Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:
Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:
В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:
Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.
Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.
Хмурой осенью туман может стелит ь ся подолгу на дороге.
Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.
Озорник боится признат ь ся матери в шалости.
В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:
Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.
Нам уже начинает нравиться наше путешествие.
Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.
Мне хочется возвратиться поскорее домой.
Эти знания должны пригодиться мне в будущем.
Мне хочется стремиться к лучшему результату.
Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.
Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.
Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:
Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.
Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;
Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».
К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.
Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.
От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».
Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:
ТЬСЯ (что делать? что сделать?)
ТСЯ (что делает? что сделает?)
1. Я люблю заботиться о животных;
2. Обливаться холодной водой — значит закаляться;
3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;
4. Он перестал меня слушаться;
5. На небе начали проявляться звезды.
1. Она с удовольствием заботится о животных;
2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;
3. Он поклонится в конце выступления;
4. Надя слушается маму и папу;
5. На небе скоро проявятся звезды.
Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.
Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.
Поэтому важно учесть следующие правила:
когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;
у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».
Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:
«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;
«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».
В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.
Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:
«Не годится ей молодиться»;
«Ему приходится мириться с новым начальством».
Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:
Не стоит боя… перемен.
Не могу реши… выйти к доске.
Дамы и господа, концерт продолжае…
Ей нужно верну… домой к вечеру.
Он идет, все, спряч… за диван!
Обуча… нужно смолоду.
Прекратите шепта… за моей спиной!
Земля скоро покрое… снегом.
У него дело из рук вали.
Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.
Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).
Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.
P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!
Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.
На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».
Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.
Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».
В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».
И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:
«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».
Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:
Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.
А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.
Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.
Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.
Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце.
Правило:
Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.
Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?».
Дочка учи тся в институте.
( Она ) дочка ( что делает? ) учи тся в институте.
Товар появи тся в магазине завтра.
( Он ) товар ( что сделает? ) появи тся в магазине завтра.
Дети радую тся новым игрушкам.
( Они ) дети ( что делают? ) радую тся новым игрушкам.
Сегодня мама собирае тся занимат ься приготовлением нового салата.
Сегодня ( она ) мама ( что делает? ) собирае тся ( что делать? ) занима ться приготовлением нового салата.
Друзья решили встрети ться вечером в кафе.
( Они ) друзья решили ( что сделать? ) встрети ться вечером в кафе.
Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться.
Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:
Ему приходи тся мири ться с новым начальством.
( Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего ) ему приходи тся ( что делать? ) мирит ься с новым начальством.
Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.
Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.
Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.
Вывод:
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как узнать как пишется ться или тся, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как узнать как пишется ться или тся", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.