Исследовательская работа «Школьные замечания (на примере МОАУ «Юкталинская СОШ»)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
X научно-практическая конференция учащихся Тындинского района
(НА ПРИМЕРЕ МОАУ «ЮКТАЛИНСКАЯ СОШ»)
Автор: Сидорова Юлия Александровна,
9-й класс МОАУ «Юкталинская СОШ»
Руководитель: Набока Ирина Владимировна,
руководитель НОУ «Филология»
I . Введение ____________________________________стр. 3 – 4
II . Основная часть ____________________________стр. 5 – 12
Глава 1. Письменные замечания ____________________________________ стр. 5 – 7
Глава 2. Устные замечания ________________________________________ стр. 8 – 9
Глава 3. Невербальные замечания __________________________________стр. 10 – 11
III . Заключение ______________________________ стр. 12-13
IV . Библиографический список ___________________ стр. 14
Приложение 1 ______________________________ стр. 15-16
Приложение 2 __________________________________ стр. 17
Я выбрала эту тему, так как в нашем классе на уроках делается очень много замечаний, учителя грозятся придти домой, потому что родители не откликнулись на их запись в дневнике. Мне захотелось провести свое исследование и подробнее узнать о такой форме речевого общения как замечания.
Цели и задачи работы:
Исследовать, какие замечания делаются учителями в школе, с какой целью, какова их эффективность.
Выявить особенности замечаний.
Изучить эту проблему и найти пути ее решения.
Главная идея, проблема работы:
Проблема школьных замечаний как средство общения учителей с детьми и их родителями.
Объект исследования: учащиеся 8-х классов и учителя, работающие в этих классах.
Выписать замечания из дневников.
Записать замечания, сделанные на уроках.
Провести анкету среди школьников, учителей и родителей.
Исследование собранного материала:
Размышление на тему, что такое замечание вообще.
Определение видов замечаний.
Исследование и систематизация письменных замечаний: виды замечаний по содержанию, эмоциональность, языковые особенности (строение предложений, краткость, наличие отрицательных частиц, формы слов и т.д.)
Исследование и систематизация устных замечаний: виды замечаний по содержанию, проявление эмоциональности, наличие обращений, формы повелительного наклонения и т.д.
Анализ проведенных анкет.
Что общего и чем отличаются устные и письменные замечания?
Мои выводы по исследованному материалу.
Какие проблемы и противоречия выявлены в результате анкетирования учителей, учеников и родителей.
Какие пути решения проблем я могу предложить. Каково назначение моей работы?
Где можно применить мое исследование?
Описание работы и ее результатов.
Четкого определения замечания не было мной выявлено, в разных словарях оно дается по-разному. Словарь С. И. Ожегова поясняет так: «Замечание – краткое суждение по поводу чего-нибудь». С этим определением я не совсем согласна, я провела исследование и увидела, что замечания не всегда бывают краткими. Словарь В. И. Даля трактует более приближенно к случаям в школе: «Замечание – меньшая степень выговора». Совершенно понятно, что произошло это слово от слово замечать, родственным является слово замечательный.
На что же обращают свое внимание учителя на уроке, что замечают? Большинство замечаний учитель делает в устной форме. Если в устной форме замечанием учитель не смог подействовать, он пишет его в дневник. Почему в дневник? Все прекрасно знают, что трудно найти такого ученика, который бы, увидев замечание на другой, не школьной бумаге, с холодным сердцем донес бы его до дома и показал родителям. Скорее всего «злосчастную бумажку» ожидал бы печальный исход уже за порогом класса.
Для исследования я взяла 6 дневников учащихся 8-го класса с наибольшим количеством замечаний и все без исключения их выписала. См. приложение 1.
Исследуя письменные замечания, следует применить принцип «Чтобы понять, надо читать», а чтобы не запутаться, следует их систематизировать, как в биологии, химии или других предметах. Что я и сделала.
Первая группа замечаний – это замечания в форме вопросов:
Для первой группы характерно отсутствие каких-либо приказов, принуждений к действию.
Вторая группа – замечания, констатирующие факты.
Такие замечания могут относиться как к ученику (в наименьшей степени), так и к родителям. Здесь можно увидеть различные знаки препинания, много восклицательных знаков, что говорит об эмоциональном состоянии учителя в тот момент. Через эти замечания учитель оповещает родителя, что натворил их ребенок. Главной особенностью этой группы замечаний является их неоспоримость, тут уж ученику наверняка придется признаться в содеянном. В этой группе самое большое количество замечаний, содержащих негативную информацию, для выражения которой используются отрицательная частица не, слово нет, плохая оценка.
Третья группа – замечания-просьбы.
Такие замечания в большинстве своем относятся к родителям, имеют наименьшую степень негативности, в предложениях есть обращения.
Четвертая группа – замечания-приказы.
Срочно заполни дневник!
Такие замечания схожи по содержанию
с просьбами, но высказаны в форме приказа, о чем говорят глаголы в повелительном наклонении. Слово срочно подчеркивает безотлагательность выполнения действия.
Пятая группа – это замечания к сведению.
Замечания к сведению родителей все имеют негативную информацию, оценка поведения дается через наречия образа действия: вызывающе, безобразно, плохо. Пятую группу замечаний легко спутать с замечаниями, констатирующими факты, но здесь можно оспорить информацию, потому что, как правило, учитель не пишет, в чем проявляется безобразное поведение.
Шестая группа – поздравительные.
К сожалению, из всех 47 замечаний всего два оказалось с информацией без негатива.
Какие особенности письменных замечаний можно выделить?
Из 47 замечаний всего 4 с обращениями. Почему? Что это? Возможное неуважение учителя к ученику и его родителям? Скорее всего, нет. Возможно, что мало места в дневнике, может быть, незнание имени родителей, или само имя длинное, или, скорей всего, уверенность в его ненужности, так как оно подразумевается само собой, это владелец дневника.
По виду письменного замечания также можно определить степень эмоционального состояния учителя: возмущение, гнев, злость. На это указывают размер подписи, шрифта (порой шрифт может оказаться больше, чем сама строка), расположение надписи, знаки препинания (их слишком может быть много для данного случая), слова (безобразно, вызывающе).
Наблюдается в письменных замечаниях удивительная вещь. Очень часто используются предложения, где отсутствует подлежащее, а сказуемое выражено глаголами в единственном числе прошедшего времени или краткими прилагательными, например: «Не готов!», «Ушла с урока», «Не была»…
Такие предложения сходны с определенно-личными, но таковыми не являются. Общее в них то, что деятель не назван, но подразумевается как определенное лицо. Отличаются способом выражения сказуемого. Если в определенно-личных предложениях сказуемое, которое употребляется в 1 или 2 лице единственного или множественного числа в настоящем или будущем времени, своей формой уже показывает, кто является деятелем, то в предложениях, которые я выделила среди замечаний, форма сказуемого показывает, что деятелем может быть и Я, и ОН, и ТЫ.
Эти предложения нельзя отнести и к неопределенно-личным и безличным предложениям, так как деятель все-таки подразумевается, в данном случае это владелец дневника. Такие предложения я выделила бы в особую группу: это предложения, несущие информацию о совершенном действии конкретным лицом (владельцем дневника), предназначенную для родителей владельца дневника. Такие предложения я бы назвала конкретно-личными предложениями, указывающими на предъявителя (в данном случае на владельца дневника).
Замечу, что в устной обычной речи предложения такого типа не встречаются без контекста, например:
— Максим был на уроке?
В данном случае это будет двусоставное неполное предложение, из контекста понятно, кто не был на уроке. Если такое предложение употребить в устной речи без контекста, оно будет звучать неконкретно.
Устные замечания совершенно отличаются от письменных. В течение нескольких уроков я старалась записывать замечания, которые делали разные учителя. См. приложение 2. Все устные замечания я разделила по смыслу, применяя принцип градации.
Как правило, сначала учитель делает замечания в легкой форме в виде просьбы, которая высказывается в уважительной форме. И если ученик не откликается на такие просьбы, преподаватель вынужден прибегать к более сильным высказываниям.
Чаше других встречаются на уроке замечания-призывы к тишине, вниманию, так как именно этого на уроке порой не хватает. Особенность таких замечаний заключается прежде всего в наличии обращений (и не только по имени, но и по фамилии), звательной интонации, в присутствии эмоциональных восклицаний. Не получая отклика на такие замечания, учитель делает предупреждение.
С помощью таких замечаний учитель предупреждает о том, что он собирается сделать, с целью направить в нужное русло дальнейшие действия нерадивого ученика.
В отдельную группу я выделила замечания-угрозы, которые отличаются экспрессивностью, подкрепляются жестами, характеризуются повышением голоса, изменением интонации. В таких замечаниях используются многообещающие слова (все глаголы употребляются в будущем времени): прихлопну, отправлю гулять, сяду и буду молчать… Замечания-угрозы, как правило, дают положительный результат. Получив такое замечание, ученик становится зависимым от учителя, так как непослушание может отразиться на оценке. Но и это не всегда бывает эффективным, так как угрозы могут подействовать только на определенную группу учащихся. Чувствуя свое бессилие, учитель начинает возмущаться на непонятливость, невнимательность школьников.
Для замечаний-возмущений характерна образность, юмористичность, но иногда эти шутки приобретают злой характер, например, «Сидите, как мокрые курицы», «Жуете жвачку, как коровы» (эти замечания взяты из учительских анкет). Такими замечаниями учитель может обидеть ученика, еще больше усугубить ситуацию.
Замечания этой группы могут констатировать как уже свершившийся факт, так и только начавшийся, но объединяет то, что все они часто делаются после ряда других, и следствием их может стать запись в дневнике.
Необходимо еще отметить, что все устные замечания можно разделить на две группы: обращенные к конкретным лицам и предназначенные всему классу.
В особую группу из всех замечаний, которые можно услышать на уроке, я выделяю невербальные замечания, которые указывают на степень эмоционального состояния учителя. Таковыми являются постукивание (карандашом, ручкой, указкой и т.д. Чем сильнее постукивание, тем больше нетерпение), мимика (гримасы, передразнивание, поднятая бровь, нахмуривание), жесты (покачивание головой, угроза пальцем) многообещающая выразительная пауза, укоризненный взгляд, конкретные действия, направленные на ученика (прикосновение, изъятие каких-нибудь вещей: дневник, записка и т.д.)
Эта группа замечаний чаще других употребляется на уроке. Возможно, это происходит потому, что учитель не хочет прибегать к повышению голоса, не может подобрать правильную фразу, чтобы не отвлекать внимание других, например, во время контрольной работы, использует невербальные замечания как предупреждения перед устными.
Что же общего между устными и письменными замечаниями? Их можно разделить на группы, некоторые из них совпадают по смыслу, но по-разному выражаются.
Все замечания делаются «по свежим следам» (как только ученик что-нибудь натворил).
Главное отличие заключается в том, что устных замечаний учитель делает гораздо больше по сравнению с письменными. Одно из важных отличий заключается в наличии конкретно-личных предложений в письменных замечаниях, в устной речи таких нет. Многие замечания эмоционально окрашены, но способ выражения эмоций разный.
Почти во всех устных замечаниях, в отличие от письменных, имеется обращение. Устные замечания более конкретны, развернуты, письменные кратки. Устные замечания адресуются ученику, письменные предназначены не только ученику, но и родителю. Можно составить такую цепочку: учитель – ученик – родитель. Насколько действенна эта цепочка, я решила узнать при помощи анкеты для учителей, учеников и родителей.
В анкетировании принимало участие 20 моих одноклассников, 10 родителей и 9 учителей. На вопрос о частоте замечаний, большая половина учителей ответила, что часто делает замечания классу. Из учеников 45% ответили, что получают замечания часто, остальные – редко. Из этого можно сделать вывод, что частые замечания делаются определенной группе учащихся, которые постоянно отвлекаются на уроках. И надо отметить, что не всегда родители знают об этих замечаниях.
На вопрос, в связи с чем делаются замечания, учителя и ученики отмечают общие причины: посторонние разговоры, нарушения дисциплины, неготовность к уроку, невнимательность, но учителя еще добавляют неопрятный внешний вид, жевание, нежелание работать на уроке, пассивность, невоспитанность.
Вот еще один интересный момент. В анкете для учителей был вопрос: «Какие замечания я делаю на уроке?» Преподаватели называют следующее:
Сколько это будет продолжаться?!
Эти фразы являются общими для многих учителей. Все глаголы здесь употреблены в повелительном наклонении. Это, скорей, приказы, ставшие дежурными фразами, штампами. Наверное, поэтому они хоть и обидны, но не эффективны. Некоторые учителя отмечают, что намеренно используют грубые фразы, чтобы подействовало сразу, многие пишут, что стараются сделать замечание шуткой, чтобы дети не чувствовали ущербность, не концентрировали внимание на нарушителе.
Надо отметить, что ученики, отвечая на вопрос «Как я реагирую на замечание?» пишут следующее: успокаиваются 40%, успокаиваются на некоторое время 15%, становится стыдно 10%, никакой реакции не испытывают 10% опрошенных, но есть и такие, кто пугается и прячет глаза, начинает усиленно что-то делать, «прижимает уши». Родители по-своему реагируют на записи в дневнике. 50% опрошенных родителей в ответ на замечание проводят воспитательную беседу. Одна мама пишет, что она за то, чтобы претензии к ее сыну доводили до нее через дневник или по телефону, но есть и такие родители, которые против этого.
Можно ли обойтись на уроке без замечаний? И родители, и учащиеся, и учителя в большинстве своем ответили, что нет, так как «мы работаем не с машинами, а с живыми людьми», пишет одна учительница. Другая поясняет, что не «видит действенного способа проводить урок без замечаний». А третья предлагает такой способ – проводить уроки при четкой организации учебной деятельности. Сколько людей, столько и мнений.
Как написать замечание в дневник за плохое поведение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как написать замечание в дневник за плохое поведение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ребёнку может быть непонятно, почему пение на уроке привело к злому взгляду преподавателя и красной строчке в дневнике. Поговорите со школьником: напомните, что его поведение в классе не должно мешать другим учиться. Попробуйте вместе с ребёнком представить, как ситуация выглядела со стороны учителя, других учеников.
Инструкция по работе с дневником учащегося
Если вас беспокоит то, как повёл себя ваш ребёнок, определите с ним, как избежать подобных замечаний в будущем. Если ребёнок несправедливо причинил вред другому ученику, посоветуйте извиниться и наладить отношения. Объясните, что у каждого поступка есть свои последствия, за которые нужно отвечать.
Дети могут слишком эмоционально отнестись к замечаниям и расстроиться. Если это его первое замечание и ребёнок искренне не знал, что нарушает правило, успокойте его тем, что все иногда ошибаются. Расскажите про свой опыт замечаний в школе, объясните, что одна запись в дневнике не определяет его как человека, и напомните, что самое главное сейчас — исправить своё поведение в будущем.
«Пел ну уроке „Господи, помилуй!“».
«Постоянно разговаривает с Андреем, уже даже рассадил их! Видимо, любовь!»
«Смеялся над корнем слова „надпись“!»
«Не выполняет домашнее задание. Объясняет, что делает ремонт дома».
«Нарушает ТБ (сидит за партой стоя)».
«На уроке отвлекается на мух, не всю классную работу выполнил».
«Ну уроке русского языка во время проверки домашнего задания толкал в рот собственный кулак!»
Убедитесь, что вы и классный руководитель ребенка имеете одинаковые взгляды на то, как решать проблемы подобного рода. Лучше обсудить это на личной встрече.
А затем сообщить ребенку об этом разговоре. Часто этого бывает достаточно для того, чтобы ученик стал более внимательно относиться к своему поведению в школе.
Фото: Vostock photo
Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии.
Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.
Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.
15 замечаний в школьных дневниках
В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:
— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);
— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.
Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.
Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.
В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).
В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.
Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.
С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке. Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может. Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.
Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.
Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.
Чем взрослее становится ребенок, тем больше находчивости он проявляет для того, чтобы скрыть от родителей негативные школьные новости и факты. Большинство учеников не хотят демонстрировать родителям свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове их в учебное заведение или упоминать о количестве домашних заданий. По обыкновению дневник в самый ответственный момент «забывается», «одалживается заболевшему однокласснику», «теряется», «портится» и т. п. Чтобы предотвратить такие «случайные» неприятности и повысить родительский контроль, в современной российской школе дополнительно внедряется система электронных дневников. Однако без традиционных дневников пока что обойтись все равно невозможно.
Дневник школьника – это:
Современная печатная индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с красочными обложками (лакированными, тиснеными фольгой, матовыми, ламинированными), с цветными форзацами, содержащими различные справочные материалы, карты и т. п.
Яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника, а его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами. В противном случае дневник становится формальным, не интересным даже для «хорошистов» и «отличников» и не нужным для родителей предметом.
Требования к ведению дневника учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы и родителями закре п ляются только локальным актом образовательного учреждения (Положением о ведении дневника). Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в иных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, не упоминается об обязанности ученика вести школьный дневник.
Что должен знать учащийся о ведении дневника
Учащемуся периодически необходимо напоминать, что дневник является его школьным документом, по которому можно судить о прилежании и уровне сознательности, и что заполнять его он должен в строгом соответствии с указаниями, изложенными в нем и в Положении о ведении дневника.
Положение
о единых требованиях к ведению и заполнению ученического дневника
Дневник является школьным документом учащегося. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.
Учащийся должен знать об обязанности предъявлять свой дневник по требованию сотрудников школы.
Уважительное отношение к дневнику можно формировать при проведении различных воспитательных мероприятий: классных часов, «круглых столов» (например, по темам «Зачем нужен дневник?», «В чем различия паспорта и дневника?»).
Работа учителей-предметников с дневниками школьников
В последнее время учителя нередко используют словесные оценки. Они способствуют повышению самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою. Тематика записей может быть разнообразной:
Исследовательская работа «Школьные замечания (на примере МОАУ «Юкталинская СОШ»)
Тем не менее дневник очень значим для ученика. Именно по этой причине его прячут, когда учитель намеревается написать туда замечание.
Два основных принципа:
1.Увеличить число позитивно мотивирующих записей в дневник
2.Трансформировать и снижать число негативно мотивирующих записей в дневник.
Обращенные к позитивной мотивации записи в дневник – это записи, содержащие
а) безусловное признание личности ученика
б) записи, содержащие условное признание ученика. Это признание, даваемое ученику за хорошо сделанную работу.
Предлагаю 10 конкретных методов, позволяющих установить позитивный контакт, повлиять на поведение ученика, приглашать родителей к сотрудничеству в воспитании ребенка. Описание этих 10-и методов может быть использовано как инструкция при работе с дневником учащегося.
Н.В. Лушпаева,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 402, г. Москва
Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.
Чем взрослее становится ребенок, тем больше находчивости он проявляет для того, чтобы скрыть от родителей негативные школьные новости и факты. Большинство учеников не хотят демонстрировать родителям свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове их в учебное заведение или упоминать о количестве домашних заданий. По обыкновению дневник в самый ответственный момент «забывается», «одалживается заболевшему однокласснику», «теряется», «портится» и т. п. Чтобы предотвратить такие «случайные» неприятности и повысить родительский контроль, в современной российской школе дополнительно внедряется система электронных дневников. Однако без традиционных дневников пока что обойтись все равно невозможно.
Дневник школьника – это:
Обращаю внимание: не «коммуникации с родителями», а именно «обращения школы к родителям».
Оставлю за скобками некоторую бессмысленность такого одностороннего общения, но любопытно, что инструкция регламентирует даже текст записей, которые может делать учитель.
До общения ли тут, при таком подходе?
Современная печатная индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с красочными обложками (лакированными, тиснеными фольгой, матовыми, ламинированными), с цветными форзацами, содержащими различные справочные материалы, карты и т. п.
От автора: Опубликовано в сб: Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 9. Научные сообщения к городской научно практической конференцию
Научные редакторы: доктор психологических наук, профессор А.К.Колеченко, старший преподаватель Н.В.Пунченко. – СПб: СПбАППО, 2005. – 288 с.
Стр 249-253.
Дневник учащегося как средство воспитания
Соковнина М.С.
Кому не писали в школьный дневник замечания? Таких людей единицы. Но обычно на странице красовалась сделанная красными чернилами унылая запись «Шумел на уроке» или «Занимался посторонними делами». Современные педагоги оказались не только изобретательнее, но еще и обладающими чувством юмора.
«Весь урок не вылезал из портфеля. »
«Вынимал и доставал деньги на глазах учителя. »
«Высморкался в рисунок товарища. »
«На музыке опять пел много лишнего. »
«Ваш ребенок боится козла больше, чем меня. Физрук».
«Бегал на уроке физкультуры. »
«На уроке ботаники съел наглядное пособие. Тов. родители, давайте ребенку деньги на завтрак. »
«Огрызался вместе с учителем. »
«Ваш сын списывал у двоечника. »
«Похабно разглядывал брошь у меня на груди. »
«Не хочет любить Пушкина. »
«Тов. родители! Ваш сын гадит каждый день. »
«На уроке физкультуры ходил вразброд. »
«Не по-человечески сидел на стуле. »
«Переспрашивает всякую ерунду. »
«Пугал малышей жевательной резинкой. »
«В столовой стучал зубами. »
«Изрисовал сердце и печень непристойностями. »
«Родители! Иван весь урок злостно ухмылялся. »
«Рассуждал о директоре. В голове одна чушь. »
«Вытирала нос платком, а потом его ложит на стол. »
«Постоянно позорит школу своими майками. »
«Поведение жутко невообразимое. Приймите меры».
«Ольга пришла в юбке, порочащей ее достоинство. »
«Читал на уроке чтения».
«Ваша дочь стала увлекаться заглядыванием не только на мальчиков, но и на учителей мужского строения. »
«Ваш сын надувал на физике резиновые изделия для взрослого применения. Я сделала ему замечание, а он вульгарно посоветовал мне не строить из себя девочку сексуальной отсталости. »
«Алексей категорически не посещает уроки французского языка, заявляя мне, что в Париж ехать не собирается по причине скудного семейного бюджета».
электронный дневник, запись о поведении
Письменный доклад первому руководителю учебного заведения не должен быть предметом каждодневной практики. Это следует делать только в нестандартных ситуациях.
Чаще всего докладная – это жалоба на неприемлемое поведение ученика, которое не позволяет нормально проводить уроки, создает угрозу моральному и физическому здоровью окружающих.
Документ пишут в следующих случаях:
Учитель не должен замыкаться с проблемами наедине. Следует обязательно информировать директора о сложных учениках. Первый руководитель сможет найти решение, адекватное возникшей ситуации, пригласит для беседы родителей, психологов, специалистов по работе с проблемной молодежью.
Чаще всего докладную на плохого ученика подает классный руководитель. Хорошо зная ребенка, он может оценить ситуацию в целом, понять являются ли нарушения систематическими или необычное поведение спровоцировано какими-то экстремальными обстоятельствами.
При нестандартном поведении учеников по вполне понятным причинам учитель находится в эмоциональном возбуждении. В таком состоянии ничего писать не нужно, следует сначала успокоиться, а затем лаконично изложить суть проблемы на бумаге.
Учитель часто пытается найти образец докладной, но каждая проблема по-своему уникальна, формулировать ее нужно самостоятельно. Ориентироваться можно только на форму изложения. Один из примеров представлен ниже.
В младшей школе обычно нарушения бывают иными. Малыши ведут себя так, как принято в семье, поэтому проблему следует обозначить, а воспитательные усилия приложить, прежде всего, к родителям. При необходимости для индивидуальной работы с ребенком можно призвать психолога школы.
Образец докладной о нарушении дисциплины в младших классах приведен ниже.
Желание учителя проинформировать руководство о неблагополучии заслуживает уважения. Гораздо хуже, когда педагоги замалчивают проблемы. Ученик постоянно обижает одного или нескольких одноклассников, позволяет себе драться, а учитель делает вид, что все в порядке. В таком случае выходом может стать докладная на ученика от родительницы ребенка, претерпевающего агрессивные действия от юного хулигана.
«Пел на уроке»: как быть с замечаниями в дневнике
Вопрос (подробно): Ученик 1 класса на уроке физкультуры нарушает правила поведения, правила по технике безопасности, хамит учителю в лицо, позволяет себе в адрес детей и учителя нецензурные выражения, бьёт всех подряд, кричит, раскидывает инвентарь и чужие вещи. На замечания учителя не реагирует. Создаёт обстановку опасную для жизни и здоровья учеников в классе.
Ученику необходимо ощущать свою интеллектуальную состоятельность (а не слушать в свой адрес комментарии, о том какой он тупой), даже если не тянет программу на «4». Обязательно нужно школьникам поддерживать отношения с учителями и одноклассниками.
И как ни странно, кто бы как бы ни отлынивал, ребята чувствуют потребность вносить особый вклад в жизнь класса и школы. И они стараются это сделать. Любыми способами. В том числе и нарушая дисциплину.
3 закон Дети и подростки понимают, что ведут себя неправильно. Но… они не понимают, что так ведут себя, чтобы привлечь внимание, избежать неудачи, отомстить, получить власть.
Плохое поведение – признак того, что ученик хочет быть в центре внимания и быть главным, так в первом случае учитель постоянно обращает на него внимание, а во втором – разрушают порядок в классе, демонстрируя, что никто ничего ему не сделает.
Записи смешные, но такое ощущение, что половина учителей из сплетников и стукачей. Сами, что ль, не могут разобраться?
У меня смешная надпись была в дневнике:»Бегала по батареям, поведение 2″.
Все мы хотим привить нашим детям полезные привычки, научить их заботиться о себе, вести себя в обществе, и многим другим необходимым вещам.
И для большинства родителей актуален вопрос: как воздействовать на ребенка, когда он упорно ведет себя неправильно? Если он не желает подчиняться нашим справедливым требованиям?
Для большинства родителей ответ очевиден: если не помогают объяснения и просьбы, то нет другого выхода, кроме наказаний. Ведь иначе ребенок не научится вести себя правильно, делать то что нужно и не делать то, чего делать нельзя.
Все мы привыкли к идее наказания, она запечатлена в классике: «Преступление и наказание». Раз человек совершил нечто плохое, он должен быть наказан.
Какого эффекта мы ждем от наказания? Тут может быть несколько ответов:
Замечания учителей в школьных дневниках
Таким образом, мы не учим ребенка, как исправить последствия плохого поступка. Зачем? Наказали, покаялся, и ты свободен. То есть ребенок не привыкает нести ответственность за свои поступки.
Итак, наказания неэффективны с точки зрения изменения поведения. Однако при этом имеют весьма неприятные побочные эффекты.
Все это значит, что если мы хотим научить нашего ребенка быть достойным человеком, нам не надо его наказывать.
Почему же мы ругаем и наказываем своих детей и близких раз за разом? По простой причине – это дает возможность эмоциональной разрядки нашему праведному гневу. Нас просто захлестывают эмоции и несут совсем не туда, куда нам нужно.
Поэтому, если вам кажется, что необходимо наказать ребенка, прежде всего, честно ответьте на вопрос: зачем вам это? Что это вам даст, кроме возможности выпустить гнев?
Итак, наказывать смысла нет. Но что же делать, чтобы изменить поведение ребенка?
Устраните человека или ситуацию, которая мешает вам жить. Это сработает наверняка. И вы будете избавлены от нежелательного поведения этого человека.
Представьте себе:
1. Ваш ребенок связался с плохой компанией во дворе. Вы можете переехать в другой район или даже город. А может быть, вам удастся отправить хулиганов в колонию.
Вы ничему не научите ребенка, возможно он найдет новую компанию еще хуже, но от этих конкретных хулиганов вы точно избавитесь.
2. Подросток хамит, ворует у вас деньги и, в целом, ведет себя непереносимо. Отправьте его учиться в интернат, или как временное решение — в детский лагерь на каникулы. Отдохните друг от друга.
3. Супруг или начальник изводят вас бесконечными придирками и скандалами. Разведитесь, увольтесь. Это не гарантирует, что следующий будет лучше, но этот вас точно уже не будет мучить.
4. Преступник совершает свои черные дела. Посадите преступника в тюрьму. Вы можете быть уверены, что пока преступник в тюрьме, он вам не опасен.
Неэтичным считается поведение работника, которое нарушает не только правовые, но и общепринятые моральные поведенческие нормы и имеет негативные последствия для других людей — сослуживцев и клиентов. Стоит ли говорить, что такое поведение плохо влияет и на психологический климат в коллективе, и на работоспособность остального персонала, и на взаимоотношения с партнерами, заказчиками, покупателями, и на деловую репутацию фирмы.
По нашему мнению, неэтичное поведение может включать в себя:
•грубые и оскорбительные замечания, реплики либо жесты в адрес коллег, руководства, остальных лиц;
•использование в адрес конкретного лица ненормативной или табуированной (например, по религиозным или моральным соображениям) лексики, нецензурных выражений;
•обидные сравнения (например, с животными или неодушевленными предметами);
•касание человека без его согласия, которое можно расценить как насмешливое или циничное;
•агрессивный стиль общения и иное проявление агрессии;
•вызывающее несоблюдение субординации.
Мой ребенок плохо ведет себя в школе, что делать: советует мама
В 2004 году парламентская ассамблея Совета Европы провозгласила общеевропейский запрет на телесные наказания детей. Но по данным опросов в той же Америке 90% родителей верят в эффективность порки. В нашей стране процент не меньше.
Насмехаться, критиковать публично. Это пагубно влияет на самооценку и травмирует психику.
3. Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени
Есть риск, что ребёнок будет бояться, вырастет тревожным.
4. Оскорблять, использовать слова-ярлыки
«Ты неряха», «и в кого ты такой…» и т.п. – осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.
При таких наказаниях дети, пытаясь прекратить нежелательные проявления, опираясь на волю, истощаются и доходят до отчаяния, и симптоматика только усиливается. Кроме того, к обиде примешивается стыд, страдает самооценка ребёнка.
7. Отвергать (не разговаривать, игнорировать, лишать любви), устраивать бойкот, говорить «я больше тебя не люблю»
Для ребёнка это самое страшное наказание. Отвержение родителем внутренне воспринимается как угроза жизни. С возрастом это никуда не уходит и у многих взрослых встречаются отголоски такого воспитания. Все это влияет на взаимоотношения с другими и самим собой.
Этот способ психологически безболезненный и наиболее адекватен в любом возрасте. Например, ребёнок 3 лет хочет надеть лыжные штаны в летний день. Вы можете объяснить, почему вы думаете, что шорты подойдут для прогулки больше, но не пытаетесь повлиять на решение, а предоставляете ему возможность убедиться на собственном опыте, что если он так оденется, то ему будет жарко.
То, что понимается на собственном опыте, запоминается надолго. Применяя этот способ, родителям очень важно не попадать в злорадство типа «А я тебе говорила!».
Часто вместо замечания (когда родитель обращает внимание на что-то) происходят упреки и критика («Вечно у тебя беспорядок!»). Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы.
Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда наступаю на детали конструктора, разбросанного по полу во всей квартире. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».
Нет ни одной другой темы в плане воспитания детей, которая вызывает у родителей столько эмоций и жарких споров. Если в 90-х годах больше спорили о том, как лучше наказать — отлупить ремнём или перестать разговаривать, то сейчас баталии сместились в поле «наказывать или разговаривать», и это радует.
В словарях слово «наказание» толкуется как применение к другому человеку нежелательных или неприятных для него воздействий с целью прекратить или остановить нежелательное или антинормативное поведение.
Любое наказание предполагает неравенство, потому что это властное принуждение кого-то к желательному поведению.
В наказании всегда присутствуют:
Нет сомнений, что лучше всего объяснять ребёнку правила, говорить и рассказывать, как правильно себя вести. Большинству детей таких разговоров достаточно (важно знать и уметь так разговаривать). Но все мы отличаемся друг от друга конституцией, темпераментом, чертами характера, желаниями, потребностями и много чем ещё. Поэтому всегда будут существовать дети темпераментные, упрямые, настойчивые в своих желаниях, которые не хотят слушать и слушаться.
Конечно, сходить к психологу, если вы чувствуете затруднения в общении с детьми, с которыми вам сложно справляться. Думаю, каждый психолог на приеме слышал:
У вас есть дети? Если нет, то просто вспомните своё детство. И прежде, чем читать дальше, сделайте следующее:
Это задание подсвечивает то, что мы не замечаем в наших родительских буднях — как правило, мы направо и налево раздаем наказания и совсем забываем поощрять детей за что-то хорошее, правильное. Все, что ребенок делает правильно, воспринимается нами как должное и мы не замечаем этого, концентрируя внимание только на негативе и детских оплошностях.
Сложности при воспитании детей связаны с несколькими вещами:
Родитель и рад бы не орать, но как можно по-другому — не знает, потому что, например, не было позитивного опыта в своей семье.
Когда разные члены семьи используют разные приемы воспитания, и в семье нет общих правил. Последствия такие же, как в первом пункте.
Бывают дети, которые к 3 годам отлично говорят, опережают своих сверстников по интеллектуальному развитию, и, например, высокого роста. Такой ребёнок почти всегда воспринимается родителями как более взрослый, чем он есть на самом деле, и от него начинают требовать выполнения таких действий и сложных инструкций, как будто он старший дошкольник. Например, родители могут быть обеспокоены тем, что ребенок не убирается в своей комнате, не кладет после игры игрушки на место. Естественно, ребенок начинает капризничать, часто плакать, могут появиться невротические реакции признаки (тики, страхи, нарушение сна и поведения).
Бывает, что родители не видят за плохим поведением сложностей в развитии или им трудно это признать.
Синдром дефицита внимания может сопровождаться импульсивностью ребёнка и подростка, нарушением концентрации внимания и волевых качеств. В этом случае дети нарушают правила и не слушаются не потому, что не хотят, а потому что не могут запомнить инструкцию, удержаться в границах дозволенного. Ошибкой в данном случае будет являться излишнее давление и требования.
В этом случае состояние ребёнка можно сравнить с новичком за рулем, который не знает ПДД. Он нарушает правила, не зная о них, или надеясь, что «проскочит», потому что раньше это удавалось.
Это может приводить к невротизации ребёнка, в результате он становится непослушным и капризным.
Порой родители так тревожатся за безопасность или «правильное воспитание» детей, что в доме и на улице от них только и слышится «нельзя», «отойди», «не лезь», «это тебе рано». Как будто весь мир становится запретным. Эта ситуация неприемлема для ребёнка, который только познает мир и имеет сильный интерес ко всему новому. Поэтому логично, что он «перестаёт слышать» эти запреты.
Если ребёнку в семье мало уделяется внимания, то он начинает привлекать его любым способом, в том числе и плохим поведением. Равнодушие для ребёнка страшнее наказаний.
Как правильно сделать ученику замечание
Если под наказанием подразумевать побои и крики, то нет. Если же мы говорим о запретах и методах поддержания правил и установления границ дозволенного, то да. Запреты в любом случае должны быть.
Полноценный родитель — не тот, кто только хвалит ребёнка, а тот, кто создаёт условия для развития.
Это человек, который знакомит с миром, правилами и способствует адаптации ребёнка в мире и социуме.
Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.
Важную роль в воспитании играет правильное установление личностных психологических границ.
Если ребёнку во всем потакали в семье, создавали сверх комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в мир, этот мир покажется ему слишком жёстоким и непредсказуемым. В результате такой человек травмируется больше обычного взрослого и испытывает колоссальное напряжение.
От того, кому именно направляется докладная, зависит ее вид:
К СВЕДЕНИЮ! Для внутренней и внешней докладных характерна существенная разница в оформлении: для последних обязателен бланк организации.
Классификация докладных записок Если рассматривать этот вид служебной документации с разных позиций, можно выделить несколько наиболее часто употребляемых разновидностей докладных. Записки Докладная записка – это письменный документ, который адресуется вышестоящему руководству и содержащий какую-либо информацию, которую нужно донести до руководства.
Часто объяснительные от работников считают удовлетворительными и выносят просто выговор, но если виновник не счел нужным написать объяснительную о прогуле или опьянении, его увольняют без разбирательств. Из-за того, что оскорбление — это административное нарушение, то о написании докладной записки по факту оскорбления на рабочем месте, хочется рассказать отдельно.
В этом случае составление документа предполагает взять во внимание ряд тонкостей обязательных к учету.
Неуважительное отношение к коллегам влияет на качество работы системы, от этого возникает дестабилизируемая психологическая обстановка в коллективе отчего и теряется имидж организации. Различного рода угрозы пресекаются не только наложением штрафа, но и исправительными работами. Чтобы пресечь нарушителя начальство должно быть оперативно поставлено в известность.
Здесь документ составляет педагог директору или заучу учебного учреждения.
Обычно документ состоит из нескольких частей.
Во-первых, необходимо четко сформулировать причину, которая явилась поводом для написания докладной. Могут просто пальчиком погрозить, могут назначить сроки для сдачи накопленных «хвостов», а могут и вовсе отчислить. … Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Записки Докладная записка – это письменный документ, который адресуется вышестоящему руководству и содержащий какую-либо информацию, которую нужно донести до руководства. В данной статье предлагаем докладной записки на ученика за хамское поведение.
Если между учеником и учителем возник конфликт, который не может быть урегулирован его участниками, то учитель может написать докладную записку на ученика (если его хамское поведение является причиной конфликта). Докладная записка направляется руководству учебного заведения для рассмотрения данного вопроса и принятия каких-либо мер.
Докладная записка всегда пишется вышестоящему начальству. Если записка передается равнозначному по должности коллеге, то ее именуют служебной. Докладные записки могут быть информационными, инициативными и отчетными.
Различают также докладные и объяснительные записки – вторые объясняют причины поступков и событий или разъясняют отдельные части документа. Пример докладной записки Классическим примером докладной записки может служить инициативный документ по поводу обеспечения рабочего процесса необходимыми предметами.
В верхней части справа размещаем информацию об адресате: Директору ООО «Сфера».Павлову Н.П.Слева в верху – наименование структурного подразделения: Отдел документооборотаПо центру: Докладная записка.Далее – дата и номер документа в левой части: 07.05.2013 №1.В правой – место: г. Москва.Ниже – заглавие: О замене картриджа. Довожу