Порядок установки и оплаты домофона в многоквартирном доме
Цены за жилищно-коммунальные услуги ежегодно растут, поэтому собственники помещений в МКД хотят знать, за что они платят, какие услуги в квитанции включены законно, а на каких наживаются недобросовестные управляющие организации.
Одна из услуг, которая стабильно вызывает вопросы у жителей домов – установка и обслуживание домофона. Расскажем, каков порядок установки домофона в МКД и в каких случаях управляющая организация имеет право взимать за него плату.
Домофон – общее имущество собственников помещений в МКД
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется предоставлять собственникам помещений в этом доме работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Домофоны в многоквартирных домах устанавливаются на входе в подъезд, они обслуживают более одного помещения, поэтому входят в состав общего имущества МКД. Автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов МКД тоже включаются в состав общего имущества в МКД в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Порядок установки и подключения домофона
Установка и обслуживание домофона возможны в двух случаях: такие работы и услуги предусмотрены договором управления МКД или соответствующее решение принято на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ). О случае, когда управляющая организация устанавливает домофон на свои деньги, мы расскажем отдельно.
Договор управления многоквартирным домом может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Тогда для начисления платы за обслуживание запирающих устройств необходимо решение ОСС, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией.
Даже если домофон планируют установить собственники только одного подъезда, для решения такого вопроса необходимо получить согласие и других собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ).
На общем собрании собственники могут принять решение о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ в составе платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, согласно ст. 155 ЖК РФ. Собственники помещений в МКД могут заключить договор напрямую с подрядной организацией и получать отдельные квитанции за обслуживание домофона.
Управляющая организация не может требовать от собственников уплаты отдельной услуги «Обслуживание домофона» (письмо Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14). Этой же позиции придерживается Минстрой РФ в своём письме от 11.04.2016 № 10686-АТ/04 «О содержании и ремонте общего имущества в МКД».
Если решения общего собрания собственников об установке домофона или оплате его обслуживания нет, и управляющая организация решила установить его самостоятельно, она не сможет впоследствии предъявить собственникам плату за установку обслуживание запирающего устройства.
Обслуживание домофона
В договоре обслуживания по желанию собственников можно предусмотреть другой перечень работ и услуг.
Если подрядная организация ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по договору обслуживания, это может послужить причиной для отказа от её услуг. Принять решение о смене подрядчика можно только на общем собрании собственников помещений в МКД.
Бывают случаи, когда домофон не работает на протяжении нескольких месяцев, а управляющая организация перечисляет подрядчику плату за его обслуживание и включает её в квитанции. В таком случае любой из собственников помещений в МКД может потребовать у управляющей организации сделать перерасчёт с того дня, когда домофон перестал работать.
Определение стоимости обслуживания домофона
Стоимость технического обслуживания домофона определяется договором на оказание услуг и выполнение работ подрядной организацией. Как правило, подрядные организации сами устанавливают размер платы за свои услуги.
Управляющей организации стоит помнить о том, что размер платы за обслуживание запирающих устройств, который они включают в тариф на содержание и ремонт общего имущества, должен быть обоснован. Любой собственник может обратиться в УО и запроситьрасшифровку статьи на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (п. п. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ).
Провести общее собрание собственников и решить вопрос по оплате домофона в многоквартирном доме гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ «Домофон»
1 Общие положения
1.1 Настоящий документ устанавливает порядок взаимоотношений между Республиканским унитарным предприятием электросвязи «Белтелеком» (далее – Оператором) и физическим/юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – Абонент), использующим оказываемую Оператором услугу «Домофон» (далее – Услуга ).
1.2 Настоящий документ вводится впервые.
1.3 Услуга предоставляется на договорной основе.
1.6 Услуга оказываются Оператором на основании Лицензии №02140/487, выданной Министерством связи и информатизации Республики Беларусь на основании решения от 20 августа 2004 №47.
2 Термины и определения
В настоящем документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Абонентское вызывное устройство – телефонный аппарат (телефон), установленный в помещении абонента и подключенный к телефонной сети с использованием платформы IMS/NGN.
Запорно-переговорное устройство – совокупность входной металлической двери, панели вызова, кодового устройства, замочного устройства, блока управления (монтажный ящик), закрывателя дверного гидравлического (доводчик дверной), кнопки входа, ключевого устройства, кабелей электропитания и управления, оборудования электросвязи. Запорно-переговорное устройство является общей собственностью участников совместного домовладения (подъезда).
Оператор – Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком».
3 Описание услуги
3.1 Услуга «Домофон» (далее – Услуга) предусматривает:
— подключение (активацию услуги) Услуги;
— техническое обслуживание запорно-переговорного устройства в соответствии с Приложением А;
— предоставление 1 ключа к запорно-переговорному устройству для каждого помещения (в т.ч. для помещений, собственники которых не являются абонентами Услуги);
— обеспечение работоспособности Услуги 7 дней в неделю 24 часа в сутки.
3.2 Оказание Услуги осуществляется при наличии письменного согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения (1 помещение – 1 владелец) одного подъезда на приобретение Услуги (для домов, обслуживаемых ЖЭС, необходимо дополнительное согласование с ЖЭС).
3.3 В случае выхода из строя следующего оборудования: панель вызова, кодовое устройство, замочное устройство, блок управления, закрыватель дверной гидравлический, ключевое устройство, кнопка выхода, абонентские линии (за исключением механического повреждения на территории абонента), провода питания и управления, ремонт данного оборудования осуществляется силами и средствами Оператора. Данные обязательства не распространяются на случаи самовольного демонтажа, уничтожения, механического повреждения, хищения оборудования.
3.4 Оператором могут быть выполнены работы (не предусмотренные Услугой), связанные с заменой оборудования и элементов запорно-переговорного устройства в связи с самовольным демонтажем, уничтожением, механическим повреждением, хищением оборудования.
3.5 Оператором могут быть выполнены работы по установке входных металлических дверей в подъезд, а также по монтажу домофона на условиях отдельного договора и договорной цены. Работы выполняются при наличии письменного согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения (1 помещение – 1 владелец) одного подъезда.
3.6 Стоимость работ, оборудования и материалов, согласно п.3.3.и 3.4. настоящего Порядка, определяется согласно смете затрат, составленной Оператором, и подлежит возмещению всеми заинтересованными участниками совместного домовладения (подъезда) в размере, пропорциональном доле каждого в праве общей собственности на это общее имущество (по сведениям, предоставленным управляющей или эксплуатирующей организацией).
4 Оформление договорных отношений
4.1 Услуга предоставляется Абоненту в рамках заключенного Договора об оказании услуг электросвязи (далее – Договор) и Приложения об оказании услуг телефонной связи/Приложения об оказании пакета услуг (далее – Приложение), являющегося неотъемлемой частью Договора.
4.2 Консультации и оформление договорных отношений на Услугу осуществляются в службах продаж Оператора.
4.3 При условии заключенного с Абонентом Приложения и при наличии установленного запорно-переговорного устройства Оператором производится активация Услуги.
5 Активация Услуги
Активация/деактивация Услуги производится на основании данных Бланка заказа, который является неотъемлемой частью Приложения.
6 Порядок оплаты Услуги
6.1 Оплата Услуги производится Абонентом на условиях и в сроки, определенные Приложением и в соответствии с утвержденными Оператором тарифами.
7 Техническое обслуживание
7.1 Оператор производит плановые ремонтно-настроечные работы на сети связи, необходимые для обеспечения качественного предоставления Услуги.
7.2 Оператор производит плановое техническое обслуживание запорно-переговорного устройства в соответствии с перечнем работ (Приложение А).
7.3 Служба технической поддержки Абонентов Услуги функционирует на базе служб телефонной связи Оператора.
7.4 Обращение к службе технической поддержки Абонентов Услуги осуществляется по телефонному номеру 123.
8 Разграничение ответственности
8.1 Оператор несет ответственность перед Абонентом:
— за обеспечение устойчивой работы сети телефонной связи;
— за работоспособность запорно-переговорного устройства (домофона).
8.2 Абонент несет ответственность за работоспособность абонентских вызывных устройств.
9. Предъявление рекламаций, разрешение разногласий
9.1 При неисполнении или ненадлежащем исполнении Оператором обязательств, оговоренных в договорных отношениях на предоставление Услуги, Абонент вправе предъявить рекламацию Оператору.
9.2 Рекламация предъявляется в письменном виде.
9.3 Оператор рассматривает рекламацию Абонента согласно требованиям законодательства и стандартов предприятия по рассмотрению обращений пользователей.
9.4 Разногласия, связанные с договорными отношениями, которые не могут быть разрешены сторонами путем переговоров, а также в порядке рассмотрения претензий, рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
10 Внесение изменений и введения в действие порядка
10.1 Настоящий Порядок устанавливается Оператором самостоятельно.
10.2 Оператор вправе по своему усмотрению вносить изменения и/или дополнения в настоящий Порядок, публикуя данный Порядок с учетом внесённых изменений и дополнений на сайте Оператора www.beltelecom.by.
10.3 Настоящий Порядок вступает в силу с момента его утверждения Оператором.
11 Дополнительные условия
к Порядку оказания услуги «Домофон»
Перечень работ по обслуживанию
Виды работ
Периодичность
Внешний осмотр составных частей запорно-переговорного устройства и определение их технического состояния:
осмотр механических повреждений корпусов, коррозии и грязи
оценка прочности креплений, состояния и работоспособности по внешним признакам
Проверка работоспособности составных частей запорно-переговорного устройства
проверка петель двери
проверка кнопок клавиатуры
проверка ключевого устройства
проверка замка электромагнитного
проверка источников питания магнита запирающего устройства
проверка состояния распределения муфт, контактов распределительных коробок, клемных колодок
проверка целостности изоляции проводов
проверка кнопок открытия дверей
проверка контактов платы управления электромагнитным замковым устройством, установленного в двери
смазка петель подъездной двери
замена дверного уплотнителя
смазка доводчика двери
визуальный осмотр защитного заземления запорно-переговорного устройства
регулировка дверного доводчика при отсутствии следов умышленной порчи
регулировка якоря замка электромагнитного
очистка от пыли наружной поверхности блока вызова, контактов разъёмов
восстановление прочности крепления кабельных соединений блока управления, блока вызова, замка электромагнитного и разъёмных соединений
проверка состояния, восстановление прочности крепления линий связи
регулировка баланса громкости переговоров
окраска двери и дверного блока
окраска монтажного ящика
измерение защитного заземления
Мелкий ремонт и замена комплектующих
замена кнопок и предохранителей в зависимости от их износа и технического состояния
замена кнопки выхода, кнопки аварийного открывания двери
ремонт доводчика двери
1 раз в 2 года
замена доводчика двери
1 раз в 2 года
Проверка работоспособности запорно-переговорного устройства
проверка возможности открытия двери при разных режимах
проверка возможности разговора с абонентом (выборочно)
Расшифровка квитанции за коммунальные услуги
Расшифровка квитанции ЖКХ за коммунальные услуги – актуальный вопрос для каждого владельца квартиры. Платежные документы приходят ежемесячно, но иногда довольно сложно разобраться, что за сокращения в них используются, что и куда вписывать. Следует правильно заполнять все поля, чтобы не росла задолженность и не образовывалась переплата, необходимо проверять данные плательщика и исполнителя на возможные ошибки. В материале мы подробно расскажем, что означают обозначения и сокращения в квитанции.
Аббревиатуры, которые встречаются в документе
Для начала выясним, что это за сокращения в квитанции – ЭЛД, АСПЗ, ЭЭ, услуги РЦ, комп Х В, ТО СОВ Д и природный газ, а также другие странные слова. Ниже приведем наиболее распространенные из них.
Наименование | Значение |
Номер ПУ | Цифры, которые написаны на счетчике в домовладении. |
Зарег./прож. | Через «/» обозначают количество прописанных и проживающих в квартире. |
УСЗН | Название и адрес управления, которое занимается социальной защитой населения. Там дают отсрочку или субсидию на покрытие коммуналки. |
ИПУ, ИТУ | Индивидуальный прибор/точка учета. |
МОП | Места общественного пользования |
Общ. Площадь | Общедомовая площадь |
Пл. О/Ж | Квадратура – отдельно жилая, и рядом – суммарно все квадратные метры во владении. |
КТУ или ОДПУ | Коллективная точка для учета ресурсов или общедомовой прибор учета |
Ж/Ф | Графа относится к содержанию жилфонда |
Что такое ИПУ в квитанции за воду – так обозначают прибор, который учитывает потребление. Он индивидуальный – в каждой квартире стоит свой. Сокращение может относиться не только к водоснабжению. Это универсальное обозначение счетчиков.
ПОВК ТГВ в платежке – аббревиатура, которая отражает стоимость поставленного тепла. После ПОВК вписывается ТГВ или ТХВ, в зависимости от подвида услуги.
Другими словами, учитывается все, чем пользуются жильцы дома. Цена на эту услугу обычно определяется управляющей компанией и прописывается в договоре. В одностороннем порядке УК не может менять ставку без собрания жильцов.
ПЗУ (переговорно-замочное устройство) – графа есть только при наличии в здании домофона. Проживающие обязаны платить за него. Но УК со своей стороны гарантирует его бесперебойную работу. Иногда его выносят в отдельную платежку, но чаще просто вписывают дополнительной строчкой в общем документе.
Услуги РЦ начисляются, если водоканал передал полномочия расчетному центру. В этом случае уже он будет содержать бухгалтерию, заниматься начислением, распечаткой, отправкой платежки.
Как расшифровать схему платежки ЖКХ за коммунальные услуги в квартире
Практически все квиточки оформляются по единому принципу. Сначала указываются данные плательщика. Печатается таблица, там будут все начисления за прошедший месяц.
Обязательны такие разделы:
Как выглядит квитанция за электроэнергию, ИПУ в ней
Большая часть квитанций на оплату коммунальных услуг оформляется одинаково, но в разных регионах могут быть небольшие отличия. В верхней части прописано наименование компании, ее реквизиты. По ним можно найти любую фирму. Обычно есть и специальный штрих-код, по которому все быстро оплачивается через банкомат.
Если есть счетное устройство, то его могут обозначить, как ИПУ. Показатели печатают на дату формирования платежа. Собственник квартиры вписывает текущие показания и передает их поставщику. Ниже есть графа со значением суммы к оплате и поле с показаниями общедомовых счетчиков. На основании этой строчки считается ОДН.
Как разобраться в платежках за квартиру: расшифровка квитка за воду
Платежка за воду не сильно отличается от квитанции по электроснабжению. В них можно увидеть предыдущие цифры с приборов учета, которые были учтены после передачи их владельцем жилья. Рядом – пустая ячейка, чтобы потребитель мог вписать текущие цифры.
Что такое тариф для расчета индивидуального потребления в квитанции? Это стоимость за один кубометр. Чтобы рассчитать стоимость потребленной услуги, необходимо тариф умножить на использованный объем.
Как и в предыдущем виде платежных документов, в квитанции за воду прописывается ФИО собственника, общедомовая площадь и размеры квартиры, наименование и реквизиты получателя денег.
Как обозначается норматив холодной и горячей воды в платежке
Согласно действующему законодательству, на каждого человека отводится объем, который ему рекомендуется потреблять. Это не значит, что больше использовать запрещено. Просто за превышение объема придется заплатить по увеличенному тарифу.
Следует проверить на ИПУ значение, сравнить его с предыдущим учтенным и узнать потребленные кубометры. Количество умножается на цену за одну единицу и оплачивается. Все, что превысит стандарт, рассчитывается по большей стоимости.
Таким же способом подходят к водопотреблению в домах, где не стоят приборы учета по техническим или иным причинам. Там просто умножается количество проживающих на норму. Получившееся число – сумма, которую нужно перевести поставщику. Есть два минуса отсутствия счетчика:
Также в платежках на многоквартирный дом обязательно учитывают затраты на обслуживание общедомового хозяйства – мойку подъездов, полив и другое. Иногда сюда вписывают незаконные подключения, утечки и прорывы. С этими показателями можно поспорить, если обратиться в УК группой жильцов.
Как выглядит квитанция на оплату отопления ЖКХ: расшифровка счетов в извещении
Составляется по тем же принципам, что и квитанция на другие виды ресурсов. Иногда просто вписывается строчкой в общий платежный документ.
Счет за газ может приходить отдельно, с крупным логотипом организации. Там есть реквизиты, уникальный код для быстрого расчета через сканер, начисленная сумма.
Что это такое ИКУ в ЖКХ, чем отличается от ЖКУ
Кто формирует платежки
Часть из них создает и отправляет собственникам жилья УК. Обычно они подсчитывают задолженности населения за:
В отдельных регионах УК пересылают квитки за газоснабжение и свет, но чаще это напрямую делают сами поставщики.
Что делать, если в платежке есть ошибки
Если потребитель вписал что-то не так при заполнении квитанции, то он может просто аккуратно зачеркнуть неверные данные и сверху или сбоку заменить на корректные значения.
В случаях, когда напечатана неправильная информация от УК или другой поставляющей компанией, нужно связываться с ними. Если в процессе расшифровки квитанции на оплату коммунальных услуг становится понятно, что ресурсоснабжающая фирма указала слишком большой или маленький счет, неверные ФИО или номер квартиры, следует найти их контакты и обратиться. Сначала можно позвонить по номеру, который обычно указан внизу страницы, и попробовать решить вопрос по телефону. Если не получится решить вопрос удаленно, придется обращаться в офис лично.
Как разобраться в квитанции по квартплате ЖКХ и уменьшить стоимость: расшифровка
В отдельных случаях можно снизить сумму к оплате. Это возможно в том случае, если:
Только в этих ситуациях можно рассчитывать, что УК пойдет навстречу и снизит платеж. Владелец жилья должен составить письменное ходатайство. Помощь носит заявительный характер.
Мы изучили, как понять и правильно читать счет квитанцию за коммунальные услуги ЖКХ, разобрали расшифровку платежей, учли все нюансы и необычные сокращения. Самое главное – следить, чтобы данные были корректными. Важно проверять все поля, верно вписывать значения потребленных ресурсы и считать сумму к оплате. Тогда с ежемесячными платежами не будет затруднений.
Когда коммуналку придется оплатить по полным тарифам
В основном, граждане оплачивают жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) по тарифам, которые субсидирует государство. Но есть случаи, когда коммуналку начисляют по полным тарифам. И тогда итоговые суммы в жировке могут значительно отличаться от привычных.
Разница между тарифами
По отдельным услугам разница в тарифах может быть не слишком заметной. Например, по техобслуживанию :
Субсидируемый тариф по г. Минску | Полный тариф по г. Минску |
0,1187 рублей за 1 кв. м | 0,1274 рубля за 1 кв. м |
Но вот по другим услугам разница оказывается существенной. В первую очередь, это касается отопления :
Субсидируемый тариф | Полный тариф |
с января по май — 18,4831 рублей за 1 Гкал | с января по декабрь — 92,25 рубля за 1 Гкал |
с июня по декабрь — 20,6216 рублей за 1 Гкал |
Такая разбежка в тарифах может привести к ощутимой переплате.
Пример
Нефедов А.Н. — собственник двухкомнатной квартиры. На отопление его квартиры в апреле израсходовано 1,2 Гкал. По субсидируемому тарифу он должен заплатить 1,2 x 18,4831 = 22,18 рубля. Если применять полный тариф, то за отопление Нефедов заплатит 1,2 x 92,25 = 110,7 рубля. Таким образом, переплата составит 88,52 рубля.
Пример
Васильева И.М. израсходовала за месяц 3 куб. м горячей воды. На подогрев 1 куб. м воды нужно в среднем 0,0757 Гкал *(решение Мингорисполкома от 05.12.2019 N 3867). По субсидируемому тарифу она заплатит за подогрев воды примерно 3 x 0,0757 x 18,4831 = 4,20 рубля. По полному тарифу Васильевой придется заплатить около 3 x 0,0757 x 92,25 = 20,95 рублей.
Когда применяется полный тариф
а) горячую воду — с 1 января 2019 г.;
б) газ, если есть индивидуальные газовые отопительные приборы — с 1 мая 2021 г.;
в) отопление — с 1 мая 2021 г.
На заметку
Граждане оплачивают коммунальные услуги по полным тарифам только после их включения в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике .
Пример
В квартире зарегистрировано три человека. Собственник этой квартиры относится к незанятым в экономике. На подогрев воды этой семьей было потрачено 0,6 Гкал. Из них 0,2 Гкал нужно будет оплатить по полному тарифу, 0,4 Гкал — по субсидируемому.
— за капремонт соразмерно площади,
— вывоз мусора, исходя из норматива на 1 человека,
Обратите внимание!
Если в квартире никто не зарегистрирован (не пользуется ею по договору найма, лизинга), то уборка и освещение в подъезде, электроэнергия на работу лифта и его техобслуживание оплачиваются исходя из условного количества граждан. Его определяют так: делят общую площадь помещения на 20 кв. м и округляют в меньшую сторону до целого числа .
Пример
Минин К.Л. — собственник квартиры площадью 70 кв. м. В квартире никто не зарегистрирован, не пользуется ею по договору найма или лизинга. Условное количество человек в квартире: 70 / 20 = 3,5, округляем в меньшую сторону до 3. Таким образом за уборку и свет в подъезде, работу лифта Минин К.Л. заплатит, как за 3 проживающих человек.
Для отдельных категорий граждан применяются льготы, даже когда в квартире никто не зарегистрирован. По субсидируемому тарифу коммуналку оплачивают, например :
а) дольщики (члены организации застройщиков) в новостройках до момента их регистрации в квартире.
Обратите внимание!
Такой льготный период не может быть больше 1 месяца со дня регистрации права собственности на квартиру;
б) граждане, проходящие воинскую, альтернативную службу, курсанты войск — за помещения, в которых они зарегистрированы по месту пребывания;
в) обучающиеся очно в других городах — за предоставленные им жилые помещения, в которых они зарегистрированы по месту пребывания;
г) неработающие пенсионеры — в отношении помещений, где они зарегистрированы по месту пребывания, за электроэнергию (в помещении должны быть счетчики);
д) наследники — за помещение, принятое по наследству до момента получения свидетельства о праве на наследство.
Обратите внимание!
Такой льготный период не может быть более 7 месяцев со дня открытия наследства;
3. Жилое помещение является местонахождением частного унитарного предприятия. По полным тарифам придется оплатить : техобслуживание, газ, электричество, воду, отопление, техобслуживание лифта, вывоз мусора.
Обратите внимание!
Полный тариф применяется независимо от того, зарегистрирован ли кто-то в квартире, сдаваемой на сутки, или нет .
Обратите внимание!
Если в квартире никто не зарегистрирован и нет счетчиков, то за воду все равно придется заплатить. Для расчета потребления воды берут условное количество граждан. Его определяют так: делят общую площадь помещения на 20 кв. м и округляют в меньшую сторону до целого числа. Далее применяют нормы водопотребления на 1 человека и полный тариф за воду .