Часто родители (замещающие родители) обращаются к специалистам сферы охраны детства с жалобами на рассеянность и невнимательность ребенка. Учителя и воспитатели о таких детях говорят: «умный, но рассеянный», «постоянно витает в облаках». Так как же развить внимание ребенка и разобраться в причинах его невнимательности? Как сделать так, чтобы он не отвлекался, а внимательно делал уроки и получал знания? Что такое внимание, из чего оно складывается, можно ли развить внимание? Ответить на эти и другие похожие вопросы постараемся в данном номере методической рассылки.
Виды внимания
Какое же оно бывает, внимание? По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное . Некоторые специалисты выделяют еще один вид внимания, названный Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным.
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Непроизвольное внимание – это первичная форма внимания, которая возникает под действием как внешних , так и внутренних факторов .
К внешним факторам можно отнести сильный звук, яркий свет, острый запах и т. д. Например, работая, мы можем и не замечать небольшого шума в комнате, но если вдруг неожиданно раздастся громкий звук, он непроизвольно привлечет наше внимание. Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила или интенсивность раздражителя, обращающего на себя наше внимание. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную его силу: соотношение по силе с другими действующими в этот момент раздражителями. Например, звук шагов следующего вслед за вами человека едва ли привлечет к себе внимание днем, зато окажется весьма сильным раздражителем ночью. Особое значение имеет для привлечения внимания и контраст между раздражителями. Среди маленьких предметов наше внимание непроизвольно привлечет большой предмет, среди светлых предметов – темный и т. п.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без сознательных волевых усилий, без предварительного намерения, и поддерживается такое внимание независимо от стоящих перед человеком целей. В этих случаях деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Такое внимание характерно для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, необычно). Этот вид внимания является основой для дальнейшего развития внимания в целом, поэтому крайне важно опираться на непроизвольное внимание в любом обучающем процессе. Например, ребенок, увлеченный динозаврами, гораздо более внимательно и с большим интересом прочтет текст с историей о вымерших существах, решит задачку, в которой нужно сосчитать, сколько динозавров живет в пещере за рекой и на сколько их больше по сравнению с обитателями пещеры за лесом. А все лишь потому, что все это соответствует интересам ребенка, а значит, в работу подключается непроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание есть и у животных, но вот произвольное внимание возможно только у человека. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что ему хочется и само по себе интересно, приятно и занимательно, но и тем, что необходимо. И вот в этом случае к нам на помощь приходит произвольное внимание.
Произвольное (преднамеренное) внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, связанное с волевым усилием и сознательно поставленной целью.
Это как раз тот самый вид внимания, который все мы взрослые – родители, учителя и психологи – так хотим сформировать и развить у ребенка.
Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направлено внимание, сам по себе его не привлекает. Оно развивается к школьному возрасту и является одним из критериев готовности ребенка к школе.
При всем различии произвольного и непроизвольного внимания разрывать и противопоставлять их нельзя. Первое развивается из второго, сформировать произвольное внимание на пустом месте невозможно, основой для его формирования являются интересы, увлечения, желания ребенка.
Например, родители привели к педагогу-психологу мальчика Ваню, (6 лет) с жалобами на то, что ребенок не может сосредоточенно выполнять задания, задаваемые учителем на курсах по подготовке к школе, не хочет заниматься, не старается писать, часто отвлекается. В процессе обследования выяснилось, что ребенка начали «готовить к школе» чуть ли не с трех лет, совершенно позабыв об игровом периоде развития, в котором в том числе формируются интересы и увлечения ребенка. В результате у Вани нет любимого мультика, любимой игрушки, он не знает, как играть в прятки и т. п. В случае с Ваней начальный этап коррекционно-развивающих занятий предполагает не работу над произвольным вниманием, а создание предпосылок для его формирования – создание игровой среды, способствующей формированию интересов ребенка.
Как мы уже отмечали выше, основные виды внимания – непроизвольное и произвольное – тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал эти взаимные переходы на себе. Например, когда ребенок начинает читать книгу, прилагая для этого волевое усилие, потому что «задали и надо читать», но в процессе чтения книга становится настолько интересной и захватывающей, что необходимость в волевом усилии для поддержания внимания отпадает сама собой . В результате чтение становится увлекательным и интересным занятием, появляются увлеченность, вдохновение, которые снимают волевое напряжение. Таким образом, произвольное внимание переходит в так называемое послепроизвольное, в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Это состояние может длиться часами, и человек от него не устает. С произвольным оно сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным – отсутствием усилий для его сохранения. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.
Внимание занимает 80% всего объема сознания и памяти;
Высокая концентрация внимания помогает принять верное решение;
Внимание концентрируется только в том случае, если мозг находится в состоянии безмолвия и ничем другим не занят;
Чем меньше дел мы делаем одновременно, тем лучше результата мы можем достичь;
Обладая умением сосредотачивать внимание и концентрироваться, можно всегда найти выход из безвыходной ситуации.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в преобладании тех или иных свойств внимания.
Свойства внимания
Как уже отмечалось выше, внимание осуществляет связь нашего сознания с определенным объектом, сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности и определяют основные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение, избирательность и объем внимания . Остановимся на более подробном описании каждого свойства внимания.
Устойчивость – это временная характеристика внимания, которая определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания на одном и том же объекте.
Устойчивость подразумевает сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени.
Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это так называемые колебания внимания .
Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи. Сосредоточение внимания – это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим, непрерывно совершенствующимся процессом, цель которого состоит в получении наиболее полного образа объекта познания.
Концентрация – это степень сосредоточенности на одном и том же предмете или объекте деятельности.
В случае хорошей концентрации внимания посторонние раздражители не могут отвлечь человека от той деятельности, того предмета, которым он поглощен.
Это свойство внимания дает ребенку возможность, например, слушать учителя на уроке, не отвлекаясь на шум за окном или в классе.
Распределение – возможность разделить внимание на несколько фокусов, одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.
Именно эта способность позволяет нам совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вы, наверное, слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать несколько не связанных между собой дел одинаково хорошо, например, читать, диктовать послание, обсуждать государственные дела. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.
Каждому из нас, наверное, приходилось одновременно слушать музыку и работать за компьютером, во время просмотра телевизора готовить ужин и т. д. Случалось при этом, отвлекшись на что-нибудь одно, неправильно сделать другое: разговаривая по телефону, налить чай не в чашку, а в сахарницу.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека.
Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Это свойство внимания позволяет, например, ребенку в школе переключаться с восприятия русского языка на математику, с интересной игры на перемене – на учебную деятельность на уроке.
Ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации , обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, — один из источников рассеянности внимания учащихся.
Объем – количество независимых друг от друга объектов, которые охватывает внимание одновременно.
От объема внимания зависит, например, способность ребенка при чтении увидеть не несколько букв, а целое слово, при счете удерживать во внимании достаточное количество цифр.
Избирательность – выделение объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.
Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления выбора стимула из множества других, а качественным – точность, то есть степень соответствия результатов выбора исходной цели.
Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.
При низкой концентрации человек не способен сосредотачиваться на чем-либо, а так же у него возникает сложности в усвоении и воспроизведении информации. У человека, имеющие проблемы с концентрацией чаще всего отмечается «порхающее» внимание, даже если человек прикладывает к этому достаточно своих усилий.
Начнем с того, что у любого здорового человека после длительной, монотонной, неинтересной работы может отмечаться подобная концентрация внимания. Низкая концентрация считается нормальной для детей младшего возраста, поэтому о ней часто упоминают, говоря про школьников младших классов.
Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания.
Рассеянное внимание может быть разных видов:
Основными симптомами рассеянности являются:
поверхностное невнимание, не позволяющее уделять внимание только одной деятельности;
периодический упадок сил;
отсутствие интереса ко всему происходящему;
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми ЗПР по развитию концентрации и устойчивости внимания
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми ЗПР по развитию концентрации и устойчивости внимания
Возможные пути коррекции (рекомендации)
Отклонения (признаки) Не выслушивает инструкцию
Четко и кратко формулируйте инструкцию. Инструкция должна быть немногословной (не более 5 слов), в противном случае ребенок «выключится», не услышит задание до конца.
Не давайте ребенку несколько заданий сразу.
Совместно с ребенком выделяйте главное для того чтобы он понимал конкретную задачу выполняемой деятельности, четко следовал инструкции.
Выделяйте главное для ребенка высотой голоса, интонацией, ударением.
На занятиях давайте короткие, четкие понятные инструкции, выделяя ключевое слово голосом.
После предъявлении инструкции необходимо предлагать ребенку повторить полученнон задание, каждое отдельно взятое действие.
В свободной и развивающей деятельности помогайте ребенку следовать предложенной инструкции, опираясь на дополнительные зрительные ориентиры (карточки-опоры, карточки-схемы); выделение цветом, величиной и т.д.). используйте схемы, которые определяют последовательность действий.
На занятиях нацеливайте ребенка на конечный результат,заинтересовывайте в качестве выполнения работы.
Используйте на занятиях призы, фишки-поощрения.
Не способен удерживать внимание на объектах или их элементах
Учите удерживать внимание на объекте, выделяя его существенные признаки.
Словесные инструкции чаще иллюстрируйте наглядно (картинки с изображением действий взрослого).
Дозируйте предъявляемую информацию.
Для удержания внимания используйте смену предлагаемой деятельности, чередуя физическую и умственную работу.
Создавайте ситуацию успеха для поддержания у ребенка интереса к деятельности. На занятиях предлагайте детям игры: вариации корректурных проб, сборно-разборные игрушки, лабиринты, конструктор.
Допускает 2 и более ошибки при выполнении заданий. Не выполняет задание до конца.
Приступая к работе, выясните, понял ли ребенок цель задания и способы его выполнения.
Побуждайте ребенка выполнять задание до конца, обращая внимание на выполняемые действия и их контроль.
Установите необходимый темп выполнения работы (индивидуально для каждого ребенка).
Проверяйте, правильно ли ребенок понял предлагаемую инструкцию, задавая вопросы: «Что ты сейчас будешь делать?», «Как ты это будешь делать?» и т.д.
На занятиях нацеливайте ребенка на конечный результат, заинтересовывайте в качестве выполняемой деятельности, используя призы-поощрения, значки отличия.
Следите за тем, чтобы предъявляемый материал был доступен ребенку (фигуры должны быть крупные, с четкими контурами).
Удерживает внимание на объектах или их элементах не более 3-5 минут
Новую информацию желательно включать в первую часть занятия, а вторую использовать для закрепления материала.
Занятия должны проводиться в специально отведенном месте (в привычной для ребенка обучающей зоне).
Используйте в работе пиктограммы, карточки-опоры, карточки-схемы.
На занятиях должно быть четкое начало и окончание, заранее продуманный и подготовленный материал.
Включайте в развивающий процесс элементы психогимнастики, упражнения для активизации корковых процессов.
На занятиях должно быть четкое начало и окончание, заранее продуманный и подготовленный материал.
Для удержания внимания используйте смену предлагаемой деятельности.
Повышайте мотивацию ребенка, привлекая к таким видам деятельности, в которых он успешен.
Возможные пути коррекции (рекомендации)
Отклонения (признаки) Принимает, но не понимает инструкцию
Развивайте умение внимательно слушать и четко воспринимать инструкцию
Учите ребенка выделять главное, понимать конкретную задачу выполняемой деятельности, четко следуя инструкции.
Отказывается от выполнения задания
Ни в коем случае не следует принуждать ребенка, а необходимо разрешить ему присутствовать на этих занятиях, наблюдая за остальными детьми со стороны. Время от времени его можно призывать попробовать выполнить какое-нибудь задание вместе со всеми.
Способен погружаться в работу, анализируя выполняемые действия, но допускает 1-2 ошибки.
Развивайте навыки контроля и самоконтроля. Учите работать по плану, самостоятельно определять этапы деятельности, ее последовательность.
Побуждайте проговаривать каждое отдельно взятое действие, анализировать результаты своей работы, используя пошаговую инструкцию.
Используйте в индивидуальной работе игры и упражнения на развитие концентрации внимания: корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать (обводить, закрашивать) определенные фигуры из ряда. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Допускает более 3-х ошибок при выполнении.
Установите необходимый темп выполнения работы.
Побуждайте ребенка выполнять задание до конца, обращая внимание на выполняемые действия и их контроль.
Учить удерживать или концентрировать внимание на одном объекте при выполнении доступной инструкции в течении 1-2 минут
Использовать на прогулке, на зарядке, на физкультурных занятиях игры на развитие концентрации внимания. Например : «Собери только круглые фигуры», «Прошагай по синим следам», «Запутанные дорожки» и т.п.
5. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:
Ответ:
Объяснение:
В этом виде конфликта разные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Это может быть как конфликт в нутрии себя самого (например, если я хороший семьянин, я должен проводить вечера дома, со своей семьей, однако должность руководителя может обязывать к задержкам на работе). Или же с влиянием посторонних, но приводящий к личному внутреннему конфликту. Например, когда одному человеку дают различные по направлению задания на выполнение в одно и тоже время.
Ответ:
Причина не в неряшливости
Объяснение:
Причина в том что он еше маленьки и не знаеть как есть. Привлекайте внимание ребенка и покажите как нужно кушать правилно
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)
Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.
Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Внимание. Внимание.Задание.. Методы исследования внимания
Произвольное – Сотруднику банка к следующему дню необходимо подготовить важный отчет. Чтобы не отвлекаться, он специально выключает телевизор и откладывает телефон. Условие – постановка (принятие) задачи.
Послепроизвольное – ученик, читая определенную главу книги, которую задали прочитать к завтрашнему уроку литературы, на столько заинтересовался сюжетом, что прочитал больше заданного. Условие: вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.
2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
Устойчивость – студент готовится к экзамену в течение всего вечера;
Концентрация – девочка так увлеклась рисованием своей новой картины, что не услышала, как мама вернулась домой, хлопнув дверью;
Распределение – преподаватель читает лекцию, при этом следит за поведением студентов;
Переключение – молодой человек, гуляя по парку, наблюдал за уточками в пруду, а затем ответил на телефонный звонок, переключив внимание на собеседника.
4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:
1-б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.
2-д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
3-в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
4-г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
5-а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.
6-е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.
5. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:
а) с низкой концентрацией
б) с хорошим распределением
в) с плохим переключением.
Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.
8. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
1. Какое свойство внимания проявляется в игре? По каким признакам можно это установить?
В течение одной минуты ребёнок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздаётся сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнаёт, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что он не заметил. Дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.
Ответ: В игре проявляется такой свойство внимания, как объем. Объем – количество предметов, которое одновременно может охватить внимание. Это можно установить по принципу игры – необходимо увидеть вокруг себя, как можно больше предметов, посчитать их и в последствии озвучить ведущему свой ответ.
2. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам можно это установить?
Начинающий художник – реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка – фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, и их детали переплетались между собой. Художник восстанавливал только одно изображение, но многие отрезки линий, относящихся к изображению телеги, входили в изображение человека.
Ответ: В описанном случае проявляется такой свойство внимания, как концентрация. Концентрация – удержание внимания на одном объекте при отвлечении от всего остального. Художник восстанавливал определенное изображение, не обращая внимания на предыдущее.
3. О каком свойстве внимания говорится в отрывке? Назовите условия его формирования.
М. Горький писал: «Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берёт по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках».
Ответ: В этом отрывке говорится о таком свойстве внимания, как распределение. Распределение – умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять несколько работ одновременно, необходимо знать хотя бы одну из них настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно.