Аннотация для книги
На второй странице каждой книги находится аннотация, которая позволяет читателям получить представление о ее содержании. Аннотация для книги имеет большое значение, так как на ее основании многие люди решают, стоит ли книга их внимания.
«Анотация» происходит от латинского «annotatio» – анонс, краткая характеристика, комментарий, примечание. Текст аннотации содержит краткое и ёмкое описание книги, а также мотивирует к чтению книги.
Аннотация, блерб и синопсис
Необходимость аннотации обусловлена большим выбором книг. Человек не в состоянии прочесть всю литературу. Аннотация ускоряет и упрощает поиск информации, позволяя читателю быстро найти нужную книгу.
Обычно текст аннотации разбит на две части. Из первой части читатель может узнать основную тему, которой посвящена книга, а из второй – основные положения.
Аннотацию не следует путать с блербом, несмотря на то, что в некоторых словарях «blurb» переводится с английского, как «издательская аннотация». Блерб – это печатаемая на суперобложке книги короткая реклама, написанная автором или авторитетным источником, например, известной газетой.
Также нужно различать аннотацию и синопсис, в котором содержится краткое содержание книги без какой-либо детализации.
Информация, содержащаяся в аннотации
Как правило, аннотация сообщает следующую информацию:
Чтобы сделать аннотацию более весомой, в текст может быть включено высказывание о книге авторитетных людей – известных критиков или медийных личностей.
Аннотации для научной литературы имеют свои особенности. Текст должен раскрывать назначение книги, логическую структуру, наиболее существенные стороны содержания и другие особенности.
Для научных книг аннотации часто содержат:
7 основных ошибок при написании аннотации
Главная задача аннотации – зацепить читателя, вызвав желание купить и прочитать книгу. Однако, при написании аннотаций авторы часто совершают ошибки, из-за которых читатели оставляют результат их работы без внимания. Самыми распространенными ошибками являются:
Примеры аннотаций для художественных книг
Основная цель – чтобы книгу захотелось прочитать. В аннотации должно быть кратко описано:
Текст аннотации должен учитывать аудиторию, на которую рассчитано художественное произведение. Если основной упор сделан на читателей с неразвитым литературным вкусом, лучше использовать краткие и емкие предложения без лишних украшательств. Акцент нужно сделать на что-то интригующее, вызывающее или сенсационное, пообещав читателю простые удовольствия от прочтения книги: смех, страх, сопереживание или удовлетворение любопытства.
Если целевой аудиторией книги является интеллигенция с искушенным литературным вкусом, приземленная аннотация отпугнет потенциального читателя. В этом случае аннотация должна показать высокое качество текста и пообещать эстетическое удовольствие от прочтения книги.
В качестве примера аннотации к художественному произведению можно привести аннотацию к книге Александра Дюма «Три мушкетера».
Примеры аннотаций для научных книг
Основная цель придать вес научному исследованию, его актуальности, а также дать понять читателю, что в книге содержится актуальная и всеобъемлющая информация на заданную тему. Чтобы прибавить веса в аннотациях часто упоминаются известные научные организации и авторитетные ученые.
Аннотация для книги должна быть написана простым и доступным языком, который будет понятен всем людям, обратившимся к книге. Поэтому, в тексте не следует употреблять малоизвестные термины и аббревиатуру, о которых знает лишь узкий круг ученых. Также в аннотации не должно быть высказываний от первого лица и отражение личных мыслей. Использование оборотов «на мой взгляд», «по моему мнению» и подобных словосочетаний является недопустимым. Рекомендуется использовать общепринятые обороты и популярные термины.
В аннотации также следует указать научную сферу или аудиторию, которой будет интересна книга.
В качестве примера приводится аннотация к книге А.А. Дульзона «Парадокс устойчивого развития».
Аннотации для бизнес-книг
Основная цель сообщить, чем книга поможет в бизнесе. По сути — это реклама книги, которая должна показать, что прочтение книги даст ответы на важные вопросы, которые актуальны для предпринимателя, а также позволит почерпнуть эффективные идеи для развития бизнеса.
Можно ли заказать аннотацию в издательстве «Триумф»?
Можно, но для хорошей аннотации редактор должен будет прочитать Вашу книгу. Опытный специалист, который знает, что важно для читателей, составит грамотный текст, интересный целевой аудитории. Написанная редактором издательства «Триумф» аннотация для книги обеспечит читательский интерес и повысит уровень продаж.
Как писать аннотации: 12 приёмов для захватывания внимания
Вспомните любой книжный магазин…
Вы «перебираете» взглядом сотни книг. Но в руки берёте лишь несколько экземпляров. А после изучения краткого содержания — останавливаете свой выбор на одной.
Всего одна книга, которая преодолела сумасшедшую конкуренцию.
В этом и заключается сила аннотаций. Они служат своеобразным «говорящим фильтром», который подсказывает — какой текст заслуживает внимания, какую книгу приобрести, какое издание будет интересным.
Как сделать так, чтобы этот «фильтр» продвигал именно ваши статьи?
Гораздо легче, чем вы думаете. Нужно создавать такие аннотации, которые будут притягивать внимание читателей, увлекать и стимулировать их к изучению конкретной книги или статьи.
Необходимо полностью изменить свой взгляд на аннотации. Навсегда убрать из своего представления скучные, пустые и безжизненные маленькие тексты «ни о чём и обо всём подряд».
Вот этим мы с вами и займёмся — шаг за шагом разберём их «по косточкам» и научимся с первых строк захватывать внимание читателей.
Аннотация — это реклама вашего текста
Казалось бы: «Где аннотация, а где реклама».
Тем не менее, краткое содержание является определённой рекламой текста или книги. От него зависит, захочет ли читатель потратить своё драгоценное время на изучение материала, или он отдаст предпочтение другой публикации.
Аннотация презентует текст. Её задача — УБЕДИТЬ человека прочитать его незамедлительно от начала и до конца.
Что это, если не реклама?
И хорошо, если она будет эффективной. В противном случае — аннотация может оставить действительно полезный, интересный и нужный конкретной группе людей материал без внимания. А вас — у разбитого корыта.
Итак, мы определились, что аннотации являются своего рода рекламой для текста или книги.
Тогда, почему бы для их составления не применить те же техники и приёмы убеждения, которые используются при написании рекламного текста.
12 приёмов для захватывания внимания
1. Сегментирование
Избавляйтесь от любой «размытости» при обращении. Старайтесь максимально чётко обозначать аудиторию. Кому будет интересна книга или статья? Кто после её прочтения получит максимальную выгоду?
Она будет интересна владельцам сайтов, блогов, ведущим e—mail-рассылок, пользователям социальных сетей (из аннотации к книге «Контент, маркетинг и рок-н-ролл»).
Испортим хороший пример:
Она будет интересна всем активным пользователям сети Интернет и владельцам web-ресурсов, которые хотят свободно ориентироваться в мире создания продающего контента.
2. Конкретика
Конкретика всегда побеждает обобщённые сведения и делает любое рекламное сообщение чётким и правдоподобным. Используйте конкретику в написании аннотаций (не говорите «цветок», если можно сказать «роза»). Пусть читатель загорится желанием прочитать текст.
В этой статье гениальный Дэвид Огилви раскрывает 7 секретов написания эффективных заголовков.
В этой статье знаменитый американский предприниматель и копирайтер рассказывает о создании эффективных заголовков.
3. Уникальность
Хватит копировать и подражать: «Его книгу читают, значит, нужно так же составить аннотацию к своей».
Если все аннотации станут похожими друг на друга, тогда выбор читателя превратится в «игру в рулетку». Вы считаете себя везучим человеком? Как часто такой выбор будет останавливаться на ваших «творениях»?
Будьте уникальными, и читатель это оценит. Посмотрите, как составляют аннотации ваши конкуренты, и предложите своё решение.
В книге собрана коллекция специальных приёмов и техник ____.
Добавляем своей «индивидуальности»:
В книге собрана уникальная коллекция сверхсекретных приёмов и техник ____, о которых Вы ещё никогда не слышали.
4. Быстрый результат
Не заставляйте читателя долго ждать. Природа такова, что все мы предпочитаем видеть результат незамедлительно (быстро, почти мгновенно). В общем, чем скорее будет виден итог, тем круче.
Какой вариант лучше:
Уже после изучения первых трёх абзацев, Вы сможете на деле проверить ____.
Впоследствии Вы сможете увидеть более чёткую картину и на деле испытать ____.
Надеемся, основная мысль понятна.
5. Сладкая горькая истина
Бывает и так, что книга мало чем «выделяется из толпы». Вот трудно за что-то зацепиться.
Можно, конечно, преувеличить, приукрасить и даже где-то солгать. Но это риск. Сперва вы обманываете читателей. Затем — разочаровываете их. А потом и раздражаете, вызывая синдром недоверия к вам в дальнейшем.
Говорить правду, которую можно «одеть» в привлекательную форму:
Да, эти приёмы и методы давно известны. Но о них сегодня всё чаще забывают. А ведь такие «уловки» до сих пор безотказно работают в сфере продаж B2B.
6. Простые слова
Обратите внимание на ассоциации, которые вызывают некоторые слова (симпозиум, воспользоваться, проанализировать и т.д.). Это может быть негатив, трудоёмкость, сложность.
Перед тем, как написать то или иное слово, подумайте — можно ли сказать проще, короче и позитивнее (второй возможности у вас не будет).
В статье собраны основные высказывания главных ведущих симпозиума ____, воспользовавшись этим материалом Вы ____.
В этой статье собраны главные мысли и тезисы ведущих семинара ____. Применив их на практике, Вы сможете ____.
7. Прочь любые сомнения
Избавляйтесь от различных сомнений, неуверенности и колебаний. Только спокойное утверждение, без навязчивости и суеты.
Представьте «неуверенную в себе» аннотацию:
Скорее всего, эта книга будет полезна тем, кто занимается продажами. Наверное, она сможет помочь и тем, кто ____.
8. Динамика и активность
Активнее, господа, активнее! Старайтесь подбирать энергичные слова и выражения, не забывайте про динамику. Скучные и пассивные аннотации читать никто не будет (впрочем, прочитать могут, но на большее не рассчитывайте).
В статье представлены 78 специальных приёмов и тактик. Они используются для ____.
В статье Вы найдёте 78 приёмов и тактик. Их можно применять для ____.
Направление вы уловили.
9. Выгоды
Старайтесь не просто указывать характеристики или описывать статью, а называть конкретные выгоды от прочтения. Что получит читатель после изучения статьи/книги? Что это ему даст?
Вы получаете в свои руки мощный инструмент, который заставит Ваши тексты продавать и приносить прибыль.
Вы сможете уберечь себя от 9 ошибок, которые совершает сегодня каждый второй маркетолог.
Полученные знания Вы сможете легко адаптировать к любому интернет-магазину, сделав его максимально рентабельным.
10. Призыв к действию
Нет, здесь не нужно кричать и призывать в стиле «напишите нам», «купите», «закажите», «позвоните прямо сейчас» («Купите эту книгу прямо сейчас, и уже через месяц вы станете ____»).
Подходите деликатнее, приложите всё своё обаяние:
Узнайте, какие 8 главных приёмов убеждения использовал в своей работе Джозеф Шугерман.
Всё, что Вам для этого нужно — внимательно изучить ____ и внедрить их в свой бизнес.
11. Используйте провокации
Цель аннотации — вызвать у читателя нужные эмоции, заставить его выбрать именно ваш труд. А для этого, как говорится, все средства хороши. Можно немного и «пошалить» (совсем чуть-чуть).
Давайте посмотрим, как добиться поставленной цели, используя провокации:
Вам нужны простые читатели или солидные клиенты, которые готовы платить за товар хорошие деньги?
В книге есть 1000 и 1 совет для тех, кто хочет писать, как Джоан Роулинг.
12. Эмоции под контролем
Контролируйте эмоциональный поток, когда составляете аннотацию к тексту или книге. Иначе материал превратится в пустословие («Это невероятно информативная книга для молодых мамочек, она увлекает с первых же строк»).
Определяйте золотую середину между бездушием и эмоциями. Поверьте, сухие ветки грызть никто не захочет («В статье есть 27 приёмов убеждения, их могут использовать в своей работе менеджеры по продажам»).
Выжимаем до последней капли
Представьте такую аннотацию:
«Здесь Вы найдёте лучшие советы по мытью окон. Они тщательно отбирались самыми авторитетными клининговыми агентствами. Советы, которые Вы узнаете, могли бы внести значительный вклад в развитие оконной индустрии».
Без конкретики, эмоций, фактов, интриги, убедительности, выгод.
Вот такие аннотации — это прямая дорога к огромному слою пыли на ваших книгах и текстах.
Используйте для написания аннотаций приёмы, которые мы рассмотрели. Не все сразу, а выборочно. Кратко, заманчиво, доступно и понятно передавайте главный смысл («смысловой концентрат»).
Это не сложно, если подойти к задаче серьёзно и обдуманно.
Надеемся, с нашей помощью у вас получится написать хорошую аннотацию, которая обязательно заработает позитивную оценку от аудитории.
Как написать аннотацию книги
Аннотация книги – это квинтэссенция замысла автора, выжимка сюжета. Аннотация – это рекламный трюк, крючок, на который будет пойман читатель. Но писать аннотации есть смысл и до выхода книги в свет: для того чтобы привлечь внимание издателя. А, прежде всего, для упрощения работы над романом в том случае, если вы используете «метод снежинки». О том, как написать книгу, начав с аннотации, читайте в сегодняшнем тексте.
Классика аннотации
В советском обществе не существовало рекламы, в ней просто не было нужды, поскольку товаров и книжной продукции в том числе было катастрофически мало: раскупались влет. Поэтому аннотации на книги, изданные в доперестроечное время, носят сугубо информационный характер. Они не заманивают, не завлекают читателя, не призывают его потратить последние деньги, но купить. Здесь мы сталкиваемся с чистой информационной аннотацией, лишенной рекламного, коммерческого привкуса. Читать их довольно занятно. А для писателей полезно – именно такие аннотации стоит писать на свое произведение вначале работы: кратко рассказывающие историю, а не продающие ее, либо излагающие основную мысль произведения, обозначающие его проблематику.
Дабы не быть голословными, мы предлагаем проанализировать аннотации на книги, вышедшие из-под пера писателей с мировым именем. Мы подобрали издания, увидевшие свет и в конце советской эпохи, и в постперестроечное время, чтобы сравнить аннотации разных времен и узнать, как они сделаны.
Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен». 1988
«Во всемирно известном романе «На западном фронте без перемен», одном из самых характерных произведений литературы «потерянного поколения», немецкий писатель Э.М.Ремарк изобразил фронтовые будни первой мировой войны, сохранившие солдатам элементарные формы солидарности, сплачивающей их перед лицом смерти. Социально-критические достоинства романа, гуманность и нравственное обаяние его героев служат основой успеха романа у читателя».
Аннотация сугубо информационная. Собственно, начинающему писателю будет интересно только первое предложение. И даже только та его часть, в которой рассказывается, о чем писал Ремарк. Перед нами не что иное, как изложение идейной концепции романа. То есть издатели пытаются сразу задать смысловой вектор произведению, дабы читатель знал, о чем пойдет речь.
Писать такие аннотации для своей книги есть смысл в том случае, когда автор сам до конца не может сформулировать идеи, которые будут звучать в романе.
Упражнение по написанию подобных информативных аннотаций, где основное внимание уделяется идеям романа, особенно полезно, когда автор готовит синопсис рукописи для презентации издателю.
Айзек Азимов «Конец Вечности. Сами Боги». 1990
«Предлагаемые читателю романы классика американской фантастики А.Азимова являются своего рода предостережением от бездумного и корыстного вмешательства в законы развития природы и человечества и призывают использовать достижения науки исключительно в гуманных целях».
Аналогичная аннотация, в которой речь идет об идеях, поднимающихся в произведении. Аннотация кратко рассказывает, о чем говорится в романах Азимова, какие темы он поднимает, какие смысловые пласты затрагивает и даже более того – к чему призывает и от чего предостерегает.
Маленькое лирическое отступление об аннотациях такого рода: фокус в том, что подобные аннотации советской и перестроечной эпохи создавались отнюдь не авторами романов, а издателями, литературными редакторами, литературными критиками – то есть людьми, интерпретирующими, трактующими художественный текст так, как это выгодно издательству на момент публикации. Возможно, если бы спросили Азимова, к чему он призывал своих читателей, он дал бы совсем иной ответ.
Кобо Абэ. Избранное. 1988
«В издание включены три романа известного японского писателя Кобо Абэ «Чужое лицо», «Сожженная карта», «Человек-ящик», посвященные теме одиночества человека во враждебном ему капиталистическом обществе. От общества убежать нельзя – приходит к выводу Кобо Абэ. Только изменив его, можно изменить и условия человеческого существования».
Идеологизированная аннотация. Тот же коленкор, что и в предыдущих двух: в аннотации речь идет о теме произведения и опять же излагается идейная концепция автора, с точки зрения издателей. И если говорить об аннотации с читательской точки зрения, то подобные варианты любопытны как раз тем, что являются ключом к произведению в целом, поскольку отражают основную его мысль. Ну, а для автора, повторимся, тренировка в написании таких аннотаций полезна с точки зрения уяснения основной мысли произведений и при подготовке синопсиса романа для издателя.
Курт Воннегут «Колыбель для кошки». 2000
«Послушайте, когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного тому назад… Тогда, когда все были молоды… Послушайте – мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно – быть свободными и умными. Правда была неправдоподобнее всякого вымысла. Женщины были злы и красивы, а мужчины – несчастны и полны глупых надежд. И крутилась, крутилась жизнь, запутываясь все сильнее – как дикая, странная игра по имени «Колыбель для кошки».
Это аннотация совсем иного типа. Она подобна маленькому рекламному ролику. Согласитесь, похоже на текст трейлера к кинофильму. Это и есть трейлер, только текстовый, демонстрирующий читателю наиболее «зрелищные» фрагменты романа, но не касающийся сюжета, героев, конфликта. Да, здесь есть интрига – последнее предложение намекает на крах цивилизации, разрушение сытой жизни успешных буржуа. Но это лишь намек. Аннотация строится на недосказанности. Цепляющий, стилистически гладкий текст должен пробудить в читателе интерес уже одними намеками на захватывающий сюжет. Мы бы назвали такой вид аннотации лирическим.
Создать подобную аннотацию на свое произведение можно как на старте, так и в финале работы. На старте этот рекламный текст можно использовать в качестве вступления романа. В финале – при подготовке синопсиса произведения.
Джон Фаулз «Волхв». 1965, 2006
«На затерянном греческом острове загадочный «маг» ставит жестокие психологические опыты на людях, подвергая их пытке страстью и небытием. Реалистическая традиция сочетается в книге с элементами мистики и детектива. Эротические сцены романа – возможно, лучшее, что было написано о плотской любви во второй половине XX века».
Вот она – аннотация, с которой можно начинать работу над романом по «методу снежинки». Первое предложение этой аннотации – краткая история, рассказанная Фаулзом. Стремиться нужно к такой же краткости, не лишенной рекламного налета. Согласитесь, здесь есть интрига, и в то же время изложена суть произведения.
Аннотация построена по формуле «Кто-то сделал что-то». Если вы хотите начать писать книгу с аннотации, стоит попробовать максимально сжато изложить свою историю, используя эту формулу.
Второе и третье предложения аннотации – это уже заигрывание с читателем и заманивание его. Поскольку первым серьезным читателем начинающего автора становится редактор, включать в свою аннотацию подобные пассажи стоит, когда готовится презентационный материал для издателя.
Нил Гейман «Американские боги». 2001
«Брошенный за решетку на три долгих года, неразговорчивый парень по прозвищу Тень терпеливо ждет того дня, когда он сможет вернуться домой. Он больше не боится того, что может принести завтрашний день, и хочет лишь воссоединиться с любимой женой Лорой и начать новую жизнь. Но всего за несколько дней до его освобождения Лора и лучший друг Тени гибнут в автокатастрофе. Жизнь Тени теряет всякий смысл, и он принимает неожиданное предложение поступить на службу к загадочному попутчику по имени мистер Среда. Тем более что этот насмешливый мошенник, кажется, знает о Тени больше, чем он сам. Оказывается, что жизнь в качестве телохранителя, водителя и мальчик на побегушках мистера Среды куда интереснее и опаснее, чем мог предположить Тень. Вскоре он узнает, что прошлое никогда не умирает… и что под спокойной поверхностью повседневности зарождается буря — эпическая война за саму душу Америки. А сам он стоит прямо на ее пути…»
В этой аннотации мы встречаем изложение завязки романа и здесь же присутствует интрига — намек на масштабный замысел и сюжет, выходящий за рамки триллера. То есть маркетологи, писавшие эту аннотацию, рассчитывали не столько проинформировать читателя, сколько заманить его в текст, продать ему книгу обещанием остросюжетной истории.
Донна Тартт «Щегол». 2013
«Роман, который лауреат Пулитцеровской премии Донна Тартт писала более 10 лет, — огромное эпическое полотно о силе искусства и о том, как оно — подчас совсем не так, как нам того хочется — способно перевернуть всю нашу жизнь. 13-летний Тео Декер чудом остался жив после взрыва, в котором погибла его мать. Брошенный отцом, без единой родной души на всем свете, он скитается по приемным домам и чужим семьям — от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, — и его единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр голландского старого мастера».
В этой аннотации и упоминание о том, что Трат — лауреат Пулитцеровской премии, и сведения о создании романа. Здесь же упоминается одна из магистральных тем романа — живительная, чудодейственная сила искусства. И в то же время приводится не только завязка, но часть сюжета: скитания Тео Декера, его привязанность к украденной картине. Одни сплошные спойлеры для читателя. Но для автора аннотация, написанная в такой форме, может стать отправной точкой для создания полноценного произведения.
Дмитрий Глуховский «Текст» 2017
«Текст» — это психотриллер и криминальная драма, нуар и книга об отношениях отцов и детей, история о невозможной любви и бесполезном возмездии. Действие разворачивается в сегодняшней Москве и ее пригородах.
Телефон — это резервное хранилище нашей души. В нем самые яркие наши воспоминания, фотографии смеха и наше видео о том, как мы пытаемся почувствовать счастье. В почте — письма от матери и вся подноготная нашей работы. В истории браузеров — все, что нам интересно на самом деле. В чатах — признания в любви и прощания. В нем снимки наших соблазнов и свидетельства грехов, слезы и обиды. Такое время. Картинки. Текст.
Телефон — это и есть я. И тот, кто получит мой телефон, может стать мной — для всех остальных. И они даже ничего не заметят — а когда заметят, будет уже слишком поздно. Для нас всех».
Эта аннотация погружает читателя в мир произведения, рассказывает о месте и времени действия. Здесь же излагается один из основных идейных посылов романа. Но при этом нет информации о герое, сюжете, даже не упоминается завязка для завлечения читателя. Все это компенсирует актуальная тема, которая сама по себе должна сработать как крючок, на который будет поймано читательское внимание.