Ответы к § 39. Урок – практикум. Работа с картой. География, землеведение 5-6 класс, Климанова
Страница 165
Задание
Экспедицией были открыты Малые острова Северной Земли, Карское море.
Задания
1. В каком направлении от открытых экспедицией Татаринова островов находится ближайший обозначенный на карте населённый пункт? Как он называется?
Ближайший обозначенный на карте населённый пункт находится на юго – западе. Это город Салехард.
2. В каком направлении следовало двигаться шхуне «Святая Мария». чтобы достичь ближайшего мыса на побережье? Как называется этот мыс? Определите расстояние до него (в километрах).
Шхуне «Святая Мария» для того, чтобы достичь ближайшего мыса на побережье, нужно было двигаться на юго-восток. Мыс Челюскин. Расстояние до него 450 км.
3. Какое положение открытые острова занимают относительно островов Новая Земля; Новосибирских островов?
Открытые острова находятся южнее относительно островов Новая Земля и севернее Новосибирских островов.
4. В какой части Карского моря находятся открытые экспедицией острова?
Открытые экспедицией острова находятся в восточной части Карского моря.
Страница 166
Вопросы и задания для обобщения по разделу
1. Чем отличаются и чем похожи планы местности и географические карты?
Отличие плана местности от географической карты состоит в том, что на плане изображается маленькая местность с условными знаками, а на географической карте изображается большая территория, на которой нет условных знаков.
2. Подумайте, как должны отличаться друг от друга карты, предназначенные для использования рыболовами и строителями. Какие сведения, на ваш взгляд, они должны содержать?
Карты, предназначенные для строителей должны содержать особенности рельефа и водных объектов. Карты, предназначенные для рыболовов должны содержать разновидности рыб, обитающих в данных местах, температуру воды, направление течений и характер берега.
3. Напишите краткую памятку «Как пользоваться географической картой» для своих одноклассников.
Памятка «Как пользоваться географической картой»
1. Ознакомится с условными обозначениями карты. Рассмотреть предоставленные условные знаки и прочитать подписи.
2. Обратить внимание на масштаб карты.
3. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
У каждой школы свой двор, а значит и ответ у каждого будет свой. Пример плана:
Памятка «Как работать с картой»
Памятка «Как работать с картой»
1. Ознакомься с условными обозначениями карты – легендой карты. Рассмотри представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитай подписи.
2. Обрати внимание на несоразмерность знаков и масштабов карты (например, один-два всадника обозначают целое войско).
3. При работе с картой опирайтесь на знание природоведения и географии – изображение поверхности Земли, водоемов, границ государств.
4. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
5. Старайтесь понять какие современные государства расположены на исторической карте если вам нужно показать те объекты, которые сейчас уже не существуют.
Памятка «Как работать с картой»
1. Ознакомься с условными обозначениями карты – легендой карты. Рассмотри представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитай подписи.
2. Обрати внимание на несоразмерность знаков и масштабов карты (например, один-два всадника обозначают целое войско).
3. При работе с картой опирайтесь на знание природоведения и географии – изображение поверхности Земли, водоемов, границ государств.
4. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
5. Старайтесь понять какие современные государства расположены на исторической карте если вам нужно показать те объекты, которые сейчас уже не существуют.
Памятка «Как работать с картой»
1. Ознакомься с условными обозначениями карты – легендой карты. Рассмотри представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитай подписи.
2. Обрати внимание на несоразмерность знаков и масштабов карты (например, один-два всадника обозначают целое войско).
3. При работе с картой опирайтесь на знание природоведения и географии – изображение поверхности Земли, водоемов, границ государств.
4. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
5. Старайтесь понять какие современные государства расположены на исторической карте если вам нужно показать те объекты, которые сейчас уже не существуют.
Памятка «Как работать с картой»
1. Ознакомься с условными обозначениями карты – легендой карты. Рассмотри представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитай подписи.
2. Обрати внимание на несоразмерность знаков и масштабов карты (например, один-два всадника обозначают целое войско).
3. При работе с картой опирайтесь на знание природоведения и географии – изображение поверхности Земли, водоемов, границ государств.
4. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
5. Старайтесь понять какие современные государства расположены на исторической карте если вам нужно показать те объекты, которые сейчас уже не существуют.
Памятка «Как работать с картой»
1. Ознакомься с условными обозначениями карты – легендой карты. Рассмотри представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитай подписи.
2. Обрати внимание на несоразмерность знаков и масштабов карты (например, один-два всадника обозначают целое войско).
3. При работе с картой опирайтесь на знание природоведения и географии – изображение поверхности Земли, водоемов, границ государств.
4. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
5. Старайтесь понять какие современные государства расположены на исторической карте если вам нужно показать те объекты, которые сейчас уже не существуют.
Памятка «Как работать с картой»
1. Ознакомься с условными обозначениями карты – легендой карты. Рассмотри представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитай подписи.
2. Обрати внимание на несоразмерность знаков и масштабов карты (например, один-два всадника обозначают целое войско).
3. При работе с картой опирайтесь на знание природоведения и географии – изображение поверхности Земли, водоемов, границ государств.
4. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
5. Старайтесь понять какие современные государства расположены на исторической карте если вам нужно показать те объекты, которые сейчас уже не существуют.
Ответы к § 39. Урок – практикум. Работа с картой. География, землеведение 5-6 класс, Климанова
Страница 165
Задание
Экспедицией были открыты Малые острова Северной Земли, Карское море.
Задания
1. В каком направлении от открытых экспедицией Татаринова островов находится ближайший обозначенный на карте населённый пункт? Как он называется?
Ближайший обозначенный на карте населённый пункт находится на юго – западе. Это город Салехард.
2. В каком направлении следовало двигаться шхуне «Святая Мария». чтобы достичь ближайшего мыса на побережье? Как называется этот мыс? Определите расстояние до него (в километрах).
Шхуне «Святая Мария» для того, чтобы достичь ближайшего мыса на побережье, нужно было двигаться на юго-восток. Мыс Челюскин. Расстояние до него 450 км.
3. Какое положение открытые острова занимают относительно островов Новая Земля; Новосибирских островов?
Открытые острова находятся южнее относительно островов Новая Земля и севернее Новосибирских островов.
4. В какой части Карского моря находятся открытые экспедицией острова?
Открытые экспедицией острова находятся в восточной части Карского моря.
Страница 166
Вопросы и задания для обобщения по разделу
1. Чем отличаются и чем похожи планы местности и географические карты?
Отличие плана местности от географической карты состоит в том, что на плане изображается маленькая местность с условными знаками, а на географической карте изображается большая территория, на которой нет условных знаков.
2. Подумайте, как должны отличаться друг от друга карты, предназначенные для использования рыболовами и строителями. Какие сведения, на ваш взгляд, они должны содержать?
Карты, предназначенные для строителей должны содержать особенности рельефа и водных объектов. Карты, предназначенные для рыболовов должны содержать разновидности рыб, обитающих в данных местах, температуру воды, направление течений и характер берега.
3. Напишите краткую памятку «Как пользоваться географической картой» для своих одноклассников.
Памятка «Как пользоваться географической картой»
1. Ознакомится с условными обозначениями карты. Рассмотреть предоставленные условные знаки и прочитать подписи.
2. Обратить внимание на масштаб карты.
3. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
У каждой школы свой двор, а значит и ответ у каждого будет свой. Пример плана:
Статья на тему «Приемы работы с географической картой»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Приемы работы с географической картой
«Географическая карта – одно из величайших
творений человеческой мысли»
Сегодня изучение географии невозможно представить себе без использования картографической информации. Карта представляет собой не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационно-образовательный продукт.
Незыблемым остается выражение Л.С.Берга « Карта – альфа и омега географии». Карта – основной источник знаний, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Современный человек должен уметь пользоваться географическими картами столь же привычно и свободно, как книгами или компьютером. Интерес учащихся к карте можно объяснить несколькими факторами:
— способность школьников осуществлять путешествия (с родителями и группами),
— практической направленностью школьной географии,
— общим снижением интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории без книг).
Одной из целей географического образования есть формирование картографической грамотности современного школьника, которое можно разделить на этапы.
— научить отличать общегеографические карты от тематических;
— формировать умения и навыки использования математического аппарата карты (определять расстояния, направления, географические координаты );
— научить пользоваться легендой карты (условными знаками, шкалой высот и глубин );
— закрепить знания номенклатуры географических объектов, определенных программой, умение быстро находить их по разным по масштабам картах.
— научить классифицировать карты по масштабу, охвату территории, содержанию;
— сформировать умения сопоставлять и анализировать карты разного содержания и масштаба;
— научить давать краткие физико-географические характеристики отдельных географических объектов и территорий по данным географических карт;
— составлять простейшие картосхемы и картограммы на основе контурных карт.
— расширять и углублять умения и навыки анализа, сопоставления карт, составления графиков, диаграмм, картограмм и картосхем;
— сформировать и закрепить умения составлять комплексные физико- и экономико-географические характеристики объектов, территорий, стран по информации, заложенной в картографических материалах;
— знать и свободно находить на картах все географические объекты и территории, изучаемые в школьном курсе географии.
В процессе формирования картографической грамотности надо обратиться к приемам и методам, позволяющим организовать процесс обучения как цепочку, состоящую из звеньев «познание – понимание – использование» карты как источника географических знаний. Каждый урок должен проходить с использованием картографических материалов (географических атласов, настенных и контурных карт и т.д.)
Картографические приемы работы
Уже в начальном курсе географии 6 класса карта служит наглядным пособием, объектом изучения и источником знаний.
Как наглядное пособие карта позволяет изучать любые территории, дает возможность правильно представить её положение на земном шаре, её окружение. Моя цель – научить учащихся читать карту, уметь распознавать географические объекты. Сначала они работают, опираясь на свои знания из начальной школы, уясняют свойства объектов по их внешнему виду (например: река Амазонка, озеро Байкал, горы Гималаи). Затем с помощью карты учащиеся должны рассказать о географических объектах: их размещении, свойствах, кратко охарактеризовать их. Чтобы заинтересовать учеников, предлагаю им различные приемы работы с картой.
«Узнай объект по описанию»
Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:
Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
Самый большой материк. (Евразия)
Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)
Самый большой по площади океан. (Тихий)
Самый холодный материк.(Антарктида)
«Путешествие по карте»
Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии, прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии (можно брать любые страны). Каким путем они добирались к месту соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова и т. д.)
Дополнительные вопросы к заданию:
— на каком материке расположена Бразилия?
— какое время года было там в июле?
— как называется столица государства?
— какие крупные города есть в стране? И т.д.
На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.
«Использование игровых ситуаций»
Прием используется для формирования интереса к географической карте. Например, такое задание к теме «Политическая карта мира» в 6 классе.
Задание. Найти на политической карте мира 10 государств, которые начинаются на букву И. Определить их столицы и выписать в тетрадь в порядке от самого короткого названия до самого длинного.
Ученики с интересом работают с политической картой.
«Географический диктант с ошибками»
Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».
«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Баренцево море). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (моря Лаптевых). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Беренгова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.»
Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты.
«Составление географических цепочек»
Географическая цепочка – это перечень объектов, в котором один лишний. Например:
Днепр, Енисей, Обь, Амазонка. ( Амазонка – река в Ю. Америке, остальные – в Евразии) и т.д.
Хорошо идет отработка знаний географической карты в этой игре.
К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика. Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры, которые не должны повторяться. Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.
Такая работа проводится со всем классом, требует внимания всех учеников, вызывает интерес и дает результаты.
« Алгоритм определения расстояний в градусах и километрах по меридианам и параллелям»
Определить географическую широту в точке пересечения меридиана с границей материка «на входе и выходе».
Прибавить широту «входа» и широту «выхода» меридиана. Получим протяженность материка в градусах.
Протяженность в градусах умножаем на 111,3 км. Это будет протяженность материка по меридиану в километрах.
Определить географическую долготу в точке пересечения параллели на западе и востоке материка.
Определить разницу между восточной и западной долготой. Это будет расстояние в градусах по широте.
Расстояние в километрах определяется путем умножения расстояния в градусах на величину дуги одного градуса по данной параллели.
Работа с контурными картами
Особое место в отработке географических знаний, умений и навыков занимают контурные карты. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий, особенностей изучаемых объектов и явлений. Контурная карта- это основа географических карт. Она может применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет выработать у школьников разносторонние умения и навыки. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя или из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять. Градусная сетка, контуры объектов помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов и их взаимосвязи. Географические объекты, нанесенные на контурную карту, помогают лучше ориентироваться, запоминать их, способствуют лучшему пониманию символики карты и её содержание.
«Требования к работе с контурными картами»
1. Записи ведутся простым карандашом.
2. Обозначать объекты нужно условными знаками.
3. Названия географических объектов (кроме гор, рек) пишутся вдоль параллелей.
4. Если объект очень маленький, то его обозначают цифрой, а в легенде карты указывают его название.
5. Название и легенда карты обязательны.
6. Контурная карта заполняется аккуратно четкими печатными буквами.
7. Территории закрашиваются цветными карандашами ровным бледным цветом, чтобы можно было наносить другие объекты и надписи.
8. Объекты наносятся на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки.
Контурную карту можно использовать при изучении нового материала. Например, в 7 классе при изучении географической номенклатуры материков ученики заполняют контурную карту в ходе объяснения нового материала: элементы береговой линии, крайние точки, рельеф, гидрография и другие объекты.
Используется контурная карта и при проверке знаний.
Разнообразны виды применения контурной карты при проведении проверочных заданий и практических работ на уроках физической географии.
— Например, по фрагменту контурной карты определить объекты и подписать их. Для проведения работы с фрагментами контурной карты учитель подготавливает список географических объектов, нумерует каждый из них, а номера переносит на контурную карту, делит карту на части с примерно равным количеством объектов и разрезает её. Учащимся раздает по одному отрезку карты, а они на листочках пишут номер и название объекта.
— Работа по целым контурным картам напоминает предыдущий вид заданий, только здесь вместо отрезков применяются целые карты, на которых цифрами нанесены географические объекты.
— Большой интерес у ребят вызывают работы с составными контурными картами. Это карты, разделенные на части – пазлы. Задача учащихся заключается в составлении из частей целой карты. Чтобы её составить, нужно знать карту.
— Большой популярностью пользуются географические диктанты на контурной карте. Во время диктанта учитель называет через определенные промежутки времени географические объекты, а учащиеся подписывают их на контурной карте.
Картографические практические работы провождятся по определенным заданиям. Этот вид работы хорошо проводить в старших классах при изучении социально-экономической географии. Например: нанести на контурную карту важнейшие промышленные центры ФРГ. Показать их экономические связи. Учащиеся наносят пунсоны городов, подписывают их, делят на сектора для показа отраслей промышленности. Каждый сектор закрашивают определенным цветом. Это дает возможность не только знать отраслевой состав промышленности и ее географию, но и умение объяснить причины размещения, их связи и перспективы.
Картографические умения и навыки работы с контурной картой можно изобразить в виде таблицы.
Картографические умения и навыки работы с к/к
Умения определять и обозначать на контурной карте направления, географические координаты;
Обозначать географические объекты (рельеф, гидрография).
Нанесение на контурную карту географических объектов;
Работа с постоянными контурными картами с цифрами.
Восприятие пространственных представлений о размещении объектов.
Продолжить формирование умений и навыков по обозначению географических объектов, приём заполнения контурной карты линейными условными знаками (течения, ветры).
Опорные конспекты в контурной карте;
постоянные контурные карты с цифрами;
составные контурные карты.
Способ показа явлений на карте.
Приём составления картосхем, составлять карты способом качественного фона (природные зоны).
Фрагменты контурных карт с вопросами;
Составные контурные карты;
Постоянные контурные карты (целые и отрезки) с цифрами.
Восприятие пространственного представления о размещении объектов природы и их взаимосвязи друг с другом.
Уметь строить карты с использованием значков.
знаки движения (перевозки, связи районов друг с другом).
Закрепление пространственных представлений о размещении объектов, объяснение принципов такого размещения.
Уметь составлять картограммы и картодиаграммы.
Картографические практические и самостоятельные работы.
Разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
Уметь объяснять закономерности развития и размещения процессов и явлений.
В каждом классе можно применять различные виды работы с контурной картой в зависимости от уровня подготовленности учеников. В основу работы с картографическим материалом положен один из ведущих принципов обучения: она должна быть интересной. Интерес является мощной движущей силой. Если учащимся интересно, они сознательно прилагают свои усилия для выполнения задания. Занимательные вопросы, игры, задания помогают формировать знания географической карты.
Составление характеристик географических объектов и явлений с помощью карт атласа
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА
На каком материке (океане), в какой стране находится?
Положение относительно других географических объектов (гор, равнин, рек, морей и т.д.).
Направление простирания (горной системы).
Наибольшая протяженность в километрах (с севера на юг, с запада на восток).
Происхождение, возраст образования, внешний вид.
Преобладающие (средние) высоты.
Наибольшая высота (название вершины, ее координаты).
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛЬЕФА МАТЕРИКА
Какие формы рельефа преобладают (горы или равнины)? Почему (связь с тектоническим строением)?
Характеристика крупнейших равнин: как называются, где расположены, какие они по высоте, по возрасту, по виду поверхности?
Характеристика крупнейших горных систем: как называются, где расположены, какое имеют направление простирания и протяженность, какие они по высоте, по возрасту, по происхождению?
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
Климатический пояс – это большая территория с относительно однородными основными чертами климата.
Основные (1 тип ВМ – весь год)
Переходные (ВМ – меняются по сезонам)