Хотите уволиться? Задайте себе шесть вопросов
Ряд советов помогут вам определить, стоит ли держаться за текущее место работы или пора искать новое. Исследования выделяют шесть областей, дисбаланс в которых может привести к профессиональному выгоранию.
Рабочая нагрузка. Когда рабочая нагрузка соответствует вашим возможностям, вы можете эффективно выполнять работу и у вас будет оставаться время на отдых и восстановление, а также профессиональный рост и развитие. Когда вы постоянно чувствуете, что перегружены, у вас нет возможностей восстановить баланс.
Оцените, насколько хорошо вы справляетесь со следующими задачами: планирование нагрузки, расстановка приоритетов, делегирование задач, способность сказать «нет» и избавление от перфекционизма. Если вы не делаете что-либо из перечисленного, постарайтесь улучшить свои навыки в этих областях тайм-менеджмента и затем оцените, как вы себя чувствуете. Для многих людей, особенно тех, кто стремится угодить другим, сокращение рабочей нагрузки может значительно снизить ощущение выгорания и обеспечить пространство для отдыха.
Ощущение потери контроля. Если вы чувствуете, что вам не хватает независимости, доступа к ресурсам и участия в принятии решений, спросите себя: «Что именно вызывает у меня такое чувство?» Может быть, ваш начальник звонит вам в любое время дня и ночи и у вас возникает ощущение, что вы должны постоянно быть на связи? Или приоритеты на работе постоянно меняются и вам никак не удается добиться успеха? Возможно, вам просто трудно спланировать нужные физические или человеческие ресурсы, чтобы эффективно выполнять свою работу?
Спросите себя, что вы можете сделать, чтобы изменить эту ситуацию. Можно ли обсудить проблему с начальником, установить более четкие границы и не отвечать на сообщения ежедневно и круглосуточно? Можно ли договориться о том, что некоторые приоритеты будут оставаться постоянными? Сможете ли вы получить больше ресурсов, если сообщите о том, что вам необходимо? Так вы увидите, как можно повлиять на рабочую обстановку, а что изменить невозможно, что бы вы ни говорили и ни делали.
Вознаграждение. Если вознаграждение за работу не соответствует прикладываемым усилиям и времени, у вас может возникать чувство, что вас недооценивают. Нужно подумать над тем, что именно вам нужно, чтобы почувствовать, что вас действительно ценят. Возможно, нужно попросить о прибавке к зарплате или повышении. Может быть, вы нуждаетесь в положительной обратной связи и личном общении с вашим начальником. Или вам лучше воспользоваться уже полученными вознаграждениями – например, отгулами, заработанными во время переработок. Экспериментируйте, чтобы понять, какие виды вознаграждения делают усилия стоящими и есть ли возможность получать их больше на текущей работе.
Как уволить сотрудника: 3 способа
Когда человек устраивается на работу, он и его начальник надеются на долгое и успешное сотрудничество. Но иногда со временем начальник понимает, что работника надо увольнять. Причины могут быть разные:
Ошибка при подборе.
Изменения в компании, к которым работник не готов.
Сотрудник перерос свою должность.
Сотрудник стал антилидером противоположной неформальной группы.
Так или иначе, появились причины уволить работника и начальник принял решение от него избавиться.
Правовые способы увольнения
В помощь руководителю практика предлагает различные методы увольнения, например, правовые:
Увольнение за несоответствие должности.
Увольнение за неоднократное неисполнение обязанностей.
Правовые средства неплохи, но требуют соблюдение процедур, оформления документов, а нередко и выплат. Поэтому прежде, чем пользоваться ими, можно попробовать применить психологические методы увольнения.
Как уволить сотрудника: психологические способы
Например, я использую методы, предложенные Михаилом Литваком в книге «Командовать или подчиняться», и убеждаюсь снова и снова, что они работают.
Автор методики исходит из принципа, что обязанность по формированию успешной команды и поддержанию психологического климата лежит на руководителе. Если вы начальник отдела, то именно вы отвечаете за подбор, увольнение, развитие подчиненных. А не HR-менеджер или директор по персоналу — они могут только оказать методическую поддержку.
Поэтому если вы решили брать ответственность за ваш коллектив на себя, можно воспользоваться тремя психологическими методами увольнения, предложенными Михаилом Литваком.
Увольнительная беседа
Суть этой беседы — дать понять работнику, что он перерос вашу компанию и достоин лучшего. Поэтому надо ругать себя, а хвалить работника. Итак, работник начинает жаловаться вам или коллегам в вашем присутствии на порядки, установленные в компании. Он считает, что все нужно делать по-другому. Вы можете приступить к увольнительной беседе и сказать:
«Да, Иван Петрович, я вас действительно завалил работой и не могу толком объяснить, как и что делать. Если бы я был хорошим начальником, то, конечно, смог бы вам объяснить. Вы уже переросли эту должность и достойны лучшего. Наша фирма небольшая, платить столько, сколько вы заслуживайте, мы не можем, работу интересную предложить не можем. Я уверен, что вы найдете лучшее место, где вас оценят по достоинству. Я буду отпускать вас на собеседования и дам наилучшие рекомендации. Думаю, что двух недель на поиски вам хватит. Вот бланк заявления».
Здесь главное — сохранять хладнокровие, ведь работник может дать истерическую реакцию. Не надо вступать в спор, продолжайте повторять уже сказанное, чтобы дать понять, что это дело решенное, ему пора увольняться.
Конечно, стопроцентной гарантии, что работник уволится, нет. Поэтому если метод не сработал, можно воспользоваться другим — «пасом в сторону».
Пас в сторону
«Ваша квалификация уже больше этой должности, но вакансий у нас нет, поэтому мы решили привлечь вас к консультационной и аналитической работе, где потребуются ваши знания и опыт. Пожалуйста, найдите в интернете и опишите тенденции развития того-то, и того-то».
И, конечно, оставить в интернете только ограниченный доступ — к библиотекам и информационным ресурсам. И что далее? Не спрашивайте результата этого исследования. Когда работник захочет дать отчет, ссылайтесь на свою загруженность. При этом никаких других заданий работнику не давайте. Он будет отрезан от общения с клиентами, коллегами.
Так вы примените метод управления «игнорирование», который, как показывает практика, переживается острее явных наказаний.
Использование коллектива
Этот способ можно применить, если работник ранее отказывался от заданий. Суть метода состоит в том, чтобы отдавать работу сотрудника коллегам, чтобы вызывать их недовольство в отношении него. Если работник говорит: «Почему опять мне задание, а вон другие не загружены», вы тут же говорите другому работнику потихоньку:
«Марья Ивановна, сделайте, пожалуйста, отчет вместо Ивана Петровича, вы же знаете, как с ним трудно договориться, сразу скандалит».
Постепенно вся работа Ивана Петровича раздается его коллегам. Сотрудники недовольны, что им приходится выполнять дополнительную работу, уже общаются с ним неохотно. Он оказывается в личностной и профессиональной изоляции, не получая заданий.
Как показывает практика, в большинстве случаев при использовании указанных методов работники увольняются. Но, конечно, результат зависит от того, что именно вы говорите подчиненному, от вашей выдержки и авторитета в коллективе.
Главное, что этому можно научиться. Просто начинайте увольнять непокорных подчиненных. 2-3 увольнения и вы приобретете навык: будете не только результативно увольнять, но и делать это без волнений. Ведь это просто ваша работа — управлять людьми, в нее входит и расставание с подчиненными.
Как уволиться правильно, чтобы потом не аукнулось
Стиву Джобсу приписывают слова: «Я могу уволить человека, а потом позвонить ему, чтобы обсудить какой-то проект или снова нанять его. Прошлое меня не волнует, важно только настоящее». В наших интересах сохранять деловые отношения на прежней работе: мы не знаем, откуда придет новое выгодное предложение и каким образом судьба однажды снова сведет нас с бывшими коллегами. Даже если вы уходите на эмоциях, эти эмоции, скорее всего, относятся к конкретным, отдельно взятым людям. Остальные — с ними не связаны. Постарайтесь не испортить у них впечатление о себе.
Заручитесь поддержкой близких, чтобы справляться с эмоциями. И убедитесь, что успели сделать все для правильного увольнения.
1. Сохранить хорошие отношения с компанией
Бывает, увольнение происходит на почве конфликтов с коллегами или руководством. Хорошие новости от ученых: скорее всего, ничего личного для сотрудников в офисных войнах нет. Организация — это отдельная система со своими законами, в которой конфликты занимают особое место и выполняют свои функции.
В конфликтологии определяют как минимум четыре значения офисных войн:
Поэтому если возник конфликт с сослуживцами, просто знайте, что вы попали в некую острую ситуацию для компании в целом, даже если кажется, будто это вы в чем-либо провинились или совершили ошибку. Увольнение — выход из данной ситуации, и за пределами компании эмоционального накала не будет. Возможно, вы замечали, что в течение рабочего дня говорите с коллегами только о проблемах, а стоит оказаться в неформальной обстановке — негативные эмоции уходят, и темы бесед меняются.
Постарайтесь абстрагироваться от раздражения и посмотрите на ситуацию рационально: перед увольнением важно пообщаться с коллегами в неофициальной обстановке, чтобы оставить приятные впечатления перед уходом. Сделать это несложно. Угостите коллег пиццей на прощание, лично обменяйтесь контактами с теми сотрудниками, которые вам приятны или могут быть полезны, напишите последнее письмо с благодарностями за работу бок о бок и призывом не терять связь. На собеседовании вас обязательно спросят о причинах увольнения, а после могут проверить рекомендации, поэтому чем больше контактов удастся сохранить, тем лучше для карьеры.
2. Завершить дела
«По возможности завершите все проекты и постарайтесь передать все дела преемнику, если такой есть, или руководителю, — советует HR-менеджер Нина Леонидис. — Во-первых, это профессионально, во-вторых, поможет избежать лишних конфликтов».
В-третьих, вы оставите о себе добрую память, что очень важно для деловой репутации. Профессиональный мир и в больших городах очень узкий, что уж говорить о маленьких, и если вы бросите коллег на бегу, однажды это может вам аукнуться, даже если сейчас у вас новая работа «в кармане» и кажется, что на покидаемом месте «хоть трава не расти.
А еще уходить достойно — это по-взрослому. Как бы ни складывались ваши отношения с коллективом, у вас были клиенты, проекты и дела, которые не должны зависнуть в вакууме с вашим уходом».
Возможно, вы и сами попадали в ситуации, когда приходится долго вникать в дела уволившегося сотрудника. Поэтому, уходя из компании, действуйте как в песне группы «Звери» — уходите красиво.
3. Позаботиться о резюме
Обновите резюме на hh.ru заранее, а не в последний день работы. Эксперты говорят, что поиск нового места в среднем занимает от одного до шести месяцев: можно сократить его хотя бы на пару недель, если начать поиск в день, когда вы написали заявление.
На старой работе будет время порыться в почте, вспомнить самые интересные проекты и найти точную информацию о достижениях. Обратите внимание на эти три пункта:
4. Сделать выводы
Многие исследования подтверждают, что современный человек склонен к негативизму: удивительно, но неприятные события трогают нас гораздо сильнее, чем приятные, и оказывают большее влияние на личность. Поэтому мы стремимся как можно меньше думать о том, что считаем «плохим» — например, о неприятном увольнении.
Однако нельзя просто вычеркнуть негативный опыт в надежде, что на новом месте будет лучше. Увы, если не сделать выводов, не будет. Также не будет и мотивации, которая необходима в новой компании.
Поэтому обязательно разберите не только минусы, но и плюсы работы, прежде чем уволиться окончательно. Это поможет справиться с эмоциями и более избирательно подойти к поиску нового места.
Минусы
Сформулируйте минусы не как жалобы, а как важные для себя пункты, с которыми вы не хотели бы столкнуться в новой компании. К примеру, сейчас не хватает прозрачности процессов, коммуникаций с отделом продаж, системы нематериальной мотивации или полиса ДМС: эти ориентиры помогут в поиске.
Плюсы
Наверняка вы уносите много ценного с собой как специалист. Задайте себе вопросы: какие навыки вы приобрели на текущем месте? Что нового узнали? Расширился ли ваш круг знакомств благодаря работе? Что помогало вам продвигаться по службе? С какими трудностями научились справляться? Насколько увеличилось ваше портфолио? Ответы помогут почувствовать себя увереннее.
Пожелания к новой работе
На контрасте с текущими делами будет проще услышать свои желания. В каком направлении вы хотели бы развиваться как профессионал? Какими проектами было бы интересно заниматься? Каких возможностей ждете от компании: наставничество, обучение, индивидуальный план развития и роста? Какие у вас есть пожелания по графику и рабочему месту? В какой команде и с каким руководителем вам хотелось бы работать? Как должно строиться взаимодействие между вами?
Когда для вас прояснятся эти вопросы, можно смело откликаться на вакансии. И обязательно позаботьтесь о себе, прежде чем оказаться в новой компании.
«Будет здорово, если у вас будет хотя бы неделя перерыва перед выходом на новую работу, — добавляет Нина Леонидис. — Постарайтесь договориться об этом с новым работодателем. Помните, полноценный отпуск будет только через полгода, первые три месяца вы, скорее всего, будете полностью поглощены новыми задачами, и эта неделя поможет сделать домашние дела или просто отдохнуть, настроиться на новую деятельность».
Почувствовали, что хотите уволиться, но не можете определиться с тем, куда двигаться дальше? Профориентация может помочь: пройдите тестирование, узнайте о своих сильных сторонах и прикрепите результаты к резюме, чтобы выглядеть более убедительно для нового работодателя.
Увольнение «по собственному» и контроффер: что не так в этом сценарии?
Вы приходите к руководству с заявлением об увольнении и говорите, что нашли работу получше. Там зарплата больше или должность выше (а здесь вы годами тщетно ждете повышения), задачи интереснее. Возможно, вас так просто не отпустят и сделают встречное предложение, так называемый контроффер — пересмотрят зарплату, должность, разнообразят функционал. Или предложат еще какие-то «плюшки».
Логика простая: «торг уместен», если руководство не хочет терять ценного сотрудника и подсчитало, какими рисками, проблемами и денежными потерями может обернуться его уход, если замену найти не так-то просто.
Уверенные в своей сверхценности сотрудники иногда откровенно используют заявление об увольнении как инструмент шантажа, чтобы добиться своего. Некоторые даже проделывают такой фокус регулярно. А тот, кто чувствует себя недооцененным, может в обиде написать заявление об увольнении не в попытке манипуляции, но втайне надеясь на предложение остаться («Ну теперь-то они поймут!»). Но и в том и в другом случае ожидания оправдываются не всегда.
И дело тут не только в вашей ценности для компании. Можно быть суперценным сотрудником, но так и не дождаться предложения остаться на улучшенных условиях. Еще одна неприятная истина: можно получить фантастически привлекательный контроффер, а через несколько месяцев вдруг услышать обратное предложение — уйти по-хорошему. Почему?
Почему отношение к контрофферам неоднозначное
Есть тип руководителей, которые исповедуют принцип «Решил уйти — скатертью дорога, незаменимых нет». И искренне считают даже мысль об увольнении предательством. Но мы сейчас не об этом, а о рациональном подходе.
Рациональный подход основан на фактах. А факты таковы, что из тех, кто принимает контрпредложения, 30–50% всё равно покидают компанию в течение года (цифры в разных исследованиях отличаются, но в любом случае это существенная доля). И HR-специалисты об этом прекрасно знают. Объяснение простое: обычно человек не решает уволиться одномоментно — причины копятся постепенно. И даже если он говорит, что уходит просто на более высокую зарплату, истинная причина может заключаться не столько в деньгах, сколько, например, в неприязни к начальнику или в неверии в перспективы компании, в ценность ее продукта или в мечте сделать яркую карьеру, которая в рамках этой компании невозможна.
По данным hh.ru, именно сотрудник, а не работодатель чаще становится инициатором увольнения — 52% против 11%. В числе главных причин ухода участники опроса, кроме недовольства зарплатой и бонусами, называют:
Если не устраивает только зарплата
Ситуация «всё отлично, вот только зарплата маленькая», на первый взгляд, самая простая: достаточно повысить вознаграждение — и проблема решена. В некоторых компаниях действительно «забывают» следить за рыночным уровнем зарплат, и только попытки бегства ключевых сотрудников заставляют работодателей спохватиться.
Во-первых, не всегда работодатель имеет возможность поднять зарплату выше рынка, даже если и рад бы это сделать.
Во-вторых, такие истории обычно не остаются в секрете от остальных сотрудников — и это разрушительный пример: обида («Чем он лучше меня?», «А что, так можно было?»), чувство недооцененности, зависть, попытки аналогичного шантажа могут разрушить команду. И этот риск, с точки зрения руководства, вполне может перевесить риск потери хорошего специалиста в вашем лице.
В-третьих, работодатели опасаются, что одной такой попыткой сотрудник не ограничится: ведь если получилось так выбить прибавку один раз, почему бы не попробовать снова? Не говоря уже о том, что тех, чья мотивация исключительно материальная, в принципе не считают надежными.
Если дело не в зарплате или не только в ней
Чаще бывают ситуации, когда не устраивает и зарплата, и что-то еще. В таком случае повышение дохода может удержать на какое-то время, но, поскольку вторая проблема не решена, вы, скорее всего, по-прежнему будете тяготиться и присматривать другие варианты. Работодатели это понимают.
Но бывает и так, что руководитель не может или не видит необходимости что-то изменить ради удержания одного ценного сотрудника — и проще понести связанные с его увольнением риски и потери, чем менять ради него всю систему. Например, вряд ли стоит ждать, что ради вашего удержания уволят вашего шефа, с которым у вас натянутые отношения, но вот предложение перейти в другое подразделение к другому руководителю — вполне вероятно.
Так что сделают вам контрпредложение или нет, зависит от нескольких условий. Как минимум сначала будет попытка выяснить вашу истинную причину ухода.
Не всякому «шоколадному» контрофферу стоит радоваться как победе: особенно, если вы ведете не совсем чистую игру. Посмотрим, в каких случаях стоит ждать встречного предложения, и какими они бывают.
Ваше увольнение — катастрофа для рабочих процессов
Это история не просто про высокий уровень профессионализма и хорошее знание нюансов работы в конкретной компании. Всё это, безусловно, весомые преимущества, но они еще не означают незаменимости. Правда такова, что руководство не всегда в курсе мельчайших деталей работы своих подчиненных — ваш шеф может даже не догадываться о том, насколько вы уникальный специалист и что с вашим функционалом, кроме вас, на достойном уровне вряд ли кто-то справится. Или ваше направление работы, при всей его уникальности, может не казаться руководствоу таким уж принципиально важным для компании в целом, чтобы пойти, например, на существенное повышение зарплаты.
Для ощущения того, что ваш уход — катастрофа, нужны два условия:
Например, вы руководитель разработки технически сложного продукта, в этот проект вложен очень серьезный бюджет и на него сделана ставка развития всего бизнеса. У вашего преемника несколько месяцев ушло бы только на то, чтобы вникнуть во все детали с нуля, и поэтому из-за вашего ухода запуск продукта пришлось бы надолго отложить. При этом разобраться во всех деталях можно только с вашей помощью — кроме вас, все знакомы с проектом лишь фрагментарно.
Или, допустим, вы редкий специалист в консалтинговой компании — звезда, на которую идет большинство ключевых клиентов. Работодатель понимает, что с вашим уходом потеряет их, и знает, что специалисты такого же уровня, как вы, — большая редкость.
В подобных случаях вас постараются удержать или хотя бы договориться об отсрочке, чтобы подобрать вам замену или спешно подготовить преемника внутри команды и обстоятельно ввести его в курс дела с вашей же помощью. Разумеется, на взаимовыгодных условиях (например, вам могут предложить крупные премиальные).
У вас в руках связи или драгоценная информация
Например, на вас завязано общение со всеми крупнейшими клиентами и партнерами — они привыкли контактировать через вас, только вы знаете, как найти подход к каждому из них, и только у вас полная база контактов. Так исторически сложилось, и у руководства до сих пор не дошли руки это изменить.
Или вы владеете ценной коммерческой информацией, а о должной юридической защите работодатель вовремя не позаботился. Один тот факт, что информация может уплыть к конкурентам, сам по себе — угроза.
Стоит ли говорить, что попытка манипулировать такими фактами ради достижения своих целей приведет к тому, что вас будут считать не только незаменимым, но и опасным членом команды? А значит, если и попытаются удержать на заманчивых условиях, то вряд ли надолго — скорее всего, лишь на время, чтобы передать ключевые процессы от вас другим сотрудникам и как следует защитить информацию.
Нужно уладить конфликт и не выносить сор из избы
Сотрудник, который увольняется на эмоциях, в результате конфликта, может навредить репутации компании, если вынесет историю в публичное пространство. Особенно если он занимался ключевыми вопросами и знает все слабые места.
Тут контроффер может стать одним из способов снизить накал эмоций и удержать человека хотя бы на время с тем, чтобы потом отпустить уже в спокойном, «штатном» режиме.
Удержать дешевле и проще, чем искать замену
Затраты на подбор и адаптацию нового сотрудника — это издержки, которые работодатель включает в стоимость любого увольнения. Например, размещение вакансий и доступ к базе резюме на hh.ru для работодателей — платная услуга. Подбор через кадровые агентства и сторонних рекрутеров — тоже. И чем более редкого специалиста нужно найти, чем более сжатые сроки на закрытие вакансии (далеко не всякого профессионала можно найти за пару недель), тем дороже обойдется поиск. Не говоря уже о том, что первое время новичок будет работать не так эффективно, как опытный сотрудник, знакомый со всеми деталями.
Поэтому в интересах работодателя разобраться в причинах вашего желания уволиться и посчитать, что обойдется ему дороже — удержать вас или искать и растить нового специалиста.
Если вы перспективный сотрудник, у компании на вас виды в смысле дальнейшего развития, она тем более заинтересована вас сохранить. Современные продвинутые работодатели формируют кадровые резервы из высокоэффективных сотрудников. И стараются договориться с ними о вариантах развития внутри компании еще до того, как кто-то соберется уйти. Если человек получил соблазнительное предложение на стороне, с ним тоже могут попытаться договориться — но, конечно, только когда есть что ему предложить.
Например, вы уходите потому, что вам не хватает интересных задач и профессионального развития — вопрос в том, можно ли перестроить ваш функционал здесь в ближайшее время. Возможно, для этого вам предложат не мгновенное, а постепенное, пошаговое решение. Или если вас не устраивает система мотивации (она кажется несправедливой) — это тоже вполне решаемый вопрос у заинтересованного в вас работодателя.
Когда не стоит рассчитывать на контроффер
Если вы хотите кардинально поменять сферу или профиль работы или осуществить мечту о собственном бизнесе, скорее всего, вас не станут отговаривать от перемен.
Также встречное предложение маловероятно, если компания никак не способна повлиять на те процессы или ситуации, которые стали причиной вашего увольнения. Например, вас в чем-то не устраивает политика компании или вы считаете неэффективными ключевые процессы, но руководитель не может или не хочет изменить положение дел.
Но в этих случаях компания может быть заинтересована удержать вас на какой-то период — для спокойной передачи дел. Это повод обсудить увольнение с особыми условиями, если на новом месте вас готовы подождать чуть подольше. Или договориться о временном совместительстве — на период передачи дел.
Главное — взвешенный подход
Шантаж увольнением ради того, чтоб добиться своих целей, сомнительная стратегия. Есть риск, что это охарактеризует вас в глазах работодателя определенным образом. Может быть, вы и получите от руководства заманчивое предложение, но не факт, что будете радоваться новым условиям долго. Кроме того, такая тактика, дав сиюминутный эффект, в будущем может обернуться плохими рекомендациями. Лучше найти возможность откровенно поговорить с руководителем и HR-специалистом о том, что вас не устраивает в работе, до того, как выкладывать заявление на стол. Они и так прекрасно поймут, что могут вас потерять, но вы настроены на диалог. Такая честная и открытая позиция вызывает уважение, в отличие от ультиматума «Или вы решаете мою проблему, или через две недели меня здесь не будет».
Если же у вас на руках действительно уже есть предложение от другого работодателя, а от нынешнего вдруг поступает более соблазнительный контроффер — тщательно взвешивайте за и против. Главное, помнить про истинные причины своего желания уволиться (в этом смысле работодатель готов поменять что-то к лучшему?) и зафиксировать договоренности.