Главная » Правописание слов » Как писались записки охотника

Слово Как писались записки охотника - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

История создания сборника «Записки охотника» И.С. Тургенева

Сборник рассказов под названием «Записки охотника» И.С. Тургенева был опубликован единым изданием в 1852 году. Спустя продолжительное время писатель дополнил книгу еще тремя произведениями. Сборник вызывает много споров среди литературоведов относительно жанра опубликованных работ. Некоторые критики придерживаются мнения, что творения Ивана Сергеевича относятся к очеркам. Другие утверждают, что все произведения написаны в жанре рассказа.

В 1846 году все лето и несколько недель осени Иван Сергеевич находился в Спасском-Лутовинове. Автор на время отошел от писательской работы. Все дни он проводил в наблюдениях. При любом удобном случае И.С. Тургенев отправлялся на охоту. Но он ходил не один. Компанию ему составлял местный егерь Афанасий Алифанов. В середине осени писатель был вынужден вернуться в Петербург. До автора дошла информация, что у журнала «Современник» новые владельцы. Руководящий пост поделили Некрасов и Иван Панаев. Обновленный редакторский состав попросил И.С. Тургенева внести изменения в произведения.

В первом номере «Современника» был опубликован рассказ «Хорь и Калиныч». Это произошло в январе 1847 года. Произведение имело подзаголовок «Из записок охотника». Вариант был предложен Иваном Панаевым. Именно это название и стало впоследствии заглавием всего цикла рассказов.

И.С. Тургенев изначально не представлял, какую книгу он хочет создать. Он долгое время обдумывал детали, сопоставлял факты, анализировал будущую композицию. Процесс шел постепенно, без особых взлетов и писательских простоев. Находясь в деревне, Иван Сергеевич собрал достаточно информации, которую он мечтал использовать в своем произведении. Наблюдений было так много, что они могли бы послужить основной для нескольких интересных книг и сборников. Своим творением «Записки охотника» Иван Сергеевич положил начало новому направлению в русской литературе.

В 1847 году летом И.С. Тургенев вместе с Белинским посетил Зальцбрунн. Во время поездки автор не переставал работать над своим сборником. Писатель делился своими наработками со своими друзьями и товарищами. После прочтения рассказа «Бурмистр» у собравшихся была неоднозначная реакция. Белинский крайне эмоционально высказался о герое, описанном в книге. Под рассказом «Бурмистр» писатель оставил несколько строк, содержащих информацию о месте и времени написания. Больше этих данных он не указывал ни в одном произведении.

Иван Сергеевич несколько лет работал над своей книгой «Записки охотника». В 1852 году она была издана отдельным сборником. С этим событием связаны небольшие разбирательства. Разрешение на печать работы И.С. Тургенева было выдано чиновником Владимиром Львовым. Для служащего цензурного ведомства все закончилась печально. Он был уволен. Коллеги Владимира Львова получили предупреждение о недопущении публикации подобных материалов.

Писатель стремился внести в свое творение местные наречия, деревенский стиль высказываний. Однако этот прием понравился не всем критикам. Белинский и Аксаков протестовали против употребления в произведении диалектизмов и просторечных слов. Однако И.С. Тургенев был не согласен с их точкой зрения. Местный говор был необходим автору для передачи настроения деревенских жителей, описания их жизненного уклада и быта. Иван Сергеевич стремился передать царившую в деревне неповторимую атмосферу. Ему важно было показать, чем живет простой народ. В сборнике «Записки охотника» читатель словно следует за И.С. Тургеневым на его прогулке, видит своими глазами все происходящее вокруг.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.6 / 5. Количество оценок: 27

Источник

«Записки охотника» И.С.Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г.Белинский о «Записках»

Содержание:

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.10.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли огромную роль в духовном развитии российского общества, обогатили социальную и мировую культуру.

В «Записках охотника» читателю были заданы два основных вопроса:

И.С.Тургенев попытался ответить на эти вопросы. Его внимание сосредоточено на людях.

Статья А.К.Бабореко «Записки охотника» раскрывает исторические предпосылки для создания этой работы, дает полное и глубокое описание отдельных персонажей (Хоря, Калиныч, Пеночкин, Полутыкин). По словам известного литературного критика, Тургенев «изображает дикость, жестокость и тиранию крепостных с беспощадной правдивостью». Автор подчеркивает: «выдающуюся роль « Записках охотника » в истории русской литературы». А.К.Бабореко также отмечает, пейзаж Тургенева, который «поэтически великолепный и полный глубокого смысла».

Автор предлагает рассмотреть язык и стиль работы исторически, в контексте общего состояния и развития русской литературы и русского литературного языка своего времени, в связи с:

История создания «Записок охотника». Развитие традиций Пушкина и Гоголя в «Записках охотника»

В 1845 г. под редакцией Н.А.Некрасова был издан литературно-художественный сборник с необычным названием «Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов».

Эта коллекция была значительным явлением в истории нашей литературы: она знаменовала собой решительный поворот от неопрятного риторического романтизма, который в 30-х годах пытался занять доминирующее место в литературе, к консолидации позиций идеологического, критического реализма.

Само название сборника «Физиология Санкт-Петербурга» указывало на то, что перед литературой стояла задача, близкая к научному исследованию: возможно, более точное, реалистичное описание общественной жизни.

Сборник начался с блестящего очерка Белинского «Петербург и Москва», за которым последовали другие сочинения, рассказывающие о жизни бедных петербургских крестьян: петербургский дворник Луганского, петербургский органор Григоровича, петербургская сторона Гребенки, петербургские Углы Некрасова. Год спустя, в 1846 году, Некрасов издал «Петербургский сборник», который по своим задачам был близок к «Физиологии Петербурга». Хотя главным местом в нем были уже не очерки, а рассказы и стихи, общее направление и творческий метод остались прежними: это был критический реализм, проникнутый глубоким интересом к вопросам общественной жизни.

От «Помещика», написанного в поэтической форме, Тургенев вскоре перешел к художественной литературе, к очеркам из крестьянской жизни, полагая, что этот жанр в большей степени отвечает его новым творческим задачам. Это были Записки Охотника.

В 70-е годы Тургенев опубликовал три новые истории в журналах: «Конец Чертопханова», «Стуки» и «Живая сила». Они были включены в издание «Записок охотника» 1880 года и с тех пор включены во все последующие издания, в настоящее время состоящие из 25 историй.

Как можно объяснить поворот Тургенева от стихов и стихов, которые он писал в течение 12 лет, к рассказам из народной жизни?

Дореволюционные исследователи творчества Тургенева, склонные объяснять историю русской литературы западным влиянием, пытались найти истоки новых сюжетов и новых жанров Тургенева в литературном движении зарубежных стран. Так, профессор Сумцов говорил о влиянии Ж.Санда, а профессор А.С.Грузинский утверждал, что Тургенев в большей степени последовал за Ауэрбахом, опубликовавшим первые книги своих «Шварцвальдских сказок» в 1843 году, за четыре года до появления первого рассказа «Записки охотника».

Другие исследователи связывают главную роль в переходе Тургенева с изображением народной жизни с влиянием Гоголя и особенно Белинского.

Нет сомнений, что «Мертвые души» Гоголя, опубликованные в 1842 году, были образцом для Тургенева и оказали на него влияние, увеличив интерес к художественной литературе и критическому реализму. Тем более уверен, что Белинский оказал огромное влияние на Тургенева.

Еще со студенческих лет Тургенев был внимательным читателем литературно-критических статей Белинского, в 1843 году он лично с ним познакомился, а затем в течение ряда лет, вплоть до смерти Белинского, поддерживал с ним дружеские отношения.

С другой стороны, Белинский также относился к Тургеневу с добротой. Для него он был справедливым, но строгим учителем, который прямо и даже резко отмечал все, что казалось ему ложным и художественно слабым в стихах и поэмах Тургенева, и горячо поддерживал его литературные успехи, все, что могло привести Тургенева на путь идеологического реализма. Белинский приветствовал его переход к художественной литературе, к «Запискам охотника».

Основной причиной всех этих явлений было общественное движение, которое в 1840-х годах охватило широкие круги развитой (в то время благороднейшей) интеллигенции и коренилось в глубоком недовольстве, которое с каждым годом росло среди порабощенного крестьянства.

До создания своей опальной книги Тургенев еще не был уверен, что литература была его истинным призванием. Он писал стихи, стихи, рассказы, драмы, но в то же время мечтал об академической карьере и был готов бросить литературные занятия под влиянием чувства неудовлетворенности своим письмом. В «Записках охотника» талант Тургенева был представлен с новой стороны, во всей своей привлекательности и силе. Тургенев сам осознавал значение «Записок охотника». Он написал одному из своих друзей: «Я рад, что эта книга вышла. Мне кажется, это останется моим вкладом в сокровищницу русской литературы ».

Как художник, Тургенев продолжил реалистические традиции Пушкина и Гоголя в «Записках охотника» и сумел высказать свое слово в развитии русской романской прозы.

Поэтическая целостность «Записок охотника» обусловлена ​​единством художественной манеры, присущей этой книге Тургенева. В отличие от Пушкина и Гоголя, Тургенев не создает в своем цикле тщательно разработанных и полностью раскрытых человеческих характеров. С такой задачей не мог столкнуться «охотник». Тургенев ограничился эскизами, набросками, портретными зарисовками. Однако при умелом подборе характерных черт и деталей достигается необходимая реалистичность набора текста, художественного рельефа. Писатель сумел перевести свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения в типичные образы, которые дают обобщающую картину русской жизни эпохи крепостных.

Основу тургеневского языка составляет речь культурной части русского общества своего времени. В то же время язык «Записок охотника» широко отражает «живую речь города, усадьбы и русской деревни». В рассказах Тургенева часто встречаются местные слова и выражения, диалектизм орловского диалекта, например «квадрат», «привычки», «бучило», «зеленый». Вообще склонность к диалектизму была характерной чертой ранних произведений писателей «естественной школы».

«Записки охотника» сыграли огромную роль в творческом развитии самого писателя или, фактически, поворот Тургенева к реализму был завершен. Создав «Записки охотника», книгу о русском народе, Тургенев продолжил и обогатил великие реалистические традиции Пушкина и Гоголя, его учителей и предшественников. Теперь он сам становится учителем других и прокладывает новый путь, распахивая нетронутые целинные земли.

Двадцать пять рассказов и набросков «Записок охотника» объединены общей идеей, согретой авторским чувством патриотического вдохновения, и составляют единый цикл работ о крестьянстве и крепостной России. Будучи шедевром художественного творчества, «Записки охотника» в полной мере сохранили свою глубокую идеологическую и эстетическую ценность. Тургеневская народная книга, это стихотворение о духовной красоте и могуществе русского народа, для современного читателя является одним из самых любимых произведений русской классической литературы. Великий Гоголь говорил о Тургеневе еще в 1847 году: «Его талант замечательный и обещает большую активность в будущем!».

Тема протеста против гнета крепостников

Россия крепостной эпохи была преимущественно крестьянской страной. Крупное крестьянство составляло основной эксплуатируемый класс, труд которого в основном использовался правящими классами при крепостном праве. Крестьянство неоднократно проявляло себя как революционная сила в стране. Крестьянский вопрос имел огромное значение для развития русской общественной мысли и русской литературы. Ленин отметил, что настроение Белинского, выраженное в знаменитом письме к Гоголю, зависит от настроения крепостных. Каждый честно мыслящий писатель в России сталкивался с крестьянским вопросом. Со времен путешествия Радищева из Санкт-Петербурга в Москву крестьянская тема была одной из главных тем русской литературы. Глубокое и правильное понимание развития русской литературы XIX века, особенно крепостной эпохи, возможно только в свете крестьянских и общепринятых настроений на каждом этапе этого развития. Эти настроения подпитывали демократизм русской литературы, были источником оригинальности и глубины ее гуманистического пафоса.

В отличие от Григоровича, Тургенев в самом первом сочинении из «Записок охотника» не только вызвал у читателя симпатию к крепостному крестьянину, но и привел к мысли о богатых внутренних силах, скрывающихся среди народа. Это идеологический и художественный пафос Коря и Калиныча.

Защищая неприкосновенность крепостной системы, реакционная журналистика всячески подтвердила необходимость опеки над крестьянами, которые, по их словам, не могли бы жить и управлять без хозяина. Тургенев опроверг это утверждение в своем эссе. В известном противостоянии бывшего калужского крестьянина с орловским крестьянином в корве, Тургенев осуждает крепостную систему в деревне. «Орловец. мрачен, угрюмо выглядит, живет в сырных сосновых хижинах, идет в корвет, не торгует, плохо ест, носит сандалии. Калужский тихий человек живет в просторных хижинах из сосны. он выглядит бодро и смело, его лицо чистое и белое, он продает масло и гудрон и гуляет в сапогах по выходным. Оброк крестьянин чувствовал себя более независимыми, чем барщины крестьянин. Он был отстранен от надзора изо дня в день и вмешательства в его жизнь со стороны помещика и клерки мастера Хорь живет на аренду, мастер Полутыкин, по сути, осталось он один, и Хор стал сильнее. А что привело Калинича к гибели нищеты? «Опека» его хозяина Ордена. В подвергнутой цензуре форме было трудно более ясно высказаться против крепостного права, чем Тургенев в самом первом эссе «Охотника» Ноты.

В «Мертвых душах» с изображениями Митая и дяди Минай, Селифана и Петрушки Гоголь убежден, что господство ноздрей, собачевичей и чичиковых притупляет крепостного крестьянина. В то же время великий писатель в лирических отступлениях пел живую душу народа, не сломленную веками рабства.

На страницах «Записок охотника» появляется немало крестьян, тупых и угнетенных крепостничеством. Но уже в Хоре и Калиниче, в типичных чертах крепостных, Тургенев воплощает лирическую тему Гоголя в реальных образах самой реальной жизни.

Анти-крепостная направленность «Записок охотника» проявляется, прежде всего, в тех историях, в которых непосредственно сравниваются помещики и крестьяне. Таких историй мало, и в них главный социальный конфликт эпохи проявляется с особой силой. Это «Хор и Калинич» (крестьяне и полутыкины), «Ермолай и мельник» (Арина и Зверьков), «Малиновая вода» (Степушка и Шумихинский мастер, Влас и молодой граф), «Льгов» (Сухок и его господа), «Бурмистр» (крестьяне и Пеночкин), «Офис» (Павел и г-жа Лоснякова с ее главным клерком), «Два помещика» (бармен Вася и Стегунов), «Петр Петрович Каратаев» (Матрена и ее леди).

Другие истории строятся иначе: центральное место занимают либо крестьяне («Касиан с красивыми мечами», «Луг Бежина», «Бирюк», «Живые реликвии»), либо обычные люди из народа («Певцы») изображения помещиков даны либо на периферии, либо полностью отсутствуют, тем не менее, крепостная ситуация полностью понятна читателю, и они придают развитию действия характер какого-то другого драматического конфликта. Действительно, читатель должен представить себе условия крепостного права, чтобы полностью понять жажду справедливости, поиск праведной земли в Касьяне, тьму и суеверие мальчиков на Лугах Бежина, тяжелое положение Бирюка, трагическую судьбу Акулина в повести «Свидание» и Лукерья в повести «Живая сила», гибель талантливых людей от людей в «Певцах».

Не следует думать, что анти-крепостная ориентация «Записок охотника» проявляется только в рассказах, которые показывают их талант или разрушительное влияние крепостных помещиков на них.

В «Записках охотника» есть ряд историй, которые на первый взгляд стоят в стороне от общей идеологической направленности коллекции, в которой нет крестьян, но появляются только помещики, и автор поднимает вопросы психологического, личного Интимная жизнь героев. Таковы, например, рассказы «Районный врач», «Мой сосед Радилов», «Гамлет Щигровского района», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханов».

Но при ближайшем рассмотрении эти истории не выпадают из общего идеологического плана Записок Охотника: поставленные в них вопросы также находят свое конкретное объяснение в условиях жизни помещика той эпохи.

Только благородная крепостная среда могла породить таких людей, как уроженец разрушенной семьи помещиков-чертопанцев, в нем самым странным образом сочеталось духовное благородство, доброта и щедрость с высокомерием благородства, высокомерием и расточительностью, или таких, как Василий Васильевич («Гамлет Щигровского уезда»), также разоренный малоземельный дворянин, человек высокой культуры, оказавшийся совершенно непригодным для жизни, лишним в кругу богатых помещиков и сановников, которых он презирал, но от которого не мог оторваться от происхождения, воспитания и слабости характера.

Чтобы понять семейную драму Радилова, который после смерти должен был вернуться к атмосфере старо-благородного крепостничества, с его предрассудками в области морали, с его ложной претенциозной требовательностью в вопросах брака, его жена решила выйти замуж за сестру, и тем самым нарушила традиционную порядочность.

И даже «поздняя любовь» умирающей девушки (в рассказе «Доктор графства») показана Тургеневым на фоне крепостной жизни. Семья, к которой принадлежала героиня этой истории, и на этот раз была семья разрушенных землевладельцев: «мой отец был ученым, писателем, умершим в нищете», «они жили в небольшом доме, покрытом соломой «У них было мало общего с соседями, потому что они были маленькими, им не нужно было, и гордость запрещала знать с богатыми». Это вынужденное одиночество знатной семьи во многом объясняет тот факт, что когда героиня в последние часы своей смерти пробудила страстную жажду жизни и любви, ее выбор пал на социально чужого человека, простолюдина, районного врача.

Все это придало «Запискам охотника» яркую и последовательную идеологическую направленность, сделало рассказы Тургенева настоящим инструментом социальной и политической борьбы и в то же время скрепило все рассказы в художественное целое.

Заключение

В конце работы следует отметить, что именно русский порабощенный крестьянин появился в «Записках охотника» как личность, а не только как «младший брат», и это стало настоящим художественным открытием. С самого начала «Коря и Калиныч» напоминается, что «Записки охотника» начинаются не с портретов, а с кратких характеристик крестьянских «пород»: орловской, калужской. Вместо лиц, персонажей были созданы, по сути, олицетворение определенной профессии, некоторые конкретные условия жизни. Это стало традицией в русской литературе.

Тургенев подключается к этой традиции, чтобы, однако, не продолжать, а свергнуть ее на собственной территории. Он сразу называет своего Калинича (тогда Корю) не человеком, а человеком: «Калинич был человеком».

Дело в том, что эти герои «Записок охотника» раскрываются как в «мужике», так и во всероссийском и всеобщем контексте.

Глубокий интерес Тургенева к русским крестьянам определяется не только гражданским возмущением. Он исходил из уважения к личности и из этой концепции, согласно которой «человек, осознающий свое бесконечное, безусловное достоинство», по словам современного тургеневского историка К.Д.Кавелина, «является необходимым условием для любого духовного развития люди ».

Свободное и органическое единство личности Тургенева с самим собой «сочувствие человечеству и художественному самочувствию» (Тютчеву), другими словами, человеку и художнику, позволило ему создать многочисленные образы людей, которые отображаются правдиво и правдиво. поэтическая книга, чье имя «Записки охотника».

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

«Записки охотника»: краткое содержание сборника рассказов Тургенева

Исторический контекст

Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.

Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.


«Яков Турок поёт». Иллюстрация Б. М. Кустодиева к рассказу «Певцы»

Взгляды Тургенева

Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.

Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.

История создания сборника «Записки охотника»

Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.

В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.

Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.


Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».

Краткое содержание рассказов

Далее следует читать краткое содержание каждого рассказа из «Записок охотника». Краткий пересказ представлен согласно главам.

Хорь и Калиныч Петра Петровича знакомят с местными крестьянами – Хорем и Калинычем. Хорь – работящий, довольно зажиточный крестьянин, имеет семерых сыновей. Очень хорошо ладит со своим барином и не желал получать вольную. Его друг Калиныч – полная противоположность Хорю. Он мечтательный, добродушный и кроткий. Занимался знахарством и держал пчел. Рассказчик со стороны наблюдает за их крепкой, искренней дружбой и удивляется, насколько они, при этом, разные по характеру.

Ермолай и Мельничиха Петр Петрович отправляется на охоту с Ермолаем, который был крепостным крестьянином у соседа-помещика. Ермолай слыл бездельником, не годился для работы, регулярно попадал в неприятные истории. Однако барин относился к нему благосклонно, поскольку тот приносил ему к столу дичь. Жил он в старой избе с женой, с которой обходился довольно грубо. Охотники остались на ночь на мельнице. Рассказчик слышит разговор Ермолая и Мельничихи, который зовет Арину замуж, обещая прогнать жену.

Малиновая вода Малиновая вода – это родник, у которого рыбачили два мужика. Один из них – Степушка, молчаливый человек с неизвестным прошлым. Он подрабатывал у садовника. Другой мужик – Туман, работал на гостиничном дворе. Рассказчик заводит с ними разговор. К ним присоединяется Влас. У него неожиданно умирает уже взрослый сын, и он ходил к барину просить, чтобы тот немного уменьшил оброк. Но тот рассердился и выгнал Власа.

Уездный лекарь Во время охоты Петр Петрович заболел. Он вынужден остановиться в гостинице и просит вызвать себе доктора. Лекарь рассказывает историю о больной дочери некой помещицы. Девушка очень сильно болела и доктор долгое время жил в их доме, пытаясь ее вылечить. Они привязались друг к другу и несколько ночей были вместе, затем девушка умерла. Лекарь же женился на богатой, но ленивой дочери купца.

Мой сосед Радилов Петр Петрович однажды охотится в липовом саду в имении своего соседа по фамилии Радилов. Тот приглашает его к обеду. Он представляет героя матери и красавице Оле. Девушка являлась сестрой умершей супруги Радилова. Спустя некоторое время рассказчик узнает, что сосед бросил мать и уехал с Олей в неизвестном направлении.

Однодворец Овсянников Радилов когда-то знакомил рассказчика с неким Овсянниковым. Умом и упорством тот напоминал боярина. Со своей супругой он помогал решать землякам сложные ситуации. На совместном обеде они вспоминали знакомых, былые времена. Во время чаепития Овсянников соглашается простить глупого племянника жены, бросившего карьеру и занявшегося написанием кляуз.

Льгов Петр Петрович с Ермолаем охотятся на уток недалеко от Льгова. Им требовалась лодка и некий Владимир, вольноотпущенный, согласился оказать им помощь. Лодку они одолжили у рыбака по прозвищу Сучок. Барыня запретила ему жениться. Тот менял хозяев и род деятельности, оставаясь холостым. Во время охоты Владимиру нужно было черпать воду, но он отвлекся, и лодка перевернулась. Им удалось выбраться из болотистой местности только к вечеру.

Бежин луг


Ребята у костра рассказывали забавные истории и байки

Во время очередной охоты Петр Петрович заблудился. Он выходит к равнине Бежин луг. Там он увидел костер, который развели крестьянские дети. Рассказчик подсаживается к ним и слышит их истории, легенды, сказки. Один из мальчишек идет за водой, а вернувшись, он рассказал, что видел призрака. Видение оказалось знаком – Павлуша вскоре погибает, падая с лошади.

Касьян с красивой мечи На охоте у Петра Петровича ломается телега. Он добирается до Юдиных выселок, где встречается с Касьяном. Тот, починив ему телегу, увязывается с ним на охоту. Он считал, что убивать птиц – большой грех. Касьян был очень грамотен и занимался лечением травами. Герой узнает, что тот один воспитывает осиротевшую девочку.

Бурмистр Один из соседей главного героя был офицером в отставке, довольно молодым, образованным, но бывать у него в гостях Петр Петрович не любил. Хотя однажды рассказчику пришлось у него заночевать. По утру сосед провожает его в селенье, где работал бурмистром Софрон. Этот сосед ему полностью доверял. Однажды он даже не стал слушать жалобы мужика на него. Спустя некоторое время рассказчик узнал, что Софрон владеет всем поселением и потихоньку обкрадывает соседа.

Контора Рассказчик попадает под проливной дождь. Укрытие он нашел в конторе в одной деревеньке, которая принадлежала помещице Лосьняковой. Через эту контору проходили все сделки помещицы, и работник конторы брал вознаграждение с мужиков и купцов. Он же, желая отомстить фельдшеру за плохое лечение, клевещет на его невесту. В результате этого Лосьнякова запрещает ей выходить замуж и высылает девушку.

Бирюк Рассказчик попадает в грозу и просится в избу лесника на постой. Лесник – настоящий бирюк, из вверенного ему участка леса не позволял никому вынести даже немного хвороста. Сам он жил очень скромно, воспитывая двух детей, оставленных ему сбежавшей женой. При Петре Петровиче он ловит бедняка с вязанкой. Рассказчик хочет заплатить за мужика, но того отпускает сам лесник.

Два помещика Рассказчик нередко охотится на землях двух помещиков, которые тоже его соседи. Хвалынский – хороший человек, но он очень жадный, живет холостяком. Стегунов тоже холостяк, очень хлебосольный человек, управляет своим хозяйством по старинке. Рассказчик удивляется, когда слышит от его крестьян, что они очень уважают и даже любят его, а тот, если и наказывает их, то только за дело.

Лебедянь В Лебедяни на ярмарке рассказчик решает купить несколько лошадей. В кофейной он встречает поручика Хлопакова и знакомого князя, который умеет ловко втереться в доверие к богачам и жить за их счет. Они мешают Петру Петровичу, в результате чего тот покупает плохую лошадь.

Татьяна Борисовна и ее племянник Татьяна Борисовна – вдова, проживает в своем имении с племянником. Когда-то его забрал в город на воспитание приятель вдовы Беневолинский, чтобы дать ему уроки по искусству. После его смерти племенник возвращается в имение тетушки, живет там и мнит себя художником. Возвращаться в город не планирует, требует денег у тети и стремится жить за ее счет. За год он растолстел, обзавелся подругами, а к Татьяне Борисовне совсем перестали ездить с визитами в гости.

Смерть Сосед главного героя Ардалион Михайлович и сам Петр Петрович отправляются в лес, где рубят деревья. Они узнают, что одного из крестьян убивает повалившимся деревом. Рассказчик невольно задумывается о смерти.

Певцы Жара на улице заставляет рассказчика зайти в некое питейное заведение, владельцем которого был Николай Иванович. Там он застает соревнование певцов. Яшка Турка и рядчик поют разные песни, а гости заведения им подпевают. Когда очень трогательную песню пел Яшка, герой даже прослезился.

Петр Петрович Каратаев Автор вспоминает о Петре Каратаеве, своем знакомом. Тот был влюблен в крепостную Матрену но ее хозяйка отказалась продавать Петру эту девушку. Каратаеву пришлось выкрасть ее. Все могло бы закончиться хорошо, но Матрену встретили, узнали и донесли ее хозяйке. На Каратаева наложили штраф, он задолжал многим друзьям, а Матрена добровольно осталась у своей хозяйки. Спустя какое-то время Петр Петрович встречает его в кофейне, пьяного и полностью разорившегося.

Свидание Рассказчик засыпает в березовой роще. Когда он проснулся, то увидел рядом плачущую девушку. Она рассказала, что ее жених Виктор Александрович – камердинер у помещика, уезжает на год. Он проявил полное равнодушие к ней, заявил, что не желает брать в супруги необразованную Акулину. Петр Петрович хочет успокоить девушку, но та убегает.

Гамлет Щигровского уезда В этой главе рассказчик навещает старого помещика и охотника Александра Г. Тот рассказывает о своей жизни. В Германии он встречает девушку, но, испугавшись отношений, уезжает на родину, где женится на дочери своей соседки. Вскоре после ее смерти он осознает, что не смог ничего добиться в жизни. Просит называть его Гамлетом Щигровского уезда.

Чертопханов и Недолюскин После охоты рассказчик встречает на дороге двух закадычных друзей – Чертопханова Пантелея и Недолюскина Тихона. Первый из них довольно высокомерный зачинщик скандалов, а второй – чиновник, отличавшийся ленью.

Конец Чертопханова У Пантелея была невеста Маша, но два года назад она ушла от него. Когда умирает его приятель Тихон, все имущество переходит к Пантелею. На эти деньги он заказывает другу добротный памятник. Как-то Чертопханов становится свидетелем издевательств над евреем и заступается за него. Еврей в благодарность дарит ему коня, но тот отказывается и обещает заплатить денег. Коня он полюбил и дал ему кличку.

Живые мощи


Петр Петрович с трудом узнал Лукерью

Стучит С крестьянином Филофеем главный герой отправляется в Тульскую область купить дробь. Кучер засыпает, и они падают в реку. Выбравшись с большим трудом, путники видят, как за ними гонятся какие-то люди. «Стучит!» — кричит Филофей. Люди были пьяны, попросили денег и уехали, получив их. Позже они встретились в придорожном кабаке. Скоро стало известно, что по дороге в Тулу убили купца.

Лес и степь В этом рассказе Петр Петрович с удовольствием пишет о красивой природе, описывает чудные пейзажи, деревья, кустарники, водоемы. Словом все, что открывается его взору на охоте. Он замечает, как замечательно выходить на охоту и в зимний морозный, и в жаркий летний день.

Заголовок

Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».


Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»

Сборник И. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж, за­рисовки русской природы. Рассказы («Мой сосед Радилов», «Контора», «Гамлет Щигровского уезда» и др.) построены на определенном, иногда очень сложном сюжете. Например, в рассказе «Мой сосед Радилов» действие основывается на не­понятной, замаскированной от читателя активности хищницы Ольги, рушащей семью этого «славного» помещика. Наконец, в манере обостренной по действию новеллы выдержаны «Ермолай и мельничиха», «Бирюк» и особенно «Стучит!». В этих произведениях сюжет основан на острых и неожиданных про­исшествиях. Весь цикл рассказан охотником, который повест­вует о своих наблюдениях, встречах и приключениях. Гуман­ность рассказчика накладывает на повествование «Записок охотника» характерный для этого писателя мягкий оттенок.

Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовал­ся в «Записках охотника» описаниями природы. Тургенев отно­сился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятель­ной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и действую­щих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием.

Отличительной особенностью многих рассказов из «Записок охотника» являлась искусно развернутая в них «эзоповская ма­нера» письма, выражавшаяся во всякого рода недомолвках и иносказаниях. Чтобы обмануть подозрительную цензуру, Турге­нев пользовался двусмысленным выражением, тонко употреб­ленным намеком, подчас даже композиционной перестановкой событий. Замечательным образцом такой «обманной» манеры является новелла «Ермолай и мельничиха», в которой история несчастной Арины намеренно «запрятана» в середину, казалось бы, обыкновенного очерка на охотничью тему. «Эзоповская ма­нера» письма помогла «Запискам охотника» пройти сквозь пре­грады цензуры. Тем большим было недовольство правительства после выхода «Записок охотника» в свет. Цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности.

«Записки охотника» возникли в атмосфере обозначивше­гося в ряде европейских литератур широкого движения к на­роду. Принято считать, что тургеневский цикл перекликается с крестьянскими рассказами «Чертова лужа», «Маленькая Фадетта» Ж. Санд.

И.С. Тургенев в своем цикле рассказов по жанру близок физиологическому очерку. Писатель как бы пишет своих ге­роев с натуры, но в то же время он создает особые типы ха­рактеров, которые в дальнейшем образовали как бы внутрен­ний психологический стержень героев его прославленных идеологических романов. Это типы рационалиста, мыслителя- скептика, близкого к природе. Так, например, в рассказе «Хорь и Калиныч» решались те же задачи, которые ставились авторами «натуральной школы», но решались другими худо­жественными средствами. С первой же страницы читатель во­влекается в, казалось бы, привычное для «физиологического очерка» рассуждение о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Автор специально сопоставляет два основных психологических типа — и именно это делает сюжетом очерка. Мужики предстают здесь как не­кие объекты изучения, достойные самых скрупулезных, дета­лизированных описаний (внешность, уклад жизни и т. д.).

«На пороге избы встретил меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь… Склад его лица на­поминал Сократа»,— так пишет автор, подчеркнуто возвышая тем самым героя и ставя его в ряд великих характеров, достой­ных памяти целых поколений людей. «Хорь был человек поло­жительный, практический, административная голова, рациона­лист…» — замечает далее Тургенев. Такими же смелыми, неожиданными красками, хотя и с помощью совершенно друго­го сравнения, обрисован Калиныч — человек мечтательный, идеалист, исполненный врожденной любви к прекрасному. Он приходит к своему Другу Хорю с пучком земляники, как «по­сол природы». И хотя герои рассказа — типы противополож­ные, тем не менее «они составляют единство, которому имя — человечество». Впервые в мировой литературе крестьяне вы­ступают как носители лучших черт национального характера.

«Записки охотника» — эта своеобразная «энциклопедия народной жизни». В них была и тема мести угнетателям, на­сколько мог ее коснуться писатель при Николае I, в них был и апофеоз великого жизнелюбия и талантливости русского народа, была в них и правда о недопустимом бедственном положении, с чем нельзя было больше смиряться. Эту-то правду писатель и считал «главным героем» своих «Записок охотника».

Тургенев в своих повестях и рассказах продолжает гого­левские традиции, и в этой области писатель разоблачает кре­постников как сословие духовно бедное, окруженное «мело­чами жизни», запутавшееся во лжи и лицемерии. Изощренным угнетателем крестьян в «Записках охотника» выведен поме­щик Пеночкин. Англоман, он завел у себя заграничные поряд­ки, содержит отличного повара, у него камердинеры ходят в ливреях и в перчатках. Но Пеночкин прикрывается своей показной цивилизованностью: он держит всех крепостных в трепете. В Пеночкине выведен помещик новейшего образца, «западник», копирующий внешние формы европейского ком­форта, склонный иногда на словах полиберальничать и тем более отвратительный в своем цинизме. В духе «физиологии» выведены Тургеневым и другие персонажи помещичьего ми­ра: отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский и Мардарий Аполлонович Стегунов. У генерал-майора очень пышное, словно что-то обещающее имя, отчество и фа­милия, а на самом деле его жизнь предельно ничтожна: вся она свелась к мундиру, «форме», спеси, распеканию ниже­стоящих, чисто внешнему соблюдению приличий. Сочетание имени, отчества и фамилии — Мардарий Аполлонович Стегу­нов — наводит на мысль, что этот человек — мастер своего «дела». Внешне он вроде бы не походил на Хвалынского, но внутреннее сходство явно: умение наводить порядки: «Чьи это куры? Чьи это куры? Чьи это куры по саду ходят?» И тут же провинившийся наказывается. Высмеяна Тургеневым и лож­ная значительность дворянской провинциальной образованно­сти. Не оправдавший надежд, тупой, карикатурный Андрюша Беловзоров возвращается в имение тетушки, чтобы прожить свой век в безделье («Татьяна Борисовна и ее племянник»).

Истинным артистом выглядит рядом с этим баричем, художником-неудачником, крепостной Яков Турок. Господская безмятежная жизнь развивала праздность и апатию ума. Таков и меценат Беневоленский: человек «положительный, даже дюжинный… с коротенькими ножками и пухленькими ручка­ми», который приятно улыбался, имел доброе сердце и «пылал бескорыстной страстью к искусству», ничего в нем не смысля. Такова и «старая девица», гостья Татьяны Борисовны, без умолку верещавшая о немецкой философии, о Гете, ничего в этом не понимая. Опошление высоких вкусов и понятий — это тоже своего рода роскошь, которую можно себе позволить в праздности. Тургенев первым заговорил об этой страшной беде, о подделке под духовность, проявившейся в самых но­вомодных формах в массе дворянства.

Но и в дворянской среде рождались и протестующие лич­ности, появлялись натуры цельные и стойкие, остающиеся са­мими собой до конца, несмотря на драматические обстоятель­ства жизни. Дикий Барин из рассказа «Певцы» — загадочная, неясная фигура, но, несомненно, таящая в себе какие-то могу­чие стихийные силы. «В этом человеке было много загадочно­го; казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что, раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и все, до чего они коснут­ся…». Неслучайно Тургенев именно Дикого Барина делает судьей в состязании певцов. Этот недюжинный человек, «вы­ломившийся» из своей среды, по душе — художник во всех смыслах этого слова. Все у Пантелея Чертопханова — слова и поступки — «дышало сумасбродной отвагой и гордостью не­померной». Чертопханов истинно благороден: он спасает от из­девательств забитого Недопюскина, осаживает Ростислава Штоппеля, вздумавшего шпынять наследника-конкурента. Его безграничная привязанность к донскому коньку, романтично названному Ма-лек-Аделем (по имени благородного героя, храброго воина из романа Софи Коттен), выдает всю меру его одиночества; он напоминает Герасима из «Муму». Чертопханов гибнет, как гибли на Руси многие открытые, честные люди.

Особая тема «Записок охотника» — духовные искания развитой, думающей части дворянского сословия. Эти люди вроде бы и должны были сказать России «всемогущее слово «вперед!». Но в 40-х годах уже появились первые серьезные сомнения в способности русского вольнодумца, философа из дворян, найти правильные пути для практической деятельно­сти. Тургенев внес важный вклад в развенчание претензий русских Гамлетов ответить на вопрос: «Быть или не быть?» Критическому рассмотрению подверглась та популярная сре­ди студенческой молодежи конца 30-х — начала 40-х годов идеалистическая философия, на которую они опирались.

Кажется, здесь все герои порождены самой природой, ее нерушимыми законами, а не порочным обществом. «Записки охотника» начинаются с «физиологической» констатации раз­ницы между типами мужиков соседних уездов, заканчивается же цикл своего рода типами русской природы, гимном во славу ее, символическим рассказом «Лес и степь». Для Тургенева природа — главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепе­чут статные осины», «могучий дуб стоит, как боец, подле кра­сивой липы», да необозримая степь — это главные стихии, оп­ределяющие в «Записках охотника» национальные черты русского человека. Это совершенно соответствует общей то­нальности цикла. Подлинным спасением для людей оказывает­ся природа. Если в первом очерке-прологе повествователь про­сил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим признанием автора в любви к природе.

Образ рассказчика в «Записках охотника», очень нужный и активный, выступает в нескольких обликах. То как охотник, сталкивающийся с интересными лицами, когда вовсе не важна его принадлежность к привилегированному сословию, — это ва­риант «естественности» встречи и разговора (таковы его отно­шения с Ермолаем). То он случайный зритель или невольный свидетель встречи, разговора («Свидание», «Контора»). То чув­ствуется сословная дистанция: он — барин, встречающийся с господами, вспоминает о прежних встречах с лицами, проли­вающими свет на происходящее («Ермолай и мельничиха»). То рассказчик как бы совершенно растворяется в повествовании («Певцы»). Но он всегда симпатичен, благороден, стоит ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам. Он даже берет сторону угнетенных: уговорил Бирюка помиловать крестьянина, брезгли­во относится к Пеночкину и ему подобным. Это, несомненно,— просвещенный «друг человечества» в духе сороковых годов, проповедующий социальное равенство, видящий пороки крепо­стнической системы, угнетающей униженных и оскорбленных.

Вопросы по докладу:

Сколько рассказов вошло в цикл И.С. Тургенева «За­писки охотника»?

На какие жанры можно условно разделить все произве­дения тургеневского цикла «Записки.охотника»?

Почему можно говорить о том, что «Записки охотника» И.С. Тургенева — ««энциклопедия народной жизни»?

Как изображены в тургеневском цикле помещики и дворяне?

Какие обличья принимает рассказчик в цикле И.С. Тур­генева «Записки охотника»?

Цензура

Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.

Цикл «Записки охотника» — состав сборника

Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».


«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Реферат на тему «Тургенев. Записки охотника»

Цикл И.С.Тургенева «Записки охотника».

В «Записках охотника» реалистически изображены крестьянский и помещичий быт и природа средней полосы России. Герои «Записок охотника» — дворовые люди, крепостные крестьяне и помещики. Мысль о духовной мощи русского народа Тургенев проводит через все рассказы. Центральным конфликтом, лежащим в основе «Записок охотника», является противоречие между духовным богатством и нищенским, рабским положением крестьян.

В «Записках охотника» представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, размышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостнической жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя. В этом произведении автор не предлагает нам ярких сюжетных ходов с активным действием, а большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам героев. Хотя общий сюжет все же присутствует. Рассказчик совершает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина российского быта.

Тургенев придавал большое значение расположению рассказов в книге. Так появляется не простая подборка тематически однородных рассказов, а единое художественное произведение, внутри которого действуют закономерности образной взаимосвязи очерков.

«Записки охотника» открываются двумя тематическими «фразами», каждая из которых включает в себя три рассказа. Сначала даны вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». В следующих трех рассказах развивается тема разоряющегося дворянства — «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников».

Следующие рассказы: «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи» — снова развивают тему народа, но в них появляются и все более настойчиво звучат мотивы разлагающегося вредного влияния крепостного права на души людей, особенно это ощущается в очерке «Льгов».

В рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжена тема дворянства, однако в резко обновленном варианте. В «Бурмистре», например, представлен тип помещика новой формации, здесь же дан образ барского слуги. В «Конторе» даны курьезные итоги перенесения старых дворянских привычек хозяйствования на новые формы общественных учреждений и новые типы конторских служителей из крестьян. В очерке «Бирюк» описан странный, загадочный человек, олицетворяющий собой могучие стихийные силы, которые пока неосознанно бродят в душе русского человека.

В следующих далее восьми рассказах тематические фразы смешиваются, и происходит своеобразная тематическая диффузия. Однако в самом конце цикла элегическая нота двух рассказов о дворянине Чертопханове сменяется народной темой в очерках «Живые мощи» и «Стучит».

В «Записках охотника» изображается провинциальная Россия, но ощущается мертвящее давление тех жизненных сфер, которые тяготеют над русской провинцией и диктуют ей свои условия и законы. Первый рассказ данного цикла называется «Хорь и Калиныч». Автор-рассказчик знакомится с помещиком Полутыкиным, страстным охотником, который приглашает его к себе в имение, где знакомит со своими крестьянами, которых достаточно высоко ценит. Первый персонаж — Хорь, в образе которого заложен определенный типаж, довольно распространенный в народе. Хорь хорошо был знаком с практической стороной дела, в его поступках и работе просматривается здравый смысл. Он находится в положении крепостного крестьянина, хотя у него есть возможность откупиться от своего барина. Его приятель Калиныч является полной его противоположностью. У него когдато была жена, а сейчас живет один. Охота стала смыслом его жизни, давая ему возможность контактировать с природой. Герои по-разному смотрят на жизнь, воспринимают различные ситуации, даже манеры их абсолютно противоположны.

Автор не идеализирует крестьян. Тургенев увидел в народных типажах людей здравого смысла, трагедия которых состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и возможности. Хорь много видел, знал и хорошо понимал психологию людских отношений. «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую умную речь русского мужика». Но читать Хорь не умел, а Калиныч — умел, но он лишен был здравого смысла. Эти противоположности в реальной жизни не противоречат друг другу, а дополняют и тем самым находят общий язык. Здесь автор выступил как зрелый мастер народного рассказа, тут определился своеобразный крепостнический пафос всей книги, изображавшей сильные, мужественные, яркие народные характеры, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с национальным достоинством русского человека. В очерке «Хорь и Калиныч» характер помещика Полутыкина набросан лишь легкими штрихами, вскользь сообщается о его пристрастиях к французской кухне, а также упоминается о барской конторе. Но отнюдь не случайной оказывается эта стихия.

В очерке «Контора» представлены подобные французские пристрастия в образе помещика Пеночника, а разрушительные последствия данной стихии показаны в рассказе «Бурмистр». В данном произведении беспощадно разоблачаются разрушительные экономические последствия так называемой цивилиза­торской деятельности верхов. Их манера хозяйствования подрывает основы труда крестьянина на земле. В очерке «Два помещика», например, рассказывается о хозяйственной деятельности одного важного петербургского сановника, который решил засеять маком все свои поля, «так как он стоит дороже ржи, поэтому сеять его выгоднее». С деятельностью этого сановника перекликается хозяйствование на земле помещика Пантелея Еремеевича Чертопханова, который начал перестраивать крестьянские избы по новому плану. Кроме того, приказал всех своих подданных пронумеровать и нашить каждому на воротнике его номер. В подобных бесчинствах провинциального помещика видны другие поступки всероссийского, государственного масштаба. Здесь автор намекает на деятельность Аракчеева — организатора крестьянских военных по­селений.

Постепенно в книге развивается художественная мысль о нелепости векового крепостнического уклада. Например, в рассказе «Однодворец Овсяников» дана история превращения неграмот­ного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гувернера, а затем и в русского дворянина. В «Записках охотника» есть рассказы, которые тяготеют к са­тире, так как в них звучит антикрепостническая тема. Например, в рассказе «Льгов» говорится о крестьянине по прозвищу Сучок, который за свою жизнь служил у господ кучером, рыболовом, поваром, актером в домашнем театре, буфетчиком Антоном, хотя его настоящее имя было Кузьма. Имея несколько имен и прозвищ, личность оказалась полностью обезличенной. Разные судьбы, сочетаясь и перекликаясь с другими, участвуют в создании монументального образа крепостного ига, которое оказывает губительное влияние на жизнь нации. Данный образ дополняет и усиливает природа.

Через всю книгу красной нитью проходит безжизненный пейзаж. В первый раз он появляется в очерке «Хорь и Калиныч», где упоминается об орловской деревне, расположенной рядом с оврагом. В рассказе «Певцы» деревня Колотовка рассечена страшным оврагом прямо по середине улицы. В очерке «Бежин луг» заблудившийся охотник испытывает «страшное чувство», попав в лощину, похожую на котел с пологими бокалами. Образ страшного, проклятого людьми места неоднократно появляется в повести. Пейзажи подобного рода концентрируют в себе вековые народные беды и невзгоды, связанные с русским крепостничеством.

Данное произведение лишено патриархального благообразия, так как в нем затронут всероссийский социальный конфликт, а также сталкиваются и спорят друг с другом два национальных образа мира, две России — официальная, мертвящая жизнь, и народно-крестьянская, живая и поэтическая. Кроме того, все герои тяготеют к двум разным полюсам — мертвому или живому. В создании целостного образа живой России активную роль также играет природа. Лучшие герои этого произведения не просто изображены на фоне природы, но и выступают как ее продолжение. Таким образом достигается в книге поэтическое ощу­щение взаимной связи всего живого: человека, реки, леса, степи. Душой этого единства является личность автора, слитая с жизнью народа, с глубинными пластами русской культуры. Природа тут не является равнодушной к человеку, наоборот, она очень строга в своих отношениях с ним, так как она мстит ему за слиш­ком бесцеремонное и рациональное вторжение в ее тайны, а также за чрезмерную смелость и самоуверенность с ней.

Особенность национального характера раскрывается в рассказе «Смерть», где перечисляются трагические истории о смерти подрядчика Максима, крестьянина, мельника Василя, разночинца-интеллигента Авенира Соколоумова, старушки-помещицы. Но все эти истории объединены одним общим мотивом: перед лицом смерти в русском человеке проявляются сердечные струны. Все русские люди «умирают удивительно», так как в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о близких людях. В этом заключается источник их мужества и душевной выносливости. Многое привлекает писателя в русской жизни, но и многое отталкивает. Однако есть в ней одно качество, которое автор ставит очень высоко, — это демократизм, дружелюбие, живой талант взаимопонимания, который не истребили из народной среды, а только, наоборот, заострили века крепостнического права, суровые испытания русской истории. Имеется в «Записках охотника» еще один лейтмотив — музыкальная одаренность русского народа, который впервые заявлен в «Хоре и Калиныче». Калиныч поет, а деловитый Хорь ему подпевает. Песня объединяет в общем настроении даже такие противоположные натуры. Песня является тем началом, которое сближает людей в радостях и горестях жизни.

В очерке «Малиновая вода» у персонажей есть общие черты: все они неудачники. И в конце очерка на другом берегу незнакомый певец затянул унылую песню, которая сближает людей, так как через отдельные судьбы ведет к общерусской судьбе и род­нит тем самым героев между собой. В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» среди полей слышен скорбный напев, который зовет в путь-дорогу, прочь от земли, где царят неправда и зло, в страну обетованную, где все люди живут в довольстве и справедливости. В такую же страну зовет героев песня Якова из рассказа «Певцы». Здесь поэтизируется не только пение Якова, но и та духов­ная связь, которую его песня устанавливает в очень разных по положению и происхождению персонажах. Яков пел, но вместе с ним пели и души людей, окружающих его. Песней живет весь Притынный кабачок. Но Тургенев является писателем-реалистом, поэтому он покажет, как такой порыв сменяется душевной депрессией. Далее следует пьяный вечер, где Яков и весь мир в кабачке становятся совершенно другими.

В сборнике имеются рассказы, проникнутые особым лиризмом. Например, «Бежин луг» по изяществу резко отличается от других новелл данного цикла. Автор много внимания уделяет здесь стихии природы. Путешественник ближе к вечеру сбился с дороги и решил выбрать себе ночлег. Выходит на костер, горящий возле реки, у которого сидят крестьянские ребятишки, пасущие коней. Охотник становится свидетелем их разговора. Он в восторге от тех народных повестей, с которыми он познакомился при этом. Интересен рассказ Кости о Гавриле, слободском плотнике, который столкнулся с русалкой. Он пошел навстречу ей, но внутренняя сила остановила его, он положил крест, после чего она перестала смеяться и заплакала, сказав: «Убиваться же тебе до конца дней». Здесь сатанинская сила побеждена крестным знамением, но она способна внедрить в человека печаль.

Заканчиваются «Записки охотника» очерком «Лес и степь». Здесь нет героев, но есть тонкое лирическое описание природной стихии, красоты природы и бытия человека в ней. Эти две противоположности не теснят, не мешают, а взаимно дополняют друг друга. И лес, и степь вызывают восторг у путешественника, они ему одновременно нравятся. Человек должен тоже гармони­чески вписаться в природу. Очерк проникнут жизнеутверждающим оптимистическим настроением, так как все это важно для здорового существования людей.

Влияние на литературу и историю

По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.

Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.


«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Тема, проблема, идея и значение произведения

При знакомстве с рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника», выделить основную идею и тему, объединяющую все произведения, несложно. Любовь к родной земле и к своему народу прослеживается уже с первых строк, и этой любовью пронизаны все рассказы цикла. Тургенев, показывая человеческие качества, характеры и образы крестьян, преследовал главную идею, объединяющую все рассказы цикла, которая заключалась в разоблачении уродливости крепостничества, выражении своего протеста против него.

Для того, чтобы раскрыть основную идею цикла, писатель затрагивает тему жизни крепостных крестьян, их нравственные и духовные качества. На фоне оскудения духовных и нравственных качеств дворянства картины, описанные Тургеневым в его рассказах, выглядят особенно ярко. То есть основная идея заключалась не только в выражении протеста и разоблачении пороков крепостничества, но и в том, чтобы показать моральное и духовное превосходство крестьян над своими господами.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В цикле рассказов «Записки охотника» Тургенев поднимает несколько важных проблем:

Природа и язык

Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.

«Записки охотника» были переведены на всей европейские языки.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как писались записки охотника, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как писались записки охотника", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как писались записки охотника:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *