Примеры художественного стиля. Художественный текст в деталях
Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.
Особенности художественного стиля
Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.
В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел «Гипнотический копирайтинг». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.
Элементы художественного стиля
В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:
Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.
1. Детализация в художественном тексте
Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.
Пример художественного стиля №1
Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.
2. Передача чувств и эмоций автора
Иногда в художественном тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.
Пример художественного стиля №2
Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.
3. Эпитеты
Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.
Примеры эпитетов
Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)
Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.
4. Метафоры
Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.
Пример художественного стиля №4 (метафоры)
5. Сравнения
Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.
Примеры сравнений
6. Аллегория
Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.
Примеры аллегорий
И так далее. Как правило, аллегории представляют собой устойчивые словосочетания и неразрывно ассоциируются с соответствующими им абстрактными понятиями.
7. Использование элементов других стилей
Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.
Пример художественного стиля №5
Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:
– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.
С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.
8. Инверсия
Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.
Примеры инверсии
Выводы
В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.
Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. Подпишитесь на RSS или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.
Автор: Даниил Шардаков
Инженер, интернет-маркетолог, копирайтер, писатель, преподаватель. Практик. Автор книги «Копирайтинг с нуля».
================
ВАЖНО! Теперь все бесплатные курсы, задачи и другие материалы есть в Telegram: https://t.me/shardcopy. Подпишитесь, чтобы они были у Вас всегда под рукой в телефоне!
================
10 ответов к “Примеры художественного стиля. Художественный текст в деталях”
Даниил, у Вас очень интересный блог. Зачиталась.
Так хочется писать красиво. Буду учиться.
Oksana, спасибо, я тоже буду стараться быть полезным и не разочаровать =)
Оксаночка, рад был помочь =)
да и правда спасибо огромное!мне очень понравилось и пригодилось!:****
В восторге от Вашего сайта…
Хоть и мельком просмотрела… Мастерски)) Очень
Бум читать, развиваться)
класс нашла то что искала
подскажите пожалуйста откуда история про монаха
Чудовищно. Надо бы просто перечислить имена хороших стилистов. Куприн, Паустовский, Гоголь наконец. Что вы о себе возомнили?)
о спасибо, нам кокрас надо было текст написать.
10 способов сделать художественный текст лучше
Порой мне присылают свои произведения молодые (и не очень) энтузиасты – в поисках конструктивной критики, проверить на ошибки или просто так. Я желаемое даю. Но не больше. Почему? Не поверите: сколь чудесным, оригинальным, трогательным бывает содержание при… отвратительной форме подачи («стиль»). Другие проблемы: невзрачные персонажи, отсутствие «НАД-идеи», визуальная убогость. Насколько мне хочется помочь с бедой… и насколько большинству оно не надо!
Обезличенная критика приятнее – поэтому основные замечания собраны в одной статье ; Берите, применяйте, и ваш художественный текст станет заметно лучше!
«Он скинул своё чёрное пальто на её тумбу, примостившуюся перед этим высоким светлым зеркалом, и она своей рукой нежно провела по его русым волосам»
Красиво? Вам понравилось? Согласитесь – не особо.
А если так:
«Он скинул чёрное пальто на тумбу, примостившуюся перед высоким светлым зеркалом, и она рукой нежно провела по его русым волосам»
Мораль: лишние местоимения удаляем нещадно! Чтобы понять, какие местоимения лишние, просто вырежьте их, а потом посмотрите – изменился ли смысл предложения ;
«Гусеницы» – подчинённые предложения от одного подлежащего, «главгера» момента. Смотрим пример:
«Почуяв приближение беды, воин натянул тетиву и прищурился, вглядываясь в лесную тень. Что же он там заметил?»
Всё понятно: воин почуял беду, натянул тетиву, прищурился, вглядываясь, и, видимо, что-то заметил. Но… читатель, ты прожил момент вместе с воином? Попробуем так:
«Почуяв приближение беды, воин натянул тетиву. Глаз сощурился: лесная тень… Что же там?»
Теперь воин лишь чует беду и натягивает тетиву, остальное делают другие «герои момента»: глаз, лесная тень. «Что же там?» подано как мысли воина – дополнительно погружает внутрь текста. Старайтесь удалять любые «гусеницы» длиннее двух звеньев, т.е., например, «воин почуял и натянул».
«Воин почуял приближение беды. Скрипнула тетива. Глаз сощурился: лесная тень… Что же там?»
«Гусеница» разбита полностью. Заодно добавилось воздействие на аудиальный канал восприятия – тетива «скрипнула».
Редким исключением может стать ОЧЕНЬ динамичное предложение, где звенья «гусеницы» состоят из одного-двух слов, образы лёгкие. Но пока только начинаете – экспериментировать не стоит.
Все пишут «гусеницами», это нормально. Автор должен видеть «фильм» происходящего, с полным погружением, и затем лишь записывать увиденное. Превращение «изложения» в красивый текст – результат редактирования, НЕ стремитесь сделать текст красивым сразу, в процессе написания.
Старайтесь избегать лишних уточнений, или рискуете открыто признаться, что считаете читателя идиотом. НЕ вешайте на литературное дерево табличку «дерево»!
«НЕ вешайте на литературное дерево табличку «дерево» – ведь и так ясно, что дерево это дерево, и от вашей таблички ничего не изменится, так зачем лишний раз тыкать читателя носом в это? Читателю не понравится» – пример «таблички» ; Конечно, бывает хуже.
Идеал – понятная читателю яркая лаконичность. Reduction – «сокращение».
«Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире»
(«Страшная месть» (1831г.) Н.В. Гоголь)
Почувствовали размах мощной, полноводной реки? А теперь вдумайтесь: редкая птица долетит до её середины? Конечно, Николай Васильевич слукавил, но… зато какой образ! Между прочим, вошёл в известные цитаты.
Безусловно, откровенно завираться не стоит, но сильные средства художественной выразительности текст красят. НЕ бойтесь их использовать. Главное – к месту. Писатель, в отличие от журналиста, не сообщает о событии («Днепр широкий и полноводный», «девушка улыбнулась»), а описывает образами («девичье личико просияло»)!
5. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
В вашем распоряжении их много, а не лишь точка, запятая и пара эмоционально окрашенных. НЕ бойтесь двоеточия, многоточия, точки с запятой, тире, их творческого чередования. Так, тире и двоеточие можно использовать не только в зависимости от контекста, но и персонажа: лиричным более свойственна «–», практичным – «:». «;» хорошо разделяет предложение на части, когда разделение точкой чересчур сильно.
А вот скобок стоит избегать: текст из художественного сразу становится как бы немного «учебным», сухим.
Конец – всему голова. Предложения, абзаца, описания, главы, части, книги. Конец и начало запоминаются больше – так уделите им больше внимания! Ключевое слово предложения ставьте в конце.
«Звездолёт класса «Гнев» совершил аварийную посадку в орбитальном космопорте; несколько дроидов зажужжали навстречу механическими гусеницам»
Нравится? А если так:
«В орбитальном космопорте звездолёт класса «Гнев» совершил аварийную посадку; несколько дроидов зажужжали механическими гусеницам навстречу»
Чувствуете разницу? Должны. Сейчас, без контекста, ключевые мысли: аварийная посадка и дроиды, катящие навстречу.
На конец абзаца и описания оставляйте самый сильный образ. Главы – образ, мысль и действие. Держите интригу, читателя постоянно должно тянуть – «что же дальше?» Конец части должен одновременно подводить промежуточные итоги и бросать «удочки» в следующую. Конец книги аналогично – немного интриги, «открытого финала» не повредит, но не стоит и злоупотреблять (если не такова главная задумка).
…интересные, захватывающие! В которых интересно жить. В которых вы станете лучше.
Создание персонажей – творчество одно из самых сложных и интересных. Кто-то просто списывает характер со знакомых, кто-то – отдельные черты, а другой придумывает сам всё. Сейчас не о способах создания, а о «содержании» образа и их взаимодействии.
«— Меня зовут Роза, — девочка хихикнула и подсела на кровать. — А тебя? Мне пятнадцать, и я хочу дружить! Я тебя видела сегодня, когда выглядывала в коридор… Мы же тут вдвоём, и всё, да? А мне та-а-ак скучно торчать в комнате одной. Там нет ни Голонета, ни даже каких-нибудь голозаписей! Поговорить совсем не с кем… В общем, скукотища. Только эта старая рабыня; и знаешь что? — Роза приблизилась к Ник, голубые глазки игриво блеснули. — Меня от неё тошнит!
Наконец, тишина. Девочка всем видом показала, как от служанки «тошнит»: ладошки сжали шею, физиономия шутливо скривилась. Но вдруг лица коснулось удивление.
— А почему ты молчишь? Тебе она нравится?
Ник смотрела во все глаза. Это живое существо с невинной улыбкой кажется совершенно чуждым привычному миру. Вообще реальности. Ну не бывает же… взрослого ребёнка!
Пальцы сжали шёлк покрывала.
У Розы тёплые ладони. Они уверенно накрыли ледяные пальцы Ник, и светлое лицо озарилось. Большие глаза смотрят прямо в душу! И, хотя Ник не выразила эмоций, это глупое, но по-своему сильное существо явно видит их «волшебным» зрением.
Наконец, молчаливая собеседница тихо ответила:
— А ты удивительная. Роза?
Девочка расплылась в улыбке, приняв слова за похвалу; взгляд стал мечтательным.
— Так меня зовёт мама. Хотя это ненастоящее имя… Но для меня настоящее. Она говорит, что я похожа на распускающийся бутон розы. А как зовут тебя?
Ник подумала с секунду.
— Смотря кто»
(«Идущая во Тьме: Из огня» Darth Elish)
Роза и Ник – взаимодополняющие персонажи. Жар и холод, этика и логика, наивность и осторожность: контраст подчёркнут. Контрастных персонажей стоит ставить ближе, но не слишком – читатель-то не идиот, на самом деле ;
В приведённом отрывке отсутствует «аналитическое описание» характеров девочек, образы созданы за счёт «мелочей»: степени разговорчивости, формы образования предложений (простой разговорный, «детский» стиль Розы; вдумчивый, лаконичный – Ник), мимика (кривляния Розы; внешнее безразличие Ник, за исключением пальцев, сжавших покрывало – элемент углубления образа), даже температура (тепло ладони, «лёд» пальцев).
Создание персонажей, их жизнь внутри произведения очень похожи на игру актёра и анализ психолога. Автор должен проживать (эмоционально, духовно) персонажа в каждый момент. Понимать, откуда у каждой черты характеры «ноги растут», и быть честным пе-ред собой и читателем: если что-то оставляет психическую травму, то придётся персонажу её получить, а последствия должны читаться до конца. Исключение – эпические произведения вроде «Властелина колец», где в центре внимания события, а не личности со сложной психологией.
Ну а если ваше творение претендует и на «эпичность», и на глубокий психологизм, то… что ж, удачи!
Для полного погружения в персонажей у автора НЕ должно быть «ни бога, ни царя, ни отечества». В том смысле, что каждый персонаж наделён не только уникальными психическими свойствами, но и индивидуальной философией, взглядом на мир и объекты в нём (исключение – карикатура). Можете быть в корне не согласны, но описать мысли (и вытекающие из них слова, действия, мотивацию) обязаны ТАК, будто это ВАША точка зрения. А глубоко прорабатывать лишь тех, чьё мировоззрение согласуется с вашим, – обречь читателя на скуку. Как минимум. А то и протест.
Хорошую помощь могут оказать типологии: от простых вроде темпераментов, D&D, ПЙ, до весьма и весьма сложных вроде соционики. Не бойтесь использовать всё. Однако остерегайтесь шаблонов: персонаж – не только представитель типа, а прежде всего живая личность, динамично меняющаяся, размышляющая.
Создайте персонажам внутренний конфликт – наблюдать сразу станет интереснее. Разрыв между желанием и реальностью, между внешним и «содержанием», между чертами характера, кажущимися противоречивыми, и т.д. А потом добавьте характеру динамики!
9. НАД-ИДЕИ И СВЕРХ-ИДЕЯ
Восприятие зависит от контекста.
«Толик вскинул на плечо тучный мешок»
Кто такой Толик? Если фермер, то в мешке, вероятно, картошка. А если для читателя То-лик – серийный убийца? В мешке уже труп. Точно труп! И мурашки по спине…
Повествование состоит из цепочек действий: персонаж ест, болтает, подглядывает и т.п. Но восприятие цепочек зависит от контекста и знаний читателя. У перечисленных трёх глаголов могут быть разные НАД-идеи: желание развлечься, тайная слежка, маскировка депрессии… Создайте читателю контекст и – выбором ситуации – сыграйте на контрасте.
Помимо НАД-идей может быть СВЕРХ-идея – на всё произведение. Например, «я хочу любить свободу» и «я хочу любить Софью» вызовет разное восприятие. Автор должен для себя решить, какой реакции читателя он хочет добиться: КАКИМ тот должен отложить дочитанную книгу?
Вышестоящее определяет нижестоящее.
Reduction – «сокращение». Следовательно, основная работа по редактированию текста… ; Нещадное уничтожение сорняков (местоимения, «гусеницы», «таблички дерево», неуместные выражения, тавтологии и проч.); удаление абзацев, если бесполезны для красоты и повествования, мешают экшену, тянут «увязнуть». Иногда – удаление больших сцен, целых глав. Редактирование, пожалуй, второй по длительности процесс после подготовки текста к написанию (задумка, персонажи, сюжет, вложение идей, сбор информации, НАД- и СВЕРХ-идеи, создание мира). Непосредственное написание текста – самое быстрое и простое. Поэтому не бойтесь посвящать редактированию дни напролёт: во-первых, вы сделаете текст лучше, во-вторых – так вы очень здорово развиваетесь в качестве писателя. Со временем выработается умение сразу писать практически без лишних местоимений, «гусениц» и «табличек», а редактировать вы станете уже вещи более глубокого порядка.
Самосовершенствование – бесконечный путь, прекрасный сам по себе. И помните – только труд, труд без оправданий на «отсутствие вдохновения» и прочие глупости позволит вам достичь высот. В любой области. Успехов!:)
Понятие «Художественное слово»
Оглавление
Глава 1. Развитие детей младшего школьного возраста…………………….5
1.1 Понятие «Художественное слово»………………………………………..5
1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста………….13
1.3 Цели и содержание обучения детей младшего школьного возраста художественному слову……………………………………………………….17
Глава 2. Разработка программы дополнительного образования по обучению детей младшего школьного возраста художественному слову………..…..26
2.1 Нравственное развитие детей младшего школьного возраста……..….26
2.2 Программа дополнительного образования по обучению детей младшего школьного возраста художественному слову……………………………. 36
Введение
Художественное слово играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Большое значение художественному слову как средству нравственного и эстетического воспитания придавали К.Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В.Я. Стоюнин, В.П. Шереметевский и многие другие выдающиеся педагоги.
И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.
Таким образом, художественное слово в системе дополнительного образования развивает нравственные и эстетические качества дошкольников, развивает речь и ее выразительность.
Объект исследования: процесс обучения художественному слову в системе дополнительного образования начальных классах.
Цель исследования: разработать программу обучения детей младшего школьного возраста художественному слову в системе дополнительного образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по вопросам обучения художественному слову
Раскрыть сущностную характеристику процесса обучения художественному слову
Изучить возрастные особенности младших школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Развитие детей младшего школьного возраста
Понятие «Художественное слово»
На занятиях по технике речи художественное слово выступает не только как средство воспитания речевой выразительности,- оно приучает видеть, думать, оценивать, увлекаться идеей, темой, понимать сверхзадачу рассказа. Особое значение приобретает не создание произведения самостоятельного жанра, а овладение текстом, освоение содержания, достижение максимальной выразительности речи.
Признавая общность творческого процесса в овладении разными видами искусства, в основе которых лежит слово, не стоит забывать о богатейшем литературном материале, позволяющем развить навыки речевого мастерства. Однако здесь важно методически грамотно выстроить процесс воспитания правильной речи. Применительно к актерской школе необходимо соблюдение единства методов развития актерского мастерства и сценической речи. В основу обучения искусству сценической речи положены методические разработки К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также теоретические и практические работы советских физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов.
В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.
Художественное слово способствует усвоению детьми новых образов сезонных изменений в природе. Именно слово позволяет ребенку вступить в сферу познания взаимосвязей окружающего мира.
Прежде всего, речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребенку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающему миру, миру природы. Наступила весна, пробуждается природа, обращайте внимание детей на изменения, которые происходят в природе: тает снег, бегут ручьи, первый дождь, появление первой травки, появление насекомых. А если вы еще при наблюдениях с детьми будете использовать художественное слово, это надолго останется в памяти ребенка, и ему не захочется ловить и мучить насекомых.
Наиболее полно научно-методические основы использования художественной литературы, как средства эстетического воспитания и речевого развития раскрыты в работах Е.А. Флериной. Она вела длительную исследовательскую работу в области художественного чтения и рассказывания, начав ее еще в 1924 году в Комиссии по детской книге при Наркомпросе, задачей которой было определение требований к содержанию и форме детской книги с учетом восприятия детьми литературных произведений. Уже в первых ее работах, посвященных этой проблеме, убедительно показывается значение живого слова в воспитании детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно говорить об утрачивании традиций семейного чтения. А значит, использование нравственного потенциала художественных текстов в воспитательных целях, становится одной из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста. Нравственный потенциал произведения, конечно же, сам по себе не переходит во внутренний мир ребенка. От мастерства педагога зависит глубина проникновения ребенка в смысл художественного произведения, его степень переживания и осмысления нравственных проблем, способность извлечь нравственные категории.
Для успешного решения задач нравственного воспитания маленьких читателей, а вернее сказать маленьких слушателей, художественными средствами, необходимо опираться на особенности восприятия художественных текстов детьми дошкольного возраста.
Детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление, иногда даже место чтения и «исполнитель» находятся в детском восприятии в тесном единстве. Первоначально ребенка интересует не столько смысл, сколько звук. Поэтому дети отдают предпочтение стихотворным хореически организованным текстам, так как «при использовании хорея межакцентный интервал составляет ровно один слог». Постепенно происходит и проникновение ребенка в смысл.
Так как, перечисленные особенности восприятия изменяются по мере взросления, то необходимо, помимо простого прослушивания детьми художественных текстов, в воспитательной работе использовать и развивать перечисленные выше качества восприятия, особенно феномен «содействия». Впервые этот термин ввел психолог А.В. Запорожец, считая содействие условием понимания текста. Ребенок должен пройти через эту ступень для того, чтобы глубже понять художественный текст.
Осмысление ребенком прочитанного является условием формирования интереса к художественномуслову. Оно формируется на основе содействия через упражнения, в которых проявляется творческая активность детей.
Упражнениями практического воздействия могут быть:
-раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
— воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
— сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
— работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна;
— рисование и лепка на основе прочитанных взрослым текстов;
— придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
— придумывание вопросов героям текста;
— проигрывание придуманного конца сказки.
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, то есть замена их синонимическими конструкциями;
Практический опыт работы показывает, что наиболее эффективным является:
— чтение литературных произведений педагогом;
— заучивание детьми стихотворений;
— заучивание отрывка из текста;
— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
— ответы на вопросы педагога;
— дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций;
— работа с пословицами и поговорками;
— рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
— чтение литературных произведений родителями.
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели понятие «Художественное слово» и его роль в развитии детей