Письмо любимому писателю
Образцы сочинений-писем любимым писателям от детей начальной школы:
Письмо любимому писателю
Здравствуй, Г.Х. Андерсен!
Я пишу тебе письмо из 21 века. Все мои знакомые, одноклассники и я очень любят твои замечательные, волшебные сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Дюймовочка нашла своих друзей, Кай вновь обрел Герду, гадкий утенок вытерпел все насмешки и стал очаровательным лебедем, Элиза нашла счастье и братьев, пройдя все трудности на своем пути. Ну, как тут не радоваться!
Много лет назад твои сказки читала моя бабушка, потом мама и папа, а сейчас читаю я и мой брат. Я думаю, что пройдет еще много лет, наступит следующий век, а твои произведения будут также популярны в мире. Их будут читать уже мои внуки, а значит Вы – вечный сказочник, который будет жить в сердцах людей многих поколений!
Твоя читательница Анастасия.
Здравствуйте, уважаемый Корней Иванович Чуковский!
Меня зовут Алина. Я учусь в 3 классе. За это время я прочитала много ваших интересных книг.
С самого раннего детства ваши стихи читала мне мама, а я с удовольствием их слушала и верила в те чудеса. Под эти стихи я сладко засыпала. Но если бы, как в сказке, мне удалось встретиться с вами, то я обязательно рассказала, какие интересные стихи я прочитала в ваших книгах.
Я думаю, что многие дети читают и слушают «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Федорино горе». Очень много поучительного в стихотворении «Мойдодыр». Мое самое любимое произведение «Айболит». Я читала его много раз.
При встрече с вами я бы поблагодарила вас от себя и многих детей, которые выросли на ваших сказках.
С уважением ваша читательница Алина С.
Здравствуйте, дорогой Александр Сергеевич Пушкин!
Пишу Вам с большой благодарностью за созданные чудесные произведения. Мне очень нравится их читать, особенно хочу выделить сказку «О мертвой царевне и семи богатырях». Ваш талант писать в стихах редкий и не каждому это дано.
В моей небольшой библиотеке имеются Ваши книги, чему я очень рада. В любой свободный для меня момент я могу взять и прочитать уже знакомые и любимые стихи или сказки. Из всех прочитанных мной стихов больше всего мне нравится стихотворение «Узник». По-моему мнению, оно подходит каждому человеку, который находится в заточении какого-либо рода. Вот, например, я себя чувствую тем самым «узником», когда наказана мамой и папой. Сидя у себя в комнате, я перечитываю последние четверостишия, хотя знаю его наизусть:
«Мы вольные птицы! Пора брат, пора!
Туда где за тучей белеет гора,
Туда где синеют морские края,
Туда где гуляем лишь ветер да я!»
Даже коту Еше нравятся ваши произведения, ведь он приходит и ложится рядом, когда я их читаю. Спасибо большое за ваши произведения!
Как написать письмо. Особенности эпистолярного жанра
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Как написать письмо. Особенности эпистолярного жанра.
Описание слайда:
Порой они события,
Порой они открытия…
Описание слайда:
Эпистола
(лат.Epistola – письмо) литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета.
Эпистолярный. О литературных произведениях: в форме письма, переписки. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль.
Описание слайда:
Эпистолярная литература
Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника»
Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»
А.И.Герцен «Письма из Франции и Италии»
М.С.Лунин «Письма из Сибири»
Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»и т.д.
Описание слайда:
Из истории письма
Узелковое письмо
Письма на бересте
Письма на глине
Письма в картинках
Письмо на пергаменте
Описание слайда:
письма
Деловые (служебные)
Убедительность,
строгая последовательность, лаконизм, информативность
Деловая переписка близка официально-деловому стилю наличием особого запаса официальной, канцелярской лексики и фразеологии.
личные
Эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, большой охват событий и сведений из жизни автора письма или адресата
Сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи
Описание слайда:
Эпистолярный жанр
Письмо, конверт, адрес, индекс, почтальон
Адресат – тот, кому адресовано письмо.
Адресант – тот, кто пишет письмо.
Постскриптум – приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами Р.S., по латыни «после написанного»
Здравствуйте – живите и будьте здоровы;
До свидания – до скорого свидания.
Описание слайда:
План написания письма
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата).
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Дата и место написания письма.
Описание слайда:
Элементы
рамочной структуры
1. Формула приветствия:
Добрый день, дорогой сын!
Здравствуй, любимая моя мамочка!
2. Формула прощания
Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Целую тебя.
Твой отец.
До свидания, моя милая мама. Не скучай и береги себя.
Твой любящий сын.
Описание слайда:
Практическая работа 1.
Задание группе №1 Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для приветствия
Задание группе №2. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для основной части.
Задание для группы №3. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для заключительной части.
Описание слайда:
Письмо с фронта
Дорогая Лидочка! Здравствуй!
Случайно узнала твой адрес и вот пишу. Как ты живешь? Как настроение? Я живу хорошо, настроение отличное. Очень хочется узнать что-нибудь о наших ребятах. Не пишет ли тебе кто-нибудь? Если пишет, то напиши мне, что и о ком ты знаешь. Жизнь понемножку входит в свою колею. Снова мы с Машей снайперы-наблюдатели при командире роты. Рота наша считается лучшей в батальоне. Идти вместе в бой, вместе бить подлых гадов-фашистов – это самое лучшее, что можем мы желать. И где бы мы ни были, мы будем стремиться к одному – к победе. А раз так, то наши пути должны встретиться…
Ну, пока, моя любимая подруга, всего самого, самого лучшего. Целую и обнимаю крепко-крепко тебя и Катю. Вы мои хорошие, любимые, родные! Будьте здоровы и верьте до конца в нашу замечательную победу над паршивым Гитлером и его поганой армией.
Наташа. 12 декабря 1941 г.
Описание слайда:
Описание слайда:
Привет, Диман! Как житуха? У меня все по-старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да еще классная отругала за то, что с лит – ры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!
Ну, все, пока Диман,увидимся.
До встречи. Твой Леха.
Описание слайда:
Особенности эпистолярного жанра:
— рамочная структура письма;
— точное обозначение адресата и адресанта;
— переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;
— как непринужденная, так и официальная форма общения;
— использование этикетных формул;
— повествование в 1-м лице ;
— проявление авторского «я».
Описание слайда:
Описание слайда:
Письмо другу
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
ЭПИСТОЛА – это литературное произведение в форме послания, письма. Наиболее известная в русской литературе эпистола, написанная поэтическим языком – это письмо Татьяны из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина:
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
А мы. ничем мы не блестим,
Хоть рады вам и рады простодушно.
……….
(А.С.Пушкин)
Обобщу сказанное. Характерные черты поэтической эпистолы:
1. В доверительной форме автор излагают свой внутренний мир.
2. В тексте присутствует речь, оформленная в виде монолога или диалога.
3. Предполагается обязательное присутствие адресата и отправителя.
4. Письмо – это форма общения.
Теперь поговорим о языковых средствах эпистолы. Лексика эпистолы – это сочетание элементов художественного и разговорного стилей. Современный эпистолярный стиль более лаконичен: сократился объем обязательных ранее вступительных обращений и заключительных изъявлений вежливости, эпистола стала более приблежена к современному разговорному языку.
А теперь о форме написания.
Написать ваше письмо в стихах можно в любой форме – в ней главное содержание, а не форма, но лучшие с точки зрения художественного впечатления эпистолы, это, все-таки, не скучные четверостишия 4-стопным ямбом с грамматическими рифмами и с однотипной рифмовкой десятка одинаковых строф. Такая форма более подходит для текстов песен и рассказов в стихах.
Для эпистол гармоничнее выглядит свободная рифмовка строф (строфоиды), с длинной строкой и с необязательной внутренней рифмовкой полустрок. Иногда для этого жанра прекрасно подходит форма написания акцентным стихом, дольником или тактовиком. (см. http://www.stihi.ru/2011/10/26/3124 ).
Свою эпистолу вы можете, конечно, написать в любой форме – с любой моделью строфы, зв этой статье я хочу только напомнить вам, какие отклонения от привычного написания стихов эпистола позволяет и даже приветствует, что только пойдет ей на пользу.
Обобщу материал, который уже подробно изложен мною в другой моей статье: http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403.
Никакой упорядоченности в этих группах рифм, записанных «сплошняком» заметить невозможно: катрены и двустишия, перекрестная и охватная рифмовка, чередование окончаний мЖмЖ и ЖмЖм располагаются в тексте вполне произвольно, подчиняясь единственному правилу – красивому звучанию! Такие, рифмически замкнутые, но не повторяющиеся куски астрофического текста называются СТРОФОИДАМИ.
Поэты пушкинской поры свободно пользовались строфоидами, состоящими не только из катренов и двустиший, но и из более длинных рифмовок: АббАб, АбАбАб, АбАбВбВ …
2.
Очень часто эпистолы записывают формате МНИМОЙ ПРОЗЫ (формате А4): в этом варианте эпистолярное стихотворение даже зрительно, а не только по звучанию, будет напоминать нам личное письмо. Но это не единственная причина такой записи.
В поэзии в конце каждой строки стихотворения мы при прочтении подсознательно ставим паузу и этим делаем определенный смысловой акцент. При записи того же самого стихотворения в формате А4 (мнимой прозы) мы эти паузы не делаем, а делаем ее только на законченных частях предложений или в конце предложений – точно так же, как в прозе! То есть, стихи у нас рифмованные и даже могут иметь полностью сформированные строфы, но иначе записанные на бумаге (экране), они иначе и прочитываются – именно так, как этого захотел автор произведения!
Вот пример эпистолы, записанной в формате мнимой прозы:
Эпистола при записи всегда имеет смысловое деление текста, а не структурное, что подсказывает читателю расстановку пауз и изменение интонации при прочтении:
Давно не говорили,- виновата…
Опять весна, запутав все следы,
ворвалась феей; как на солнце пятна,
так в человеке масса ерунды,
ему не нужной, временной, случайной,
с которой меньше шага до беды…
Живу, любовью нищая, скучаю,
себя не нахожу и спорю вечно,
хоть нет причин для гнева иль печали:
без дел благих пусты благие речи!
…Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер…
При переносах всегда возникают внутристиховые паузы. Если они стоят в середине стиха без наличия рифмующегося слова и возникли за счет обычного конца предложения («И жив ли тот? И та жива ли?»), то эти паузы делят стих на части, стих становится еще более мерным. Но чем ближе они к краю стиха, тем больше разрушается привычная связь слов в предложении. Внутристиховые паузы превращают стихотворение в прозу, они дают возможность передать ощущение задумчивого размышления, живого диалога, подчеркнуть важные для поэта слова и строчки, обозначить место перелома в развитии лирической темы, выделить концовку – то есть, создают определенную интонацию стихотворной речи.
5.
Хорошо выглядят эпистолы, написанные длинной – (более 12 слогов) строкой, которые при прочтении имеют естественную цезуру – паузу между полустроками. При этом, если в лирических стихах полустроки чаще всего имеют внутреннюю рифму, то в эпистолах именно отсутствие этой рифмовки полустрок передает ощущение живой речи, постоянно меняющей интонацию. Внутренняя рифма полустрок необходима лирическим стихам и текстам музыкальных произведений, где требуется четкий и циклически повторяющийся ритм (монотонность).
Извините меня за мои запоздалые строчки
и за то, что, возможно, нарушу привычный покой;
мы недавно расстались, я ставлю последнюю точку,
а её ведь непросто бывает поставить порой.
До того, как мы встретились, я был хронически болен
болью первой любви, не сорвавшей последних одежд.
Вы во мне заглушили последние отзвуки боли,
и меня, как маяк, увлекли от бесплодных надежд.
Словно солнечный луч Вы блеснули соломою светлых,
перевязанных лентою, спутанных в копны волос.
Кто бы помнил тогда, что и солнце способно поблекнуть,
что и солнце не греет в суровый январский мороз.
Нас судьба не ждала над Невой у мостов разведенных,
Вы ушли от меня в предрассветный безрадостный час,
окруженная сворою пойманных в сети влюблённых,
одуревших парней, завлеченных игрой Ваших глаз.
……………
(Геннадий Бэр –автор СТИХИ.РУ)
Другие интересные примеры написания стихов эпистол и их анализ я советую прочитать в статье по прошедшему на Ликбезе конкурсу Эпистол «Я вам пишу»
О литературном жанре
В словаре Ожегова слово «письмо» определяется как написанный текст, который посылается в виде сообщения определенному лицу (адресату). В качестве литературного жанра оно существует с античных времен, а его расцвет пришелся на XVIII век. Письмо, в котором излагаются рассуждения автора по поводу какого-то предмета, называют эпистолой. Первые из них написаны Тредиаковским, Сумароковым, в этом жанре писал и Ломоносов.
Эпистолярная форма художественных произведений основана на переписке двух или более лиц. Она считается редкостью в настоящее время и выражается в основном через послания. С умением писать письма другу школьники знакомятся в пятом классе. Для этого они должны хорошо усвоить специфику простого (личного) письма, иначе более сложная тема будет непонятна.
Письма необходимы людям для передачи определенной информации. Это разговор с отсутствующим человеком, изложенный на бумаге. Свои чувства и мысли автор высказывает свободно, а реакцию оппонента только предполагает. Он обращается с интересными мыслями, вопросами, пожеланиями, выражает сочувствие или личное мнение по определенным вопросам. Структура обычного письма включает такие пункты:
Польза сочинения
Письмо товарищу не требует от юного автора предварительного ознакомления с каким-либо литературным произведением. Школьник волен самостоятельно выбирать, к кому он хочет обратиться, о чем спросить или рассказать. Предполагается, что ребенок хорошо знаком с лицом, которому пишет послание. Он знает его характер, привычки, а также близких людей, родителей.
Работа развивает письменную и устную речь, дает возможность подключить фантазию и использовать ранее накопленный опыт написания сочинений. Школьник учится выражать собственное отношение к другу, может импровизировать. Сочинение не пишется по шаблону, поэтому его невозможно списать. Полученный навык понадобится в дальнейшей учебе и поможет писать настоящие послания близким людям.
Несколько советов
Перед написанием работы ученику стоит подумать, что можно написать в письме другу. Возможно, ему захочется поделиться своими мыслями или о чем-то спросить. Список предполагаемых тем может быть таким:
Чтобы другу или подруге было интересно читать письмо, следует продумать стиль изложения. Оно должно быть написано простым языком. Желательно заранее настроиться и постараться поймать вдохновение. Друг должен получить письмо, проникнутое хорошим настроением, и почувствовать искреннее отношение к себе.
Перед написанием письма можно подумать, какую еще информацию хочется донести приятелю. Возможно, стоит ответить на его вопросы в предыдущем письме, похвалить, поддержать или предостеречь от чего-то. Можно вспомнить совместно пережитые мгновения, возвратиться к прошлому, поразмышлять о том, что бы хотелось сделать вместе с товарищем в будущем.
Инструкция по написанию
У большинства сочинений стандартная структура оформления — вступление, основная часть и заключение. Обращение к другу не является исключением. Однако не следует забывать, что послание адресовано конкретному человеку, а значит, выполнять его нужно в форме обращения. О том, как правильно написать письмо другу, подскажет инструкция:
Образец работы
Дружеское письмо — форма выражения привязанности к дорогому человеку, с которым нет возможности пообщаться лично. Его поддержки и внимания очень не хватает, поэтому хочется изложить свои мысли на бумаге и отправить их адресату. Небольшой пример письма другу для написания сочинения в школе:
Привет, Женя. Как поживаешь и учишься? После того как ты уехал в Мурманск, прошло полгода. За это время у нас в классе многое поменялось. В третьей четверти к нам пришел новый мальчик, его зовут Антон. Он увлечен футболом и хорошо рисует. Мы взяли его в свою дворовую команду и теперь стали чаще побеждать. Ждем, когда ты приедешь на летние каникулы и присоединишься к нам.
Недавно наша классная руководительница сильно болела, и месяц заменял уроки английского другой учитель. Мы навещали ее, часто звонили и очень обрадовались, когда она вернулась. Стараемся ее не огорчать, вести себя примерно. Недавно в школе была эстафета и встреча с олимпийской чемпионкой. А еще дворовую площадку привели в порядок и установили красивые турники с тренажерами. В этом году старшая сестра сдает ЕГЭ, очень за нее все волнуемся.
Женя, когда и на сколько ты приедешь? В июне, как обещал, или позже? Хочется подольше пообщаться. Тебя, наверное, и не узнать уже. У меня много планов, как провести лето: походить на пляж, запустить змея, погонять в мяч. А в августе еду в лагерь на четвертую смену. Поедешь со мной?
Жду твоего ответа. Пиши! Максим.
Школьник обращается к другу детства, с которым вместе рос и начал ходить в школу. Однако Жене пришлось уехать в другой город, он навещает бабушку летом. Мальчик Максим рассказывает о своих событиях и спрашивает друга, когда он приедет, поскольку очень скучает и ждет встречи, что и выражает в письме.
Грамотность — важная часть любого послания, поэтому перед написанием текста сочинения в чистовик его следует вычитать вслух и при необходимости откорректировать.
Готовая работа получит высокую оценку в том случае, если будет искренней, правильно составленной и красиво оформленной.
Жанр письма (эпистолярный жанр в литературе): примеры и особенности
Из истории эпистолярного жанра в литературе
Как видим, история эпистолярного жанра очень интересна.
С какой целью авторы вводят в текст письма героев? Как кони помогают раскрыть проблемы, идеи? Какова роль писем?
Специфика жанра
Послание в литературе, примеры которого будут приведены ниже, отличается несколькими особенностями, позволяющими выделить его из числа прочих жанров. Это следующие черты:
Такова жанровая специфика послания. Примеры произведений в литературе приведены чуть ниже.
Способы использования писем в произведениях
Авторы, использовавшие жанр
Приведем ряд примеров использования этого литературного лирического обращения выдающимися русскими поэтами. Много текстов такого рода в лирике Жуковского, адресатами нередко становились не только коллеги по поэтическому цеху, но и стоящие у власти люди. Так, после рождения наследника, будущего Александра Второго, поэт обратился с торжественным посланием к его матери. Отказ от оды в пользу более личностного жанра свидетельствовал о том, что для Жуковского рождение ребенка, пусть даже и наследника царского престола, – дело прежде всего семейное, а не государственное. Наиболее известны следующие произведения:
Очень лиричны послания Батюшкова, в которых тема гражданской свободы поэта переплетена с дружеской. Примеры из лирики таковы:
Особенно ярко жанр расцвел в лирике Пушкина.
Как составить деловое письмо
Итак, об особенностях частных писем сказано достаточно. А что собой представляют тексты в деловой переписке? Попытаемся разобраться в их структуре.
В начале делового текста автор обращается к адресату. В этом обращении обязательно должны присутствовать инициалы получателя и занимаемая им должность. Наилучший вариант обращения в деловых текстах — «Уважаемый». Это слово обязательно пишется с прописной буквы, и обязательно по центру. А потом возможны варианты.
К примеру, если письмо адресовано представителю российской компании, но его компания старается придерживаться западных корпоративных стандартов, тогда адресата называют только по имени. А к представителям сугубо отечественных компаний обращаются по имени-отчеству. Если адресат знаком автору письма, то текст можно начать так: «Уважаемый Степан Сергеевич». А если автор не знает адресата лично, тогда: «Уважаемый господин Кириллов».
Важный момент: в деловых текстах слово «господин» никогда не сокращается до «г-н». Обращение вида «Уважаемый господин Кириллов С. С.» в таких текстах тоже категорически недопустимо. Всегда или «Степан Сергеевич», или «господин Кириллов».
Пример делового письма
Обращение
Генеральному директору ЗАО «Пирамида» Кириллову С. С.
Уважаемый Степан Сергеевич! или Уважаемый господин Кириллов!
Преамбула
В преамбуле чётко излагаются причины, заставившие автора написать письмо. Ознакомившись с преамбулой, адресат должен понять, о чём пойдет речь дальше. К примеру:
Я вынужден написать Вам и выразить свою обеспокоенность низким качеством исходных материалов для сборки мебели, поставляемых Вашей компанией. Надеюсь, что Вы примете меры, которые приведут к улучшению сложившейся ситуации, а также возместят причинённые убытки.
Основной текст
Здесь в 2-4 абзацах обрисовывается сложившаяся ситуация, выражаются мысли автора по поводу этой ситуации и предлагается вариант решения проблемы, либо просто озвучивается просьба предпринять конкретные шаги для её решения. Например:
В течение последних двух месяцев 20% исходных материалов в каждой поставленной Вами партии являются бракованными. Этот факт уже зафиксирован и должным образом оформлен экспертами нашего ОАО. Копии экспертных заключений прилагаются к этому письму.
Из-за бракованных материалов убытки нашего ОАО уже достигли 2 млн. рублей. Мы сотрудничаем с ЗАО «Пирамида» уже более семи лет, и до сего момента у нас не было претензий к Вашей компании. В сложившихся обстоятельствах мы вынуждены настаивать на возмещении убытков.
Заключение
Здесь подводится краткий итог, ведущий к логичному завершению послания. Пример:
Уверен, что Вы сумеете разобраться в этой ситуации, и в самое ближайшее время мы возобновим наше сотрудничество.
Подпись
Здесь указываются инициалы автора письма и должность, которую он занимает. Этому предшествует обычная вежливая форма «С уважением». Также при подписании деловых писем следует учитывать ранги адресатов. Если письмо адресовано директору предприятия, значит, подписывать его тоже должен директор предприятия. В крайнем случае, письмо может подписать первый заместитель генерального директора (хотя этот вариант всё-таки нежелателен). Пример:
С уважением, Генеральный директор мебельного Фёдоров И. В.
Содержание вечера 1. Вступительное слово ведущего. 2. Что такое эпистолярное искусство? 3. Письма бывают деловые, дружеские, любовные, семейно-бытовые. 4. XIX век – «золотой век» письма. Читаем письма – узнаём о сокровенном. 5. Как правильно написать письмо. 6. Заключение. Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее. Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствующему формированию у подростков духовно-нравственных личностных качеств.
Задачи: Воспитывать в учащихся духовно-нравственные личностные качества: чувство милосердия, чуткость и внимательность по отношению к близким. Научить грамотно писать письма. Учить применять знания по литературе, русскому языку на практике. Воспитывать интерес к гуманитарным предметам.
Возраст детей: 13-17 лет
Ход литературного вечера Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Слайд №1. «Пока письмо живёт…»
Письмо живёт, пока есть человек, Не просто человек, а личность С её страстями, думами и сердцем, С рождением письма познавшим гармоничность. Пишите письма, когда хочется к родным. Письмо поддержит и утешит старость. Влюблённым помогает объясниться… Пишите, доставляя близким радость…
— Сегодня мы поговорим о письме как жанре литературы, который относится к эпистолярному искусству. Кто из вас знает, что означает слово «эпистолярный»? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Слайд №2. «От греч. epistole – письмо. Эпистолярный жанр – литературное произведение в форме писем, посланий»
-Предлагаю вам выполнить задание: подберите самостоятельно синонимы к слову «письмо». (Даётся время на выполнение задания, затем учащиеся называют синонимы)
-А теперь найдите «лишнее»: Слайд №4. «Записка, рассказ, послание, посылка, отправка, уведомление, грамотка, конверт, известие, привет, корреспонденция, переписка, сообщение, писание, письменное обращение, эпистолярный жанр…»
-По тематике письма бывают разные. Выделяют 4 основные разновидности писем: Слайд №5. «Письма бывают любовные, деловые, дружеские, семейно-бытовые»
Письмо помогает людям раскрыться, стать ближе друг к другу, через письмо можно утешить, развеселить, дать совет, поддержать человека, которому оно адресовано, письмо даёт возможность людям узнать лучше друг друга, общение через письмо помогает каждому пишущему быть самим собой.
— В XXI веке жанр письма стал непопулярен. А вот XIX век можно назвать не только «золотым веком» русской литературы, но и «золотым веком» письма.
Слайд №6. «XIX век – «золотой век» письма» Популярность эпистолярного жанра в XIX веке отражена в литературных произведениях того времени. Жанр письма в литературе – особый художественный приём, помогающий создать психологический портрет героя произведения. Послушаем письма литературных героев, прочитают их подготовившиеся ученики, и кратко проанализируем каждое послание: какие это письма и как они характеризуют их авторов.
Вам нужно будет ответить на следующие вопросы:
Учащиеся зачитывают письма: 1) «Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину» из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина; 2) «Письмо матери к Родиону Раскольникову» из романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского; 3) «Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва» из повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина; 4) «Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому» из повести «Дубровский» А.С.Пушкина.
В произведениях XXI века мы также читаем письма литературных героев. Послушайте ещё одно письмо. (Зачитывается и обсуждается «Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной» из повести «Гранатовый браслет» А.И.Куприна.)
Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее. Письма обычно хранят, потом не раз перечитывают, чтобы вновь испытать пережитые чувства и эмоции, вернуться в прошлое, что-то переосмыслить, что-то для себя открыть, сокровенное и важное. Учитесь писать письма, радуйте ими своих родных и близких, друзей и любимых. Письмо живёт и будет жить, «пока есть человек, не просто человек, а личность с её страстями, думами и сердцем». (Звучит «Лунная соната» Бетховена)
Приложение 1. «Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому» из повести «Дубровский» А.С.Пушкина.
Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись
по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решиласьтебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду.Остаюсь твоя верная раба, нянькаОрина Егоровна Бузырева.Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня».
«Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва» из повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как вдруг Савельичпрервал мои размышления. «Вот, сударь, — сказал он, подавая мне исписанный лист бумаги, — посмотри, доносчик ли я на своего барина и стараюсь ли я помутить сына с отцом.» Я взял из рук его бумагу: это был ответ Савельича на полученное им письмо. Вот он от слова до слова:«Государь Андрей Петрович,отец наш милостивый!Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться наменя, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.Верный холоп ваш Архип Савельев».Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.Отвечать батюшке я был не в состоянии; а чтоб успокоить матушку, письмо Савельича мне показалось достаточным.
«Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину» из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?Теперь, я знаю, в вашей волеМеня презреньем наказать.Но вы, к моей несчастной долеХоть каплю жалости храня,Вы не оставите меня.Сначала я молчать хотела;Поверьте: моего стыдаВы не узнали б никогда,Когда б надежду я имелаХоть редко, хоть в неделю разВ деревне нашей видеть вас,Чтоб только слышать ваши речи,Вам слово молвить, и потомВсе думать, думать об одномИ день и ночь до новой встречи.Но, говорят, вы нелюдим;В глуши, в деревне все вам скучно,А мы… ничем мы не блестим,Хоть вам и рады простодушно.Зачем вы посетили нас?В глуши забытого селеньяЯ никогда не знала б вас,Не знала б горького мученья.Души неопытной волненьяСмирив со временем (как знать?),По сердцу я нашла бы друга,Была бы верная супругаИ добродетельная мать.Другой. Нет, никому на светеНе отдала бы сердца я!То в вышнем суждено совете…То воля неба: я твоя;Вся жизнь моя была залогомСвиданья верного с тобой;Я знаю, ты мне послан богом,До гроба ты хранитель мой…
«Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной» из повести «Гранатовый браслет» А.И.Куприна
…Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам.Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.Ваш до смерти и после смерти покорный слугаГ.С.Ж.
«Письмо матери к Родиону Раскольникову» из романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
Милый мой Родя, … вот уже два месяца с лишком как я небеседовала с тобой письменно, от чего сама страдала и даже иную ночь неспала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моеммолчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, тынаше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? Пятнадцать рублей, которые я послала тебе четыре месяца назад, я занимала, как ты и сам знаешь, в счет этого же пенсиона, у здешнего нашего купца Афанасия Ивановича Вахрушина. Он добрый человек и был еще приятелем твоего отца. Но, дав ему право на получение за меня пенсиона, я должна была ждать, пока выплатится долг, а это только что теперь исполнилось, так что я ничего не могла во все это время послать тебе. Но теперь, слава богу, я, кажется, могу тебе еще выслать, да и вообще мы можем теперь даже похвалиться фортуной, о чем и спешу сообщить тебе. И, во-первых, угадываешь ли ты, милый Родя, что сестра твоя вот уже полтора месяца как живет со мною, и мы уже больше не разлучимся и впредь. Слава тебе господи, кончились ее истязания…»