Главная » Правописание слов » Как ребенок реагирует на похвалу что написать

Слово Как ребенок реагирует на похвалу что написать - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Волшебная сила похвалы

Некоторые дети настолько часто слышат из уст родителей слова »молодец» или »умница», что перестают на них реагировать. А кого-то самая скупая похвала окрыляет и толкает на подвиги.

Некоторые дети настолько часто слышат из уст родителей слова «молодец» или «умница», что перестают на них реагировать. А кого-то самая скупая похвала окрыляет и толкает на подвиги. Как найти золотую середину и научиться правильно хвалить ребенка?

Что такое похвала?

Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность, повышает самооценку. Словами одобрения родители передают детям веру в их возможности. Вот почему важно хвалить не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул, ребенок обязательно добьется успеха.

Молчание — знак согласия

Некоторые родители принимают хорошие поступки и достижения ребенка как должное, реагируя на них молчаливым одобрением. Зато плохое поведение вызывает у них бурную реакцию. Такие взрослые требовательны, очень ответственны и считают свою любовь к ребенку чем-то обыденным, закономерным, что не нуждается в подтверждении. Многие дети в таких условиях воспитания вырастают серьезными, целеустремленными и не ждущими милостей ни от природы, ни от окружающих людей. В то же время они не позволяют себе без особых причин получать удовольствие от жизни, радоваться общению с близкими, своему отражению в зеркале. Все положительные эмоции оказываются как будто заблокированными. Вполне возможно, что чеховского «человека в футляре» просто недохвалили в детстве.

Дети активные, подвижные, темпераментные обычно отвечают на подобное педагогическое воздействие протестом. Замечая, что внимание взрослого можно привлечь только плохим поведением, они придумывают самые невероятные шалости, дурачатся и кривляются, не реагируя на одергивания родителей.

Если вы замечаете, что в силу особенностей своего характера, постоянных проблем и бешеного ритма жизни не можете найти в себе силы, чтобы лишний раз улыбнуться ребенку и подбодрить его, постарайтесь изменить данный стиль воспитания с помощью выполнения простых правил.

Большие заслуги

Большинство зарубежных и отечественных психологов сходятся во мнении, что хвалить (впрочем, как и осуждать) нужно не самого ребенка, а его поступки. Взяв это правило на вооружение, некоторые родители предпочитают не нарушать его ни при каких условиях. В результате ребенка хвалят за хорошие отметки или вымытую посуду, и у него складывается стойкое впечатление, что любовь родителей нужно заслужить. Не слыша никогда ни от папы, ни от мамы: «Ты умный!», «Ты красивый», «Ты добрый», — ребенку трудно сформировать адекватное представление о себе.

Не имея постоянной точки отсчета в виде осознания своей уникальности для родителей, малышу приходится ориентироваться на ситуативные оценки взрослых. Такие дети очень подвержены чужому влиянию, восприимчивы к мнению других. Отсюда возникают повышенная тревожность, неуверенность в себе и страх потерять родительскую любовь после полученной двойки. Поэтому не стоит избегать похвалы личных качеств ребенка. Пусть слова одобрения будут сказаны просто так, независимо от его поведения.

Если вы считаете, что похвала должна быть заслуженной, постарайтесь найти косвенные поводы для нее:

Похвала без границ

Можно ли «захвалить» ребенка? Разве бывает слишком много любви, ласки и признания? И могут ли они испортить, избаловать детей? Постоянно слыша вокруг себя восторженные возгласы, малыш невольно привыкает к этому, и испытывает жестокое разочарование, сталкиваясь с более трезвой оценкой чужих людей. Если похвала проявляется в форме противопоставления другим детям, у ребенка формируются такие черты характера, как эгоцентризм, снобизм, демонстративность. Он старается все делать напоказ, ожидая все новых и новых дифирамбов в свой адрес. Но случается и обратное: утопая в атмосфере обожания, дети перестают реагировать на похвалу, отмахиваясь от любящих родственников, как от льстивой прислуги, и стараясь все делать наоборот, чтобы досадить родителям и не слышать надоевших восторгов. Поскольку хорошие поступки вызывают у родных однотипную реакцию, нарушение правил позволяет добиться непривычных и потому более ярких и интересных эмоций окружающих.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, обратите внимание на те случаи, в которых не следует хвалить ребенка.

Источник

А как быть с ребенком, отвергающим похвалу?

«Когда бы я ни попытался похвалить ребенка, он швыряет мне похвалу обратно. Кажется, он никогда не верит тому, что я говорю. Похоже, что он не хочет, чтобы я его хвалил «.

Детей с трудным темпераментом и агрессивных детей не так-то просто хвалить. Их поведение часто сердит родителей и подрывает их желание быть позитивными. Дело осложняется еще и тем, что они могут отвергнуть похвалу, которую получают. Похоже, что они свыклись с негативной самооценкой и, когда родители представляют им другой, положительный взгляд на себя, детям трудно его принять, и они цепляются к собственному негативному представлению о себе. Хотя «трудных» детей нелегко хвалить и поощрять, именно им они нужны гораздо больше, чем другим детям. Их родители должны постоянно искать положительные поступки, которые можно поощрить, пока у детей не выработается более положительное представление о самих себе. В это время им больше не потребуется отвергать, чтобы сохранить плохое представление о себе.

Правда, что одним родителям труднее хвалить своих детей, чем другим?

«Дело не в том, ч!обы я возражал против похвал ребенку, но это не кажется мне естественным, и я не хвалю»

Такие родители не моделируют самопохвалы. Если бы они прислушались к собственным самоуговорам, они бы обнаружили, что не говорят ничего вроде «Ты хорошо приучаешь Джонни к дисциплине», или ‘Ты проявил очень большое терпение в данной ситуации». Вместо этого они критикуют себя за малейшую погрешность. Они должны научиться говорить о себе положительные вещи и создавать себе положительный опыт поощрений и похвал. Тогда более вероятно, что они будут делать то же самое для своих детей.

Детям важно видеть, как родители создают образцы высказываний с самопохвалой. Мама может сказать вслух:»Я хорошо справилась с моим заданием на работе» или » Ситуация была непростая, но мы, по-моему, неплохо с ней справились», или «Это жаркое, которое я сегодня приготовила, мне удалось». Моделируя перед детьми самопохвалу, мы учим их усваивать положительные самоуговоры.

Существует ли разница между поощрением и похвалой?

«Ястараюсь поощрять ребенка, разве этого недостаточно?»

Некоторые родители думают, что им следует поощрять детей, а не хвалить их. Часто это те же родители, которые боятся избаловать детей и в результате получают детей, которые работают только ради внешних поощрений. Они делают поддерживающие замечания, но избегают формулировок, которые звучат как похвала. Поэтому они вынуждены все время редактировать свои высказывания, чтобы это не прозвучало как открытая похвала, и все это создает массу ненужных осложнений, потому что дети не в состоянии заметить разницу.

Как сделать похвалу более эффективной

Иногда бывает так, что родители хвалят детей, но не очень эффективным образом. Вот некоторые примеры того, как максимально повысить эффективность похвалы детей.

Будьте конкретны

Нечеткая похвала очень часто звучит в цепочке заявлений, быстро сменяющих друг друга. Это неконкретно и немаркировано. Например, вы говорите «Хорошо сделано. молодец. хорошо. замечательно». К сожалению, эти заявления не указывают, какое конкретное поведение вы пытаетесь похвалить.

Более эффективно давать маркированную похвалу. Маркированная похвала указывает, какое конкретно поведение вам нравится. Вместо «молодец» или «Отлично сделано» лучше сказать «Как ты хорошо сидишь» или «Мне приятно, что ты сказал «спасибо» или «Молодец, что убрал кубики, когда я попросил».

Хвалите к месту

Очень важно, чтобы похвала была прямо связана с хорошим поведением ребенка. Хвалить за дележку игрушками нужно именно тогда, когда ребенок дает младшему братишке поиграть своей игрушкой. Однако, если дети ведут себя неподобающим образом, лучше проигнорировать тот положительный аспект, который, возможно, присутствует в их поведении, а ни в какой форме не хвалить детей. Нельзя хвалить Сару за то, что она дала Дэнни свои мелки, если они ими пишут на стене комнаты. Если давать ложную похвалу, когда дети ведут себя плохо, это сбивает их с толку и ведет по неверному пути. Подождите, пока ребенок не сделает что-нибудь более конструктивное, и тогда похвалите хорошее поведение.

Проявляйте энтузиазм

Некоторые похвалы неэффективны, потому что скучны, говорятся скучным голосом, без улыбки и взгляда в глаза. Те же слова повторяются вновь и вновь ровным, неэмоциональным тоном. Такая похвала не поощряет ребенка.

Воздействие похвалы может быть увеличено при помощи невербальных способов передавать энтузиазм. Улыбнитесь ребенку, обратитесь к нему с теплым выражением глаз или потрепите по плечу. Похвалу нужно говорить энергично, искренне и с любовью. Слова, небрежно брошенные через плечо, потеряны для ребенка. Одно важное предостережение: если вам трудно хвалить, и вы к этому не привыкли, вначале похвала будет звучать искуственно или скучно. Этого следует ожидать. Искреннее положительное чувство придет, когда вы будете чаще и чаще пользоваться похвалой.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 708 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Как ребенок реагирует на похвалу что написать

Нина Анатольевна Анучина,

воспитатель гр. «Смородинка»

Похвала нужна каждому человеку, чтобы чувствовать себя более уверенно, а уж детям она просто необходима. Насколько вы щедры на похвалу, вам поможет узнать тест.

Подводим итоги:
16-37 баллов

Ваш ребёнок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни, однако, слишком часто слыша похвалу, ребёнок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбив здравой критикой, вы поможете ему трезво оценить свои возможности.

38-59 баллов

Возможно, вы человек настроения или слишком погружены в свои проблемы. Поэтому ребёнок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителям, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребёнка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребёнка и его потребности: чего он ждёт от вас, почему капризничает и проявляет негативизм. Опираясь на эмоциональное состояние, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.

60-80 баллов

Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребёнка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки, и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребёнком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукт своей деятельности, ребёнок стремится разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

Азбука похвалы для ребёнка

1. Молодец!
2. Удивительно!
3. Великолепно!
4. Прекрасно!
5. Незабываемо!
6. Это трогает меня до глубины души.
7. Остроумно.
8. Талантливо!
9. Ты сегодня очень много сделал.
10. Уже лучше.
11. Потрясающе!
12. Поразительно.
13. Красота.
14. Очень ясно.
15. Очень эффектно.
16. Ты просто чудо.
17. Здорово!
18. Ты ловко это делаешь.
19. Ты меня порадовал.
20. Я горжусь тобой.
21. Мне очень важна твоя помощь.
22. Ты мне необходим.
23. Я с ума сойду, если с тобой что-нибудь случится.
24. Научи меня делать также.
25. Я знал, что тебе это по силам.
26. Никто мне тебя не заменит.
27. Я сам не мог бы сделать лучше.
28. Хорошо!
29. Гораздо лучше, чем я ожидала.
30. Лучше, чем все, кого я знала.
31. Грандиозно.
32. Именно этого мы давно ожидали.
33. Сказано здорово – просто ясно.
34. Экстра – класс.
35. Ты самый одаренный.
36. Отлично!
37. Еще лучше, чем вчера.
38. Классно.
39. Неподражаемо.
40. Как в сказке.
41. Ярко, образно.
42. Прекрасное начало.
43. Ты на верном пути.
44. Ты и в этом разобрался.
45. Это как раз то, что нужно.
46. Поздравляю.
47. Я очень счастлива.
48. Работать с тобой просто радость.
49. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
50. Для меня нет никого красивее тебя.
51. Тут мне без тебя не обойтись.
52. Ты мне нужен такой, какой ты есть.
53. Замечательно!
54. Несравненно.
55. Верю в тебя!
56. Вот это да!
57. Желаю тебе успеха!
58. Настоящий мастер!
59. Так держать!
60. Фантастика!
61. Ценю твои старания!
62. Умница!

Источник

Когда похвала мешает развитию ребёнка и чем её заменить

Алена Чепуркова


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Детям, как и взрослым, нравится, когда их хвалят. При этом исследования показывают, что у этого метода есть и плюсы, и минусы. Разбираемся, чем опасна похвала, как ее правильно подавать ребенку и чем можно заменить.

Чем опасна похвала

Снижает самооценку

Эдди Браммелман, исследователь детского развития, доцент Амстердамского университета, пришел к выводу, что, желая помочь, иногда взрослые неосознанно вредят детям. В ходе его эксперимента ребенок выполнял тест на определение уровня самооценки, затем решал 12 математических задач, а родитель оценивал успехи. Браммелман выяснил, что дети, которые получали завышенную похвалу, чаще показывали низкие результаты по самооценке. Ученый объяснил это тем, что дети трезво оценивали свои успехи и не чувствовали в себе тех сил, которыми восхищались родители. В жизни это грозит тем, что ребенок в принципе откажется от выполнения каких-либо задач, чтобы не испытывать неудач и не слышать неискренней похвалы.

Снижает самостоятельность

В книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» профессор психологии Кэрол Дуэк раскрывает связь между похвалой за умственные способности и мотивацией к решению сложных задач. Ребенок, который привык к частым наградам, теряет настойчивость и готов бросить свое занятие, не получив похвалы. Логика такова: новое — это всегда ошибки, а за них взрослые не поощряют. Значит, лучше сделать то, что уже хорошо получается — тогда награда гарантирована. В итоге ребенок недополучает опыт, не развивает навыки, выбирает слабых соперников.

Перестаёт получать удовольствие от процесса

Психолог, эксперт в области образования Альфи Кон в статье «Пять причин перестать говорить «Хорошая работа!» сравнивает похвалу с зависимостью. Если ребенок «подсаживается» на похвалу, то перестает заниматься ради приятных ощущений и новых открытий. Чаще всего это случается с дошкольниками и учениками в «началке». Они так сильно прислушиваются к авторитетному педагогу, что готовы учиться еще и еще, только чтобы их отметили. В итоге они устают, перестают прислушиваться к себе и даже способны отказаться от любимого рисования, если их хвалят только за спорт.

Как правильно хвалить

Учитывать уровень развития

При похвале важно учитывать возраст и ситуацию: годовалому ребенку пойдет на пользу похвала за собранную пирамидку, а пятилетка, скорее, не поймет, почему вы вообще обратили на это внимание. Лучше хвалить за то, что для ребенка трудно и для чего действительно пришлось приложить усилия. Например, за собранный пазл из 1000 кусочков. Такое и правда под силу не каждому взрослому.

Быть искренним

Дети остро реагируют на «молодец», брошенное равнодушным тоном. Если вы не видите вклад ребенка в дело, не восхищены им — не хвалите. Но и не оставайтесь равнодушными. Возможно, что вы правда не понимаете усилий, которые приложил ребенок. Спросите его, как он, например, создал деревянный самолет, что ему было сложно, чем он гордится.

Хвалить за то, что соответствует ценностям

Например, в вашей семье принято не разговаривать с незнакомцами и ребенка хвалят, если он избегает лишних социальных контактов. Если его начать хвалить за то, что он сам задает вопросы чужим людям или идет им на помощь, то он не поймет, почему сменился вектор. Лучше выстроить единую линию воспитания и подкреплять похвалой только те поступки, которые ей соответствуют. И объяснять, что безопасность вы цените выше, чем способность задавать вопросы о верном маршруте или умение вежливо разговаривать с незнакомцами.

Хвалить за рост и развитие

Детей часто хвалят за «красивые щечки» и ангельский голосок. Но врожденных способностей не нужно добиваться тяжелым трудом, они или есть или нет. Тем более, что в такой похвале заложено сравнение: ты красивый, а другие нет. Иногда из-за этого ребенок начинает переоценивать себя. В дальнейшем это приводит к тому, что он будет слишком болезненно воспринимать критику и избегать неудач. Лучше сравнивать полученный опыт ребенка с предыдущим собственным опытом. Например, напомнить о результатах на прошлой олимпиаде и обсудить, за счет каких усилий он их улучшил.

Как поддержать ребёнка без похвалы

Похвала — не единственный способ поддержать ребенка. В разных ситуациях уместны разные способы поощрения, которые сработают даже лучше, чем дежурное «молодец».

Разрешать рисковать

Когда ребенок научился залезать на высокое дерево, он, возможно, захочет с него спрыгнуть или слететь на тарзанке. Если взрослый признает его право на это, дает рискнуть, это означает, что он доверяет ребенку, замечает его развитые физические способности. Разрешайте участвовать в конкурсах, брать лишнее домашнее задание в ущерб выходным — это мотивирует ребенка сильнее, чем добрые слова.

Давать ответственные задачи

Каждому ребенку хочется быть взрослым: открыть дверь своим ключом, самому расплатиться в магазине, заказать подарок в интернет-магазине. Каждая ответственная задача делает ребенка сильнее и помогает двигаться дальше.

«Фиксировать» успех

Если ребенок выиграл олимпиаду, пробежал свои первые 100 метров или собрал пирамидку с закрытыми глазами — сделайте фото на память, повесьте на стену диплом, отметьте победу пирожным. Такие приятные мелочи помогают запоминать достижения, а заодно превращаются в красивую семейную традицию.

Благодарить

Вместо «ты молодец» скажите ребенку «спасибо за то, что ты…» В благодарности нет оценки, но есть признание заслуг, признание своей зависимости — это делает ребенка взрослее и ответственнее.

Источник

Психолог Полина Сметанина: как правильно похвалить ребёнка?

Похвала для ребёнка – луч­шее поощ­ре­ние. Какая похвала пой­дёт ему на пользу? Можно ли пере­хва­лить, или сколько ни хвали – мало? Какие слова одоб­ре­ния необ­хо­димы подростку?Что такое пра­виль­ная, кон­струк­тив­ная похвала? Отве­чает специалист-психолог.

В пере­даче для роди­те­лей «Учимся рас­тить любо­вью» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз» Марина Лан­ская бесе­дует с пси­хо­ло­гом Поли­ной Сме­та­ни­ной, веду­щей «Школы для роди­те­лей и воспитателей».

– Полина, может ли в прин­ципе быть вред­ной похвала?

– Похвала может быть вред­ной, и есть виды похвалы, кото­рые могут попасть мимо цели. Это так назы­ва­е­мая похвала с «но» – когда, напри­мер, мы гово­рим: «Да, ты моло­дец, ты полу­чил пятерку, но вот вчера была двойка».

То есть вот это «но», вот эта фраза после «но» – она обес­це­ни­вает похвалу. Это не столько вредно, сколько бес­по­лезно. Может быть похвала оце­ноч­ная, когда мы гово­рим: «Ты моло­дец, здо­рово, ты моя помощ­ница» и так далее. И здесь я не могу ска­зать, что это вред­ная похвала. Ско­рее, этой похвалы недо­ста­точно для ребёнка.

– Об оце­ноч­ной похвале хоте­лось бы пого­во­рить подроб­нее. Мно­гие пси­хо­логи обра­щают вни­ма­ние роди­те­лей, что ребёнка не надо хва­лить оце­ночно, не надо гово­рить: «ты моло­дец», а надо его хва­лить за опре­де­лён­ное действие.

Напри­мер: «здо­рово у тебя полу­чи­лось, как хорошо ты спра­вился!» Но тогда полу­ча­ется, что ребё­нок видит свои плюсы только в том, как он себя про­яв­ляет. То есть я сде­лал хорошо – зна­чит, меня похвалили.

Но ведь те же самые пси­хо­логи утвер­ждают, что каж­дый чело­век дол­жен осо­зна­вать свою цен­ность неза­ви­симо от того, как он посту­пает, что он делает.

Мы все, по сути, хоро­шие, и мы можем посту­пать плохо. Полу­ча­ется дис­со­нанс. Почему нельзя про­сто гово­рить сво­ему ребёнку: «Ты у меня такой хороший»?

– Мне кажется, это и нужно, и важно – гово­рить, что ребё­нок хоро­ший. Но задача наша в том, чтобы у него было вот это внут­рен­нее зна­ние – я хоро­ший, и чтобы он ощу­щал себя хоро­шим неза­ви­симо от того, ска­зали мы ему об этом или нет.

И здесь оце­ноч­ная похвала может при­не­сти вред – в том плане, что ребё­нок будет посто­янно ожи­дать оценки, чтобы дру­гие оце­нили его действие.

Наша задача – в том, чтобы у ребёнка внутри сфор­ми­ро­вался адек­ват­ный образ самого себя. Мне кажется, это пода­рок для роди­те­лей, если ребё­нок вырас­тет и будет знать о себе, что он хороший.

И тут в помощь нам опи­са­тель­ная похвала. Пред­ставьте: при­хо­дит ребё­нок, при­но­сит рису­нок, мы его видим и гово­рим: «Да, хорошо, здо­рово, заме­ча­тельно, ты моло­дец!». И что он здесь выне­сет о себе? В прин­ципе инфор­ма­ции немного, на самом деле её как будто недостаточно.

А теперь пред­ставьте, что он при­хо­дит с рисун­ком, там у него, допу­стим, пету­шок нари­со­ван, и мы гово­рим: «О, слу­шай, здо­рово, такого петуха нари­со­вал! И хвост такой крас­ный, и яркие такие краски подо­брал, инте­ресно, прямо как насто­я­щий! И вообще петух выгля­дит очень гордо, сразу видно, что он хозяин пти­чьего двора!»

И здесь ребё­нок уйдет от нас с неким новым зна­нием о себе: что он умеет, напри­мер, под­би­рать цвета, хорошо пере­да­вать харак­тер и так далее.

Понятно, что внутри него это не будет сфор­му­ли­ро­вано в виде этих слов. Но это внут­рен­нее зна­ние: я могу это сде­лать – оно будет в нём осе­дать. А это внут­рен­нее зна­ние гораздо важ­нее, цен­нее и про­дол­жи­тель­нее, чем то зна­ние, кото­рое даём ему мы в виде оценки.

То есть полу­ча­ется, что похвала не должна быть дежур­ной. Мы должны, по край­ней мере, понять, за что мы хва­лим. Вгля­деться, всмот­реться, вду­маться, и только после этого про­из­но­сить слова. То есть, ска­жем, надо раз­гля­деть хвост, раз­гля­деть гор­дый вид петуха, чтобы похва­лить ребёнка.

А вот нужно ли хва­лить аван­сом? Есть пра­вило у неко­то­рых роди­те­лей, что мы похва­лим, напри­мер, так: «Ну, в этот раз ты напи­сала намного лучше, чем в про­шлый!» И это может быть не совсем правда.

Но так мы как бы настра­и­ваем ребёнка на то, что он будет ста­раться. Моти­ви­рует ли похвала, кото­рая не до конца искренняя?

– Я за чест­ность в отно­ше­ниях с ребён­ком, дети очень хорошо всё чув­ствуют. Поэтому если наша задача не обма­нуть ребёнка, а дей­стви­тельно найти что-то, за что он мог бы заце­питься и к чему тянуться. И это что-то должно быть дей­стви­тельно адекватным.

В слу­чае если мы ука­зы­ваем только на недо­статки, это демо­ти­ви­рует ребёнка, лишает его сил дви­гаться дальше. Если мы гово­рим: «Смотри, пету­шок тебе самому нра­вится?» – «Ну, как-то не очень. Навер­ное, хвост сто­ило бы сде­лать дру­гим». Таким обра­зом можно идти, и это будет честно, если мы дей­стви­тельно видим, что рису­нок плохой.

Мы можем заме­тить какую-то поло­жи­тель­ную деталь: «Смотри, вот у тебя хвост очень хорошо полу­чился». Или: «Посмотри, ты хорошо напи­сал вот эту букву, здо­рово, если они все такие будут, ты можешь!» Это дает внут­рен­нее зна­ние ребёнка: я могу, если я сде­лал это один раз, зна­чит, могу это повто­рить, это уже во мне есть.

– Есть мне­ние, что не нужно хва­лить ребёнка за то, что ему дано от при­роды. Напри­мер, если он быст­рее всех бегает, пре­красно учится, потому что ему легко даётся, или у него очень хоро­шая память, то ему не стоит об этом говорить.

Но почему? Мне кажется, здо­рово, чтобы чело­век знал свои силь­ные сто­роны. Уве­рен­ность в своих силь­ных сто­ро­нах нужна, если мы верим в себя, мы можем свои таланты, зало­жен­ные Богом, исполь­зо­вать с пользой.…

И дру­гой вопрос: как сде­лать, чтобы ребё­нок не гор­дился нездо­рово, и его уве­рен­ность не пере­росла в самоуверенность?

– Спа­сибо за вопросы, дей­стви­тельно, это очень важно. Но всё же будем гово­рить о том, что наша задача – вырас­тить ребёнка так, чтобы его само­оценка была адекватной.

Что такое адек­ват­ная само­оценка? Это когда я знаю о себе, пони­маю свои силь­ные и сла­бые сто­роны, и могу на это нор­мально реа­ги­ро­вать. То есть я не впа­даю в отча­я­ние, если вдруг сде­лал что-то не так, если я ошибся. И не пре­воз­но­шусь, пони­мая, что посту­пил хорошо.

На самом деле в каж­дом из нас есть мак­си­маль­ное про­яв­ле­ние каких-то качеств, напри­мер, акку­рат­но­сти или чест­но­сти. И мы бываем неряш­ливы, но мак­си­мально неряш­ливы – редко, в основ­ном мы где-то между.

Адек­ват­ное зна­ние и пони­ма­ние себя, что я бываю и таким, и таким, и таким, и воз­мож­ность себя при­ни­мать раз­ным, любым в раз­ные пери­оды жизни, и под­дер­жи­вать – это и есть хоро­шая само­оценка – нор­маль­ная, адек­ват­ная самооценка.

И это не зна­чит, что мне всё в себе нра­вится, какие-то каче­ства мне могут в себе не нра­виться, какие-то могут быть неудобны. Но, только видя и при­зна­вая, что это у меня есть, я могу с этим что-то делать, не пыта­ясь как-то себя скру­тить в узел.

По поводу того, чтобы не хва­лить за то, что у ребёнка есть от при­роды. На мой взгляд, это очень важно – гово­рить ребёнку о том, что у него есть хорошего.

Под­со­зна­тельно мы стре­мимся вырас­тить иде­аль­ного ребёнка, и бывает, что мы кон­цен­три­ру­емся на том, чего не достаёт ребёнку, то есть на его недо­стат­ках: «Да, у меня ребё­нок хоро­ший, но вот только учится он не очень». И всё время встав­ляем вот это «но», обес­це­ни­вая то, что есть.

На самом деле то, что у него есть сей­час, здесь, те его силь­ные каче­ства – это та плат­форма, на кото­рой он далее может выстра­и­вать себя как лич­ность. То, с чего может начи­нать и чув­ство­вать себя устойчиво.

Может быть, есть ещё какие-то советы отно­си­тельно похвалы, о кото­рых мы, роди­тели, не знаем?

– Да, есть важ­ный момент, вред­ный. Может быть, это оце­ноч­ная похвала, когда мы пре­уве­ли­чи­ваем какие-то каче­ства ребёнка. Ну, напри­мер, если ребё­нок ска­зал правду, и роди­тель гово­рит: «Какой ты у меня чест­ный, прямо самый чест­ный на свете!»

И здесь что про­ис­хо­дит: да, ребё­нок ска­зал правду, это факт. Но в этот момент перед ним могут воз­ник­нуть те собы­тия и те ситу­а­ции жизни, когда он посту­пил нечестно. Когда он что-то скрыл от роди­те­лей, утаил, не ска­зал правду, и здесь воз­ни­кает напряжение.

Напря­же­ние и тре­вога: а что, если они узнают, какой я на самом деле? И тут может быть два пути: либо я буду ста­раться и стре­миться изо всех сил достиг­нуть этой неве­ро­ятно высо­кой планки, кото­рой нере­ально достиг­нуть обыч­ному чело­веку – потому что нере­ально быть все­гда исклю­чи­тельно честным.

Либо вто­рой вари­ант: я буду делать (опять-таки это неосо­знан­ный выбор) так, чтобы папа или мама поняли, какой я, что я на самом деле обыч­ный, что я могу и плохо посту­пать, – и не отвергли меня таким.

И тогда мы встре­чаем ситу­а­ции, когда хоро­шие девочки или хоро­шие маль­чики совер­шают какие-то неве­ро­ят­ные, не свой­ствен­ные им поступки, кото­рые удив­ляют: и как он вообще мог это сде­лать? Либо когда ребё­нок – вроде мы все время его хва­лим, – начи­нает вести себя плохо, каприз­ни­чать, и как будто нам дока­зы­вает: я такой на самом деле, полюби меня таким, прими меня таким.

И как же тогда похва­лить в такой ситу­а­ции пра­вильно, чтобы не полу­чи­лось то, о чём вы только что рассказали?

– На наших кур­сах «Диа­лог с ребён­ком» мы гово­рим роди­те­лям: похвалу можно выстро­ить по фор­муле «факт + эмо­ция». «Ты посту­пил честно – мне так при­ятно, что ты ска­зал правду!» И ребё­нок стал­ки­ва­ется несколько с дру­гим отношением.

«Я очень рада, такой поря­док, такая чистота, так при­ятно в такую ком­нату зайти». Опять-таки, налицо факт: в ком­нате чистота; эмо­ция: мне при­ятно туда зайти. Вот по такой фор­муле можно ориентироваться.

– То есть свои эмо­ции тоже важно вкла­ды­вать в похвалу? «Факт + эмо­ция» – очень хоро­шая схема, и, навер­ное, может помочь роди­те­лям сориентироваться.

Но мне бы хоте­лось понять: как из деток вырас­тают люди излишне само­уве­рен­ные, кото­рые, напри­мер, не обла­дая какими-то каче­ствами – ска­жем, про­фес­си­о­наль­ными, уве­рены, что у них всё полу­ча­ется хорошо?

С одной сто­роны, навер­ное, им проще живётся. А с дру­гой сто­роны, все-таки видно, что им не хва­тает адек­ват­ной оценки себя. Это пере­хва­лен­ные или недо­хва­лен­ные люди, или это вообще не свя­зано с похва­лой в детстве?

– Это как раз свя­зано с похва­лой. На самом деле то, что эти люди обла­дают какой-то неве­ро­ятно боль­шой само­оцен­кой – это иллю­зия. У таких людей само­оценка невы­со­кая. Дело в том, что они выби­рают дру­гой путь под­твер­жде­ния и под­дер­жа­ния этой само­оценки. Это путь через отра­же­ние: мне все­гда нужен дру­гой чело­век – либо лучше, чтобы это было несколько людей, кото­рые бы отра­жали, что я хоро­ший, я заме­ча­тель­ный, я сде­лаю правильно.

Само­влюб­лён­ные люди демон­стри­руют кажу­щу­юся само­до­ста­точ­ность. Это идёт из дет­ства, когда слиш­ком часто зву­чит гло­баль­ная похвала, гипер-похвала.

Плохо, когда роди­тель повто­ряет: «Ты у меня самый луч­ший, ты у меня самый пре­крас­ный, они вообще не достойны тебя, не надо с ними связываться!»

Либо так про­ис­хо­дит, когда роди­тели очень мно­гое ожи­дали от ребёнка и всё время ему гово­рили, ста­вили вот эту неве­ро­ятно высо­кую планку: ты достоин боль­шего, ты можешь больше! И это – тот путь, когда я пыта­юсь достичь, и мне все­гда нужен кто-то, кто будет гово­рить, что я моло­дец, иначе мне ста­но­вится очень плохо.

Дети очень чутко реа­ги­руют на неспра­вед­ли­вость: я внутри себя знаю, какой я на самом деле. Я знаю, что я недо­ста­точно чест­ный, я знаю, что я не изу­ми­тель­ный, я знаю, что я не самый луч­ший – я разный.

А невоз­мож­ность при­нять себя раз­ного – а вдруг роди­тели узнают и меня отверг­нут? – потом пере­но­сится на взрос­лую жизнь.

– Полина, а нужно ли ком­пен­си­ро­вать ребёнку недо­ста­ток похвалы?

Ну, напри­мер, ребё­нок зани­ма­ется в худо­же­ствен­ной школе, он нари­со­вал пре­крас­ный натюр­морт, но учи­тель его не похва­лил, или ска­зал: «нор­мально» – такая у него манера, или он счи­тает, что кри­ти­кой лучше замо­ти­ви­рует своих учеников.

Что тут лучше делать роди­те­лям: пого­во­рить с учи­те­лем или же пого­во­рить со своим ребён­ком, или же про­сто дома это как-то компенсировать?

– Мне кажется, здесь я бы с учи­те­лем бы не стала гово­рить, если нет явных оскорб­ле­ний в адрес ребёнка. Дома – да, и ком­пен­си­ро­вать можно: нам нужно делать всё, чтобы у ребёнка было вот это внут­рен­нее зна­ние – какой я. Вне зави­си­мо­сти от того, что ска­жут окру­жа­ю­щие, и в этом наша основ­ная задача.

Поэтому мы под­го­тав­ли­ваем его, когда хва­лим опи­са­тельно, к этим момен­там, и мы можем у него спро­сить: «Скажи, а сам ты как оце­ни­ва­ешь свои резуль­таты, ты сам дово­лен?» И если ответ будет «да», тогда мы можем помочь.

И могут быть какие-то фразы помощ­ники: что-то вроде «глав­ное, что мне это нра­вится», или «важно то, что я о себе знаю» – какие-то фразы, кото­рые помо­гают ему выхо­дить из этой кри­тики самостоятельно.

Если он недо­во­лен, то можно попро­бо­вать узнать, насколько адек­ватно он оце­ни­вает свои воз­мож­но­сти. Напри­мер, если он зани­ма­ется каж­дый день до семи часов вечера, то понятно, что с учё­бой будут какие-то проблемы.

И чтобы он не счи­тал: я такой пло­хой, ничего не успе­ваю – надо помочь ему понять, что реально сложно, может быть, даже невоз­можно учёбу соче­тать с очень объ­ём­ными допол­ни­тель­ными заня­ти­ями, круж­ками, секциями.

И здесь важно, чтобы ребё­нок научился оце­ни­вать свои силы. Так мы пере­во­дим его от зави­са­ния «что-то со мной не так» к дей­ствию, к пони­ма­нию, «что я могу сделать».

Есть ли такое поня­тие как захва­ли­ва­ние, и есть ли дети или, может быть, взрос­лые, глядя на кото­рых вы как пси­хо­лог видите захва­лен­ного ребёнка?

– Да, мне кажется, это как раз то, о чём мы гово­рили: когда чело­век с очень завы­шен­ной само­оцен­кой не при­зна­ется себе, что с ним что-то не так. Но поиск посто­ян­ного под­твер­жде­ния, что я «самый-самый» – это очень энергозатратно.

И такое может слу­читься, когда мы даём пре­уве­ли­чен­ную похвалу и неадек­ватно оце­ни­ваем то, что ребё­нок делает. Или когда мы делаем всё ради ребёнка, то есть такой стиль вос­пи­та­ния: «ладно, что я – вот лишь бы он; у меня дет­ства не было, пусть у него будет всё!»

– В общем, можно про­сле­дить какую-то тен­ден­цию роди­теля, захва­ли­ва­ю­щего сво­его ребёнка. А может, он сам недо­по­лу­чил в дет­стве этой похвалы? Как осо­знать роди­телю про­блему, как ему понять, что он что-то делает не так и начать кор­рек­ти­ро­вать своё поведение?

– На мой взгляд, роди­телю очень важно начи­нать с себя, и начи­нать не с того, что я что-то делаю не так, а с той реаль­но­сти, в кото­рой я нахо­жусь как родитель.

Если я как роди­тель счи­таю себя ничтож­ным, то какого ребёнка я могу вос­пи­тать, какого резуль­тата хочу достиг­нуть? И, навер­ное, здесь хорошо учиться хва­лить себя и под­дер­жи­вать себя как родителя.

И тогда, когда не будет этих зали­па­ний и зави­са­ний, когда у нас не будет очень боль­ших тре­бо­ва­ний от себя как от роди­теля, то тре­бо­ва­ния от ребёнка тоже будут более зем­ными, более реаль­ными, кото­рых можно будет достичь.

– Мно­гие роди­тели пони­мают, что срав­ни­вать детей нельзя, что срав­не­ние – это не самая здо­ро­вая форма вос­пи­та­ния, когда мы посто­янно срав­ни­ваем бра­тьев, сестер, или, напри­мер, ребенка с его одноклассниками.

Но боль­шин­ству роди­те­лей этого не избе­жать, напри­мер, если мы спра­ши­ваем ребёнка: «Ну, как ты напи­сал кон­троль­ную работу?» Он гово­рит: «На четыре». И мы тот­час спра­ши­ваем: «А дру­гие?» И если мы слы­шим, что у всех пятёрки, а у него одного чет­вёрка, то вроде и не хочется хва­лить. А когда он гово­рит так: «Почти у всего класса тройки, всего две чет­вёрки» – «Моло­дец!»

Невольно полу­ча­ется, что мы его хва­лим, срав­ни­вая, и ребё­нок это, есте­ственно, счи­ты­вает. Или такое: «Моло­дец, что ты учишься лучше, чем твои одноклассники!»

Своей пре­уве­ли­чен­ной похва­лой его оценке мы его как будто бы срав­ни­ваем с осталь­ными. Это ошибка?

– Срав­не­ние – вообще очень болез­нен­ная вещь, кото­рая ведёт к очень мно­гим послед­ствиям. Мы чув­ствуем себя ком­форт­нее, когда наш ребё­нок луч­ший, наш ребё­нок выде­лился. Это, конечно же, опять-таки вопросы к себе.

На мой взгляд, тре­ни­ро­вать воз­дер­жа­ние от срав­не­ний – это очень важно, очень ценно. И если ребё­нок при­хо­дит и гово­рит, что у меня чет­вёрка – отве­чаем: «Здо­рово!», ста­ра­ясь не пере­но­сить на других.

И если он сам пере­но­сит, гово­рить: «Ты зна­ешь, я рад, что у тебя такая оценка, я не хочу слу­шать, как напи­сал весь класс, я очень рад за тебя».

–Хоте­лось бы под­ве­сти какой-то итог: за что мы хва­лим, когда, как часто, и может быть, каких оши­бок можно избегать?

– Хва­лить можно так часто, как только есть воз­мож­ность; хва­лить можно по-раз­ному; бла­го­дар­ность – это тоже сво­его рода похвала, это очень при­ятно, когда мы про­сто гово­рим «спа­сибо». Назы­вать ребёнка раз­ными мяг­кими сло­вами: «ты мой котё­но­чек», или «ты мой зай­чик» или «ты такой хоро­ший» – это тоже сво­его рода похвала.

Хва­лить, как мы уже ска­зали, будем, опи­сы­вая то, что он сде­лал по фор­муле «факт + эмо­ция» – гово­рить то, как мы к этому отно­симся, что мы видим.

Есть такое мне­ние, что за одно кри­ти­че­ское заме­ча­ние нужно делать три заме­ча­ния под­дер­жи­ва­ю­щих, об этом тоже важно пом­нить. И вообще, очень хоро­шая прак­тика: пере­ори­ен­ти­ро­вать с того, чего не сде­лал ребё­нок, на то, что он сде­лал; на то, что у него полу­ча­ется, и себя, в том числе, переориентировать.

– И послед­нее, о чём хоте­лось пого­во­рить, это похвала под­ростка. Мы все время гово­рим о похвале ребёнка, как будто бы у под­ростка совсем дру­гие ожи­да­ния от родителей.

Мно­гие под­ростки как будто пре­не­бре­жи­тельно отно­сятся к похвале роди­те­лей, потому что им нужно при­зна­ние где-то вне семьи. Но ведь это не озна­чает, что роди­тели должны пере­стать его хвалить?

– Нам кажется, что под­ростку нужно при­зна­ние вне семьи. Но это не зна­чит, что ему не нужно при­зна­ние в семье. Всё равно у под­ростка есть тоска по при­зна­нию в семье. И есть такая вер­сия, что под­ростки во много раз меньше слы­шат похвалы, вообще что-то доб­рое от родителя.

Похва­лить их бывает очень трудно, они очень ерши­стые, и на каж­дое слово от них можно услы­шать: «Отойди от меня, что ты меня тро­га­ешь!» В любом слу­чае роди­телю важно найти воз­мож­ность сооб­щить ему о своей любви.

Пусть это не будет пря­мая похвала в лоб. Но каким-то обра­зом, может быть, какими-то там сюр­при­зами, пода­роч­ком, может, ино­гда при­об­нять – нужно выра­жать своё отно­ше­ние, и ни в коем слу­чае – при дру­гих детях! Ска­зать – я тебя люблю.

Обра­тить вни­ма­ние не на то, какой у него бар­дак в ком­нате, а то, что душно: вот, я взял, фор­точку открыл про­вет­рить. То есть искать какие-то такие вещи, за что можно похва­лить, что можно ска­зать хоро­шего – под­ростку это очень важно.

И потом, даже если под­ро­сток отбры­ки­ва­ется, гово­рит: «Не надо мне вообще от тебя ничего слы­шать!» – то это не зна­чит, что ему это непри­ятно. При­ятно и нужно.

– А роди­те­лям, супру­гам тоже необ­хо­димо хва­лить друг друга?

– Без­условно. Опять та же исто­рия, когда мы при­вы­каем обра­щать вни­ма­ние на то, что не сде­лал, на то, чего не хва­тает, не вынес ведро, полы не вымыты, зар­плата малень­кая и т.д. А надо бы: «Как хорошо, что ты при­шёл, как я рада тебя видеть!» Или: «Как здо­рово, какой вкус­ный ужин у нас был!» Эле­мен­тар­ные фразы.

Я вижу, что ты дела­ешь – для меня это важно, для меня это ценно. И здесь клю­че­вое, о чём бы я хотела ска­зать – то, что заме­тили Вы, Марина, – что в похвале очень важна сосре­до­то­чен­ность и вни­ма­ние, чтобы это было не мимоходом.

Потому что даже иде­ально выстро­ен­ная, пра­виль­ная опи­са­тель­ная похвала не попа­дёт в цель, если она про­из­не­сена небрежно, мимоходом.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как ребенок реагирует на похвалу что написать, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как ребенок реагирует на похвалу что написать", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как ребенок реагирует на похвалу что написать:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *