Приказ о замещении временно отсутствующего работника
Во всех организациях иногда случаются ситуации, когда необходимо временно заменить одного из сотрудников. Для проведения этой процедуры по установленным правилам есть определенный разработанный алгоритм действий, начало которому дает приказ о замещении отсутствующего работника.
Причины для замещения
Поводом для замены кого-либо из персонала могут послужить самые разные обстоятельства. Наиболее распространенные:
Следует отметить, что не всегда в таких случаях назначается временный заместитель.
Обычно это требуется, когда отсутствие длится более трех рабочих дней или тогда, когда обязанности работника настолько значимы, что без них нормальная текущая деятельность фирмы невозможна.
Кого можно назначить
Для того, чтобы запустить процесс по замещению временно отсутствующего сотрудника, необходимо сначала подобрать правильную кандидатуру на замену.
Это должен быть человек, обладающий достаточной квалификацией, уровнем образования и опытом.
Он может трудиться на какой-либо должности внутри компании (в этом случае нужно будет заручиться еще и его письменным согласием) или принят «со стороны» на условиях совмещения.
В некоторых ситуациях, для замещения длительно отсутствующего ценного «кадра», на работу принимается новый специалист – тогда с ним должен заключаться отдельный срочный трудовой договор с указанием конкретного ограниченного периода действия.
Порядок замещения
После того, как временный заместитель будет найдет, руководство издает приказ, в котором указывает необходимость замещения, а также условия, на которых оно будет происходить.
Затем с работником заключается дополнительное соглашение к действующему трудовому договору (если это кто-либо из специалистов компании) или же трудовой договор, и после этого человек может приступать к своим новым функциям.
Кто формирует приказ
Директора компаний почти никогда лично не занимаются созданием распорядительной документации. Чаще всего это делают руководители структурных подразделений, юрисконсульты или секретари – в зависимости от того, какое именно распоряжение нужно подготовить.
Приказ о замещении временно отсутствующего работника обычно пишется по инициативе кадрового отдела и оформляется либо в самом отделе, либо секретарем.
Что взять за основу для приказа
Все разрабатываемые приказы должны на чем-то базироваться. В частности, у каждого подобного распоряжения должно быть документальное основание и обоснование.
В качестве основания может быть указана либо статья закона, имеющего непосредственное отношение к сути приказа, либо внутренний документ компании (например, какой-то акт, Положение учетной политики, служебная или докладная записка). С обоснованием все проще – это реальная причина, в связи с которой издается распоряжение.
Кто должен подписать приказ о замещении временно отсутствующего работника
Приказ относится к тем документам, которые всегда исходят от высшего руководства предприятия.
Поэтому данный документ должен быть подписан либо директором организации лично, либо сотрудником, который временно исполняет его обязанности. Также под приказом должны расписаться все лица, в отношении которых он издан и те, кто ответственен за его исполнение.
Таким образом все вышеупомянутые работники засвидетельствуют то, что ознакомлены с распоряжением и готовы его выполнить.
Оформление приказа
Данный приказ можно писать в свободной форме – унифицированный его образен законодательно не установлен (за исключением государственных учреждений – там для всех распорядительных актов существуют свои стандарты).
Однако некоторые руководители предприятий разрабатывают собственный шаблон приказа – если таковой в компании имеется, при составлении распоряжений необходимо ориентироваться именно на него.
Формат документа
Как и оформление приказа, его формат произволен – это значит, что его можно делать в печатном виде или в рукописном, для определения законного статуса документа это никакого значения не имеет. Только один нюанс нужно учесть – электронный бланк надо обязательно распечатать – для того, чтобы директор и все заинтересованные работники могли под ним расписаться.
Что касается печати – она не обязательна (если только руководство не требует ее наличия).
Регистрация приказа
Все распорядительные бланки, подготовленные и подписанные, следует регистрировать в специальном учетном документе – журнале, который обычно находится у секретаря или другого работника, отвечающего за фиксацию начальственных распоряжений. В журнал достаточно внести название приказа, дату его составления и номер.
Как хранить
Изданный приказ нужно в обязательном порядке сохранять определенный период времени – он определяется либо действующим законодательством, либо внутренними нормативными актами.
После того, как срок хранения пройдет, бланк можно передать в архив или утилизировать (с соблюдением процедуры, также прописанной в законе).
Образец приказа о замещении временно отсутствующего работника
Если вам поручено создать приказ о замещении временно отсутствующего работника, посмотрите приведенный ниже пример – на его основе вы с легкостью оформите нужное вам распоряжение.
Вначале документа укажите:
Затем, ниже дайте основание и обоснование для его формирования. Далее, после слова «Приказываю», впишите:
По необходимости дополните приказ всей прочей нужной информацией, имеющей значение в вашем случае.
В конце соберите подписи со всех заинтересованных лиц.
Порядок замещения основного работника на время больничного. Документальное оформление, образец приказа
Временное отсутствие работника на своем месте может быть обусловлено причинами различного характера, например, человек уходит в очередной отпуск.
Но нередки случаи, когда это происходит в силу заболевания. В таких ситуациях наниматель вправе заменить отсутствующего работника другим. Об этом подробно рассказано в нашей статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Какими способами можно возложить обязанности на другое лицо?
Заболевание сотрудника может негативно отразиться на деятельности всей компании в целом. Особенно это актуально в случаях, когда болеет специалист, занимающийся очень важными направлениями, например, финансами или технологиями производства. В таких ситуациях необходимо найти временную замену отсутствующему.
На практике используется два варианта замены работника:
Порядок замещения (временного перевода)
Замещение, как и любая другая процедура, связанная с трудовыми отношениями, реализуется в несколько этапов. Для начала необходимо пообщаться с работником, на которого руководитель планирует возложить обязанности заболевшего. После оформляются все необходимые документы. В завершении информация направляется в бухгалтерию, которая будет начислять соответствующую оплату.
Всегда ли требуется документально оформлять распоряжение?
Согласно требованиям действующего законодательства, работающему можно поручить выполнение функций отсутствующего специалиста. Для этого потребуется согласие человека. Если стороны пришли к соглашению, то руководитель издает приказ соответствующего характера, который будет являться основанием для начисления дополнительной оплаты в последующем.
Но не всегда нужно оформлять распоряжение. В некоторых случаях приказ не потребуется. Это касается той категории работников, которые были назначены на должность изначально с условием возможной замены временно отсутствующего работника, например, заместителей руководителя. Такое условие должно быть указано в договоре. В качестве компенсации работнику устанавливается денежная надбавка либо дополнительные дни к основному отпуску.
Предварительное обсуждение
Согласие работника на замену временно отсутствующего является одним из условий возложения дополнительных обязанностей. По этой причине руководитель компании должен будет обсудить с человеком такой вопрос. В процессе беседы оговариваются условия компенсации и объем дополнительных обязанностей.
В то же время статья 72.2 ТК РФ несколько расширяет полномочия руководителя, предоставляя право возложить на работника дополнительные обязанности без его согласия. Это возможно в случае:
Необходимые документы
Процедура возложения обязанностей заболевшего работника на другого специалиста предусматривает оформление ряда документов.
Сведения о временной замене заболевшего в трудовую книжку не вносятся. Информация указывается лишь в учетной карточке замещающего работника.
Служебная записка
Нормы Трудового кодекса РФ прямо не указывают на то, что необходимо составлять служебную записку в связи с болезнью работника. Но на практике локальными правилами большинства организаций оформление такого документа предусмотрено.
Оформляется записка в письменном виде и направляется руководителю компании. В ней должно быть указано следующее:
Заявление
Ещё один документ, который может быть оформлен на время больничного листа — заявление на замещение. Оно оформляется сотрудником, который будет заменять ушедшего на больничный и официально подтвердит, что он не против выполнения обязанностей заболевшего коллеги.
Как и служебная записка, заявление оформляется в письменном виде. В нем указывается время начала больничного, а также данные о работнике, который будет временно исполнять обязанности.
Приказ о возложении исполнения обязанностей на другого сотрудника
Почти всегда приказ о возложении обязанностей заболевшего специалиста на другого работника должен быть издан. Исключением являются случаи, когда человек изначально является замещающим специалистом и такое правило указано в его договоре. Приказ оформляется в письменной форме.
В приказе о возложении обязанностей заболевшего специалиста на другого работника указывается:
Приказ подписывается руководителем компании. С документом должен быть ознакомлен под подпись замещающий работник.
Дополнительное соглашение к ТД
Может потребоваться дополнительное соглашение к трудовому договору. Оно оформляется в случае, если человек остается работать в компании, но полностью освобождается от обязанностей по своей должности на время замены. Дополнительное соглашение, как и трудовой договор оформляется в письменном виде, в двух экземплярах. В нем указывается период и наименование должности, по которой будет происходить замена.
Особенности оплаты
Порядок выплаты специалистам, которые заменяют заболевших, установлен статьей 151 ТК РФ. В ней указано, что доплата за возложение дополнительных обязанностей должна производиться в обязательном порядке. Размер такой выплаты устанавливается сторонами трудовых отношений с учетом объема нагрузки и произведенных удержаний.
Статья 151 ТК РФ. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Порядок совмещения
Совмещение профессий или должностей – это одна из форм временной замены отсутствующего работника. Она несколько отличается от замещения. Особенностями такой процедуры являются:
Приказ
Приказ о совмещении должен быть оформлен, поскольку он является документальным подтверждением взаимного согласия сторон. Он составляется в письменной форме и доводится под подпись до работника. Кроме общей обязательной информации, приказ должен содержать в себе и специфические формулировки. В тексте должно быть указано, что обязанности по должности специалист будет выполнять именно в порядке совмещения.
Допсоглашение к ТД
Дополнительное соглашение к трудовому договору потребуется, если содержание последнего претерпит изменения. Например, человек работал какое-то время в компании, но потом ему предложили совмещать должности. В таком случае нужно будет оформить дополнительное соглашение к договору. В нем следует указать, что обязанности будут исполняться в порядке совмещения.
Нюансы оплаты
Выплата за совмещение производится по тем же правилам, что и замещение. Сумма определяется по соглашению сторон с учетом объема нагрузки и удержаний из заработка. На практике совмещение компенсируется в виде надбавки к заработной плате.
Можно ли принять на данный период нового сотрудника?
На время болезни человека руководитель имеет право принять другого специалиста на работу. Речь идет не о замещении или совмещении. В данном случае можно заключить новый трудовой договор. Трудовые отношения с такой категорией работников имеют отличительные особенности.
Основанием для приема на работу человека по замене отсутствующего специалиста является заболевание последнего. Оно дает право руководителю принять на должность другого работника. Такие трудовые отношения будут носить временный характер. Они будут ограничены только заболеванием основного специалиста. Сам претендент должен соответствовать общим критериям – состояние здоровья и наличие специального образования, если таковое требуется для назначения на должность.
Как оформить?
Сама процедура приема на время болезни основного специалиста не имеет отличительных особенностей:
В любом случае, основанием для начала процедуры приема на работу, является заявление претендента. Оно оформляется в письменном виде и направляется руководителю организации. В нем указываются данные организации, работника, а также то, что человек желает заключить трудовой договор на время лечения отсутствующего специалиста.
В случае положительного результата, с человеком по статье 59 ТК РФ заключается срочный трудовой договор. Он оформляется по общим правилам в письменном виде, по одному экземпляру для каждой из сторон. Помимо обязательных условий, договор должен содержать сведения о сроках действия. В данном случае они обусловлены наступлением определенных обстоятельств, а именно – выходом основного работника. К конкретной дате срок договора не привязан.
После заключения договора должен быть издан приказ, подписанный руководителем. В нем указываются все обязательные реквизиты, а также то, что человек принят только на время заболевания основного работника.
Процедура приема на работу для замены заболевшего работника предусматривает заполнение некоторых кадровых документов:
Как уволить?
Днем увольнения будет являться дата закрытия больничного. В остальном процедура стандартна. В день увольнения на руки работнику выдается трудовая книжка и окончательный расчет. Денежные средства передаются под подпись либо перечисляются на расчетный счет. По требованию человека должны быть оформлены и другие документы, например, справка о заработной плате либо об отработанном времени.
Действующее законодательство предусмотрело несколько вариантов замены заболевшего работника – совмещение, замещение и прием на работу другого человека. Каждый из них руководитель может выбрать по своему усмотрению. Также инициатором временной замены может выступать и сам работник.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Как оформить перенос отпуска в связи с больничным
Можно ли догуливать отпуск после больничного позже, чем положено по графику отпусков?
Возможность продления или перенесения оплачиваемого отпуска предусмотрена в п. 1 ст. 124 ТК РФ. При этом будет ли изменен срок окончания отпуска или недогулянный отпуск перенесется на другой период, определяется соглашением сотрудника и работодателя. Но общие случаи описаны в довольно древних, но до сих пор действующих Правилах об очередных и дополнительных отпусках, которые утверждены НКТ СССР 30.04.1930 № 169 и заключаются в следующем (п. 18):
Важно! Если работник заболел в период отгула, который ему был предоставлен за работу в выходные дни, то работодатель не обязан переносить период отдыха на другое время.
Как перенести период очередного оплачиваемого отпуска, имея больничный лист?
Если перед отпуском или уже во время отдыха сотрудник заболевает, у него есть два варианта:
Если сотрудник желает продлить отпуск, он должен незамедлительно сообщить работодателю о своем заболевании в любой доступной форме. В этом случае сотрудник также уведомляет руководство о своем намерении отпуск продлить, а сам листок нетрудоспособности предоставляет по месту работы уже после возвращения из отпуска.
Важно! Необходимо правильно посчитать количество дней переноса отпуска. Перенос осуществляется на то количество календарных дней, которое пришлось на больничный лист. При этом по правилам расчета дней отпуска должны учитываться выходные дни, но исключаться праздничные.
Это значит, что если первоначальный отпуск заканчивался в пятницу, но сотрудник предполагал выйти на работу в понедельник, то, даже имея на руках больничный продолжительностью два дня, отодвинуть момент выхода на работу не получится, приступить к выполнению трудовых обязанностей придется все равно в понедельник. Следует также учитывать, что перенос выходных дней (например, в период новогодних каникул) к праздничным дням не относится.
О том, как не ошибиться с подсчетом отпускных дней, читайте в материале «Расчет количества дней отпуска в 2021 году — пример».
Если сотрудник желает перенести свой отдых на более позднее время, то это можно сделать только по согласованию с работодателем. Следует учесть, что если производственная необходимость не позволяет работодателю отпустить сотрудника на отдых в желаемое время вне графика отпусков, то этому сотруднику придется подумать о других датах.
Как отразить сведения о переносе отпуска в графике отпусков? Как отразить перенос в карточке сотрудника? Уведомлять ли сотрудника о времени начала перенесенного отпуска? Ответы на эти и другие вопросы есть в готовом решении «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Но при этом Трудовой кодекс допускает максимальный срок для использования отпуска — 12 месяцев с даты окончания того рабочего года (некалендарного), за который это право на отдых положено.
Важно! Продление или перенос отпуска во время больничного возможен, только если заболел сам работник. Если листок нетрудоспособности был выдан для ухода за ребенком или другим членом семьи, то у работодателя обязанности изменить период отдыха не возникает. Это подтверждается и судебной практикой (например, апелляционное определение Тюменского областного суда от 10.08.2015 по делу № 33-4702/2015).
Какие данные необходимо включить в заявление о переносе отпуска из-за болезни?
Заявление на перенос отпуска в связи с больничным листом должно содержать все факты, которые послужили причиной такого переноса:
Образец заявления о переносе отпуска в связи с больничным можно скачать по ссылке ниже.
На основании заявления сотрудника работодатель, если он согласен со сроками переноса, издает приказ о внесении изменений в график отпусков и о пересчете отпускных. Для того чтобы заявление не пришлось переписывать несколько раз, желательно предварительно согласовать период нового отпуска с работодателем.
Образец приказа на отпуск можно скачать в материале «Как оформить перенос отпуска по желанию работника».
Если производственная необходимость не позволяет отпустить работника на отдых, то в таком случае придется изменить планируемые даты. Та же ситуация будет и в случае, если желаемые даты переноса совпадают с датами отпуска в утвержденном графике отпусков для того сотрудника, который должен заменить работника, требующего перенос. Приоритет в данной ситуации у того, чей отпуск утвержден графиком.
В случае когда сотрудник желает продлить отпуск в связи с болезнью, заявление писать необязательно, но некоторые кадровые службы все-таки требуют письменно зафиксировать желание изменить дату окончания отпуска.
Допустим ли перенос неоплачиваемого отпуска по причине болезни?
Трудовой кодекс не содержит норм, которые указывали бы на возможность изменения сроков неоплачиваемого отпуска. Ст. 124 ТК РФ относится только к ежегодным оплачиваемым отпускам. Но существующая судебная практика дает основания полагать, что перенос отпуска без сохранения заработка также допустим в некоторых случаях.
Верховный суд РФ в определении от 04.10.2013 № 69-КГ13-4 зафиксировал свою трактовку нормы ТК РФ. В этом судебном разбирательстве речь шла об отпуске без сохранения зарплаты, идущем вслед за оплачиваемым отпуском. Работник был уволен за прогул, т. к. работодатель отказался продлить неоплачиваемый отпуск в связи с болезнью. Но суд встал на сторону работника и подтвердил право на перенос дней отпуска в связи с больничным.
Но при этом есть еще один нюанс. Согласно п. 28 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утв. приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н) и п. 1 ст. 9 закона № 255-ФЗ, больничные не выдаются в период неоплачиваемых отпусков. То есть если сотрудник приносит больничный лист, выданный в период такого отпуска, значит, он не уведомил медицинское учреждение о том, что находится на отдыхе. Фонд социального страхования, скорее всего, не будет оплачивать пособие по такому больничному листу.
Как проверить подлинность больничного, рассказываем в статье «Действия работодателя с поддельным больничным листом».
В Путеводителе по кадровым вопросам от «КонсультантПлюс» эксперты пошагово рассматривают все возможные нюансы, связанные с очередным отпуском, в т.ч. и перенос в связи с больничным.
Получив пробный доступ к системе, вы сможете ознакомиться с экспертными материалами бесплатно.
Итоги
Отпуск может быть продлен или перенесен в связи с болезнью сотрудника. Но для того чтобы воспользоваться правом на изменение сроков отпуска, работник должен проявить добросовестность и своевременно уведомить работодателя о том, что во время отдыха он заболел. Новые сроки отпуска должны удовлетворять пожеланиям работника, но учитывать и производственную необходимость.