Мой речевой портрет — сочинение
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Мой речевой портрет. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом? Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
Сочинение 2 (кратко)
В моём понимании, речевой портрет — это то, что помогает людям лучше понять характер собеседника и узнать круг его общения. Фразы и термины, которые употребляет человек в разговоре, могут сказать нам о многом. Например, о его работе или увлечениях. Мой речевой портрет сформировался под влиянием манеры общения людей, с которыми я чаще всего разговариваю. Обычно это неформально общение с друзьями с помощью разговорного стиля речи. Допустим, я могу сказать «дебил» или «баран», но это не потому, что я считаю своих друзей необразованными людьми и стараюсь говорить на их «языке», просто так намного проще изъясняться. В незнакомой мне компании или среди взрослых людей я использую научный и художественный стили речи, ведь первое впечатление о человеке очень важно и повлияет на дальнейшее отношение окружающих.
Я очень стараюсь каждый день улучшать свой речевой портрет, то есть употребляю меньше слов-паразитов и излагаю свои мысли как можно красноречивее. На мой взгляд, культура речи поможет мне сформировать о себе приятное впечатление при знакомстве с новыми людьми. Но не стоит забывать, что «встречают по одёжке, провожают по уму» поэтому за красивыми словами всегда должны стоять умные мысли.
Сочинение 3
Когда говорится о портрете, сразу представляется чей-то образ. Чтобы составить речевой портрет, нужно обратить внимание, как я общаюсь и с кем я общаюсь. Фразы, словечки, которые я употребляю в общении с другими, могут составить красноречивый портрет моей речи. Например, если я буду рассказывать о своих увлечениях, собеседник поймет, что я люблю, чему уделяю свое время. Моя речь формируется под влиянием того, с кем я общаюсь, что читаю и смотрю. Если я буду называть своих друзей глупыми или другими бранными словами, то человек со стороны поймет, что с моим портретом речи что-то не так. В обществе моих друзей мы можем употреблять слова, которые посторонние люди не поймут. Их я использую только для своих друзей.
Со всеми людьми я стараюсь использовать вежливые слова. Пытаюсь избегать слов-паразитов, чтобы казаться культурным и воспитанным. Свой речевой портрет нужно улучшать с каждым днем. В этом помогает чтение. Не зря говорят, что людей провожают по уму. Поэтому я хочу, чтобы мой речевой портрет был красивым, на который приятно смотреть.
Речевой портрет и способы его описания
Понятие речевого портрета. Уровни реализации языковой личности. Особенности фонетики и словоупотребления. Схемы, отражающие структуру речевого портрета, особенности использования языковых единиц и речевого поведения. Формулы общения и языковая игра.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.01.2015 |
Размер файла | 22,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Речевой портрет и способы его описания
Изучение понятия «речевой портрет» исторически начинается с фонетического портрета, важные приемы описания которого разрабатываются в середине 60-х годов ХХ века М.В. Пановым. Анализируя произношение отдельных личностей, М.В. Панов дает характеристику литературной нормы в диахроническом аспекте и создает ряд фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых.
Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего» [Матвеева 1998:14]. Исследователь отмечает, что с помощью речевого портрета фиксируется речевое поведение, которое «автоматизируется в случае типичной повторяющейся ситуации общения» [Матвеева 1993:87].
Объектом изучения может стать и персонаж художественного произведения. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам государственного служащего в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов, М.В. Пьянова, А.К. Жунисбаева.
Анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. При этом возможно описание не всех слоев языка, так как «языковые парадигмы, начиная от фонетической и кончая словообразовательной, оказываются вполне соответствующими общенормативным параметрам» [Николаева 1991:73]. Исследователи говорят о необходимости «фиксировать яркие диагносцирующие пятна» [Николаева 1991:73].
В описании речевого портрета строгой модели придерживаются немногие. Обычно рассмотрению подвергается отдельная сторона, чаще всего это особенности фонетики и словоупотребления. Существует несколько схем, раскрывающих структуру речевого портрета и дающих возможность его описания.
Л.П. Крысин, описывая речевой портрет русской интеллигенции, выделяет характеристики, необходимые для проведения анализа речевого портрета. К ним относятся особенности языковых единиц и речевого поведения, представляющие, по мнению Л.П. Крысина, наибольший интерес в исследовательском плане. Исходя из того, что чаще всего описание речевого портрета ведется именно с этих двух сторон, в рамках этой классификации мы и рассмотрим основные возможные и реализованные в современной лингвистике способы его анализа.
Особенности использования языковых единиц
Специфические фонетические и лексические единицы легко зафиксировать в речи носителей нелитературных форм языка. Существование единой нормы в литературном языке снижает, но не исключает вероятность появления специфических языковых единиц в речи его носителей.
Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в фонохрестоматии «Русский речевой портрет» делают акцент на описании произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая индивидуальность. Однако в работе оговаривается, что описание сугубо индивидуальных особенностей речи, связанных с логопедическими отклонениями, не входит в задачи исследования. Рассматриваются речевые пристрастия личности в предпочтении определенного орфоэпического варианта, в фонетическом эллипсисе, в выборе приемов акцентного выделения. Характер материала позволяет также судить о динамике орфоэпической нормы.
речевой портрет фонетика языковой
Наряду с фонетическими, в исследовании рассматриваются и лексические особенности: лексические повторы, использование диминутивов, стилистически сниженной, оценочной лексики.
М.Н. Панова говорит об изображении чиновника в литературе как «полуграмотного мещанина, выучившего несколько фраз, актуальных лозунгов и рассматривающего их как руководство к действию». В исследовании «Языковая личность государственного служащего» М.Н. Панова уделяет внимание лексике, отмечая присутствие в речи выражений, характерных для определенного исторического времени. В рамках стилистики деловой документации затрагивается синтаксис, например, использование сложных предложений с обособленными определениями и оборотами.
Е.В. Осетрова, составляя речевой портрет губернатора Красноярского края, выделяет речевые и языковые особенности. К последним она относит лексику, соответствующую социальному статусу говорящего, фразовое построение, различные выразительные средства: метафоры, сравнения, зачастую носящие бытовой характер, лексический повтор.
В некоторых исследованиях, объектом которых часто является коллективная языковая личность или коллективный речевой портрет, проводится описание единиц всех языковых уровней. Например, в статье Е.А. Земской «Язык русского зарубежья: итоги и перспективы исследования» на разных уровнях рассматриваются особенности, связанные с изменениями в русской речи под влиянием иностранных языков, описываются причины и характер такого влияния. Исследователь отмечает, что изменения на лексическом уровне проявляются наиболее ярко вследствие большого количества заимствований, в речи наблюдается сочетание элементов родного языка с иностранными. Выделяются функции заимствований, их выбор в зависимости от коммуникативной ситуации и отмечается, что в меньшей степени изменения характерны для фонетики, словообразования, синтаксиса и морфологии.
Таким образом, описание языкового уровня речевого портрета включает в себя характеристику единиц одного или нескольких уровней языка. Во многих исследованиях предпочтение отдается лексическому и синтаксическому уровню, существуют работы, посвященные глубокому описанию одного из них. Объектом исследований, охватывающих все языковые уровни, часто является коллективный речевой портрет. При проведении анализа речи носителя литературного языка одним из аспектов анализа является соответствие ортологическим нормам.
Особенности речевого поведения
Характерной особенностью речевого поведения Л.П. Крысин называет умение переключаться с одних разновидностей языка на другие, определяемое условиями общения. В зависимости от количества языковых разновидностей, которыми владеет данная личность, выделяются диглоссность и полиглоссность. Усвоение системы социальных ролей в обществе тесно связано с усвоением норм речевого поведения, которые обеспечивают исполнение этих ролей. Различные способы выражения одних и тех же смыслов делают возможным варьирование этих норм.
Общение людей, состоящих в разной степени знакомства, регулируется определенными правилами, действие которых обнаруживается уже на начальных этапах речевого акта. В обществе вырабатываются определенные формулы, которые применяются в часто повторяющихся, стереотипных ситуациях. Это формулы строго определенной морфологической структуры и лексического наполнения. Например, обращение к незнакомому лицу начинается со слов: «Извините», «Скажите, пожалуйста», «Не подскажете». «Безликость» адресата определяется условием отсутствия знакомства. Л.П. Крысин отмечает, что некоторые общеупотребительные апеллятивы имеют возрастные и социальные ограничения, однако нередко эти границы нарушаются, зачастую из-за отсутствия подходящего эквивалента. Например, в современном обществе апеллятив «девушка» является общеупотребительным по отношению к большинству лиц женского пола.
Речевые клише, этикетные формулы и ряд других признаков, например, ориентированность на адресата, степень владения коммуникативной ситуацией отмечает Е.В. Осетрова при описании речевого портрета губернатора Красноярского края.
Способность человека как языковой личности к порождению и восприятию текстов подразумевает его умение использовать готовые речевые произведения в определенных ситуациях общения и с определенными целями: поддержать коммуникацию, продемонстрировать свой культурный уровень, выразить отношение к чему-либо. Эта способность к использованию готовых текстов характеризует степень владения языковым материалом и его качество, поэтому является одним из аспектов речевой характеристики.
В процессе коммуникации используются не только устоявшиеся формулы общения, но и так называемые прецедентные тексты. Под прецедентными текстами понимаются распространенные и часто воспроизводимые тексты, знакомые широкому кругу носителей языка и отражающие культуру данного общества. Знание прецедентных текстов отражает мировоззрение, национальную принадлежность и культурный уровень личности.
Возможность использования прецедентных текстов зависит от ряда факторов: степени близости собеседников в социальном и психологическом плане, характера коммуникативной ситуации, общности знания. Последнее позволяет говорящему вводить в свою речь элементы, которые, адресат должен распознать и верно интерпретировать.
Прецедентные тексты связаны с прагматическим уровнем языковой личности, на котором выявляются цели и мотивы речевого поведения. Так как использование в речи прецедентных текстов есть показатель уровня языковой личности, то их анализ позволяет выстроить систему отраженных в языковой форме взглядов на мир. Прецедентные высказывания моделируют внешнюю точку зрения на различные явления. Источники цитирования разнообразны. В частности, исследователи языковой личности Ю.М. Лотмана отмечают его апелляцию к произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Библейскому тексту, текстам анекдота, пословиц и поговорок. Использование прецедентных феноменов в речи государственных служащих рассматривает М.Н. Панова, роли таких текстов в формировании языковой личности посвящено исследование Л.П. Сугоняевой.
Игру со словом можно классифицировать как характерную черту речевого поведения, которая отличает друг от друга носителей языка, представителей разных возрастных категорий и социальных слоев, поэтому она является важной частью речевого портрета.
Согласно В.З. Санникову, чаще всего обыгрываются три явления: «статус словоформы как наименьшей текстовой единицы, ее непроницаемость «…»; «формальные способы выражения «…» морфологических значений, особенности парадигм (дефектность, наличие дополнительных форм)»; «семантика морфологических категорий и форм» [Санников 2001]. Явление языковой игры в разной степени существует на всех уровнях языка. На словообразовательном, лексическом и синтаксическом оно возможно в большей степени, чем в фонетике и морфологии. В своих исследованиях вопроса языковой игры касаются Л.П. Крысин, М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова.
Анализу может быть подвергнута как одна, так и несколько особенностей речи. В исследованиях при характеристике речевого портрета больше внимания уделяется языковым особенностям. Особенности речевого поведения исследуются не так активно, часто рассматриваются в совокупности с языковыми.
С понятием «языковая личность» тесно связано понятие речевого портрета. Эта связь прослеживается при выделении индивидуального, коллективного, национального речевого портрета, соответствующих типологии языковой личности, при соотнесении уровней структуры языковой личности и модели анализа речевого портрета.
Большинство работ по анализу речевого портрета основано на устных и письменных источниках. Материалом для исследования служат магнитофонные и ручные записи, тексты художественных произведений, данные лингвистических экспериментов.
При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности, отдельно или в совокупности. Большинство работ посвящено подробному анализу особенностей на конкретном языковом уровне: фонетическом, лексическом, синтаксическом. Анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является фиксация наиболее ярких элементов; в связи с этим описание всех уровней языка не является обязательным, а основополагающей является характеристика языковых особенностей и особенностей речевого поведения. Кроме того, в отношении речевого портрета иностранца определенное значение приобретает лингвокультурологический аспект. При описании речевого портрета литературного персонажа также следует обращать внимание на комментирование реплик как автором, так и самими персонажами.
Таким образом, используемая в данной работе схема описания речевого портрета имеет следующий вид:
1. Особенности языковых единиц разных уровней;
2. Особенности речевого поведения (этикетные формулы, речевые клише, прецедентные феномены, языковая игра);
3. Лингвокультурологические особенности (отражение культуры в языке);
4. Рефлексия персонажей и метаязыковые пометы.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История появления и общее понятие языкового портрета личности. Анализ способов речевых манипуляций. Разработка концепции языковой личности в отечественном языкознании. Реконструирование портрета личности. Роль речевых особенностей в языковой личности.
реферат [22,0 K], добавлен 10.04.2015
Составляющие точности речи: умение ясно мыслить, знание предмета речи и значения употребляемых в речи слов. Речевой этикет как система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.
реферат [23,2 K], добавлен 15.03.2015
Определение речевого конфликта как неадекватного взаимодействия в коммуникации субъекта речи и адресата, связанного с реализацией языковых знаков в речи. Основные модели гармонизирующего речевого поведения: предупреждения, нейтрализации и гармонизации.
курсовая работа [24,2 K], добавлен 31.01.2013
Понятие речевого портрета в современной лингвистике, его взаимосвязь с понятием языковой личности. Структура ораторской речи в политической сфере. Анализ речевых портретов В.В. Путина и Наото Кана на основе письменных документов и видеоматериалов.
курсовая работа [57,1 K], добавлен 23.06.2011
Специфика речевого портрета и языковой личности. Речевой портрет политика. Экспрессия и стандарт в публичной речи. Риторический вопрос как средство выражения экспрессии. Понятие и виды метафоры. Экспрессемы в Крымской речи президента РФ Владимира Путина.
курсовая работа [66,0 K], добавлен 17.03.2015
Исследовательская работа «Речевой портрет старшеклассника»
Материалы к уроку развития речи. Эссе «Мой портрет»
«Мой портрет»… Это только на первый взгляд легко описать себя. Оказалось, это так сложно. Даже не знаю, с чего начать…
Создать свой портрет — это значит, поразмышлять, кто я такой, зачем пришел в эту жизнь.
Какой я человек? Особой красивой внешностью я не выделяюсь, но физически развит. У меня сложный характер, я способен на вспыльчивые поспешные поступки. Но я требователен к себе. Я ненавижу зависеть от кого-то, но очень доверчивый, считаю, что людям нужно всегда давать шанс исправиться. Я любознателен, люблю рассуждать, анализировать. В общем, я обычный человек. У меня есть свои мечты и стремления, свои достоинства и недостатки. Я надежный человек, хороший сын и старший брат. Разве этого мало?
Наверное, мало. Ведь важно, скорее, не то, какой ты, а то, каков будет твой жизненный путь. Значит, уже сейчас надо ответить на вопрос: для чего я живу?
Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый человек. Мне кажется, что придя на эту землю, я должен творить добро, приносить пользу людям. А что я могу сделать уже сейчас? Какую выбрать дорогу?
В будущем я хочу заниматься любимым делом. Я считаю, то если человек занят тем, что ему нравится, то у него все получится. Ведь если работа по душе, то чувствуешь себя востребованным, а следовательно, стремишься все дальше и дальше. Преодолевая препятствия, допуская ошибки.
А какое дело для меня является любимым? Я, например, люблю заниматься спортом. Спорт-это движение, жизнь. Некоторые считают спорт бесполезной тратой времени. Я не понимаю таких людей. Как можно жить без спорта! Я не представляю человека, который, не катался на коньках, ни разу не становился на лыжи или не играл в футбол. Спорт- это потрясающая вещь, это общение, новые друзья. Ведь во время соревнований знакомишься со своими сверстниками. Спорт помогает быть весёлым, бодрым и жизнерадостным. Спорт- это красота. Какое огромное удовольствие я получаю от лыжной прогулки или игры в футбол!
Сколько себя помню, всегда играл в разнообразные подвижные игры. И получал от этого невероятное удовольствие! Кто занимается спортом, всегда весел, здоров. Я совсем не болею простудными заболеваниями, потому что спорт закалил мой организм.
А еще занятия спортом дают почувствовать радость собственных достижений. Вот не получалось у тебя когда-то и мячик через сетку перебросить, а теперь — занимаешь призовые места на соревнованиях! И ты понимаешь цену приложенных усилий и работы над собой. А кроме того, осознаешь, что настойчивость хорошо помогает в достижении любых целей.
Спорт в моей жизни значит очень много. Я не могу представить ни один день своей жизни без занятий спортом. Я люблю азарт соревнований, крики болельщиков, ощущение тяжести медали на твоей груди…А еще люблю спорт за то ощущение сопричастности с великими спортсменами нашей великой России. Особенно сейчас, когда нашу страну хотят лишить возможности выступить на олимпиаде под флагом России, тем самым нарушая главную заповедь олимпийского движения: «О, спорт, ты- мир!»
Иногда так не хочется вставать рано утром, чтобы сделать зарядку, но я вспоминаю, что я- маленькая частичка великой армии российских спортсменов- и меня подбрасывает неведомая сила! У меня поднимается настроение, я становлюсь энергичным, бодрым, оптимистичным. Хочется горы свернуть.
Нужно жить, стремясь к высшему, лучшему, светлому.
Костюченко Евгений, 9 класс
Пример работы на тему «Языковой портрет личности»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра английской филологии
Языковой портрет личности
В качестве объекта исследования я выбрала следующую личность: женщина преклонного возраста, вдова военного; образование средне-специальное в технической сфере, по профессии работала только 1 год, всю остальную жизнь была домохозяйкой.
Итак, для начала рассмотрим психические факторы, повлиявшие на речь испытуемой.
Что касается типа темперамента личности, то пройти тест отказалась, объясняя это боязнью «наговорить чего-нибудь»: «я уже старая, возьми какую-нибудь молоденькую
, не надо,
детка
». Такой ответ сразу же натолкнул меня на мысль о типе акцентуации личности, я решила, что в характере преобладает тревожность. Просмотрев по источникам характеристику людей с данным типом акцентуации, я убедилась, что была совершенно права. Привожу описание по Леонгарду.
Тревожный тип(по Леонгарду)
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе
. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом.
Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние.
По поводу этой черты пишет и Личко А.Е. в работе «Психопатии и акцентуации характера у подростков»( я посчитала необходимым прочитать и эту статью, исходя из того, что социальная среда и семья в которой рос человек оказывают на его характер и речь непосредственное влияние),- тревожный тип она называет сенситивным,- «К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест…». Действительно, она любит приговаривать: «
меня в 19 лет муж привез и оставил жить с его родителями, я была совсем молоденькая, ничего не умела
…», далее обычно следует рассказ о том, как она послушно училась всему у свекрови. Чувство привязанности и теплоты к родителям мужа выражается в том, что она никогда не называет их свекровь или свекор, а всегда говорит
мама и папа.
У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры.
Они обладают дружелюбием, самокритичностью
, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
Безусловно, не все перечисленные характеристики можно приписать испытуемой (присущие черты выделены курсивом), но это и естественно, т.к. в каждом человеке сочетаются различные черты, и акцентуация – это лишь преобладание какой-либо черты.
Вернемся к типу темперамента, скорее всего, это либо флегматик, либо меланхолик. Об этом свидетельствует бедная мимика, невыразительные и медленные движения. Говорит тихо, даже в конфликтной ситуации не кричит, а лишь слегка увеличивает громкость и понижает тон, речь сдержанна, не содержит бранных слов. Однако, я все таки склонилась к флегматику, потому что меланхолики обладают пониженной работоспособностью, а испытуемая – женщина очень активная и деятельная. А теперь по поводу жестов, ими моя подопечная почти не пользуется, исключение составляют только те случаи, когда необходимо показать форму или размер предмета. Однако я наблюдала очень интересный случай использования жеста и поняла, что жест может выполнять функцию эвфемизма. Говоря о полной женщине, чтобы не произносить, что у нее грудь и попа больших размеров, она лишь сделала движения руками в этих областях, как бы изображая пышные формы.
Информация, судя по всему, в большей степени поступает по зрительному каналу: вижу я – дела плохи, сделала замечание
; меньше – по слуховому:
будем говорить так, сказала в ответ
. Однажды во время конфликта ею была сказана очень занимательная в этом отношении фраза, в которой есть указание на все 3 канала: «Я тебе замечание сделала, а ты мне сказала в ответ. Ты мне указываешь на то, что я делаю неправильно, а меня тыкать носом не надо».
Гендерный фактор тоже прослеживается в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксах слов: мамочка, Оленька, Викочка, приготовила себе кашку, пошла лечить зубки, как твой носик, а горлышко не болит.
Кроме того, разговор для нее является частью решения проблемы: «Спасибо, что выслушала, я выговорилась – мне стало легче».
Теперь рассмотрим речь в социолингвистическом аспекте.
Испытуемая всю свою жизнь прожила с военным, и это заметно отразилось как в ее характере, так и в речи. Например, ее речь чрезвычайно сдержанна (как я уже говорила, даже при конфликтах она никогда не прибегает к крику и оскорблениям), а все мы знаем, что в среде военных недопустимо выражение эмоций. Она всегда очень тщательно подбирает слова и говорит, хоть и тихо, но очень четко и разборчиво, что тоже свойственно военным людям. Говоря о муже, она называет его по имени отчеству и, даже общаясь со знакомыми, обращается по имени отчеству. Скорее всего, эта привычка привита вследствие долгого пребывания в формальной обстановке среди сослуживцев и командования мужа.
В речи наблюдается причудливая смесь грамотных выражений и конструкций и просторечных слов или неправильных форм. На мой взгляд, это обусловлено с одной стороны общением с умным, грамотным мужем, а с другой – недостаточным уровнем собственного образования.
«Я закончила радиво-технический техникум
(протеза, характерна для диалектов, просторечия
). Потом меня послали на моторно-силовую трансформаторную катушку, а я хотела в отдел технического контроля
(сложные термины, закрепившиеся в сознании, видимо, вследствие частого употребления в течение определенного промежутка времени). Использует неправильные формы:
мужев отец, реагировает
.
В заключенье мне хотелось бы сказать, что составление языкового портрета личности оказалось для меня очень интересны видом работы. Я выяснила, как забавно в человеке могут сочетаться, казалось бы, совершенно противоположные вещи, как влияет на речь тип темперамента и акцентуации, пол, образование, семья. А главное, я убедилась, что по речи, действительно, можно понять, что за человек перед вами.
Эссе на тему “Мой речевой портрет”
Эссе на тему “Мой речевой портрет”.
1. Проанализировать собственную речь в аспекте первого коммуникативного качества речи – правильности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю (орфоэпические, грамматические, лексические)?
Что мешает моей речи быть правильной?
Какие способы развития правильности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
2. Проанализировать собственную речь в аспекте второго коммуникативного качества речи – выразительности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства выразительности я использую в своей речи?
Что мешает моей речи быть выразительной?
Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
3. Проанализировать собственную речь в аспекте третьего коммуникативного качества речи – ясности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть ясной?
Какие способы развития ясности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
4. Проанализировать собственную речь в аспекте четвертого коммуникативного качества речи – точности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть точной?
Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
5. Проанализировать собственную речь в аспекте пятого коммуникативного качества речи – краткости – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть краткой?
Какие способы развития краткости речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
6. Проанализировать собственную речь в аспекте шестого коммуникативного качества речи – логичности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства логичности речи я использую?
Что мешает моей речи быть логичной?
Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
7. Проанализировать собственную речь в аспекте седьмого коммуникативного качества речи – этикетности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства этикетности речи я использую?
Что мешает моей речи быть этикетной?
Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
8. Проанализировать собственную речь в аспекте восьмого коммуникативного качества речи – уместности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть уместной?
Какие способы развития уместности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
Сочинения
Автопортрет — это картина, написанная с себя. Не обязательно быть художником, чтобы создать автопортрет, ведь он может быть и литературным. Как раз сегодня мы пишем сочинение на тему мой автопортрет, и если честно, то для меня это довольно сложная задача. Описать себя объективно дано не каждому. Так кого я вижу перед собой в зеркале?
Сочинение на тему мой автопортрет
Глядя в зеркало я вижу высокую, стройную девчонку, слегка худощавую с длинными, красивыми ногами. Походка у меня стремительная, осанка — ровная. У меня овальное лицо, курносый маленький носик, немного вздернутый вверх, и игривые глазки. Именно глаза заставляют задержать взгляд на моем лице моих друзей и знакомых. Как по мне, они очень привлекательные, хотя и невозможно точно определить их цвет. Я бы сказала, что у меня глаза хамелеоны. В пасмурную погоду они приобретают темный оттенок, в солнечную — светлеют. В целом, у меня добрые серо-голубые глаза, и как говорят мои знакомые, они со смешинкой. И в этом вся я. Добрая, веселая, простая и отзывчивая.
Продолжая свое сочинение на тему мой автопортрет, попытаюсь продолжить свое описание. У меня низкий лоб, который скрыт челкой, а под челкой прячутся красивые густые брови правильной формы. Но это не подарок природы, над формой бровей пришлось потрудиться самостоятельно. Мои губы не тонкие, но и не полные. Скорее всего средней полноты. За ними скрываются ровные белоснежные зубы. Волосы прямые, длинные, каштанового цвета, хотя мне всегда хотелось иметь кудряшки. Но, с прямыми волосами меньше мороки. Их можно распустить и они будут свисать красивым каскадом, а можно заплести в косу, или убрать в хвост, что я часто и делаю. А еще мне нравится экспериментировать и укладывать волосы в разнообразные прически. Сейчас они заплетены во французскую косу.
По жизни я целеустремленный человек, поэтому всегда ставлю задачи, которые тут же стараюсь выполнить. Но на этом я не останавливаюсь, а поднимаю планку выше, и уверенно иду к новой цели. Для меня важно быть во всем лучшей, поэтому приходится трудиться больше. Возможно это мой минус, но пока это качество является моим двигателем, что ведет меня вперед. На данный момент я отличница, у которой много увлечений.
Во-первых, я люблю танцевать, поэтому записалась в школу танцев и даже успела принять участие в нескольких конкурсах. Хоть первые места пока я не заняла, но у меня все впереди.
Во-вторых, я увлекаюсь вязанием. Мне нравится вязать крючком игрушки для детей. Спицами я вяжу носки, шапки, рукавицы и перчатки. В планах связать свитер, но это будет моя первая проба. А еще я стала увлекаться искусством. Я рисую картины по номерам.
Кого еще я увидела в зеркале, работая над моим автопортретом в сочинении за 6 класс? Увидела трудолюбивую личность. Я с удовольствием готова помогать родителям, бабушкам, и даже незнакомым старикам, которые нуждаются моей в помощи.