Пунктуация. Прямая речь
Правила записи прямой речи в стихах ничем не отличается от записи прямой речи в прозе. Разве что (поскольку поэтическая речь, как правило, разбита на отдельные строки- стихи), то допускается способ записи, при котором каждая строка независимо ни от чего всегда начинается с заглавной буквы.
Для начала разберемся с правилами пунктуации.
ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ
В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.
В данной статье рассмотрим только «прямую речь» и «диалог».
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.
Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).
Схема 3
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.
Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Схема 4
А: «П,» – а.
А: «П!» – а.
А: «П?» – а.
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.
Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено.
Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.
Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
Рассмотрите схемы этих предложений.
«П, – а, – п. П».
«П, – а. – П».
Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– Куда идешь?
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1). Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
3). Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.(Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Как цитировать стихи в сочинении?
Правила цитирования стихотворного текста
1)Если цитата пишется в столбик, то кавычки не ставятся.
Образец:
Поэт воскицает:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда буду я!
2)Если стихотворение надо процитировать в строчку, то кавычки ставятся.
Образец:
Поэт восклицает: «пусть всегда будет солнце! ||Пусть всегда буду я!»
3)Если цитаты очень короткие и их надо брать из разных
частей стихотворения, то каждую короткую цитату
берем в кавычки и оформляем, как однородные члены
предложения.
Образец:
Стихотворение «Пророк» насыщено церковнославянской
лексикой («духовной жаждою»,»перстами»,»уста»,»грешный язык»),
помогающей автору показать святость поетического труда.
4)Если надо процитировать не всё предложение, а только
часть, то вместо пропущенных слов ставится многоточие.
а) если пропускаем слова в начале предложения,
то ставиться многоточие и дальше пишем с маленькой буквы.
б) если пропускаются слова в середине цитаты, то
вместо них ставится монготочие.
Образец:
«*******. *******»
в) если пропускаются слова в конце цитаты, то
вместо них ставится монготочие.
Правила цитирования стихотворного текста
1)Если цитата пишется в столбик, то кавычки не ставятся.
Образец:
Поэт воскицает:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда буду я!
2)Если стихотворение надо процитировать в строчку, то кавычки ставятся.
Образец:
Поэт восклицает: «пусть всегда будет солнце! ||Пусть всегда буду я!»
3)Если цитаты очень короткие и их надо брать из разных
частей стихотворения, то каждую короткую цитату
берем в кавычки и оформляем, как однородные члены
предложения.
Образец:
Стихотворение «Пророк» насыщено церковнославянской
лексикой («духовной жаждою»,»перстами»,»уста»,»грешный язык»),
помогающей автору показать святость поетического труда.
4)Если надо процитировать не всё предложение, а только
часть, то вместо пропущенных слов ставится многоточие.
а) если пропускаем слова в начале предложения,
то ставиться многоточие и дальше пишем с маленькой буквы.
б) если пропускаются слова в середине цитаты, то
вместо них ставится монготочие.
Образец:
«*******. *******»
в) если пропускаются слова в конце цитаты, то
вместо них ставится монготочие.
Правила оформления цитат. Эпиграф
Основные правила оформления цитат: Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации. Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты. Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи. После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например: Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами ( Пушкин пишет, что он любит Петра творенье ). Стихотворный текст можно цитировать двумя способами: | |
| |
В этом случае текст приводится без кавычек. В этом случае необходимы кавычки. Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например: Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например: | |
| |
| |
| |
| |
Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например: | |
| |
| |
| |
| |
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… | |
В этом случае текст приводится без кавычек. | |
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… | |
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… | |
(А. Фет) | |
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна… | |
(А. Пушкин) | |
Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например: | |
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… | |
(«Зимнее утро») | |
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна… | |
(«Бесы») |