Что должно быть вписано в заявлении на медико-социальную экспертизу и как правильно заполнить посыльный лист?
Оформление инвалидности — процесс сложный и длительный.
Чтобы немного ускорить процесс и затратить меньшее количество времени и нервов, необходимо знать, как правильно заполнить заявление на МСЭ и куда его передать на рассмотрение.
Также стоит разобраться в вопросах: что такое посыльный лист и зачем он нужен? Кто выдает и как его получить?
В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы, а также бланки и заполненные образцы заявления на МСЭ и посыльного листа.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
В связи с принятием закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. функции проведения экспертизы от Врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) перешли к органам Медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Заявление на медико-социальную экспертизу – что это такое?
Заявление для прохождения больного МСЭ (медико-социальной экспертизы) – это направление гражданина на прохождение специальной комиссии, в составе которой присутствует врачебный консилиум.
Экспертиза проводится для определения группы инвалидности, способности к труду, необходимости в постороннем уходе и обслуживании, предоставлении лекарственных средств или медицинских изделий.
Эта комиссия также включает в себя составление программы реабилитации.
Как правильно составить?
Заполнять нужно разборчиво, без помарок, исправлений и ошибок. Для удобства лучше взять 2-3 чистых бланка.
В самом начале указывается название территориального бюро МСЭ, в которое будет передано заявление. Далее по пунктам:
Куда его подавать?
В бюро МСЭ по месту жительства передается заполненный документ в бумажном или электронном виде. На бумажном носителе подается при личном присутствии или с помощью почтовых услуг. Обязательно заверить его личной подписью заявителя или его доверенного представителя. В случае передачи в электронном варианте используется официальный интернет- портал: «Госуслуги».
Изначально возможно передавать заполненный бумажный бланк без всех требуемых документов, но необходимо помнить, что срок передачи пакета документов строго 10 календарных дней.
Посыльный лист
Для установления нетрудоспособности, степени инвалидизации, необходимости в реабилитации и обеспечении лекарственными препаратами, осуществлении ухода и прочего, недостаточно просто написать заявление.
Потребуется пройти ряд обследований, посетить специалистов, прежде чем попасть на МСЭК.
В любом случае, потребуется получить посыльный лист формы 088/у-06 — это официальный бланк, заполненный медицинскими представителями, выдаваемый с целью направления на экспертизу и решения об ограничении возможностей гражданина (инвалидности).
Как он выглядит?
В документе указываются фактические данные больного:
Где получить и кем выдается?
При обращении в медицинское учреждение, лечащим врачом, на основании выслушанных жалоб и фиксирования в амбулаторной карте пациента, выдаются направления к требуемым по конкретному заболеванию специалистам, также пациент может быть направлен на проведение лабораторных, инструментальных, рентгенологических и других видов исследований, возможно стационарное лечение.
По факту прохождения всех рекомендованных мероприятий, на основании вынесенного вердикта врачебного консилиума, можно получить заполненный посыльный лист на МСЭ.
Если врач отказывается от направления на медико-социальную экспертизу, то он обязан зафиксировать причину отказа в письменной форме. В этом случае больной может обратиться в бюро самостоятельно с заявлением.
Поэтому советуем вам почитать другие полезные материалы об этой процедуре, подготовленные нашими экспертами.
Ознакомьтесь с секретами прохождения МСЭ, его сроками, а также с тем, как получить решение комиссии и как его обжаловать.
Если доктор не выдаст письменного отказа, то пациент имеет право на обращение в суд.
Оформление инвалидности — долгий и тяжелый процесс,требующий сбора документов и заполнения специальных бланков. Важно разбираться в правильности заполнения, вариантах передачи и получения всех нужных бумаг. При наличии заболевания и ограничении в труде, стоит подойти к вопросу серьезно. Ведь главная цель — улучшение качества жизни. Это необходимо помнить и не опускать руки ни на одном из этапов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое медико-социальная экспертиза и как она проводится
Граждане с различными формами нарушения здоровья и ограниченными физическими возможностями имеют право на различные льготы и материальную поддержку. Для получения пенсий и доплат необходимо оформить группу инвалидности, которая определяется по результатам медико-социальной экспертизы. Разберем, что такое медико-социальная экспертиза, кому необходимо проходить экспертизу, для чего она нужна и как проводится. Также рассмотрим, как обжаловать результат МСЭ.
В статье расскажем:
Что такое медико-социальная экспертиза?
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это исследование, проводимое специальной комиссией, по результатам которого выносится решение о признании гражданина инвалидом и установлении ему группы инвалидности.
В процессе МСЭ оценивается состояние здоровья пациента, наличие хронических заболеваний, социальное положение. Оценка проводится комплексно комиссией в составе медицинских работников, психолога и социального работника.
Проведение экспертизы находится в компетенции бюро медико-социальной экспертизы. Специалисты анализируют клинические, бытовые, функциональные, психологические показатели гражданина.
Следует знать! В систему государственных учреждений МСЭ входят федеральное бюро, главное бюро соответствующего субъекта РФ, подведомственное Минтруда, главное бюро, подведомственное иным органам исполнительной власти, филиалы бюро МСЭ в районах и городах.
Кому необходимо проходить медико-социальную экспертизу?
Любой гражданин, имеющий серьезное заболевание, которое препятствует его физической активности и нормальной социальной жизни вправе обратиться за проведением медико-социальной экспертизы.
Основанием для проведения МСЭ являются следующие заболевания:
В зависимости от степени утраты трудоспособности из-за проблем со здоровьем комиссия МСЭ принимает решение об установлении инвалидности или отказе. При установлении инвалидности делается выбор между тремя группами: третьей – при наличии заболевания, которое снижает трудоспособность, второй – в случае серьезного заболевания, мешающего заниматься трудовой деятельностью, первой – при стойком нарушении здоровья, исключающем возможность работать и самостоятельно себя обслуживать.
Для чего нужна медико-социальная экспертиза?
Проведение медико-социальной экспертизы необходимо лицам, чье здоровье нарушено до такой степени, что возникли препятствия к нормальной жизнедеятельности.
МСЭ решает несколько задач:
Важно! После получения инвалидности гражданин вправе рассчитывать на обеспечение льготными лекарствами, протезами, доплаты к пенсии, льготный проезд в транспорте, субсидии на оплату коммунальных услуг.
Как проводится медико-социальная экспертиза: пошаговая инструкция?
Медико-социальная экспертиза представляет собой сложную процедуру, состоящую из нескольких этапов.
Гражданину потребуется выполнить следующие действия:
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Этап 1 – Получение направления на МСЭ
Гражданин, желающий получить инвалидность, должен записаться на прием к лечащему врачу. Сначала будет назначено обследование для постановки точного диагноза. При необходимости врач проведет амбулаторное лечение или направит пациента в стационар.
Если по результатам лечения проблемы со здоровьем сохранятся, врач зафиксирует необходимые сведения в медицинской карте и выдаст направление на МСЭ. Документ необходимо оформлять в медицинском учреждении, в котором гражданин регулярно наблюдается и проходит лечение.
Нужно помнить! Направление должно быть заверено печатью медицинской организации. Также в нем ставятся подписи трех врачей.
Этап 2 – Составление заявления на МСЭ
После получения направления гражданин заполняет заявление на проведение медико-социальной экспертизы.
В нем необходимо указать следующие сведения:
Следует знать! Заявление может быть подано в бумажном виде лично, через представителя, по почте или электронно через портал «Госуслуги».
Этап 3 – Подготовка документов для МСЭ
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность обращения за установлением инвалидности. В перечень входит:
Дополнительно может потребоваться СНИЛС, пенсионное удостоверение, справка из ПФР.
Этап 4 – Получение приглашения на МСЭ
В течение 30 дней гражданину направляется приглашение с датой и временем, на которые запланировано освидетельствование. Извещение может быть вручено лично, по почте, посредством смс-сообщения. Если гражданин обратился за МСЭ через портал Госуслуги, приглашение направляется в личный кабинет.
Этап 5 – Прохождение экспертизы
Экспертиза проводится в бюро по месту жительства гражданина. Если гражданин не может посетить ведомство по состоянию здоровья, МСЭ проводят:
В процессе экспертизы комиссия обследует гражданина, изучает представленные с заявлением документы, анализирует социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные о пациенте.
По результатам экспертизы большинством голосов принимается решение о признании гражданина инвалидом или об отказе в установлении инвалидности.
Этап 6 – Получение заключения комиссии МСЭ
Принятое решение объявляется гражданину в присутствии всех членов комиссии. При необходимости даются разъяснения по поводу оснований присвоения группы инвалидности или отказа в признании инвалидом.
Результата экспертизы оформляется в виде акта, который подписывается руководителем бюро и членами комиссии. Для придания документу юридической силы ставится печать учреждения. Акт хранится в бюро в течение 10 лет
Важно! В акте описываются заключения всех специалистов, которые участвовали в МСЭ, перечень документации, основные сведения, ставшие основанием для принятия экспертного решения.
Как обжаловать результат медико-социальной экспертизы?
Гражданин, считающий, что комиссией по результатам МСЭ принято неправильное решение, вправе подать жалобу. Обжалование проводится в двух формах: административном порядке и через суд. Гражданин может начать с административного обжалования либо сразу обратиться в суд.
Административный порядок обжалования результата МСЭ
При административном порядке обжалования решение МСЭ пересматривается вышестоящим бюро. Так, акты районных и городских бюро обжалуются в главном бюро МСЭ субъекта РФ, те в свою очередь оспариваются в Федеральном бюро МСЭ.
Обратиться с жалобой на решение бюро необходимо в течение одного месяца. Обращение составляется в письменной форме и должно содержать следующие сведения:
Жалоба подается через бюро, которое проводило экспертизу, или сразу направляется в вышестоящее ведомство. В течение месяца после поступления обращения проводится новая экспертиза, по результатам которой решение отменяется или оставляется в силе. Ответ о принятом решении направляется заявителю.
Обжалование решения МСЭ через суд
Обжалование решения бюро МСЭ через суд проводится по правилам, установленным ГПК РФ. Исковое заявление должно быть подано в районный или городской суд по месту нахождения ведомства.
В иске должны быть указаны обязательные сведения:
К иску приобщаются все документы, которые были оформлены при проведении экспертизы.
Спор рассматривается путем проведения судебных разбирательств и исследования медицинской документации. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое вступает в законную силу в течение месяца.
Важно! Если истец или ответчик не согласны с принятым решением, оно может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции. При необходимости заинтересованное лицо вправе обратиться в надзорную инстанцию.
Заключение эксперта
При проведении медико-социальной экспертизы часто возникают сложности из-за подачи неполного пакета документов, нарушений порядка проведения экспертизы, принятия неверного решения. Если гражданин полагает, что его права нарушены, желательно привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел и поможет разобраться в сложившейся ситуации. Юристы нашего сайта всегда готовы проконсультировать граждан по вопросам, касающимся медико-социальной экспертизы. Оставьте заявку и получите консультацию.
Медико-социальная экспертиза — пошаговая инструкция по проведению МСЭ + полезные советы при отказе в проведении экспертизы
Добрый день, дорогие читатели! Вы находитесь на сайте «ХитёрБобёр.ru» и с вами я, Мария Даровская.
Сегодня мы поговорим о медико-социальной экспертизе, её нюансах, целях и особенностях.
Для начала давайте выясним, что принято называть медико-социальной экспертизой, и чем она отличается от других видов экспертиз.
1.Что такое медико-социальная экспертиза и кем она проводится?
Медико-социальная экспертиза (далее МСЭ) преследует цель определить потребности человека в соцзащите.
МСЭ — это процедура, по результатам которой эксперты признают лицо инвалидом или отказывают ему в этом статусе.
Если эксперты определили, что лицо — действительно нуждающийся в соцзащите инвалид, то после этого определяют, к какой группе инвалидности его отнести и какие меры реабилитации необходимы.
Оценку проводят комплексно, анализируют клинические, бытовые, функциональные, психологические показатели лица (смотрите также «Психиатрическая экспертиза» и «Психологическая экспертиза»).
Анализ выполняют, исходя из критериев, утвержденных Федеральными органами. Саму процедуру проведения регулирует Федеральный закон, статьи 7 и 8.
Проведением МСЭ занимаются федеральные учреждения — в частности, бюро МСЭ. Форму направления на исследование утвердило Министерство здравоохранения и соцразвития.
С другими видами независимой экспертизы вы можете ознакомиться в нашей обзорной статье.
2. Какие задачи решает бюро МСЭ — 5 основных видов
Деятельность бюро МСЭ регулирует приказ Министерства труда и соцразвития.
Всего существует 5 основных видов задач, которые решает бюро.
Задача 1. Установление инвалидности
При проведении исследования на предмет признания инвалидности руководствуются правилами, утвержденными специальным правительственным постановлением.
Инвалид — лицо, чье здоровье нарушено, из-за чего в организме и его функционировании возникли стойкие нарушения, появились препятствия нормальной жизнедеятельности и, как следствие, потребность в соцзащите.
Человека признают инвалидом, если:
Стоит учесть, что человека не признают инвалидом, если у него в наличии лишь один из этих признаков.
Направляют на экспертизу в основном лечебно-профилактические учреждения (далее ЛПУ), но иногда направить на МСЭ могут и в пенсионных госинстанциях и органах соцпомощи.
Освидетельствует лицо комиссия по инвалидности при подаче заявления в письменном виде и при наличии приложенных меддокументов о состоянии здоровья и других документов о статусе гражданина.
Если в наличии имеется направление на МСЭ, то в бюро его регистрируют в день подачи.
В видео вы узнаете о правилах направления на МСЭ.
Задача 2. Разработка программ реабилитации инвалидов
Индивидуальные программы реабилитации готовят в бюро МСЭ.
Как при первичном, так и при повторном освидетельствовании, экспертиза выявляет, насколько нужна реабилитация и какой она должна быть.
Индивидуальная программа реабилитации — специально разработанный документ, содержащий комплекс мероприятий, цель которых — восстановить или компенсировать утраченные функции организма, способности.
В обязательном порядке проводят разъяснение целей, задач, ожидаемых результатов, возможных последствий инвалиду или его представителю. В документах экспертизы пишут дату проведения этой беседы.
Задача 3. Определение группы нетрудоспособности
Существует несколько категорий инвалидности: I, II, III группы и категория «ребенок-инвалид».
К той или иной категории нетрудоспособности лицо причисляют в зависимости от степени нарушений организма и ограничений в жизнедятельности человека.
Инвалидам I, II, III групп устанавливают трудовую пенсию. Если у лица отсутствовал трудовой стаж, то устанавливают социальную пенсию. Эта норма регулируется Федеральным законом.
Задача 4. Повторное освидетельствование инвалидности
Решение признать гражданина инвалидом или отказать ему в этом статусе принимают после получения и рассмотрения данных.
Решение принимают на голосовании большинством, его объявляют гражданину лично и при необходимости разъясняют.
Повторное освидетельствование нужно провести заранее, пока не истек срок, на который предоставлен статус инвалида.
Сроки освидетельствования:
№ | Вид инвалидности | Срок действия |
1 | I группа инвалидности | 2 года |
2 | II и III группа инвалидности | 1 год |
3 | Детская инвалидность | 1 или 2 года или до достижения совершеннолетия |
Иногда инвалидность устанавливают без указания сроков. Такое бывает при обнаружении невозможности устранить или уменьшить реабилитационными мерами уровень ограничений жизнедеятельности гражданина, если отсутствуют положительные сдвиги от реабилитации (смотрите также материал «Судебная экспертиза»).
Задача 5. Определение причин смерти инвалидов
Кроме самого заявления, нужно предоставить документ, подтверждающий личность заявителя, копию медсвидетельства о смерти, выписку из карты исследования патологоанатомом, копию справки об инвалидности умершего.
Причины смерти определяют в бюро заочно.
Заявление подают и регистрируют в журнале сразу при подаче. Если заявление подали, но не предоставили всех нужных документов, то заявитель должен предоставить их в течение 10 дней (рабочих).
Решение принимается большинством экспертов. При проведении оформляют акт и ведут протокол. Заключение оформляют в бумажном или электронном виде.
Об определении причин смерти вы можете прочитать в статье «Судебная медицинская экспертиза».
3. Как пройти медико-социальную экспертизу — пошаговая инструкция
Сейчас мы рассмотрим основные шаги, которые нужно предпринять для получения статуса инвалида.
Учтите, что если оснований для получения статуса инвалида нет, то вам откажут.
Шаг 1. Получаем направление
Первым вашим действием должна стать запись на прием к лечащему врачу. На приеме вы должны сообщить, что хотите получить инвалидность.
Врач зафиксирует все нужное в медкарте и выпишет направление на экспертизу. После этого вам назначат стационарное обследование. Не скрывайте своих болезней и травм при его прохождении. Нужно общаться с врачами, подробно рассказывать им, отчего у вас появилось то или иное заболевание.
Все сведения, полученные при обследовании, внесут в вашу карту.
Пример
Владимир имел проблемы со здоровьем, достаточные для получения инвалидности. Но к врачу он не ходил, амбулаторная карта не велась. Когда Владимир захотел получить социальный статус инвалида, ему отказали.
После отказа ему пришлось встать на учет, регулярно проходить врачебные осмотры. Спустя год при повторной экспертизе ему дали статус инвалида.
Для получения статуса нужно регулярно появляться у участкового врача и иметь записи об этом в медкарте. Стационарное лечение и обследование последует только после длительного амбулаторного посещения медучреждения. При отсутствии регулярных обращений в карте амбулаторного лечения в статусе будет отказано.
Именно отсутствие успешности амбулаторного лечения, а потом стационарного и есть доказательство стойкой патологии. Выписки из стационара должны быть заверены печатями отделения. Направление заверяют печатью учреждения. Нужны также подписи минимум трёх врачей.
Шаг 2. Составляем заявление на проведение экспертизы
Заявление гражданин может подать самостоятельно или поручить это своему представителю. В нем указывают название учреждения, в которое подают заявление, информацию о заявителе, формулируют просьбу о проведении МСЭ, ее цели, ставят дату подачи заявления.
Получатель должен подписать полученное заявление, тем самым подтвердив факт его получения.
Заявление также пишут при отказе в направлении на МСЭ в больнице.
Документы на МСЭ готовит поликлиника по месту жительства. Отвечает за этот аспект работы председатель врачебной комиссии. К нему и нужно обращаться при оформлении документов для получения инвалидности.
Шаг 3. Получаем приглашение бюро МСЭ
После подачи заявления нужно дождаться получения приглашения. Его могут составить как в письменном, так и в электронном виде, в том числе опубликовав его на специализированном интернет-портале.
Также передать приглашение могут по телефону, в том числе по мобильному с помощью смс-сообщения. Смотрите также материал «Судебный эксперт».
Шаг 4. Собираем необходимые документы
Если при подаче заявления у вас не было всех документов, то донести их нужно в течение 10 дней.
Шаг 5. Ожидаем проведения оценки состояния организма
Исследование проводится в бюро по месту жительства или, если есть заключение, то на дому. Также МСЭ могут проводить стационарно или заочно. Подэкспертный может пригласить на экспертизу специалиста, у которого будет право голоса.
Задача специалистов — изучить документы, провести обследование и принять решение предоставлять ли статус инвалида.
Шаг 6. Получаем акт медико-социальной экспертизы
Решение принимается в течение 30 дней с дня регистрации. Если экспертизу проводили заочно, то решение и разъяснения к нему оформляют на бумаге или в электронном виде. По результатам составляют акт, его подписывают специалисты и руководитель бюро, заверяют печатью.
Все документы, в том числе и акт, а также протокол и реабилитационную программу, заносят в личное дело обследуемого. Заверенные копии этих документов вы получите, если напишите заявление.
Читайте обзорный материал «Независимая оценка».
4. Где получить консультацию по решению вопросов МСЭ — обзор ТОП-3 компаний
При получении статуса инвалида могут возникнуть законодательные и бюрократические препоны.
По этой причине рекомендуем вам получить юридическую консультацию перед началом оформления необходимых документов. Это поможет сократить сроки оформления, упростить процедуру, избавить вас от многократных походов в госинстанции.
1) Правовед
«Правовед.ру» предоставляет юридические консультации и услуги по оформлению документов в различных сферах. Из почти 17 тысяч квалифицированных и опытных юристов со всей страны вы всегда сможете выбрать нужного в вашей ситуации специалиста.
Компания предлагает как бесплатные, так и платные услуги. Но даже у платных услуг цена ниже среднерыночных. Ведь юристам Правоведа для предоставления консультаций клиентам не нужен офис.
Получить консультацию вы можете не покидая своей квартиры. При оформлении вопроса на сайте вы получите мнение нескольких специалистов, что равносильно коллегиальному совещанию и исключает вероятность ошибок.
Сайт Правовед работает в круглосуточном режиме без выходных и перерывов. При необходимости вы можете встретиться со специалистами в оффлайне, если дело требует непосредственного присутствия юриста.
2) Юридическая консультация «Ваш персональный юрист»
Эксперты юридической консультации «Ваш персональный юрист» предоставляют консультации по правовым вопросам. Обратиться за помощью в компанию можно, оставив заявку на сайте или позвонив по телефону. Ответы на запрос присылают в течение пяти минут.
Эксперты также готовят статьи по темам своего профиля — вопросам недвижимости, соцобеспечения, собственности, семейного и трудового, гражданского, налогового корпоративного права и другим.
3) Docexpress
Компания «Docexpress» предоставляет консультации по юридическим вопросам круглосуточно, с помощью горячей 24-часовой линии. Правовую помощь предоставляют и физическим, и юридическим лицам.
Также компания предоставляет бесплатную рассылку, а на сайте есть форум, на котором можно посмотреть экспертные ответы на уже заданные вопросы. В списке главных преимуществ организации — достоверность предоставленной информации, быстродействие, качество.
5. Как действовать, если получили отказ в проведении экспертизы — 3 полезных совета
Может случиться так, что в присвоении инвалидности откажут. Это может произойти по множеству различных причин.
Если вы уверены в неправомерности отказа, то давайте рассмотрим, что нужно делать, чтоб его опротестовать.
Совет 1. Требуйте справку об отказе
Если получили отказ, обязательно потребуйте справку об этом в письменном виде. Вы сможете сами обратиться в бюро за экспертизой, если она будет у вас на руках.
Если экспертиза покажет, что все признаки инвалидности в наличии, то выдадут справку, с которой нужно пойти в поликлинику и получить направление по форме.
Совет 2. Пользуйтесь услугами профессионального юриста
Профессиональный специализированный юрист поможет при процедуре опротестования отказа. Юрист должен иметь опыт в подобных делах и необходимый уровень квалификации.
Учтите, что если вы обратитесь за помощью юриста перед подачей документов, то отказа может не последовать и вовсе.
Если вы приняли решение опротестовывать отказ в суде, то получить положительное решение без юриста и вовсе маловероятно.
Совет 3. Обращайтесь в суд
Если в получении инвалидности отказали, то дорога к обжалованию лежит через суд. Предварительно стоит обратиться к профильным специалистам экспертных компаний, а также в юрконсультацию.
При судебном рассмотрении вы можете подать заявление о проведении независимой процедуры МСЭ. По закону подать в суд, чтобы обжаловать решение, можно в течение трех лет с получения отказа.
6. Заключение
Надеемся, что теперь тема получения инвалидности стала вам понятнее.
Сегодня мы выяснили, что:
Желаем вам всегда оставаться здоровыми! Ставьте комментарии и оценки — мы будем рады обратному отклику. До новых встреч.
Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)
Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».
Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.
Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.