Как написать white paper для ICO
Через экспертную оценку команды инкубатора блокчейн-стартапов Waves Lab проходит множество проектов, готовящихся выйти на ICO. В этой статье мы расскажем о том, какую роль играет white paper для проекта, и поделимся своими рекомендациями, как правильно составить этот важный документ.
White paper сочетает в себе подробную презентацию проекта и его бизнес-план. Этот документ — детальное представление проекта для потенциальных участников ICO, поэтому особое внимание необходимо уделять конкурентным преимуществам вашего стартапа, а также подробному описанию его бизнес-модели и плану развития.
Задача white paper — развеять любые сомнения о нежизнеспособности проекта, дав ответы на следующие вопросы:
Структура white paper при этом не ограничена какими-либо строгими рамками или предустановками. Каждая команда создает white paper, отталкиваясь от собственных потребностей и подхода.
Создание white paper лучше не отдавать на аутсорс. Основатели проекта в состоянии идеально с этим справиться. Вряд ли кто-то опишет бизнес-модель проекта так, как они сами. Кроме того, white paper стоит перевести на несколько языков, включая английский и китайский. Для этого лучше всего привлечь профессиональных переводчиков или членов комьюнити, которым вы доверяете.
Чтобы вы лучше подошли к созданию собственной white paper, мы собрали и проанализировали для вас подобные документы семи разных проектов. В результате получился набор ключевых рекомендаций и выводов для каждого шага по написанию white paper.
Вступление занимает 1-2 страницы и не должно содержать какой-либо подробной технической информации. Задача вступления — заинтересовать потенциальных участников вашего ICO сутью проекта, вызвав у них желание более близко изучить предлагаемую вами идею.
В этом разделе также нужно дать общие характеристики таргетируемого рынка и его проблематику. Чтобы читатель лучше понял содержимое white paper, вступление может содержать определения терминов, действительно критичных для сферы вашего проекта.
Для примера возьмем вступление из white paper проекта Simdaq — платформы для обучения криптотрейдингу. В этой части бумаги кратко рассказывается о функциональности проекта — с использованием ретроспективных данных различных бирж, данных коммьюнити криптотрейдеров, также здесь затрагиваются ключевые тренды и практика использования ботов для трейдинга. Это пример хорошо написанного вступления с подробным описанием проблемных областей.
Этот раздел описывает техническую часть вашего проекта, рассказывает о компетенциях команды, а также демонстрирует открытость проекта по отношению к участникам ICO, давая им возможность оценить ваш проект. В этом разделе также приветствуется использование диаграмм и инфографики.
Если во вступлении не были раскрыты специфические для проекта термины, важно расшифровать их именно в этой части документа. Также в этой части важно объяснить концепцию проекта максимально понятным языком. Начните с общих принципов проекта, а затем уходите в более технические аспекты и расскажите, в чем состоят ваши преимущества перед конкурентами.
Например, Paytomat — это децентрализованная платформа, дающая возможность малому и среднему бизнесу принимать платежи в криптовалюте с использованием QR-кодов.
В своей white paper создатели платформы рассказывают о том, какая у нее целевая аудитория, раскрывают природу экосистему проекта, объясняют, каким образом в нее интегрирован PoS-алгоритм, а также объясняют, почему проект базируется именно на блокчейне. Раздел о продукте в данном случае дает исчерпывающее описание того, как функционирует проект.
В этом разделе авторам white paper нужно показать анализ рынка, на который нацелен проект. Важно: анализ вы должны провести самостоятельно. Также необходимо опередить ключевые тренды, для этого достаточно охватить период на ближайшие пять лет.
Добавление графиков и наглядных данных в данный раздел приветствуется, но ссылайтесь только на проверенные и авторитетные источники. Например, такими источниками могут быть отчеты «большой четверки»: PwC, Deloitte, KPMG и E&Y. Информация в данном разделе должна быть подана максимально объективно — так читатель поймет, насколько ваш проект перспективен.
В этом разделе идет описание проблем, характерных для индустрии проекта. Суть и важность проблемы нужно подкрепить проверенными цифрами. Ни в коем случае не преувеличивайте проблему, пытаясь добавить значимости вашему проекту. Ваш взгляд должен быть максимально нейтральным при анализе контекста, в котором действует проект, включая рыночную ситуацию.
Информация о проблемах индустрии и способах решениях, которые предлагает проект, показывает читателям потенциал проекта с объективной стороны, дает им понять, насколько хорошо вы осознаете глубину проблематики, а также, насколько един взгляд на рынок членов вашей команды.
В этом разделе нужно описать принцип работы токена, его роль в бизнес-модели проекта и схему дистрибуции токена среди участников ICO. Здесь также нужно использовать графики и диаграммы для большей наглядности.
Раздел также должен раскрывать читателю экономику проекта. После прочтения раздела у читателя не должно остаться вопросов, как будет производиться выпуск токена, когда и как его можно использовать, как проект будет распределять токены между участниками краудсейла и т.д.
Например, в white paper платформы Simdaq указано, что токен SMQ можно использовать в качестве средства оплаты за подписку на симулятор ретроспективных данных по трейдингу, а также с его помощью можно оплачивать контент, тестировать торговых роботов и производить взносы в призовой фонд децентрализованного турнира.
Для большей убедительности основатели Simdaq представили сводную таблицу, показывающую изначальную стоимость токена, объем его выпуска, показатели минимальной и максимальной рыночной капитализации, а также схему распределения токена.
В разделе о монетизации нужно описать планы проекта и ключевые показатели, которые команда намерена достигнуть. Эту информацию стоит подкрепить визуалом в виде графиков и таблиц, показав поэтапное развитие проекта.
План монетизации проекта интересен и будущим участникам вашего ICO, и экспертам. Эта часть обосновывает прогноз максимального объема рыночной капитализации проекта, а также то, насколько фиатные средства влияют на проект и его токен.
В этой части white paper нужно обозначить ключевые этапы реализации проекта и их сроки. Раздел можно графически оформить в виде диаграммы, чтобы читатель сразу мог получить представление о планах проекта и в дальнейшем следить за ходом их реализации, ссылаясь на роудмап. Кроме того, роудмап будет постоянно напоминать разработчикам о главной цели проекта.
Магазин торговых алгоритмов Tradingene посвятил две страницы роудмапу в своей white paper, раскрывая каждый шаг реализации проекта:
Здесь нужно представить членов команды, указав их достижения и компетенции. К профилю каждого участника нужно добавить фотографию в хорошем качестве и ссылку на его LinkedIn.
Эта часть white paper влияет на мнение коммьюнити о проекте. Задача данного раздела — показать, что над проектом работают лучшие специалисты. Участие в проекте известных людей из индустрии повышает уровень доверия к нему.
Киберспортивная платформа RewardMob указала в разделе «Наша команда» имя каждого участника своей команды, разместила их фотографии, актуальные места работы и послужные списки.
White paper — документ, обязательный для любого ICO. Он размещается на всех сервисах, отслеживающих ICO, и других сайтах. Одной только скучной текстовой информации недостаточно. Добавьте графики, изображения, инфографику, диаграммы для наглядности.
Важно не переборщить с количеством изображений, потому как white paper — документ, служащий деловым целям, а не развлечению пользователей в соцсетях. Помните, что журналисты будут пользоваться вашей white paper для написания материалов, а маркетологи и пиарщики — для подготовки презентаций и материалов для конференций. Тем не менее, используйте больше графиков, чтобы разнообразить текст и четко разъяснить техническую информацию.
CoinTelegraph советует начать с вводной информации без использования технических терминов во вступлении, а детали раскрывать ближе к концу документа. Технические подробности интересуют далеко не всех, и поэтому важно, чтобы обычный человек, который рассматривает инвестирование в ваше ICO, мог получить общую информацию о проекте и принять окончательное решение.
В своей статье по подготовке white paper CoSchedule рекомендует пользоваться профессиональной терминологией с приведением множества фактов и данных. В то же время документ повествование должны быть сфокусировано строго на проблемах рынка, которые проект собирается решать.
Наконец, white paper должен как давать ответы на самые каверзные вопросы участников ICO, так быть доступным для прессы, юристов и самих членов команды.
Как написать хороший White paper для проведения ICO: советы и примеры
Тема ICO продолжает приковывать к себе пристальное внимание, сотни проектов по всему миру пытаются привлечь средства с помощью этого механизма. На рынке уже сложились свои правила оформления ICO, и одно из них заключается в том, что команда проекта должна представить его описание в специальном документе под названием White paper. Сегодня мы поговорим о том, каким он должен быть.
Что такое White paper
White paper — это документ, рассказывающий о том, как будет работать технология блокчейн-проекта. В этом файле обычно размещается детальное описание архитектуры, а также того, как с системой будут взаимодействовать пользователи, информация о текущей рыночной ситуации и прогнозах роста, условиях выпуска и использования токенов, а кроме того, приводится перечень членов команды, инвесторов и консультантов проекта.
Без правильно оформленного «вайтпейпера» проекту будет сложно провести успешное ICO: мало кто будет готов инвестировать при отсутствии технически грамотных описаний технологии, а также предыдущего опыта участников команды. Ниже — советы о том, как создать качественный White paper, и несколько реальных примеров хороших документов.
Как должен выглядеть документ
Блокчейн-эксперт и основатель проектов Benja.co и Ship Ninja Эндрю Чейпин (Andrew Chapin) в колонке для Hacker Noon описал устройство идеального White paper. Это очень грамотные советы, выжимку из которых мы приводим в нашем материале.
При этом, несмотря на то что раздел, посвященный команде проекта, обычно располагается в конце документа, он является одним из важнейших элементов.
По словам Чейпина, любой инвестор-ангел может рассказать немало историй о том, как он вкладывал деньги в сильную команду с плохой идеей, поскольку был убежден в ее способности уже по ходу дела придумывать что-то стоящее. К примеру, до пивота Android был операционной системой для камер, компания Nokia в момент основания занималась деревообработкой и производством бумаги, а Pinterest в начале своего пути служил приложением для шопинга, а не был социальной сетью (хотя в итоге опять стал двигаться в сторону электронной коммерции).
Поэтому важно, чтобы в команде были собраны разносторонние специалисты, которые уже добивались каких-то успехов в прошлом, а также — в идеале — имели хоть какой-то опыт в сфере блокчейна.
Очень часто команды пытаются организовать сбор средств, когда в их штате нет инженеров, понимающих работу блокчейна: основателям кажется, что главное — собрать деньги, а уж нанять инженера можно будет и потом. Но не нужно ставить телегу впереди лошади, потому что прежде, чем люди захотят дать проекту денег, они должны понять, что команда вообще способна создать то, что запланировала.
Второй по значимости раздел White paper должен быть посвящен описанию продукта: информации о наличии прототипа, первых пользователей и планов по развитию. Очень часто ICO проводят, имея на руках лишь красиво оформленный pdf и несколько мокапов, но — ни самого продукта, ни пользователей, ни какого-то трек шна. Если в проекте уже есть существующая экосистема и пользователи, то шансы на успешную жизнь токена повышаются, а значит, о наличии этих элементов нужно обязательно сообщить в документации.
Также очень важно подробно расписать планы по использованию привлекаемых средств. Сегодня в мире ICO очень много организаций, которые сообщают о своих планах по созданию неких «индустриальных консорциумов», некоммерческих подразделений или запуску серии мероприятий для «развития отрасли». Всё это вызывает подозрения в том, что у кого-то из команды есть намерение потратить часть денег не на развитие продукта, а на что-то другое (возможно, просто на себя).
Про сам токен должно быть сказано, когда он будет представлен на бирже. Если ответа на этот вопрос нет или по плану это должно произойти через 30-60 дней, то это повод заподозрить неладное. По мнению Чейпина, в таком случае велика вероятность того, что команда проекта собирается манипулировать ценой токена при открытии свободной торговли. Вообще, будущее взаимодействие компании с выпущенными токенами представляет интерес для аудитории: будет ли ограничен выпуск до presale, от чего зависит старт продаж на рынке, будут ли проводиться обратные выкупы (buy-backs).
Конечно же, White paper должен содержать подробное техническое описание проекта и планы по его дальнейшей разработке (development roadmap). В идеале команда должна представить детальный план своей работы на ближайшие 12-18 месяцев, в который следует включить и бета-запуск. Если какие-то из пунктов роадмапа уже выполнены — это плюс.
Каким должен быть White paper: 3 примера успешных проектов
Перейдем от теории к практике: проще всего понять, как должен выглядеть хороший документ для ICO, на реальных примерах успешных проектов. Мы отобрали три сверхуспешных проекта и проанализировали их «вайтпейперы» (по этой ссылке можно найти больше примеров).
Помимо технического описания архитектуры продукта, есть и простые для понимания схемы
Формат научной статьи способствует росту доверия, при этом документ может быть небольшим (
Стиль изложения соответствует формату: большое количество формул и различных схем
Заключение
White paper — что это такое, как создать, и зачем это нужно бизнесу
White paper (или как его называют в русскоязычном пространстве — «Белая бумага») — это один из инструментов маркетинга. Он широко распространен на Западе, а вот в России и странах СНГ этот термин встречается редко.
В статье поговорим о том, что такое White paper, какие задачи решает, как написать «Белую бумагу».
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Что такое White paper
White paper — это документ нерекламного характера, который написан в виде отчета, исследования, инструкции по теме вашего бизнеса. Цель — ненавязчиво подвести потенциальных клиентов или партнеров к сотрудничеству с вами через демонстрацию решения их проблемы. В идеале, White paper должен не просто рассказывать о сфере вашего бизнеса, но и принести пользу читателям, даже если они так и не решатся на сотрудничество.
Стоп, а в чем же отличие White paper от маркетинг-кита или брендбука?
Можно выделить 3 вида White paper:
Самый простой пример White paper
У вас есть агентство недвижимости или вы — юрист, который занимается сопровождением сделок купли\продажи жилья. Ваша ЦА — люди, которые хотят купить или продать недвижимость. Самая частая проблема, с которой вы сталкиваетесь — сомнение потенциальных клиентов в том, что им вообще нужны ваши услуги.
Можно раздавать в офисе или распространять в интернете White paper, в котором будет подробная информация о том, какие действия нужно совершить для самостоятельной покупки/продажи и с какими рисками можно столкнуться, если не пользоваться услугами профессионалов. В документе должны быть статистические данные, например:
Вторая часть White paper — информация о том, как купить/продать недвижимость через посредников. В ней перечень ваших действий, сроки, защита клиентов от рисков, расходы.
Важно: прямой рекламы своих услуг быть не должно, вы описываете весь процесс объективно, как бы со стороны.
В конце, как вывод, стоит сделать наглядную сравнительную таблицу, где в левой колонке будет информация о самостоятельной сделке, а справа — о сделке с вашим сопровождением.
Что получается — потенциальный клиент видит тот гигантский объем работ и риски, с которыми может столкнуться, если все будет делать сам и понимает, что быстрее и безопаснее обратиться к вам. Он не становится объектом навязчивой рекламы и самостоятельно принимает решение, выгодное для вас обоих.
Пример #2.
Отрывок из White paper зоомагазина, в котором говорится о важности вакцинации собак: от каких болезней защищает вакцина, как подготовиться к вакцинации, как ухаживать за животным. На последней странице адрес сайта и название магазина, а также ветклиники, которые как бы намекают, где можно вакцинировать животное. При этом нет никаких рекламных призывов и вообще нет никакого упоминания об услугах компании.
Вывод: White paper — это полезный экспертный документ, который, хоть и не является прямой рекламой, призван закрыть все возражения клиентов и мягко, ненавязчиво подвести их к покупке (или инвестора/партнера к сотрудничеству).
Кому и для чего нужен White paper
White paper подходит для стартапов, IT-индустрии, агентств, предоставляющих услуги, предпринимателей, медучреждений, госучреждений. White paper — must-have документ для бизнеса, работающего в B2B сегменте.
«Белая бумага» нужна для решения следующих задач:
Цель влияет на содержание документа, например, «Белая бумага» для инвесторов отличается от аналогичного документа для клиентов.
Для привлечения инвесторов документ должен отвечать на следующие вопросы:
Текст WP для привлечения клиентов содержит ответы на потенциальные вопросы ЦА, закрывает возможные возражения, дает исчерпывающую информацию по теме продукта/услуги.
Как создать White paper
Пример, как можно визуально оформить White paper:
P.S. Для WP не существует четкой структуры, которой нужно придерживаться, вы сами решаете, где размещать важные блоки.
Как составить WP — шаги
Типичные ошибки при составлении WP
Заключение
На Западе давно оценили потенциал White paper — нерекламный документ способен решить задачи стандартной рекламной кампании, например, привлечь новых покупателей в ваш бизнес.
В России и СНГ это пока один из самых недооцененных маркетинговых инструментов. Однако, стоит признать, его создание — не быстрый процесс. На качественный WP могут уйти недели, а то и месяцы. Самое сложное — правильно определить цель и найти тему для White paper, которая будет интересна потенциальным клиентам, а для этого нужно четко понимать потребности целевой аудитории.
Как написать white paper для криптовалютного проекта
Ни один из аспектов криптовалютного проекта так не влияет на его восприятие общественностью, как white paper. Этот документ выступает в роли сборника символических вех развития и тщательно продуманных целей. Он суммирует методы, процессы и ресурсы, необходимые для успешного запуска. Те, кто не понаслышке знаком с блокчейн-проектами, наверняка прочитали немало чужих white paper. К сожалению, часто эти документы оказываются весьма невнятными из-за неспособности авторов чётко выражать свои мысли и использовать только термины, доступные среднестатистическому читателю.
Орфографические и грамматические ошибки, а самое главное — противоречивая информация — верные признаки того, что с проектом что-то не так. Написать хороший white paper труднее, чем кажется: он должен подробно описывать технические аспекты проекта, оставаясь относительно понятным для широкой общественности. Это особенно справедливо для криптовалют, ведь большинство читателей white paper в этом случае — энтузиасты, не относящиеся к академической сфере и не обладающие специальными знаниями.
Чтобы помочь как авторам, так и читателям white paper, мы рассмотрим основные характеристики этих документов и выделим их необходимые элементы, которые одновременно информируют общественность и привлекают инвесторов.
Что такое white paper
В white paper содержится подробное описание проекта, продукта или услуги, в котором делается упор на технические и отраслевые детали. Он предназначен не для широкой общественности, а для знакомых с конкретной отраслью. Это доклад, который посвящён пока нерешённой проблеме и предлагает вариант её решения.
В криптовалютах white paper представляет собой всеобъемлющий обзор, который часто носит технический характер. Как правило, документ выпускается в преддверии ICO, хотя формально может появиться в любой момент. Структура документа у разных проектов может быть разной, но обычно присутствует техническая, коммерческая, финансовая и кадровая информация. Всё это даёт читателем представление о целях проекта и способах их достижения.
В мире блокчейнов можно найти white paper разной степени читаемости. Некоторые могут быть слишком академическими по своей природе, доступными лишь самым образованным специалистам, в то время как другие опускают техническую информацию и превращаются в маркетинговые брошюры. Это, конечно, повышает читаемость и привлекает более широкую аудиторию.
Написанию white paper следует уделять много внимания, поскольку они действуют как вечный репозиторий информации, где сохраняются все основные детали криптовалютного проекта. Нет ничего более значительного, чем технический документ, и разумный инвестор знает, что без его тщательного анализа не следует принимать никаких решений.
Хорошие проекты ответственно относятся ко всем своим текстам. Они с гордостью размещают ссылки на white paper на самом видном месте своих сайтов, а шумиха вокруг white paper на Reddit и в Твиттере достигает колоссальных масштабов.
Почему инвесторам так интересен white paper
Какую роль играет white paper с точки зрения инвесторов — основной целевой аудитории проектов? White paper формирует впечатление о стартапе. Правильный технический документ показывает, насколько хорошо подготовлена команда и насколько она убеждена в успехе проекта. За white paper обязательно должна стоять команда, и именно она подвергнется тщательному исследованию со стороны потенциальных инвесторов.
Неоднозначные формулировки и вводящая в заблуждение информация не выдержит публичный экзамен криптовалютного сообщества. Несколько ICO уже обманывали наивных новых инвесторов, и вокруг таких махинаций растёт недовольство как внутри, так и за пределами сообщества. White paper помогают защититься от такого неэтичного поведения.
Криптовалютные ветераны знают, как определить подозрительные проекты по одному только white paper. Вопросы, связанные с финансовыми запросами ICO, надёжность технологической архитектуры и практическая значимость проекта должны быть ясно изложены в документе.
Опыт показывает, что успех (или провал) проекта во многом зависит именно от технической документации. Если вы серьёзно относитесь к своему проекту, и к white paper стоит относиться не менее серьёзно.
По описанным выше причинам опытный инвестор будет изучать вашу техническую документацию под лупой. Разумеется, новичкам будет тяжелее просеять технический жаргон, заполняющий white paper. Технический язык криптовалюты — это то, чему любой энтузиаст криптографии способен обучиться, но на оценку технических возможностей проекта и команды не должно уходить слишком много времени.
Таким образом, в white paper должны быть изложены тезисы, убедительно выстроенные командой, чтобы донести до читателей обоснованность существования, коммерческую жизнеспособность и техническую устойчивость проекта. Эти критерии должны быть выполнены для того, чтобы заработать доверие инвесторов — и для многого другого, если проект планирует участвовать в полноценном криптовалютном марафоне, состязаясь с гигантами.
Конечно, это непросто, потому что, как мы уже сказали, технический документ должен жонглировать авторитетной информацией о проекте, а также оставаться доступным для менее осведомлённых умов публичных инвесторов. Он служит как введением, так и энциклопедией.
Давайте рассмотрим, что необходимо для хорошего документа и как его написать.
Формат white paper для криптовалютного проекта
White paper — официальный документ, который должен соответствовать определённому формату. Общая схема обычно выглядит следующим образом:
Поддающаяся проверке статистическая информация имеет большое значение и добавляет убедительности техническому документу. Нередко в white paper можно увидеть сложные математические и научные расчеты. Они могут быть поняты только избранными, тем не менее это признак преданности команды проекту, поскольку расчёты не так легко подделать. Не стоит ожидать, что читателей удастся обмануть ложными вычислениями!
Объём технической документации зависит от информации, которую необходимо охватить. Нет нужды писать документ объёмом свыше 30 страниц — большой объём не делает информацию лучше. Первостепенное значение имеет качество информации, и документ, как правило, может быть сжат до разумной длины. Обнаружить и устранить «воду» довольно просто.
Чтобы охватить более широкую аудиторию, идеально предоставить white paper на нескольких языках. Если потратиться на профессиональные переводы, технический документ получит более высокую оценку от сообщества.
Языки, которые стоит задействовать: мандаринский, корейский, французский, немецкий, испанский и русский. Многоязычность станет дополнительным свидетельством того, что проект прилагает все усилия, чтобы быть услышанным.
Что касается тона документа, то он должен быть нейтральным. Академические формулировки подходят для объяснения технической архитектуры и решений, но не стоит увлекаться сложной терминологией и жаргоном. Было бы ошибкой делать проект понятным только для избранных, но не надо и заигрывать с аудиторией.
Само собой, плагиат недопустим. Он отпугнёт читателей и покажет им, что проектом занимаются нечестные и ленивые люди. Даже если вы пишете о каком-то общеизвестном аспекте криптовалютной сферы, например об истории блокчейна, используйте свои слова. Если вы занимаетесь криптовалютами, вам должно хватить познаний. Криптосообщество нелегко обмануть, и лень и некомпетентность будут быстро раскрыты.
Ключевые элементы криптовалютного white paper
Пришло время детально рассмотреть элементы white paper. Пробежав взглядом технические документы разных проектов, можно заметить, что они сильно отличаются друг от друга в зависимости от специфики стартапа. Но во всех них, как правило, присутствуют (или должны присутствовать) описанные ниже разделы.
Реферат
В исследовательских работах в реферате описывается назначение проекта, проблема и предлагаемое решение, а также технические нововведения, призванные это решение обеспечить.
Реферат представлен не в каждом white paper. Это скорее свойственно академическим работам, чем документам, призванным привлечь внимание к ICO. Например, Сатоши Накамото изложил в своём white paper проблему централизованных систем, предложил решение проблемы двойных трат и предоставил краткое описание работы этого решения.
Хоть это и не обязательная часть, рефераты помогают читателю узнать всё самое важное в краткой форме. Если за счёт этого интерес читателя будет подогрет и он прочитает white paper целиком, вы постарались не зря.
Введение
Имеет смысл проинформировать читателя о конкретной области, в которой будет задействован проект: далеко не все читатели могут быть в курсе. Введение может проинформировать их о текущем положении и о препятствиях для роста. Дальше должно быть описано, как с использованием блокчейна будут устранены эти препятствия и модернизована отрасль.
Перечисление конкретных факторов, которые препятствуют росту отрасли (с точными фактическими данными), даёт потенциальным инвесторам здоровое понимание необходимости проекта. Можно написать о возможности решить проблемы в кратчайшие сроки, не вдаваясь раньше времени в технические детали.
Вступление не требует академического тона. Оно скорее необходимо, чтобы мягко проинформировать читателей о проблеме и возможных решениях. Таблицы и выкладки лучше оставить для последующих секций. То, что читатель сейчас получит общее представление о сценарии, сделает технические аспекты более доступными.
White paper Ripple о его протоколе консенсуса — отличный пример подачи информации, начиная с самого вступления. Этот документ заслуживает того, чтобы вы его прочитали.
Определения
Далее рекомендуется определить список значимых и часто встречающихся в документе терминов. Эти термины могут быть общепринятыми или уникальными для данного проекта. Читатель сможет возвращаться к этому разделу при дальнейшем чтении white paper.
Начните, например, так: «Ниже перечислены определения конкретных элементов, задействованных в работе платформы. »
Zcash довольно ловко справился с этой задачей в своём white paper, определив основные термины и формально, и неформально.
Алгоритм консенсуса
Как неотъемлемая часть сети блокчейна, алгоритм консенсуса требует подробного описания в документе. Этот раздел обычно наполнен техническими деталями и математическими доказательствами. Если какой-либо алгоритм консенсуса уникален, его можно сопоставить с другими алгоритмами, подчеркнув его преимущества.
В этом разделе также должен быть описан фактический рабочий механизм алгоритма — каким образом достигаются соглашения. Стоит также написать, как система защищает себя от внешних атак, таких как атака 51%. Если предусмотрена дополнительная защита, важно об этом сообщить.
Решения
Здесь white paper превращается в настоящую техническую документацию. Каждый блокчейн-проект имеет различные элементы, которые в совокупности обеспечивают решение заявленной проблемы. В этом разделе понадобятся подразделы, относящиеся к каждому отдельному компоненту решения.
IOTA академическим языком описывает решения в своём техническом документе. White paper проекта выстроен таким образом, что даже эксперту в этой области придётся напрячься, чтобы понять механику процесса.
С другой стороны, технический документ OmiseGo (OMG) жонглирует ясностью и технической экспозицией. Обратите особое внимание на то, как его авторы использовали пошаговый пример в разделе «Биткоин-посредник», чтобы объяснить процесс транзакции. Разделу предшествует описание того, что такое информационно-координационный центр и почему он существует, а также его роли в платформе проекта.
В этом разделе рассматриваются исследования и технические доказательства. Серьёзные проекты вроде IOTA уверенно объясняют все свои механизмы научными и математическими аргументами — тем, что нельзя подделать.
Техническая архитектура и эксплуатация платформы
После того как вы предложили решения проблемы, пришло время представить, как они будут применяться в реальной системе. Основные компоненты сетевого протокола и каждая их функция должны обсуждаться в контексте мотивов их существования. Не каждый проект подробно рассказывает о точной архитектуре своей сети, а стоило бы.
Предыдущие два раздела завершают основную часть технического материала в документе. Теперь всё это пора сопроводить объяснением того, как платформа осуществляет взаимодействие различных заинтересованных сторон в экосистеме.
Для начала стоит перечислить заинтересованные стороны и компоненты экосистемы. Плюсом будут диаграммы. Каким образом токены помогают взаимодействию между различными сторонами?
В качестве примера хорошо разработанной технической архитектуры можно снова привести IOTA.
Информация о токене
Чтобы обеспечить полную прозрачность, проекты часто перечисляют источники финансирования в своих документах. Инвесторы также узнают, на что будут потрачены их деньги, и знакомятся с деталями системы токенов.
Эта часть документа содержит исключительно финансовую информацию о проекте. Перечислите информацию обо всей финансовой поддержке, которая была получена, и перейдите к количественным показателям, связанным с токеном. Взгляните на технический документ TenX, где подробно описывается продажа токенов и распределение финансирования.
Дорожная карта
Описав проект и его технические аспекты, настало время объяснить потенциальным инвесторам путь, который намечен командой.
Каковы основные вехи в техническом и финансовом плане? Как и когда произойдут внутренние изменения блокчейна? Когда платформа станет полностью публичной? Это лишь некоторые из вопросов, которые необходимо рассмотреть в разделе «Дорожная карта».
Сетевой токен Golem предлагает красивую дорожную карту, которая заслуживает восхищения.
Случаи использования / коммерческие приложения
Это один из самых важных аспектов документа: не только потому, что он охватывает то, какое место проект займёт в реальном мире, а ещё и потому, что это один из немногих разделов, который будет мгновенно понятен каждому читателю и особенно заинтересует инвесторов.
Крайне важно описать, как проект найдет своё применение в коммерческом использовании. В конце концов, проект может подкрепляться безупречными техническими и математическими особенностями, но это преимущество теряется, если коммерческое приложение не очевидно. Каким образом проект рассчитывает получать доход? Какие конкретные результаты даст внедрение технологии?
Также можно заявить о потенциальных партнёрских отношениях с компаниями, которые ускорят признание вашего проекта и помогут распространить использование платформы: это очень важные аспекты потенциала. По сути, это раздел, который убеждает инвесторов вложить деньги.
Команда
Сообщество с удовольствием узнает о людях, стоящих за проектом. Инвесторов очень интересуют их опыт и навыки. Это касается и консультантов проекта: наличие группы известных советников повысит доверие потенциальных инвесторов.
Ссылки
Тут всё понятно. В разделе ссылок перечислены различные ресурсы, которые были использованы при подготовке материала.
Исходный код — ваш второй white paper
Многие образованные члены сообщества, и особенно разработчики, знают, что базовая технология, на которой строится на программирование, — важнейший вопрос, определяющий успешность или провал проекта.
Чтение исходного кода — незаменимый способ изучения проекта. White paper в некотором смысле позволяет перевести исходный код на человеческий язык. Тем не менее при переводе многое теряется.
В блокчейне (и во многих других сферах, учитывая, что мир становится всё более цифровым) способность программировать — незаменимый навык. Владеющие им легко обнаружат возможные несоответствия между предполагаемыми характеристиками проекта и его фактическим техническим кодом.
Составляя white paper, помните, что исходный код проекта функционирует как второй white paper. Исходный код должен отражать прозрачность, которая заявлена в документе. Выкладывая исходный код на GitHub, вы можете получить критику — как конструктивную, так и разрушительную — от тех, кто хорошо разбирается в коде.
Дело в том, что ясность, прозрачность и доступность, которые люди ожидают увидеть в техническом документе, не ограничиваются white paper. Это основные принципы для всего проекта и всей работы команды.
Нечестные проекты будут пойманы на плохом коде, но искренним, вложившим в него своё мастерство, нечего бояться.
Почему white paper столь важен
Если вы изначально в этом сомневались, то к этому моменту вам, скорее всего, стало ясно, что качественный white paper — незаменимый элемент криптовалютного проекта. Это письменное обязательство на глобальной публичной платформе.
С практической точки зрения white paper должен привлекать инвесторов. Если техническая документация выглядит убедительно, то инвесторы смогут и сами принять положительное решение, и рассказать о проекте своим знакомым, повышая его потенциал.
White paper — эффективный метод маркетинга. Во-первых, криптовалютное сообщество требует наличия документа, чтобы оценить жизнеспособность проекта. Учитывая бум на рынке в прошлом году, официальные документы стали формой проверки новых проектов.
White paper с энтузиазмом распространяются на интернет-форумах и в социальных сетях, что даёт проекту масштабный охват аудитории. Это ещё одна важная причина для того, чтобы потратить время и силы на подготовку и публикацию технической документации.
Заключение
Составление white paper может показаться сложной задачей, но без этого в сегодняшнем перенасыщенном криптопространстве, увы, не обойтись.
Тем не менее у хорошей команды не должно возникнуть проблемы со сбором и обработкой информации, необходимой для составления white paper. Обратная связь и обсуждения помогут найти баланс между доступностью и серьёзностью технической информации. Чтобы ознакомиться с документами, которые уже выпустили различные криптовалютные проекты, посетите сайт whitepaperdatabase.com.
Сегодня хороший разработчик может подготовить собственный блокчейн за полчаса. С одной стороны, такая доступность порождает некачественные или бессмысленные продукты, но с другой — облегчает создание полезных и инновационных блокчейнов. Это что-то вроде обоюдоострого меча. Во втором случае качественный, продуманный white paper создаёт для стартапа надёжный плацдарм, помогая информировать о проекте специалистов и широкую общественность.