Что такое аннотация
Аннотация (от лат. annotatio — замечание, пометка) — это краткая характеристика книги и ее содержания. Она влияет на решение купить книгу или нет. Поэтому так часто в таком тексте вы найдете не только описание произведения, но и высказывания о ней авторитетных критиков или медийных личностей. Разбираем, что представляет из себя книжная аннотация и как ее правильно писать, чтобы у читателя не осталось никаких сомнений.
Объем, ГОСТ и расположение
ГОСТ предписывает объем 500 знаков или 9 машинописных строк. Иногда этот объем можно немного увеличить или сократить. Главное, чтобы текст выполнял свою основную функцию и выглядела эстетично.
Аннотация дублируется на обороте титульного листа и четвертой обложке.
Cинопсис и blurb
Не путайте аннотацию с синопсисом и блербом.
В английском языке есть слово blurb — реклама, заметка. Это хвалебная фраза, которую часто можно увидеть на обложке бестселлера: «Поистине захватывающе. Не оторваться. The New York Times». Также этим словом часто называют и то, что мы считаем аннотацией. В Штатах первый «блёрб» появился в сборнике «Листья травы» поэта Уолта Уитмена. После первого издания в 1855 году Ральф Уолдо Эмерсон отправил автору письмо с поздравлениями, в котором была такая строка: «I greet you at the beginning of a great career» (Приветствую вас в начале большой карьеры). Ее поместили на корешок второго издания.
Фраза «Завораживающая сага о “внутреннем мире” Китая XIX века» на обложке ниже — именно блерб (Источник изображения: labirint.ru).
Если вы придете со своей рукописью в издательство, скорее всего, вас попросят написать сжатый пересказ — синопсис — краткое содержание литературного произведения, в котором описывается сюжет и основной конфликт, а также даётся представление о главных героях. Он нужен редактору, чтобы составить представление о фабуле, новизне идеи, характерах персонажей, истории в целом. В синопсисе полностью раскрывается сюжет — завязка, кульминация и развязка — со всеми важными событиями и их последствиями.
Делимся примером отрывка синопсиса (Источник: Справочник писателя avtoram.com)
Эльвира Барякина, «Женщина с большой буквы Ж»
Мардж Тенш, русская литагентша из Голливуда, обдумывает свою жизнь: ей 40 лет и ничего не сделано для бессмертия. У нее нет детей и полезных привычек, а единственный мужчина, готовый ее слушать, — это платный психоаналитик. Он советует Мардж писать мемуары, и она вспоминает советское детство и молодость, прошедшую в борьбе за мир, любовь и деньги. По биографиям Мардж и ее близких можно учить новейшую историю — от падения Берлинской стены до терракта 11 сентября.
Далее продолжается краткое изложение сюжета, чтобы издатель мог понять, о чем книга и какие основные события в ней происходят. Также присутствует описание переживаний героини и психологического конфликта, который является ключевым в книге.
Виды аннотаций
Классифицировать аннотации можно по разным признакам. Но мы рассмотрим те, которые встречаются чаще всего. По цели и содержанию их можно разделить на справочные и рекомендательные.
справочная : описывает основные особенности книги, без каких-либо критических замечаний, только факты.
Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни.
«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».
рекомендательная: содержит аргументы в пользу книги, указывает на ее особенности и то, как она может быть полезна читателю.
Пример (Источник: corpus.ru)
Юрий Слезкин «Дом правительства»
«»Дом правительства» не похож ни на одну другую книгу о русской революции и советской власти. Документальное повествование Юрия Слёзкина, сопоставимое с великими литературными эпопеями, такими как «Война и мир» Толстого, «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, рассказывает о судьбах обитателей престижного жилищного комплекса, Дома правительства, ныне известного как Дом на набережной. Несгибаемые большевики, строители нового мира, закаленные в тюрьмах и ссылках, преображаются в высокопоставленных чиновников, обрастают семьями и бытом, проходят сталинские чистки, казнят врагов народа и сами идут на казнь. Новый мир остается их детям… Из огромного массива архивных материалов, писем, дневников, интервью, дополненных редкими фотографиями, рождается уникальная сага о Доме правительства – зачарованном замке, населенном призраками ушедшей эпохи».
Как написать хорошую аннотацию
При написании аннотации прекрасно работают классические методы аргументации. Доводы могут быть рациональные (основаны на фактах и объективной оценке) и эмоциональные (воздействуют на чувства и эмоции). Если с первыми все более-менее ясно, то вторые можно рассмотреть подробнее:
уникальность: описание оригинальности идеи, новизну подхода и пр.;
авторитет: аргумент к известности имени автора, его предыдущие успешные работы и прочие достижения;
актуальность: например, если жанр книги в данный момент пользуется популярностью, то в аннотации часто указывается этот факт.
Давайте посмотрим на аннотацию бестселлера Донны Тартт «Щегол» (Источник: Corpus.ru):
«Роман, который лауреат Пулитцеровской премии Донна Тартт писала более 10 лет, — огромное эпическое полотно о силе искусства и о том, как оно — подчас совсем не так, как нам того хочется — способно перевернуть всю нашу жизнь. 13-летний Тео Декер чудом остался жив после взрыва, в котором погибла его мать. Брошенный отцом, без единой родной души на всем свете, он скитается по приемным домам и чужим семьям — от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, — и его единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр голландского старого мастера».
Здесь с первых слов идет отсылка к тому, что автор — лауреат премии, то есть к ее авторитету. Далее идет очень эмоциональная фраза о силе искусства и завязка интриги (“ подчас совсем не так, как нам того хочется — способно перевернуть всю нашу жизнь” ). После нас погружают в сюжет произведения, но ровно настолько, чтобы захотелось узнать, что же дальше.
Бэт Бэкон, известный автор книг о чтении и писательстве, предлагает такую формулу аннотации художественного произведения:
Ситуация. Кратко опишите обстоятельства, в которых происходит действие.
Проблема. Расскажите о ситуации, после которой ничто не будет так, как прежде.
Надежда. Здесь говорим о том, что не все потеряно, а кризис можно преодолеть. Это может быть упоминание крутого героя или вероятности какого-то важного события.
Отсылки и референсы. Чьим поклонникам может понравится ваша книга? На одну полку с какими другими произведениями ее можно поставить? На что она похожа?
Настроение. Упомяните те эмоции, которые читатель будет испытывать при прочтении. Так вы сразу привлечете тех, кто любит такие книги, как ваша.
«Тридцатилетний Франсуа-Анри Дезерабль, некогда профессиональный хоккеист, за пять лет, прошедших с выхода его первой книги, стал известным писателем. Роман «Некий господин Пекельный» — небывалый случай — попал в списки всех главных литературных наград Франции и получил несколько престижных премий.
Молодой француз, альтер эго автора и пылкий поклонник Ромена Гари, пускается на поиски одного из персонажей романизированной автобиографии Гари «Обещание на рассвете». Некий господин Пекельный, маленький человечек с порыжевшей от табака бородкой, не дает ему покоя. Погиб ли он от рук нацистов, как почти все вильнюсские евреи, или ему удалось бежать? Да и существовал ли он на самом деле? По ходу этих поисков автор ведет читателя по следам самого Ромена Гари — из Вильнюса, где прошло его детство, через Вторую мировую к вершинам дипломатической и литературной карьеры, включая уникальную литературную мистификацию Гари-Ажар и загадочное самоубийство».
Также важно обозначить интригу, которая заставит читателя захотеть узнать, что же будет дальше. Естественно, не стоит раскрывать всю сюжетную интригу или прямым текстом описывать идею. Но сообщить место и время действия, намекнуть на некоторые события, описанные в книге, можно и даже нужно.
В качестве примера приведем аннотацию «Маленькой жизни»:
«Американская писательница Ханья Янагихара создала необычный роман, где и о страшном, и о радостном говорится без лишнего надрыва и сентиментальности. Четверо друзей — талантливый архитектор Малкольм, начинающий актер Виллем, уверенный в собственной неповторимости художник Джей-Би и гениальный юрист и математик Джуд — пытаются добиться успеха в Нью-Йорке, но оказывается, что ни карьера, ни деньги, ни слава не могут справиться с прошлым, если оно сильнее жизни. »
Хорошо может сработать и краткий отрывок. Несколько фраз из самого произведения могут быть лучше любого описания. На англоязычных изданиях «Сумерек» Стефани Майер разместили пару предложений из самой книги, которые и привлекли многих читателей:
«Три вещи прояснились окончательно.
Во-первых, Эдвард — вампир. Во-вторых, он хочет попробовать мою кровь, хотя и борется с этим желанием.
А в-третьих, я окончательно и бесповоротно в него влюбилась».
Аннотация должна быть цепляющей и говорить по сути. Самая распространенная ошибка — нагромождение ничего не значащих, пафосных эпитетов, которые не позволяют составить никакого мнения о книге. Избегайте канцеляризмов и банальных оборотов. Не обманывайте читателя, не сулите ему того, чего он не найдет в вашем тексте. Желаем успехов!
Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!
Как написать аннотацию к книге, пример
Почему в библиотеке или книжном магазине среди сотни книг мы выбираем одну, и не обращаем внимания на остальные? Если отбросить такие критерии выбора как жанр, объем, имя автора, то что останется? Правильно: хорошая аннотация, прочитав которую немедленно хочется узнать содержание книги. Разберемся, как ее грамотно написать.
Что такое аннотация?
Обратимся к Википедии. Там указано, что это — краткое содержание издания (произведения) и его характеристика. Соглашусь, но добавлю, что аннотация — короткий текст, визитная карточка произведения и грамотная его реклама.
Короткий текст в начале помогает быстро понять, нужно ли ее читать, или лучше взять с соседней полки.
Аннотации пишут не только авторы книг, но и студенты факультета журналистики, филологического факультета и др. Это отличная тренировка перед написанием аннотаций к научным работам.
Структура
Структура краткой аннотации книги зависит от того, принадлежит книга к художественной литературе или нонфикшену. Правило работает для статей, монографий, фильмов.
Если произведение является художественным, то:
Чтобы долго не думать, как начать писать, обратитесь к личности автора. Расскажите, кто он, сколько книг уже написал, какие награды получил. Здорово, если информация уместится в предложение.
Не лишним будет задать в конце аннотации риторический вопрос. Он вызовет у читателя интерес и желание найти ответ в основном тексте.
Если произведение относится к нонфикшн, то:
Как составить аннотацию грамотно: 5 советов
Попросите написать небольшой отзыв знакомого эксперта и вставьте цитату из отзыва в аннотацию.
12 приемов работы с аннотацией
Сегментируйте аудиторию. Четко определитесь с тем, к кому вы обращаетесь. Подумайте, кому книга будет интересна, и кто после ее прочтения получит выгоду.
+ книга будет интересна специалистам в области биофизики, биохимии и ботаники.
— книга будет интересна всем, кто увлекается биологией и химией.
Конкретизируйте. Конкретная информация убеждает сильнее и делает текст правдоподобным.
+ зеленый, синий и фиолетовый цвета.
— холодные цвета и оттенки.
Уникализируйте. Не копируйте успешные на ваш взгляд варианты, но учитесь на них. Изучите коллег и конкурентов: это поможет сделать аннотацию уникальной.
+ вы узнаете, какие способы и техники помогают лучше запоминать — 5 новых приемов, о которых вам стоит знать.
— вы узнаете самые лучшие способы запоминания информации.
Обещайте быстрый результат. Ставьте близкие цели и напоминайте читателю, что он сможет их быстро достичь.
+ уже после 10 первых страниц вы сможете говорить по-английски вместе с главным героем.
— эта книга поможет вам в будущем овладеть английским языком.
Пишите правду. Если вы думаете, что книга ничем особенным не выделяется, не нужно пытаться ее приукрасить и перевирать. Читатель очень быстро это поймет.
+ сюжет книги не оригинальный, но эта любовная история заставит вас по-новому взглянуть на отношения.
Меньше сложных слов. Если у вас дергается глаз от слов «целеустремленность», «консилиум», «квинтэссенция», то почему вы думаете, что этого не случится с читателем? Перед тем, как написать слово, подумайте, как сказать проще.
+ в книге вы найдете топ-10 рассказов по версии литературного портала «Горький».
— эта книга — квинтэссенция философской мысли на культурную апроприацию.
Не сомневайтесь. Не пишите слова, говорящие о сомнении. В тексте должен быть только утвердительный посыл.
+ Книга поможет разобраться с негативной и позитивной энергетикой.
— Скорее всего, после прочтения книги вы почувствуете, что вас переполняет энергия. Возможно, вы уже будете знать, что делать.
Используйте активные слова и конструкции. Лучше всего оформить текст с воображаемым субъектом действия внутри (читателем) и дать ему действовать.
+ приведенные в книге 45 способов массажа вы можете применить в.
— 45 способов массажа используются в.
Пишите о выгодах. Это касается и художественных текстов. Читатель после прочтения хочет получить эмоцию или навык, умение.
+ после прочтения книги вы поймете, что важно принимать себя со всеми достоинствами и недостатками так, как это делает главная героиня.
— эта книга подарит вам хорошее настроение и заряд бодрости.
Призывайте действовать. Но не агрессивно, а деликатно. Не нужно требовать от читателя купить, позвонить или немедленно отказаться от покупки квартиры, потому что на этой неделе луна в Козероге.
+ Узнайте, о каких 13 эффективных приемах маркетинга пишет Остин Нетзли.
Провоцируйте. Легкая провокация поможет вызвать у читателей нужные эмоции, заставит выбрать именно эту книгу. Используя провокацию, можно быстрее и с меньшими затратами достичь поставленной цели.
+ В книге вы найдете крутые советы, которые помогут вам писать как Стивен Кинг.
Контролируйте эмоции. Слишком эмоциональный текст будет выглядеть как пустословие, а излишне сухой не вызовет доверие.
— Это потрясающая книга, захватывающая в свои объятия с первого абзаца.
Если у вас нет желания и времени самостоятельно разбираться во всех нюансах и тонкостях написания, воспользуйтесь помощью опытных экспертов Studently.
Как написать аннотацию книги
Аннотация книги – это квинтэссенция замысла автора, выжимка сюжета. Аннотация – это рекламный трюк, крючок, на который будет пойман читатель. Но писать аннотации есть смысл и до выхода книги в свет: для того чтобы привлечь внимание издателя. А, прежде всего, для упрощения работы над романом в том случае, если вы используете «метод снежинки». О том, как написать книгу, начав с аннотации, читайте в сегодняшнем тексте.
Классика аннотации
В советском обществе не существовало рекламы, в ней просто не было нужды, поскольку товаров и книжной продукции в том числе было катастрофически мало: раскупались влет. Поэтому аннотации на книги, изданные в доперестроечное время, носят сугубо информационный характер. Они не заманивают, не завлекают читателя, не призывают его потратить последние деньги, но купить. Здесь мы сталкиваемся с чистой информационной аннотацией, лишенной рекламного, коммерческого привкуса. Читать их довольно занятно. А для писателей полезно – именно такие аннотации стоит писать на свое произведение вначале работы: кратко рассказывающие историю, а не продающие ее, либо излагающие основную мысль произведения, обозначающие его проблематику.
Дабы не быть голословными, мы предлагаем проанализировать аннотации на книги, вышедшие из-под пера писателей с мировым именем. Мы подобрали издания, увидевшие свет и в конце советской эпохи, и в постперестроечное время, чтобы сравнить аннотации разных времен и узнать, как они сделаны.
Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен». 1988
«Во всемирно известном романе «На западном фронте без перемен», одном из самых характерных произведений литературы «потерянного поколения», немецкий писатель Э.М.Ремарк изобразил фронтовые будни первой мировой войны, сохранившие солдатам элементарные формы солидарности, сплачивающей их перед лицом смерти. Социально-критические достоинства романа, гуманность и нравственное обаяние его героев служат основой успеха романа у читателя».
Аннотация сугубо информационная. Собственно, начинающему писателю будет интересно только первое предложение. И даже только та его часть, в которой рассказывается, о чем писал Ремарк. Перед нами не что иное, как изложение идейной концепции романа. То есть издатели пытаются сразу задать смысловой вектор произведению, дабы читатель знал, о чем пойдет речь.
Писать такие аннотации для своей книги есть смысл в том случае, когда автор сам до конца не может сформулировать идеи, которые будут звучать в романе.
Упражнение по написанию подобных информативных аннотаций, где основное внимание уделяется идеям романа, особенно полезно, когда автор готовит синопсис рукописи для презентации издателю.
Айзек Азимов «Конец Вечности. Сами Боги». 1990
«Предлагаемые читателю романы классика американской фантастики А.Азимова являются своего рода предостережением от бездумного и корыстного вмешательства в законы развития природы и человечества и призывают использовать достижения науки исключительно в гуманных целях».
Аналогичная аннотация, в которой речь идет об идеях, поднимающихся в произведении. Аннотация кратко рассказывает, о чем говорится в романах Азимова, какие темы он поднимает, какие смысловые пласты затрагивает и даже более того – к чему призывает и от чего предостерегает.
Маленькое лирическое отступление об аннотациях такого рода: фокус в том, что подобные аннотации советской и перестроечной эпохи создавались отнюдь не авторами романов, а издателями, литературными редакторами, литературными критиками – то есть людьми, интерпретирующими, трактующими художественный текст так, как это выгодно издательству на момент публикации. Возможно, если бы спросили Азимова, к чему он призывал своих читателей, он дал бы совсем иной ответ.
Кобо Абэ. Избранное. 1988
«В издание включены три романа известного японского писателя Кобо Абэ «Чужое лицо», «Сожженная карта», «Человек-ящик», посвященные теме одиночества человека во враждебном ему капиталистическом обществе. От общества убежать нельзя – приходит к выводу Кобо Абэ. Только изменив его, можно изменить и условия человеческого существования».
Идеологизированная аннотация. Тот же коленкор, что и в предыдущих двух: в аннотации речь идет о теме произведения и опять же излагается идейная концепция автора, с точки зрения издателей. И если говорить об аннотации с читательской точки зрения, то подобные варианты любопытны как раз тем, что являются ключом к произведению в целом, поскольку отражают основную его мысль. Ну, а для автора, повторимся, тренировка в написании таких аннотаций полезна с точки зрения уяснения основной мысли произведений и при подготовке синопсиса романа для издателя.
Курт Воннегут «Колыбель для кошки». 2000
«Послушайте, когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного тому назад… Тогда, когда все были молоды… Послушайте – мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно – быть свободными и умными. Правда была неправдоподобнее всякого вымысла. Женщины были злы и красивы, а мужчины – несчастны и полны глупых надежд. И крутилась, крутилась жизнь, запутываясь все сильнее – как дикая, странная игра по имени «Колыбель для кошки».
Это аннотация совсем иного типа. Она подобна маленькому рекламному ролику. Согласитесь, похоже на текст трейлера к кинофильму. Это и есть трейлер, только текстовый, демонстрирующий читателю наиболее «зрелищные» фрагменты романа, но не касающийся сюжета, героев, конфликта. Да, здесь есть интрига – последнее предложение намекает на крах цивилизации, разрушение сытой жизни успешных буржуа. Но это лишь намек. Аннотация строится на недосказанности. Цепляющий, стилистически гладкий текст должен пробудить в читателе интерес уже одними намеками на захватывающий сюжет. Мы бы назвали такой вид аннотации лирическим.
Создать подобную аннотацию на свое произведение можно как на старте, так и в финале работы. На старте этот рекламный текст можно использовать в качестве вступления романа. В финале – при подготовке синопсиса произведения.
Джон Фаулз «Волхв». 1965, 2006
«На затерянном греческом острове загадочный «маг» ставит жестокие психологические опыты на людях, подвергая их пытке страстью и небытием. Реалистическая традиция сочетается в книге с элементами мистики и детектива. Эротические сцены романа – возможно, лучшее, что было написано о плотской любви во второй половине XX века».
Вот она – аннотация, с которой можно начинать работу над романом по «методу снежинки». Первое предложение этой аннотации – краткая история, рассказанная Фаулзом. Стремиться нужно к такой же краткости, не лишенной рекламного налета. Согласитесь, здесь есть интрига, и в то же время изложена суть произведения.
Аннотация построена по формуле «Кто-то сделал что-то». Если вы хотите начать писать книгу с аннотации, стоит попробовать максимально сжато изложить свою историю, используя эту формулу.
Второе и третье предложения аннотации – это уже заигрывание с читателем и заманивание его. Поскольку первым серьезным читателем начинающего автора становится редактор, включать в свою аннотацию подобные пассажи стоит, когда готовится презентационный материал для издателя.
Нил Гейман «Американские боги». 2001
«Брошенный за решетку на три долгих года, неразговорчивый парень по прозвищу Тень терпеливо ждет того дня, когда он сможет вернуться домой. Он больше не боится того, что может принести завтрашний день, и хочет лишь воссоединиться с любимой женой Лорой и начать новую жизнь. Но всего за несколько дней до его освобождения Лора и лучший друг Тени гибнут в автокатастрофе. Жизнь Тени теряет всякий смысл, и он принимает неожиданное предложение поступить на службу к загадочному попутчику по имени мистер Среда. Тем более что этот насмешливый мошенник, кажется, знает о Тени больше, чем он сам. Оказывается, что жизнь в качестве телохранителя, водителя и мальчик на побегушках мистера Среды куда интереснее и опаснее, чем мог предположить Тень. Вскоре он узнает, что прошлое никогда не умирает… и что под спокойной поверхностью повседневности зарождается буря — эпическая война за саму душу Америки. А сам он стоит прямо на ее пути…»
В этой аннотации мы встречаем изложение завязки романа и здесь же присутствует интрига — намек на масштабный замысел и сюжет, выходящий за рамки триллера. То есть маркетологи, писавшие эту аннотацию, рассчитывали не столько проинформировать читателя, сколько заманить его в текст, продать ему книгу обещанием остросюжетной истории.
Донна Тартт «Щегол». 2013
«Роман, который лауреат Пулитцеровской премии Донна Тартт писала более 10 лет, — огромное эпическое полотно о силе искусства и о том, как оно — подчас совсем не так, как нам того хочется — способно перевернуть всю нашу жизнь. 13-летний Тео Декер чудом остался жив после взрыва, в котором погибла его мать. Брошенный отцом, без единой родной души на всем свете, он скитается по приемным домам и чужим семьям — от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, — и его единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр голландского старого мастера».
В этой аннотации и упоминание о том, что Трат — лауреат Пулитцеровской премии, и сведения о создании романа. Здесь же упоминается одна из магистральных тем романа — живительная, чудодейственная сила искусства. И в то же время приводится не только завязка, но часть сюжета: скитания Тео Декера, его привязанность к украденной картине. Одни сплошные спойлеры для читателя. Но для автора аннотация, написанная в такой форме, может стать отправной точкой для создания полноценного произведения.
Дмитрий Глуховский «Текст» 2017
«Текст» — это психотриллер и криминальная драма, нуар и книга об отношениях отцов и детей, история о невозможной любви и бесполезном возмездии. Действие разворачивается в сегодняшней Москве и ее пригородах.
Телефон — это резервное хранилище нашей души. В нем самые яркие наши воспоминания, фотографии смеха и наше видео о том, как мы пытаемся почувствовать счастье. В почте — письма от матери и вся подноготная нашей работы. В истории браузеров — все, что нам интересно на самом деле. В чатах — признания в любви и прощания. В нем снимки наших соблазнов и свидетельства грехов, слезы и обиды. Такое время. Картинки. Текст.
Телефон — это и есть я. И тот, кто получит мой телефон, может стать мной — для всех остальных. И они даже ничего не заметят — а когда заметят, будет уже слишком поздно. Для нас всех».
Эта аннотация погружает читателя в мир произведения, рассказывает о месте и времени действия. Здесь же излагается один из основных идейных посылов романа. Но при этом нет информации о герое, сюжете, даже не упоминается завязка для завлечения читателя. Все это компенсирует актуальная тема, которая сама по себе должна сработать как крючок, на который будет поймано читательское внимание.