Пресс-релиз: 5 главных правил написания убедительного текста
Все, кто занимается развитием бизнеса, заботится о PR-стратегии компании, продвигает свои идеи в массы, рано или поздно сталкиваются с необходимостью написания пресс-релиза. Это лучший способ передачи важного сообщения средствам массовой информации и выхода к широкой читательской аудитории. В составлении грамотного обращения помогают авторы-копирайтеры.
В статье представлены главные правила написания пресс-релизов, приведены конкретные примеры.
Что называют пресс-релизом
Пресс-релиз — это информационное сообщение, предназначенное для распространения в средствах массовой информации. Содержание сообщения является инфоповодом для прессы, информационной выжимкой, которая должна представлять интерес для журналистов.
Базовые понятия пресс-релиза пересекаются с «заявлениями для прессы» или «новостными бюллетенями», размещаемыми в новостных блоках сайта компании, организации, частного или государственного учреждения. Поводом для составления пресс-релиза могут быть запуски новых проектов, проведение акций, выставок, изменение ассортимента, ценовой политики компании, расширение сферы деятельности компании, премии и награды.
Основу сообщения может составлять анонс предстоящего события, свежая новость, позиция по актуальному вопросу или реакция на чье-то высказывание в прессе, соцсетях. Подача пресс-релиза возможна в письменном виде, в форме видеозаписи или аудиофайла. Возможно совмещение разных способов. Самый популярный формат — текстовый.
Чем отличается пострелиз от пресс-релиза
Следствием пресс-релиза, который анонсирует какое-либо событие, должно стать присутствие на этом мероприятии как можно большего количества представителей медиа. Для СМИ, до которых достучаться не получилось, пишутся пострелизы. Это еще один шанс компании привлечь внимание к событию.
Пресс-релизы проверяются редакторами и рассылаются журналистам накануне мероприятий (анонсируют их), а пострелиз пишется и рассылается по итогам проведенного мероприятия.
Структура пресс-релиза
Пресс-релиз должен иметь четкую структуру, благодаря которой он будет представлять интерес для прессы и привлечет внимание аудитории: заголовок, лид, расширенная информация (описание события), цитата важной персоны, уточнение, справочные данные, контакты, ссылки, иллюстрации. Рассмотрим каждую структурную составляющую более подробно.
Заголовок
Из заголовка должно быть сразу понятно, о чем пойдет речь в сообщении. Его основная ценность состоит не в художественности, а в информативности. Тема заголовка — это тема пресс-релиза. В то же время он должен быть интересным. Для этого надо научиться выделять самые значимые и актуальные моменты события. Таким «движком» может стать неожиданная цифра или парадоксальный факт. Желательно уместить заголовок в одну строку. Он не должен перетягивать на себя внимание всего текста, а, наоборот, должен побуждать прочесть его.
Первый абзац, который следует сразу после заголовка. В трех-пяти строках автор должен сформировать суть события или проблемы, раскрыть заголовок. Грамотно составить лид не сложно. Достаточно четко ответить на пять вопросов: «Когда?», «Где?» «Кто (что)?», «Почему (для чего)?», «Как?». Если речь идет о выставке, надо сразу показать, чем она отличается от подобных или предыдущих, что на ней будет выставлено впервые. Эта часть релиза определяет общую ценность предстоящего мероприятия для читателя.
Важно: лид должен отвечать на вопросы «Зачем я должен прийти на мероприятие этой компании? Что там необычного произойдет?» и побудить дочитать пресс-релиз до конца.
«С 12 августа по 2 сентября 2020 года открыта онлайн-регистрация представителей средств массовой информации на участие в межрайонном экономическом форуме „Наши идеи“, посвященном актуальным проблемам малого бизнеса».
«15 мая 2020 года в г. Ростове-на-Дону состоится презентация омолаживающего средства „Клеопатра“. Мероприятие пройдет в необычном формате с участием звезд эстрады».
Расширенная информация
Второй и третий абзацы посвящены более подробному описанию предстоящего мероприятия. В пресс-релизе не принято приукрашивать. Для раскрытия темы используются цифры, факты. Они должны точно и достоверно отражать смысл происходящего или будущего события.
Если в сообщении говорится о предстоящем конкурсе, необходимо расписать его главные условия, кто может принимать участие, возрастные границы, требования. Когда речь идет о выпуске нового продукта, описываются его достоинства, отличия от предыдущих моделей бренда. Сюда включается все, что может представлять интерес для журналистов, читательской аудитории (зрителей ТВ, слушателей радио).
Важно: не следует искусственно набирать лишние строки релиза. Репортеры не должны пробираться сквозь лишние детали, заниматься анализом текста, чтобы добраться до сути. Им нужны факты, ссылки на авторитетные достоверные источники, которые помогут донести это событие до общественности.
«На встрече обсудили потенциал развития и вовлечения студентов в движение КВН. Участники команды КВН «Сборная Политехнического института» рассказали о своем опыте создания команды, внесли свои предложения по продвижению молодежного движения КВН в городе. Были сформированы основные критерии отбора участников на предстоящий фестиваль — смотр команд».
«Новое поколение микроавтобусов оснащено уникальными разработками инженеров компании. В их числе полуавтономные системы вождения, новейшие системы помощи водителю, аналогов которых нет в мире, улучшенная эргономика водительского сиденья. Шасси производят на мощностях завода в городе N, затем машинокомплект переправляется на завод в Россию».
Цитаты
Эта часть пресс-релиза необходима, чтобы внести живость в информацию и убедить журналистов в ее достоверности. Это достигается путем цитирования высказываний известных персон, которые имеют прямое отношение к теме. Цитата должна подчеркивать важность темы и состоять из 3—6 предложений.
«Акция „Добрые сердца“ показала, как много отзывчивых, инициативных молодых людей живет в нашем муниципальном районе. Решено продлить акцию до конца месяца. За это время мы постараемся оказать помощь всем, кто в этом нуждается», — отметил один из организаторов акции, председатель комитета по молодежной политике и спорту Андрей Яковенко».
Уточнение, справочные данные
Традиционно заключительные абзацы пресс-релиза посвящены поясняющей информации, которая поможет понять важность события или напомнит читателям о прошлых публикациях на эту тему.
«Компания N — крупнейший в регионе производитель упаковочных материалов с 30-летней историей. Благодаря собственной научной лаборатории ежегодно номенклатура изделий обновляется продуктами, в которых реализованы последние технологические достижения. Компания имеет представителей в крупнейших городах России и активно развивает международные связи с партнерами».
Как правильно писать пресс-релиз для СМИ
12 марта 2018 Опубликовано в разделах: КОПИРАЙТИНГ. 12078
Пресс-релиз несет в себе общественно-значимую историю: ее нужно пустить в массы и раскрутить. Это работа в жанре журналистики, которая передается потом редактору, и он определяет, отправлять ли ее в СМИ. Сегодня мы расскажем, как написать пресс-релиз, приведем готовые примеры с мероприятий и шаблоны.
Подходящие мероприятия
Пресс-релиз пишется не для рекламы собственной компании, а для рассказа о важном событии, которое непременно привлечет внимание аудитории. Поэтому его целями могут быть:
Пресс-релиз можно написать о любом актуальном событии, причем часто эту значимость притягивают за уши, используя специальные приемы.
В дальнейшем материал могут опубликовать полностью или только фрагмент. Журналисты берут из него цитаты при подготовки больших статей. Он может и не публиковаться вовсе, а служить источником информирования СМИ.
Принципы успеха
Новость должна быть интересной, привязанной к текущим событиям. СМИ выбирают актуальные сведения.
Добавляйте подтверждающие материалы. Например, контактная информация: телефоны, электронные ящики, адреса. Фото и видео приветствуются. Отлично подойдут цифры из статистики, которые проинформируют людей о текущей ситуации.
Проверьте, что в вашей статье есть развитие событий. Динамическая новость цепляет взгляд читателя и ведет его до последних строк. Используйте для этого места и описания действий.
Пресс-релиз должен охватывать одну новость. Сосредоточьтесь на важном мероприятии и не пытайтесь охватить несколько событий, склеив их в одном обзоре.
По этому же принципу: один абзац — одна мысль. Самое важное пишем в начале, все остальное — по убыванию значимости к концу. Редакторам будет проще брать абзацы с четкой выраженной мыслью и менять их местами или вовсе убирать. Так он сможет сделать более привлекательный текст, обрезав последние абзацы с незначительными деталями.
Описываемые события должны нести новизну. Что-то произошло впервые, и это вызывает интерес. Но указывайте точные даты при освещении обстоятельств или опустите их вовсе. Неточность не вызывает доверия у аудитории.
Структура пресс-релиза
Элементы
Пресс-релизы пишутся по определенному шаблону. Они содержат:
Рассмотрим основные элементы подробнее.
Композиция
Значимость
Помимо классических вопросов что, где и когда, нужно ответить после истории и на вопрос «Ну и что?». Чем удачнее ответ, тем больше вероятность пройти проверку редактора. Нужно не употреблять шаблонные фразы про большую значимость или актуальность, а информативно и аргументированно описывать позицию.
Заголовок
Заголовок должен содержать главную мысль сообщения. Желательно употреблять в нем глагол настоящего времени.
Не подойдут абстрактные названия, из которых нельзя понять о чем конкретно сообщение. К таким приемам относятся пословицы, умные фразы, клише и другие мудрые изречения, не относящиеся к сути.
Хороший заголовок пресс-релиза:
Название компании в название лучше не выносить. Редакторы бдительно следят за рекламой и ищут ее даже между строк. Если работу заберут на публикацию, то все моменты с упоминанием могут вырезать. Однако это не правило. Исключения составляют авторитетные компании, названия которых знает каждый.
Лид — это главный абзац всего релиза. Первый после заголовка, отмечается особым шрифтом и выполняет две противоположные функции: дает всю исчерпывающую информацию и одновременно заинтересовывает читателя ознакомиться с текстом до последних строк. Далеко не все читают статьи от и до, поэтому важно суть вынести в заголовок и в лид. Десерт подается первым, а потом уже второе и первое, по желанию читателя.
Лид может быть фактическим: отвечает на вопросы что, где, когда. Что произошло, в какое время и в каком месте. Обычно содержит один факт. Как вариант, он может содержать комментарий действующих лиц. Или подводить итоги. Или интриговать читателя, сопоставляя удивительные факты.
Текст
Строится по принципу перевернутой пирамиды. Самое важное — в начале. Не нужно готовить читателя, как обычно учат нас делать. Сейчас идет активная борьба за внимание, и цеплять нужно с первых строк, иначе он уйдет к другому материалу. Например, по правилам журналистики, предысторию пишут после основной истории, в середине или в конце. Прием применяется с целью преподнести главное сразу.
О чем говорил заголовок или лид не повторяется совсем или пишется другими словами. В основном тексте идут подробности для самых любопытных читателей, которые остались после лида.
Прямую и косвенную речь лучше сбалансировать: яркие высказывания давать в точной форме, а остальные передавать своими словами. Людей при этом лучше упоминать в формате имя и фамилия, а в заголовке допустимо только по фамилии.
Информация о компании
Справка о компании должна быть небольшой и содержать все важные сведения. Не нужно перезагружать ее излишними деталями, иначе они перевесят весь пресс-релиз.
Разрешается редактировать ее с помощью кегля шрифта, чтобы добиваться зрительного уменьшения размера на фоне остального текста.
Контакты
Контактные данные оставляются для того, чтобы редактор мог связаться с автором пресс-релиза и задать вопросы, уточнить какие-то детали.
Дата выпуска также указывается в релизе. Ее можно прикрепить сверху до заголовка или снизу после справки и контактной информации.
Оформление пресс-релиза
Пресс-релиз не должен занимать большое количество места. Его максимальный объем должен укладываться в рамки 2500 знаков без пробелов (приблизительно полторы страницы А4) с учетом того, что редакторы что-то уберут. Рекомендуемый объем — одна страница.
Заголовки нужно печатать с большой буквы и соблюдать правила русского языка. Никаких больших букв из Caps Lock: редакторы переделывают заголовки под образец для дальнейшей верстки, и непригодные они будут перепечатывать. И не факт, что ошибок в именах и названиях не будет. Для выделения на общем фоне используется жирный или полужирный шрифт.
Абзацы обязательно выделяются красной строкой. Допустимо не отмечать ею заголовок, подзаголовок и надзаголовок. Визуально красная строка разделяет текст и не пугает читателя большим объемом.
По длине абзацы должны быть не больше 6 предложений. Чтобы текст не выглядел монотонным, их можно писать разной длины и чередовать.
В тексте должны быть стандартные цифровые тире «—», а не короткий дефис «-». Кавычки используются елочки «», а не “”. Кроме того, необходимо очистить текст от лишних пробелов. Это показывает культуру автора.
Перед тем, как вводить аббревиатуры, нужно дать полную расшифровку, а в скобках указать сокращенный вариант и только потом использовать сокращение. Но следует помнить: нагромождение аббревиатур ухудшает читабельность текста. Чередование аббревиатур с синонимами, местоимениями и полными расшифровками помогают избежать этой проблемы.
Итоговая работа должна высылаться в текстовом формате, вне зависимости от того, какая программа была использована. Недопустимо отправлять файлы картинкой: перебивать текст вместо вас никто не будет.
Обязательно укажите дату.
Правильно оформленный текст придаст вашей работе профессионализм.
Образцы
Приведенные примеры наглядно показывают, как пишется пресс-релиз. Плюсы этих работ:
Если вы пишите сами, то прочитайте пару примеров и вникните в основные правила. Так будет легче понять, что от вас требуется.
Подводим итоги
Написание пресс-релизов требует предварительной подготовки: изучение структуры, включение основных элементов. Он должен описывать значимые события, отвечать на вопросы что, где, когда, содержать контактную информацию для подтверждения.
Что такое пресс-релиз и как его написать
Обновлено 28 октября 2021
Ранее пресс-релиз писали исключительно журналисты для редакторов печатных изданий. Сегодня данный тип текстов стал более распространенным. Пресс-релизы можно увидеть на различных онлайн-платформах. Требуются они, прежде всего, читателю, поэтому писаться они должны для простых людей, исходя из их интересов. Пресс-релизы очень актуальны, и обычно их заказывают у копирайтеров.
Тем не менее для написания хорошего текста необязательно нужно быть профессионалом. Это может сделать любой грамотный человек, освоивший структуру и особенности жанра. Помимо этого поможет постоянная практика.
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз — анонс определенного события, который применяется в различных случаях. Наиболее распространены среди них следующие:
Виды пресс-релизов
С учетом того какова цель составления пресс-релизов, выделяются следующие их разновидности.
Информационные
Включают в себя информацию, которую требуется донести до публики. Это могут быть данные о создании новой компании или выпуске новой продукции.
Анонсирующие
Информируют о том, что планируется определенное событие, и предлагают принять в нем участие. Такие пресс-релизы готовятся перед выставками, конференциями, мастер-классами и так далее.
Рекламные
Включают в себя рекламное сообщение, составленное профессионально и интересное для широких кругов.
Пиар-ориентированные
Представляют собой своеобразную сводку, включающую информацию о произошедшем событии. Могут содержать имена участников, результаты, ключевые моменты и так далее.
Динамические
Это современный новый вид пресс-релиза, который отлично воспринимает молодая публика. В данном случае релиз делается не в привычном формате текста, а с использованием аудио и видео.
Подходящие мероприятия
Составление пресс-релиза не будет лишним для любого важного мероприятия, рассчитанного на широкую аудиторию. Вот случаи, для которых он нужен:
Нужно отметить, что пресс-релиз не во всех случаях носит анонсирующий характер и не всегда пишется до конкретного события. Это может происходить и постфактум. В этом случае он будет называться информативным.
Основные требования к пресс-релизам
Требования к пресс-релизам заключаются в следующем:
Структура пресс-релиза
Пресс-релиз имеет определенную структуру, которой нужно придерживаться при его составлении.
Элементы
Пресс-релиз пишется по шаблону и включает в себя такие элементы:
Композиция
Композиция пресс-релиза включает:
Значимость
Кроме базовых вопросов, таких как «Что?», «Где?» и «Когда», рассказав историю, надо также ответить на вопрос «Ну и что?». И чем более удачным будет ответ, тем выше вероятность, что проверка редактора будет пройдена. Важно избегать шаблонных фраз об актуальности и высокой значимости. Тут необходимо с аргументами и информативно описать позицию.
Заголовок
В заголовке должна отражаться основная мысль сообщения. Рекомендуется употребить в нем глагол в настоящем времени. Важно избегать абстрактных названий, которые не дают возможности понять, что именно вы хотите сообщить. Не стоит использовать клише, различные пословицы и фразы, которые не относятся к сути.
В заголовке лучше не использовать название компании. Редакторы могут воспринять это как рекламу. Тем не менее это не обязательное правило. Если речь идет о крупной авторитетной организации, которую знают все, упоминание ее названия допустимо.
Лид считается основной частью всего пресс-релиза. Он идет сразу после заголовка, выделяется особым шрифтом. У него две противоположные функции. Первая – дать исчерпывающую информацию, вторая — заинтересовать читателя, чтобы он прочел текст полностью. Далеко не все читают статьи до конца, поэтому суть должна быть отражена в заголовке и лиде.
Лид можно сделать фактическим, чтобы он отвечал на вопросы что, где и когда. Как правило, в нем содержится один факт. Также может включаться комментарий участника события либо подведение итогов. Другой вариант – заинтриговать читателя, предоставив ему необычные факты.
Место и дата события (опционально)
В пресс-релизе нужно указать дату и место события, которое описывается в нем. От лида они должны отделяться знаком тире.
Основная часть
Базовый текст должен строиться по принципу перевернутой пирамиды. Вначале рассказывается основное. Готовить читателя не стоит. Важно зацепить его с первых строк и заставить прочитать материал до конца. В соответствии с правилами журналистики предыстория пишется после главной истории в середине либо конце текста. Данный прием направлен на то, чтобы преподнести основное вначале.
То, что было включено в заголовок или лид, нельзя повторять. Основной текст включает подробности для тех читателей, которые решили прочесть релиз после лида.
Информация о компании
Справка должна быть небольшая и содержать ключевую информацию. Не стоит нагружать ее лишними деталями. Этот блок можно редактировать посредством кегля шрифта. Это поможет визуально уменьшить его размер на фоне базового текста.
Контакты
Контакты нужно включить для того, чтобы редактор имел возможность связи с автором текста для уточнения определенных деталей и вопросов. Также в пресс-релизе указывается дата. Она может быть прикреплена до заголовка вверху либо внизу после справки и контактов.
Как правильно оформить документ
Тест не должен занимать слишком много места. Максимальный объем составляет 2500 знаков без пробелов. Наверняка редакторы сделают его несколько короче. В результате обычно получается одна страница текста.
Заголовки начинаются с большой буквы. Нужно учитывать все правила русского языка. Недопустимо использование Caps Lock, которое помешает дальнейшей верстке. Для выделения определенных фрагментов применяется жирный либо полужирный шрифт.
Абзацы выделяются красной строкой. Она визуально сделает текст более читабельным. Длина их должна быть не более 6 предложений. Они могут чередоваться и иметь разную длину – это поможет избежать монотонности в тексте.
В тексте должно использовать тире, а не короткий дефис. Кавычки должны быть «елочками». Также предварительно нужно убрать лишние пробелы.
Перед введением аббревиатур должна быть дана полная расшифровка. Сокращенная вариация указывается в скобках, а уже потом может использоваться отдельно. Но важно, чтобы текст не включал слишком много аббревиатур – это ухудшит читабельность. Чтобы избежать такой проблемы, рекомендуется чередовать аббревиатуры с местоимениями, синонимами и полными названиями.
Работа отправляется в текстовом формате независимо от программ, которые использовались. В виде картинки отправлять файл недопустимо – никто не будет переписывать его за вас.
Кому и как отсылать пресс-релизы
После того как вы определились, какое событие требует освещения, нужно выбрать несколько ресурсов, которые для этого подойдут и посмотреть контакты редакторов. Они обязательно должны быть, так как с редакторами часто связываются с целью сотрудничества. Остается только составить качественный пресс-релиз и разослать его.
Не стоит отправлять пустое сообщение с документом. Важно также составить сопроводительное письмо, указав в нем свои цели и описав продукт, который планируется продвигать с помощью релиза. Если все было сделано правильно, вас обязательно опубликуют.
Примеры удачных пресс-релизов
Если вы сами пишете пресс-релиз, лучше прочитать несколько примеров и понять основные правила.
Как оценить эффективность пресс-релиза
Самый простой критерий оценки – процент публикаций от всех писем с пресс-релизом, которые были разосланы. Более сложный – оценка того, насколько сильно текст был изменен редакторами или журналистами, и пришлось ли им обращаться за дополнительной информацией.
Если релиз направляется в информационное агентство, можно позвонить в редакцию спустя несколько часов после отправки и узнать, устроил ли ее текст, и требуются ли дополнения. Если вы получаете отказ в публикации, уточните причину и используйте полученную информацию в дальнейшем.
Если текст качественный, то обычно он практически не требует изменений и публикуется в том виде, в котором был отправлен. Исключением является только заголовок, который часто меняется. Поэтому важно учесть все правила и довести пресс-релиз до идеала.
Пресс-релиз – важный инструмент для работы со средствами массовой информации. Его нужно готовить тщательно, стараясь сэкономить время тех, для кого он предназначен. Тем не менее, не стоит пренебрегать фактами и смыслом из-за стилистики. Основное, что от вас требуется – это сбор, структурирование и передача актуальной информации, что будет полезно как для компании, так и для журналистов.
Как правильно писать пресс-релизы?
Когда дело касается контента в самом общем смысле, то иногда то, что называется «старой школой» (old school), может оказаться полезным и привлекательным (а именно, когда речь заходит об «олдскульном» рэпе или «ретро-четвергах» (Throwback Thursday) в Instagram). Но если разговор идет о PR-стратегии вашей компании, то следование принципам и заветам «старой школы» вряд ли окажется выгодным для вашего бизнеса или бренда.
Десять лет назад люди все еще полагались на утренние газеты как на источник получения новостей. Сегодня подавляющее большинство реальных и потенциальных клиентов вашей компании просматривают новостные заголовки в Twitter или отслеживают актуальные тенденции в своей ленте Facebook.
Теперь люди могут контролировать, где, когда и каким образом они потребляют информацию. В результате этого сдвига связи с общественностью больше не сводятся к традиционным новостям; в наши дни PR (Public Relations) — это предоставление релевантного контента в нужном месте в нужное время, где и когда его будут использовать ваши лиды, влиятельные лица и клиенты.
Хотя пиар по-прежнему помогает вашему контенту проникать в категорию популярных публикаций, у вас теперь есть возможность отказаться от выжидательной тактики и в нужный момент собственными силами вызвать оживленную реакцию целевой аудитории. Превратив свою PR-стратегию во входящую, вы создадите возможности, которых раньше не было, и займете достойное место для вашей компании, в ходе этого процесса сформировав у целевой аудитории значимую, конструктивную осведомленность в вашем продукте/бренде.
Одним из наиболее важных новшеств, которые вам необходимо внести в свою PR-стратегию, является написание пресс-релизов, и об этом сегодняшний пост.
Содержание статьи
Что такое пресс-релиз?
Регулярная публикация значимых новостей поможет вам выделиться среди конкурентов и со временем добиться взаимопонимания с журналистами — именно этому способствуют пресс-релизы (или новостные анонсы).
Пресс-релиз — это официальное объявление (в письменной форме или в формате видеозаписи), выпускаемое компанией для средств массовой информации и всех заинтересованных лиц. Называя это «пресс-релизом», «заявлением для прессы» или «новостным бюллетенем», мы всегда говорим об одном и том же базовом понятии.
Важно, чтобы пресс-релиз был изложен понятным языком и включал в себя цитаты, а первый абзац отвечал на вопросы «Кто?», «Что?», «почему?» и «Где?».
Пресс-релизы, в большинстве своем, лаконичны: объем их составляет всего одну страницу, максимум — две. В конечном счете, компании желают предоставить столько информации, чтобы у новостных агентств было достаточно материалов для публикации собственных статей о том, что компания анонсировала в своем заявлении.
Хотя может показаться заманчивым создать пресс-релиз, приукрашивающий достижения вашей компании или искажающий факты, для того чтобы сделать историю более сенсационной в глазах масс-медиа, помните: пресс-релизы находятся в открытом доступе, что означает, что ваши реальные и потенциальные клиенты могут свободно увидеть их. Таким образом, вместо того чтобы рассматривать пресс-релиз исключительно как повод, чтобы добиться освещения новости в средствах массовой информации, вы должны также рассматривать его как ценную часть маркетингового контента.
Как написать пресс-релиз: 5 главных правил
Вы придумали свое объявление, и теперь пришло время воплотить его в текстовую форму, чтобы поделиться им с вашим сообществом, отраслью и подписчиками.
Правило 1: сделайте ваш заголовок захватывающим
Подобно тому, как читаемости поста в блоге способствует привлекательный заголовок, так и успех вашего пресс-релиза начинается с удачного названия. Вы можете работать только над одной строкой, и необходимость обходиться столь скромными средствами может выглядеть немного пугающей, однако вы всего лишь должны внимательно подойти к выбору слов, способных сделать ваш заголовок притягивающим внимание.
Используйте активные глаголы, ясный, понятный язык и сохраняйте заголовок простым и коротким — не превышающим одной строки, чтобы сосредоточить внимание читателей на самом тексте.
Сделайте название вашего материала интересным: имейте в виду, что репортеры ежедневно получают десятки, если не сотни, пресс-релизов, поэтому потратьте время на то, чтобы написать убедительный заголовок. Хорошее название стоит времени и усилий, вложенных с вашей стороны.
Правило 2: донесите до представителей прессы ценность ваших новостей
Чтобы журналисты, аналитики, авторитетные лица или подписчики пришли к решению распространить ваше объявление, вы должны заранее сообщить им, почему они должны быть в этом заинтересованы.
Первый параграф вашего релиза должен содержать информацию о том, кто, что, почему, где и каким образом запустил, обновил или разработал. У репортеров нет лишнего времени, чтобы тщательно анализировать детали и отделять зерна от плевел среди массивов информации — им просто нужны факты, которые помогут им с авторитетной позиции пересказать вашу историю кому-то еще.
После этого раздела не должно размещаться никакой новой важной информации, так как потенциальный читатель может ее упустить из виду.
Правило 3: предложите заманчивую цитату
После того как вы подготовили почву, пришло время оживить ваши материалы при помощи цитаты, которую репортеры могут использовать для создания контекста вокруг вашего объявления. Цитата также поможет составить представление о том, как ваши новости влияют на данную отрасль, клиентскую базу и обстановку на рынке в целом.
В идеале цитаты должны быть получены от ключевых заинтересованных сторон в вашей компании, включая вашу руководящую группу, руководителей проектов или тех, на кого ваше объявление повлияло непосредственно. Цитирование известных деятелей и авторитетных лиц подчеркивает важность вашей разработки. Выбранная цитата должна сформировать ваше описание продукта и подчеркнуть суть объявления.
Не просите всех в вашем офисе оставить комментарий и не чувствуйте себя обязанным процитировать всех 25 человек, включенных в разработку — выберите одного или двух критически важных представителей компании и уделите основное внимание цитированию их мнений касательно освещаемой темы.
Правило 4: предоставьте ценную информацию по вопросу
При подготовке этого — последнего по порядку, но не по важности — абзаца помните, что у читателей пресс-релиза уже есть все жизненно важные подробности по теме пресс-релиза, а также информация, необходимая для написания статьи или распространения информации.
Вам может показаться заманчивым предоставить избыточные факты и «лакомые кусочки» касательно вашей компании или о разработке вашего продукта/сервиса — иногда мы думаем, что в уже написанном тексте чего-то не хватает, если он не растянут до размера полноценной новеллы. Тем не менее, пресс-релиз должен быть полезным и кратким.
В заключительном абзаце пресс-релиза вы можете предоставить подробности, способствующие укреплению вашего повествования, — например, расскажите о творческих или достойных отдельного упоминания способах, пользуясь которыми, ваша компания разработала проект. Или — если это применимо — прокомментируйте будущие последствия внедрения или распространения вашего продукта/услуги.
Правило 5: обобщите итоговые ответы на вопросы «Кто?» и «Что?»
Twitter переполнен постами недовольных репортеров, жалующихся на пресс-релизы или рекламные материалы, которые не дают четкого объяснения тому, что делает компания или о чем на самом деле говорится в сообщении, поэтому для того чтобы не стать еще одним объектом негодования, сделайте свой пресс-релиз невероятно простым для восприятия.
Опишите на понятном языке, что делает ваша компания, как можно раньше дайте ссылку на ваш сайт или посадочную страницу и сделайте материал в целом лаконичным и недвусмысленным. Если вы цитируете данные, то поставьте ссылку на источник и убедитесь, что каждое имя, упоминаемое в пресс-релизе, также связано с заголовком и компанией.
Чтобы сохранить непредвзятость в данном вопросе, попросите друга или коллегу прочитать релиз вне контекста и спросите у них, могут ли они легко и быстро объяснить, почему эта новость имеет значение, что именно делает ваша компания и почему цитируются упомянутые руководители. Если ответом хотя бы на один из этих вопросов будет «нет», вернитесь к началу.
Ключом к осуществлению вашей PR-стратегии «новой школы» является отказ от стереотипных представлений о том, что такое пиар, и вместо этого сосредоточение внимания на создании значимого контента.
Традиционные пресс-релизы по-прежнему могут быть очень ценными, если они выполнены надлежащим образом, поэтому в качестве альтернативы полному отказу от них как от тактики продвижения придайте им современный облик, чтобы сделать их более полезными для ваших маркетинговых кампаний.
Вспомните о том, как вы использовали входящие методы, чтобы преобразовать свои маркетинговые стратегии в более персонализированные, дружественные и нацеленные на налаживание отношений с целевой аудиторией. Те же самые принципы применимы к вашей PR-стратегии: создавайте контент для вашей собственной истории и используйте его, чтобы познакомить журналистов и аналитиков с вашим брендом.
Примеры пресс-релизов
Многие маркетологи и копирайтеры полагают, что пресс-релизы должны быть до отказа наполнены модными словечками и фирменными терминами. Кто-нибудь уже упомянул термин «Big data»? Как насчет слов, которые вы должны искать в онлайн-словарях синонимов? В пресс-релизе присутствуют кликабельные цитаты от какого-нибудь всемирно известного топ-менеджера? Мы все уже видели это. К сожалению, репортеры тоже в курсе этих ухищрений — и они не поклонники таких методов.
Вместо того чтобы наполнять ваш следующий релиз маркетинговым жаргоном, устройте мозговой штурм, чтобы придумать новые творческие подходы для вашего следующего объявления. Можете ли вы включить в него новую информацию? Замечательную инфографику или видео? Общедоступное слайд-шоу на платформе SlideShare? Если это так, то творческий подход может помочь донести ваш контент до целевой аудитории и повысит вероятность его распространения через социальные сети.
Типы пресс-релизов
Несмотря на то, что не существует формулы того, что должен содержать в себе пресс-релиз, ниже приведены несколько типичных случаев для которых создаются информационные бюллетени. Эти примеры помогут вам сформировать направленность своего пресс-релиза и определить, какой контент поможет вам транслировать ваши новости наилучшим образом:
Теперь, чтобы направить ваши мысли по правильному пути, взгляните на несколько примеров креативных пресс-релизов, на типы новостей, о которых делают репортажи, и на то, что делает конкретный релиз уникальным:
Автомобили КАМАЗ примут участие в международном ралли «Дакар-2019»
Тип пресс-релиза: мероприятие
Крупнейший российский производитель дизельных грузовых автомобилей компания КАМАЗ опубликовала релиз по итогам пресс-конференции, посвящённой гонке «Дакар-2019», в которой традиционно участвует гоночная команда «КАМАЗ-мастер».
Пресс-релиз размещен непосредственно на сайте автоконцерна, о чем свидетельствует размещенный в «шапке» страницы логотип бренда, подчеркивающий взаимосвязь компании и мероприятия. Первый абзац, дополнительно визуально выделенный жирным шрифтом, подчеркивает ценность новостного сообщения, выполненного в форме резюме. Третий абзац предлагает цитату — прямую речь авторитетного лица, руководителя команды «КАМАЗ-мастер».
Группа ВТБ входит в капитал компании «Магнит»
Тип пресс-релиза: приобретение
Лаконичный пресс-релиз с понятным и простым заголовком размещен на сайте банка ВТБ.
Первый абзац резюмирует суть сообщения и подчеркивает его ценность за счет того, что непосредственно содержит данные о том, кто и когда заключил соглашение. Третий и четвертый абзацы предоставляют ценную справочную информацию, необходимую для написания статьи по поводу освещаемого события. В пятом абзаце цитируется комментарий главы ВТБ по поводу заключенного соглашения, подводящий итог истории, изложенной в новостном бюллетене.
Сбербанк стал лауреатом Cbonds Awards в 8 номинациях
Тип пресс-релиза: получение награды
Отлично оформленный пресс-релиз: первый, главный параграф выделен жирным шрифтом, а список номинаций премии — буллетами «фирменного» зеленого цвета Сбербанка, что работает на укрепление брендинга.
В расположенном непосредственно под списком абзаце приводится цитата, принадлежащая руководителю высокого ранга — руководителю Департамента глобальных рынков Сбербанка — и подчеркивающая важность события, освещенного в пресс-релизе. В следующем параграфе размещена справочная информация относительно премии Cbonds Awards, необходимая для релевантного понимания новостного сообщения.
МТС эксклюзивно в России запускает новый детский канал Nicktoons
Тип пресс-релиза: выпуск нового продукта
Не слишком удачно оформленный пресс-релиз с достаточно громоздким заголовком, занимающим две строки. Однако ценный материал, содержащий названия популярных мультфильмов/мультсериалов («Кунг-фу Панда», «Пингвины из Мадагаскара», «Монстры против пришельцев», «Губка Боб Квадратные Штаны», «Черепашки-ниндзя» и т. д.), скорее всего будет способствовать достаточно высокому ранжированию статей, написанных по материалам этого пресс-релиза. В информационном бюллетене также широко цитируются отзывы как высокопоставленных руководителей как МТС, так и его партнера по запуску этого сервиса — ведущей мировой медиа-компании Viacom International Media Networks.
Невзирая на некоторые недочеты, этот пресс-релиз предоставляет качественный контент, после некоторой оптимизации отлично подходящий для продвижения через социальные медиа.
Советы относительно публикации пресс-релизов
Написание текста пресс-релиза — это только половина дела. Как только вы закончите с подготовкой новостного бюллетеня, то настанет время сосредоточиться на его распространении.
Конечно, мы все знакомы с традиционными каналами распространения контента, которыми мы можем воспользоваться — к ним прежде всего относится публикация пресс-релиза на собственном веб-сайте компании или в ее блоге, а также распространение новостного бюллетеня посредством подписчиков и фолловеров через социальные сети и электронную почту. Но для того, чтобы пресс-релиз получил максимально возможное распространение, вам придется следовать некоторым советам из приведенных ниже.
1. Обратитесь к конкретным журналистам
Вместо того чтобы рассылать пресс-релиз каждому журналисту, адрес электронной почты которого вы сможете найти, сосредоточьтесь на нескольких представителях СМИ, имеющих опыт освещения вашей отрасли (и, желательно, вашей компании), и отправьте им персонализированные сообщения. Свяжите концы с концами: покажите им, почему то, что вы написали, связано с тем, что пишут они.
2. Не бойтесь выходить за пределы интернета
Большинство журналистов буквально завалено горами электронных писем (и пресс-релизов). Попробуйте отправить свой релиз по обычной почте или другому оффлайн-каналу, чтобы выделиться.
3. Заранее отправьте пресс-релиз ведущим журналистам
Дайте журналистам время на то, чтобы придумать историю вокруг вашего пресс-релиза, отправив им его — на условиях, запрещающих цитирование, — за день до официальной публикации. (К вашему сведению, формулировка «на условиях, запрещающих цитирование» означает, что журналистам не разрешается распространять информацию, имеющуюся в пресс-релизе, до указанного вами времени.)
4. Чтобы избежать конкуренции, не публикуйте свой релиз в «00 минут»
Если вы публикуете свой пресс-релиз через службу дистрибуции, то не ставьте время его выхода в свет на какой-либо полный час (например, 13:00 или 15:00 или 17:00). В чем причина? Большинство компаний предпочитает выпускать свои релизы в такие моменты, а это значит, что если ваша публикация будет осуществляться одновременно с другими, у нее большой шанс остаться незамеченной. В качестве альтернативы постарайтесь более определенное время публикации — например, 1:12 или 3:18 или 5:22.
5. Поделитесь вашими результатами освещения в средствах массовой информации
Если все пойдет по плану, и ваш пресс-релиз попадет в поле зрения СМИ, то ваша работа все равно еще не закончена. Чтобы поддержать шумиху вокруг ваших новостей, вы можете запустить «вторую волну» распространения, разослав ссылки на конкретные статьи, опубликованные новостными агентствами на основе вашего пресс-релиза.
Какие еще передовые практики вы используете при написании пресс-релизов? Поделитесь с нами своими мнениями в комментариях.