michelin
1 Michelin
2 Michelin
3 Michelin
4 Michelin
5 Michelin
См. также в других словарях:
Michelin — Rechtsform Société en commandite par actions ISIN FR0000121261 Gründung … Deutsch Wikipedia
Michelin — Тип Публичная компания Листинг на бирже … Википедия
Michelin — Tipo Sociedad en comandita por acciones (Euronext: ML) Fundación 1888 … Wikipedia Español
Michelin S. A. — Michelin S. A., Compagnie Générale des Établissements [kɔ̃pa ɲi ʒene ral dɛzetablis mã mi ʃlɛ̃ ], französischer Konzern der Reifenindustrie, gegründet 1839; Sitz: Clermont Ferrand. Von Michelin S. A stammen viele bedeutende Erfindungen:… … Universal-Lexikon
Michelin — type of tires, 1902, from French motor vehicle manufacturers André (1853 1931) and Édouard (1859 1940) Michelin, who first made the tires … Etymology dictionary
michelín — (De Michelin, marca reg., por alus. a la figura humana formada con neumáticos con que se anuncia). m. coloq. Pliegue de gordura que se forma en alguna parte del cuerpo … Diccionario de la lengua española
Michelin — (André) (1853 1931) et son frère Édouard (1859 1940), industriels français; inventeurs du pneumatique démontable … Encyclopédie Universelle
Michelin — Diminutif de Michel, surtout porté en Saône et Loire. Matronyme : Micheline. Forme italienne ou corse : Michelini … Noms de famille
michelín — sustantivo masculino 1. (preferentemente en plural) Uso/registro: coloquial. Acumulación de grasa en forma de rollo en alguna parte del cuerpo, sobre todo en la cintura: Mi padre hace deporte para quitarse los michelines … Diccionario Salamanca de la Lengua Española
Michelin — Pour les articles homonymes, voir Michelin (homonymie). Création 1889 … Wikipédia en Français
Michelin — This article is about Michelin tyres, maps and tourist guides. For Michelin Stars and restaurants, see Michelin Guide. Compagnie Générale des Établissements Michelin SCA Type Publicly traded Société en commandite par actions (Euronext: … Wikipedia
Как пишется мишлен шины
Откройте возможности нейронного машинного перевода PROMT
PROMT.One (www.translate.ru) – бесплатный онлайн-переводчик на основе нейронных сетей (NMT) для азербайджанского, английского, арабского, греческого, иврита, испанского, итальянского, казахского, китайского, корейского, немецкого, португальского, русского, татарского, турецкого, туркменского, узбекского, украинского, финского, французского, эстонского и японского языков.
Смотрите перевод слов и устойчивых выражений, транскрипцию и произношение в онлайн cловаре. Словари PROMT для английского, немецкого, французского, русского, испанского, итальянского и португальского языков включают миллионы слов и словосочетаний, самую современную разговорную лексику, которая постоянно отслеживается и пополняется нашими лингвистами.
Изучайте времена и формы глаголов в английском, немецком, испанском, французском и русском языках в разделе Спряжение и склонение. Учите употребление слов и выражений в разных Контекстах. Мы собрали для вас миллионы примеров перевода на разные языки, которые помогут вам в изучении иностранных языков и подготовке домашних заданий.
bhaga
Приятные тексты
Полезные стихи и картинки
Только не надо произносить слово Michelin как «майклайн». А то один «знаток» английского недавно «блеснул» прямой извилиной.
И не нужно Michelin произносить как «Мичлин». Тоже был случай. Чтобы не путаться, раз и навсегда: Michelin – слово французское.
А там правила произношения довольно сложные. Что пишется, читаться может совсем не так. Поэтому по-русски
Фразу шины michelin нужно произносить так:
«Шины мишлéн»
Ещё раз. Шины мишлéн. И ещё раз: Шины мишлéн.
Дети, повторяйте за мной: Шины мишлéн, шины мишлéн, шины мишлéн.
Merci, les enfants, asseyez-vous, s’il vous plaît.
Спасибо
аппарат
спасибо, вижу вы шарите.
а почему же он по-разному работает, если у всех одинаковый?
прошу объяснить по возможности.
Re: аппарат
Ответить на вопрос «почему» в языкознании очень сложно. Проще ответить на вопрос «что за чем следовало в истории языка». Так вот. В разных языках есть диалекты, которые по-разному развивают те черты, которые заложены языком-предком. И не спрашивайте почему! 😉 В языке всегда есть варианты, то есть неустойчивость системы. Это способ развиваться.
Звуки С и Ш во многих языках смешиваются. Свистящий и шипящий ряд согласных близок по артикуляции.
Иностранцы коверкают слова по двум причинам.
1. Трудно запомнить сочетание звуков. Происходят подмены.
2. Воспринимают чужой незнакомый звук с позиции своих звуков. Подгоняют под свои.
Рекомендую книжку В.А.Плунгяна «Почему языки такие разые». Как раз для любознательных.
Что такое гид Michelin и почему он важен (не для всех)
14 октября будут оглашены результаты первого в истории ресторанного гида Michelin для Москвы. Вся гастрономическая общественность по этому поводу волнуется с января, когда было официально объявлено о его выходе. Поскольку мы до сих пор не сталкивались на своей территории с «красным гидом» (так Michelin зовут во всем мире за цвет обложек), в России про него возникли десятки странных предубеждений и слухов. Отвечаем на самые популярные вопросы.
Что такое гид Michelin и когда он появился
Производящая шины компания Michelin появилась в 1889 году во французском городке Клермон-Ферран. А вот путеводитель Michelin вышел в 1900 году и первоначально должен был помочь немногочисленным тогда автолюбителям найти, где заправить машину и починить ее в случае поломки, а также проложить маршрут (карты Michelin всегда славились как одни из самых точных). Списки отелей, где можно переночевать, и ресторанов по дороге появились несколько лет спустя. Для описания ресторанов тогда нанимали «секретных гостей», которые со временем превратились в анонимных мишленовских инспекторов. В 1926 году в Michelin начали отмечать звездочкой очень хорошие рестораны, а в 1931 году появилась привычная система из трех звезд.
До 1952-го, когда вышел справочник по Испании, Michelin оценивал только французские рестораны. После первого иностранного гида появились и другие – по Италии, Бенилюксу, Германии, Португалии, Великобритании с Ирландией, Швейцарии. За пределы Европы Michelin не выходил очень долго, до начала XXI века, когда появились гиды по Нью-Йорку, Японии, Гонконгу и Макао, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, Таиланду, Сеулу и т. д.
Страна или город
Францию, Италию, Испанию, Португалию, Германию и некоторые другие европейские страны Michelin оценивает обычно целиком, забираясь в самые отдаленные деревушки, если там есть заслуживающий внимания ресторан. В менее развитых с гастрономической точки зрения державах Michelin оценивает столицы и крупные города, где достойных ресторанов больше всего. Так, в США «красный гид» начался с Нью-Йорка, потом охватил Чикаго, Лос-Анжелес и Сан-Франциско и только недавно расширился на Калифорнию целиком и на штат Нью-Йорк. Точно так же в Южной Корее гид оценивает Сеул, в Бразилии – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, в Тайване – Тайпей и Тайчжун, и т. д.
В России Michelin начинает с Москвы, то есть рестораны других городов пока не оценивают. Возможно, в дальнейшем гид будет дополнен заведениями Санкт-Петербурга и других крупных городов.
Что значат мишленовские звезды
В 1936 году в начале гида наконец напечатали, что именно значат звездочки. Их описание было сделано для автомобилистов, путешествующих по стране, отсюда и не очень обычные формулировки, сохранившиеся до наших дней.
★ – «очень хороший ресторан в своей категории»
★★ – «выдающаяся кухня, стоит того, чтобы немного отклониться от маршрута»
★★★ – «исключительная кухня, заслуживает специального путешествия»
Сегодня «специальное путешествие» может подразумевать даже другую страну или континент.
Поскольку Michelin – справочник для путешественников, недавно он ввел новое правило – в гиде перестали оценивать заведения, которые «невозможно забронировать обычным образом». Это коснулось в первую очередь лучших японских ресторанов с тремя звездами, в частности прославленного фильмом «Дзиро: мечты о суши» заведение Sukiyabashi Jiro с десятью посадочными местами, который стал первым в мире суши-рестораном с тремя звездами и долгие годы их удерживал, но в 2019 году был вообще исключен из гида. В такие рестораны невозможно попасть «с улицы», какой бы суммой вы не располагали: их надо бронировать за год вперед или через очень дорогие консьерж-службы, а в некоторых вообще клубная система, и поужинать там можно только в компании членов клуба. Пару лет назад Michelin решил, что какими бы хорошими такие рестораны не были (величие «Дзиро» никто не оспаривает), рекомендовать своим читателям он их больше не будет – в этом нет никакого практического смысла.
Какие еще бывают оценки
Всю свою историю Michelin подчеркивал, что нельзя считать его систему оценки трехступенчатой. Рестораны, упомянутые в гиде, но не получившие звезд, также заслуживают внимания и во многих случаях будут уместнее шикарных звездных заведений. Вдобавок за последние годы Michelin разработал огромную систему дополнительных оценок. Во-первых, есть рестораны категории Bib Gourmand, которая отмечает хорошую еду по адекватным ценам. Для Европы это значит, что обед или ужин из трех блюд обойдутся примерно в 40 евро. Во-вторых, «вилки и ножи», их может быть от одного комплекта до пяти – для «комфортных мест с качественной едой». Пять наборов означают «роскошный уровень комфорта».
Есть еще и «тарелка» – для ресторанов, которые обычно чуть-чуть не дотягивают до одной звезды. Обладатели этой оценки – своего рода кадровый резерв для команды звездных ресторанов: именно их часто повышают до одной звезды после года или двух с «тарелкой». Она впервые появилась в парижском гиде 2016 года и означает, что в ресторане подают хорошую еду из качественных свежих ингредиентов.
Кроме того, недавно появились «зеленые звезды» – для ресторанов, чьи шефы и владельцы более других интересуются вопросами экологичности. Все эти обозначения мы наверняка увидим в московском гиде.
Есть и дополнительные значки: в Азии в Michelin часто включают лавки с уличной едой, их отмечают «тележкой», в Испании хорошие тапас-бары сопровождают значком с бокалом вина и зубочисткой, а в Англии и Ирландии бокалом пива отмечают интересные с точки зрения еды пабы. Виноградная гроздь, коктейльный бокал и бутылка саке говорят о сильной винной или коктейльной карте или о хорошем выборе саке.
Как рестораны попадают в гид и можно ли «подать заявку»
По правилам рестораны никак не могут повлиять на Michelin и его инспекторов. В «красный гид» нельзя сообщить о своем желании подвергнуться инспекции: команда сама выбирает рестораны, которые хочет посетить. На новых для себя территориях эксперты, разумеется, изучают всю доступную информацию в прессе, сайты отзывов и т. д., чтобы сформировать первоначальные списки, но все равно делают это самостоятельно.
Рестораны, претендующие на любое количество звезд впервые, в нормальных условиях проверяют несколько раз разные инспекторы, но в условиях карантина, возможно, это правило немного смягчили – в Великобритании недавно получил звезду новый ресторан, успевший проработать в отчетном периоде с учетом локдаунов всего 20 дней.
Как получить мишленовскую звезду
Официальная позиция Michelin заключается в том, что звезды отражают только качество еды в ресторане. Еду оценивают по пяти давно опубликованным критериям: качество использованных ингредиентов, мастерство повара, сочетание вкусов, соответствие цены, а также постоянство. Также играет важную роль индивидуальность шефа и то, как она проявляется в блюдах.
Попытки «взломать» мишленовскую систему оценки предпринимались неоднократно, некоторые из них носили комический характер. Так, Поль Бокюз часто шутил, что смог получить третью звезду только после того, как сделал в ресторане ремонт и поменял сантехнику. Несмотря на общеизвестную склонность артистичного французского шефа к преувеличениям, в 1970-е некоторые всерьез были уверены, что без новых кранов и раковин три звезды не получить.
Более серьезный подход – провести полный аудит своего ресторана, от качества продуктов и поставщиков до мелочей сервиса, и исправить все в соответствии с озвученными и подразумеваемыми требованиями. Хотя мишленовские инспекторы теоретически на сервис и интерьер не обращают внимания, все-таки три звезды подразумевают очень высокую квалификацию персонала в зале. До недавних пор считалось, что без белых скатертей и хрусталя три звезды тоже не заработать, но сейчас ситуация меняется.
Фото: © Sebastian Coman Photography/Unsplash
Есть ли ограничение по количеству звездных ресторанов
Нет, Michelin оценивает все заслуживающие того рестораны, и количество трехзвездочников в одном городе или стране теоретически может быть каким угодно. Сегодня лидерами по числу ресторанов с высшей оценкой являются Париж и Токио. Есть и отдельные уникальные населенные пункты вроде немецкого Байерсбронна, заведения которого в совокупности получили 8 звезд (включая два трехзвездочника) на 15 000 жителей. На его фоне меркнет даже признанная испанская гастрономическая столица Сан-Себастьян, где 10 звезд приходится на почти 190 000 человек.
Кто может быть инспектором, как их учат и что они делают
Инспектором Michelin может быть бывший повар или менеджер ресторана или отеля с опытом работы не менее пяти лет, а обычно больше. Каждый год компания получает множество резюме, из которых отбирает в первую очередь тех, кто соответствует указанным требованиям. После этого всех отобранных отправляют по очереди с опытным инспектором в однозвездочный ресторан, где они заказывают один и тот же набор блюд, и претендент должен потом подробно описать трапезу: так проверяют его способность дегустировать и выражать свои впечатления. Тех, кто прошел первый тест, отправляют на обучение, а потом они около года работают в паре со старшим инспектором, пока тот не признает, что новичок готов к самостоятельной работе.
Инспекторы всегда анонимны и посещают рестораны как обычные клиенты, бронируя столики на вымышленные имена и оплачивая счета полностью за счет гида. Поэтому же на должность инспектора бессмысленно подавать резюме гастрономическим журналистам: кроме отсутствия опыта в ресторанном бизнесе (хотя у некоторых он есть), их главный и непобедимый дефект – невозможность сохранять анонимность, так как персонал многих ресторанов знает их в лицо.
После окончания обучения инспектор не имеет права ходить по ресторанам в компании. Вечное одиночество, постоянные переезды с места на место, а также не самая высокая зарплата делают работу инспектора Michelin совсем не такой синекурой, как часто кажется со стороны.
Фото: © Louis Hansel/Unsplash
Как выглядят сервис и еда в мишленовских ресторанах
Мишленовские пресс-агенты постоянно подтверждают, что для инспекторов важнее всего еда. Чтобы заслужить звездочку, она должна отвечать перечисленным выше требованиям, а значит, быть приготовленной из лучших продуктов – это основополагающий момент для оценки. Замороженные ингредиенты недопустимы для звездного уровня, за редчайшими неизбежными исключениями. Деликатесы должны быть не только высшего качества, но и иметь «родословную»: не просто гребешки, а выловленные в конкретном заливе (желательно ныряльщиками, а не автоматическим траулером), икра от лучших поставщиков, живые крабы, лучшая говядина из доступной в конкретной стране и т. д.
В ресторанах с двумя и тремя звездами часто сервируют только дегустационные сеты, то есть подобранный шефом набор блюд, который лучшим образом представляет концепцию и стиль ресторана. Традиционные сеты состояли из двух-трех десятков блюд и ужин мог длиться до пяти часов. Сейчас, к счастью, шефы стали человечнее, и привычный сет – это примерно 10-20 очень небольших курсов. Здесь Москва вполне на мировом уровне: в ресторанах, где подают сеты, они обычно как раз отвечают этим стандартам.
Мишленовский сервис вырос из французского, поэтому до недавних пор был крайне официальным, часто даже высокомерным. Но времена меняются, и сегодня официанты становятся дружелюбнее. Но без пиджака в трехзвездный ресторан по-прежнему, скорее всего, не пустят.
Правда ли повара кончали с собой, когда у них отбирали звезды
Зато известно совершенно точно, что страшный и ужасный Гордон Рамзи плакал, в чем сам признался в интервью, когда у его нью-йоркского ресторана забрали две звезды сразу.
Кому принадлежит звезда
Звезды Michelin не принадлежат шеф-повару – при переходе в другой ресторан шеф ни в коем случае не «забирает» звезды с собой. Хотя, конечно, в новом проекте уже знакомого и отмеченного звездами шефа инспекторы могут быть чуть более доброжелательными или просто доедут до него быстрее, чем до никому не известного новичка.
Звезды же присуждают исключительно ресторанам. Но и им они не принадлежат, с чем связаны многочисленные в последнее время конфликты шефов с гидом при попытке отказаться от звезд. Происходит это, поскольку поддерживать уровень трех звезд для ресторана – тяжелая задача, требующая предельной концентрации сил, и некоторые повара считают, что овчинка выделки не стоит. У руководства гида менялась позиция по этому поводу, но в последние годы она неизменно тверда: ресторан и шеф не присуждают сами себе звезды, поэтому они и не могут от них отказаться.
Какие рестораны дольше всех сохраняют три мишленовские звезды
Директор издательского подразделения Michelin Гвендаль Пулленек постоянно подчеркивает, что оценка дается за работу ресторана в конкретном году. Серьезность своего подхода он доказал, забрав третью звезду у Auberge du Pont de Collonges недавно умершего неформального главы французского поварского цеха Поля Бокюза, которые тот сохранял больше 50 лет. Годом раньше отобрали третью звезду у эльзасского L’Auberge de l’Ill, который заработал ее в далеком 1967-м.
Тем не менее все еще есть рестораны, удерживающие высший статус десятилетиями. На данный момент самый старый трехзвездочник – La Maison Troisgros в Роане, который был оценен тремя звездами в 1968-м, когда шефом там был Пьер Труагро. Его сын Мишель и внук Сезар не уронили семейной чести, и сегодня La Maison Troisgros уже 53 года сохраняет высокий статус. У Les Prés d’Eugénie Мишеля Герара, который даже сам появляется на кухне, несмотря на то что ему недавно исполнилось 87 лет, три звезды с 1977 года, и этот ресторан – рекордсмен по длине трехзвездного стажа с одним и тем же шефом.
Ресторан La Maison Troisgros. Фото: © Troisgros
Другие долгожители трехзвездной когорты
Мишленовские звезды дают только за французскую кухню
«Красный гид» родом из Франции, поэтому, естественно, его все время подозревают в поощрении французской высокой кухни. Иногда для этого действительно есть основания, но в последнее время Michelin старается исправить ситуацию.
Noma Рене Редзепи в Копенгагене, который несколько раз был лучшим рестораном мира по версии другого почтенного международного рейтинга The World 50 Best Restaurants, много лет жил с двумя звездами, и ежегодные надежды фуди всего мира, что Michelin должен наконец отметить высшей наградой изобретательную нордическую кухню, повлиявшую на весь мир, сбылись лишь в этом году: Noma 2.0 наконец получил третью звезду. Примерно на десять лет позже, чем должен был по мнению очень многих экспертов.
В Москве высокая французская кухня представлена в считанных местах, поэтому будем надеяться, что у нас Michelin будет не так патриотичен.
Блюдо из ресторана Noma. Фото: © Ditte Isager/Noma
Мишленовские рестораны всегда дорогие
Фото на обложке: © Ronan Kruithof/Unsplash.
Как родились и взрослели автомобильные шины
В 1886 году 33-летний инженер Андре Мишлен унаследовал от своего деда находящуюся на грани банкротства фабрику по производству сельскохозяйственного оборудования, мячей, шлангов, приводных ремней и других изделий из каучука. Так началась история одного из крупнейших в мире производителей шин, да и весь автопром изменился навсегда. Сейчас расскажем, как и почему. Кто будет читать внимательно, сможет выиграть призы.
Вместе с младшим братом Эдуардом, художником по образованию и по призванию, Андре Мишлен вознамерился вернуть фабрике устойчивость. А заодно найти для неё новую стратегию и направление развития, без которых ни один бизнес в мире смысла не имеет. Свой взор братья прозорливо обратили на автомобильную индустрию, которая тогда только зарождалась. Первым автомобильным продуктом фабрики Michelin & Co. стали резиновые тормозные башмаки для колес. Колёса же в те годы были деревянными. Зато резиновыми были колёса велосипедов…
Первые в мире быстросъёмные пневматические велосипедные шины
Одним теплым весенним днём 1889 года во двор фабрики «Мишлен» в городе Клермон-Ферран подкатила, постукивая двумя деревянными колесами, фермерская повозка, запряженная парой быков. На ней на куче сена восседал Большой Пьер, эксцентричный местный богач, бывший в ту пору едва ли не единственным на весь городок велосипедистом. Велосипед лежал рядом — с двумя спущенными колесами.
Появившиеся всего три года назад велосипедные пневматики конструкции Джона Бойда Данлопа намертво приклеивались к ободам колес и были подвержены проколам. А вызывать проколы могло много что — взять хотя бы гвозди, выпавшие из подков лошадей. Демонтаж трубки занимал не менее трёх часов, потом её нужно было починить и приклеить заново, после чего оставить на ночь, чтобы клей подсох.
Так было и в этот раз. Наутро Большой Пьер предложил Андре Мишлену прокатиться на починенном велосипеде. Тот уже имел кое-какие навыки езды на двухколёсной машине и смог выехать за ворота фабрики. Через несколько сотен метров шина вновь была проколота.
Вернувшись (пешком) на фабрику, Андре Мишлен записал две мысли. Первая: за пневматическими шинами будущее. Вторая: шины должны быть быстросъёмными, с внутренней камерой, чтобы любой мог поменять эту камеру за 15 минут. Такие шины с 34-болтовым креплением к ободу были разработаны и запатентованы уже 18 июня 1891 года, после чего практически сразу поступили в продажу.
Боевое крещение новинки состоялось в 1891 году на велогонке Париж—Брест—Париж, в которой принимало участие 210 велогонщиков, представлявших 59 различных марок. От MICHELIN выступал Шарль Террон. Механики компании передвигались между участками гонки на поездах и обеспечивали гонщику техническую поддержку. Проколы у Террона случались за гонку пять раз — каждый раз это были гвозди, которые «кто-то случайно» бросал ему под колеса. И каждый раз механики были рядом, чтобы за четверть часа поменять проколотую шину.
Несмотря на необычайно частые проколы, Шарль Террон победил в гонке с отрывом в 8 часов от ближайшего преследователя. Это самый впечатляющий рекорд непобедимого Шарля Террона, ставший апофеозом его долгой карьеры гонщика. Уже к концу гонки на складе фабрики «Мишлен» осталось всего 12 велосипедных шин новой конструкции. Через месяц количество предзаказов превысило 4000 экземпляров. Велосипедисты по всему миру отмечали комфорт и удобство шин французской марки, называя их появление революцией. Первый шаг к глобальному успеху был сделан.
Шины были быстро адаптированы для других транспортных средств — появились модели для различных повозок и тележек. Патентный спор, затеянный Dunlop, оказался для инициатора провальным: открылось, что пневматические шины еще за 43 года до Данлопа запатентовал британец Роберт Вильям Томсон. Обороты «Мишлен» росли как на дрожжах. За три года количество работников увеличилось с 62 до 268. И далее в течение нескольких лет завод «Мишлен» стремительно развивается, и с 1895 по 1905 год количество сотрудников с 300 человек доходит до 3000 человек.
Первые в мире пневматические автомобильные шины
К концу 1894 года на дорогах Франции было 350 автомобилей. В это непросто поверить, но на родине автомобиля, в Германии, их на тот момент было всего 75 штук. Братья Мишлен к этому моменту уже имели прототипы автомобильных шин, а также проводили совместные испытания с Peugeot, но речи о поставках покупателям пока не шло — важно было провести длительные испытания и добиться существенной стойкости к проколам. Первые шины, испытанные на конной повозке, получили 22 прокола за 32 километра и это при том, что скорость движения не превышала 19 километров в час.
Производители автомобилей не были готовы использовать пневматики, несмотря на очевидное превосходство в комфорте по сравнению с цельными резиновыми шинами. «Что вы запихнули внутрь? Хлопок? Сено? Пробку?» — удивлялся Эмиль Левассор, главный инженер одного из первых автопроизводителей Panhard & Levassor. Узнав, что внутри только воздух, он наотрез отказался ставить подобные шины на свой автомобиль.
Ну, и не надо, подумали братья и построили в 1895 году собственный автомобиль — с шинами — взяв за основу шасси от Peugeot и лодочный мотор Daimler. И назвали его L’Éclair, то есть «Молния», так как был способен ехать зигзагом! А потом ещё два: «Ласточка» и «Паук». Работа над «непрокалываемыми» шинами шла ускоренными темпами. В 1895 году все три автомобиля приняли участие в гонке Париж–Бордо. «Молнией» управляли лично братья Мишлен.
Мотор «Ласточки» стуканул где-то под Орлеаном. «Паук» проиграл битву с перебегавшим через дорогу деревом в Мулене. Построенная на шасси Peugeot «Молния» благополучно добралась сначала от фабрики до Парижа, потом от Парижа до Бордо, хотя каждая из шин, прикрепеленных к деревянных ободьям при помощи двадцати болтов, спускала с математической точностью — каждые 150 километров.
На обратном пути в Париж, сначала пропали вторая и третья передачи, потом от карбюратора отвалился бензиновый шланг, и двигатель загорелся. Но все равно семейный экипаж финишировал, хотя и на последнем девятом месте. И это было своеобразной победой: большинство стартовавших не финишировало вовсе. Автомобильные пневматические шины доказали свое право на существование.
Победивший в гонке на автомобиле собственной конструкции Эмиль Левассор был удивлен: «Они проиграли эту гонку, но выиграли этот день. Никогда бы не подумал, что им это удастся!»
Так начался взлёт компании как производителя автомобильных шин. Видя огромный спрос на свои продукты, сопровождающий стремительный рост числа автомобилей, братья Мишлен поняли, что стоят у истоков транспортной революции. Поэтому они постоянно расширяли продуктовую линейку: концу столетия, компания выпускала пневматические шины для велосипедов, конных экипажей, сельскохозяйственных повозок и даже детских колясок. Эксклюзивные контракты на поставку шин были заключены с автомобильными брендами Bollée, De Dion-Bouton, Peugeot, Panhard & Levassor и другими.
Кстати, первые в мире стальные колесные диски — это тоже MICHELIN. В 1910-м году компания предложила использовать их вместо деревянных. Простота и быстрота их установки позволяла автомобилистам брать с собой пятое, запасное колесо — фактически, это было изобретение запаски. Данное техническое решение было эволюцией представленной в 1908 году технологии съёмного обода, позволяющего менять шину, не снимая колесный диск с автомобиля.
Одновременно с этим шли работы по улучшению характеристик шины в части сцепления с дорогой и надёжности.
Чтобы шины лучше держали дорогу
Уже в 1901 году во Франции было произведено 5386 автомобилей. Возрастающее количество автомобилистов и их потребность ездить круглый год, в любых погодных условиях, привела к появлению в 1905 году первых прототипов того, что позже назовут шипованными шинами. Модель Michelin Semelle («Подошва») — сочетание двунаправленного хлопкового корда и натурального каучука, дополненного слоем кожи и металлическими заклепками. Первые же ошипованные шины, предназначенные для езды по льду, появятся много позже: «Мишлен» запустит их в серийное производство в 1933 году — первой в мире.
Год спустя, в 1934-м, компания выпускает первые шины с блоками мягких ламелей, т. е. прорезей в блоке протектора, значительно улучшающих зацеп на мокрых скользких покрытиях. Новинка получила характерное название — Stop.
В 1965 году в линейке появились первые шины с ассиметричным рисунком протектора — MICHELIN XAS. В 1982 году «Мишлен» выпускает модель XM +S100 — первую в мире зимнюю шину, ламелизированный протектор которой был рассечен глубокими прорезями, вместо используемых остальными производителями на тот момент жестких блоков. Это техническое решение позволило добиться нового уровня зацепа на засыпанных снегом дорогах. Сегодня все зимние шины имеют подобный протектор.
Результатом многолетних исследований и разработок в 2015 году стала шина CrossClimate, сочетающая в себе выдающиеся характеристики на летней дороге и сертификацию для использования зимой. Особый состав и рисунок протектора позволяет добиваться хорошей производительности в широком диапазоне температур и погодных условий.
Таким образом, на протяжении всей истории «Мишлен» безопасность движения на любых покрытиях была главной задачей компании. А что же с надёжностью, за которую боролись ещё братья Мишлены? Об этом дальше.
Борьба за надёжность
Первые шины едва проходили сотни километров, так что важнейшей задачей для конструкторов стало увеличение их ресурса. Развитие мирной промышленности в начале века было прервано Первой мировой войной (тут «Мишлен» тоже не осталась в стороне, помимо прочего, передав французскому правительству 100 бомбардировщиков Michelin-Breguet и переоборудовав под госпиталь на 3000 коек свой шинный склад, но это совсем другая история). Первым же по-настоящему новым послевоенным продуктом компании стала представленная в 1923 году шина MICHELIN Comfort. Будучи значительно более широкой, чем привычные шины тех лет, она требовала вдвое меньшего давления внутри — всего 2,5 бар, что положительным образом сказывалось на мягкости езды. Подтвержденный испытаниями на дорогах общего пользования и на недавно построенном заводском треке, ресурс новых шин составлял не менее 15 000 километров — огромная цифра, особенно по меркам рубежа веков. Больше того, спустя всего пять лет была выпущена модель Super Comfort с вдвое большим ресурсом.
А в 1937 году компания «Мишлен» выпустила шины Metalic, предназначенные для грузовиков, первые в мире шины со стальным (а не текстильным) кордом. Это решение позволило увеличить прочность и ресурс шины. В том же году на рынок выходит первая шина серии Pilot — она имеет увеличенную ширину, и позволяет двигаться с высокой скоростью в том числе по мокрой дороге.
4 июня 1946 года — официальный день рождения изобретенных инженерами «Мишлен» радиальных шин, то есть таких, в которых нити основного каркаса расположены в направлении радиуса по профилю шины от одного борта до другого. Тут следовало бы сделать длинное отступление и объяснить разницу, но это тянет на отдельный материал — оставайтесь с нами, и мы об этом расскажем.
Модель получила название MICHELIN X, произвела революцию и превзошла диагональные модели по всем параметрам — безопасность, ресурс, топливная экономичность.
По сложившейся к тому времени традиции, заложенной ещё братьями-основателями, новая модель испытывалась без маркировки несколько лет, прежде чем попасть на рынок. Первыми автомобилями, на которых стояли серийные шины MICHELIN Х, стали 11 тестовых Citroёn 2CV. К слову, эта модель, спасшая компанию Citroёn, была разработана при участии и под контролем компании «Мишлен», к которой французский автогигант перешёл за долги в 1935 году.
Тут нужно отметить важную вещь: одна из причин роста надёжности шин и, как следствие, популярности бренда стали многочисленные испытания, которым подвергались шины MICHELIN, прежде чем попасть на рынок. К середине шестидесятых годов прошлого века компания «Мишлен» обладала одним из самых совершенных центров шинных испытаний в мире. Общее количество сотрудников на предприятиях по всему миру достигло 81 000 человек.
Другая причина — активное участие «Мишлен» в разработке исключительных и уникальных продуктов. Так, огромное влияние на развитие шинных технологий MICHELIN оказал автоспорт. Еще в 1979 году на шинах MICHELIN командой Ferrari был выигран личный зачет (спасибо тебе, Джоди Шектер!) и кубок конструкторов. Всего на шинах MICHELIN было выиграно более сотни гран-при.
Другое направление — авиация (помните 100 бомбардировщиков для Франции в Первую мировую? опыт не прошёл даром): еще в 1981 году компания выпустила первые в мире радиальные шины для самолетов — модель Air X. Продолжая развивать свое авиационное наследие, в 2001 году инженеры «Мишлен» создали новые радиальные шины с технологией NZG (Near Zero Growth), предназначенные для шасси самолетов — в том числе, для знаменитого «Конкорда». Благодаря использованию сверхпрочного корда из нейлона и арамида, такие шины выдерживали намного больше посадок, чем обычные. И то, и другое — темы для обширных отдельных материалов. Пока же заметим, что все эти работы не прошли даром: внедрённые в спортивных и авиационных шинах постепенно перешли и в рядовые автомобильные. И применяются в новых продуктах, доступных на рынке. Об одном таком — в следующем посте.
Мы поделились с вами нашей историей и будем рады услышать, что ещё вас интересует из жизни MICHELIN. Задавайте вопросы в комментариях, а мы постараемся на них ответить. А ещё приглашаем поучаствовать в конкурсе. Мы подготовили четыре вопроса, и если вы внимательно читали статью, то как минимум на три из них ответите с лёгкостью. Приз, спортивную термобутылку и плед MICHELIN, получат первые трое правильно и полно ответивших на все четыре вопроса и подписавшихся на наш аккаунт.
1. Назовите первый автомобильный продукт фабрики Michelin & Co.
2. Какая технология, изобретённая компанией Мишлен в начале XX века, стала прототипом современных шипованных шин?
3. Какой технологический прорыв совершила компания Мишлен в шинной индустрии в 1946 году?
4. За счёт какого свойства линейку Energy называют «зелёными шинами»?
Подписывайтесь и присылайте ваши ответы!