Как написать сценарий для видеоролика: инструкция в три шага
Алексей Банников, генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру», написал простую и понятную инструкцию для блога Нетологии о том, как в три шага создавать сценарии для видеороликов.
Генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру»
Чтобы грамотно и качественно снять коммерческий ролик, вовсе не обязательно обрывать телефон «Мосфильма» или выписывать дорогого режиссёра. Сейчас всё от начала до конца можно сделать самому.
курс
Видеомаркетинг: от идеи до продвижения видео
В нашей компании мы давно и успешно развиваем собственный YouTube-канал. Сейчас у канала 40 000 подписчиков, более 2 миллионов просмотров и сотни увлекательных роликов. И ни одно видео не обходится без сценария. Мы готовы поделиться опытом написания сценария для видео.
Какие бывают видео
В сфере бизнеса мы чаще всего встречаем несколько типов различных видеороликов.
1. Реклама. Отдельно рекламные видео вряд ли смотрит кто-то кроме профессионалов данной области, но правильно снятый ролик вполне может стать предметом популярного искусства и привлечь аудиторию исключительно за счёт качества.
Пример рекламы Фотосклад.ру
2. Вирусный ролик. Видео, которое за несколько дней успевает облететь весь интернет. Снять такой ролик — это и талант, и везение.
Небольшое объяснение, как снять вирусный ролик
3. Экспертное мнение. Такие видео пользуются популярностью у определённого круга зрителей. Они отлично исполняют роль имиджевых видео и, что особенно важно, несут информативную функцию.
Пример экспертного мнения: гайд по travel-фотографии
4. Отзыв о продукте или компании. Отзыв или обзор всегда интересен и потенциальным клиентам компании, и покупателям продукта и просто тем, кто следит за индустрией. Пример: здесь была реклама товара, который продаёт наш магазин.
Известная персона + качественный продукт = секрет успеха
В создании видеоролика есть одно очень важное правило — всегда опираться на сценарий. Это касается всех вышеперечисленных типов видео, даже тех, где подразумевается свободная речь. Но подробнее об этом мы расскажем немного позже, а сначала давайте обсудим три этапа, которые проходит сценарий.
Идея нужна любому ролику. Что вы хотите с его помощью сказать, что показать, а о чём умолчать. Идея заключает в себе концепцию, на которую будет опираться все видео.
Если это реклама — идеей становится продукт, если экспертное мнение — тема разговора. А вот с вирусным роликом дела обстоят сложнее — его идея в том, что зацепит зрителя и заставит его поделиться видео с друзьями. Это может быть тема, которая затронет большинство, нечто популярное или смешное. А вот ваша компания или продукт как раз не должны становиться краеугольным камнем.
Практически все идеи мы придумываем сами, за редким исключением прибегая к помощи фрилансеров. В нашем отделе нет проблем с идеями, каждый день мы обсуждаем тренды и какие-то концепции, которые возможно реализовать на своей площадке.
Написание сценария
После того как мы определились с идеей, самое время переходить к сценарию. Здесь работа предстоит непростая: во-первых, определитесь, собираетесь ли вы строго следовать сценарию или же говорить неформально.
В рекламном или вирусном ролике у вас должен быть чётко расписанный сценарий. Если есть персонажи, то вы должны указать их описание или характерную черту. Кроме того, в таком сценарии описывается окружение и настроение кадра. По сути, их можно сравнить со сценариями к фильмам, поскольку их продумывание и написание — это комплексная и серьёзная задача. Мы пользуемся именно такой схемой при съёмке рекламы конкурсов, розыгрышей и мероприятий.
Чтобы текст было проще запомнить, а монтировать видео было легче, поделите его на смысловые части. Между этими частями можно будет резать видео, кроме того, можно будет делать дубли и выбирать наиболее удачный. Но детальнее мы опишем это в следующем пункте.
Если в видео предполагается свободный текст, то всё равно потребуется мини-сценарий. Вам совершенно точно понадобится чек-лист: список тем, которые необходимо упомянуть. Не забывайте, что даже профессионалы иногда запинаются и задумываются. Видео необязательно должно быть идеальным, но говорящему необходимо продумывать предложения заранее, чтобы не путаться в словах-паразитах. Текст не должен выглядеть заученным, говорить нужно на одном языке с вашим зрителем.
Раскадровка
Когда сценарий готов, лучший способ отредактировать его — несколько раз прочитать вслух. Все слова и фразы, которые вам неудобно произносить можно смело убирать или перерабатывать. Например, в обилии шипящих звуков или одинаковых букв очень легко запутаться и оговориться. Чтобы этого избежать, нужно прогонять сценарий именно вслух.
Этот же метод очень хорошо подходит для того, чтобы сразу понять длину видео: зачитайте отредактированный текст, замерив время секундомером. Хотя бы примерно, но вы будете знать хронометраж вашего ролика.
Ещё один полезный совет, который мы не раз пробовали на практике — адаптировать сценарий под говорящего. Старайтесь использовать слова, характерные для героя видео, так ему будет гораздо проще донести информацию.
И конечно, после этого, самое время переходить к раскадровке — если видео имеет сюжет или несколько локаций, придётся немного поработать режиссёром. Продумайте, какие предметы понадобятся, какой антураж и интерьер подойдёт лучше всего и как именно должен выглядеть кадр. Здесь поработать придётся и сценаристу, и оператору. У последнего глаз на такие вещи должен быть намётан, поэтому стоит прислушиваться к его советам.
Если вы сделали всё правильно, то к началу съёмок у вас получится несколько листов с напечатанным сценарием, и массой пометок. Не стоит пугаться, именно так обычно и выглядит набросок, который становится в итоге отличным видеороликом. Главное, пожалуй, разобраться в собственных записях.
Чеклист: как снимать видео для бизнеса
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру»
Раскадровка видеоролика — как и зачем делается, примеры
Хороший рекламный ролик начинается с крутой идеи. Но все мы живем в эпоху стартапов и помним, что идея без реализации ничего не стоит. А превратить крутую идею сценариста и режиссера в последовательный план действий нам помогает раскадровка рекламного ролика. Впервые этот метод создания видео стал активно применять Уолт Дисней еще в 1930-х годах. Но даже сегодня, в эпоху CG и VR человечество не придумало лучшего способа визуализировать замысел.
Кадры решают все
Раскадровка сценария — это основополагающий документ при создании видео, ваш план действий. Внешне раскадровка рекламного ролика выглядит как комикс, последовательность прямоугольных блоков, в которых показаны все будущие сцены. Как строительство дома начинается с чертежа, так и создание видео начинается со сториборда:
В случае с рекламными роликами раскадровка выполняет еще одну важную функцию — это главный инструмент коммуникации исполнителя с Заказчиком. Глядя на раскадровку, становится гораздо проще вносить правки и согласовывать детали. Работа идет быстрее. Ресурсы не расходуются зря.
Какая бывает раскадровка?
Профессионалы индустрии создания видео могут посвятить ответу на этот вопрос целую научную монографию. Единой общепринятой типологии нет по сей день. Мы же, для облегчения понимания, выделим всего два основных типа — черновая и чистовая раскадровки.
Черновая раскадровка анимации — это одновременно и эскиз будущего ролика и план работ для художников и видеодизайнеров. На этом этапе Заказчик и исполнитель утверждают общее количество сцен, согласовывают объекты в кадре и его композицию. Но самое главное — согласовать последовательность действий, что за чем происходит в кадре.
К примеру, на предварительную визуализацию ролика длиной в минуту требуется отрисовать примерно 12-15 кадров, что занимает около одного-двух дней работы. Но зато становится понятно, в каком направлении двигаться.
Черновая раскадровка может делаться как в черно-белом варианте, так и в цветном, главная ее отличительная особенность, что она выглядит как набросок от руки или скетч.
Чистовую раскадровку сценария иногда еще называют финальной. На этом этапе Заказчик согласовывает качество и стиль картинки, цвета, тени и т.д., в общем утверждает, как ролик будет визуально смотреться на выходе.
Иногда к этой же фазе относят и согласование персонажей, но сегодня зачастую создание и согласование персонажей выносят в отдельный этап производственной цепочки.
Почему так важно делать раскадровку рекламного ролика
Чтобы не тратить время и деньги напрасно. Любое дело движется быстрее, когда есть четкий план. План, с которым согласны обе стороны. Когда перед глазами раскадровка сценария, внесение правок становится делом нескольких кликов мыши.
А еще исключаются спорные ситуации. Бывает так, что Клиент одобряет сценарий, соглашается со всеми идеями креативной команды, но увидев результат, заявляет “Я это не так себе представлял. Переделывайте”. Когда есть раскадровка анимации, результат примерно понятен уже на раннем этапе, а значит — никакой напрасной работы и ненужных расходов впоследствии.
Кто и как делает раскадровку
Для раскадровки несложных рекламных роликов сегодня используют специализированные программы вроде StoryBoard Quick, Toon Boon Storyboard или ArtRage. Есть даже софт для создания 3d-раскадровок, вроде Maya или FrameForge. Но если Клиенту нужен сложный ролик с покадровой анимацией, то тут в дело вступают художники-аниматоры. Это крутые и дорогостоящие специалисты, которые рисуют от руки совсем как в золотой век Disney. Разве что вместо карандаша и бумаги пользуются современными графическим планшетами.
Можно ли обойтись без раскадровки сценария, если ролик совсем простой?
Теоретически — да, но зачем? Создание видеорекламы — это бизнес-процесс, хоть и с долей творчества. Здесь есть сроки, окупаемость, экономическая целесообразность. А эффективный бизнес-процесс всегда замешан на планировании. О чем говорить, если сегодня раскадровку используют даже создатели театральных пьес. Вот уж максимально архаичный народ, а все туда же.
Да, на создание раскадровки придется потратить несколько дней или недель, в зависимости от сложности проекта и скорости согласования, но в перспективе это сэкономит в разы больше времени, денег и нервов.
Если уж очень хочется сэкономить на создании видеоролика, то у нас есть предложения получше.
Заключение
Мы всегда делаем раскадровку рекламных роликов на своих проектах и считаем этот инструмент однозначно полезным. В зависимости от сложности задачи, сториборд бывает разный — можем сделать схематичную раскадровку и дальше двигаться по ней, а можем подробно прорисовать и согласовать с режиссером каждую мелкую деталь, чтобы заранее знать, как какой объект расположить в кадре.
Создавайте крутые раскадровки, а если вам нужен рекламный ролик — милости просим на наш сайт: беремся за проекты под ключ от стадии разработки сценария и раскадровки, до финальной сдачи ролика и запуска в ротацию. Успехов!
Раскадровка видео: примеры и инструкция по созданию
Если вы хотите сделать интересный ролик, то начинать работу над ним необходимо еще до начала съемкок. Первым делом нужно продумать план, «разобрать» проект на кадры у себя в голове. Расскажем, зачем нужна раскадровка и как ее сделать.
Прорисовка сценария — залог продуктивной съемки
Что такое раскадровка
Раскадровка — это последовательное представление сценария с помощью прорисовки кадров. Например, нужно снять рекламу хлопьев. Идея ролика в том, что дети не хотят завтракать, родители пытаются их накормить надоевшей кашей, но все тщетно. А тут появляются хлопья! Дети едят, мама и папа выполнили свою родительскую миссию — все довольны. Это краткий сценарий, но как действовать режиссеру и актерам? Что делать оператору? Раскадровка кадров как раз и отвечает на все эти вопросы.
Как правило, элементы раскадровки похожи у большинства художников и содержат информацию о:
Раскадровка фильма, мультфильма или рекламы может быть черновой или чистовой. Первый вариант — это наброски идеи, похожие на скетчи. Часто такие черновики рисуют от руки обычным карандашом или черным фломастером. Чистовая раскадровка анимации делается в специальных компьютерных программах — так проще внести коррективы в изображения, если заказчика что-то не устроит при утверждении финальной версии.
Так создаются наброски для известных мультфильмов
Когда нужна раскадровка
Может показаться, что делать наброски сцен совсем не обязательно, однако этот этап в какой-то степени выступает в роли фундамента работы. Есть несколько причин, доказывающих, что для качественного видео прорисовка кадров необходима:
Виды раскадровки
Прорисовка кадров делится на этапы и решает разные задачи. Классифицируется так:
Правила и приемы раскадровки
Чтобы видео получилось динамичным, увлекательным и запоминающимся, раскадровщик должен понимать основные принципы планирования. Например, важно учитывать следующие нюансы:
Раскадровка: пример от художника Марины Конопатовой
Сразу видно, к чему идет дело
Если художник сам почти актер, ему легче рисовать
Кадр из киноленты «Броненосец “Потемкин”»
Как сделать раскадровку видео: 5 шагов
Этапы работы могут отличаться в зависимости от того, какое видео требуется. К примеру, между рекламным роликом о таблетках от головной боли и детским мультфильмом колоссальная разница. И дело не только во временных рамках, но и в идее, актерском составе, бюджете и т.д. Однако алгоритм раскадровки в кино всегда примерно такой:
1. Выберите софт или шаблон для раскадровки. Если планируется все рисовать вручную, то можно распечатать удобные таблички или разметить листы с помощью карандаша и линейки. Проще воспользоваться профильным софтом — программа для раскадровки поможет сэкономить время: вносить правки в цифровой вариант легче, чем перерисовывать все заново от руки.
Пример шаблона для раскадровки от руки
2. Составьте подробный план. Можно ориентироваться на комиксы: важно четко отслеживать последовательность действий и характеры персонажей. Конечно, если речь не идет об артхаусном кино. Но и здесь не стоит пренебрегать планом.
3. Дайте подсказки оператору. Попробуйте обозначить направления движения камеры с помощью вспомогательных стрелок или просто напишите, с какой точки и как следует вести съемку. К примеру, сначала в кадре показан спящий человек, затем красивая чашка ароматного кофе крупным планом — от напитка идет соблазнительный пар. Потом камера переходит человека, тот резко открывает глаза, подскакивает на кровати и бежит на кухню.
Указания и пометки для оператора помогут на съемках
4. Думайте о деталях. Каждая деталь призвана работать на идею. Одежда и предметы вокруг тоже отражают характеры героев и умеют создавать нужное настроение. Для лучшего восприятия истории можно добавить и тексты персонажей.
5. Обсудите результат с заказчиком. Редко, когда коммерческая прорисовка утверждается с первого раза — как правило, вносятся правки, поскольку разные люди видят одну и ту же идею далеко не одинаково. Поэтому, прежде чем снимать и монтировать в программе для обработки видео, убедитесь, что заказчик не примет в штыки результат кропотливой работы.
Зафиксируйте договоренности документально, подписав договор
Программа для раскадровки видео
Можно воспользоваться любым графическим редактором — начиная от Фотошопа и заканчивая стандартным Paint. Однако проще всего представить результат, склеив рисунки в видеоредакторе. Попробуйте программу ВидеоМОНТАЖ. Сначала с ее помощью легко сделать черновик. А потом вы оцените функционал и возможности софта при монтаже отснятого материала.
В редакторе можно наложить на видеоряд креативные фильтры, к примеру, перевести картинку в черно-белый. Также легко добавить титры и текстовые подписи. Если нужно озвучить видеоролик, то аудиодорожка загружается с компьютера или выбирается в коллекции программы. Для дубляжа есть функция записи голоса.
Подводим итоги
Создание раскадровки — работа для творческих людей, умеющих мыслить последовательно. Этот этап незаменим при съемке рекламы, фильмов и клипов, поскольку является своеобразным мостом между первоначальным сценарием и премьерой проекта. Прорисовка кадров помогает отслеживать, насколько точно реализуется идея, и позволяет контролировать бюджет.
Главные тонкости, этапы, термины, правила раскадровки фильмов и видеороликов
Основой планирования при создании рекламы, короткометражки, мультфильма или полноценной киноленты является раскадровка. Несмотря на популярное мнение, чтобы стать профессиональным художником-раскадровщиком, вовсе не обязательно шикарно рисовать. Главное в процессе планирования любого видео – понимать базовые техники и принципы искусства раскадровки. Целью художников-раскадровщиков является максимально точное и запоминающееся донесение видения и идеи. Предлагаем подробно рассмотреть, как рисовать раскадровку и какие нюансы нужно при этом соблюдать.
Что такое раскадровка, история создания
Раскадровка видео – это уникальный метод создания эскиза на основе сценария или идеи. Данный этап является важной частью черновой обработки любых анимаций. Раскадровка представляет собой ряд нарисованных от руки эскизов или визуальных картинок. Каждый в отдельности кадр предусматривает указание конкретного снимка, ракурса, движения или спецэффекта, которые обеспечивали бы эффективный рассказ истории.
Важно! Несмотря на внешнее сходство с комиксами, в основе раскадровки лежат мультфильмы.
Первым данную методику начал применять Уолт Дисней. Изначально художник-мультипликатор создавал свои мультфильмы без раскадровки, но при планировании историй совершалось множество ошибок, из-за которых во время перерисовки с нуля приходилось тратить крупные суммы для их устранения. Однажды Уэбб Смит, который был членом команды Walt Disney, предложил идею заранее продумывать сцены и делать наброски ключевых моментов, а затем развешивать их на одной доске по принципу «диафильма». Благодаря этому решению специалисты сразу понимали, как будут выглядеть завершённые сцены, а художники начали работать без отвлечения своих коллег.
Важно! Идею разложения сюжета на несколько отдельных кадров назвали «раскадровка», а применять её стали в 1928 г. Впервые с её помощью был создан мультфильм «Бумажный самолёт». При этом первый полностью зарисованный мультфильм – «Три поросёнка» 1933 г.
Идею раскадровки тут же подхватили и другие мультипликационные компании, а затем методику начали использовать и в киноиндустрии. Первым крупнейшим проектом с применением идеи стал фильм «Унесённые ветром» 1939 г. Также методику начали активно внедрять в рекламе – с её помощью существенно облегчилось представление заказчикам общей картины будущих рекламных роликов.
Зачем нужна раскадровка, кто её делает
Раскадровка предоставляет возможность производственным группам визуализировать и развивать идею, проявлять и тестировать концепцию, выявлять возможные препятствия, ошибки в структуре истории, прежде чем она отправится в обработку. Раскадровка предоставляет следующие возможности:
Также раскадровка фильма позволяет выгодно презентовать и продать идею заказчикам, чтобы получить хорошее финансирование проекта. Разложением и визуализацией кадров занимаются художники-раскадровщики, которыми руководят директора проекта (продюсеры, режиссёры).
Специфические термины в раскадровке
Чтобы понять, как делать раскадровку видео, необходимо ознакомиться и освоить важные термины, использующиеся в этом аспекте киноиндустрии.
Формат телевизионного изображения
Раскадровка предусматривает создание серии эскизов событий, которые зрители будут видеть на экране. Их показывают в форматах, которые называют панелью либо рамкой. Формат подразумевает определённый размер и форму панели наподобие габаритов изображений (соотношение ширины и высоты кадра). Наиболее распространёнными считаются следующие форматы:
Типы снимков
Существуют различные типы снимков, названия которых связаны с объектами в рамке:
Базовые съёмочные ракурсы
Ракурс – направление, от которого снимают камеры. При рисовании раскадровки следует представить, что именно вы являетесь оператором и держите камеру. В этот момент нужно понять, каким образом лучше отображать действия или объекты в сценах. Среди наиболее эффективных ракурсов можно выделить:
Движения камерой
Чтобы знать, как нарисовать раскадровку, следует изучить, какие существуют движения камерой во время съёмочного процесса:
Важно! При создании раскадровки следует указывать движение камеры специальными стрелками, которые могут отличаться видом и направлением.
Для съёмки хороших видеороликов или фильмов нужно использовать профессиональное операторское оборудование. В случае с небольшими видео покупка камер является невыгодным вложением, поэтому лучше взять оборудование в аренду. На сайте компании tvtok.ru можно арендовать камеры и другое съёмочное оборудование по наиболее привлекательным ценам.
Как правильно делать раскадровку. Основные этапы
Предлагаем рассмотреть пошаговую инструкцию, как сделать раскадровку фильма или рекламного ролика:
Используемые программы
Для разработки 2D-раскадровок используются различные программы, которые имеют множество уже готовых шаблонов с рисованными персонажами и объектами, что позволяет просто помещать их в кадр, поворачивать и перемещать, как угодно. Среди наиболее популярных приложений стоит выделить бесплатный софт Celtx Shots. Многие профессионалы отдают предпочтение сложным программам ToonBoon StoryBoard, StoryBoard, Springboars, ArtRage. Чтобы создавать 3D-раскадровку, можно использовать софт Maya, Poser либо Frame Forge 3D.
Что такое аниматик
Пример раскадровки в готовом виде часто используют производственные группы для создания аниматика – анимационного ролика, который представляет собой раскадровку с добавлением озвучки, звуковых эффектов и демо-музыки, размещённые по определённому таймингу. Аниматик – последовательность собранных воедино картинок, которые являются черновым вариантом будущего фильма или другого видео.
Рекомендации специалиста, сделать раскадровку лучше
Для создания качественной и полезной раскадровки рекомендуется прислушаться к следующим советам:
Следует помнить, что раскадровка является не просто покадровой разбивкой, а отображением истории с развитием событий сцена за сценой, где каждый снимок несёт определённый посыл. Научившись тонкостям раскадровки, вы сможете стать настоящим профессионалом, которого будут всегда привлекать к созданию крупных полнометражных кинолент.