Блог автора сайта
История о том, как я стал сочинять оркестровую музыку.
Я давно ничего уже не выкладывал из видеоуроков по игре на фортепиано и сейчас расскажу почему. В конце рассказа я продемонстрирую то, чего добился за последние полгода.
Где-то полгода назад я принял решение начать наконец-то овладеть музыкальным редактором. До этого моё музыкальное творчество ограничивалось фортепианными соло-композициями и мне захотелось двигаться дальше в направлении сочинения музыки и овладеть этим умением на хорошем уровне.
Для начала я решил сочинить песню, чтобы потом облачить её в современный многодорожечный трек. Каково же было моё удивление, когда музыку и слова к песне я сочинил за один день! Ничего себе начало, подумал я…
У меня был раньше опыт работы в музыкальном редакторе, но то, что у меня получалось, слушалось откровенно говоря «так себе».
Пример моей старой-престарой работы, созданной еще в FL-studio лет 10 наверное назад (уже и забыл когда):
Это вторая из двух созданных тогда работ. У меня ещё не было ни миди-клавиатуры, ни электронного фортепиано и все ноты приходилось продумывать и прописывать мышкой. Оценивая сейчас эту работу, я могу сказать, что в ней куча недочётов, таких как «дёшево» звучащие инструменты, неправильно выстроенное пространство, отвратительная ритм-секция, однако по музыкальной части (мелодия и гармония) всё вполне сносно.
В целом было ясно, чего мне не хватало — профессионализма в плане выбора инструментов, их обработки и всего того, что можно назвать «сведением и мастерингом».
Чтобы исправить существующий недостаток, на этот раз я не стал идти методом проб и ошибок в течение многих лет, а занимался один на один с одним известным в сети преподавателем. В общем важно то, что в течение нескольких месяцев ежедневно посвящая этому делу по несколько часов, я довольно быстро двигался к цели. С преподавателем мы воплотили в виде многодорожечного трека всю идею моей песни. К сожалению из-за того, что сам я пою плохо, а вокалиста пока не удалось найти, песня так и «зависла» на этапе вокала, когда всё остальное уже готово…
Моя песня с моим ужасным голосом (кто сможет спеть лучше — вставлю Ваш вокал):
Поскольку написать я хотел не о песне, а о том, что случилось дальше, то продолжу рассказ.
Был очень сложен не сам процесс придумывания мелодии и гармонии (хотя преподаватель говорил, что у многих именно с этим и бывает проблема), а процесс поиска нужных звуков, их детальная, тщательная обработка. Это настолько выбивало из колеи и делало процесс создания музыки «рутинным», что я обратил своё внимание на другой вид музыки — стоковой музыки. Кто не знает, существуют аудиостоки, где любой автор может выложить свои музыкальные работы и попытаться их продать. Ну и конечно же, любой желающий приобрести музыку для своего видео/презентации/фильма, может сделать это на аудиостоке. Я уже давно размещал первые свои фортепианные работы на audiojungle.net, но это не совсем та музыка, которая хорошо там продаётся, поэтому я решил попробовать создать что-нибудь в духе бэкграундной музыки, которая выложена на этом стоке.
Пробовал делать разное.
Детский трек «Funny Game music»:
Сейчас очень модно снимать детские видеоблоги и частенько для этих видеосюжетов требуется музыка, т.к. без музыки иной раз смотреть такое видео становится довольно скучно.
Трек в POP-стиле, предназначенный сделать хороший фон для видеоблога после хорошо проведенного отпуска:
В треки всегда старался также вставлять по максимуму свой основной инструмент — фортепиано, т.к. хорошее владение инструментом всегда является преимуществом перед теми композиторами, которые этим инструментом не владеют в должной мере и клепают треки, используя навыки игры на гитаре, других инструментах, или же просто набивая ноты мышкой в музыкальном редакторе.
Мотивационная музыка (модное направление корпоративной мотивационной музыки для презентаций):
Постепенно в треках стали появляться оркестровые инструменты. Поначалу старался использовать их довольно дозированно, чтобы только подчеркнуть идею трека, а не забивать весь трек только оркестром. Но уже само звучание этого «мотивационного» трека за счёт оркестра стало более нежным и отличающимся от большинства других треков, выложенных в этом стиле на аудиостоках.
Трек в стиле «Хэллоуин», сделанный как пародия на Jingle Bells. Для трека даже нанимал диктора, который записывал хохот Санта Клауса. Получилось интересно:
(Было сделано еще несколько треков, но думаю, что не стоит перегружать эту историю слишком большим объёмом музыки)
Постепенно я пристрастился к использованию оркестровых инструментов. Помимо скрипок стал добавлять и духовые деревянные и медные инструменты, оркестровую перкуссию.
Трек в кинематографическом стиле, который я назвал «Magic Night Orchestra» («Волшебный ночной оркестр»):
Этот трек передаёт настроение ночи, зажигающиеся звёзды и мечты. Он нарочно сделан в медленном темпе, и, кроме того, темп в течение всего трека изменяется, ускоряясь в более динамичных местах и замедляясь в менее динамичных. В конце трека пошла совсем другая мелодия и другая аранжировка, намекающая на волшебство ночи.
Трек в стиле одного из любимых киношных композиторов — Ханса Циммера (Hans Zimmer), который сочинял музыку для фильмов «Интерстеллар», «Дюнкерк» и многих других:
Интересной особенностью данного трека является то, что первая половина трека не имеет чёткого музыкального размера. Попробуйте просчитать его на 4 доли и ничего не получится, на 5 долей — где-то совпадёт, где-то нет. Удивительно, но факт — произведение слушается вполне нормально даже при отсутствии чёткой дольности ритма! Когда я писал мелодию к этому треку, то я старался уловить настроение и не обращать внимание на соблюдение размера. Когда уже закончил оформлять мелодию и добавлять инструменты к первой части, то стал считать такты и у меня вдруг челюсть отвисла — такты не хотели считаться. Тем не менее, я оставил всё как есть, т.к. эта нестыковка даёт важный момент — она как бы удлинняет вступление и делает его менее привязанным к темпу. Во второй половине произведения, ближе к концу, я урезал мелодию, чтобы появился чёткий четырёхдольный размер. Это было нужно для нагнетания обстановки в музыке. В конце использовал приём полутонового повышения баса (повышающийся тон Шепарда), который использовал Циммер в своих произведениях (да и не только он, конечно же!)
После этих двух треков я понял, что писать музыку именно в этом «киношном» стиле доставляет наибольшее удовольствие. Именно здесь я могу раскрыть свой потенциал композитора, т.к. с одной стороны, легко придумываю гармонию и мелодию для всех партий инструментов, входящих в состав оркестра. С другой стороны, в оркестровой музыке ограничен набор инструментов, нет нужды часами просиживать за поиском нужного звука или обработкой инструмента с целью получения какого-то конкретного звучания. Ура! Это было именно то, что нужно!
Надо сказать, что треки без оркестровой музыки сочиняются быстрее — вполне можно написать за 4-5 часов всё целиком, однако я не совсем владею техникой сведения и мастеринга и эту часть работы не делаю, а поручаю другим людям. Треки, содержащие только оркестровые библиотеки, как правило не нуждаются в компрессии, т.к. оркестровая музыка не должна «долбить», а наоборот, должна звучать со всем диапазоном громкостей, которые только возможны. Необходимо только настроить пространство трека, настроить баланс звучания инструментов, параметр экспрессии, артикуляцию, подкорректировать общую громкость трека и готово! ? В этом большой плюс оркестровой музыки.
Треки в таком стиле у меня получается писать в среднем за 3 дня. Первый день уходит на сочинение вступления и первой части трека. Второй — на сочинение всего остального произведения. Третий день — на корректировку звука по всей длине трека. Последний этап один из самых важных, т.к. всё должно звучать идеально. Приходится по 20-30 раз прослушивать всё произведение целиком и исправлять какие-то замечания, возникающие по ходу прослушивания.
Понятное дело, что те оркестровые треки, которые я пишу на текущий момент — это саундтрековая музыка. Это не симфоническая музыка и не призвана приковывать внимание слушателя на долгое время. Вполне достаточно 3-4х минут, чтобы создать особое настроение, которое вместе с видеорядом должно передаться зрителю.
В последнем на текущий момент треке (закончил его буквально сегодня) я также добавил арфу, чтобы создать некое романтическое настроение:
Этот трек также предназначен для создания позитивного настроения для сцены из фильма или саундтрека к титрам. Эта музыка передаёт настроение надежды на хорошее будущее. Под эту музыку хорошо мечтать. Есть небольшая нотка сомнения, но она разрешается и музыка как бы говорит говорит: «не переживай, не сомневайся, всё будет хорошо!». Этот трек вполне можно растянуть еще на несколько минут, вставить вариации, убрать или добавить другие инструменты, он довольно универсален.
Большим желанием на текущий момент является заняться каким-то реальным проектом по созданию музыки для реального фильма. Хочется уловить настроение фильма и передать его зрителю через музыку, а не выдумывать настроение из головы. Уверен, что у меня это получится, я чувствую в себе эту силу и хотел бы, чтобы Вы посоветовали мне, как стать композитором реального фильма, если Вы знаете, что для этого нужно сделать? Если не знаете, то напишите в комментариях, какие треки Вам понравились и почему? Буду рад любым комментариям и советам.
Как создавать музыкальные произведения в FL Studio: интересные приемы
Сегодня я хочу рассказать о том, какие основные приемы используются при создании музыкальных произведений в программе FL Studio. Я сам пишу музыку и использую для ее обработки различные инструменты, в том числе продукты от компании Image-Line («FL Studio» и «Deckadance»), и вхожу в ее Power Users List (в этом списке я – единственный музыкант из России). В этом топике я расскажу о том, как использовать прием наслоения (на примере ударных партий и вокала), а также о том, как подготовить записанный вокал к последующей обработке.
Наслоение
Этот приём часто используется музыкальными продюсерами. Так повелось, что музыкальные продюсеры в России по сути являются менеджерами артистов, в остальном же мире продюсеры — это люди, которые создают музыку в так называемых секвенсорах (музыкальных программах по созданию музыки). Например, Lady Gaga, даже если и умеет сочинять песни, не может сама создать конечный продукт и с этим ей помогают те самые продюсеры. Один из известнейших продюсеров, работавший с ней — RedOne.
Так вот, вернемся к наслоению. Этот прием используется для того, чтобы придать полноту звучания любому из ваших инструментов, а также треку в целом. Наиболее часто он используется при создании партии ударных и вокальных партий. Сначала рассмотрим наслоение на примере партии ударных.
Также оправдано использование уже записанных заранее ударных петель. Они обычно представляют собой уже полные и готовые версии ударных и могут быть разбиты на части (например, бочки отдельно, тарелки отдельно, перкуссии отдельно, тамбурины отдельно), и если сложить их вместе, получится полноценная ударная партия. Они называются «Drum Loops» и в большом количестве представлены в интернете. Помимо прочего, существует множество программ с готовыми библиотеками ударных, ярким примером которых являются «XLN Audio Addictive Drums», «Spectrasonics StyleRMX», «Native Instruments Machine» и другие.
Рассмотрим наслоение основных бочек («kick») на указанном ниже рисунке. Для того, чтобы получить насыщенный и плотный звук бочки, я использую три их разные вариации. Студийная плотная бочка (Studio Kick), сэмпл акустической бочки из библиотеки готовых ударных (Acoustic Kick) и электронная сгенерированная бочка (Electronic Kick).
Каждая из этих бочек имеет собственное звучание, но вместе они начинают звучать намного плотнее, чем по отдельности. При совмещении различных ударных, необходимо учитывать, что они могут и не сочетаться вместе, поэтому порой приходится подвергать их эквализации. На рисунке, представленном снизу, у одной из бочек (слева) убраны низкие басовые частоты, и она создает так называемый хлопок или щелчок в верхнем диапазоне частот, а у другой акцент сделан на низкие частоты, и она заполняет собой басовую составляющую.
При комбинировании ударных, составленных из «One Shot»-сэмплов, можно использовать такие программы, как «Native Instruments Battery» или «Image-Line FPC». Там вы сможете выставить громкость каждого из инструментов, разнести их по панораме. На рисунке внизу представлены 3 бочки, совмещенные в одной ячейке программ «Image-Line FPC».
Кроме того, в музыкальном продюсировании часто используют наслоение уже готовых партий ударных петель. В своей музыкальной практике я использую оба этих подхода, а именно: сам составляю часть партии ударных из «One Shot»-сэмплов, а часть заполняю уже готовыми петлями ударных, подобранных мною из специальных библиотек или программ. На примере внизу зеленым цветом выделены 6 уровней ударных, составленных мной (3 уровня бочки, один хлопок, закрытые тарелки и металлические перкуссии), а так же 4 уровня готовых ударных петель, закрашенных синим. Все вместе они составляют полную ударную партию песни, использованную в припеве. Такой комплексный подход позволяет получить более полноценное звучание ударных.
Работа с вокалом
Начальная обработка вокала. Рассмотрим обработку вокала на начальном этапе, а затем уже поговорим о наслоении вокала. Естественно, первым делом вокал нужно записать. Для этого я использую встроенный в FL Studio плагин «Edison». Чтобы записать вокал, нужно выбрать входящий канал, к которому подключен ваш микрофон, а затем на этот же канал добавить плагин «Edison», выставить переключатели «NOW» и «IN NEW PROJECT», после нажать кнопку записи и записать ваш вокал (все указано на рисунках внизу).
Не спешите сохранять вокал, сразу после того как он будет записан. Для начала нужно избавиться от лишних шумов, которые обычно выдает ваш микрофон, провода, аудиокарта, а также источники звука в помещении. Для этого постарайтесь немного помолчать после записи вокала, тем самым оставив небольшой участок, с которого можно будет считать шумы, образующиеся при записи. Затем выберите данный участок и откройте «Clean Up Tool», как показано на рисунке внизу.
Затем плагину необходимо будет составить так называемую «карту шумов», которую он и будет исключать из вашего вокала. Чтобы сделать это нажмите кнопку «Acquire noise profile».
Затем закройте «Clean Up Tool» выделите весь вокал, который вы записали, снова откройте «Clean Up Tool» (зеленым будут отмечены области, где были зарегистрированы наибольшее количество шумов), выставите значение «Amount» примерно посередине и нажмите «Accept».
Затем (в окне «Edison») вы увидите и услышите, что ваш вокал заметно очистился.
Теперь разберем, как убрать из вашего вокала слишком громкие согласные «С» и «З». В производстве данный процесс называется «De-essing». Дэ-эссинг можно выполнить и с помощью плагинов (например, «AVOX Sybil» или «Fabfilter Pro-C»), но этот процесс можно провести и вручную. Это актуально потому, что многие плагины для дэ-эссинга все-таки подвергают обработке и тем самым искажают весь ваш вокал, а не только согласные, и, чтобы оставить остальные части вашей записи нетронутыми, можно использовать «ручной» подход.
Для этого загрузите ваш вокал в «Edison». Переключившись на спектральный вид (как показано внизу):
… вы увидите громкие звуки «С» и «З» (отмечены на рисунке ниже):
Затем выделите в «Edison» один из участков, где расположены согласные и откройте «Equalize», там вы увидите этот участок более подробно. Обычно звонкие согласные располагаются в диапазоне от 5K до 15K. Вырежьте эти частоты, выставьте «Mix» примерно на 50% и нажмите «Accept» (все указано на рисунке внизу).
Далее нужно проделать эту процедуру со всеми звонкими согласными «С» и «З». Также можно поступить и с громкими вдохами, только эквализировать нужно будет весь диапазон частот (по сути просто сделать их тише).
Наслоение при создании вокальных партий. Теперь рассмотрим приём наслоения, который можно и нужно использовать и при создании вокальных партий. Всем известные бэк-вокалы – это, по сути, и есть наслоение. Однако, в данном вопросе есть несколько различных подходов.
Первый подход заключается в том, что вы приглашаете бэк-вокалистов, либо сами исполняете свои бэки. Плюсы данного подхода очевидны, реальный голос пока невозможно ничем заменить. Минусы: вам понадобятся как студия записи, так и хорошие бэк-вокалисты. Далее записанный вокал добавляется к ведущему вокалу без точной подгонки во времени (то есть вокалы могут звучать немного вразнобой, но не сильно).
Второй подход заключается в том, что вы можете использовать такие программы, как «Antares Autotune» или «Image-Line Pitcher», чтобы создавать гармонические бэк-вокалы, имея только одну главную вокальную партию. Вкратце опишу процесс создания этих беков.
Сначала необходимо записать основную вокальную партию (так называемый «Lead Vocal»). Затем обработать её (про обработку вокала речь пойдет чуть ниже) и импортировать в FL Studio. Далее необходимо послать вокал на канал эффектов, где расположен Pitcher, как указано ниже.
В Pitcher необходимо выставить следующие показатели: включить кнопку «MIDI» (когда вы включите эту кнопку в левом нижнем углу появится номер порта, его необходимо запомнить), и кнопку «HARMONIZE». Также можно выставить переключатель «Replace-Mix» в одно из двух положений. Положение «Replace» полностью убирает основной вокал и оставляет только сгенерированные плагином гармоники. Как не сложно догадаться, положение Mix оставляет и ваш вокал, и сгенерированные гармоники.
Затем необходимо добавить в инструменты «MIDI out», и в его настройках указать порт, который ранее был указан в левом нижнем углу Pitcher.
Затем, открыв «Piano Roll», можно задавать гармоники для генерации (плагином). Нужно указать ноты, которые плагин будет генерировать исходя из вашего основного вокала, и расставить их во времени таким образом, чтобы они совпадали с основным вокалом и создавали правильные гармоники, например так, как указано на рисунке внизу.
Плюсы этого подхода заключаются в простоте и быстроте создания гармоник, а также в том, что эти гармоники будут точно копировать ваш вокал, поэтому долго подгонять его по местоположению в миксе не придётся. Ну а главным минусом такого подхода является звучание этих бэков. Как ни крути, но избавиться от синтезированного звучания не получится.
Третий путь лежит в совмещении обоих подходов. Даже имея лишь одного вокалиста (в моём случае это я сам) можно получить большие, полные и реалистичные вокальные партии. Все, что вам необходимо — это с помощью описанного выше метода создать подходящие гармоники. Затем необходимо запомнить то, как звучат ваши гармоники. Чтобы понять и услышать, как звучат только гармоники, в программе Pitcher необходимо выставить переключатель на «Replace» и запомнить звучание гармоник, а затем постараться воспроизвести их самостоятельно. Поначалу, возможно, будет непривычно петь такие бэк-вокалы, ведь нужно петь их максимально ровно на всем их протяжении и стараться убрать из своего вокала лишнюю экспрессию и «гуляние» по нотам. Если вы не попадете в ноты в каком-либо моменте, можно подправить ваши бэк-вокалы в программах «Celemony Melodyne Editor» или «Image-Line Newtone». Настоящие вокалы, даже экстремально обработанные с помощью этих плагинов, все равно будут звучать более реалистично, чем сгенерированные гармоники.
Ясно, что чем больше слоёв бэк-вокалов, тем полнее звучит вокальная партия. Но важно помнить, что каждый раз петь одинаково не получится, и порой одна фраза будет звучать длиннее другой и т.п. Поэтому, бэк-вокалы нужно расставить точно в соответствии с вашим ведущим вокалом (как указано на рисунке внизу).
Как видно, каждый бэк-вокал подогнан к другим и к ведущему вокалу. Если этого не сделать, вокальная партия целиком будет звучать как месиво. Порой, я использую до 10 слоёв вокала (например, при создании хора в песне), и поэтому для меня это вдвойне актуально. Надеюсь, мои советы окажутся для вас полезными. Результаты того, как я сам пользуюсь этими приемами, можно послушать на моем Soundcloud, а еще можно принять участие в моей кампании на Indiegogo – не сочтите за грубую рекламу и спасибо за внимание!
КАК НАПИСАТЬ ОРКЕСТРОВУЮ МУЗЫКУ В FL STUDIO 20 | HOW TO MAKE ORCHESTRAL MUSIC
Показать панель управления
Комментарии • 55
Очень круто! Профессиональный подход! Замечаешь мелочи, а главное грамотно и понятно все рассказываешь мягким, приятным голосом. Спасибо!? «Оркестр звенит басами»
Я самоучка музыкант я впечатлён звучанием, как будто фильм смотрел, как бы мне такому научится у меня Трек пока звучит как демо и хотелось бы расширить
Я только начинаю учиться и подбираю все на слух (пару лет назад выучила нотную грамоту, но теорию музыки только-только начала учить), и очень вдохновляет человек, который так же без образования делает что-то красивое (потому что иногда появляются сомнения типа а не поздно ли, если нигде не училась). Почитала комментарии, может ошибки и есть, не знаю, но звучит все равно круто. Спасибо за вдохновение и надежду 🙂
Привет) Вроде не плохо, у меня тоже нет нотной грамоты, я самоучка, сейчас пишу супер оркестровую музыку))))Удачи. у меня на канале старые треки, просто выложил в 2020, а так наверное лет 6 им)))) пишу музыку 11 лет))))
информативно и полезно
Зачем накладывать музыку на фон процесса написания музыки? это единственный момент который не понравился, так ролик информативный и интересный, Автор не делай так больше)
Красавчик? Все хорошо и понятно объяснил) Лучший чел, что я нашел) Однозначно: лайк+подписка?
Здравствуйте, Helle) А вы же активировали Berlin orchestra inspire 2 или скачали пиратскую версию? Просто, сейчас, в Native Access так не сделать
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, скачивая контакт 5, в нем уже имеются библиотеки инструментов?
у скрипок звукоизвлечение не смычком а пальцем называется пиццикато, а не то что там у вас чуть не матюком.)))
что за мелодия на фоне?
Где можно скачать трек?
привет, ответь пожалуйста, а kontakt и всю эту библиотеку звуков нужно скачивать отдельно?
Тремола и деление на отрезки вообще не то же самое.
А тебе не приходило в голову отключить фоновую музыку?
Антон, столько ошибок, дисгармоний и прочего я не видел ещё нигде, ни у кого! Без обид, но нотную грамоту нужно выучить! Это не помешало ещё никому. Нет времени учить грамоту, хотя бы пользуйся хелпером в пианоролле. он подсветит ноты из выбранной гармонии. По поводу такого количества инструментов, их же можно вывести из одного контактовского окна на мидиауты, сколько инструментов, столько создавай мидиаутов и выводи на них сигналы из библиотек, зачем так грузить процессор? Сказал всё это не в обиду, а чтобы помочь.