ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
В большинстве христианских церквей совершается 6(19) августа. В православной традиции относится к числу двунадесятых праздников.
Преображение Господне описано в трёх синоптических Евангелиях (Мф. 17:1-8, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36). Оно произошло в третий год проповеди Иисуса Христа, незадолго до Его крестной смерти.
Смысл Преображения Господне открывается в контексте спасительного служения Христа: в то время как даже ученики считали Его прежде всего земным царём-освободителем, в Преображении Он явил Свою Божественность, прообразуя, что близкие страдания будут не поражением, но победой над смертью, славой, увенчанной Воскресением.
В православном богословии так называемый Фаворский свет, сопровождавший Преображение Господне, трактуется как нетварная энергия Божественной природы, пронизывающая человечество Иисуса Христа. Преображением показана доступность соединения человека с Богом, ведущего к обожению. Происхождение Фаворского света было предметом богословских споров XIV века (смотрите в статье «Григорий Палама»).
Праздник Преображение Господне первоначально отмечался на христианском Востоке; существует предание о его установлении в Армении святым Григорием Просветителем (IV век). Преображение Господне указывается под 6 августа в палестинских письменных памятниках VI-VII веков.
С VIII века на православном Востоке стал общепринятым праздником.
Причина выбора даты 6 августа остаётся неизвестной. Церковь приурочила праздник Преображение Господне ко времени окончания сбора винограда в регионах Средиземноморья в миссионерских целях, чтобы вытеснить из народного обихода языческие торжества, наполнить народные праздники христианским содержанием. С праздником Преображения Господне была совмещена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, не имеющая отношения к богословской и исторической основе праздника.
На Руси средиземноморская традиция освящения винограда в праздник Преображения Господне заменена освящением яблок, в связи с чем Преображение Господне получило название «Яблочный Спас». В честь Преображения Господне смягчается продолжающий в этот период Успенский пост (разрешается рыбная пища).
На Западе праздник Преображения Господне упоминается с IX века, в 1457 году введён как общий для католической Церкви.
Преображение Господне
Смотреть что такое «Преображение Господне» в других словарях:
Преображение господне — «Преображение Господне» (Икона, Новгород, XV век) Преображение Господне праздник христианской церкви в связи с упоминаемым в Евангелиях мистическим преображением Иисуса во время молитвы. О Преображении Иисуса Христа сообщают все евангелисты кроме … Википедия
Преображение Господне — Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Яблочный Спас Преображение Господне Преображение Господне (Икона … Википедия
Преображение Господне — двунадесятый праздник, установленный в воспоминание великого события в жизни И. Христа, когда Он, совершив половину своего земного служения и достаточно доказав свою божественность дивным учением и чудесами, порешил еще особым необычайным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Преображение Господне — Один из двунадесятых праздников в русской православной церкви. Празднуется 19 (6) августа. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ — праздник Православной Церкви в воспоминание великого события в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения и доказав достаточно Свою Божественность дивным учением и чудесами, решил еще особым необычайным способом… … Русская история
Преображение Господне — двунадесятый праздник, отмечаемый 6/19 августа. Посвящен воспоминанию о великом событии в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения, показал ученикам славу Своего Божества. Незадолго до Своих крестных страданий,… … Православный энциклопедический словарь
Преображение Господне — перемена внешнего вида Иисуса Христа в лучшее состояние … Краткий церковнославянский словарь
Преображение Господне — один из двунадесятых праздников христианской церкви, празднуется 19 августа по новому стилю. Установлен в честь особого события в земной жизни Иисуса Христа. В Евангелии от Луки говорится о прошествии восьми дней после признания апостолом Петром… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Преображение Господне — праздник Православной Церкви, относимый к важнейшим двунадесятым праздникам. Празднуется 6 (19) авг. Установлен в память преображения Иисуса Христа (Мф. 17:1 3; Мк. 9:1 12; Лк. 9:28 36). По евангельскому преданию, во время одной из молитв Иисуса… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Историческое содержание
В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!
Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.
Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?
Преображение: событие и смысл
Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.
А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).
Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.
На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Преображение: единичное событие и ежегодный праздник
Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?
Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.
Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.
Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.
Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.
Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.
Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.
Для любознательных читателей:
Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.
Преображение Господне
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Яблочный Спас
Преображение Господне | |
---|---|
Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век) | |
Тип | христианский праздник |
Установлен | в память об описанном в Евангелии Преображении Иисуса Христа |
Дата | 6 (19) августа — в Православных церквях 6 августа — в Католической церкви |
Празднование | праздничное богослужение |
Традиции | освящение винограда, яблок и других плодов (в Православной церкви) |
Преображе́ние Госпо́дне (греч. Μεταμόρφωσις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (Мф.17:1–6, Мк.9:1–8, Лк.9:28–36).
Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако существует версия, что местом Преображения был один из отрогов горы Хермон в окрестностях Кесарии Филипповой.
Содержание
Событие Преображения
Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи.
Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «. истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк.9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9). Богословское толкованиеСимволичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». Праздник ПреображенияИстория установленияПраздник местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других. На Западе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при архиепископе Толедском святом Ильдефонсо в VII веке. Однако в Католической церкви он установлен для всеобщего почитания папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом. ПразднованиеВ Православной церквиПринадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчёркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник приходится на Успенский пост. Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13 августа (26 августа). Гимнография
В Католической церквиВ Римской церкви Преображение имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством». Преображение отмечается 6 августа, однако если 6 августа выпадает на будний день, празднование может быть перенесено на следующее воскресенье. Литургические облачения священников в праздник Преображения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице. Богослужебные молитвы этого дня как описывают события Преображения, так и подчёркивают его символику.
В Древневосточных церквяхВ Армянской апостольской церквиПреображение (Вардавар) является одним из главных праздников Армянской Церкви и одним из самых любимых в народе. По армянскому церковному преданию, св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. Так, например в этот день принято обливать друг друга водой, выпускать голубей и т. д., но Церковь дала этим обычаям христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубе Ноя. [1] В VI веке Католикос Мовсес II (574—604), учитывая, что в эти же августовские дни отмечалось и Успение Богоматери. включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа) [1] Народные традиции и обычаиДо Яблочного Спаса народными приметами запрещалось есть яблоки и вообще любые плоды кроме огурцов. В этот день созревшие фрукты и овощи приносили в церковь на освящение, и только потом их можно было вкушать. Яблоки, освящённые в Преображение, считались особенными — молодёжь, проглатывая первый откушенный кусок, загадывала желание — считалось, что оно обязательно сбудется. Спасовскими яблоками в Преображение обязательно угощали нищих и больных. В этот же день начиналось и массовое употребление гороха. В некоторых местностях даже специально устраивался «Горохов день», в ходе которого крестьяне в праздничной одежде выходили в поле, угощали друг друга горохом и пели соответствующие песни. С Преображения начиналась жатва ярового хлеба и средний посев озимой ржи. К Яблочному Спасу приурочивались ярмарки и народные гуляния. [7] В изобразительном искусствеУченики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их Учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть». В художественной литературеВ отличие от других главных христианских праздников, тема Преображения Христова не нашла широкого отражения в художественной литературе. Преображение зачастую лишь только упоминается в литературных произведениях, но не является их ключевой темой (например, стихотворение «Август» [9] Бориса Пастернака). ПримечанияЛитератураСсылкиИсцеление кровоточивой женщины · Исцеление слепого из Вифсаиды · Исцеление слепорожденного · Исцеление иерихонского слепца · Исцеление двух слепцов в Галилее · Исцеление слуги сотника · Исцеление прокажённого · Исцеление десяти прокаженных · Исцеление глухонемого из Десятиградья · Исцеление человека с водянкой · Исцеления в земле Генисаретской · Исцеление немощной женщины · Исцеление Петровой тёщи и множества людей · Исцеление расслабленного из Вифезды · Исцеление расслабленного в Капернауме · Исцеление сына царедворца · Исцеление уха слуги · Исцеление сухорукого Blind mute · Исцеление бесноватого отрока · Исцеление дочери хананеянки · Исцеление бесноватого в Капернауме · Gerasenes demonic · Mute man · At sunset Воскрешение сына вдовы Наинской · Воскрешение дочери Иаира · Воскрешение Лазаря Огромный улов рыбы · Чудо со статиром · Feeding the multitude · Проклятие смоковницы · Брак в Кане Галилейской · Укрощение бури · Преображение · Хождение Иисуса Христа по водам Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется преображение господне, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется преображение господне", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором. |