В школе мы учили массу правил, по которым «не» пишется слитно или раздельно с разными частями речи. На самом деле есть довольно простые принципы, которые помогут вам не ошибаться. Главное — запомнить правильную цепочку рассуждений.
Ненастье застигло лешего Дебря врасплох. Букет из одуванчиков, собранный для кикиморки Выпи, разлетелся по ветру, зато костюм-тройка из свежайшего мха радостно зазеленел и стал выглядеть необычайно эффектно.
Слов «настье» и «обычайно» в русском языке нет, поэтому написание может быть только слитным.
Любая часть речи пишется с «не» слитно, если не употребляется без него. Если же слово без «не» существует в русском языке самостоятельно, то необходимо обратить внимание на то, какая перед нами часть речи.
О написании с «не» деепричастий и глаголов и об исключениях из этого правила мы сделали отдельную статью. А в этой разберем остальные части речи.
Если к слову относится усиление «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не», а также местоимение или наречие, которое начинается с ни-:
«Никогда не поздно начать тренироваться», — заявил спросонья Заяц и выкинул будильник в окно. Чем испортил макушку и настроение Волку, пришедшему позвать его на пробежку.
Есть или подразумевается противопоставление с союзом «а»:
«Не друг ты, а раздолбай, — рявкнул обиженный Волк. — А ну бегом вокруг дома!»
Обратите внимание, что противопоставление должно быть именно с союзом «а». Если же оно с союзом «но», то слово пишется с «не» слитно, поскольку в таких конструкциях нет отрицания.
Если отрицается какое-либо утверждение:
— Это не липовый мёд! — возмущался Медведь. — Вы что мне подсунули?!
— Ж-ж-ж-ж-ж, — ответили ему из улья.
Сравните с утверждением отрицания:
— Это вообще мёд непонятно какой! — продолжал доказывать Медведь.
— Ж-ж-ж-ж-ж, — упорно стояли на своём пчёлы.
Когда нет перечисленных выше предпосылок для раздельного написания, выбирать нужно по смыслу.
Слитно пишутся слова, когда вместо них можно без искажения смысла употребить синонимы без «не»:
«Я неважно чувствую себя», — заявил Заяц, сошел с дистанции, лег передохнуть под деревом и принялся вплетать одуванчики в мохнатый куст.
Здесь однозначно можно заменить «неважно» на «плохо», «небольшим» на «маленьким», а «нехомяков» на «всех остальных».
Но такая замена не всегда очевидна.
«Не смешно ты шутишь, — рыкнул отдыхавший под деревом леший Дебрь, вычесывая одуванчики из прически. — Дари цветы кому-нибудь другому».
Как ни странно, если написать слитно «несмешно», это тоже будет правильно. Важно, какой смысл вы сами вкладываете во фразу. Если отрицаете (в этом примере — удачность шутки), пишите раздельно, если утверждаете (что шутка неудачная) — слитно.
И о возможном противопоставлении с союзом «а»: вы сами должны понимать, имеется ли в виду, что Заяц шутит не смешно, а плоско, или вы не подразумеваете этого. Поскольку это ваше личное мнение, ошибкой его считать нельзя.
Здесь всё зависит от наличия или отсутствия зависимых слов: если они есть — пишем раздельно, если нет — слитно. Главное — определить, что перед вами действительно причастие.
И еще два важных правила, которые помогут вам не ошибиться.
«Не» всегда пишется раздельно, если между ним и словом, к которому относится отрицание, есть союз, предлог или частица:
«Не от хорошей жизни я только с тобой дружу, — жаловался по утрам душевный парень Никифор приходящей к нему белочке. — Не с кем больше. Давай по одной?»
В приставке недо-. Как ее узнать, читайте в материале про «не» с глаголами.
Предыдущую часть истории читайте здесь. Продолжение — здесь.
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно:
– с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);
– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
– с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
– в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);
– в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
– в отглагольных прилагательных на —мый (независимый);
– в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
– в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть
– зависимое слово: не погашенные никем огни;
– противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.
Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.
С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи
1. Не употребляется без не-:
неженка, нелепый, нелепо
2. Можно заменить синонимом без не-:
3. В отрицательных наречиях:
1. Есть противопоставление:
2. Отрицание усилено словами
далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:
не по-товарищески Местоимение
После не и ни нет предлога:
После не и ни есть предлог:
не у кого, ни у кого Глагол, деепричастие
недомогая (не употр. без -не)
не замечая (деепричастие) Причастие
Нет зависимого слова или противопоставления:
незаконченная работа
1. Есть зависимое слово:
не законченная вовремя работа
2. Есть противопоставление:
не законченная, а начатая работа
3. С краткими причастиями:
работа не закончена
III. Слова, которые без не не употребляются.
недосмотреть (за ребенком)
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
3) негодующий взгляд;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
10) далеко не легкое дело;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
VIII. Напишите диктант.
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
Слово «ненадолго» пишется слитно, если заменяется синонимом «на время», при отсутствии противопоставления в предложении. «Не надолго» пишется раздельно в зависимости от условий в контексте.
В русском языке существует как раздельное написание слова «не надолго», так и слитное «ненадолго». Чтобы выяснить, в каких случаях пишется это слово, слитно или раздельно, определим часть речи и рассмотрим грамматические условия в высказывании.
Из-за срочной работы мы отложили эту поездку надолго.
Слово «надолго» не изменяется, оно поясняет глагол-сказуемое и отвечает на обстоятельственный вопрос:
отложили (на какое время?) надолго.
По выявленным грамматическим признакам можно понять, что это наречие, которое с помощью приставки не- образует слово с противоположным значением:
надолго → не надо́лго.
Слово «ненадолго» имеет значение «на короткий срок».
Это наречие можно заменить синонимом «на время», «заездом». Обратим внимание, что глагол-сказуемое имеет утвердительное значение. В предложении нет противопоставления.
Присутствие наречий меры и степени (очень, крайне, совершенно, абсолютно, слегка, полностью, почти и пр.) не влияет на слитное написание рассматриваемого слова.
Оставь мне совсем ненадо́лго эту книгу.
Ей пришлось срочно ненадо́лго отлучиться.
Ненадо́лго закроем глаза и расслабимся.
Он ненадо́лго задержал мою руку в своей.
Денег хватило совершенно ненадо́лго.
Чтобы выбрать раздельное написание наречия «надолго» с отрицательной частицей «не», для этого необходимы некоторые грамматические условия в высказывании.
2. В предложении присутствуют слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»
Отнюдь не надолго мне понадобится словарь иностранных слов.
Глубокой осенью солнце появляется на небосклоне далеко не надолго.
3. Отметим наличие отрицательных местоимений или наречий
Ничуть не надолго удалось мне отвлечься от грустных мыслей.
Прямо с порога гостья сообщила, что пришла нисколько не надолго.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не отходил как пишется слитно или раздельно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Не отходил как пишется слитно или раздельно", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.