Значение слова «трагикомедия»
1. Драматическое произведение, совмещающее трагические и комические элементы.
2. Печальное и одновременно смешное событие, происшествие. — На этой-то террасе и разыгралась вся трагикомедия моей любви. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТРАГИКОМЕ’ДИЯ, и, ж. 1. Драматическое произведение, в к-ром сочетаются элементы трагедии и комедии (лит., театр.). 2. перен. Печальное и вместе с тем смешное происшествие, жизненное положение (разг.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
трагикоме́дия
1. филол. драматургический жанр, совмещающий признаки трагедии и комедии вплоть до их слияния ◆ Барокко принимает номенклатуру жанров, но к системности в ней принципиально не стремится. Жанровая определённость подрывается изнутри (трагедия, комедия, новелла барокко, не говоря уж о романе, ― это в сущности новые жанры, где стиль в качестве жанрообразуюшего фактора теснит тему и композицию) и подмывается извне (культивирование гибридных жанров, типа трагикомедии, и жанров синтетических, типа мелодрамы). С. С. Аверинцев и др., «Категории поэтики в смене литературных эпох», 1994 г. (цитата из НКРЯ)
2. театр. драматическое произведение такого жанра ◆ Ведь трагикомедия ― это не пьеса, где смешные сцены перемежаются с печальными, и не грустная пьеса с хорошим концом. Настоящая трагикомедия построена таким образом, что каждый её момент может быть истолкован одновременно как смешной и грустный. «Шекспир расставляет ловушки» // «Театральная жизнь», 24 ноября 2003 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. разг. печальное и одновременно смешное событие ◆ Многие ― что я говорю, многие ― никто не поверит, что я рассказываю истину, кроме тех, которые были зрителями, такими же, как и я, этой курьёзной трагикомедии. Т. Г. Шевченко, «Несчастный», 1855 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова экзекуция (существительное):
ТРАГИКОМЕДИЯ
Смотреть что такое ТРАГИКОМЕДИЯ в других словарях:
ТРАГИКОМЕДИЯ
Iдрама смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не б. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
Iдрама смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не б. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
вид драмы, совмещающий признаки трагедии (См. Трагедия) и комедии (См. Комедия). Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относите. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕДИЯ
трагикомедия 1. ж. Драматическое произведение, сочетающее в себе трагическое и комическое. 2. ж. Событие, одновременно печальное и смешное.
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕДИЯ
Трагикомедия — драма смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не было; его носили в французской драме XVII века произведения, подходящие к трагедии по общему характеру, но с благополучным исходом (напр «Сид», «Никомед»).
ТРАГИКОМЕДИЯ
Трагикомедия (греч.) — драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или которое представляет беспорядочное нагромождение трагич. и комич. элементов.
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕДИЯ(от сл. трагедия и комедия). Драматическое представление, в котором грустное перемешано с веселым, или же трагедия, оканчивающаяся, ко всео. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕ́ДИЯ, вид драматических произведений (драмы как рода), обладающий признаками как трагедии, так и комедии, что и отличает Т. от промежуточных между комедией и трагедией форм, т. е. от драмы как вида (жанра; см. Драма, 2-е значение). Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни. Т. отказывается от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомическое восприятие не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может ограничиваться сомнением или приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием вплоть до признания алогичности мира. Трагикомическое мироощущение начинает доминировать и отливаться в определенные формы Т. под влиянием духовного кризиса переломных моментов истории.
Трагикомическое начало зарождается в драматургии Еврипида («Алкестида», «Ион», «Киклоп»), усиливается в драматургии конца средневековья и Возрождения и отливается на рубеже XVIXVII вв. в первый самостоятельный, «чистый» тип Т., ставший особенно характерным для драмы маньеризма и барокко (например, Ф. Бомонт и Дж. Флетчер); его признаки: сочетание смешных и серьезных эпизодов, смешение возвышенных и комических характеров, пасторальные мотивы, а также идеализированные дружба и любовь, проведенные через опасности к безопасности и счастью, запутанное действие с волнующими ситуациями, длительной неизвестностью и неожиданными сюрпризами, преобладающая роль случая в судьбе действующих лиц; постоянство характера, как правило, отсутствует, но часто подчеркивается одна черта, превращающая персонаж в тип; события обычно автономны от действий героев.
Трагикомический элемент вновь усиливается в драматургии с конца XIX в. в творчестве Г. Ибсена («Дикая утка»), Ю. А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. П. Чехова («Три сестры»), в дальнейшем у Ш. О’Кейси, Гарсии Лорки, особенно у Л. Пиранделло («Шесть персонажей в поисках автора» и «Генрих IV»), а в середине XX в. в пьесах Ж. Жироду, Ж. Ануя, Ф. Дюрренматта, Э. Ионеско, С. Беккета, К. Цукмайера. Современная Т. не обладает четкими жанровыми признаками и характеризуется главным образом «трагикомическим эффектом», достижение которого предполагает, что драматург видит и отражает одни и те же явления действительности одновременно в комическом и трагическом освещении, причем комическое и трагическое не умаляют, а часто усиливают друг друга. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации (трагическая ситуация комический герой, реже наоборот), на внутренней нерешенности конфликта (сюжет как бы предполагает продолжение действия); сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, автор же от конечного приговора воздерживается. Трагикомический эффект чужд Т. XVIXVII вв.; исключение последние пьесы У. Шекспира («Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря»), которые служат связующим звеном между двумя типами Т.
Рацкий И., Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира, «Театр», 1971, № 2;
Guthke K. S., Modern tragicomedy, N. Y., 1966.
ТРАГИКОМЕДИЯ
— вид драмати ческого произв., обладающий одновременно признаками трагедии и комедии и являющийся в своем чистом виде высшей формой их сплава. Основу Т. составляет трагикомическое мировосприятие художника, истоками к-рого служат самые различные тенденции: критическое отношение к существующим общественным порядкам и нравам, ощущение неодолимости жизненного конфликта (порождающее нередко незаконченную композицию произв.), стремление к высмеиванию порочности, пошлости социально-нравственных устоев, к компрометации их юмором, иронией, сатирой. Отсюда — широкие диапазоны Т.: от балаганного озорства до суровости истинной трагедии. Однако в принципе два полюсных жанра — трагический и комический — оказываются в Т. тесно переплетенными в своих определяющих характеристиках, в частности в сочетании возвышенных и комических образов (часто обобщенно условных), в чередовании разноплано-вых сюжетных, порой парадоксальных, положений и т. д. Оба эти жанра, взаимно активизируясь, могут осуществляться друг через друга (трагическая ситуация и комический персонаж или наоборот). Тогда обнаруживается — явно или в подтексте — трагизм комического и комизм трагического, а серьезный и печальный комизм, пронизанный душевной чуткостью, поэтичностью, даже лиризмом, вызывает грусть, горечь, боль и скорбьТ. строится на диалектическом единстве этих жанровых противоположностей, порождающих иногда специфическую эмоцию — смех сквозь слезы. Действенными средствами Т. являются аллегория, метафора и особенно гротеск, когда чрезмерное преувеличение обнажает комически абсурдную черту. Трагический гротеск, выявляющий смысл страшного явления, всегда масштабно укрупнен; в природе его присутствует та или иная мера трагизма смешного (напр., фильм «Покаяние» Т. Е. Абуладзе). Трагикомическое начало может проявляться в самых разнообразных формах (фантастическая сказка, иносказательная притча — как в пьесах Е. Л. Шварца, слияние комедии, водевиля или. фарса с драмой — как в «Свадьбе» А. П. Чехова) и градациях содержания — от оптимистического стремления к прекрасному и возвышенному, переоценки сложившихся ценностей, исследований болевых точек общественных проблем до пессимистического признания невозможности противостояния им и преодоления их — в зависимости от гражданской позиции художника. Зарождение Т. относится к античности и средневековью, расцвет ее приходится на XIX—XX вв.: творчество Н. В. Гоголя, К. Гамсуна, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Ю. 0Нила, Ф. Гарсиа Лорки, Ф. Дюрренматта, мн. др. писателей и драматургов; яркое и гармоничное воплощение она получила в киноискусстве Ч. Чаплина. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
один из видов драматического рода литературы, произведение, сочетающее в себе черты трагедии и комедии. Главная задача трагикомедии – показать относите. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
Смотреть что такое ТРАГИКОМЕДИЯ в других словарях:
ТРАГИКОМЕДИЯ
Iдрама смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не б. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
Iдрама смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не б. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
вид драмы, совмещающий признаки трагедии (См. Трагедия) и комедии (См. Комедия). Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относите. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕДИЯ
трагикомедия 1. ж. Драматическое произведение, сочетающее в себе трагическое и комическое. 2. ж. Событие, одновременно печальное и смешное.
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕДИЯ
Трагикомедия — драма смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не было; его носили в французской драме XVII века произведения, подходящие к трагедии по общему характеру, но с благополучным исходом (напр «Сид», «Никомед»).
ТРАГИКОМЕДИЯ
Трагикомедия (греч.) — драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или которое представляет беспорядочное нагромождение трагич. и комич. элементов.
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕДИЯ(от сл. трагедия и комедия). Драматическое представление, в котором грустное перемешано с веселым, или же трагедия, оканчивающаяся, ко всео. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
ТРАГИКОМЕ́ДИЯ, вид драматических произведений (драмы как рода), обладающий признаками как трагедии, так и комедии, что и отличает Т. от промежуточных между комедией и трагедией форм, т. е. от драмы как вида (жанра; см. Драма, 2-е значение). Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни. Т. отказывается от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомическое восприятие не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может ограничиваться сомнением или приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием вплоть до признания алогичности мира. Трагикомическое мироощущение начинает доминировать и отливаться в определенные формы Т. под влиянием духовного кризиса переломных моментов истории.
Трагикомическое начало зарождается в драматургии Еврипида («Алкестида», «Ион», «Киклоп»), усиливается в драматургии конца средневековья и Возрождения и отливается на рубеже XVIXVII вв. в первый самостоятельный, «чистый» тип Т., ставший особенно характерным для драмы маньеризма и барокко (например, Ф. Бомонт и Дж. Флетчер); его признаки: сочетание смешных и серьезных эпизодов, смешение возвышенных и комических характеров, пасторальные мотивы, а также идеализированные дружба и любовь, проведенные через опасности к безопасности и счастью, запутанное действие с волнующими ситуациями, длительной неизвестностью и неожиданными сюрпризами, преобладающая роль случая в судьбе действующих лиц; постоянство характера, как правило, отсутствует, но часто подчеркивается одна черта, превращающая персонаж в тип; события обычно автономны от действий героев.
Трагикомический элемент вновь усиливается в драматургии с конца XIX в. в творчестве Г. Ибсена («Дикая утка»), Ю. А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. П. Чехова («Три сестры»), в дальнейшем у Ш. О’Кейси, Гарсии Лорки, особенно у Л. Пиранделло («Шесть персонажей в поисках автора» и «Генрих IV»), а в середине XX в. в пьесах Ж. Жироду, Ж. Ануя, Ф. Дюрренматта, Э. Ионеско, С. Беккета, К. Цукмайера. Современная Т. не обладает четкими жанровыми признаками и характеризуется главным образом «трагикомическим эффектом», достижение которого предполагает, что драматург видит и отражает одни и те же явления действительности одновременно в комическом и трагическом освещении, причем комическое и трагическое не умаляют, а часто усиливают друг друга. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации (трагическая ситуация комический герой, реже наоборот), на внутренней нерешенности конфликта (сюжет как бы предполагает продолжение действия); сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, автор же от конечного приговора воздерживается. Трагикомический эффект чужд Т. XVIXVII вв.; исключение последние пьесы У. Шекспира («Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря»), которые служат связующим звеном между двумя типами Т.
Рацкий И., Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира, «Театр», 1971, № 2;
Guthke K. S., Modern tragicomedy, N. Y., 1966.
ТРАГИКОМЕДИЯ
— вид драмати ческого произв., обладающий одновременно признаками трагедии и комедии и являющийся в своем чистом виде высшей формой их сплава. Основу Т. составляет трагикомическое мировосприятие художника, истоками к-рого служат самые различные тенденции: критическое отношение к существующим общественным порядкам и нравам, ощущение неодолимости жизненного конфликта (порождающее нередко незаконченную композицию произв.), стремление к высмеиванию порочности, пошлости социально-нравственных устоев, к компрометации их юмором, иронией, сатирой. Отсюда — широкие диапазоны Т.: от балаганного озорства до суровости истинной трагедии. Однако в принципе два полюсных жанра — трагический и комический — оказываются в Т. тесно переплетенными в своих определяющих характеристиках, в частности в сочетании возвышенных и комических образов (часто обобщенно условных), в чередовании разноплано-вых сюжетных, порой парадоксальных, положений и т. д. Оба эти жанра, взаимно активизируясь, могут осуществляться друг через друга (трагическая ситуация и комический персонаж или наоборот). Тогда обнаруживается — явно или в подтексте — трагизм комического и комизм трагического, а серьезный и печальный комизм, пронизанный душевной чуткостью, поэтичностью, даже лиризмом, вызывает грусть, горечь, боль и скорбьТ. строится на диалектическом единстве этих жанровых противоположностей, порождающих иногда специфическую эмоцию — смех сквозь слезы. Действенными средствами Т. являются аллегория, метафора и особенно гротеск, когда чрезмерное преувеличение обнажает комически абсурдную черту. Трагический гротеск, выявляющий смысл страшного явления, всегда масштабно укрупнен; в природе его присутствует та или иная мера трагизма смешного (напр., фильм «Покаяние» Т. Е. Абуладзе). Трагикомическое начало может проявляться в самых разнообразных формах (фантастическая сказка, иносказательная притча — как в пьесах Е. Л. Шварца, слияние комедии, водевиля или. фарса с драмой — как в «Свадьбе» А. П. Чехова) и градациях содержания — от оптимистического стремления к прекрасному и возвышенному, переоценки сложившихся ценностей, исследований болевых точек общественных проблем до пессимистического признания невозможности противостояния им и преодоления их — в зависимости от гражданской позиции художника. Зарождение Т. относится к античности и средневековью, расцвет ее приходится на XIX—XX вв.: творчество Н. В. Гоголя, К. Гамсуна, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Ю. 0Нила, Ф. Гарсиа Лорки, Ф. Дюрренматта, мн. др. писателей и драматургов; яркое и гармоничное воплощение она получила в киноискусстве Ч. Чаплина. смотреть
ТРАГИКОМЕДИЯ
один из видов драматического рода литературы, произведение, сочетающее в себе черты трагедии и комедии. Главная задача трагикомедии – показать относите. смотреть