Протокол заседания методического объединения в школе
Зачем и кому нужен
В соответствии со статьей 19 части 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательные учреждения вправе создавать учебно-методические объединения педагогов. Заседания МО проводятся не реже одного раза в течение учебной четверти. В ходе каждого педагогического совета ведется строгая запись, и в итоге составляется протокол решения методического объединения за подписью председателя общества. Председателем избирается наиболее опытный и уважаемый в коллективе педагог, эта работа осуществляется на общественных началах.
Методические объединения создаются на базе образовательных учреждений любого уровня подготовки. Они имеют несколько целей работы:
Как составить
Специальных рекомендаций, как правильно написать протоколы методических объединений СПО, НПО или общеобразовательных учреждений, не существует. Документ ведется в письменном виде, таким же образом, как и протокол любого собрания, с обязательной фиксацией повестки заседания, проведенного обсуждения и выработанных решений.
В заглавии документа ставится порядковый номер (может иметь сквозную нумерацию либо начинаться с первого номера каждый учебный год) и наименование собрания. Например: «Заседание № 1 за 2019/2020 учебный год методического совета школы № 555». Ставится дата проведения заседания и количество участвующих педагогов. Список присутствующих прикладывается на отдельном листе.
Далее перечисляются вопросы повестки дня, описание хода обсуждения по форме: слушали — постановили. В текст пофамильно вносятся выступающие и фиксируется основная суть высказанного. Более развернутый вариант каждого выступления допустимо приложить к протоколу отдельными листами, обозначив их как приложения.
В конце документа все принятые решения объединяются и выносятся отдельным разделом под наименованием: «Решения методического совета».
Одним из обязательных условий того, как правильно написать протокол методического объединения школы, является наличие в конце документа подписи председателя собрания.
Где и сколько хранить
Записи о ходе заседаний педагогического коллектива образовательного учреждения, включая каждый протокол заседания МО в школе, не входят в состав источников комплектования государственных (муниципальных) архивов документов. Эти бумаги должны храниться в школе, в соответствии с разработанным положением о школьном архиве. Протоколы заседаний МО, как и записи о ходе других собраний трудового коллектива образовательных учреждений, имеют постоянный статус хранения.
Образец протокола
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 555»
Заседания школьного методического объединения
14 сентября 2019 г. № 2
Председатель — Васильева А.И.
Секретарь — Петрова Т.Н.
Присутствовали: Васильева А.И., Степанов А.И., Иванов Е.В., Петрова Т.Н., Синицын И.И., Капитоненко А.Т., Сергеев П.Р., Манулко Б.П.
Степанова А.И.: ознакомление присутствующих с методическими рекомендациями по формированию культуры работы со справочными пособиями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС (краткое содержание выступления прилагается к протоколу на отдельном листе).
Петрову Т.Н., поделившуюся своими наблюдениями и опытом работы на тему: «Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со справочными пособиями на уроках в 5-7 классах».
«Коммуникативная компетенция является одной из приоритетных навыков учащегося, ведь это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Роль умения обращаться и получать данные из справочных пособий трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к умению найти, оценить, воспринять и донести до окружающих данные, содержащиеся в справочной и дидактической литературе. Обучение учащихся навыку и культуре обращения к справочной литературе приобретает особую значимость в современной ситуации, когда отмечается снижение уровня культуры образования в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении» (краткое содержание выступления прилагается к протоколу на отдельном листе).
Степанов А.И., Иванов Е.В., Петрова Т.Н. поделились своими впечатлениями об открытом уроке в 6 классе по теме: «Предложение и его значение в литературной речи».
Иванов Е.В. «Учитель Синицын И.И. знает систему требований ФГОС к уроку русского языка, использует основные приемы, методы, легко владеет ИКТ, уместно вводит разные виды работ на уроке, чтобы решить все поставленные задачи и цели. Технологическая карта урока у учителя имеется. Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию».
Петрова Т.Н. «Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи (литература, история).
Учитель Синицын И.И. умеет создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности:
На уроке присутствует взаимопонимание. Атмосфера доброжелательная, способствующая активному творческому труду».
Степанов А.И. «Учитель Синицын И.И. напоминает о соблюдении единого орфографического режима.
Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. Гигиенические требования: температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы. Учащиеся в конце урока оценивают свою работу и делают выводы по теме урока. Умеют самостоятельно оценить уровень одноклассников. Цели урока достигнуты учителем».
ПРОТОКОЛ заседания методического совета
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
заседания методического совета
от 27 августа 2020 г.
1. Итоги работы методического совета за 2019-2020 уч.гг.
2. Основные задачи и направления работы педагогического коллектива на 2020-2021 уч.гг. в соответствии со стандартами ФГОС СПО третьего поколения и единой методической темой техникума.
3. О планировании работы цикловых комиссий и индивидуальных планах работы преподавателя.
4. Рассмотрение учебно-методической документации в соответствии со стандартами ФГОС СПО.
5. О подготовке к аккредитации специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
6. Информация о выполнении решений предыдущего методического совета.
По первому вопросу слушали Сердюкову О.Г.
На сайте техникума: http://feopoliteh.ru/ и в сообществе ВКонтакте: Online ФПТ размещены:
— Инструкции по организации работы в условиях дистанционного обучения в ГБ ПОУ РК «ФПТ» для обучающихся и преподавателей;
— Инструкция по организации тест-опросов и проверки присутствия с обратной связью посредством инструмента MICROSOFT FORMS;
— Методические рекомендации по проведению промежуточной аттестации и текущего контроля с применением ЭО и ДОТ;
— Методические рекомендации по разработке видеолекций ( видеолекции в форме слайд-фильм);
— Рекомендации для преподавателей по работе в условиях дистанционного обучения;
— Методические рекомендации по организации и реализации воспитательной работы классного руководителя ГБ ПОУ РК «ФПТ» с использованием электронного обучения и дистанционных технологий;
— Дополнение к Положению о порядке ведения журналов учета учебных занятий при реализации ППССЗ ФГОС СПО;
— Дополнение к Положению о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации ППССЗ в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»;
— Дополнение к Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»;
— Дополнение к Положению о практике обучающихся, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»;
— Дополнение к Положению о государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам среднего профессионального образования.
На заседаниях педагогических советов рассматривались следующие вопросы:
— Основные задачи и направления работы педагогического коллектива на 2019-2020 уч.гг.;
— Итоги проведения практики. Проблемы и перспективы ;
— О состоянии работы по противодействию коррупции в ГБ ПОУ РК «ФПТ» и мерах по предотвращению коррупционных проявлений среди преподавательского состава ;
— Результаты трудоустройства выпускников 2019г. Мониторинг рабочих мест ;
— Отчет о профориентационной работе в 2018-2019 уч.гг. и задачи на 2019-2020 уч.гг ;
— Аттестация педагогических работников 2019 – 2020 г. г. ;
— Совершенствование и развитие учебно-методической и материально-технической базы техникума согласно стандартов и требований WorldSkillsRussia ;
— О мероприятиях и социальных проектах по духовно-нравственному воспитанию, реализующихся в ГБ ПОУ РК «ФПТ»;
— Анализ воспитательной работы техникума;
— Организация работы по предупреждению вредных привычек, профилактика возникновения суицидального поведения среди студентов техникума.Анализ работы по профилактике правонарушений и девиантного поведения среди обучающихся техникума;
— О предварительной педагогической нагрузке на 2020-2021 уч.гг.
Уделялось серьёзное внимание анализу успеваемости, посещаемости занятий студентами, анализу проведения открытых занятий и внеаудиторных мероприятий: творчество студентов, использование инновационных технологий, результативност и мероприятий.
На заседаниях методических советов рассматривались следующие вопросы:
— О планировании работы цикловых комиссий и индивидуальных планах работы преподавателя;
— Рассмотрение учебно-методической документации в соответствии со стандартами ФГОС СПО третьего поколения;
— Разработка учебно – методических материалов по формированию профессиональных компетенций в рамках ФГОС третьего поколения;
— Состояние учебно-методической документации по преподаваемым дисциплинам;
— Рассмотрение и утверждение учебно-методической документации;
— Пути и средства повышения эффективности и качества учебного занятия как формы учебной деятельности;
— Об аттестации педагогических работников;
— Педагогический рост преподавателей. Анализ взаимопосещений занятий;
— Анализ методической работы преподавателей;
— Уровень проведения «Недель цикловых комиссий»;
Преподаватели техникума постоянно совершенствуют свое мастерство, используя знания, полученные на курсах повышения квалификации.
За отчетный период хочется отметить открытые занятия, проведенные на высоком методическом уровне с использованием активных и интерактивных технологий с применением мультимедийного проектора и мультимедийной доски преподавателями:
— лекция: «Приборы радиационной и химической разведки и контроля» /преподаватель Кепа А.Т./
— лабораторное занятие: «Инструментальные средства работы языка Ассемблер» /преподаватель Сейтиминова М.И./
— занятие обобщения и систематизации знаний: «Преобразование графиков тригонометрических функций» /преподаватель Филоненко О.Ю./
— комбинированный урок: «Окислительно- востановительные реакции» /преподаватель Старовойтова Т.Н./
— комбинированное занятие: «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации» /преподаватель Ульяницкая Н.Н./
— комбинированный урок: «Современная политическая карта мира» /преподаватель Гагкаева И.А./
— лекция- визуализация: «Учет основных средств» /преподаватель Баранова А.В./
— практическое занятие: «Анализ движения денежных потоков организации (формы № 4)» /преподаватель Загайнова Н.Н./
— практическое занятие: «Расчет используемого сырья и оформление технологической документации для производства мучных блюд и изделий» /преподаватель Агапова И.Ю./
С целью мониторинга качества образования были проведены директорские контрольные работы. Результаты отражены в таблице.
Протокол заседаний методического совета 2016-2017 уч.год
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
заседания методического совета
от 02.09.2016г. присутствует 4 чел.
Планирование работы на 2016-2017 учебный год.
Анализ и планирование методической работы на 2016-2017 уч.г.
Планирование работы методических объединений.
Аттестация педагогических кадров.
По первому вопросу была заслушана методист Медведева И.Н., которая провела анализ работы за 2015-2016 уч.год.(Приложение №1). И.Н. рассказала о новой Программе методической работы, которая начинает действие с нового учебного года. Методист зачитала некоторые наиболее важные положения Программы, в т.ч. план методической работы в соответствии с внедряемым Профстандартом педагога дополнительного образования.
Решение: считать методическую работу за 2015-2016 уч.год удовлетворительной и принять новый план на 2016-2017уч. год.
По второму вопросу выступила методист Кучеренко Л.А. Она зачитала план работы методических объединений на 2016-2017 уч.год.(Приложение№2)
В дополнение к выступлению было отмечено, что работа методобъединений должна строиться с учетом профстандарта и участия педагогов в региональном эксперименте по его внедрению.
Решение: Принять план работы методических объединений с учетом дополнений.
По третьему вопросу зам. директора Чаленко В.Г. познакомила со списком педагогов, которые должны пройти аттестацию в новом учебном году. Это следующие педагоги: Асташкина Е.Р., Евлампиева Г.В., Целик Н.В. Педагоги имеют большой педагогический стаж, показали высокие результаты участия в разного рода конкурсах, их объединения являются наиболее востребованными, они участвуют в различных педагогических конкурсах и занимают призовые места. При сборе материала для портфолио им будет оказана методическая помощь, в т.ч. даны рекомендации при оформлении аналитической справки.
Решение: рекомендовать педагогам Асташкиной Е.Р., Евлампиевой Г.В., Целик Н.В. аттестоваться на 1 кв. категорию. Оказать методическую помощь данным педагогам.
Председатель методического совета_________________О.Н.Чернышова
заседания методического совета
от 02.11.2016г. присутствует 4 чел.
1. Повышение квалификации педагогов.
2. Конференции, семинары, вебинары, курсы как формы повышения квалификации.
Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и постоянное совершенствование педагогов. (Ю. К. Бабанский, П. И. Карташов, М. М. Поташник и др.)
Необходимость работы по повышению педагогической квалификации обусловлена постоянными изменениями в содержании образования, в целях обучения и воспитания, в методиках преподавания, в технологиях учебно-воспитательного процесса, в общих принципах обучения и воспитания и т. д. Иначе говоря, инновационная деятельность педагога и повышение педагогической квалификации являются взаимосвязанными, взаимообусловленными и взаимопроникающими процессами, обеспечивающими непрерывное совершенствование профессионально-педагогической деятельности.
Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если профессиональный и социальный опыт педагога осмысливается и соединяется с опытом коллег, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональное творчество, поиск новых путей обучения, воспитания и развития школьников.
В целях повышения квалификации педагогические работники раз в 5 лет проходят теоретическую подготовку на курсах, проводимых на базе института повышения квалификации работников образования (ИПКРО) и других учебных заведений, для них организуются тематические краткосрочные курсы и семинары на базе вузов, районных и городских отделов образования, образовательных учреждений.
Задачи методической работы :
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение в практику достижений педагогической науки;
повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки педагогических работников;
научно-методическая помощь начинающим педагогам и учителям, испытывающим затруднения в работе;
консультативная помощь в организации педагогического самообразования;
повышение профессионально-педагогической культуры работниковОО.
Основные виды методической работы :
изучение и обсуждение литературы: нормативных документов, программ, методической и предметной литературы;
изучение опыта коллег (изучение планов и результатов работы, посещение и анализ занятий и воспитательных мероприятий и т. д.);
представление и обобщение собственного опыта работы;
внедрение в свою работу педагогических инноваций, элементов передового педагогического опыта;
обобщение опыта работы отдельных педагогов, проблемной (инновационной) группы или всего педагогического коллектива ДДТ (опыт групп и коллектива обычно обобщается тематически);
изучение опыта работы других школ.
Формы методической работы : методический совет (МС), методическое объединение (МО), методический день, наставничество, проблемные (инновационные) группы, работа коллектива ДДТ по общей научно-методической теме и др.
Методический совет объединяет наиболее квалифицированных педагогов, в том числе руководителей МО, под руководством директора или его заместителя. МС определяет основные направления деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации, а также обсуждает и утверждает программы работы МО и других форм методической работы.
Наставничество – индивидуальное прикрепление начинающих специалистов-стажёров к опытным педагогам. Под руководством наставника осуществляется педагогическая деятельность стажёра в первый год его работы в ДДТ. Наставник:
помогает стажёру в планировании работы;
приглашает его к себе на занятия и мероприятия, посещает занятия и мероприятия стажёра, организует обсуждение посещённых занятий и мероприятий;
руководит процессом освоения начинающим педагогом опыта работы ДДТ в целом и отдельных педагогов, помогает ему согласовать взаимопосещения занятий с другими педагогами;
осуществляет мониторинг педагогической деятельности стажёра, оценивает его уровень овладения педагогической профессией;
в конце года даёт заключение о степени успешности процесса повышения квалификации стажёром, уровне его профессионально-педагогической подготовки.
цели и задачи работы по самообразованию;
участие в методической работе ДДТ (проведение и посещение открытых занятий и мероприятий, участие во взаимопосещениях, в работе методических совещаний, работа в составе МО, инновационной группы и др.);
посещение курсов повышения квалификации и проблемных семинаров, прохождение аттестации;
изучение методической, психолого-педагогической и предметной литературы, нормативных документов;
повышение общекультурного уровня (чтение художественной литературы, публицистики, посещения музея, театра, просмотр телепередач и др.).
итоги работы по самообразованию.
За время существования аттестации педагогических работников документы об аттестации неоднократно изменялись, обновлялись с учётом изменений, происходящих в системе образования. Система оценивания педагогической квалификации также постоянно изменяется, совершенствуется, теперь в ней рекомендуется учитывать не только стаж работы педагога и полученные им поощрения, но и показатели эффективности педагогического труда (качество учебных занятий, показатели обученности учащихся, инновационную деятельность, педагогическое творчество, характер участия в методической работе и т. д.), мнения учащихся и их родителей, а также коллег и администрации ДДТ, оценку своей работы самим педагогом и др.
Со списком конференций, семинаров, вебинаров, курсы как формой повышения квалификации познакомила методист Медведева И.Н.:»Список составлен с учетом возможностей и потребностей педагогов ДДТ и включает мероприятия не только регионального уровня, но и мероприятия, которые проводят другие регионы, в том числе и г.Киров, и г.Санкт-Петербург, и дистанционное обучение: Мирошкина И.Е.- по проблеме инклюзивного образования(курсы), Чаленко В.Г., Федорова Г.В., Никоненко М.Ю., Адамян Т.С.- дистанционные курсы по теме:»Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности»(Инфоурок), Чернышова О.Н.-«Менеджмент в образовании» (Инфоурок) и т.д. В 2015-2016, 2016-2017 уч.гг. практически все педагоги ДДТ через различные формы повысили свою квалификацию.»
Решение. Продолжить работу по привлечению педагогов к посещению разнообразных мероприятий в рамках повышения квалификации.
Председатель методического совета_________________О.Н.Чернышова
заседания методического совета
от 03.02.2017г. присутствует 4 чел.
1. Документация педагога дополнительного образования. Практическое руководство по ведению документации педагога.
1. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа должна соответствовать требованиям статьи 13 Закона «Об образовании в РФ» к программам дополнительного образования детей. По Приказу Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 она ежегодно корректируется и утверждается директором образовательной организации до начала учебного года.
3. Учебно-методический комплекс к образовательной программе (должен быть прописан в образовательной программе и подтвержден наличием в учебном кабинете). Ежегодно пополняется новыми материалами. Включает в себя нормативные документы, учебные, дидактические, раздаточные материалы и пособия, инструменты и оборудование, необходимые для занятий, технические средства обучения, электронные и цифровые образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудио- и видеоматериалы, методические пособия, список литературы для педагога, детей и родителей. Все эти материалы должны быть систематизированы по годам обучения или по темам образовательной программы и описаны в каталоге учебно-методического комплекса
4. Диагностические материалы по отслеживанию результативности освоения образовательной программы (методики, критерии и обобщенные результаты текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в виде личных книжек, протоколов, описаний, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.). Учитывая, что в образовательной программе педагог прописывает 3 группы задач: обучающие, воспитательные и развивающие,- то и диагностические материалы должны отслеживать получение знаний, умений и навыков, развитие и личные и коллективные творческие достижения обучающихся, а также их личностные изменения. К критериям развития ребенка можно отнести: изменение мотивации, ценностных ориентаций, жизненной позиции, успешность в социализации, развитие отношений между участниками образовательного процесса и др. В соответствии со статьёй 58 и 59 Закона «Об образовании в Российской Федерации» диагностические материалы имеются в наличии у педагога в течение всего срока освоения образовательной программы по годам обучения и хранятся на бумажном или электронном носителе в течение 5 лет.
РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП
Название программы: __________
Учебная нагрузка: _____________ часов в неделю
Подпись:_______ зам. директора_______
8. Портфолио коллектива. Портфолио педагога. Формируется в течение всего срока освоения образовательной программы и деятельности детского коллектива. Является визитной карточкой и своеобразной летописью детского коллектива и педагога. Отражает учебную, воспитательную, массовую, методическую работу педагога, достижения детского коллектива и его воспитанников и т.д. Могут быть: портфолио документов, портфолио достижений, портфолио обучающихся, портфолио педагога.
9. Положение о детском объединении дополнительного образования
Данное положение необходимо, если детское объединение имеет особенности: студия или ансамбль, которые работают по комплексной образовательной программе, коллектив, в котором работают двое или более педагогов и др. Данные условия требуют специального документального обеспечения. Положение о детском объединении является локальным административным документом, в котором фиксируются основные организационные и административно-управленческие аспекты деятельности, которые не включаются в дополнительную общеобразовательную программу:
полное название детского объединения и статус (филиал, структурное подразделение и др.);
цели и задачи деятельности;
вопросы организации работы (периоды и этапы обучения, формы обучения, регламент занятий, правила приема, требования к воспитанникам и родителям и др.);
количество учебных часов в неделю для основных, дополнительных занятий и других форм учебной деятельности;
правила выдачи документа о дополнительном образовании;
финансовые вопросы деятельности объединения;
кадровое обеспечение деятельности детского объединения;
воспитательная и социально значимая деятельность.
Данный перечень является примерным, и каждый педагог может внести в него свои дополнения. Лучше всего его распределить на 3 раздела:
Организационные основы детского объединения.
Организация учебно-воспитательного процесса детского объединения.
10. Отчет о работе педагога дополнительного образования
Ежегодно в конце учебного года каждый педагог сдает отчет о работе.»
Решение. Ведение документации педагога дополнительного образования довести до сведения педагогов ДДТ.
Председатель методического совета_________________О.Н.Чернышова