Истории создания картин
Истории создания картин художников, истории написания произведений великих живописцев прошлого
Картина Васнецова Богатыри
Картина «Богатыри» написана великим русским художником Виктором Васнецовым. Полотно также известно под названием «Три богатыря». Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Холст, масло. Размеры: 295,3…
Картина Щербакова Русь Подмосковная
Картина «Русь Подмосковная» написана известным русским художником Борисом Валентиновичем Щербаковым (1916-1995). Является Народным художником СССР, лауреатом Сталинской премии. За свою творческую карьеру написал немало замечательных…
Витязь на распутье картина Васнецова
Витязь на распутье — картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926). Настоящий гений исторической и фольклорной живописи за свою творческую жизнь создал немало замечательных…
В голубом просторе картина Рылова
Описание картины Аркадия Рылова «В голубом просторе», история создания шедевра. В конце статьи рассказ, сочинение для 3 класса. Кто написал картину В голубом просторе: Автором…
Пластов картина «Первый снег»
История, описание и сочинение по картине художника Аркадия Пластова «Первый снег». Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) — знаменитый российский художник. Работал в таких жанрах живописи как…
Февраль. Подмосковье картина Нисского
Описание картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». В конце статьи план сочинения и сочинение для 5 класса школы. Автор картины Февраль. Подмосковье Картину, о которой…
Картина «Кружевница» Тропинина
Описание картины, шедевра русского искусства «Кружевница» Василия Тропинина. План сочинения и сочинение по картине для 4 класса. Кто написал картину Кружевница Автором картины «Кружевница» является…
Картина «Зима пришла. Детство» Тутунов
Описание картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». План сочинения и сочинение для 2 класса. Кто написал картину Зима пришла. Детство Автором картины является советский и российский художник Сергей…
Грачи прилетели картина Саврасова
Описание картины «Грачи прилетели» А. К. Саврасова. История создания и сочинение для 8 класса. Какой художник написал картину Грачи прилетели Автором знаменитой картины «Грачи прилетели»…
«Утро в сосновом лесу» – как создавалась знаменитая картина Шишкина?
Картина «Утро в сосновом лесу» хранит немало тайн, а об удивительных фактах его создания знают немногие
Иван Иванович Шишкин знаменитый русский живописец, своими работами прославлял красоту России, из самых разных её уголков. Благодаря ему приобрёл известность родной город Шишкина, Елабуга, а неповторимые пейзажи, запечатлённые на полотнах, до сих пор восхищают публику.
Знаменитейшей работой живописца стала картина «Утро в сосновом лесу» что нашла отражение в массовой культуре. С советских времён её изображение украшает любимые многими малышами конфеты, а сам шедевр можно увидеть в Третьяковской галерее. Как же создавалось «Утро в сосновом лесу»? И почему она признана одной из лучших работ Шишкина?
О мастере
Пейзажи, созданные кистью Ивана Ивановича Шишкина, известны во всём мире. Уроженец Елабуги, он использовал приём Дюссельдорфской школы рисования, однако, неповторимый стиль создавался благодаря особому отношению самого живописца.
Каждое из его творений показывает, как глубоко Шишкин ощущал природу, как пропускал через себя каждый оттенок её настроения. Да, ведь природа – главный персонаж его картин. В то же время живописец старательно избегал преувеличений и украшений, показывая реалистичную красоту окружающего мира.
“Поэзия света и тени”, – именно так называют творчество Шишкина некоторые критики, и я не могу не согласиться с ними. Художник специально выбирал места, что не были тронуты рукой человека.
Иван Николаевич Крамской «Портрет Ивана Ивановича Шишкина»
Ему нравилось писать природу, что сохранила свою первозданность и силу. Могущество природы в отражении Шишкина всюду – как в бескрайних просторах родной земли, так и в хрупкой одинокой сосенке, что склонилась под напором ветра.
Помимо живописи, Иван Шишкин активно занимался общественной деятельностью. Его родители хотели, чтобы он пошёл по стопам отца, став купцом. Живой характер и общительность Шишкина располагали к нему людей, и вскоре он занял должность управляющего. Всеми силами он стремился развивать родную Елабугу. Его заслугой стало укрепление города, развитие культурного направления, создание «Истории города Елабуга».
«Утро в сосновом лесу» – вершина творчества Шишкина
Однако, несмотря ни на что, Шишкин всегда оставался в первую очередь живописцем. С огромным трепетом, истинной любовью он относился к лесной природе. Лес очаровывал его многообразием оттенков, игрой света и тени, таинственными оттенками и очертаниями.
«Утро в сосновом лесу» стало настоящей одой художника лесу. На картине изображена интересная сцена из жизни дикой природы. С помощью оттенков и всевозможных красок Шишкин показал начало дня, когда солнце лишь начинает подниматься по небу, просвечивая лучами сквозь стволы сосен.
Становится ясно, что это дерево упало от старости, и именно так Шишкин хотел показать нелюдимость этого леса. Здесь никогда не бывал человек, а природа живёт и развивается в своём естественном цикле.
Одной из самой сложных технических деталей, на мой взгляд, стал туман, изображённый на фоне света утреннего солнца. Он указывает нам на время суток, однако изобразить это столь реалистично по силам далеко не каждому мастеру.
Медведица и три медвежонка. Фрагмент картины «Утро в Сосновом лесу»
Тайны и факты о картине
Мало кто знает, что «Утро в сосновом лесу» было написано в соавторстве с художником Константином Савицким. Его перу принадлежат образы медведей. Сам Шишкин был прекрасным пейзажистом, однако для изображения животных на своём полотне пригласил коллегу.
Шишкин и Савицкий часто любили прогуливаться в лесах своей малой родины. Встретив однажды утро в сосновом бору, они решили увековечить его на холсте. В качестве прототипа был выбран лес острова Гордомля на озере Селигер.
Иван Крамской «Портрет художника К. А. Савицкого»
Картина «Утро в сосновом лесу» была представлена публике в 1889 году. По решению Третьякова, принявшего творение на выставку, подпись Савицкого была стёрта. Конечно, художника это задело, он даже выдвигал претензии Третьякову. Однако тот объяснил, что стиль полотна в целом и даже эскизы медведей принадлежат Шишкину. К счастью, всё решилось мирно, а Савицкий отказался от авторства в пользу друга.
Как я уже заметила, картина Ивана Ивановича Шишкина стала необыкновенно популярной в народе. Она изображалась на открытках, марках, обёртках конфет. Люди даже подобрали ей неофициальное название – «Утро в сосновом бору».
И. И. Шишкин, К. А. Савицкий «Утро в Сосновом лесу»
По всей видимости, слово “бор” показалось более звучным и ярким. Интересно, что некоторые до сих пор называют шедевр «Три медведя», что в корне неверно – так картина не называлась никогда.
Ещё один малоизвестный факт о картине. Поныне в частной коллекции в Польше хранится её первая версия. Она называется «Туман в сосновом лесу». Об этом полотне известно немногим, однако именно оно вдохновило Шишкина на написание «Утра в сосновом лесу». Изначально на изображении присутствовали два медведя, но позднее художник решил добавить ещё двух животных, передав игровые моменты лесной жизни.
Эскиз картины «Утро в сосновом лесу»
«Утро в сосновом лесу» – одна из самых известных и, бесспорно, потрясающих картин, о которых знают во всём мире. Её автор, Иван Иванович Шишкин, благодаря высокому мастерству и особому стилю сумел отразить красоту начала дня в лесу, передал бесконечную притягательность и особое волшебство дикой природы. Неизменной частью всех творений Шишкина является его безграничная любовь к родине, что присутствует на каждой картине живописца.
Как создавались самые известные в мире картины: Интригующие истории полотен великих художников
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
#1. Святой Георгий и дракон, Паоло Уччелло, 1470
На самом деле у художника есть две версии этой картины. В этой версии, Георгий побеждает дракона, которого Прекрасная Дама держит за поводок. В картине заложен глубокий религиозный смысл. Согласно легенде в озере одного города в Ливии поселился дракон. Император-язычник велел приносить ему в жертву красивых девушек. Когда молодых женщин в городе не осталось, император отправил к дракону свою собственную дочь. Отважный воин Георгий отправился её спасать и поверг дракона. Принцесса здесь символизирует собой гонимую христианскую Церковь, дракон — язычество, а Георгий — христианскую веру. Есть версии, что Георгий, впоследствии признанный святым, попирает не просто язычество, а самого дьявола, «древнего змия».
#2. Jaime La Couleur, Чери Самба, 2003
#3. Баня, Жан-Леон Жером, 1885
Эксперты считают, что данная картина и серия ей подобных, в творчестве Жерома символизируют «белый» снобизм. Это видно по динамике фигур, изображённых на полотне. Белая женщина — объект с главенствующей ролью, в то время как темнокожая женщина демонстрирует покорность.
#4. Сад земных наслаждений, Иероним Босх, 1490-1510
Иероним Босх — один из самых загадочных художников в мире. Символика его картин настолько запутана, что единого объяснения огромному количеству, изображённых на них символов, найти просто невозможно. Конкретная работа получила своё название от исследовавших её искусствоведов. Подлинное название так и осталось неизвестным. Историки считают, что левая панель триптиха — это рай, центральная — современная грешная человеческая жизнь, а правая часть изображает ад. Но вопросов картина порождает гораздо больше, чем даёт ответов.
#5. Шулера, Караваджо, 1594
Эта работа изображает вовсе не карикатуру на порок грязных азартных игр. Это скорее спокойное повествование о том, о чём Караваджо был хорошо осведомлён. Ведь сам художник проводил жизнь весьма фривольно и даже бурно. Сюжет сводится к описанию разворачивающейся драмы — драмы обмана и утраченной невинности. Наивного юнца взяли в оборот опытные шулера. Старший подглядывает ему в карты и подаёт знаки другому шулеру.
#6. Уотсон и акула, Джон Синглтон Копли, 1778
На картине изображён случай из реальной жизни. В 1749 году, в Гаване, Брук Уотсон, 14-летний юнга, решил искупаться. Его атаковала акула. Капитан корабля на котором служил мальчик, пытается спасти его, убив акулу гарпуном. Капитану удалось это только с третьей попытки. Уотсон, в этом неравном сражении, потерял ступню. Всю жизнь потом он ходил с деревянной ногой. Это никак не помешало стать ему мэром Лондона. В это же время он познакомился с художником и рассказал ему эту историю. Что и послужило вдохновением для Джона Копли.
#7. Композиция VIII Василия Кандинского, 1923
С самого детства Кандинский был очарован цветом. Художник считал, что он обладает трансцендентными свойствами. Свои композиции Кандинский писал как композитор симфонии. Каждая композиция отражала видение художника в свой период времени. Кандинский использовал в своих работах геометрические фигуры, потому что верил в их мистические свойства. Цвета же фигур отражали эмоции.
#8. Сатурн, пожирающий сына, Франсиско Гойя, 1823
#9. Олень у Шарки, Джордж Уэсли Беллоуз, 1909
Художник изобразил обыденную сцену из повседневной жизни в Нью-Йорке начала 20 века. Частный бойцовский клуб какие располагали обычно в бедных кварталах. «Оленями» там называли посторонних, которые не были членами клуба. Они получали временное членство для того, чтобы провести бой. Беллоуз написал картину в таком ракурсе, что когда ёё разглядываешь, создаётся впечатление, что ты находишься среди зрителей боя.
#10. Друг познаётся в беде, Кассий Марцелл Кулидж, 1903
#11. Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885
#12. Плот Медузы, Теодор Жерико, 1819
Полотно «Плот Медузы» («Le Radeau de la Méduse») изображает последствия крушения французского военно-морского фрегата «Медуза». Часть людей поместилась в шлюпки, для остальных 147 человек наспех соорудили плот. Шлюпки буксировали плот. Но, капитан, заметив, что плот слишком тяжел, приказал обрубить канаты. Почти полторы сотни людей были брошены на произвол судьбы без еды и воды. За 13 дней их путешествия на плоту, с призрачной надеждой на спасение, из 147 человек выжили 15. Обезумевшие от голода и жажды люди поедали друг друга и пили кровь. Эту позорную историю Франция хотела замять, но слишком уж вопиющей она была и это не удалось.
#13. Бурлаки на Волге, Илья Репин, 1873
Эта работа самая известная у Ильи Репина. Картина стала культовой. Работа, которую провёл художник была нешуточной. Со всеми бурлаками, изображёнными на картине Репин познакомился лично. Художник написал сотни эскизов и потратил на эту работу целых 5 лет. И историки, и современники считают картину прямым осуждением тяжёлого труда угнетённых классов. Хотя, Репин всегда открещивался от подобного мнения.
#14. Сусанна и старейшины, Артемизия Джентилески, 1610
#15. Клиника Гросса, Томас Икинс, 1875
Сюжет этой картины основан на операции, свидетелем которой являлся Икинс. Проводил её один из лучших хирургов Америки доктор Сэмюэл Гросс. Операция проводилась в аудитории на глазах студентов с целью обучения. Доктор показывал как проводить лечение инфекции с помощью консервативной операции, а не ампутации всей конечности (что было стандартным для того времени). Полотно изображает действительность без прикрас: и спокойный профессионализм Гросса, и страдание женщины в левом нижнем углу. Исследователи считают, что мать пациента. Критики и зрители работу оценили, к разочарованию Икинса, крайне негативно. Люди, спокойно созерцающие сюжеты кровавых битв, оказались не готовы лицезреть реализм медицинской операции.
#16. Странник над морем тумана, Каспар Давид Фридрих, 1818
На картине «Сборщицы колосьев» («Des glaneuses») изображены три крестьянки, которые собирают оставшиеся, после уборки поля, колоски. Тяжёлый смиренный труд крестьян вызывал сочувствие у художника. Именно эти эмоции выразились в картине. Но в обществе работа вызвала негативную критику со стороны высших классов. Франция недавно пережила революцию и представители знати посчитали эту картину неприятным напоминанием о том, что французское общество построено на труде низших классов. А так как в то время рабочий класс превосходил численность высшего класса, побоялись, что картина, каким-то образом, может подтолкнуть низший класс к восстанию.
#18. Крик, Эдвард Мунк, 1893
#20. Звёздная ночь, Винсент Ван Гог, 1889
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История создания картины Золотая осень: читайте все нюансы
Исаак Ильич Левитан — знаменитый русский пейзажист, питал особенную любовь к осени. Вероятно потому, что осень резонировала с его меланхоличными чувствами лучше, чем любое другое время года. Всего Левитан написал более сотни осенних пейзажей. Осенью, в особенности в сентябре, как отмечают многие художники, воздух отличается кристальной прозрачностью. Не случайно именно ранней осенью астрономы-любители больше всего любят наблюдать звезды.
Некоторые факты из жизни художника
Левитан создал картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно.
В середине 1890-х художник проживал со своей возлюбленной С. Кувшинниковой в одной из провинциальных усадеб. Неожиданно он увлекся отдыхающей на соседской даче А. Турчаниновой. Между ними завязался бурный роман. В этот период художник создал несколько картин, которые были созвучны его приподнятому душевному состоянию.
Известно, что Левитан часто бывал в доме Чехова. Антон Павлович не приветствовал любовные увлечения свого друга. Не радовало его и неожиданное появление «бравурности» в последних картинах Левитана. К примеру, «Золотая осень» слишком отличалась от элегически-печальных состояний осенней природы, которые обычно было свойственно изображать художнику.
Эта картина получилась необычно яркой. В ней ощущается особое возбуждение и предвкушение счастья, которые не вязались с обычным мироощущением живописца. Известно, что и сам автор не был полностью удовлетворен своей работой. Год спустя он написал еще одно полотно с таким же названием уже в более привычной для себя манере.
Однако по мнению многих ценителей творчества художника именно не свойственные Левитану приподнятые мажорные переживания сделали картину «Золотая осень»1895 г. подлинным шедевром пейзажной живописи.
История картины Золотая осень Левитана
Работать над картиной художник начал осенью 1895 года. В то время он проживал в усадьбе Горки (Тверская губерния). Наброски и эскизы были сделаны с натуры. Завершил свой знаменитый пейзаж художник зимой, после возвращения в Москву. Хотя картина производит впечатление написанной прямо с натуры, во время работы над ней художник полагался, главным образом, на свою зрительную память.
В следующем году «Золотая осень» выставлялась в Петербурге и Москве, где и была куплена меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым. Надо заметить, что Левитану никогда не нравилось, что его картина фигурирует в каталогах под названием «Осень», он настаивал на названии «Золотая осень», так как просто «Осень» казалось ему грубым и неподходящим названием.
В настоящее время холст размером 82 см на 126 см находится в коллекции Третьяковской галереи.
Любопытно, что Исаак Левитан написал еще одну картину с таким же названием — «Золотая осень» — она была завершена в 1896 году и также находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина примерно в два раза меньше свой знаменитой тезки, изображает другой яркий осенний пейзаж и написана в более простой, стилизованной манере.
Хотите, чтобы в вашем доме и осенью и зимой было тепло и уютно? Красивые и современные камины вы можете выбрать и приобрести здесь. Большой выбор каминов на любой вкус и дизайн жилища.
Описание
Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» стала одним из самых известных и популярных произведений художника. На ней изображена небольшая река, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим — голубое небо, по которому плывут светлые облака. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона.
Удачно выбран ракурс, который позволяет художнику изобразить широкий и многоплановый пейзаж. Несмотря на некоторую асимметричность, композиция картины не кажется неуравновешенной: загруженность левой стороны компенсируется «группировкой предметов, распределением освещённых и затенённых масс, членением планов». У левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев — берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают «яркое и звучное пятно», по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной. Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов.
Следуя вдоль речных берегов, взгляд зрителя пересекает широкие луга с перелесками по обеим сторонам реки, а затем уходит к изображённым вдали лесам. На правом берегу реки выделяется одинокая стройная золотисто-жёлтая берёзка. По мере удаления в глубину звучность колорита постепенно смягчается и переходит в более спокойную цветовую гамму.
Как и в картине «Март», основными составляющими цветовой гаммы «Золотой осени» являются жёлтый, голубой и зелёный цвета. При этом существенное различие между этими картинами заключается в том, что в весеннем пейзаже господствуют более холодные тона, а в осеннем — более тёплые. Зелёный цвет играет в «Золотой осени» лишь небольшую, вспомогательную роль, в то время как основная эмоциональная нагрузка ложится на жёлтый цвет, который «обусловливает торжественную радостность и спокойную, уверенную в себе красоту» картины.
Ещё одна параллель между «Мартом» и «Золотой осенью» состоит в том, что эти картины рассматриваются как примеры, наиболее ярко демонстрирующие влияние импрессионизма на творчество Левитана. Действительно, в «Золотой осени» особое значение имеет экспрессивность мазка, который в этой картине ещё более энергичен и разнообразен, чем в «Марте». В частности, пастозными экспрессивными мазками написана листва берёз, где местами краска наложена столь густым слоем, что создаётся впечатление рельефности. В картине традиционная манера живописи естественным образом сочетается «со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей», но при этом отличие от классического импрессионизма заключается в том, что цвет не растворяется в свете, а сохраняет свою интенсивность.
Описание и анализ
На переднем плане полотна «Золотая осень» изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли травой и кустарником. Сквозь них кое-где проглядывают участки красновато-бурой земли.
Выше по склону изображены белоствольные красавицы-березы, сверкающие золотом в лучах нежаркого осеннего солнца.
Возникает ощущение, что желтое и красное золото разлито в самом воздухе. Несколько алых осинок вносят дополнительную насыщенность в общую колористическую гамму картины. Самого солнца на полотне не видно, однако зритель ощущает, что его лучи как будто играют по поверхности всего холста.
Светло-золотистые кроны деревьев создают радостное жизнеутверждающее настроение в картине. Природа на полотне не только не увядает, но, напротив, радуется наступившей осени! В работе доминируют три цвета – золотой, синий и голубой с небольшим добавлением зеленого. Эта цветовая гамма символизируют радость и полноту жизни.
В картине явно проступает особая внимательность Левитана как живописца. «Золотая осень» не является монотонным пейзажем. В желтизне, которая наиболее часто встречается на данном полотне, художник подмечает и отражает огромное количество цветовых оттенков. При этом он обращает внимание и на другие цвета.
На правом берегу речки мастер изобразил зеленовато-серые, словно выцветшие на солнце и вымытые частыми осенними дождями деревья. На дальнем плане можно разглядеть небольшую деревушку c крестьянскими избами. За ними простираются поля, а вдоль линии горизонта протянулся лимонно-охряный лес.
Основное настроение картины «Золотая осень» – это настоящий праздник бытия, ощущение восторга перед недолговечной и хрупкой прелестью окружающей природы. Красота живописного полотна притягивает, восхищает и одновременно облагораживает. Природа, изображенная на картине, величественна, прекрасна и одновременно беззащитна. Она требует к себе бережного внимательного отношения.
По мнению художественных критиков Левитан в отличие от многих художников умел не только красиво и правильно писать, но и наслаждаться этим процессом. Поэтому все его картины представляют собой уникальные явления живописного характера, о которых сложно писать, но которыми так легко любоваться, отдавшись их необъяснимому очарованию.
Исследователи творчества художника утверждают, что в его наследии насчитывается около ста картин на тему осени. Одной из самых любимых зрителем среди них по праву считается «Золотая осень». Великолепный осенний пейзаж стал свидетельством скрытой жизненной силы, которая не смотря ни на что была присуща гениальному художнику, страдавшему мучительными приступами меланхолии.
На небольшом полотне Левитан создал удивительно яркий и жизнеутверждающий пейзаж. Осень изображена в мажорных насыщенных тонах, которые очень редко встречаются на полотнах художника, предпочитавшего обычно более мягкие пастельные тона и нежные цветовые гаммы.
Однако, по-видимому, великолепие осенней природы настолько тронуло живописца, что он решил отступить от свойственной ему творческой манеры.
Полотно «Золотая осень» будто дышит прозрачной негой. Изображенные на переднем плане березки трепетно чисты и невинны. Смелые энергичные мазки краски, ставшие по мнению художественных критиков предвестниками импрессионизма, ложатся на холст легко и свободно, оживляя осеннюю рощу игрой света и ощущением легкого дуновения ветерка.
Прощальную красоту осенней поры и «пышное природы увяданье» стараются передать в своих картинах многие живописцы. Однако именно Левитану присущи светлая грусть и необыкновенно тонкий лиризм. Эти уникальные качества освещают его картины особой силой какого-то мистического чувства.
По словам известного художника А. Бенуа Левитан умел прочувствовать в природе то, что восхваляло Создателя, слышал биение её сердца. Раскрытие самой сокровенной тайны природы, её глубинного духовного содержания являлось постоянным стремлением художника на протяжении всей его недолгой творческой жизни.
Отзывы
Картина «Золотая осень» на почтовой марке СССР 1950 года
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы». По его мнению, до появления этой картины никто из представителей русской пейзажной живописи (включая самого́ Левитана) «не давал такого торжественного, радостного в своём спокойствии образа осени, такого показа „пышного природы увяданья“».
Сравнивая «Золотую осень» с написанной весной того же года картиной «Март», искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в осеннем пейзаже нет фрагментарности, то есть «ощущения фрагмента природы», которое было присуще «Марту». По его словам, на создание картины «Золотая осень» художника воодушевила «необычная, поражающая своим эффектом цветовая гамма, в которой главную роль играет контраст золотого и синего». При этом он отмечал естественную уравновешенность композиции картины, которая «развёрнута на зрителя и в ширину».
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, созданный в этой картине образ «несёт в себе глубокое и многогранно выраженное содержание», которое «раскрывается по мере всматривания в изображённое, по мере его лирического сопереживания». В процессе такого всматривания можно понять, что целью художника была не только передача нарядных осенних красок, но и показ «таких драгоценных черт, которые помогают нам за этой нарядной, несколько декоративной формой видеть образ большой цельности и поэтичности».