Как написать книгу?
Придумываем идею
Сразу скажу: как возникает замысел книги, я ответить не могу. И как приходят ко мне идеи, я тоже не знаю. Это как вспышка, озарение. Я встречал писателей, которые обладали феноменальной начитанностью, обширными знаниями в области литературы и искусства. Но их книги больше походили на фанфики знаменитых книг.
То есть если вы начитаны и умны, не факт, что вы сможете придумать гениальную идею.
Но не стоит опускать руки. Я написал специальную статью о том, как придумать идею книги, Буду рад, если она вам будет полезна.
С амое сложное — придумать идею, остальному научить можно.
Кратко, о чем я пишу про придумывание идей
Замысел вашей книги должен быть близок читателю, затрагивать актуальные проблемы. Нужно решить для себя: зачем вы хотите написать эту книгу? Какова ее миссия? Нужно также попытаться выделиться среди миллионов писателей. Поверьте, это возможно. Следуя принципу Парето, 80% писателей пишут низкосортную литературу, и только 20% пишут на совесть.
Ещё я бы хотел отметить то, что очень небольшое число авторов имеют и отстаивают в книгах свою гражданскую позицию.
Меня удивляет, что детские писатели жалуются на отсутствие проблем, которые можно описать в книге. Только вдумайтесь: в России они не находят проблем!
Идея — основа книги, так как написать книгу может и средний писатель.
Откройте глаза, братья по перу! Да куда ни глянь — одни проблемы! И такие авторы пишут кисельно-сиропные книги, от которых читатель может заработать только сахарный диабет. Пары страниц достаточно, чтобы понять: автор не имеет своего мировоззрения.
Как это ни странно, чем фантастичнее книга, тем больше реальных проблем оно должно затрагивать. Книги, которые не затрагивают людские проблемы, долго не живут.
Да и ещё важный момент: все, что описывается в этом пособии ниже, имеет целью раскрыть вашу идею!
Продумываем план книги
Для удобства я вам посоветую писать план, словно вы пишете оглавление книги. Глава первая — об этом, глава вторая — о том и так далее. Это очень удобно — сразу становится ясно, ваша идея тянет на рассказ, повесть, роман, а может, и трилогию?
План помогает держать под контролем архитектонику произведения. Чтобы одна глава у вас не была на 50 страниц, а другая на 5.
Придумываем сюжет книги
Если кратко, то сюжет — это описание тех событий, которые происходят в вашей книге. Каждый пункт плана советую вам расширить и подробно расписать, что будет происходить и в какой последовательности.
Сюжет — очень важный компонент книги. Он задает динамику произведению и раскрывает основное содержание. Нельзя слишком сильно затягивать его, раздувать. Это грозит потерей у читателя интереса к книге.
Над сюжетом придется поломать голову
Я часто встречаю авторов, у которых очень образный язык, но сюжет… После прочтения книги его даже сложно сформулировать в двух словах!
На протяжении сотен страниц по факту ничего не происходит! Такого лучше не допускать.
События должны сменять друг друга, увлекая читателя в ваш мир. Этому и помогает сюжет.
Как написать сюжет книги?
Чтобы вы не плутали в вопросах, а как написать сюжет, даю вам подсказку. Она отработана веками, но её можно видоизменять. По этой структуре сочинялись мифы, сказки и почти все произведения мировой литературы.
1. Описываете исходную ситуацию. Герой живет обычной жизнью (он может быть неудачником, либо у него, наоборот, всё хорошо);
2. В жизни у него полный порядок (или, наоборот, всё плохо);
3. И вдруг… Тут нужно описать неожиданное происшествие, которое ломает привычный уклад жизни героя;
4. Из-за этого привычная жизнь вашего героя меняется;
5. Далее нужно описать, какие конфликты и с кем возникают у героя. Видов конфликтов много: внешние (с окружающим миром, конкретным человеком) и внутренний конфликт (сомнения, страхи, угрызения совести). Главное, чтобы появилась реальная угроза, которая опасна для героя;
6. Пик конфликта, когда герою грозит опасность, причем лучше сделать героя бессильным перед этой угрозой;
7. И тут наступает развязка;
8. Герой оказывается в новом положении.
Если вы будете придерживаться этой схемы, то уже не потеряете интерес вашего читателя. Главный секрет: постоянно держать и не отпускать внимание читателя, не давать ему скучать. Наполните вашу книгу тайнами (саспенсом).
Герои книги
Но на одном сюжете книгу не вытянуть. Нужны персонажи, которые смогут выражать вашу идею. Они должны быть яркими, запоминающимися. В большинстве книг, советующих, как создавать ярких героев, пишется об одном и том же: рост, вес, пол героя. Прочтя с десяток таких «поваренных книг», могу сказать одно: этот метод не работает. Если придерживаться его, герой получится обычным, серым, картонным.
Персонаж должен быть живым и интересным
Как сделать героя книг реальным?
1. Начать лучше с характера. Если это положительный герой, то на 80% характер у него должен быть хороший, но 20% обязательно нужно разнообразить чем-то отрицательным. Допустим, герой ревнивый, подозрительный, злопамятный. Если герой отрицательный, то наоборот, 80% занимают вредные черты характера. Если хотите, то можете описать и положительные качества (на ваше усмотрение).
Отрицательных героев легче описывать. И ещё они обладают определенным шармом.
Положительных героев нельзя превращать в кисельно-сладких, иначе читатель сразу потеряет к ним интерес и даже будет рад, если отрицательный персонаж его погубит.
2. Необычная внешность. Он может быть очень высоким, низким. Худым или полным. Что-то должно запомниться читателю во внешности.
Пример отлично героя — Эркюль Пуаро
3. Речь героя. Он может картавить, шепелявить, говорить грубо, заискивать — всё зависит от характера. Очень важно, чтобы в диалоге речь героев была разной.
4. Предыстория героя. Если ваш персонаж не младенец, то он явно успел наследить в своей жизни. Потому нужно знать обо всех «скелетах в шкафу» и, если это нужно, постепенно вводить их в книгу. Сразу лучше не вываливать всё на читателя, иначе он потеряет интерес к вашему герою.
5. Страхи героя. Если у вашего героя всё хорошо, то это, конечно, хорошо. Но читатель опять-таки быстро потеряет к нему интерес. В идеале нужно добиться того, чтобы страхи героя совпадали со страхами вашего читателя. Тогда читатель узнает себя в нём и будет ему сопереживать.
6. Пороки героя. Об этом важном элементе в пособиях для графоманов часто просто не упоминается. А меж тем пороки героя отличают его от других людей. Это может быть страсть к деньгам, выпивке, женщинам.
7. Миссия героя книги. Часто в рукописях молодых и даже опытных писателей я встречаю много героев, цель которых в книге непонятна. То есть они выбегают на сцену, стоят и опять убегают. Зачем они нужны? Какую пользу книге приносят? В героических фэнтези-книгах цель понятна: спасение мира. В реалистичных книгах целью может быть борьба за выживание. Или писатель может внести отрицательного героя, чтобы подчеркнуть положительного. В любом случае лучше обходиться небольшим количеством персонажей, если с помощью них вы сможете раскрыть идею книги.
8. Имя и фамилия героя должна давать информацию о нём. В идеале, чтобы читатель, прочтя имя и фамилию, догадался, что за герой перед ним. Например, имя Екатерина означает с греческого «чистая» И в пьесе Островского «Гроза» Екатерина названа не просто так, а чтобы подчеркнуть характер героини.
В рассказе Чехова «Смерть чиновника» героя зовут Червяков. Уже становится ясно, кто перед нами.
К сожалению, многие современные авторы пишут быстрее, чем печатает принтер, потому об этом попросту и не думают. Потому русскую литературу могут погубить многочисленные Васи Пупкины.
9. Каково мировоззрение вашего героя? Может, он эгоист, который переступает через головы ради достижения своей цели. Тут сразу зацепка — нужно ли его исправлять? Если нет, то можно пустить героя в «крутое пике» и показать, к чему привело такое отношение к людям.
10. Эволюция героя. Нельзя, чтобы ваш герой, как персонаж «мыльных опер», оставался день ото дня на том же уровне, что и раньше.
Сбор материала для книги
Это очень важный этап, но многие авторы начинают писать, а там «кривая выведет». Но результат часто остаётся плачевным, так как писатель не удосужился изучить материал и подготовиться к написанию произведения.
Если вы пишете историю, основанную на реальных событиях, то нужно тщательно изучить все детали. Возможно, вы не станете их все использовать, но хуже не будет.
На поиск материла следует затратить много времени
В зависимости от сложности, на сбор может уйти от месяца до года и даже больше. Если вы пишете книги фэнтези, то надо больше читать мифы, легенды и сказания. Потому что все книги фэнтези основаны на мировой мифологии. Пару десятков фэнтези-книг достаточно, чтобы понять: авторы черпают всё из мифов. И если вы будете учиться только у авторов фэнтези, то ваши книги априори будут вторичными.
О том, как создать свой фэнтези-мир по шагам, — отдельная статья.
Написание черновика
Когда у вас собрано достаточно материала, самое время приступить к написанию черновика произведения. Я советую писать без остановки и не тратить время на вычитку книги. Потому что в процессе написания у вас может несколько раз поменяться и идея, и сюжет.
Придание книге глубины
Итак, черновик у вас готов. Если вы хотите придать своей книге многоплановость, то советую вам внести в нее следующие элементы:
1. Отсылки к классике русской и зарубежной литературы. Конечно, не в лоб, но можно тонко намекнуть на произведения других писателей. Такие отсылки, конечно, должны быть уместны. Они подчеркнут, что вы начитанный автор. И, как мне кажется, доставят удовольствие настоящим ценителям литературы. Это всё на ваше усмотрение.
2. Библейские мотивы.
Многоплановость будет только плюсом для книги
3. Присутствие в книге символов и знаков. Для эрудированного читателя они являются тонкими подсказками, намеками. Например, в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского много желтого цвета — намёк на нездоровое психическое состояние главного героя, да и Санкт-Петербурга в целом. В романе «Белая гвардия» М. Булгакова часто встречается красный цвет как символа революции, но в то же время и крови. Символы и знаки придают качество книге.
4. Использование нумерологии. Классический пример поэма «Двенадцать» А. Блока. Это число, совершенное во всех отношениях: двенадцать апостолов, двенадцать месяцев в году. Ещё часто используются в литературе числа три, шесть, семь.
5. Хорошее знание человеческой психологии. Очень важно, чтобы у вас в книге была вся гамма человеческих характеров: жадность, злость, зависть и прочие. Если у вас будут одни кисельно-сиропные персонажи, поверьте, книга наскучит ещё на первой странице.
Работа с языком
Когда черновик у вас полностью готов и вы перестали вносить изменения, можно приступать к вычитке книги.
Если кратко, то ваш текст нужно избавить от следующих паразитов, которые мешают книге:
1. Канцеляризмы: «соответственно», «уведомить».
2. Плеоназмы: «кивнул своей головой», «первая премьера» и прочее.
Книгу нужно тщательно вычистить и выполоть от словесных сорняков и паразитов
3. Все «сказал» лучше заменить на слова, выражающие определенные эмоции: «буркнул», «фыркнул», «промычал» и прочее.
4. Поменьше употребляйте слова: «вдруг», «неожиданно», «внезапно». Потому что они вызывают интерес у читателя. А если ничего неожиданного за этими словами не происходит, то интерес к вашей книге вскоре угаснет.
Работа над книгой с редактором и корректором
Если вам кажется, что произведение совершенно во всех отношениях, то покажите его корректору и редактору. Вы сразу увидите, что над ним ещё работать и работать.
Но выбирать корректора и редактора нужно аккуратно.
Самое главное — не допускать, чтобы редактор, словно хирург-первокурсник, резво полосовал вашу книгу.
Когда вы договорились по цене за услугу, то высылайте первую главу и смотрите, насколько хорошо справляется редактор.
Если он отредактировал главу быстро, — смело отказывайтесь: скорее всего, он просто не вчитывался в ваше произведение.
Если с грамматическими ошибками не поспорить — они очевидны, то что касается работы с тканью книги, — тут дело ваше. И вы несете, как автор, ответственность за всё написанное.
Все правки нужно обсуждать с редактором
От каких редакторов надо бежать?
1. Если короткие фразы он заменяет на длинные. Было: «Герой кивнул и улыбнулся», после редактора стало: «Герой кивнул своей головой в знак согласия и расплылся в широкой улыбке, выражая радость». Это не придумано — реально был такой бред!
2. Если объем вашего произведения увеличился, — меняйте редактора.
3. Если по отношению редактора понятно, что ваша книга — это обычная для него «халтура». Это сразу чувствуется в небрежности работы, ваша книга для такого горе-специалиста ничем не отличается от пособия, как пользоваться надувным матрасом.
4. Если редактор допускает «вкусовщину». То есть на своё усмотрение вытворяет черт знает что с вашим текстом.
5. Также, если редактор не разбирается в вашей системе символистики, нумерологии, философии и устройства фэнтези-мира, то смело отказывайтесь от его услуг. Это показывает, что редактор опять-таки работает на скорость. После такого редактирования вы потратите больше время на исправление текста.
Дайте вашей книге немного отлежаться
Поверьте: книга как дорогое вино, от года становится только лучше на вкус. Вы растёте, становитесь опытным, начитанным, и можете позже вернутся и улучшить книгу.
Если вы дополните книгу, то выделяйте в Word изменения жёлтым цветом, чтобы вашему редактору было легче корректировать и редактировать эти отрывки.
Отдохните от книги, а она-от вас
И напоследок хотел бы заметить, что ни один литературный вуз не сможет помочь вам написать великое произведение. Писатели ХIХ века создавали прекрасные книги без специального образования.
Главный совет: больше пишите и читайте хорошие, проверенные временем книги!
Как написать свою первую книгу: гайд от автора 102 книг
Решил выдать всю информацию по теме. Поехали!
Итак, вы решили написать свою первую книгу. С чего начать?
Для начала, нужно придумать оглавление, если вы начинаете «с нуля». Это будет ваша дорожная карта для движения к цели.
Если у вас уже есть какой-либо материал: заметки в телефоне, сохраненная на почте переписка, рукописные инсайты, заметки на салфетках, голосовые файлы и диктофонные записи – ваша задача собрать это богатство в один вордовский файл, предварительно транскрибировав аудиофайлы. Затем, в текстовом редакторе вы также пишете оглавление и под него упорядочиваете заметки как есть.
Зачем выпускать собственную книгу
Если вы задумались о собственной книге вообще, то скорее всего вы знаете варианты ответа на этот вопрос – зачем вам книга? Прокачать личный бренд, стать круче и весомее как специалист в своих глазах и глазах окружающих – близких, друзей, настоящих и потенциальных клиентов.
Если коротко, книга даст вам: больше денег от вашего бизнеса, новых прогретых лидов (потенциальных клиентов), уважение и самоуважение, статус писателя, закрытую цель, нечто большее, чем визитную карточку и шанс произвести впечатление сразу, дополнительный заработок от гонораров и шанс того, что вы можете все-таки стать автором бестселлера, а это уже совершенно новый уровень и новая лучшая жизнь!
Стоимость написания книги
В стоимость книги входит работа следующих специалистов:
– Журналист, который берет у вас интервью, (оплата почасовая – от 3000 до 10 тыс руб и выше в час);
– Транскрибатор, который расшифровывает текст, (от 10 до 50 руб за 1 минуту текста);
– Редактор, который переводит текст из диалога в режим «от первого лица», (от 100-500 руб за 1800 знаков);
– Стилист, который «причесывает текст» в читабельный легкий вид, (от 300-800 руб за 1800 знаков);
– Корректор, который «ловит блох» по тексту, исправляет опечатки, иногда нанимают двух корректоров для надежности и качества текста, (от 50-200 руб за 1800 знаков);
К процессу создания книги следует добавить дизайнера обложки (стоимость от 1000 руб до 100 тыс руб и выше, как в «Студии Артемия Лебедева», иллюстратора (оплата договорная – от 350 руб до 5000 и выше за иллюстрацию), верстальщика книги для печати (от 100 до 500 руб за 1 страницу) и менеджера проекта (от 10 до 40 тыс руб), который скоординирует весь процесс.
Также может идти наценка за бренд издательства, звездность журналиста, сложности темы и других сопутствующих факторов (онлайн-интервью или личные встречи, командировки, степень готовности исходных материалов и мн.др.).
Итого на круг получается от 70 до 200 тыс руб. книга до 100 страниц и от 200 до 500 тыс руб книга до 300 страниц. Большая и сложная книга может доходить по стоимости до 1-3 млн руб. Как вы понимаете, автор может значительно сэкономить, если напишет книгу физически сам, тут зависит от стоимости часа работы самого автора и выбора: что выгоднее и что интереснее. Процесс написания, по крайней мере, первой книги – весьма захватывающее приключение.
Отдельно оплачивается печать книги, которая зависит от бумаги, жесткая или мягкая будет обложка, и других типографских факторов. В среднем печать малым тиражом 100-500 экз. книги в мягкой обложки формата А5 обходится от 90 до 150 руб за 1 шт., а 1000 книг в жесткой обложке, до 300 страниц может стоить 300-500 тыс руб.
Три главных способа издать свою книгу
Первый. Самиздат. Пошел в типографию и напечатал.
Второй. Можно вовлечь в процесс издания книги – издательство, бинго! Для этого надо отправить заявку автора через сайт издательства, приложить к ней желательно план пиар-кампании книги и ждать ответ. Основные деловые издательства: «Эксмо», АСТ, Альпина, Бомборра, Манн-Иванов-Фербер, Питер, Феникс и новый игрок Synergy Books.
Такие возможности предоставляют множество сервисов, от Амазона до Озона, и они легко гуглятся. Кстати, технология Print On Demand работает не только в издательском бизнесе, но и, например, при производстве сувениров.
23 способа раскрутки книги
Мы отыскали и сами испробовали на себе и своих клиентах множество способов раскрутки книги. Вот наиболее эффективные:
1. Запрос предисловий;
3. Простановка отзывов на Озоне и ЛитРесе;
4. Английская версия книги;
5. Ютуб-версия книги;
6. Аудиоверсия книги;
8. Фейк-обложка с именем и темой актуальной звезды;
9. Рассыпать книги в людном месте;
10. Презентация книги в магазине, точке продаж, на конференции;
11. Бонусы в конце книги;
12. Подарить книгу в зале на выступлении;
13. Продать книгу в золотой обложке;
14. Дарить книгу за лучший вопрос;
15. Раздавать книгу как визитку;
16. Пока выступаете — выставлять книгу, как на витрине;
17. Кинуть в кого-нибудь книгу;
18. Отдать книгу на рецензии книжным критикам, блогерам;
19. Продавать книгу только вместе с консультацией не меньше, чем за 10 тыс. руб.;
20. Рассказать о предварительных дизайнах обложки в соцсетях;
21. Выбирать название книги через опрос в соцсетях;
22. Включить книгу в обзор «Лучших книг» по вашей теме;
23. Интервью с автором книги, всяческий пиар автора книги и его труда — автоматом.
Из названия каждого метода понятно, что необходимо сделать для того, чтобы ваша книга нашла отклик у читателей и стала бестселлером.
Одним словом, для раскрутки книги можно использовать как классические, так и хайповые методы. Все зависит от вашей смелости, бюджета, целей раскрутки книги (продвижение автора, монетизация книги, продвижение темы в целом, чтобы книгу прочитал только 1 человек, для того, чтобы прокричать одним заголовком книги и др.). Если вы начинающий автор, то рекомендую начинать с классических способов раскрутки.
Если вам удалось убедить издательство взяться за вашу книгу, то стартовый тираж деловой литературы как правило составляет от 1000 до 2000-5000 экз.
Если вы печатаете книгу самостоятельно, то рекомендую напечатать 100 экз, а затем по мере необходимости допечатывать.
Мы в стандартном пакете даем 20 экземпляров в мягкой обложке и ВИП-пакете – 100 экземпляров в твердой обложке.
Сколько времени требуется на написание книги
Вы должны определиться, пишете ли вы книгу сами или заказываете такую услугу. Самостоятельно и без присмотра «тренера» обычно книга до 100 страниц получается дольше всего – до 1 часа в день. Итого: 30 часов. Они могут растянуться от 1 месяца до полугода.
В тренинге по написанию книги можно уложиться также за 1 месяц, при условии, что каждый день вы будете посвящать работе над книгой до получаса часа, без выходных. Итого: около 15 часов. Плюс время на редактуру, корректуру, дизайн обложки и печать.
Если вы заинтересованы в быстром написании книги, то примерно 3 часа вашего личного времени для интервью с журналистом (копирайтером) достаточно, чтобы создать качественный текст объемом до 100 страниц. После вашего интервью к работе подключается команда проекта (транскрибатор, редактор, корректор, и др.), и доводит выданный вами в беседе контент до совершенства.
Как происходит процесс написания книги
Если вы пишете книгу самостоятельно, то рекомендую вставать каждый день на час раньше и писать книгу в любой момент, даже если не пишется.
Если вы пишете книгу в тренинге или онлайн-марафоне, или в оффлайн-группе, то просто тщательно выполняйте все задания.
Если вы решили заказать услугу по написанию книги, вам заранее пришлют список вопросов, на которые по возможности надо подготовиться. В любом случае, журналист вас разговорит, идите на встречу и ничего не бойтесь. Если вы эксперт в собственной теме больше 2 лет или «налет» составляет, как говорят пилоты, больше 10 000 часов (примерно полтора года непрерывной работы), то у вас точно есть, о чем рассказать читателю, поверьте!
О важности иллюстраций в книге
По желанию. Зависит от уровня подготовленности вашего читателя. Детские книжки иллюстрирую почти все, а взрослые, к сожалению, почти никогда. В нашей практике был случай, когда мы первое издание книги Натальи Ковалевской по фотопозированию не иллюстрировали, и оно читалось нормально.
Иллюстрации добавят объема для вашей книги, так что если такая задача стоит, то смело заказывайте иллюстрации.
Не используйте чужие фото, а если делаете это, обязательно советуйтесь с автором произведения и указывайте источник.
Однажды я сдавал в печать книгу «Ты – СуперЛичность», но не успевал обзвонить всех авторов фотографий. Поэтому я просто от руки зарисовал каждую иллюстрацию, получилось не очень красиво, зато стильно и символично.
Если вы профессиональный редактор и у вас есть свободное время – правьте текст сами.
В других случаях я рекомендую этот процесс делегировать профессионалам. Если вдруг нет денег на редактора, то совет такой: просмотрите текст свежим утренним взглядом, и так два-три утра несколько раз с перерывом.
Обложка – важный фактор при принятии решения о покупке книги в магазине. Так что, мой ответ – дизайн однозначно нужен. Если вы хотите сэкономить, то сервис Ридеро или Canva, например, предоставляют возможность «собрать дизайн» из шаблонов за приемлемую стоимость или вообще бесплатно.
Но лично я на дизайн очень надеюсь, потому что был прецедент, когда я заказал дорогой дизайн обложки у своего друга, который работал в «Студии Лебедева», и продал книгу за 12 тыс руб.
Что делать, если книга плохо продается
Книгу, как и любой качественный продукт, нужно раскручивать. Если понимать под термином «расхватывают», то, что у вас должны купить напечатанные экземпляры книги, а они лежат мертвым грузом – это одна ситуация.
Ваши ожидания в любом случае не оправдываются, поэтому их не надо придумывать – можно поставить план: продать 100 книг за 1 месяц и ему следовать. Лучший вариант продать физические экземпляры книги – где-либо выступить, пересказать вкусные моменты из книги и сказать в конце: «Книга продается вон там! Осталось мало!» Если книга «лежит» в интернете, то лучшим способом пиара будут ее отзывы.
Стоит раздать первую сотню-другую книг бесплатно, чтобы о ней пошел слух. Например, Игорь Манн однажды прислал мне подписанный экземпляр книги «Номер 1», я почитал и купил в магазине еще 3 штуки для моих клиентов.
Ваша книга в руках знаменитости — лучшая реклама
На самом деле, нужно выбрать самый короткий путь к звездам – так и написать им: «Хочу подарить вам свою книгу с автографом. Вам точно нужно!» Это классные ощущения – писать звездам по делу. Вы удивитесь, сколько звезд откликнется!
Есть классный способ раздать книгу звездам – надо приехать физически туда, где звезды уже собраны: на конференцию, премьеру фильма, театральный показ, вручение премии или светскую тусовку. И подарить книгу из рук в руки. Мало кто откажется от такого подарка, как книга, поверьте. Не забудьте сделать в этом звездном адреналиновом порыве фото со звездами и книгой в руках.
Как я распиарил книгу «СуперДиджей» для раскрутки диджеев? Я приехал на музыкальную конференцию SWMC в Сочи и раздал книгу всем звездным диджеям.
Пофоткался с ними, выложил на Промодиджей, и мою книгу резко все захотели, хотя она и до этого была бесплатной. А тут вообще поднялся мощный ажиотаж. Спонсор книги был очень доволен.
Роман Масленников, руководитель проекта «Бизнес-книга»