сочинение на тему » Как сложилась дальнейшая судьба Дуни?» сочинение на тему » Как сложилась дальнейшая судьба Дуни?»
Самсон Вырин уверен, что дочь ждет неминуемое несчастье,
что Минский “подержит и бросит” Дуню.
Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям,
поддерживает Вырина в его убеждении (она обязательно плохо кончит)
Понимает он что Дуня сейчас счастлива, поэтому и возвращается из
Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна
для него навсегда, и не хочет в это верить.
Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.
А Дуня, живет в богатстве и роскоши, и даже весточки не прислалает своему страдающему от тоски и одиночества отцу.
Может, девушка хотела позабыть о прошлой жизни?
Или Минский, за которого она вышла замуж, запрещал ей?
Мы этого никогда не узнаем.
Однако связь Дуни с отцом, вероятно, была слишком велика,
потому что спустя годы, молодая барыня все-таки приехала в
родные места. Но было уже поздно, потому что Самсон Вырин умер.
Есенин называл её Дунькой.
Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе» (фр. Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!). Согласно другим источникам, она сказала «Я иду к любви» (Je vais à l’amour) — подразумевая водителя, а версию со славой выдумала из соображений этического характера её приятельница Мэри Дести, к которой были обращены эти слова.
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Васян Коваль
Напишите рассказ-продолжение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни» из повести *Станционный смотритель*
Лучший ответ:
Пармезан Черница
Дуня – молодая девушка, дочь станционного смотрителя. У нее рано умерла мать, и она была вынуждена принять скромное хозяйство в доме Самсона Вырина. Она была хозяйкой на все руки – могла и готовить, и прибраться. Отец не мог нарадоваться, глядя на свою домовитую, умную красавицу – дочь.
Она была очень приветлива и умела угодить и отцу, и всем гостям. Но однажды на почтовой станции появляется ротмистр Минский. Ему не могла не понравится красавица Дуня. Минский притворяется больным, входит в доверие к Самсону Вырину, и, обманным путем, увозит Дуню от отца в Петербург. На протяжении нескольких лет от нее нет ни одной весточки отцу.
Вырин пешком идет в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери, волнуется за нее. Но Минский его даже и порог не пускает. Хотя Вырин и узнает, что дочь его жива и богата, он все равно тревожится за нее, а она видимо совсем забыла о старике в своей благополучной жизни. Дуня приехала на родину, но поздно, когда отец умер. Она чувствует себя виноватой, но ничего уже изменить не может. Ей так и придется жить с камнем на сердце.
Ее судьбу вряд ли можно назвать счастливой, хотя детство она провела в доме любящего отца, а затем жила в роскоши и благополучии в доме Минского. Скорее это драматическая судьба, так ее всю жизнь будет мучить совесть и то, что она даже не простилась со стариком-отцом перед смертью.
Драматизм судьбы Дуни в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”
Образ Дуни из повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”
«Станционный смотритель» – одна из повестей Белкина, изложенных А.С. Пушкиным. Это произведение, как и большинство литературных творений великого русского поэта, написано емким, сжатым языком. В небольшой повести Пушкин вместил несколько лет, взяв из них только самые важные моменты.
На одной из станций в N-ской губернии, через которую проезжал герой, рассказавший эту повесть, служил некий вдовец. Но у него была четырнадцатилетняя дочка.
Когда она вышла из каморки, первое, на что обратил внимание наш рассказчик, это необыкновенная красота девочки.
Отец ее, смотритель станции, гордился дочерью и удовольствием говорил о том, какая она «разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».
На этой девочке держалась станция. Своим взглядом она могла погасить гнев недовольных проезжающих, которые при ней начинали говорить тише и спокойнее. Девочка была хозяйственная, держала в чистоте дом, где они жили, и помогала отцу. Очень быстро приготовила самовар, и наш путник вместе с хозяевами успел перед отъездом выпить горячего дымящегося чаю.
Дуня была в том возрасте, когда почти все девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Маленькая кокетка уже понимала, какое действие она производит на мужчин. Уезжающему молодому чиновнику она позволила поцеловать себя.
Через несколько лет, когда он вновь проезжал через эту губернию, он снова завернул на станцию, чтобы увидеть смотрителя и Дуню. Но девушки на станции уже не было. Наш путник узнал, что Дуня понравилась проезжавшему гусару, и тот притворился больным, чтобы только задержаться в доме смотрителя. Дуня ухаживала за ним.
А через три дня, когда девушка собралась идти в церковь, поправившийся гусар должен был уезжать со станции. Он предложил Дуне подвезти ее до церкви, но, по сути, украл ее.
Девочка очень любила своего отца, и конечно переживала за него, но новая жизнь, неведомая роскошь, которую успел посулить ей гусар, чувство любви к молодому человеку, затмили ее сознание.
Поэтому, как рассказал ямщик, «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
Дуня полюбила гусара, поручика Минского, и, судя по всему, тот, не сразу, но женился на ней. Однажды, через несколько лет, Дуня приехала в родное село, где когда-то жил отец.
Может быть, она хотела забрать его к себе, может быть, приехала только навестить и помочь материально, этого читатель никогда не узнает. Мы знаем только, что у Дуни было доброе и чуткое сердце. И слезы на могиле отца были искренние от души.
Она опоздала позаботиться о живом. И потому дала деньги священнику, чтобы тот позаботился о душе ее покойного родителя.
Читатель не может осуждать ее за то, что она покинула отца. Как говорят в народе, сын глядит в дом, а дочь глядит вон.
Сочинение на тему история дуни история блудной дочери
О Пушкине писали много, говорили еще больше. Квинтэссенцию этих разговоров заключает в себе афоризм Аполлона Григорьева: «Пушкин — наше всё». Афоризм этот имеет пояснение, которое хотелось бы привести: «Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего».Н.В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».Ф.М. Достоевский, напротив, указывал на всемирность пушкинского гения, его устремленность вовне, на то, что этот гений был способен явить русских миру: «Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание… Если бы жил он дольше, может быть, явил бы бессмертные и великие образы души русской, уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе, чем теперь, может быть, успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас, чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь еще смотрят».Пушкинская речь Ф.М. Достоевского, напомню, на некоторое время примирила западников со славянофилами, примирила две абсолютно противоположные силы на основе общего Пушкина. В.Ф. Одоевский в эмоциональном некрологе, посвященном смерти Пушкина, не зря назвал убитого «солнцем русской поэзии». Не лишне будет вспомнить в связи с этим слова Христа о том, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Матфей 5, 45). Пушкин, будучи «солнцем русской поэзии», у всех общий.Говорить о моем личном отношении к Пушкину непросто: естественно, как и всех русских детей, стихи и проза Пушкина сопровождали меня с раннего возраста и были настолько привычными, что выказывать дополнительное восхищение классическими стихами мне как-то и в голову не приходило. Случалось мне, как и большинству русских школьников, размышлять над стихами с цензурными многоточиями, подбирая из скудного лексикона матерных слов те, что рифмуются. Попала ко мне в свое время и задорно-неприличная сказка «Царь Никита и сорок его дочерей» (естественно, самиздатовская, а сейчас я с немалым удивлением обнаружил ее на Интернет-ресурсе «Детская электронная библиотека»). Читал я и возмутительно богохульную «Гавриилиаду», писанную, как утверждают биографы, в Великий пост, абсолютно нецензурную в царское время и никак не противоречившую советской цензуре. Я обижался на Пушкина за эту «гадость»(сам Пушкин именно так отзывался о ней в более зрелом возрасте), и прощал его за более поздние прекрасные творения — за поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина, например…В общем, мой Пушкин был не совсем памятником, но, тем не менее, близким к тому, и Лермонтова я ценил больше. Однако со временем, как это обычно и бывает, Пушкин в моем восприятии потеснил Лермонтова; с возрастом мне в гораздо большей степени открылось очарование пушкинской простоты и ясности, особенно сказавшееся в прозаических вещах. Да и о «Евгении Онегине» Лев Толстой говорил, высказывая высшую похвалу: «Как будто прозой написано», т.е. предельно ясно.Из пушкинской прозы для анализа я выберу одну из «Повестей Белкина», а именно «Станционного смотрителя».
Характеристика Дуни из повести «Станционный смотритель»
Дуня была единственной дочерью станционного смотрителя Самсона Вырина. Рассказчик описывает, что девушка была очень красивой. Прощаясь с девушкой, он спросил ее позволения поцеловать, она согласилась. Это говорит о том, что данная юная особа очень наивна и не понимает, что вольное обращение с мужчинами может довести ее до беды.
Дуня Вырина – простая наивная девушка, которая в мыслях мечтает, как и все молодые представительницы прекрасного пола, о большой и светлой любви.
Автор отмечает, что Дуня следит за хозяйством, содержит в идеальной чистоте избу. Это характеризует ее как отличную хозяйку. А еще она отличная дочь, ведь Дуня бесстрашно выбегала к самым сердитым проезжим, лишь бы они не обижали ее отца.
На стене рассказчик видит картинки с библейским сюжетом, посвященным злоключениям блудного сына.
Могла ли представить себе девушка, что это она, Авдотья Вырина, может в один миг из преданной дочери превратиться в дочь … блудную.
А всему виной любовь! Молодой гусар Минский покорился красотой девушки, да и сам он импонировал ей. Дуня сначала, наверное, не догадалась, что молодой человек хочет ее похитить, но все же, вероятно, согласилась.
Она не подумала о чувствах своего бедного отца. По пути в Петербург, однако, она плакала, так рассказал Вырину везший молодую пару ямщик, однако он заметил, что девушка ехала по своей охоте.
Дуня непременно знала, что ее отец броситься ее искать, но думала ли она об этом, находясь в любовной эйфории! Все ее сердце занял молодой гусар, вытеснив воспоминания об отце. С одной стороны, девушку можно понять, так как она по-настоящему влюбилась в этого красивого юношу, да и любовь оказалась взаимной, а с другой – нет, она предала отца.
Возможно, она и не знала, что Минский, пытаясь избавиться от назойливого отца, просто-напросто откупился, дав Вырину деньги. А может, молодой гусар рассказал об этом случае, а девушка и вовсе захотела забыть об этом инциденте.
Однако встреча с Самсоном стала для Дуни потрясением, она даже лишилась чувств, Минский же поспешил выгнать старика из дому, не дав ему поговорить с дочерью.
Блудная дочь опомнилась, когда у нее были уже свои собственные дети, однако она слишком поздно приехала каяться к родителю, того уже не было в живых. Авдотья долго плакала, упав на могилу Самсона, но уже ничего нельзя было изменить.
Авдотья Самсоновна Вырина представляется читателю в виде наивной романтичной особы, для которой семейные ценности ничего не значат по сравнению с любовными чувствами. Она предала отца, пытаясь построить свое личное счастье, за что судьба и покарала девушку: отец мертв, а она так и не смогла попросить у него прощения.
Характеристика Дуни Раскольниковой
Несмотря на молодость, Дуня была гордой и образованной. Она работала гувернанткой, пытаясь обеспечить себя, а также помочь матери и брату. Хотя ее материальное положение было очень плохим, она не отчаивалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела настоящей красавицей.
Дуня знала себе цену и не могла бы по собственному желанию выйти за не любимого человека. однако состояние семьи было настолько бедственным, что ей приходится принимать ухаживания Лужина. Она признается, что позарилась на деньги, но утверждает, что никогда бы не вышла замуж за непорядочного человека. Позже, когда Лужин оклеветал Соню Мармеладову и Родиона, Дуня оказалась не в состоянии терпеть этого человека и отказала ему.
Друг Родиона Разумихин восхищается Авдотьей, считает ее самой чистой и одухотворенной натурой, способной принести себя в жертву ради брата. Даже ее бедное платье и скромные наряды кажутся ему идеальными, а Авдотья в них – прекрасным созданием.
Дуня Раскольникова – самоотверженная женщина, готовая пожертвовать своим счастьем ради близких.
«Доктор Живаго» анализ произведения Пастернака – проблемы, история создания, жанровое своеобразие, смысл названия романа
Поступок и судьба Дуни («Станционный смотритель»)
В этой связи я хочу напомнить мудрые, но до сих пор не оцененные слова сатирика Щедрина о коренном свойстве человеческой натуры и высоком долге искусства.
«Это свойство расцветать и ободряться под лучами солнца, как бы ни были они слабы, доказывает, что для всех вообще людей свет представляет нечто желанное.
«В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресла, как наездница на своем английском седле.
Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» — спросила она, не подымая головы.
Он все молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову и с криком упала на ковер».
Дуня станционный смотритель
Дуня — дочь бедного станционного смотрителя Самсона Вырина. Разумеется, характеристика Дуни из «Станционного смотрителя» уже совсем другая, нежели в первую встречу автора с Выриным. Образ и тема «маленького человека».
Дуня — красивая 14-летняя девочка. Мать Дуни умерла. Дуня — хозяйственная, трудолюбивая девушка. Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие.
Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает.
Дуня — кокетливая девушка. Дуня сбегает из дома с проезжим гусаром Минским. Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово.
Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния.
Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. У нее рано умерла мать, и она была вынуждена принять скромное хозяйство в доме Самсона Вырина. Ему не могла не понравится красавица Дуня.
Минский притворяется больным, входит в доверие к Самсону Вырину, и, обманным путем, увозит Дуню от отца в Петербург. На протяжении нескольких лет от нее нет ни одной весточки отцу. Вырин пешком идет в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери, волнуется за нее.
Но Минский его даже и порог не пускает.
Сочинение про Дуню
В произведении Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” можно увидеть огромное количество героев, большое разнообразие их характеров и образов. Образ Дуни является одним из самых ярких, несмотря на то, что данная героиня представляет собой второстепенного персонажа.
Дуня, полное имя Авдотья Романовна, — младшая сестра Родиона Раскольникова, ей чуть больше 20 лет. Она была достаточно умной и образованной девушкой. Внешность Дуни привлекала мужчин, она была красивой, грациозной, стройной, с глубокими черными глазами, самоуверенная, храбрая и разумная. Несмотря на все это, девушка вынуждена помогать своей семье, зарабатывать деньги, работая гувернанткой в домах богатых людей.
В одном из таких домов женатый Свидригайлов начал оказывать Дуне знаки внимания, обман заманил ее в спальню, после чего девушка чуть было не стрельнула в мужчину. После данного инцидента Дуня покинула дом Свидригайловых и подверглась унижению со стороны его жены. Репутация девушки была испорчена, поэтому она принимает решение выйти замуж за богатого и влиятельного Лужина, который смог бы не только обеспечит жизнь Дуни и ее матери, но и помог бы найти работу любимому брату, Родиону. Но на самом деле Лужину нужна от Дуни только ее беспомощность и бедное положение, благодаря которому она не будет ничего требовать от него. Она готова идти на самопожертвование ради других, близких и родных ей людей, у нее по-настоящему широкая и добрая душа. Дуня очень сильно любит своего брата, готова пойти на все ради него.
Из-за Раскольникова, который смог убедить сестру, что ее жених — подлец и гнилой человек, что брак с ним — значит продать себя за деньги, свадьба с Лужиным не состоялась, и Дуня выходит замуж за Разумихина, близкого друга Родиона, но уже по любви. Разумихин обещает заботиться не только о своей жене, но и о ее матери.
Дуня в данном произведении входит в общество униженных и оскорбленных: униженная женой Свидригайлова, униженная собой, оскорбленная обществом, но несмотря на это, образ Дуни в данном произведении Ф. Достоевского один из самых чистых, добрых, великодушных и самоотверженных.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Зои Берёзкиной↑ ДругиеХарактеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского →
Драматизм судьбы Дуни в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”
Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным в 1830 году, произвела на меня неоднозначное впечатление. Особенно меня заинтересовала и заставила задуматься судьба Дуни, дочки станционного смотрителя Самсона Вырина.
Столько лет дочь прожила вместе с отцом, помогала ему в его сложной работе, да и просто была для него огоньком в его серой жизни.
Но в жизни с отцом у Дуняши не было никаких перспектив. Её ждала бы такая же скучная и унылая жизнь, какая была у Самсона.
И вот внезапно ротмистр Минский открыл перед ней множество перспектив – его любовь, его связи, роскошная жизнь, счастливая семья… Что еще нужно для счастья молодой девушке? И Дуняша поверила ему.
Видимо, в силу своего юного возраста Дуня не сомневалась в правдивости его слов и согласилась на его предложение уехать вместе с ним. Ведьдевушка серьезно рисковала – гусар мог её обмануть, соблазнить и бросить.
На протяжении всей повести писатель томит читателя вопросом – женился ли Минский на Дуне или она стала простой содержанкой. В конце повести так же нет ответа на этот вопрос. Известно лишь, что у Дуни трое детей и живет она с детьми в роскоши. Хочется надеяться, что в жизни Дуняши все сложилось так, как ей и мечталось тогда, покидая родной дом с ротмистром Минским.
Только вот не ясно, за что и почему так не красиво Дуня поступила с родным отцом Самсоном Выриным. Ведь, по сути, она сбежала из родного дома, не предупредив отца, и навсегда вычеркнула его из своей жизни….
Возможно, она и хотела встречи с отцом, но Минский был против этой затеи (вспомнил, как он выгонял Самсона, пытался от него откупиться). В финале повести она приезжает навестить отца, возможно, просить прощения у него за тот опрометчивый поступок, познакомить его с внуками, но она опоздала.
Старик давно спился от горя и умер. Вместо встречи с отцом Дуня смогла только посетить его убогую могилку.
Этот приезд Авдотьи Самсоновны наталкивает на мысль, что Дуня все же помнила все эти годы о своем покинутом отце, сожалела об этом поступке. Но что ей мешало приехать к нему раньше? Её стыд перед ним или запрет ротмистра Минского, её возможного супруга?
Жизненная драма жизни Дуни состоит в том, что рискнув всем ради счастливой жизни, она фактически «украла» это счастье у своего отца. Последние годы своей жизни он провел одиноко и уныло, в постоянных тревогах и переживаниях о своей любимой дочери. И, в конце концов, она осознала это, когда изменить что-то уже было поздно. И эта боль осталась с ней…
(4 votes, average: 4.00
Сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным.
Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.
Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой.
сочинение на тему » Как сложилась дальнейшая судьба Дуни?» сочинение на тему » Как сложилась дальнейшая судьба Дуни?»
Самсон Вырин уверен, что дочь ждет неминуемое несчастье,
что Минский “подержит и бросит” Дуню.
Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям,
поддерживает Вырина в его убеждении (она обязательно плохо кончит)
Понимает он что Дуня сейчас счастлива, поэтому и возвращается из
Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна
для него навсегда, и не хочет в это верить.
Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.
А Дуня, живет в богатстве и роскоши, и даже весточки не прислалает своему страдающему от тоски и одиночества отцу.
Может, девушка хотела позабыть о прошлой жизни?
Или Минский, за которого она вышла замуж, запрещал ей?
Мы этого никогда не узнаем.
Однако связь Дуни с отцом, вероятно, была слишком велика,
потому что спустя годы, молодая барыня все-таки приехала в
родные места. Но было уже поздно, потому что Самсон Вырин умер.
Есенин называл её Дунькой.
Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе» (фр. Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!). Согласно другим источникам, она сказала «Я иду к любви» (Je vais à l’amour) — подразумевая водителя, а версию со славой выдумала из соображений этического характера её приятельница Мэри Дести, к которой были обращены эти слова.
Поступок и судьба Дуни (“Станционный смотритель”)
Сложно и драматично сложилась судьба Дуни (“Станционный смотритель”). Она тоже совершает побег. Этот поступок сразу поднимает в наших глазах “разумную”, неопытную Дуню. Она еще только вступает в жизнь, но уже начинает догадываться, что ее ожидает.
Поступок Дуни воистину отважен вспомним, что говорил Самсон Вырин о тех, кто, как его дочь, убегал из дома: “Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою”.
Поступок Дуни и дерзок, и чреват великой бедой, и одновременно прекрасен. Дуня поверила своей натуре. Она не хочет считаться с социальным запретом
Потому Дуня не похожа на карамзинскую бедную Лизу – она бросает вызов тем, кто устанавливает эти запреты, она борется за свое счастье. К отважному и решительному поступку Дуня подготовлена вольной жизнью в доме отца. Никто не докучал ей поучениями, не извращал ее чувств веками созданной моралью покорного подчинения воле божьей. Она жила, руководствуясь умом и сердцем.
А была она умна, сметлива, “безо всякой робости”. Естественность и чистота чувств Дуни вызывали симпатию к ней у всех, кто встречал ее. Был покорен этим и Минский. В Петербурге, добившись своей цели, Дуня расцветает.
Как всегда лаконична, но глубоко содержательна сцена, которую подсматривает Самсон Вырин, обманно проникнув в квартиру дочери. Дуня счастлива! Упоена счастьем, ею самой завоеванным.
“В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресла, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель!
Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. “Кто там?” – спросила она, не подымая головы. Он все молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову и с криком упала на ковер”.
Психологизм Пушкина аскетичен. Писатель не раскрывает психологических переживаний, не показывает изнутри борения страстей и мыслей своих героев. Пушкин всегда знакомит нас с результатами душевной бури, которая выплескивается наружу и застывает в жесте, мимике, движении.
Счастливая Дуня, увидев отца, падает без сознания – такова сила испытанного ею пронзительного чувства своей вины перед отцом.
Жизнь Дуни предстает в своем не идиллическом, а драматическом облике. Естественное ее стремление к счастью искажается социальными условиями общества. Оно, это общество, в которое она вошла благодаря энергии и борьбе, навязывает ей свою мораль, заставляет быть душевно черствой, жесткой, эгоистичной.
Охраняя хрупкое свое счастье, она должна была предать отца, оставить его, одинокого и горюющего. Но чувство вины, испытываемое ею перед отцом, – яркое свидетельство того, что еще жива ее чистая душа, не все чувства извратило в ней общество. Пушкин обвиняет и судит общество, преступно требовавшее как плату за отвоеванное счастье отречение от отца только потому, что он маленький чиновник, бедный человек, не имеющий дворянского звания…
Повесть, посвященная Самсону Вырину, заканчивается сценой новой встречи читателей с Дуней. Она приезжает в родные места. Приехала она, по словам деревенского мальчика, “в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: “Сидите смирно, а я схожу на кладбище”.
Из коротенького сообщения о приезде мы узнаем поразительно много о жизни Дуни в Петербурге после того случая, когда отец любовался счастливой и прекрасной дочерью. Становится ясным, что Минский сдержал слово, данное Вырину: “не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово”. Она стала матерью троих детей.
Она настояла на свидании с отцом. И поехала не одна, а с детьми, чтобы порадовать старика внуками. Нет, не убило общество душу Дуни. Продолжая сражаться за счастье, теперь уже своей семьи, она не отреклась от отца и, невзирая на запрет среды, вынашивала мысль о свидании с ним.
Так глубоко содержателен пушкинский лаконизм.
Свидание оказалось печальным и последним. Дуня пришла на могилу, “легла здесь и лежала долго”. И опять психологизм Пушкина (такой непривычный нам после Достоевского, Толстого и Чехова) оказался способным, несмотря на свой аскетизм, передать во всей сложности душевную жизнь Дуни, открыть нам глубоко страдающую женщину.
Здесь, на маленьком деревенском кладбище, по русскому обычаю, по-бабьи, она упала на дорогую могилу и винилась перед отцом за свое счастье.
Страдания Дуни были проявлением ее глубокой человечности, прошедшей через горькие испытания. Вина Дуни – невольная, она ей навязана новыми условиями ее существования. И все же ее судьба свидетельствовала, что человек может и в угнетающих его обстоятельствах, хотя и с поражениями – горькими и тяжелыми,- сражаться за свое счастье.
Мятежность Дуни и явилась залогом сохранения ее личности, ее человечности, ее счастья любви и материнства.
Мятежные натуры помогали Пушкину обнаружить в обыкновенном течении жизни, в обыкновенных людях спасительную искру, которая, разгораясь, поднимала человека к иной жизни, очищенной от повседневных унижений, к исповеданию гуманных норм человеческого общежития, способствовала его нравственному обновлению. В этом и состоял пафос реализма Пушкина – внушать человеку веру в себя, в свою природу, в свою возможность быть человеком и жить достойно.
Пушкинский реализм напоминал постоянно, что “жизнь есть радование, а не бессрочное страдание”, способствовал очищению человека от унижений. Тем самым Пушкин бесконечно обогащал русский критический реализм XIX века. Под пушкинским знаменем развивалось реалистическое творчество Гоголя, Лермонтова и Тургенева.
Вот почему 1830-е годы в русской литературе были Подлинно пушкинскими.