Что такое «кальян-рэп», почему его хейтят и не ходят на концерты
Bahh Tee — руководит лейблом Zhara Music и ведет телеграм-канал «Закулисье. Блог одного продюсера».
Этот канал — источник ценной инсайдерской информации о состоянии музыкальной сцены в нашей стране.
Сегодня там Бахтияр препарировал феномен популярности музыки, которую наградили термином «кальян-рэп».
Он на простых примерах объясняет, в чем причина того, что представители этого жанра не собирают концерты, надолго не задерживаются в поле зрения масс и есть ли у «кальян-рэпа» будущее.
О ТЕРМИНЕ «КАЛЬЯН-РЭП»
Не могу сказать откуда пошло это выражение, но под «кальян-рэпом» с недавних пор принято понимать музыку, которая раньше звучала в пацанских девятках, а потом, когда пацаны из девяток пересели в кальянные, вместе с ними перебралась в эти самые кальянные. То есть это музыка, которую слушают повсеместно, которая не перегружена смыслом, в которой есть определенный вайб, которая не претендует на гениальность и долговечность.
Это очень понятная музыка: она должна качать, в ней не должно быть много смысла, она должна играть фоном и не напрягать.
ПОЧЕМУ ЕГО СТАЛО НАСТОЛЬКО МНОГО, ЧТО ЭТО ВРЕДИТ РЫНКУ
Потому что его очень легко производить, именно производить, а не сочинять.
Потому что творчества здесь мало.
Потому что его очень легко копировать: все биты звучат одинаково, текстовая составляющая везде схожа.
Появление такого жанра развязало руки людям, которые всегда хотели быть артистами, но у них не хватало образования, таланта и возможностей. Это очень тривиальная музыка, её легко сделать в домашних условиях и запустить в социальных сетях при небольших усилиях. Учитывая то, что слушателей такой музыки громадное количество, жанр интересен музыкальным лейблам и дистрибьюторам – его слушают много, он хорошо монетизируется. Следовательно, лейблы выпускают «кальян-рэп» в огромных количествах, что быстро перегревает рынок. Учитывая, что в данном формате музыки нет ничего особенного и гениального, слушатель никак не привязывается к песням или к артистам его исполняющим, поэтому очень быстро и часто обновляет свой плейлист, легко вычеркивая надоевшие песни и быстро находя им замену.
Песни, выпускаемые героями жанра, очень быстро теряют свою ценность, вылетают из топов и поэтому приходится выпускать новые песни, чтобы присутствовать в топах постоянно.
Например, условная группа ЛСП может выпустить одну песню за год, и эта песня может продержаться весь год в топе, потому что у данной группы преданный слушатель. При этом Леша Свик, чтобы постоянно присутствовать в топах, должен выпустить за год 5-6 синглов. Почувствуйте разницу.
ПОЧЕМУ ОН НЕ ПРОДАЕТ БИЛЕТЫ?
Потому что люди приходят на концерт не за песнями, а за личностью. Oxxxymiron может не выпускать треки, но он будет собирать. Скриптонит может не выпускать треки, но он будет собирать. Макс Корж может не выпустить в этом году альбом, но он может собрать Олимпийский на 360, в этом нет сомнений. ЛСП, не выпустив нового альбома («Tragic City» выходил 2 года назад), идут к солд-ауту в 12-тысячной «ВТБ Арене», а до концерта – 2 месяца. Почему эти артисты собирают? Потому что в них есть личность, а их слушатель любит их не только за песни, но и за то, что скрывается за этими песнями. В каждом из них есть уникальность, не важно нравится она вам или нет. Сергей Шнуров в последние годы не выпустил каких-то крутых песен, но он продолжал быть на слуху, продолжал хайпить, потому что в нем тоже есть личность. Люди не пойдут на концерт артиста, которого чаще всего знают по одной-двум песням, которые слушали в плеере месяц, потом удалили.
И тут возникает вопрос: а почему они собственно, должны продавать билеты? Да, они могут выступать в клубах и петь песни, которые звучат в этих же клубах, но они будут выступать там до тех пор, пока их песни в тренде. Тренд меняется быстро, чаще всего артисты данного формата даже не доживают до гастрольной жизни. Происходит это следующим образом: стреляет какая-нибудь песня, стреляет вторая и у артиста начинает букироваться тур или концерты. Спустя 3-4 месяца – к моменту, когда должны состояться концерты – артиста уже нет в топах, и он вообще никому не нужен, тур отменяется. Абсурдно, но происходит это именно так. Именно поэтому сейчас один или два хита не означают то, что артист будет гастролировать. Для того, чтобы артист поехал, нужно сделать гораздо больше, чем записать один или два хита.
ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «КАЛЬЯН-РЭПА»?
И да, и нет. В стране всегда будет находится слушатель на музыку массового характера. Завтра она будет звучать иначе: может, это будет рэп потяжелее, может, это будет «пацанский» рэп, может, это будет музыка под прямую бочку. Точно одно – это будет музыка, которую легко будет написать, понять, добавить в плейлист и забыть. Такую музыку всегда будут слушать в больших объемах и это неизбежно. Называться это будет, вероятно, иначе, чем «кальян-рэп», но, хотим мы этого или нет, это будет продолжаться всегда. Раньше слушали какие-то пацанские песни, после слушали сопливые любовные песни, после все начали делать песни под прямую бочку, «как у Элджея». Сегодня все делают «кальян-рэп», дальнейшая эволюция жанра непредсказуема, но вполне понятна.
ЧТО СТАНЕТ С ГЕРОЯМИ ЖАНРА, КОГДА ОН УМРЕТ?
Они переобуются. Как правило, артисты, исполняющие подобную музыку очень легко адаптируются под существующие тренды – оно и понятно. Да, как мы уже говорили, это недолговечно, но это работает. Поэтому, на мой взгляд, герои жанра очень быстро сориентируются и начнут делать ту музыку, которая будет в тренде дальше. У кого не получится – будут никому не нужны забудутся через год или два.
Полностью текст публикации можно прочитать по ссылке.
Bahh Tee, HammAli & Navai, Джаро: кальянный рэп штурмует сцену. Разбираемся в новом музыкальном феномене
Кальян-рэп – музыкальное направление, которое обрело дикую популярность в конце 2010-х годов. Если коротко и простыми словами, то это качевые песни, которые, как правило, не несут никакого смысла. Для тех, кто еще не понял, о чем идет речь, кальян-рэп – это когда из тачки в 12 часов ночи на всю громкость играет «Виски, кола, королева талнцпола». Смысла ноль, зато как прикольно звучит. К представителям этого направления относят Bahh Tee, HammAli & Navai, Джаро & Ханза, Elman, Miko, Jony, Andro и других.
Сразу отметим, что кальянный рэп не имеет позитивной или негативной окраски, это просто явление, которое считается одним из ключевых в современном мире музыки.
Мы пообщались с музыкальными экспертами и выяснили, в чем феномен этого направления и что будет с кальянным рэпом дальше.
(музыкальный критик, эксперт премий «Муз-ТВ», «Чартова дюжина»)
Кальянный рэп стал популярным по двум причинам: во-первых, это звучало довольно свежо и неожиданно по сравнению с тем, что предлагала поп-эстрада привычного формата, поэтому к нему возник такой интерес. А во-вторых, нашлись люди, которые все это грамотно спродюсировали, например лейбл «Жара» и прочие люди с восточным менталитетом. Они это взяли в коммерческий оборот: издавали, продвигали, появилось очень много неотличимых людей со сложными псевдонимами. Соответственно, это не осталось вещью в себе, а стало одним из сегментов коммерческой поп-музыки.
(ведущий, музыкальный эксперт)
Кальянный рэп – это феномен, который сейчас многие хейтят. Он больше распространен среди кавказской молодежи. Раньше это было что-то такое пацанское, что звучало из дворов. Потом это переделали, и выражение «кальян-рэп» стало для многих именем нарицательным, а для некоторых вообще чем-то зашкварным. Эта музыка очень понятная, она качает. Уже появились исполнители, которые стебутся над этим по большей части. В данном формате музыки ничего особенно гениального нет, но она должна была появиться.
Я думаю, что это недолговечное явление, он останется, как остался «блатняк» и шансон, останется как прикол. Дальше герои жанра просто начнут делать что-то другое, но, возможно, кто-то войдет в историю как легенда кальянного рэпа.
(«Империя музыки», организатор частных событий)
Во-первых, небрежную коннотацию этого определения внутри музыкального жанра не считаю допустимой. В шутку, вероятно, можно так сказать. Но на самом деле это кантиленный поп с элементами восточной мелизматики. С четко прослеживающейся мелодией и романтичным битом. А почему это сейчас популярно, ответить так же сложно, как ответить на вопрос, почему стали популярными Сосо Павлиашвили или Тимур Темиров.
Я не исполнитель кальянного рэпа. Думаю, что он популярен, потому что на это есть спрос. А вот вопрос о том, что будет дальше с кальян-рэпом, стоит задать артистам этого жанра.
Меня относят к нему скорее не как исполнителя, а как человека, стоявшего у его истоков. Отношусь я к «кальянному рэпу» прекрасно, как и все артисты из нашей тусовки. А как иначе мы можем относиться к тому, что сами же создали?
Мы хотели изобрести что-то свое, без оглядок на Запад, и у нас получилась такая смесь легкой, ненагруженной музыки, местами с восточным оттенком. Она цепляет всех, кто с ней соприкасается: и тех, кто ценит вайб, и тех, кто любит погрустить и подумать под музыку. Многие находят эту музыку поверхностной – безусловно, таких песен в жанре тоже достаточно, но глобально не вся музыка, которую люди относят к «кальянному рэпу», такова.
Думаю, с ним все будет прекрасно. Как и с любой популярной музыкой – ее изначально не замечали, затем не воспринимали всерьез, потом хейтили, а сейчас признали. По факту – это новая русская эстрада. Самые яркие представители жанра вырастут в новое поколение артистов «первого эшелона», придя на замену Киркорову, Меладзе, Билану и другим. Очень легко представить в этой роли HammAli & Navai или Jony. Они искренне любят то, что делают, и их самих аудитория любит не меньше – просто посмотрите на их концерты.
Кальян рэп: как появился новый поджанр, лучшие песни
Стоит начать с того, как появился этот стиль. Большинство поджанров рэпа появляется на Западе, откуда наши рэперы благополучно заимствуют идеи для своей музыки. С новым поджанром рэпа ситуация обратная. Он появился в России, а на Западе о нем никто не слышал.
Как появился кальян-рэп
Фразу “кальянный рэп” создал и раскрутил бывший глава лейбла Zhara Music Bahh Tee. Это один из наиболее влиятельных продюсеров из СНГ. В мае 2017 года Bahh Tee создал свой лейбл Siyah Music. Первыми артистами на лейбле стал дуэт HammAli & Navai.
Со временем Siyah Music начал набирать обороты и к ростеру артистов присоединился DJ Smash. Спустя год к Bahh Tee поступило новое предложение открыть лейбл на базе медиахолдинга ЖАРА. В 2018 году Bahh Tee в партнерстве с Эмином Агаларовым открывает Zhara Music. При чем он единогласно руководит лейблом, в то время как Эмин является только инвестиционным партнером, не вмешиваясь в дела компании. В состав лейбла входили такие артисты как HammAli & Navai, Моргенштерн, ЛСП, Slava Marlow. Среди участников Zhara Music числились Andro, JONY, Elman и другие.
23 марта 2021 года Bahh Tee заявил, что покидает пост главы Zhara Music. На следующий день музыкальный лейбл купила американская компания Warner Music Group. На базе Zhara Music был открыт новый рэп-лейбл под названием Atlantic Records Russia. Артисты Zhara Music полным составом перешли на новый лейбл.
Zhara Music был главным лейблом, делающим кальян-рэп. Половина участников этого музыкального объединения писали песни в этом стиле, а глава лейбла Bahh Tee и вовсе был создателем жанра.
Среди всех поджанров этот стиль можно назвать свежим. Если говорить о трэпе, мемфис-рэпе, G-Funk, то они существуют уже долгие десятилетия. Кальянный рэп стал популярным только в конце десятых.
Особенности нового поджанра
Этот стиль вообще сложно назвать рэпом. Для рэпа характерна читка, а представители этого поджанра в своих песнях используют пение. Еще одной особенностью кальян-рэпа является то, что он очень тесно граничит с восточной музыкой. Мелодия и стиль исполнения имеют восточный мотив. Однако однотипные мотивы, которые пришли с восточной музыки, убивают этот поджанр, делая его скучным.
Даже первопроходец этого стиля Jah Khalib не считает его рэпом. По мнению казаха, его творчество ближе всего к поп-музыке. “Кальянные рэперы” в основном поют о разбитом сердце, о девушках, и о том, как сильно они страдают без них.
Этот поджанр подарил нам много новых имен. Благодаря ему раскрутились такие артисты как Jah Khalib со своими хитами “Медина” и “Лейла”. Некоторым артистам этот стиль помог перезагрузить свою карьеру. Речь идет о Федуке и Элджее, которые вначале своей карьеры делали “пацанский рэп”. В 2017 году рэперы записали хитовый трек с восточными мотивами “Розовое вино”. Этот поджанр также начал завлекать артистов, которые ранее не пробовали свои силы в этом стиле.
Лучшие песни кальянного рэпа
Одним из самых популярных треков в этом жанре стал сингл Jah Khalib “Лейла”. Это восточная баллада, в которой исполнитель рассказывает о своей любви к девушке. На “Лейлу” был снят такой же легкий и романтичный клип. Его режиссером выступил Айсултан Сеитов. Главным героем ролика стает влюбленный художник, который страдает из-за расставания со своей девушкой.
Не менее популярной кальян-рэп песней стала совместка Федука и Элджея “Розовое вино”. Релиз трека состоялся летом 2017 года. Федук и Элджей собрались вместе в студии и даже не подозревали, что запишут суперхит.
Спустя три месяца после выхода песни на нее был снят клип. На момент написания статьи ролик набрал 300 миллионов просмотров на YouTube. “Розовое вино” стало одной из лучших песен Федука.
Хип-хоп дуэт из Владикавказа Мияги и Andy Panda в начале своего творчества записал треки в этом стиле. Со временем рэперы отошли от этого поджанра и начали творить в других стилях. Но все же большую популярность им принес трек, записанный именно в этом жанре. Песня I Got Love вышла в 2016 году и сразу же стала настоящим хитом. В ее записи принял участие Рем Дигга, который исполнил в треке третий куплет.
Спустя какое-то время Мияги и Andy Panda выпустили на I Got Love клип. Режиссер Айсултан Сеитов сделал ролик очень динамичным и ярким. На момент написания статьи видео набрало 570 миллионов просмотров на YouTube, став одним из лучших клипов рэп-песен на YouTube.
Так появился «кальянный рэп».
15 ПРАВИЛ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
2) Убавление уродливых частот более эффективно, чем усиление приятных.
3) Каждый звук должен иметь назначение. Не выбирайте много семплов с целью набрать больше 50-ти звуков в треке, если вам действительно нужны лишь 25. Минималистичная работа позволяет избежать грязи в финальном миксе.
5) Обрабатывайте звуки по отдельности. Плагины помогут вашему звуку быть неповторимым в общем миксе.
7) Тренируйте ваши уши: если вы слушаете музыку, уделяйте внимание отдельным инструментам в отношении громкости, эквалайзинга, использования фильтров, и т.д. звучит поверхностно, но это не так: если вы постигните принцип музыкальной функциональности, вы получите абсолютное преимущество в продюсинге.
8) Если можете, работайте быстро. Чаще всего проще закончить проект, если вы работаете над ним в один или несколько подходов. Иначе, это может быть дорогостоящая победа, включающая множество потраченных часов и пошатнувшуюся мотивацию.
9) Пытайтесь закончить один звук, прежде чем приступить к другому, концентрируйтесь на одной теме и не прыгайте на другие, после переключения между темами вы больше не сможете обнаружить ошибки. Акцентрируйтесь на вашей идее
10) Эффективность дать некоторым проектам отдохнуть и переработать их впоследствии со свежими идеями, но делайте так, только если вас устраивает столь глубокая работа. Продвигайтесь детскими шажками, но заканчивайте их.
11) Не работайте на очень большой громкости. Ваши уши очень быстро устанут и не смогут «сказать» вам правду о ваших идеях. Работайте на постоянной громкости в течении сессии.
12) Не делайте детальную аранжировку или эквализацию под влиянием чего-либо
14) Помогает спектральный анализ. Люди несовершенны в работе ушами, но профессиональны в работе глазами. Вы можете увидеть то, что не можете услышать.
Микрофоны Октава МЛ-51 1986г
Приобрел пару микрофонов на авито. Переделаны под фантомное питание (по дефолту вставляется батарейка). Перед покупкой конечно проверил, да и цена была приятная, неплохое пополнение в мой микрофонный парк. Но! Вопрос к знатокам! Это нормально что они дают легкий шум, как на старых записях. Шум особо не бесит, даже немного приятен.
Параллельная компрессия
Всем привет. Материал не мой, но доступно написан и показан.
Параллельная компрессия – это способ динамической обработки, который основан на подмешивании к оригинальному сигналу его компрессированной копии в определённой пропорции. Результатом подобной обработки является усиление тихих составляющих сигнала, тогда как составляющие с большой амплитудой остаются практически неизменными.
Если при обычной понижающей компрессии понижается уровень пиков для сжатия динамического диапазона, то при параллельной динамический диапазон сжимается, наоборот поднятием уровня тихих составляющих.
Параллельная компрессия, в отличие от стандартной, позволяет лучше сохранить резкую атаку сигнала. Её также можно использовать для художественного насыщения сигнала и создания характерного напористого звучания.
Мастер-шина
Кто-то спрашивал о мастер-шине и ее настройке, попробую дать парочку простых советов.
PS: кто-то спрашивал, в чем я работаю сейчас. Я работаю в Cubase 8, для меня он привычный. Хочу перейти на ProTools, но пока нет времени заморачиваться.
По поводу эквалайзера на мастере. Обычно (в большинстве случаев) хватает вот такой картинки:
Ну, образно, конечно 🙂
После сведения у вас итак должно быть все в порядке 🙂
Вообще, сейчас есть наборы для мастер-шины, например, Ozon. Он очень удобный, ниже кину картинку для наглядности:
В нем уже есть и эквалайзер, и компрессор, и имаджер, и эксайтер, и еще много разных плюх. Очень удобно, что в имаджере уже есть гониометр, это позволяет не использовать его отдельным плагином.
Threshoid выставляется по уровню RMS. Для этого, стоит почитать стандарты. Скажу только, что для радио и телека rms должен быть где-то (-12). Скажу почему: на радио все композиции загоняются под общий лимитер, и, если ваш rms будет больше, то попросту песня начнет хрипеть. Скорее всего, ее просто не возьмут в эфир. Для соц сетей используется rms от (-10) до (-7).
Кстати, есть неплохой плагин, который поможет определить «задавленность» песни, Levels. Это бесплатный плагин:
Очень простой в использовании и выглядит неплохо.)
Пока на этом все, спасибо, что не покинули сообщество 🙂
О частотах не спорят. всем приятного чтения.
Для максимально корректного монтажа, звукорежиссёру необходимо отчетливо знать «частотное деление».
5) Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется «слушательской утомляемостью» и является проблемой большинства недорогих акустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для «яркости» звучания. Ну это уже коммерческие штучки!
7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).
Примерный частотный диапазон музыкальных инструментов:
Кальян–рэп как главная музыка нашего времени. Изучаем феномен
В определенный момент лиричный рэп выкарабкался из приор «нормальных пацанов» прямиком в чарты и обосновался там вполне убедительно
Если совсем коротко: чаще всего это рэп на русском языке с кавказским или азиатским акцентом и восточной мелодикой. Речитатив мягче, иногда с чистым вокалом в стиле соул. Темы традиционно «хип-хоперские»: неразделенная любовь, мечты или же клубные истории.
Началось все еще несколько лет назад, в 2016-м, когда дуэт Miyagi & Эндшпиль в лице Азамата Кудзаева и Сослана Бурнацева выпустили сингл I Got Love, клип на который стал самым популярным музыкальным видео в России и СНГ, набрав 377 млн просмотров на YouTube.
В том же 2016-м появился и дуэт HammAli & Navai (Александр Алиев и Наваи Бакиров), но попасть на волну популярности им удалось уже позже с треком «Пустите меня на танцпол».
Даниэль Блехер — основатель выпускающего музыкального лейбла «Саппорт Музыка», автор телеграмм-канала musicisthemainthing:
«Кальян-рэп действительно в первозданном своем виде звучал в кальянных и был ориентирован в основном на южную аудиторию, страны Закавказья и СНГ. Все основные представителя жанра также родом из этих стран — с развитой культурой кальяна, поэтому придуманное направлению название я бы назвал очень удачным, если не гениальным.
Первые, кто приходят на ум при упоминании жанра: HammAli & Navai, Jony, Andro. Кстати, термин кальян-рэп популяризировал глава кузницы такого рода артистов — лейбла Zhara Music — Bahtee. Из интересных азербайджанских ребят я бы отметил Rauf & Faik, у них более западное звучание, манера, схожая с американским рэпером XXX Tentacion (это видно даже по клипу «Детство»).
За прошедший год кальян-рэп серьезно эволюционировал в добротную поп-музыку, растеряв все то негативное, что было в его имидже изначально. Но популярность осталась по-прежнему внушительной, потому что не изменилось главное: простота восприятия и внятный эмоциональный посыл, не трогающий за живое разве что мертвого. Да, эта музыка не обременена высоким смыслом, но такой цели она и не преследует. Цель одна — чтобы качало».
Даниэль: «Человек всегда ищет в музыке отражение своего внутреннего мира и своих переживаний, поэтому логично, что незамысловатые песни про любовь находят отклик у большей части населения —по сравнению, например, с тем же концептуальным Хаски, затрагивающим социальную проблематику. Такая музыка всегда будет пользоваться спросом, а значит, и монетизироваться. Плюс ко всему, Россия — это по сути страна караоке, где хиту обеспечен успех только в случае запоминающегося добротного припева, а кальян-рэп с этой задачей прекрасно справляется».
Обратная сторона медали кальян-рэпа: простота его производства. Это стало зеленым светом для всех тех, кому раньше для творчества не хватало таланта и образования. Лейблы выпускают такую музыку в оптовых масштабах, слушатель, особо не привязываясь к исполнителю, спокойно вычеркивает его ради десятков новых и, по сути, просто меняет одни треки на точно такие же, но более свежие.