Египетские иероглифы и их значение
Одной из наиболее древних письменностей являются египетские иероглифы. Всего их существует более 5 тысяч, однако в текстах использовалось только около 800 (самые распространенные — 27). Обычно иероглифы вырезались в камнях, но до современности дошли артефакты — саркофаги и папирусы, на которых они тоже присутствуют. Сейчас большинство их значений разгадано и упорядочено в алфавит.
История появления
У любой древней цивилизации была своя письменность. Египет не является исключением. В основе иероглифов или других знаков первоначально лежало мистическое или религиозное свойство. Язык считался не средством взаимоотношений, с его помощью пытались воздействовать на действительность — добиться расположения богов или поменять погоду.
Иероглифы были характерны для многих древних цивилизаций, например, для шумеров и китайцев. В целом наблюдается закономерность, однако везде присутствуют свои особенности, обусловленные культурой местности и восприятием населения.
Если рассматривать первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, то можно увидеть рисуночный способ их написания. К примеру, знак мужчины или женщины изображался характерным профилем. Со временем наблюдается постепенный переход к схемам или даже отдельным чертам. Также появляется необходимость в написании имен или наименований городов и других населенных пунктов. Тогда в письмо вводятся фонетические уточняющие символы, параллельно с этим формируется разговорная речь.
С началом использования папирусов в качестве источника сохранения информации появляется иератика. Она объединяет в себе иероглифы и буквы, похожие на современные. Делалось это для того, чтобы экономить древнюю бумагу и донести до потомков максимальный объем сведений.
Иероглифическая история заканчивается появлением демотической схемы. Египетская письменность была очень похожа на арабскую и особой уникальностью не отличалась. За короткий срок она полностью вытесняет рисунки и картинки, которые использовались для написания информации.
Значение символов
Египетская письменность трудна для современного восприятия. Она имеет множество особенностей. Один и тот же символ мог иметь разные значения. В то же время одинаковое определение обозначалось различными иероглифами или даже составными частями. Рассмотреть систему можно на примере написания слова «Ра»:
Египетские иероглифы и их значения использовались при оформлении драгоценностей.
Очень часто изображения солнца или всевидящего ока встречались на амулетах и талисманах. Причем их носили как обычные люди, так и представители верховной власти, включая фараонов. У последних они наносились на золотые украшения, у первых — на деревянные или каменные плоские шайбы.
Розеттский камень
Говоря о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов, необходимо ознакомиться с историей розеттского камня. Он представляет собой плиту, на поверхности которой высечено три одинаковых по смыслу текста. Здесь использовались следующие типы письменности:
Надпись было легче переводить, потому что демотическое письмо — это смесь древнегреческого и древнеегипетского. Первый язык уже был хорошо известен ученым. В переводе текст является благодарностью, адресованной некому Птолемею V Епифану.
Розеттский камень обнаружили в 1799 году. Долгое время над расшифровкой египетских иероглифов трудились исследователи и лингвисты с разных стран. Основная проблема заключалась в том, что раньше люди не понимали особенностей шрифта, поэтому даже редкие открытия не давали результатов. К примеру, Юнг сумел перевести 5 иероглифов и даже найти их звуковые обозначения. Однако продвинуться к разгадке это не помогло.
Найти решение удалось Шампольону. В 1810 году он выдвинул интересное предположение, что египтяне использовали в написании только согласные, а также полноценные слова, заключенные в одном значке. К 1813 г. он уже расшифровал все имена, используемые в надписях, определил принадлежность некоторых отдельных иероглифов.
Именно Шампольон изобрел систему расшифровки. Французскому ученому удалось разделить иероглифы на классы, выделить цифры и подробнее разобраться с символикой. Все современные способы чтения египетского письма основываются на его исследованиях и научных очерках.
Применение письменности в Древнем Египте
Когда египтяне научились писать, они не использовали иероглифы в привычном для современности формате. Первая клинопись не передавала информацию — она была священной, носила мистический характер. С помощью символов записывали молитвы, рассказывали про богов, просили их благословения. Некоторых людей за плохое поведение могли даже проклясть.
Со временем письменность начала использоваться активнее. Люди могли кратко описать быт или историю. Свитками из папируса передавали послания соседям или общались внутри большого государства. Важное значение также имела священная составляющая. Например, при захоронении на гробах или саркофагах писали послания богам или наставления для перехода души в лучший мир.
Уже после появления демотической письменности возникло образование, но позволить себе обучение имели возможность только богатые люди, дети царей или знатных особ. Отдельные философы могли брать себе учеников из бедных сословий, если видели в них большой потенциал.
Современное использование
Отдельные символы удалось расшифровать очень быстро, поскольку они легли в основу множества религий, включая современные, и изображений божеств. Именно поэтому египетские иероглифы являются самыми древними в мистическом плане. К ним относят:
Каждый из перечисленных иероглифов использовался не только для написания послания или сохранения определенной информации. Его также задействовали при совершении ритуалов или обрядов. При этом он был изображением, но кованым или высеченным из камня. Таким способом египтяне пытались привлечь благодать богов, добиться их расположения.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Метки
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Египетские иероглифы. Часть 1.
1.1. Не только для гениев Египетским иероглифическим письмом в определенный период владело множество людей, среди которых гении встречались не чаще, нежели среди наших современников. Конечно,
письменная система египтян была, в определенном смысле, сложнее, чем наша. В нашем алфавите тридцать три буквы, тогда как в египетской системе периода Среднего царства было около семисот иероглифов, некоторые из которых имели более одного значения. Однако ситуация не столь сложна, как может показаться. Многие из этих знаков являются вполне узнаваемыми изображениями с очевидными и не требующими
1.2. Красота как критерий правильности
Эстетические соображения являлись наиболее существенными правилами и ограничениями в выборе способа, которым писались иероглифические тексты, включая даже направление письма. Иероглифы могли писаться и читаться справа налево и слева направо, в зависимости от того, где они использовались. Отдельные знаки писались таким образом, чтобы быть обращенными лицом в направлении к читающему. Это правило распространяется на все иероглифы, однако очевиднее оно представлено в случае со знаками, изображающими людей и животных. Например, если надпись помещалась на портале, отдельные знаки ее были обращены к середине двери. Это позволяло человеку, входившему в дверь, легко читать символы, ибо каждый текст начинался со знаков, расположенных на ближайшем от него расстоянии, и ни один из знаков не оказывался столь «невежливым» к читателю, чтобы показать ему свою спину. Эти же принципы можно видеть, когда речь двух собеседников обращена друг к другу. Расположение одних иероглифов относительно других также подчинялось эстетическим законам. Египтяне всегда старались сгруппировать иероглифы в прямоугольники. Например, слово «здоровье» записывалось тремя согласными s-n-b. Египтяне не стали бы писать ибо такое размещение выглядело для них уродливо и было бы расценено как неверное. Следовало расположить знаки прямоугольником
Иероглифические надписи являют собою образцы мастерства, с которым египтяне составляли эти прямоугольники. Подобная работа облегчалась тем, что отдельные иероглифы могли быть увеличены или уменьшены в угоду композиции, а некоторые знаки размещались как вертикально, так и горизонтально. Писцы готовы были даже немного изменить порядок следования знаков, если в результате нового их расположения получался более сбалансированный прямоугольник. Поэтому многие египетские слова имели два или более различных написания. Каждое из этих написаний было хорошим если соблюдались эстетические каноны. Если перед египтянами не стояло вопроса в выборе направления, они писали справа налево. В наше время при изучении иероглифического языка для легкости восприятия и для простоты включения иероглифических надписей в тексты на европейских языках (в том числе при компьютерном наборе) все надписи обычно идут слева направо.
1.3. Рисунки, но не рисуночное письмо Чарующую орнаментальность иероглифам придает то обстоятельство, что каждый обособленный знак представляет собой рисунок, часто исполненный величайших подробностей. Большинство иероглифов представлено изображениями людей, растений, животных или орудий труда. Во многих случаях их несложно распознать. Поскольку данные знаки не являются просто абстрактными геометрическими формами, их легко запоминать. Правда, большинство из них не просто писать. Но и это лишь вопрос практики. Хотя иероглифические знаки и являются рисунками, иероглифические письмо не было рисуночным в истинном смысле этого слова, ибо в рисуночном письме изображение и выражаемое им значение совпадают. Так иероглиф обычно лишен в текстах своего идеографического значения «сова», но наделен фонетическим значением, передавая звук [m]. Между рисованным знаком и геометрически абстрактной буквой «М» принципиальной разницы не существует. И рисунок, и буква условно выражают звук [m]. Однако дело c египетским письмом обстоит несколько сложнее, поскольку многие иероглифы в одном контексте могут иметь фонетическое значение, тогда как в другом случае те же знаки представляют собой идеограммы. В том случае, если иероглиф обозначал то, что и изображал (то есть когда иероглиф выражал свое идеографическое значение), к нему добавлялась короткая черта, называемая детерминативной. Например, иероглиф обычно читается [r]. С детерминативной чертой тот же иероглиф обозначает рот, речь. Иероглифическая письменность лишь в весьма ограниченном смысле может считаться рисуночным письмом, где рисунок согласуется со своим значением. Этот факт является основополагающим для понимания системы. До блестящего открытия данного принципа Шампольоном в 1822 году ранние исследователи десятилетиями работали, находясь во власти ошибочного предположения, согласно которому каждый иероглиф должен был иметь символическое значение. Следствием данного заблуждения явилось то, что все их попытки произвести дешифровку оказались тщетными. Подробнее об истории расшифровки древнеегипетской письменности можно прочесть здесь.
Египетские иероглифы: «алфавитные» знаки Как такового, египетского алфавита не существовало. Упорядочивание египетских иероглифов в алфавит произведено уже современными египтологами. Оны выявили 27 наиболее часто употребляемых иероглифов и составили вместе. Эти иероглифы даются во всех учебниках по египетской письменности. Около каждого иероглифа дано его прочтение — так называемая транслитерация. Читаются знаки транслитерации следующим образом (так называемое «школьное чтение»): A – а; a – a; i – и; j – и; w – в, у или о; S – ш; D – дж; остальные– практически так же как и латинские. Для этого дана послежняя колонка – условное чтение.
Приведённый ниже список основан на таблице из книги Петровский Н.С. Египетский язык.– Л., 1958. С. 38–40.
Египетский алфавит состоит из двадцати четырех согласных. Египетские иероглифы: «алфавитные» знаки Египетские иероглифы: «алфавитные» знаки Некоторые альтернативные формы: Египетские иероглифы: «алфавитные» знаки Эти знаки относятся к числу наиболее распространенных, поэтому их знание окажется весьма полезным. Практикуясь в написании иероглифов, вы облегчите процесс их запоминания. Начинать упражнения следует не «в алфавитном порядке», а переходя от графически простых знаков к более сложным.
Древний Египет. Иероглифы
У фараона на службе состояли пиццы, которые умели читать, писать и считать. Они записывали решения фараонов, считали подати, уплаченные крестьянами, отмечали уровни разливов Нила, производимые ремесленниками изделия. Писцы носили с собой письменный прибор, состоящий из деревянной палетки с красками и каламов (тростниковых палочек для письма) и сосудик с водой для разведения красок. Для изготовления красок использовали растертый уголь и охру. Записывали на свитках из папируса (это растение). Писали иероглифами – письменными знаками, напоминающими картинки. Эти картинки могли обозначать, как целые предметы и понятия, так и отдельные звуки. Иероглифы зачастую располагались справа налево, а не наоборот, как мы привыкли. Иногда символы выстраивали колонками и читать их надо было сверху вниз.
Мы достали карточки с изображением иероглифов и пирамиду, на одной из стен которой я рисовала иероглифы, и принялись их изучать. Я рассказала Даше о том, что они заменяли буквы и как их читали. Потом я предложила ей рассмотреть иероглифы на пирамиде и угадать по их изображению, что они значат. 2/3 она угадала с легкостью, остальные с подсказкой.
Потом мы рассмотрели значение иероглифов, как букв и решили попробовать написать Дашино имя на мольберте. Написали, расшифровали, попрыгали от радости. И понеслось. Мы сделали свой папирус, состарив обычные листы бумаги с помощью чая и я стала писать Даше послание, а она мне. Так как многие символы писать ей было трудно, то она мне показывала символ и просила помочь нарисовать, а еще просила не читать его, чтобы был сюрприз потом.
В итоге, послания были готовы, мы обменялись ими и принялись расшифровывать.
Даша написала мне о том, что она меня любит (было безумно приятно читать такое послание от своей малышки), а я написала ей слушаться родителей. Расшифровала она все сама и прочитала сама.
Мы сделали несколько заданий из книги с играми и заданиями про Древний Египет, а потом приступили к созданию папируса с целой историей. Помогла нам в этом «Рабочая тетрадь египтолога». Мы вырезали все элементы для создания папируса. Раскрасили рисунки, склеили его и прочитали с Дашей историю о двух братьях.
Даша так впечатлилась, что решила нарисовать свою историю. У нее получилась река Нил, слева Египетские пирамиды, в вдоль реки египтяне и животные пришли к реке за водой.
Потом я рассказала Даше, что не только буквы (слова) записывали символами, но и цифры. Мы посмотрели, как их писали древние египтяне и принялись решать примеры и записывать их, как это делали в Древнем Египте. Сначала я диктовала Даше примеры, она записывала и решала, потом она мне, потом мы писали примеры для друг друга, обменивались и решали. Это Дашульке понравилось больше всего.
На последок мы послушали аудиоэнциклопедию Дяди Кузи и Чевостика про Древний Египет, чтобы освежить свои знания (из-за вынужденного перерыва в занятиях)
Продолжение следует…
Тематические игры «Древний Египет»
Урок Письменность и знания древних египтян
Письменность и знания древних египтян
(Параграф 12, стр. 60, учебник Вигасина)
— Стены гробниц, храмов и саркофагов покрыты знаками.
— В египетском письме более 700 иероглифов.
— Первоначально обозначали слова. (стр. 60)
— Позднее один значок мог обозначать звук или несколько звуков.
— Гласные звуки иероглифами не передавались.
— Из стеблей папируса нарезали полоски.
— Укладывали в шахматном порядке в 2 слоя.
— Выделяющийся сок склеивал их.
Папирус – материал для письма из стеблей тростника.
Свиток – свернутый в трубку длинный папирус.
— Школы находились при храмах.
— Учились только мальчики из богатых семей.
— Сначала писали на черепках битой посуды.
— На папирусе писали тростинкой, обмакивая ее в черную краску. (стр. 61)
— В школе учили считать.
— Занимались астрономией, определяя движение небесных светил.
— Жрецы создали календарь.
— Предсказывали разливы Нила.
— Для измерения времени употребляли водяные часы.
— Знания передавались в кругу жрецов.
Как была разгадана тайна иероглифов
— В 19 в. Французский ученый Шампольон разгадал.
— Нашли камень, на котором было 2 надписи: на греческом и иероглифами.
— Предположил, что в египетском тексте имя фараона обведено в рамку (стр. 62).
— В словах Птолемей и Клеопатра есть общие буквы п, т, л они совпадали с иероглифами в рамках.
Слайд 1. В древнеегипетской школе
создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
раскрыть особенности египетской письменности, показать её сложности, познакомить учащихся с историей ее дешифровки;
познакомить пятиклассников с особенностями египетского счета и системы мер.
путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
проследить непреходящую ценность образования как в Древнем Египте, так в наше время;
воспитывать уважение к чужой культуре.
Оборудование: компьютер, проектор, папирус, мячик, звонок.
Межпредметные связи: иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), математика, русский язык, география, астрономия.
План изучения нового материала
Школа в Древнем Египте.
необходимость овладения письменностью.
Основы астрономии. Измерение времени.
Учитель: Здравствуйте! На уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Что вы уже знаете об этой стране?
(Выслушиваются ответы учащихся.)
Слайд 2. – Я уверена, к концу урока наши знания об этой стране расширятся. О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Попытайтесь, пожалуйста, назвать мне тему урока. Запишем тему нашего урока.
Цель нашего урока ( запись на доске ) – представив себя в роли ученика, узнать, чему и как учили в древнеегипетской школе.
1. Школы в Древнем Египте
В Древнем Египте школы открывались при храмах. Учителями в них были жрецы. Там готовили чиновников-писцов. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. Срок обучения был длительным: с 5 до 17 лет. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне.
Давайте представим, что ваши родители смогли себе позволить отправить вас в древнеегипетскую школу.
Записать на доске. Итак, мы в Египте. У нас сегодня 4 урока ( записать на доске ).
Начнём учебный день с урока письма.
Для того чтобы научиться писать в первом классе, вы выучили алфавит.
– А для того чтобы писать в Египте, надо было знать более семисот иероглифов. Что такое иероглиф? Запишем определение в тетрадь.
Слайд 4. Давайте рассмотрим иероглифы. Какую особенность вы заметили? (это целое слово, слог, буква) Правильно, некоторые иероглифы могли обозначать и слова, и отдельные звуки.
Но была ещё одна трудность. В египетском письме не было гласных букв. (слайд)
– Давайте представим, что вам нужно написать слово дом.
– Как бы вы написали?
Гласных не было, поэтому данный иероглиф мог обозначать и слово “дом”, и любое другое слово, где есть только две буквы “д”, “м”. Например, дым, идем и т.д. А значит понять и прочитать этот значок, можно было по-разному. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали еще одну хитрость. Они ставили рядом со словом – значок определитель. Как мы напишем слово идем? Ваши предложения.
Слайд 5. Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. Слайд 6. Еще в школе он начал изучать древние языки. Когда ему исполнилось 11 лет, Шампольон впервые увидел иероглифы и загорелся желанием прочесть их. Как же он это сделал? Слайд 7. Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона. Знаток многих древних языков (рис.1), Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок.
– Что он означает? ( Солнце. )
Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (рис.2)
– Кто сможет прочитать?
Два знака нам уже знакомы (“м” и “с”). Первый знак изображал птицу Ибис. Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона представлено на слайде?(Тутмос). (Мы знаем, что гласные на письме не обозначались. Поэтому до сих пор неизвестно, как правильно произносить имя знаменитого фараона – завоевателя: Тутмос, или Тотмес, или Тутмес.
Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков.)
Оказывается, они могут пригодиться и в научных открытиях.
Какой иностранный язык изучаете вы?
Знание языка необходимо. И сегодня на уроке мы в этом убедимся.
Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности.)(Слайд.) Что это за слово? ( Папирус )
Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир” ( papier ), по-английски – “пэйпе” ( paper ), по-французски – “папьё” ( papier ), по-испански – “папель” ( papel ).
По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова.
Слайд 8. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с углублениями (для черной и красной краски) Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. Отсюда и выражение “красная строка” – новая строка, с которой начинается текст). Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. (Сешат – богиня письма).
Теперь мы с вами знаем, как изображались иероглифы, попробуете составить своё простое предложение.
Трудно было писать? Но у писцов были свои привилегии. Не случайно в “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.
Египетские дети с удовольствием играли в мяч, сделанный из тряпья, льна тростника. Предлагаю вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает:
Как называлась река в Египте?
Имя богини правды, символом которой было перо?
Что такое саркофаг?
Для какого фараона построена самая высокая пирамида?
Бог войны, бурь и пустынь?
Огромная статуя льва с головой человека?
Отдохнули? Переходим к следующему уроку.
Вспомните, какой по расписанию второй урок.
3. Математические знания
Слайд 9. Арифметика ( словарь, слайд ).
Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие виды чисел и простейшие арифметические действия.
Египтяне знали четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
– Давайте подумаем, кому нужны были эти знания?
Подведем итог: считать приходилось всем. Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.
Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.
2000 500 30 2
2532
Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр :
запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),
запишите любое трехзначное число (кто сделает первым, пишет это число на доске, а остальные должны его назвать).
Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая.)
Итак, следующий урок – геометрия.
Эта наука тоже зародилась в Древнем Египте, хотя слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)
Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники. Но для чего? Чтобы определить размер налога с каждого участка).
Где еще были необходимы измерения и расчеты?
Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).
Как египтяне делали измерения? Сейчас мы измеряем с помощью метров, сантиметров, а вот в Египте главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев (царский локоть – 52 см, короткий – 45 см.)
Встаньте. Давайте найдем у себя на руках эту величину.
Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.
Задания: – (по группам) Ребята 1 ряда, измерьте длину одной парты; 2 ряда, – длину подоконника; ребята 3 ряда – длину школьной доски.
Основы астрономии. Измерение времени. Начнем следующий урок
Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? (Астрономии) ( слайд )
Древние египтяне первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на 12 месяцев, а месяцы – на недели.
Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год (слайд): на парту (в паре) 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также был выходным.
Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным (табличка заполняется в процессе коллективной работы по партам в минигруппе) Проверим на слайде правильно.
1) 12 месяцев в году
3) В нашем календаре также есть месяцы по 30 дней
1 сезон (время года) = 4 месяца
3 сезона (времени года)
1 сезон (время года) = 3 месяца
Есть месяцы по 28 и 31 дню
Египтяне высчитали, что в сутках 24 часа, поделили их на день и ночь по 12 часов. И, конечно, им необходимо было измерять время.
Как мы сейчас измеряем время? (При помощи часов.)
У древних египтян тоже были свои часы: одни из них солнечные, а другие водяные в виде сосуда с маленькими отверстиями. Сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Вспомните, в русском языке есть крылатое выражение: “Как быстро течет время”. А когда время течет быстро? (Когда мы занимаемся интересным делом, делаем то, что нам нравится.)
Вы активно работали сегодня на всех уроках. Приобрели новые знания. Мне бы хотелось сегодня подарить вам на память иероглиф.
Может быть, кто-то догадался, что он обозначает? Это символ писца.
Египетским словом для обозначения писца было слово “сеш” Как вы думаете почему? (Богиня Сешат – богиня письма.)
Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же грамотными и мудрыми, как древнеегипетские писцы.
Вот и закончились наши уроки в египетской школе
Возвращаемся к цели.
Представив себя в роли древнеегипетского ученика, мы познакомились с египетской письменностью, попытались расшифровать иероглифы, узнали, как вели счет много веков назад.
А какими достижениями древних египтян, на ваш взгляд, мы пользуемся до сих пор? ( Календарь, знания из области математики и астрономии, красная строка. ). Благодаря изобретению папируса и египетской письменности, знания древних египтян сохранились до наших дней.
1. Сравните древнеегипетскую школу с современной: (таблица каждому)
2. Дополнительно. Напишите мне письмо при помощи иероглифов.