как можно больше о том, как они выглядят, разговаривают и что делают. Когда вернетесь домой, прочтите свои записи и выделите моменты, которые кажутся вам забавными и являются общечеловеческими истинами. А дальше постарайтесь это смешно интерпретировать.
Рассказывайте истории
Посмотрите на эту шутку: «Вчера был день рождения моей жены, и я подарил ей сертификат на парный массаж. Она осталась недовольна, сказав: «Джерри, это подарок для нас, а не для меня». Я вернул сертификат и заказал ей ужин в ресторане на одного».
В этой шутке есть все элементы сторителлинга: персонажи, обстановка, сюжет, конфликт, тема, арка сюжета. Если проанализировать историю глубже, то можно увидеть, что женщина в данной шутке выступает антагонистом главного героя. Такие биты оказывают дополнительное влияние на аудиторию, рождая эмоции, и публика начинает не просто реагировать на шутку, а по-настоящему болеть за главного героя, подсознательно желая ему победы.
Хотите научиться увлекать людей своими рассказами? Приглашаем вас на онлайн-программу «Сторителлинг», пройдя которую вы найдете свой писательский стиль, сможете убедительно выступать на публике и излагать мысли просто и захватывающе. Если вы начинающий стендапер, то 5 недель этой программы значительно прокачают ваш скилл в рассказывании историй.
Создавайте возможности для смеха
Создавайте как можно больше возможностей для смеха, делая забавными и переход, и действие, и панчлайн, и даже имена персонажей шутки. Вот пример от комика Йонаса Польски:
«Говоря о нарушениях речи… Мой двоюродный брат Заикающийся Стью работает на фабрике по производству салфеток. Он ненавидит обеденный перерыв, потому что никогда не может найти чистую салфетку!»
В этом примере у зрителя есть четыре шанса, чтобы рассмеяться: забавный переход, забавное прозвище, забавная работа и панчлайн. Если три из них не сработают, а один раз публика все-таки засмеется, считайте, что шутка удалась.
Излагайте по существу
Будьте краткими, удалите все маловажные элементы из своих историй. Не стоит упоминать в шутке, что вы ехали на арендованном Chevrolet Tahoe High Country с кожаными креслами, если единственное, что нужно знать аудитории – это то, что ваш автомобиль был арендован. Внимание публики ограничено, поэтому исключайте детали, которые не являются забавными.
Используйте смешные слова
Существуют слова, которые кажутся смешнее остальных и могут вызвать улыбку без какого-либо контекста. Так считает американский актер и стендап-комик Джерри Сайнфелд. Этот подход он использовал в истории про пирог с начинкой, который когда-то впервые появился на прилавках магазинов в США и показался чем-то невероятным: «Пирог внезапно появился в супермаркете… и мы были похожи на шимпанзе в грязи, играющих палками». По словам Сайнфелда, шутка заключается в том, что текст содержит четыре забавных слова: шимпанзе, грязь, игра и палки [Jerry Seinfeld Interview: How to Write a Joke | The New York Times, 2012].
Рассуждайте о человеческом
Не стесняйтесь задавать большие вопросы в своем выступлении. Скорее всего, подобные вопросы есть у каждого человека, и, затрагивая их в стендапе, вы налаживаете эмоциональную связь с аудиторией. В современном мире люди пытаются отделить себя от остальных, не понимая, что они мало чем отличаются друг от друга.
В конечном счете, мы все ищем любовь, смысл, понимание и общность. Поэтому смело рассказывайте со сцены о собственном отношении к реальности, и аудитория откликнется, узнав себя. Этого же мнения придерживается Нурлан Сабуров – стендапер, который в 2020 году вошел в рейтинг самых перспективных и признанных россиян до 30 лет по версии журнала Forbes. По его словам, стендап – это история личности с ее переживаниями и чувствами, а не просто человека, стремящегося рассмешить толпу [Нурлан Сабуров: «Если я занимаюсь стендап-комедией, это вовсе не значит, что я шучу везде и над всеми», 2017].
Развивайте чувство юмора
В этом вам поможет наш бесплатный курс «Чувство юмора». Здесь вы познакомитесь с теорией юмора, природой и формой комического, приемами построения шуток.
На самом деле, не существует секретных методов написания идеальных шуток, которые каждый раз будут вызывать смех публики. Со временем вы научитесь писать биты в собственном стиле. Главное – экспериментировать, ошибаться, анализировать провалы и не опускать руки. Такой же совет в одном из своих интервью дал комик и наставник российского стендап-шоу «Открытый микрофон» Иван Абрамов [Иван Абрамов: Комик должен быть приятным человеком в приятном луке, 2020].
8 советов начинающим стендап-комикам
Если вы все еще полны решимости стать отличным стендап-комиком, и уже набросали несколько уморительных шуток, вот 9 советов, которые вам пригодятся:
Тренер по актерскому мастерству и основательница театральной школы Hartt & Soul Acting Studio Кэтрин Хартт считает, что для хорошей комедии нужно много энергии. Если вы будете уставшим, это сделает ваше выступление натянутым и несмешным. Поэтому занимайтесь физической активностью, чтобы заставить кровь активно двигаться в вашем теле и мозге [5 Quick Comedy Tips, 2015].
И последнее. Помните, что вначале стендап-карьеры ваши сеты могут не быть умопомрачительно смешными, и если во время выступления вы не услышите много смеха, проигнорируйте желание испариться. Выйдете на сцену со смирением и покиньте ее с чувством собственного достоинства.
Теперь же, перед тем как подвести итог, предлагаем вам проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме сторителлинга:
Старая пословица гласит: «Умереть легко, быть смешным – сложно». Чтобы преодолеть эту сложность, вы должны искренне любить комедийное ремесло и получать удовольствие от того, что делаете. Напишите шутки, отрепетируйте выступление, затем пойдите на сцену и повеселитесь. Будьте уверены в себе и рискуйте, друзья! Если вам весело, вы почувствуете прилив энергии, который поможет рассмешить аудиторию и сделать отличное стендап-шоу. Успехов!