Православная Жизнь
Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.
– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи». Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).
Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.
– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?
– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.
– А что можно отнести к бытовому кощунству?
– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.
Беседовала Наталья Горошкова
Разговор мирянина с людьми церковными
Юлия С.
Любовь
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
(1Фесс.5:17-19)
(И это ещё не все цитаты из Евангелия о молитве друг за друга, желающие могут поискать их сами )
Юлия С.
Господи, спаси и сохрани!
Афанасий
Любовь
Здесь я видимо не совсем поняла Вас. Вы что решили, что монахиня у вас просила благословения?
Этого не может быть и даже не может быть никогда, разве только, если вы станете матушкой игуменьей женского монастыря.
Просят благословения только у священников, старцев и стариц, а в женском монастыре могут просить благословение у настоятельницы (игуменьи).
Бодо Владимир
Бодо Владимир
Любовь
Для тех, кто собирается в паломничество в монастырь можно порекомендовать прочитать вот эту статью:
О монастырских правилах
Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).
А вот этот совет может смутить неопытного: «Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии». Неужели оскорбления, это норма? Нет, конечно. Однако на общих послушаниях трудятся в основном новоначальные верующие, которых вполне можно отнести к маргинальной прослойке верующих и она совсем не маленькая, так как новоначальных всегда бывает много и в храмах, и на общих полушаниях в монастырях. Поэтому смиренный верующий столкнувшись с этим явлением в монастыре, может стяжать духовную пользу и опытность, а несмиренный, только повредиться.
О происхождения молитвы «Спаси, Господи!» и её употребления в современной повседневной церковной жизни
В нашем современном русскоязычном обществе, которое можно назвать уже даже не постхристианским, а скорее постсоветским (т.е. в отношении к Христианству постпостхристианским) сегодня практически во всех общественных кругах можно очень часто услышать Имя Божие, а точнее сказать, сами слова «Бог» и «Господь».
Иногда эти слова произносят действительно подразумевая реальную Личность Бога. Бывает, что говорят о Боге люди верующие, но в момент произношения Его Имени, произношение это происходит чисто механически. Бывает, же, что произношение Имени Бога носит чисто суеверный характер или произносится на уровне междометия. О сознательно кощунственном произнесении Имени Божия мы сейчас говорить не будем.
Православные христиане знают, что третьей из заповедей Божьих, данных пророку Моисею на горе Синай, является заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.» (Исх. 20:7)
Поскольку в этой заповеди особенно подчёркивается, что человек, нарушающий эту заповедь, обязательно будет нести ответственность за сказанные им слова, каждому верующему человеку следует внимательно изучить этот вопрос, рассудить и сделать для себя выводы, которых в будущем ему стоит придерживаться.
Когда я начинаю говорить на эту тему, мне сразу вспоминается один случай из моих студенческих лет.
Во время моей учёбы в художественном училище у меня был однокурсник, позиционировавший себя как убеждённый атеист по имени Виктор. Как-то раз, когда у него спросили, можно ли выдавить на палитру немного краски из его этюдника, Виктор ответил: «Да, ради Бога!»
В те годы я как раз впервые в жизни прочитал Новый Завет и Толковую Библию Лопухина, поэтому мне это давно привычное для всех выражение как-то особенно резануло по сердцу, и я, помня наши словопрения о существовании Бога, не удержался и заметил: «Сказал Витя, который не верит в Бога.» Услышав это, мой однокурсник не сразу даже понял, о чём вообще речь, поскольку, говоря эти слова, ни о каком Боге у него не было и мысли.
Также бывает, что люди употребляют Имя Божие в качестве эмоциональных возгласов или даже в качестве замены ругательства.
Можно часто услышать в общественном транспорте, на рынке или супермаркете возмущение поведением некультурного человека, выражаемое возгласом: «Господи!»
Конечно, при этих словах произносящий их человек не думает о Боге.
Или вспомните свои школьные годы.
Как вполне грамотные учителя, так их юные ученики запросто употребляли выражение: «Не да Бог ты сделаешь то-то и то-то, я тебе тогда. «
Или граничащее с кощунством выражение досады: «Вот, Ты ж, Господи!»
Не будем перечислять все варианты произнесения Имени Бога, подобные этому.
Однозначно всё это относится к явно неблагоговейному и неосознанному произнесению Имени Бога.
Печально то, что очень многие люди, считающие себя православными Христианами используют Имя Божие вместо слов-паразитов и не предают этому большого значения.
Но всё вышеперечисленное относится к людям, в основном не слишком переживающим о том, чтобы угодить Богу.
Что же касается людей сознательно верующих и стремящихся внимательно относится к словам Священного Писания, нужно заметить, что и они порой не избегают искушений, касающихся этой заповеди.
Когда многие люди, родившиеся и воспитанные, как и большинство из нас, в обычных советских и постсоветских маловоцерковлённых семьях, приходят в храм, первое, что сразу режет слух мирского человека это то, что чаще всего прихожане и работники храма, выражая благодарность, вместо привычного в миру «спасибо» говорят «спаси, Господи.»
Любой человек, способный размышлять, сразу задумывается над тем, почему люди в Церкви выражают слова благодарности именно так, а не иначе.
Поскольку этимология слова «спасибо», как это известно, восходит к словам «Спаси, Бог» или «спаси, Боже», церковным людям это обрезанное и непонятно для чего произносящееся «бо» тоже резало слух. Поэтому, православные Христиане, стараясь подчеркнуть то, что выражением благодарности является именно сознательное благословение Именем Господним стали вместо светского «спасибо» употреблять выражение «спаси тебя Господь» или кратко «спаси Бог». А больше всего приобрело популярность в церковной среде выражение «спаси, Господи.»
Во-вторых, учитывая то, что далеко не всегда человек способен сознательно и молитвенно обратиться к Богу, правильнее было бы сказать: «спаси Вас Господь» или даже просто «спаси Господь».
В этом случае мы обращаемся уже не к Богу, а к человеку, желая ему спасения от Господа.
При этом, конечно, нужно отметить, что не стоит в отношении с ближними быть чересчур въедливыми и возводить эти нюансы произношения в разряд того, что нужно срочным образом искоренять или всех вокруг перевоспитывать.
Если какая-то бабушка или прихожанин в простоте сердца и с благоговением говорит вам «спаси, Господи» (или пишет без запятой), то не стоит бросаться этого человека срочным образом исправлять, помня слова апостола Павла: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.» (Рим. 14:1)
Поэтому, даже если это выражение, которое по сути своей является не просто формой вежливости, а молитвой, произносится не как молитва, а как выражение благодарности и благословения человеку, нужно понимать, что в большинстве случаев человек просто путает падеж, что, конечно, не является грехом.
Другое дело, конечно, если человек употребляет это выражение с ироническим оттенком, в шутку или с издёвкой. Тогда это безусловно уже явный грех и нарушение третьей заповеди Декалога.
Надо также заметить, что для православного Христианина выражение благодарности с помощью обычного и привычного всем с детства «спасибо» само по себе тоже ни в коем случае не является какой-либо формой греха или отступления от Бога.
Это тоже нормальная и вполне приемлемая форма словесного выражения благодарности. Бывает, что православные христиане в переписке друг с другом пишут слово «спасиБо» с большой буквой «Б» в середине, подчёркивая то, что, говоря «спасиБо», они желают человеку Божьего благословения и спасения.
Поэтому, на мой взгляд, в этом вопросе не стоит впадать в крайности.
Хотя, конечно, в нормальной доброжелательной обстановке Христианам вполне можно и даже нужно об этом говорить, стремясь быть верными Господу не только в большом, но и в малом.
Ведь и Сам Господь, говоря об отношении между собой внутренних и внешних дел, касающихся угождения Богу сказал: «Сие надлежало делать, и того не оставлять.» (Мф. 23:23)
Автор статьи священник Роман Колеснёв. Он же на фото.
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.
Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru
КАК ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГА. Православный этикет
Входя в дом, надо сказать:«Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Как приветствовать друг друга. В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку. Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови». Прп.Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щё-ки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям… Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»
Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 1970-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения — «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка», — вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем безкультурье. Ещё хуже вызывающе-пренебрежительное «эй ты!» или «эй!».
Но согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» — оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту, о чём можно искренне пожалеть.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» — к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться: «матушка» — кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нём: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…» Жён священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться: «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту — «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» — великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».
Православная Жизнь
Рассказ.
– Утреннее правило читаешь от этого места до этого, – Елена листала молитвослов и показывала Варваре страницы ногтем, бережно держа ветхую от многократных касаний книгу. – Смотри, вот это не халтурь. Очень важно. Молитва Ангелу Хранителю обязательно.
– И те и другие мне на нервы капают, – хмурилась Варвара, смотря исподлобья на указанные места.
На описываемый момент ей было 23, а Елене под 40. Плюс опыт у последней был намного больше, чем у Варвары, недавно начавшей воцерковляться. Количество обязаловки для утреннего и вечернего правил превосходило, по ее мнению, разумные границы. И скудоумная задала вопрос:
– А нельзя ли сократить?
– Нет, нельзя, – спокойно и взвешенно отрезала Елена. – Тут все важно. И «Трисвятое», и 50-й псалом, и Символ веры. О здравии и за упокой. «Достойно есть» строго обязательно. Без этого никуда. А иначе как ты хотела спастись? Надо потрудиться.
– Ясно.
– Будешь подходить к батюшке – ни в коем случае не здоровайся.
– А че будет?
– Не говорят так. Благословение надо взять. – Елена сложила руки лодочкой. – Смотри как, крест на крест, правую наверх, а левую под нее.
– Ни фига себе. А если наоборот? Что случится? Не люблю я эту атрибутику.
– Ничего не случится, просто канон такой.
– А если я не хочу брать благословение, а просто скажу «Здравствуйте, я по такому-то делу»?
– Так надо. Есть форма. Так святые отцы заповедали.
– Специально, что ли, придумывали?
– Не специально. Это Дух Святой им так внушил. Не задавай глупых вопросов. И за языком следи. Беда с тобой.
– Постараюсь. Но опять вопрос. Значит, буду бубнить я это все утром и вечером и что произойдет? Что я с этого поимею?
– Что за еврейский вопрос? У тебя в роду евреев нет?
– Нет. Но они мне нравятся. Они прикольные и веселые.
Елена тяжело вздохнула и посмотрела на икону Спасителя.
– Господи, укрепи и вразуми рабу твою Варвару на благопотребное, – и перекрестилась. – Вот мрак какой у тебя в голове. Обуяли темные силы.
Варвара струхнула и рванула назад оправдываться.
– Да я че, я ничего. Я только хотела сказать. Типа того. Вот. Короче. Ну. читаю я это утром и вечером месяц, другой, а потом что произойдет? Вот у буддистов клево. Делаешь то и то, потом сможешь на иголках спать и ни фига. Ой, само выскочило. Не чувствуешь.
– Нам не надо спать на иголках. Нам нужно в Царство Божие войти. Дух Святой стяжать. Стать лучше, чище, добрее, научиться всех любить. Ты поняла наконец-то?
– Поняла, но сколько надо на это времени? Год, два? Сколько? Конкретно.
– Как Бог даст. Всю жизнь. Это долгий процесс. Тебе, например, нужно много над собой трудиться, за языком следить, за помыслами, часто исповедоваться и причащаться, чтоб стать лучше. Святые отцы денно и нощно Бога молили, чтоб душу спасти.
– Резина, однако. И не понятно, что в конце. Ан спасешься, ан нет. Я, наверное, нет. У меня ни терпения, ни любви, ни всего остального.
– Ты все поняла? Иди, старайся во славу Божью.
– Окей.
– Не «окей», а «Спаси, Господи»! И за языком следи. Тебя Господь в церковь привел, надо делать, что говорят, и слушать старших. И поменьше своей дурной головой думать. Не анализировать, а просто исполнять. Батюшку спрашивать будем вместе в особо важных случаях. А то если все твою помойку ему каждый раз вываливать, так на сколько его хватит? Его и так каждый день сотни людей своими грехами терзают.
Варвара представила и ужаснулась.
– Да, страшное дело. Я б не выдержала.
– То-то и оно. Иди, а то в празднословие впадем. Не забудь по дороге Иисусову молитву читать.
Варвара быстро пробубнила перед дверью заученную молитву, выскочила в подъезд и почесала к метро.
. С тех пор много воды утекло. Немало было взлетов и падений, чудес и мерзостей в непонятной Варвариной жизни петлями и зигзагами. Не стяжала она ни любви, ни терпения, ни щедрости, хоть и честно пыталась совершенствоваться. Одни грехи к грехам прибавляла, потому как изначально не способна была ни на что доброе и путевое. Но почему-то из всех читанных ею молитв больше всего ложилось на сердце мытарева: «Боже, милостив буди мне грешной».