Главная » Правописание слов » Как пишется слово воротишь

Слово Как пишется слово воротишь - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как правильно пишется слово воротишь?

Правильный вариант написания слова: воротишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова воротишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: воротить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

(Плачет.) Петр. Что миновалось, того не воротишь. Даша. … Сманил, сманил. Горя-то, горя-то что было! Ну, да уж нечего делать, не воротишь.

«Не так живи, как хочется» — Островский Александр

«Полно, не плачьте!» — сказала Протасьевна, «Уж не воротишь,— прибавила Власьевна.— Грешную душеньку боженька взял, Кости в могилушку поп закопал, То-то, чай, холодно, страшно в могилушке?

«Кумушки» — Некрасов Николай

Так-то, брат… Толкуй не толкуй, а дело уж сделано. Назад не воротишь, Макарушка. Другую себе ищи невесту… Свет не клином сошелся.

Источник

Словари

101 ворочать

| быть подвержену этим действиям. Не ворочайся, спи. Воротись домой. Мельница ворочается ветром. Ну, ворочайсь, поворачивайся, шевелись, живее. Ворочается, как исподний жернов, ·т.е. ни с места. Одна слеза катилась, другая воротилась. А чтоб тебе пригодилось, да на свой же двор воротилось! о злословии. Язык ворочатся, говорить хочется. Вымолвить не хочется, так и язык не ворочается. Ворачивать более употр. с предлогом. И мы ворачивали каменья. Ворочанный прич., страд. (ворочать) перелицеванный, вывороченный; вороченный (воротить), отозванный обратно, назад. Взворачивай на плеча. Выворотил надолбу. Доворочался до пролежня. Заворачивай направо. Изворотись как можешь. Наворотил на пень. Оборотись, оглянись. Отворотись прочь. Поворотись боком. Подвороти камень. Перевороти изнанкою. Привороти ближе. Проворочался всю ночь. Грозою разворотило дерево. Сворачивай с дороги. Ворочанье ср. действие по гл. ворочать и ворочаться. Ворочный, ворошный влад. поворотливый, проворный, воровый, расторопный, видный собою. Воротливый, сговорчивый, склонный воротиться. Вороть жен. ворочанная, вывороченная одежда, ·противоп. невороть. Ворот муж. воротник. За вороток, да и на холодок. Брань на вороту не виснет. Дорогой камешек в три деньги, цепочка в алтын, старому на ворот, да спущу его на воду. Федул, что губы надул? (Да кафтан прожег.) Зачинить можно? (Да иглы нет!) А велика дыра? Да один ворот остался! Двое детей, третий на вороту, новг. ждем.

| Вал на оси, навой, обращаемый колесом с рукоятями, вставными рычагами, крестовинами. Лежачий ворот, баран, навой, брашпиль; стоячий, у рыбаков бочка. Малый лежачий, ручной, лебедка. Навивая канат на ворот, подымают бадью из колодца. Вороток муж., ·умалит. в обоих ·знач. Род ключа, накладной резачок, для резки гаек.

| Часть кожи с шеи и груди вола, на подошву. Ворочала, воротила ·об. кто властен, управляет, ворочает всем. Это у нас коренной воротила.

| Главный приказчик у купца, заправляющий всеми делами его. Воротило ср. большой рычаг; мельничный хвост, рычаг, бревно, которым ворочают мельницу к ветру. Вратило ср. вал в кроснах в ткацком стану, навой, на котором навита основа. Воротильщик новг. рабочий рыбачьего ворота, на тоне. Воротины жен., мн. обратный путь, обращение, возврат. Мы на воротинах встретили его. Много каятин, мало воротин. Воротиша архан. уплата или отдача долга, возврат займа. Вороча жен., архан. бучало, водоворот под мельничным колесом. Ворочь жен., архан. лоток, лопасть водяного мельничного колеса. Воротник муж. ворот, воротничок, часть пришивной одежды, обнимающая шею или лежащая около, вокруг нее. Воротник стоячий, лежачий. Шитый гладью женский воротничок. Шитый золотом мундирный воротник. Воротушка жен., новг. оплечье, верх, лиф женской рубахи; к ней, из холста поровнее, станина, стань, подставка. Воротный, воротниковый, воротовой, относящийся к вороту, воротнику. Воротовая запонка. Воротовой рычаг. Воротушка жен., яросл., вологод. верхняя часть женской рубашки, с полуоткрытым воротом, на молодых с короткими, на старухах с долгими рукавами; нижняя часть рубахи; стань. Воротушка холщевая, коленкоровая, ситцевая, кисейная, шелковая.

Плюнешь, не поймаешь (не перехватишь); слово выпустишь, не воротишь.

Болтается, не воротится

Даль. Отец с сыном. 3.

А.С. Пушкин. Русалка. 1. Мельник.

Ср. Voce dal sen fuggita

Poi richiamar non, vale;

Non si trattien lo strale

Quando dall’ arco usci.

Metastasio. Ipermestra. 2, 1.

Ср. Et semel emissum volat irrevocabile verbum.

И однажды выпущенное, улетает слово безвозвратно.

Ср. Nescit vox missa reverti.

Сказанное слово не может вернуться.

Ср. ρίφας τον λόγον τις ουκ αναιρειται πάλιν.

Menander. Ср. Th. Kock. 265 (Euripides).

Ср. ουτε γαρ πτηνος. pαδιόv εστιν χαταςχειν, ουτε λόγον προέμενον κρατησαι δυνατόν.

Plutarch. de garrul. 10.

Морфология: (нет) чего? про́шлого, чему? про́шлому, (вижу) что? про́шлого, чем? про́шлым, о чём? о про́шлом

1. Говоря о прошлом, вы подразумеваете уже законченный этап вашей жизни или человеческой истории.

Старики с гордостью вспоминают своё славное прошлое.

2. Если вы говорите, что у кого-то всё в прошлом, вы подразумеваете, что все основные события в жизни этого человека уже произошли и будущее не сулит ему ничего нового.

Я всегда считал, что любовь для меня навсегда в прошлом.

3. Если вы говорите, что прошлого не воротишь, вы сожалеете, что невозможно вернуться в уже закончившийся отрезок вашей жизни, чтобы снова пережить какое-либо приятное событие или исправить допущенную ошибку.

Мне не следовало доверяться его суждению, но прошлого не воротишь!

4. Говоря, что некое событие, явление и т. п. кануло, отошло, ушло и т. п. в прошлое, вы подразумеваете, что это уже потеряло актуальность, забылось.

Действительные события той ночи давно уже отошли в прошлое.

5. Называя кого-либо человеком с прошлым, вы подразумеваете, что этот прежде человек вёл богатый событиями, возможно, предосудительный образ жизни.

Надежда Дмитриевна? О, это женщина с богатым прошлым!

6. Говоря, что собираетесь покончить с прошлым, вы подразумеваете, что намерены кардинальным образом изменить свой образ жизни.

Раскаявшийся преступник поклялся покончить с прошлым и больше не воровать.

7. Если вы говорите Кто прошлое помянет, тому глаз вон, вы призываете кого-либо забыть какие-либо существовавшие прежде обиды или заявляете, что вы сами так поступили.

8. Говоря о ком-то, что он был кем-либо, каким-либо в прошлом, вы подразумеваете, что этот человек когда-то соответствовал данному вами описанию, но уже утратил это качество.

Отец, в прошлом известный футболист, теперь работал в школе учителем физкультуры.

Окоротишь, так не воротишь. Кроеного не перекроишь.

Окоротишь, так не воротишь.

КАЯТЬ, каивать кого, ·стар. (хаять?) порицать или осуждать, корить и увещевать; заставлять каяться. Старого не бьют, мертвого не кают. Не наше дело попа каять: на то есть другой поп. Много кающих (кающихся), да мало воротящих (воротящихся). Поп попа кает, а сам мигает. Каяться, сознавать проступок свой; жалеть о том, что сам сделал; корить самого себя, со смирением.

| Сознаваться кому в своих грехах. Каяться кайся, да за старое не принимайся.

ПЛЕВАТЬ, плюнуть, плевывать, силою воздуха выкидывать изо рта слюну или мокроты. Верблюд плюет жвачкой. Дурная привычка, плевать по всем углам. Плевать, харкать кровью.

| Двое плюются, третий потешается, плюют друг на друга.

| Давай плеваться, плевать взапуски, кто дальше плюнет.

| Плевки, точки, или черви от мух. Плевое дело, пустое или ничтожное. Плевковые знаки на полу. Плевочная, плевальная латка, плевальник или плевальница, сосуд для плеванья в него. В больницах стеклянные плевальники, для рассмотрения мокрот. В комнатах есть жестяные плевальницы, с песком. Плевотина жен. харкотина. Плевотный, к сему относящийся. Плевотное ср. блевотное, рвотное снадобье. Плевотя ·об., пск. слюняй, зеворот, вялый, хилой. Плевака, плевала, плевач, плевун, у кого привычка много плевать; бранное прозвище верблюда.

| архан. одно из животных китовой породы.

1. кого-что. Заставить вернуться назад, возвратить (разг.). Воротить с полдороги.

2. что. Отдать обратно, возвратить (прост.). Воротить взятые взаймы деньги.

3. что. Получить обратно, возвратить себе (прост.). Отдать деньги легко, да воротить их трудно.

1. без доп. Поворачивать, сворачивать. Вороти с дороги!

2. чем. Управлять, распоряжаться; то же, что ворочать во 2 знач. Он здесь всем воротит.

С души воротит противно думать о чём-н., смотреть на что-н.

◊ С души воро́тит (см. Душа́).

нареч, кол-во синонимов: 3

нареч, кол-во синонимов: 4

непоправимый, поезд ушел, необратимый, сделанного не воротишь

прил., кол-во синонимов: 7

дело сделано, сделанного не воротишь (разг.)

нареч, кол-во синонимов: 26

1. на ночь глядя (разг.)

2. время упущено; сделанного не воротишь, поезд ушёл, после драки кулаками не машут, спустя лето по малину (разг.)

/ о запоздалой попытке: перед смертью не надышишься; чего не наелся, того не налижешься (разг. шутл.)

прил., кол-во синонимов: 5

неконвертируемый; сделанного не воротишь, дело сделано, невозвратимый, поезд ушел, непоправимый. Ant. конвертируемый, обратимый

нареч, кол-во синонимов: 12

сделанного не воротишь, непоправимый, необратимый, чего не наелся, того не налижешься, дело сделано, после драки кулаками не машут, поздно, время упущено, перед смертью не надышишься

1. Крайняя степень чего-л., чрезмерное проявление чего-л.

[Рубцов-Емницкий] в работе любил не золотую середину, а крайности и если брался за дело, то брался энергично, горячо. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.

Что-л. совершенно несходное с другим, противоположное другому.

3. Очень тяжелое и опасное положение.

Все это можно сделать в крайности, в случае пожара, землетрясения или когда вода дойдет разве до горла. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

Крайняя нужда, бедность, нищета.

[Чиновники] соглашались лучше терпеть и выносить последнюю крайность, нежели обратиться к страшному ростовщику. Гоголь, Портрет.

— Ты знаешь, у меня денег у самого немного, но так как я вижу, что ты действительно в крайности, то я тебе дам полтораста рублей. Писемский, Фанфарон.

в случае необходимости.

весьма, очень, чрезвычайно.

Эта соната давно уже опротивела мне до крайности. Л. Толстой, Юность.

[Майор] был до крайности молчалив. Фадеев, Молодая гвардия.

— Что, отец, было, того назад не воротишь; не клади ж ты по крайности позору на свой купеческий дом. Лесков, Леди Макбет Мценского уезда.

— вдаться в крайности

довести до крайности

вывести кого-л. из себя.

1. В направлении, противоположном предшествующему движению; противоп. вперед.

[Парень] то нагибался вперед, то откидывался назад, сильно подвигая лодку при каждом движении. Гаршин, Художники.

Бочонок, наконец, выкатывается и почему-то, вопреки законам природы, катится назад и опять застревает в дверях. Чехов, Надлежащие меры.

2. В направлении к задней, тыловой стороне кого-, чего-л.

Оглянуться назад. Заложить руки назад.

3. На прежнее место, в прежнее положение; обратно.

Взять назад свои слова.

Дай взаймы, да назад не проси! Пословица.

Все прошло уж давно… Не воротишь назад! Кольцов, Русская песня.

[Фетинья:] Нет у вас [платка]?

Вот возьмите мой, только назад принесите. А. Островский, Не было ни гроша, да вдруг алтын.

4. (в сочетании со словами, указывающими количество времени, а также со словом „тому» или без него). До настоящего времени, раньше, прежде.

[Фирс:] В прежнее время, лет 40-50 назад, вишню сушили, мочили, мариновали. Чехов, Вишневый сад.

Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Есенин, Письмо к матери.

Этот случай произошел месяц тому назад. Полторацкий, Киношники.

приподня́л́ и́ припо́днял 235 особ см. Приложение II

приподня́ло и́ припо́дняло

приподня́ли и́ припо́дняли

приподня́вший 242 см. Приложение II

припо́днятый A/C пр; 251 иск, 257 иск см. Приложение II

приподня́в́ 242 см. Приложение II

Но медленно певец печальный

Взглянул угрюмо в сумрак дальный*

И вздохом грудь поколебал.

А. С. Пушкин, Наездники

Свечи нагорели, долог зимний вечер…

Брови ты припо́днял, грустен тихий взгляд…

Не судья тебе я за грехи былого!

Не воротишь жизни прожитой назад!

И. А. Бунин, На хуторе

Невольно кудри золотые

С лилейных плеч приподняла́;

Невольно волосы густые

Рукой небрежной заплела.

А. С. Пушкин, Руслан и Людмила

И светлое льется сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она как изваянье

Н. А. Заболоцкий, Лебедь в зоопарке

Чтоб меня не увидел никто,

На прогулках я прячусь, как трус,

Приподня́в воротник у пальто

И на брови надвинув картуз.

В. Я. Брюсов, Сумасшедший

(отрицательная частица). Падеж управляемого слова при переходном глаголе с отрицанием род. или вин.

1. Крик, которым взаимно обмениваются в лесу, чтобы не потерять друг друга.

2. Восклицание в знач.: кончено, пропало (разг.). «Уж ау, брат: прежнего не воротишь.» А.Островский.

междометие и в значении сказуемого

1. Междометие. Выделяется запятыми или оформляется как отдельное предложение.

Ау! Константин Гаврилович. А. Чехов, Чайка. Ау, есть кто живой?

2. В значении сказуемого. То же, что «конец, кончено, пропало». Не требует постановки знаков препинания.

1. Большое количество кого-чего-л.

Народ пачками прет; У него бабы пачками; Детей пачками рожают.

Чего пачку воротишь?

Чего моську-то воротишь?

Все мы невежды, но в разных специальностях.

Чем тупее угол зрения, тем шире кругозор.

Если вы совершенно невежественны, вы непременно подбросите несколько свежих мыслей.

Невежда непобедим в споре.

Неграмотные вынуждены диктовать.

Неграмотные проходят от А до Я быстрее, без алфавита.

Утраченного невежества не воротишь.

| Слово или Слово Божье, Св. писание, Ветхий и Новый Завет. Живи по Слову. Да спасешься Словом.

| Слово, в Евангелии напр. В начале бе Слово и пр. толкуется: Сын Божий; истина; премудрость и сила. И Слово плоть бысть, истина воплотилась; она же и свет.

| Слово, словцо, заговор, чара, заклинание. Он такое слово знает, заговаривает, колдует. Овин со словцем поставлен, не горит. Клад со словом кладут, кому дастся, а кому нет.

| Муж словесен прииде во Ефес, Деян. красноречивый или сильный в слове.

| Выраженный устно, на словах, ·противоп. письменный. Словесное приказание. Словесная сделка, условие. Словесный суд, где разбирательство идет на словах. Словесные науки, ведущие к изученью слова, речи, правильного и изящного языка. Словесность, словесные науки; все, что относится к изучению здравого суждения, правильного и изящного выражения; письменость;

Карамзин Николай Михайлович., из речи при избрании Карамзина почетным членом Академии наук

Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты.

Не бойся закона, бойся судьи (или: законника).

Где закон (или: законники), там и обида.

Где закон (или: заповедь), там и преступление.

Если бы не закон, не было бы и преступника.

Не будь закона, не стало б и греха.

Не знай закона, не знает и греха.

Строгий закон виноватых творит (или: велику вину творит).

Беззаконный клич беззаконно и внемлется.

Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Всуе законы писать, когда их не исполнять.

Незнанием закона никто не отговаривайся!

Закон назад не пишется (задним числом).

Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили.

Все бы законы потонули да и судей бы перетопили.

Кто законы пишет, тот их и ломает.

Недолго той земле стоять, где учнут уставы ломать.

Нужда закона не знает. Про нужду закон не писан.

Нужда закона не знает, а через шагает.

Дураку закон не писан.

Что мне законы, коли (были бы) судьи знакомы.

Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка.

Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена была разборка пословиц; пусть же оно остается и ныне, когда судьба сборника решилась и он напечатан.

По заведенному порядку, следовало бы пуститься в розыск: что такое пословица; откуда она взялась и к чему пригодна; когда и какие издания пословиц у нас выходили; каковы они; какими источниками пользовался нынешний собиратель. Ученые ссылки могли бы подкрасить дело, потому что, кажется, уже Аристотель дал определение пословицы.

Но всего этого здесь найдется разве только весьма понемногу.

Ученые определения ныне мало в ходу, век школярства прошел, хотя мы все еще не можем стряхнуть с себя лохмотьев степенной хламиды его.

Времена, когда объясняли во введении пользу науки или знания, коему книга посвящалась, также миновали; ныне верят тому, что всякий добросовестный труд полезен и что пользе этой россказнями не подспоришь.

Разбор и оценка других изданий должны бы кончиться прямым или косвенным скромным признанием, что наше всех лучше.

Ни в какую старину я не вдавался, древних рукописей не разбирал, а вошедшая в этот сборник старина попадала туда из печатных же сборников.

Одну только старую рукопись я просматривал и взял из нее то, что могло бы и ныне идти за пословицу или поговорку; эта рукопись была подарена мне гр. Дм. Ник. Толстым, мною отдана М. П. Погодину, а оттуда она целиком напечатана, в виде прибавления, при сборнике пословиц И. М. Снегирева.

При сем случае я должен сказать душевное спасибо всем доброхотным дателям, помощникам и пособникам; называть никого не смею, боясь, по запамятованию, слишком многих пропустить, но не могу не назвать с признательностью гр. Дм. Ник. Толстого, И. П. Сахарова и И. М. Снегирева.

Когда сборник последнего вышел, то мой был уже отчасти подобран: я сличил его издание со сборником Княжевича и попользовался тем, чего не было там и не нашлось у меня и что притом, по крайнему разумению моему, можно и должно было принять.

В собрании Княжевича (1822 г.) всего 5300 (с десятками) пословиц; к ним прибавлено И. М. Снегиревым до 4000; из всего этого числа мною устранено вовсе или не принято в том виде, как они напечатаны, до 3500; вообще же из книг или печати взято мною едва ли более 6000, или около пятой доли моего сборника. Остальные взяты из частных записок и собраны по наслуху, в устной беседе.

Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только смотри прямо. После нескольких подобных случаев или открытий поневоле оробеешь, подумаешь: «Кто дал тебе право выбирать и браковать? Где предел этой разборчивости? Ведь ты набираешь не цветник, а сборник» и начинаешь опять собирать и размещать все сподряд; пусть будет лишнее, пусть рассудят и разберут другие; но тогда вдруг натыкаешься на строчки вроде следующих:

Возьмем два-три примера:

«Бог не поберег вдоль и поперек»; по три коротких меж двух долгих, а размер хорош.

«Хоть вдвое, хоть втрое, не споро худое»; по одному долгому меж двух коротких.

«Всякая небылица в три года пригодится»;

Это сложено удивительно складно: внезапный переход, на третьем стихе, к двум кратким, когда готовишься на долгий слог, как нельзя лучше выражает изумление того, кто оглянулся. Нельзя также не согласиться, что во всех размерах этих не в пример более свободы и раздолья, чем в тяжких, однообразных путах бессмысленного ямба или хорея.

Рифма или простое созвучие не всегда бывают в конце стиха или каждой из двух частей пословицы, как, например: «Много лихости, мало милости»; «Не проси у богатого, проси у тороватого»; «Ни то, ни се кипело, да и то пригорело»; «Взвыла да пошла из кармана мошна» и пр., а иногда и на других словах, среди стиха, но всегда на таких, кои требуют отлики, ударения, внимания:

«И скатал было и сгладил, да все врозь расползлось».

«От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся».

Бывает и по нескольку рифм сряду:

«Сам тощ, как хвощ, и живет тоненько, да помаленьку»;

«Сало было, стало мыло»;

«Рушай варено, слушай говорено»; в двух последних что ни слово, то рифма.

Но большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера; лад или мера в них, однако, есть, как во всякой складной, короткой речи, и лад этот дает ей певучесть и силу.

Ко внешней одежде пословиц надо отнести и личные имена. Они большею частию взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе, Петрак и батрак, Мокей и лакей и пр. Может быть, некоторые имена и взяты начально с известных в самом тесном кругу лиц, а пословицы сделались общими; нередко также имена эти попадали из сказок, рассказов, где люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым и в пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля дурачки; Фомка и Сергей воры, плуты; Кузька горемыка; Марко богач. От этих понятий сложились и особые выражения: объемелить кого, обмануть, одурачить простачка; обсережить, поддеть ловко, хитро; фомкою, на языке мошенников, зовется большое долото или одноручный лом для взлома замков; подкузьмить кого, поддеть, обмануть, обидеть и пр.

Во внутренней одежде в пословицах наших можно найти образцы всех прикрас риторики, все способы окольного выражения; не знаю, стоит ли на этом останавливаться, но приведу попавшиеся под руку примеры.

Метафора: Он себе залил за шкуру сала. Его голыми руками не возьмешь. На него надо ежовые рукавицы.

Аллегория: Угорела барыня в нетопленой горнице. Хорошо пахать на печи, да заворачивать круто.

Гипербола: У каменного попа ни железной просвиры. У него каждая копейка алтынным гвоздем прибита.

Метонимия: Сытое брюхо к ученью тупо. Зеленый седому не указ.

Синекдоха: Семеро топоров вместе лежат, а две прялки врознь. Чем бы салу рычать, ан телега скрыпит.

Извращение: Не по хорошу мил, а по милу хорош. Над грехом старосты нет, а живет грех и над старостой.

Двусмыслие: Иная вода стоит крови (слезы). Смертью люди живут (гробовщики).

Олицетворение: Авоська веревку вьет. Небоська петлю закидывает. Весна говорит: уклочу, осень говорит: а вот я еще погляжу.

Условность: Либо коня доброго держи, либо кнут. Либо кланяться (просить), либо чваниться.

Опущение, недоговорка: Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка (кормит дураков) по выбору. От старых дураков молодым (дуракам) житья нет.

Сборник Богдановича попался мне гораздо позже этой затеи (как и вообще все сборники были добыты мною, когда уже запасы мои порядочно накопились), и я увидел, что им уже сделана была подобная попытка; но у него всего одна тысяча, и притом своих, пословиц, в стишках; за всем тем, однако, первенство в этом деле, у нас по крайности, остается за ним. Как второй изобретатель, я не могу у него отбить почину.

Итак, я расстриг десятки тысяч, собранных в течение десятков лет, пословиц, поговорок и тому подобных речений и, вынимая их из короба, как они попадались, обозначал на каждой одним словом значение, смысл, предмет, к коему каждая относится. Таким образом, составились сами собою, без всякого предварительного умствования, оглавки разрядов, около ста осьмидесяти, в кои вошло все, что было собрано по крохе. Затем я принялся снова за каждый разряд и старался подобрать в нем пословицы в некоторой последовательности и связи, по тому же их значению.

А чего нет в приговорах этих, то и в насущности до народа не доходило, не заботило, не радовало и не печалило его.

Против этого сделано было странное замечание: одна-де пословица противоречит другой, на приговор есть приговор, и не знаешь, чего держаться. Не знаю, кого бы это смутило: разве можно обнять предмет многосторонний одним взглядом и написать ему приговор в одной строке? В том-то и достоинство сборника пословиц, что он дает не однобокое, а полное и круглое понятие о вещи, собрав все, что об ней, по разным случаям, было высказано. Если одна пословица говорит, что дело мастера боится, а другая добавляет, что иной мастер дела боится, то, очевидно, обе правы, не равно дело, и не ровен мастер.

Другой укор основательнее: у меня в сборнике множество повторений, частию намеренных и в этом порядке неизбежных, потому что одна и та же пословица подходит под разные значения и разряды, частию же и по недосмотру: не достало памяти; пробегая эти бесконечные ряды, тупеешь и не помнишь, что уже было, а чего не было. Но как бы строго ни судить за это, все, кажется, грех не велик и менее важен, чем неполнота и пропуски. Не оправдываясь, впрочем, в излишних повторениях, я, однако же, прошу обратить внимание на то, что много пословиц помещено вдвойне и втройне, с небольшим изменением, которое придает пословице иное значение, иной смысл, требовавший помещения ее в этом виде, под другим заголовком.

Прибавлю к этому, что такой работе, впрочем, и конца нет: можно подчищать, перемещать и подразделять порядки по вкусу, взгляду и разумению своему, сколько угодно; благо запас собран и сохранен. Куль муки набит; надеюсь, он уже не наткнется более на таких ценителей, которые бы стали подыскиваться под отраву.

Но пришли другие времена, и мне казалось, что пословицы могут быть ныне напечатаны. Я собирался уже, одолевая все губернские затруднения, приступить в Нижнем к печати, как добрая судьба моя захотела успокоить меня другим путем, удалив от служебных занятий и дав под старость время и свободу на другое. В Москве Общество любителей российской словесности тотчас предложило принять на себя издание сборника; но много лет тому назад (еще в начале 1848 г.) предложение это было уже сделано мне О. М. Бодянским, от имени императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, и потому я ныне с признательностью передал туда свой сборник. Замечу еще, что как он печатался для «Чтений» в Обществе, то я и должен был подчиниться как в наружном виде издания, так и в правописании принятым там правилам, почему правописание и рознит с издаваемым в то же время словарем моим и с этим предисловием.

В суетах прошла година, завсегда была кручина.

Где любовь нелицемерная, там надежда верная.

Роскошные и скупые меры довольства не знают.

Прежде смерти не должно умирать и пр. и пр.

Что за пословицами и поговорками надо идти в народ, в этом никто спорить не станет; в образованном и просвещенном обществе пословицы нет; попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков. Готовых пословиц высшее общество не принимает, потому что это картины чуждого ему быта, да и не его язык; а своих не слагает, может быть из вежливости и светского приличия: пословица колет не в бровь, а прямо в глаз. И кто же станет поминать в хорошем обществе борону, соху, ступу, лапти, а тем паче рубаху и подоплеку? А если заменить все выражения эти речениями нашего быта, то как-то не выходит пословицы, а сочиняется пошлость, в которой намек весь выходит наружу.

Мы, в своем быту, придумываем только пословицы вроде таких: «Козырка не портит; не с чего ходить, так с бубен; нечем бить, так кулаком»; да иногда переводим: «Лебединую песню спеть; между ними черная кошка пробежала; и в солнце есть пятна; пятое колесо; в углу палка стоит, оттого на дворе дождь» и пр. Нравятся ли вам эти поговорки и переводы?

«Неволя вниз идет, кабала вверх»; тут речь все о той же матушке Волге и о бурлачестве, с которым связана кабала, потому что задатки взяты вперед, усланы домой в оброк, а остатки пропиты. Неволя, то есть нужда, идет вниз, по воде, искать работы; вверх, против воды, идет, или тянет лямкою, кабала. В прямом смысле: холоп или раб (неволя) ждет лучшего, потому что худшего ему нет, ждет милости и доверия за верную службу свою: это у него впереди; кабальный же все более путается, должает, наедает и набирает для себя новую кабалу, срок за сроком; кабала подымается, все усиливается и в старину нередко также кончалась холопством.

Но из этих немногих примеров видно, что такие объяснения, если бы собирателя и достало на них, потребовали бы нескольких годов времени и еще ста листов печати.

Стараясь объяснять темные пословицы и применять их к тому бытку, который на сей раз у нас перед глазами, мы иногда далеко сягаем и мудрим, где ларчик открывается просто, без потайки. К этому надо прибавить, что у великорусов, противно малорусам, бытописательной памяти нет; у них все ограничено насущным и духовным; старина остается в памяти и передается, поколику она касается житейского быта; с этого, для русского, прямой переход к мыслям и беседам о вечности, о Боге и небесах, всем прочим он, без стороннего влияния, не займется, разве только по особому поводу.

Итак, признавая пословицу и поговорку за ходячую монету, очевидно, что надо идти по них туда, где они ходят; и этого убеждения я держался в течение десятков лет, записывая все, что удавалось перехватить на лету в устной беседе. Что собрано было наперед меня, из того же источника, то я старался включить, но маловато рылся в книгах и, вероятно, много опустил. Так, например, я даже не справлялся с небольшим, но весьма добросовестно обработанным сборником Буслаева (Архив Калачева, 1854 г.), который впервые увидел в Москве в апреле 1860 года, когда уже половина моего сборника была напечатана.

Где только я мог верно добраться до коренного оборота и указать на искажения, там я это делал, хотя в самых кратких заметках. Вот примеры:

«Не до обедни, коли много бредни»; здесь бредни попало по недоразумению, вместо обрядни, слова северного, которое произносится там: обредни, и значит: бабий обиход в доме, стряпня, хозяйство у печи; это видно из дружки этой пословицы: «Либо к обедне ходить, либо обрядню водить».

Другая: «Нам не гоже, вот тебе Боже»; эта, по-видимому, подтверждается другою: «Что дьякону не мило, то попу в кадило»; но первая вышла с юга, она малорусская, не понята у нас и потому искажена: «Нам не гоже, от тоби небоже», вот тебе небога, небоже; у этого слова много значений: бедняк, убогий, нищий, калека, юродивый, несчастный, о ком соболезнуют, близкий, родич, племяш; эта пословица отвечает нашей: «Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать». Пословица: «Не у детей или не при детях, не на детях, и сидни в честь» говорится различно и переиначивается от непонятия: кому Бог детей не дал или у кого они мрут младенцами (у кого дети не стоят), тот рад бы и сидню, и безногому, калеке; на безлюдье и сидни в честь: ведь и Илья Муромец был сидень. Не поняв этого и отнеся честь, почет к слову дети, чем пословицу и лишили смысла, поправили дело, обратив сидни в седни, в старца с сединою, и сделав из этого: «Не у детей и седни в чести», то есть взрослый, разумный человек уважает стариков.

Замечу здесь, что старинные списки и сборники пословиц далеко не всегда могут служить образцами и нисколько не доказывают, чтобы пословица была в ходу от слова до слова, как она написана. Старички мудровали в этом деле не хуже нашего, желая поправить пословицу, придать ей письменый вид, и, как само собою разумеется, впадали через это в пошлость. Примеров этому очень много. В Погодинск. сборн. 1714 года читаем мы: «Будучи на чужой стороне, надобно голову уклонну, а сердце покорно иметь». Не очевидно ли тут умничанье и переделка? Поныне говорится: «Держи голову уклонну (или поклонну), а сердце покорно»; если применить это к чужбине, то можно начать словами: на чужбине, на чужой стороне, не изменяя затем ни слова; здесь же все остальное прибавлено записчиком, особенно слова: будучи, надобно, иметь.

Сборнику моему суждено было пройти много мытарств, задолго до печати (в 1853 г.), и притом без малейшего искательства с моей стороны, а по просвещенному участию и настоянию особы, на которую не смею и намекнуть, не зная, будет ли это угодно. Но люди, и притом люди ученые по званию, признав издание сборника вредным, даже опасным, сочли долгом выставить и другие недостатки его, между прочим, такими словами: «Замечая и подслушивая говоры (?) народные, г. Даль, видно, не скоро их записывал, а вносил после, как мог припомнить; оттого у него редкая (?) пословица так записана, как она говорится в народе. Большая часть (?) их замечены так, как следующие: у него написано: Эту беду я бобами разведу, а пословица гласит так: Чужую беду бобами разведу, а к своей ума не приберу».

Всего, в доказательство, что редкая пословица у меня верно записана и что большая часть их замечены ошибочно, праведные судьи мои приводят три примера, то есть по одному на каждые десять тысяч, и третий самый замечательный: «Та же неверность и в сборе (?) прибауток и пустоговорок; приведу в пример одну: у него написано: Не для чего, чего иного, как прочего такого, эта пустоговорка в народе выражается (почему же не гласит?) так: Не для чего иного, как лишь для прочего такого; а если лучше чего, так больше ничего; вот только и всего».

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется слово воротишь, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется слово воротишь", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется слово воротишь:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *