Главная » Правописание слов » Как пишется слово матрешка

Слово Как пишется слово матрешка - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «МАТРЁШКА»

1) Транскрипция слова «матр ё шка»: [мʌтр❜ о́ шкъ].

8 букв, 8 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 21. Буква ё (или буква е, т. к. две точки над е на письме и в печати обычно не ставятся) обозначает ударяемый гласный [о] после мягких согласных: лён (произносится [л ❜ он]), вёл (произносится [в ❜ ол]), идём (произносится [ид ❜ о́ м], пёк (произносится [п ❜ ок]), пасём (произносится [пас ❜ о́ м]), рёв (произносится [р ❜ оф]), мёд (произносится [м ❜ от]), дёрну (произносится [д ❜ о́ рну]), чёлн (произносится [чолн]), щёлкнуть (произносится [щ о́ лкнут ❜ ]).

Таким образом, слова вол и вёл (произносится [вол] и [в ❜ ол]), мол и мёл (произносится [мол] и [м ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гроп] и [гр ❜ оп]) имеют в своем составе один и тот же гласный [о] с предшествующим твердым или мягким согласным.

§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.

Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [д е́ лъ], [зъхад и́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: т е́ хником и т е́ хникам, заб о́ ром и заб о́ рам, д у́ лом и д у́ лам, кр е́ слом и кр е́ слам: [т е́ хникъм], [заб о́ ръм], [д у́ лъм], [кр е́ слъм].

Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авиз о́ (может произноситься [зо]), в е́ то (может произноситься [то]), кр е́ до (может произноситься [до]), лег а́ то (может произноситься [то]), алл е́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:

[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;

[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;

[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;

[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Источник

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «МАТРЁШКА»

1) Транскрипция слова «матр ё шка»: [мʌтр❜ о́ шкъ].

8 букв, 8 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 21. Буква ё (или буква е, т. к. две точки над е на письме и в печати обычно не ставятся) обозначает ударяемый гласный [о] после мягких согласных: лён (произносится [л ❜ он]), вёл (произносится [в ❜ ол]), идём (произносится [ид ❜ о́ м], пёк (произносится [п ❜ ок]), пасём (произносится [пас ❜ о́ м]), рёв (произносится [р ❜ оф]), мёд (произносится [м ❜ от]), дёрну (произносится [д ❜ о́ рну]), чёлн (произносится [чолн]), щёлкнуть (произносится [щ о́ лкнут ❜ ]).

Таким образом, слова вол и вёл (произносится [вол] и [в ❜ ол]), мол и мёл (произносится [мол] и [м ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гроп] и [гр ❜ оп]) имеют в своем составе один и тот же гласный [о] с предшествующим твердым или мягким согласным.

§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.

Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [д е́ лъ], [зъхад и́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: т е́ хником и т е́ хникам, заб о́ ром и заб о́ рам, д у́ лом и д у́ лам, кр е́ слом и кр е́ слам: [т е́ хникъм], [заб о́ ръм], [д у́ лъм], [кр е́ слъм].

Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авиз о́ (может произноситься [зо]), в е́ то (может произноситься [то]), кр е́ до (может произноситься [до]), лег а́ то (может произноситься [то]), алл е́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:

[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;

[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;

[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;

[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Источник

Урок литературного чтения в 1 классе

Учебно – методическое обеспечение: УМК «Ритм»:

литературное чтение часть первая, автор – составитель О.В. Джежелей, 1 класс

20 апреля 2012 года

Время занятия: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: поисковый, словесный, практический

Тема раздела: Предупреждение смысловых ошибок при чтении

Тема урока: В. А. Башилов «Слова – матрешка»

Характеристика видов деятельности: Чтение с усложнениями. Отработка умения быстро воспринимать конструктивный образ и смысл слова. Развитие умения читать по догадке.

Учитель: Кузьмина Ольга Юрьевна

Школа: МАОУ Пролетарская СОШ

формировать умение видеть целостность слова, читать целыми словами

через решение языковых задач прививать интерес к чтению

совершенствование работы в парах: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли.

Технологическая карта урока.

Планируемый результат деятельности этапа урока.

Создание спокойной деловой обстановки

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

Слушают, тихонько садятся за парты

Подготовка к первичному восприятию материала.

Введение в тему урока.

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации.

Ребята я приготовила вам загадку. Послушайте и отгадайте ее.

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Что вы знаете о Матрешке?

Откуда вы узнали о Матрешке? А где мы можем найти информацию о Матрешке?

Ребята, а вот я прежде чем прийти на урок тоже поинтересовалась а что это за игрушка такая Матрешка и воспользовалась таким средством информации как интернет. Послушайте.

Что нового вы узнали о Матрешке?

Слушают и отгадывают загадку.

Знакомятся с Матрешкой и ее описанием.

Заинтересованность учащихся темой и задачей урока, его содержанием.

Постановка темы и задачи урока.

Формирование темы и задачи урока.

В русском языке тоже есть свои матрешки и это наши слова. Как матрешки помещаются внутри друг друга так и слова помещаются друг в друге. А вы знаете такие слова? Приведите примеры таких слов.

Ответы детей: машина – шина, победа – беда и т.д.

Вы согласны с тем, что эти слова как и матрешки?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока – Слова матрешки.

Молодцы, а какую задачу мы поставим на урок?

А что нам надо для того, чтобы быстро находить слова в словах?

четко, быстро и красиво читать.

Получение представления о теме и задаче урока.

Актуализация полученных знаний.

Что же спряталось внутри дикообраза? КОБРА.

А кто такой дикообраз?

А давайте еще раз посмотрим на это слово и подумаем, а может быть, в этом слове спрятались еще какие-нибудь слова?

Дик – кличка животного,

Образ – чье то изображение

Бра – настенный светильник

Как правильно находить в словах слова? С чего мы начнем?

Ответы детей: закрывать пальчиком по одной букве с одной или с двух сторон.

Каким образом вы находили эти слова? Как удобнее находить слова в словах?

Закрывать пальчиком по одной букве в начале или в конце слова

Закрывать пальчиками буквы в начале и в конце слова/ середине слова

А кого мы еще видим на странице учебника?

Слон прислонился к дереву.

А давайте прочитаем стихотворение про слона М.С. Пляцковского.

Какое слово спряталось в слове прислонился? Слон.

А в каких еще словах спряталось слово слон?

Получается у нас находить слова в словах. Давайте еще раз проговорим как нужно правильно искать слова в словах?

Закрывать пальчиком по одной букве в начале или в конце слова

Закрывать пальчиками буквы в начале и в конце слова/ середине слова

Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. Выводят алгоритм нахождения слов в словах

Анализуют полученные знания на уроке.

Физкультминутка для глаз.

Систематизировать знания детей о словах – матрешках

Продолжаем нашу работу. Вспомним, чему мы должны научиться?

Находить слова в словах.

Слушаем внимательно задание.

На странице 103 найдите слова для чтения. Прочитаем их. Какие слова вам непонятны?

(Волокно – длинные тонкие пряди,

Драма – трагедия, литературный жанр,

Дубрава – дубовый лес)

Дети читают по цепочке слова.

Я вам предлагаю выполнить вот такое задание. На листочках прочитайте еще раз слова. Выберите и подчеркните только те слова, в которых спряталось только одно слово. Условие.

Буквы в слове переставлять нельзя.

Вспомним правила работы в парах:

Проверка: Слова на доске. Учитель читает каждое слово, дети рассуждают, нужно это слово выделять или нет и почему.

Слушают задание учителя. Повторяют правила работы в группах, алгоритм нахождения слов в словах.

Выделяют в словах новые слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализуют полученные знания на уроке.

Совершенствование работы в парах, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли в процессе подведения итогов и обобщения

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка

Смена вида деятельности, выполнение физических упражнений.

Скажите ребята, а почему остальные слова вы не использовали?

Давайте найдем слова которые спрятались в них:

Полдома – пол, дом Победа – беда, еда

Упражнение «Сочини историю»

Развитие логического мышления.

А вы знаете, что слова могут быть и зашифрованы, поэтому я предлагаю вам расшифровать ребусы.

*точка Кис * у * лас * ве * у *

А теперь послушайте внимательно задание. Мы с вами сочиним веселую историю, в которой обязательно должны быть слова из наших ребусов. Как назовем наш рассказ?

Однажды летним теплым днем …..

Интересное задание? Я предлагаю вам дома, вместе с мамами, используя наш учебник литературного чтения, попробовать сочинить свою историю про льва страница 106.

Дети разгадывают ребусы. Сочиняют веселую историю под руководством учителя, используя слова которые получили.

Формирование зоркости, связной речи, умение выстраивать логическую цепочку развития событий.

Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

Ребята, какую задачу мы поставили в начале урока? Решили задачу? Кто научился находить слова в словах? У кого еще есть проблемы при нахождении новых слов в словах?

Давайте оценим полученные знания на уроке. В ыберите соответствующий цвет кружка. Почему вы выбрали этот цвет? Аргументируйте свой ответ.

Всем спасибо за урок!

Высказывание своего мнения об уроке.

Оценка своей деятельности.

Умение оценивать результат выполненных заданий, аргументировать свой ответ.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1221182

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово матрешка, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется слово матрешка", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется слово матрешка:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *