Презентация «Как составить интеллект-карту по теме «Имя существительное»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Школьное педагогическое сообщество учителей предметов гуманитарного цикла Как составить интеллект-карту Единый методический день 27.11.2019
Интеллект-карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Интеллект-карты представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени.
Как составить интеллект-карту Обычно в центре листа располагается ключевое слово (например, название темы или раздела, проблема, задача, событие или явление). От ключевого слова идут ответвления. Они продолжаются до тех пор, пока мы не получим цельную, подробную и структурированную схему по тому вопросу, который нам нужно обобщить. Важно создать красочное и запоминающееся «дерево». Выделять каждую ветвь можно особыми способами: использовать разные цвета, шрифты, картинки, ассоциативные рисунки.
Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы позволяет: научить учащихся пользоваться разными источниками информации с целью поиска необходимых знаний, установления взаимосвязей; развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память; осуществлять различные способы контроля.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-831519
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Интеллект карта по имени существительному
Майндмэппинг: от нейронных сетей до онлайн-сервисов
Люди, которые пользовались этим способом, отмечают, что техника удивительная: увлекает процесс создания, а главное — интеллект-карты действительно помогают! Но времени, правда, на создание одной карты тратится много. Еще бы — к такому процессу нужно подходить с умом. Тони Бьюзен советует:
«Если вы хотите точно запомнить информацию, представленную на интеллект-карте, рекомендую вам уделить достаточное время ее изучению, анализу взаимосвязей, изображений и ветвей. Чем больше времени вы на это потратите, тем лучше информация „отпечатается“ у вас в памяти».
Рисовать майнд-карту можно для чего угодно. Кстати, это отличный инструмент для того, кто учится, и для того, кто преподает. Можно построить структуру урока или наметить план объяснения новой темы, которая растянется на целый блок из нескольких занятий.
Как рисовать интеллект-карту?
Суть майндмэппинга — в визуализации. Ключевая мысль, понятие, автор или проблема берутся за основу и выводятся на середину листа. От середины отходят ответвления — алгоритм по порядку или важные биографические сведения, а может быть, даже план по озеленению пришкольной территории (за что ни возьметесь — все осилите!).
Рисование карты напоминает игру в детективовов: фотографии задействованных лиц, улики, отпечатки пальцев — всё, что приколото к пробковой доске, обвивается красной нитью. Это такое наглядное пособие для следователей — мгновенно проявляются невидимые связи, налаживается логика между цепочкой событий и выясняются ключевые подробности.
Подойдите к процессу творчески: в арсенале должны быть цветные карандаши, ластик, простой карандаш и много фантазии. Рисунок карты получается разный — в зависимости от темы и фантазии человека. Но одна характерная черта объединяет все: интеллект-карта всегда напоминает по строению нейронные сети. В этом создатель методики Тони Бьюзен и видит секрет:
«Структура интеллект-карты работает органически, повторяя нейронную структуру, формирующуюся в головном мозге при обработке информации. Создание интеллект-карты ведет к усилению естественных функций мозга, делая процесс мышления более творческим и эффективным».
Тони Бьюзен советует создавать карты от руки — это стимулирует творческое мышление и помогает сосредоточиться на генерации новых идей и связей. И, хотя сервисов по созданию диаграмм связей в интернете немало (поговорим о них чуть позже), функционал их часто ограничен. Педагогам и ученикам явно интереснее было бы создать более «живой» инструмент.
Первое. Выберите центральный образ. Нарисуйте его на середине листа, придайте значимость — цветом, фактурой, особым выделением, красивым шрифтом.
Второе. Определите вещи, тесно связанные с центральной темой. Изобразите толстые ветви, которые будут отходить от центра. Ветви должны быть разных цветов. От ветвей протяните более тонкие отростки второго, третьего, четвертого и т.д. уровней.
Третье. Изобразите рисунок или напишите слово, которое будет ёмко отражать основное понятие для запоминания, на каждой ветви.
Совет: продумайте свой «цветовой код» и особую систему выделения шрифтов, добавьте картинки или броские иконки для наглядности.
В чем преимущество карт мыслей?
Толстые тетради со сменными блоками, исписанные от корки до корки лекциями, остались позади, — по крайней мере, так утверждает сам Тони Бьюзен. Автор метода считает, что материал лекций запомнить проще, если использовать интеллект-карту, а не банальную запись под диктовку. И так же думают многие его ученики и последователи.
Но все же, есть сомнения: создание майнд-карты — процесс не самый быстрый, даже сам автор говорит об этом. Разметка цветом, выделение значимых частей шрифтом и придание «объема» ключевым понятиям займут много времени. А на лекции полтора часа хоть и тянутся вечность, но успеть порой нужно слишком много. Другое дело, если записать лекцию, а дома составить саммари — краткий обзор всего, что было услышано и записано, — в виде интеллект-карты.
Пример — Интеллект-карта «Имя существительное в русском языке»:
Майнд-карта онлайн
Метод хорош для учебы в школе. С ним удобно планировать проектную деятельность. Особенно, если ученики работают в группах. Сначала они намечают примерный план своей работы, а затем вместе составляют карту. Каждая команда может вывесить свою карту на доску, чтобы сверяться с планом. Другим ребятам тоже будет интересно: «А что там у остальных?».
С каждым годом все актуальнее становится эконаправление: люди стремятся оставлять после себя меньше отходов, покупать экологичные товары и грамотно избавляться от хлама, который скопился в доме. Экопроект можно реализовать и в школе. Здесь уже группы могут быть больше — целый класс или даже несколько могут объединиться, чтобы облагородить территорию школы, кабинеты или даже собственные дома. Снова поможет интеллект-карта! Но на уровне школы делиться проектами карт удобнее через интернет. Бесплатных ресурсов, которые помогут нарисовать майнд-карту, много. В некоторых из них можно поделиться проектом. Тогда дети легко смогут работать вместе онлайн. Другие карты можно вывесить на общий сайт для того чтобы учитель мог наблюдать за этапами создания диаграммы связей. О том, как легко и быстро создать сайт, мы писали в статье про проектную деятельность.
Популярные сервисы по созданию карт мыслей:
Coggle. Сервис майндмэппинга от Google. В нем была создана наша карта с существительным. Бесплатная версия ограничена по функциям, и, как пишут знающие люди, позволяет создать лишь одну доску с картой. Каждый раз придется скачивать одну, чтобы стереть ее и создать другую. Зато ее можно делить онлайн с кем угодно — это преимущество.
Mind42. В сервисе тоже есть возможность делиться картой и совместно рисовать свой проект онлайн. Минусы: нет возможности отделять ветви, связывать различные «деревья». Очень ограниченный сервис со скучным интерфейсом. Подходит для актуализации и структурирования, но не подходит для реализации творческих замыслов и интересных проектов.
Mindmeister. Есть, где разгуляться! Тут есть и картинки, и возможность создания заметок, и можно создать ответвления. Весь интерфейс более гибкий: это видно и по самой карте, ветви которой можно делать плавнее. Как всегда, бесплатно можно пользоваться лишь демоверсией: создать можно всего три карты.
XMind. Простой функционал, неброские и минималистичные карты. Удобно, ничего лишнего, можно быстро набросать примерный черновик карты, а дальше, если следовать заветам Тони Бьюзена, перейти на бумагу с карандашами или в другие сервисы. Дополнительные инструменты — за деньги.
iMindMap. Больше всего карта мыслей будет похожа на иллюстрации из книги Тони Бьюзена, если создать ее в сервисе iMindMap. Ничего удивительного, ведь идейный вдохновитель сервиса — сам автор. Тут все по канонам интеллект-карт: цвета, толстые и тонкие ветки, неограниченный простор для фантазии. Вдохновляться бесплатно можно только 7 дней.
Посмотрите в любом поисковике – подборок с удобными и бесплатными сервисами по созданию карт мыслей множество! Подберите подходящий и учитесь новой интересной методике вместе с классом. Или рисуйте на бумаге, не ограничиваясь ни функционалом, ни пространством. Продуктивного майндмэппинга!
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Интеллект-карта на уроках русского языка
Количество научной информации увеличивается ежедневно, что сказывается на современном процессе обучения и ставит перед преподавателем задачу по формированию прочных знаний основ наук.
Термины и понятия
Решение этой задачи непременно связано с формированием понятийно-терминологического аппарата. Знания человека состоят из понятий, которые словесно выражаются через термины. Чтобы составить представление о предмете, человек из всего огромного количества его свойств и признаков выделяет наиболее важные и существенные, что находит отражение в термине.
Термины и понятия находятся в определённых корреляционных отношениях: термин входит в определение понятия, но определение понятия не сводится к термину.
Следовательно, осуществляя терминологическую работу в учебном процессе, следует выяснять смысловое значение того или иного термина, так как это будет способствовать выделению наиболее существенных признаков соответствующего термину понятия.
При преднамеренном, специально организованном обучении одновременно происходят два процесса – эксплицитное, явное научение, контролируемое сознанием, и имплицитное, латентное научение, идущее на подсознательном уровне.
Технология визуализации ассоциативных связей опирается на теорию ассоциативного мышления и полимодальность человеческого восприятия. В ассоциативных экспериментах доказано, что при восприятии стимульного слова испытуемые обычно отвечают не произвольными словами, а теми, которые как‐то связаны с ними (похожие объекты, ситуации или действия), т. е. слова в памяти связаны между собой по определённым признакам.
Такие группы взаимосвязанных между собой слов называют ассоциативными сетями.
Для более полного описания и проникновения в термин возможно выстроить информацию в виде рисунка, структура которого имеет некоторое сходство с деревом ассоциаций, возникающих при размышлении о некотором предмете (Т. Бьюзен).
Какую информацию можно изобразить в виде интеллект-карты?
Как строить карту “от руки” или в онлайн-сервисах?
Выбор формы и цвета только на первый взгляд кажутся случайным, на самом деле они несут очень важную информацию о смысле изображённых на карте слов.
При необходимости добавляются ассоциации третьего и т. п. порядков на соответствующих ответвлениях.
Сервисы для создания в режиме онлайн
MindMeister
Наряду с платными тарифами имеется и бесплатный. Возможность быстро работать командой.
XMind
Можно бесплатно скачать и попробовать.
iMindMap
Программа от автора методики интеллект-карт Тони Бьюзена. Посмотрите его видеоуроки, вдохновитесь и приступайте. Пробный период — семь дней.
Очень простой онлайн-инструмент. Хорошо подойдет для тех, кому для создания карты памяти достаточно только текста, и кому не нужны такие элементы, как изображения или прикрепленные файлы (в платной версии можно добавлять изображения, в бесплатной версии доступен только текст).
Ручка и бумага
Самый надёжный и проверенный ресурс. Редактируйте аналоговую ментальную карту в любое время, используйте разные цвета, стикеры или картинки. Помимо наглядной структуры ещё и удовольствие получите. Главный совет: выбирайте формат А3 или больше.
Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи
Что такое интеллект-карта
Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.
Для чего нужны интеллект-карты
Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.
Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.
Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.
Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.
Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.
Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.
Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.
Преимущества интеллект-карт
Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].
Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.
Как составить интеллект-карту
Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.
Семь правил интеллект-карт
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Оля Ежак для Skillbox
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что такое интеллект-карты
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзан, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
В чём преимущества интеллект-карт
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
1. Процесс обучения становится осмысленным
Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.
2. Информация лучше запоминается
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.
3. Сложные концепции проще воспринимаются
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Как составить интеллект-карту
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Как применять интеллект-карты в обучении
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.