Хронометраж рабочего времени: образец. Хронометраж рабочего времени медсестры и врача
Для эффективного управления ресурсами необходим их анализ. Чтобы сделать вывод о рациональном использовании отведенного времени на выполнение трудовых обязанностей работником, специалисты по нормированию проводят хронометраж рабочего времени. С помощью такого исследования решаются 2 задачи: определяются фактические затраты на выполнение трудовых операций и устанавливается структура временных затрат в рабочей смене. На основании полученной информации разрабатываются нормативы времени.
Рабочее время
Рабочее время состоит из затрат на выполнение трудовых обязательств и перерывов на отдых. Время, потраченное на выполнение трудовых обязательств, складывается из времени выполнения производственных задач и времени осуществления операций, несвойственных работнику, то есть тех, которых можно избежать.
Для выполнения производственного задания работник проходит несколько этапов: подготовительно-заключительный, оперативный и обслуживание рабочей зоны. Первый этап – подготовка рабочего места. Посмотрев хронометраж рабочего времени бухгалтера, можно сказать, что это включение компьютера, загрузка программы. К оперативному этапу относится непосредственная работа: проведение проводок, беседа с дебиторами, составление отчетов, расчет заработной платы. Обслуживание рабочего места бухгалтера – это сортировка документации по папкам, уборка канцелярских принадлежностей по местам.
Перерывы работника бывают регламентированными и нерегламентированными. Те, которые предусмотрены условиями труда – это отдых, время по организационно-техническим причинам. Дисциплинарные нарушения не предусмотрены условиями труда и относятся к простоям по вине рабочего.
Выходит, что хронометраж рабочего времени – образец детального описания действий трудящегося.
Методы изучения рабочего времени
Продолжительность, последовательность выполнения трудовых операций можно определить с помощью непрерывных и моментных наблюдений. Измерение рабочего времени непрерывным методом дает подробные данные о фактических затратах, однако он более трудоемок и неспособен охватить изучение большой группы работников.
Моментный метод основан на регистрации затрат в случайно выбранное время. Он простой, не требует специальной подготовки человека для его проведения, охватывает большее число наблюдаемых трудящихся, однако данные получаются очень усредненными.
Хронометраж рабочего времени относится к непрерывным наблюдениям, а вот фотография – к моментным.
Хронометраж
В случае изучения отдельных элементов производственного процесса применяют выборочный хронометраж. Например, изучая затраты труда медицинского работника, это может быть учет затрат времени на совершение инъекции.
Проведение хронометража рабочего времени целесообразно совершать через полчаса после начала смены и за час до ее окончания. Тогда затраты времени будут отражать точную информацию, потому что измерялись в период повышенной и пониженной производительности.
Подготовка и проведение хронометража
Проведение наблюдения начинается с пробного момента исследования, чтобы приблизительно знать продолжительность составляющих операции. Количество наблюдений может определяться из нормативных таблиц путем сопоставления известных данных: типа производства, длительности операции. Чтобы провести хронометраж рабочего времени медсестры и узнать число замеров, можно воспользоваться таблицей № 1.
Продолжительность операции, мин. | 0,1 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 1 | 2 | 5 | 10 | 20 | 40 |
Количество замеров | 200 | 100 | 60 | 40 | 30 | 20 | 15 | 10 | 8 | 5 |
Обработка результатов
Во время наблюдения на получение данных играет роль человеческий фактор и не исключены дефектные замеры, которые должны быть отмечены при хронометраже. При обработке результатов их необходимо удалять.
После изъятия из ведомости учета дефектных замеров просчитывается продолжительность каждой составной части операции и формируются хроноряды. Если посмотреть на хронометраж рабочего времени (образец приведен ниже), то видно, что хроноряд – это время по каждому элементу операции и наблюдению. Например, по совершению инъекции медсестрой хроноряд представлен цифрами в таблице № 2.
Как написать хронометраж ночной медсестры
Руководитель медицинской организации
«__» __________ 20__ г.
Положение о хронометраже рабочего времени медицинских работников медицинской организации
1. Общие положения
1.1. Хронометраж рабочего времени применяется в медицинской организации для анализа и изучения затрат рабочего времени на выполнение стабильно повторяющихся работ. Хронометражные замеры применяются для установления длительности отдельных повторяющихся трудовых операций медицинских работников.
1.2. Основными целями, преследуемыми при проведении хронометража рабочего времени, являются:
— определение структуры рабочего времени каждого медицинского работника (продолжительности отдельных видов затрат времени);
— анализ затрат времени медицинских работников;
— сравнительный анализ работы медицинских работников, имеющих сходные рабочие задачи, и выявление способов увеличения эффективности труда;
— разработка нормативов единицы времени для выполнения отдельных видов действий;
— оценка организационно-технических условий рабочих мест и их влияния на затраты рабочего времени медицинских работников.
2. Методика хронометража
Методика хронометража предусматривает соблюдение правил его проведения:
2.2. Работник, относительно которого принято решение провести хронометраж рабочего времени, должен быть заранее об этом извещен.
2.3. При осуществлении хронометража рабочего времени место наблюдателя должно располагаться таким образом, чтобы ему был виден весь трудовой процесс, а также все действия, совершаемые работником, в отношении которого проводится хронометраж. При этом контакт между работником и наблюдателем должен быть полностью исключен или минимизирован.
2.4. Перед проведением хронометража необходимо составлять перечень (словарь) отдельных трудовых операций и видов работ, входящих в функциональные обязанности наблюдаемого (Приложение 1), что позволяет при статистической обработке материалов выявить выполнение работ, не свойственных для той или иной группы персонала.
Классификация трудовых затрат медицинского персонала включает 7 видов деятельности: основную, вспомогательную, прочую деятельность, работу с документацией, служебные разговоры, личное необходимое и незагруженное время.
2.5. Сроки проведения хронометража должны быть достаточными для получения достоверных репрезентативных данных по затратам труда на все трудовые операции.
2.6. Полученные данные о затратах времени медицинского работника заносятся в лист (карту) хронометражных наблюдений, где фиксируются порядок и наименование трудовых операций и затраты труда по текущему времени (Приложение 2). В нем не должно быть исправлений, записи должны выполняться с помощью техники, не допускающей исправлений.
2.7. В процессе проведения хронометража должно обеспечиваться соблюдение требований по технике безопасности.
3. Этапы хронометража
Изучение затрат рабочего времени проводится в четыре этапа:
3.1. Подготовка к наблюдениям
Во время подготовки к проведению работы наблюдатель обязан:
— ознакомиться с наблюдаемыми работниками. Он должен собрать с них следующие сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, стаж работы (общий медицинский и по данной специальности), занимаемая должность, прохождение специализации и усовершенствования, квалификационная категория;
— ознакомиться с положением о соответствующем отделении и должностными инструкциями наблюдаемых работников;
— детально изучить рабочие места наблюдаемых, оснащенность всем необходимым для работы;
— подготовить к работе специальные бланки, в которые записываются итоги наблюдения.
Ночные дежурства медработников
Ночные дежурства медработников связаны со спецификой работы организаций здравоохранения, имеющих стационары, которые оказывают медпомощь в круглосуточном режиме. Что представляют собой ночные дежурства, как соотносятся с нормой рабочего времени и режимом работы медработников, рассмотрим в материале.
Особенности регулирования труда медработников
Например, врачу-специалисту, занятому УЗИ, норма продолжительности рабочего времени составляет 35 часов в неделю, а для стоматологов (за исключением стоматологов-хирургов) — 33 часа в неделю, рабочим, занятым непосредственно при проведении флюорографии, рентгенодиагностических исследований, при работе на рентгенотерапевтических установках и аппаратах — 30 часов.
На заметку
Также сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается и для отдельных категорий работников, которые не связаны со спецификой труда медработников, например, лица моложе 18 лет, инвалиды и др. .
В ПВТР каждой организации здравоохранения для всех категорий работников определяется продолжительность рабочей недели, установленная законодательством для конкретной категории.
Какой режим рабочего времени может быть установлен
Режим рабочего времени определяет:
— время начала и окончания рабочего дня (смены);
— время обеденного и других перерывов;
— последовательность чередования работников по сменам;
— рабочие и выходные дни.
Режим рабочего времени может быть:
— пятидневная рабочая неделя ;
— шестидневная рабочая неделя ;
— режим гибкого рабочего времени ;
Какой режим рабочего времени у медработников
В каждой конкретной организации здравоохранения режим рабочего времени работников определяется индивидуально в зависимости от объемов, видов и условий оказания медпомощи, укомплектованности кадрами и т.д.
В одной и той же организации здравоохранения одновременно могут применяться различные режимы рабочего времени для разных категорий работников, а может быть установлен один для всех. Продолжительность смены или рабочего дня каждого работника определяется конкретной должностью и профессией сотрудника.
Для врачей организаций здравоохранения с круглосуточным режимом работы обычно устанавливают пятидневную рабочую неделю с двумя выходными или шестидневную с одним выходным днем. И работают они обычно в отделении в день, а по составленному на месяц графику, утвержденному главврачом, выходят на ночные дежурства.
Обратите внимание!
Продолжительность работы, связанной с организацией и оказанием медпомощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы, выполняемой медработниками сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не должна превышать 900 часов в год .
Пример
Врач работает в больнице на ставку 38,5 часа в неделю. В декабре заступает на дежурства:
— с 18:00 до 22:00 (4 часа) – 12.12.2020;
— с 20:00 до 8:00 (12 часов) – 20 — 21.12.2020.
Время дежурств выходит за пределы нормы продолжительности рабочего времени. Однако данные часы дежурств не должны выходить за пределы 900 часов в год, допускаемых для работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе.
Средний медперсонал, а также санитарки (санитары) обычно работают в определенные смены по суточному режиму, например, выходят в смену на сутки и отдыхают двое. В таком случае речь идет о сменной работе в подразделении организации здравоохранения. Сменный режим работы отражается в графике сменности.
Обратите внимание!
Если продолжительность смены по графику больше 8 часов, то уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха .
Минимальная продолжительность ежедневного отдыха между сменами (от конца одной до начала следующей) должна быть вместе со временем перерыва для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене .
При составлении графика работ (сменности) необходимо учесть и соблюсти график отпусков, а также предусматривать дни отпуска в графике работ (сменности).
На заметку
Если график работы (сменности) утвержден главврачом, то дополнительно издавать приказ о выходе медработника на дежурство или в ночную смену нет необходимости, когда они предусмотрены этим графиком.
Если введен суммированный учет рабочего времени
Пример
Санитарка работает в стационарном отделении больницы ежедневно по 8 часов в день при сменном режиме. Для данной категории работников в организации установлен суммированный учет рабочего времени с отчетным периодом год. Норма времени на ноябрь – 167 часов. Работник отработал 192 часа. Таким образом, он переработал в ноябре 25 часов. В других месяцах учетного периода переработок и недоработок не было. 25 часов, отработанные работником сверх нормы в ноябре, могут быть учтены в декабре. Тогда это не будет считаться сверхурочной работой. Если же по итогам года будет превышена норма, установленная для учетного периода, то часы, превышающие ее, будут считаться сверхурочной работой.
Обратите внимание!
При привлечении работника к сверхурочной работе необходимо соблюсти установленные законодательством ограничения. Так, сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов .
Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работника, за исключением установленных случаев, а также предусмотренных коллективным договором, соглашением.
Также необходимо учесть категории работников, которые и вовсе не допускаются к сверхурочным работам.
Когда дежурство считается ночным
По общему правилу продолжительность работы (смены) в ночное время сокращают на один час с соответствующим сокращением рабочей недели. Однако это правило распространяется не на всех работников. В частности, к ним относятся работники:
— для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени;
— когда такое сокращение невозможно по условиям производства, в том числе в непрерывных производствах;
— если работник принят для выполнения работы только в ночное время.
Учитывая, что для медработников установлено сокращенное рабочее время, им работа в ночное время (ночные дежурства) не сокращается. Это обусловлено также спецификой их работы, поскольку в учреждениях здравоохранения с круглосуточным режимом работы идет непрерывный процесс оказания медпомощи.
Обратите внимание!
Есть категории работников, которых нельзя привлекать к работе в ночное время ни при каких условиях. А есть и такие категории, к работе в ночное время которых можно привлечь только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям .
Перерыв для отдыха и питания
Не стоит забывать и об отдыхе медработника. В течение смены или дежурства работника ему должно устанавливаться время для отдыха.
В это время медработник считается свободным от исполнения своих трудовых обязанностей. Поэтому, как правило, на дежурство или в смену он не остается один. А конкретная продолжительность времени отдыха закрепляется в ЛПА организации здравоохранения.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательство, несмотря на то, что устанавливает сокращенное рабочее время для медработников, тем не менее допускает работу сверх установленной продолжительности рабочего времени и рабочую смену более 12 часов. А ночные дежурства могут быть как предусмотрены графиком работы (сменности) и входить в пределы нормы продолжительности рабочего времени, так и выходить за ее пределы.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Методические рекомендации по изучению затрат рабочего времени сестринского персонала
Министерство здравоохранения Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Наблюдательный лист хронометража № __________
ЛПУ (его категория)________________________________________________________
q ВСО
Время продолжительности элемента исследования (мин, сек)
Введение
Проводимая в современных условиях реформа здравоохранения предполагает развитие сестринского дела в России. Этому способствуют принятая концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования, решения коллегий Министерства здравоохранения, резолюция I Всероссийского съезда средних медицинских работников, государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Важную роль в обеспечении доступности качества оказываемой населению медицинской помощи отводится специалистам, имеющим среднее и высшее сестринское образование.
Экономические аспекты медицинской помощи, состояние финансирования, механизмы хозяйствования учреждений здравоохранения приобретают в последнее время особую актуальность.
Внедрение экономических методов управления, переход к обязательному медицинскому страхованию вызывают необходимость определения нормирования труда средних медицинских работников.
Анализ штатной и фактической обеспеченности учреждений здравоохранения средним медицинским персоналом с одной стороны, расчеты необходимого числа должностей для выполнения возложенных на учреждение функций с другой стороны, свидетельствуют об имеющихся несоответствиях в значениях этих показателей.
Штатные нормативы большинства основных типов учреждений здравоохранения разработаны 15-20 лет назад при другом составе больных по тяжести и течению заболеваний на основании существующих на тот период времени технологии лечебно-диагностического процесса. Они не вполне соответствуют современным условиям деятельности и требуют пересмотра.
В связи с этим достаточно строго ставится вопрос о необходимости проведения научных исследований по хронометражу и рациональному использованию кадров в учреждениях здравоохранения.
Изучение затрат рабочего времени
Как правило, изучение затрат рабочего времени проводится в четыре этапа:
1. Подготовка к наблюдениям.
3. Обработка полученных данных.
4. Анализ результатов.
Успех работы по изучению затрат рабочего времени решают подбор и подготовка наблюдателей. Наблюдателем может быть работник со средним или высшим медицинским образованием, хорошо знающий характер труда изучаемых лиц. Лучше, когда наблюдатель работает в том же отделении, где проводится наблюдение.
Во время подготовки к проведению работы наблюдатель обязан:
1. Ознакомиться с лицами, труд которых ему предстоит изучить. Он должен собрать с них следующие сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, стаж работы (общий медицинский и по данной специальности), занимаемая должность, прохождение специализации и усовершенствования, квалификационная категория.
2. Ознакомиться с положением о должностных лицах, труд которых изучается. При отсутствии положений необходимо выяснить перечень обязанностей, определить виды деятельности медицинских сестер в данном отделении.
3. Детально изучить планировку отделения, расположение отдельных помещений, рабочие места наблюдаемых, оснащенность всем необходимым для работы (шприцы, термометры и т. д.).
4. Изучить классификацию видов деятельности, ее обозначения.
5. Подготовить к работе секундомер и планшет.
Затем необходимо провести тренировочные занятия наблюдателей с целью освоения ими методики, приобретения навыков работы с секундомером, ознакомления с документацией.
Для работы нужен планшет, где фиксируется секундомер в положении, удобном для пользования, укрепляются специальные бланки, в которые записываются итоги наблюдения.
Изучение дифференцированной нагрузки на сестринский персонал. Хронометраж
Хронометраж представляет собой изучение затрат времени на отдельную манипуляцию или целый вид деятельности.
Хронометражные наблюдения проводятся в соответствии с общими правилами изучения затрат рабочего времени и требуют значительной подготовительной работы, заключающейся как в подготовке статистического инструментария, так и в подготовке специалистов, привлекаемых для непосредственного проведения исследований и статистической обработки материала.
Хронометражные наблюдения целесообразно проводить специалистом более высокой квалификации, чем тот, за которым наблюдают, с тем, чтобы в процессе исследования была проведена экспертиза соответствия объема и качества медицинской помощи диагнозу и состоянию здоровья пациента.
Нормативно-исследовательские работы по проведению хронометражных наблюдений за деятельностью медицинской сестры проводятся в течение 2-х недель, и, как правило, за это время в выборку включается 85-90 % всех тех видов деятельности, которые она осуществляет в течение года.
Составление перечня трудовых операций, сгруппированных по видам работ, осуществляется на основе «пилотажного» в течение 1-2 дней изучения деятельности медицинского работника, работа которого будет фиксироваться на специальный бланк. Определение затрат рабочего времени при различных заболеваниях требует более длительного проведения хронометражных наблюдений с тем, чтобы в выборку было включено не менее 30 случаев однотипных заболеваний.
Для проведения хронометража рекомендуется «Наблюдательный лист хронометража». Наблюдательный лист состоит из двух частей. При хронометражных наблюдениях необходимы паспортные данные наблюдаемого, сведения о лечебно-профилактическом учреждении, структурном подразделении, где проводится исследование, которые заносятся в верхнюю часть формы. В этой же части приводится полное наименование выполняемой деятельности. Во второй части записываются элементы работы в последовательности их выполнения.
В предлагаемом наблюдательном листе можно произвести запись и обработку 10 наблюдений. В каждой графе проставляется продолжительность элемента исследований. При нарушении технологии выполнения манипуляций наблюдателем вносится номер наблюдения данного элемента исследования в графу «Замечания наблюдателя».
Среднее нормативное время – это цель хронометражного исследования. Оно рассчитывается путем деления суммы продолжительности на количество проведенных замеров. Необходимо учитывать, что результаты по отдельным элементам, отмеченным в графе «Замечания наблюдателя» из обработки следует исключить.
Прежде чем приступить к наблюдению, необходимо установить, какие виды работ в данных условиях могут быть не свойственны наблюдаемому должностному лицу.
Основой изучения затрат рабочего времени является их четкая и ясная классификация. Согласно классификации (1971) все затраты рабочего времени медицинского персонала можно подразделить на две большие группы.
А. Производительное время
1. Основная деятельность.
2. Вспомогательная деятельность.
3. Работа с документацией.
4. Служебные разговоры.
5. Хозяйственная деятельность.
6. Прочая деятельность.
Б. Непроизводительное время
1. Личное необходимое время.
2. Незагруженное время.
Основные виды деятельности специалиста сестринского дела (палатной медицинской сестры) рассматриваются согласно квалификационной характеристики, функциональными обязанностями, в соответствии с этапами сестринского процесса, а также с учетом трудовых операций медицинской сестры затрачиваемых ею на вспомогательную, хозяйственную и прочую деятельность, работу с документами, служебные разговоры, лично-необходимое и незагруженное время.
Ошибок в классификации основной и вспомогательной деятельности, которые могут иметь место, не следует бояться, так как при определении величины рабочего времени, расходуемого на медицинскую помощь больному, показатели обеих групп суммируются. Только обобщенный материал дает возможность судить об этих затратах времени, но выделять вспомогательную деятельность в самостоятельную группу необходимо. В этой группе можно увидеть несвойственную данному должностному лицу работу и затем решить вопрос о ее передаче.
1. Передача и прием смен.
2. Отчет у старшей медицинской сестры, координация деятельности по работе с пациентами.
3. Участие в утренних конференциях.
4. Обсуждение проблем пациента с врачом.
5. Обсуждение проблем пациента с родственниками.
6. Обсуждение с представителями других служб в интересах пациента.
7. Ответ на телефонные звонки.
8. Вызов врача-специалиста.
9. Занятие по специальности.
1. Обеспечение структурного подразделения необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спец. одеждой, бланками учета.
2. Контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием в структурном подразделении.
3. Хозяйственные работы (уборка рабочего места).
1. Переходы внутри отделения, в ЛПУ.
2. Виды деятельности, не отнесенные в другие разделы классификатора.
Лично необходимое время
3. Кратковременный отдых.
1. Опоздание на работу.
2. Преждевременный уход с работы.
3. Отсутствие работы.
1. Обучение персонала.
2. Подготовка к работе (прием и передача смены, подготовка и уборка рабочего места, подготовка к манипуляциям, процедурам).
3. Взаимодействие с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента.
4. Сопровождение пациента вне ЛПУ (диагностические центры).
5. Сопровождение клинико-биологических материалов в диагностическом подразделении.
6. Своевременное получение результатов исследований.
7. Получение и раскладка медикаментов, проверка сроков годности лекарств.
8. Мытье инструментария, подготовка для сдачи в ЦСО, стерилизация инструментария, кварцевание кабинетов, палат, подготовка материалов и биксов для автоклавирования.
9. Приготовление дез. растворов, мытье рук, надевание халата, переодевание.
10. Вызов больного в кабинет, на консультацию, для проведения исследования и т. д.
Работа с документацией
1. Ведение утвержденной учетно-отчетной документации.
· Индивидуальная карта стационарного больного Ф 003:
q отметки в листе врачебных назначений;
q подклеивание результатов лабораторных исследований;
q подготовка историй болезни по назначению врачей на клинико-диагностические функциональные исследования, их транспортировка и своевременное возвращение в отделении с результатами исследований;
q заполнение температурных листов.
· Журнал передачи дежурств.
· Журнал передачи инструментария.
· Журнал осмотра больных на педикулез.
· Журнал регистрации больных перенесших гепатит.
· Журнал длительно лихорадящих больных.
· Журнал передачи наркотических средств.
· Журнал учета расхода наркотических средств.
2. Составление порционных требований на диетический стол.
3. Документирование этапов сестринского процесса.
5. Оформление документов на выписывающихся больных.
6. Оформление направлений на исследования, консультацию.
7. Составление заявок на получение медикаментов.
1. Обследование пациента
· Субъективное обследование пациента.
· Объективное обследование пациента.
2. Установление проблем пациента с выделением приоритетных, первичных, промежуточных, вторичных при согласовании с пациентом.
3. Планирование ухода за пациентом (определение целей и задач, составление плана ухода), корректировка плана ухода в соответствии с пожеланиями пациента.
4. Осуществление плана сестринских вмешательств (зависимые, независимые).
q знакомство с правилами поведения в стационаре;
q наблюдение за общим состоянием пациента;
q оценка состояния пациента после проведенных вмешательств (диагностических, лечебных, по уходу);
q определение достижения поставленных целей и задач;
q измерение температуры;
q измерение артериального давления;
q измерение частоты пульса;
q определение частоты дыхательных движений;
q контроль диуреза;
q информирование больного по вопросам заболевания и лечебно-диагностического процесса;
q обсуждение с пациентом плана ухода;
q мотивация пациента на лечение и выздоровление;
q советы пациенту, рекомендации, консультации, беседы;
q создание благоприятной окружающей среды;
q организация безопасной окружающей среды;
q обеспечение инфекционной безопасности;
q подготовка пациента к исследованиям: психологическая, информационная;
q сопровождение, транспортировка пациента;
q санитарная обработка пациента;
q приготовление постели;
q смена нательного и постельного белья;
q гигиенические мероприятия в постели;
q помощь при проведении гигиенических процедур;
q профилактика пролежней;
q профилактика гипостатической пневмонии;
q кормление в постели;
q помощь при приеме пищи;
q помощь при физиологических отправлениях;
q подача судна и мочеприемника;
q обработка катетеров;
q контроль выполнения предписаний врача;
q обучение аутотренингу;
q обучение использованию индивидуального ингалятора;
q обучение навыкам самоухода;
q обучение членов семьи навыкам ухода;
q организация досуга.
q постановка согревающего компресса;
q постановка грелки и пузыря со льдом;
q приготовление лечебной ванны;
q подача кислорода;
q постановка газоотводной трубки;
q постановка всех видов клизм;
q катетеризация мочевого пузыря;
q постановка банок;
q постановка горчичников;
q введение питательной смеси через зонд;
q введение питательной смеси через гастростому;
q обработка зонда и стомы;
q определение суточного диуреза;
q перевод больного в другое подразделение;
q применение мази и пластыря, лечебной присыпки, капель;
q пользование ингалятором;
q сбор мокроты на анализ;
q подготовка к исследованиям – организационная;
q сбор анализа мочи по Зимницкому;
q сбор анализа мочи общий, суточный;
q взятие мазка из зева;
q анализ крови на HB, на СОЭ, на лейкоциты;
q сбор кала на исследование;
q дуоденальное зондирование;
q специальная подготовка к исследованиям: лучевым, эндоскопическим, пункциям, проведение премедикации;
q раздача лекарственных препаратов (до еды, во время еды, после еды, на ночь, симптоматически);
q забор крови на исследование;
q участие в проведении пункций, иммобилизация.
5. Оценка эффективности сестринского процесса и корректировка плана сестринской помощи.
На затраты труда среднего медицинского персонала влияет множество так называемых нормообразующих факторов, к которым относятся: квалификация, профессиональный уровень медицинской сестры; состав больных по нозологическим формам заболевания, тяжести течения, наличию осложнений, сопутствующих заболеваний, возрастно-половой состав больных, интенсивность лечебно-диагностических мероприятий, этап медицинской помощи, порядок поступления больных в стационар отбор больных на госпитализацию, подготовленность больных в амбулаторно-поликлинических условиях к стационарному лечению, ресурсное обеспечение учреждения и др. Действие этих факторов их взаимосвязь между собой значительно достаточно сложны, определение возможности их учета позволяет скорректировать численность должностей в каждом подразделении учреждения здравоохранения на основе местных условий, происходящих изменений в составе госпитализируемых и определить конкретные нормы нагрузки на каждого работника.
В условиях внедрения новых сестринских технологий и интенсификации труда медицинской сестры происходит одновременно наряду с увеличением объема работ и ужесточение норм нагрузки на медицинскую сестру по основной деятельности, работе с документацией и на служебные разговоры, что неизбежно требует пересмотра нормативов численности должностей среднего медицинского персонала.
Для этого мы рекомендуем проведение фотохронометражных исследований организационно-временной деятельности медицинской сестры, использующей новые сестринские технологии в различные периоды пребывания пациента в стационаре.
Основой для описания и расчетов ориентировочных величин трудозатрат видов деятельности специалистов сестринского дела (палатной медицинской сестры) должно служить терапевтическое отделение общего профиля со средней нормативной нагрузкой 30 пациентов.
Материалы, оформленные в соответствии с вышеуказанными рекомендациями, будут использованы для определения дифференцированной нагрузки медицинской сестры лечебно-профилактических учреждений.