Как создать героя? или Элементы образа
Герои и персонажи играют ключевую роль в повествовании – их глазами мы смотрим на мир, их чувствами живем, им сопереживаем на протяжении всей истории. Однако чтобы образ получился цельным и «живым», над ним придется потрудиться, придумывая и прописывая все его элементы.
Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.
Создаем внешний вид героя
1. Визуальный облик.
Общие элементы визуального образа — цвет глаз, волос и кожи, рост-вес, комплекция, черты лица, наличие-отсутствие каких-либо конечностей, походка – сутулая или с прямой спиной. Дополнительные элементы – необычная форма ушей или губ, прическа, шрамы, хромота, очки, родинки, усы-борода, веснушки и т. д.
Внешний вид – это знак. А наше сознание наполнено стереотипами, которые откликаются на знаки. Как при знаковом слове «яблоко» мы представляем себе образ фрукта и его вкус, так и при описании героя связываем его внешность с шаблонными чертами характера.
Выбирая персонажу цвет глаз и волос, мы не только ориентируемся на собственный идеал, но и подсознательно приписываем ему черты стереотипа. И на этом можно играть, делая пухлого «добряка» главным злодеем, а блондинистого ангелочка – бесенком, удивляя читателей неожиданностью восприятия.
2. Одежда и обувь.
Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.
Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.
3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.
К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.
К аудиальному восприятию образа также относят все звуки, издаваемые человеком: покашливание, кряхтение, сопение, восклицание, смешки. И неустанно сопящий или сморкающий человек вызывает определенную эмоциональную реакцию, которая дополнит образ. Равно как и голосовые характеристики национальных особенностей речи – известное диалектное «оканье» или «яканье», «проглатывание» последнего слога и др.
Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикание при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.
Кинестетическое восприятие – это ощущения от человека. Запахи, интуитивное восприятие, ощущение ауры. Есть известные расхожие выражения – «от него исходила аура опасности», «у него тяжелая энергетика, и он подавлял собой». А уж про запахи много говорить не стоит, и так понятно. И пренебрегать этими ощущениями не стоит, они являются неотъемлемой частью персонажа и добавляют ему «жизненности».
Подходит тем, кто начинает писать книгу, и тем, кто хочет доработать и «оживить» уже готового героя.
За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.
Заказать курс
4. Эмоциональные и поведенческие реакции.
Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.
Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.
Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.
Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.
Вариантов – множество, и часто автор переносит собственные привычки на образ персонажа, сам того не замечая.
Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящие от ситуаций.
Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ. В этом может помочь наблюдение – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.
Любой человек – это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир, о котором и пойдет речь дальше.
Создаем внутренний мир героя
Теперь рассмотрим аспекты, из которых этот самый внутренний мир и состоит.
1. Психологический аспект.
В первую очередь это характер, отражающий все оттенки личности. Характеру важно уделить самое пристальное внимание! Он должен быть достоверным и логичным, то есть задуманные черты личности, соединяясь, не должны противоречить друг другу. И не должны быть однотипными – у личности много граней.
Если копнуть чуть глубже, то можно обнаружить также людей-теоретиков и людей-практиков; экстравертов, интровертов и амбовертов; самостоятельный и конформный (поддающийся) типы характеров. И так далее.
Необязательно изучать все классификации и пытаться собрать из них единое целое. Достаточно взять за основу два-три типа – сангвиник и экстраверт, например. Изучить характерные черты – и вам будет проще понимать героя.
Также не стоит забывать о причинах, которые влияют на формирование характера, – семейные отношения или отсутствие семьи, знаковые события прошлого. Это откладывает отпечаток на личность. Поэтому историю героя и его развитие до точки начала истории хорошо бы придумать заранее.
Следующий аспект психологии образа – это цели и мотивы поступков, причины мотивации, потребности.
Наличие цели и стремлений – показатель самодостаточности. Так что помимо стремления победить мировое Зло, у героев должны быть и личные цели — от мелких (например, выспаться) до глобальных (добыть принцессу и полцарства).
Мотивы – это побудители, то, что активно толкает героев вперед.
Мотивы могут сформировать ключевую цель (хочу богатства + хочу принцессу + хочу прославиться = пойду убивать Горыныча). Чем не двигатель сюжета, кстати?
Причины мотивации – то, что формирует мотивы, — неотъемлемая часть личности. Почему мы хотим? Почему именно это? Для чего? И причины мотивации тоже могут стать отличным двигателем сюжета. Как минимум – через них можно показать прошлое героя или раскрыть его непростой характер.
И, наконец, потребности — внутреннее физиологическое или психологическое состояние нужды. Физиологические – есть, спать и т. д. Психологические потребности – это потребность любить и быть любимым, иметь друзей.
И еще об одном аспекте психологии образа – о внутренней речи, о мышлении.
Мышление – это процесс отражения действительности: обрисовка мира, анализ персонажей и событий, моделирование действий. Мыслительный процесс героев должен быть логичным и отвечать особенностям возраста, пола, расы, социального положения.
Мышление – это отражение «я» персонажа. А он не должен быть во всем похож на вас, особенно если по воспитанию, возрасту, полу и расе вы отличаетесь. Тем более если вы – женщина, которая пишет от лица мужчины-воина, столетнего мага или двухсотлетнего эльфа. В таком случае именно вам придется подстраиваться под чужое мышление, а не подгонять его под свое.
2. Философский аспект.
Философский базис – пусть небольшой – вещь необходимая. Это понимание мира, понимание своего места в мире, жизненные принципы, отношение к жизни и смерти, к любви и предательству, к вере и т. д.
Затяжная демагогия на тему «Быть или не быть» в современной литературе не приветствуется, но добавить философский «обоснуй» поведению героя можно.
Например, добро всегда победит зло, а быть на стороне победителя – лучше, чем проигравшего.
И, конечно, не забывайте о разнице в философии нелюдей и людей, мужчин и женщин, детей и стариков.
3. Социальный аспект.
Человек, как говорится, — животное социальное. Герой вашей истории – тоже. Либо он растет и живет в социуме, подчиняясь его порядкам и законами, либо – живет отшельником-одиночкой в лесу. И то, и другое отражается на личности персонажа.
Опять же, герой может быть социальным типом и прижиться среди людей (или нелюдей) или асоциальным.
Здесь же несколько слов можно сказать об общении. Мы вынуждены идти на контакт, и либо учимся общаться, либо нет, либо от природы общительны, либо нелюдимы и неисправимо.
Здесь же – социальные статусы.
Социальный статус – это не только профессия, но и воспитание (или отсутствие оного). Выразители социального статуса – поступки и речь. И особенное внимание при работе с персонажем обратите именно на речь.
Так, герцог не может «блинкать» или «нукать», не может позволить себе изъясняться как простолюдин – даже среди семьи или друзей. А необразованный кочегар будет иметь небольшой словарный запас, основу которого составляют ругательства и простейшие шаблоны речи («А я чё?»).
При проработке речи, конечно, удобнее всего ориентироваться на классическую литературу, заимствуя у мастеров шаблоны речи.
4. Культурный и этический аспект.
Помимо того, что люди – социальные животные, они еще и продукты культуры. Культура – это национальный язык, традиции, история, менталитет и так далее. Культурный аспект в персонаже – его место в историческом настоящем, почитание национальных традиций, уважение к моральным и этическим принципам культуры – или неуважение, знание религии или мифологии и др.
Подведем итог: легко ли создать героя книги?
Конечно, нет. Если у вас нет опыта создания героев – учиться, узнавать и работать придется долго. Если есть – тоже.
Но если вы вооружитесь знаниями обо всех элементах образа и смело ринетесь в бой, у вас всё получится. Сначала, может быть, из-под вашего пера будут выходить яркие персонажи, но потом… Потом обязательно в ваши истории придет Герой с большой буквы — живой, достоверный и запоминающийся.
На пути создания героя вам помогут две вещи:
И анализ увиденного. И любовь к своим выдумкам, конечно же.
Как придумать персонажа для книги?
Когда я приступила к написанию своей первой работы, вопроса, как создать персонажа для книги, у меня не возникло. Я не не искала подсказок и советов в интернете, не читала книг, посвященных писательскому ремеслу, а наивно полагалась только на свои силы.
«Что я за автор, если не знаю, как создать своих же героев?» — думала я. А через четыре года поняла, сколько ошибок наделала в таком, как мне тогда казалось, плевом деле.
В этой статье я поделюсь с вами тем, чего не стоит делать, чтобы сэкономить себе время и нервы, а также советами, которые сработали лично для меня.
Сколько персонажей должно быть в книге?
Ответ очевиден: ровно столько, сколько вы способны раскрыть.
Если вы уверены, что каждый из героев сыграет важную роль в общем сюжете, не затеряется в толпе персонажей, то их может быть хоть сто. Однако не торопитесь брать читателя количеством героев.
3 причины почему не стоит вводить много персонажей
Когда приступаешь к написанию книги — особенно в жанре фэнтези или фантастика — есть жгучее желание населить свою историю множеством харизматичных и уникальных персонажей. Тем более, что позитивный пример есть: существуют целые серии книг, где автору удалось управиться с большим количеством героев. Но вот 3 причины, почему я не советую это делать:
Вы распыляетесь. Вместо того, чтобы за то же количество времени создать 3-4 интересных и проработанных персонажей, вы придумываете 20 и мечетесь между ними.
Тут необходимо задать себе вопрос:
Создание персонажей дело непростое. И то время, которое вы посвятили раскрытию героев, можно было направить на решение других, не менее важных задач.
На своем опыте скажу, что примерно 80% читателей, которые отписывались под первыми главами моей книги, говорили, что им трудно запоминать большое количество героев.
Если хоть на один из трех вопросов вы ответил «нет» — стоит оставить эту задумку хотя бы до тех пор, пока вы не набьете руку.
А сколько персонажей нужно?
Считается, что три основных героя — вполне достаточно. Читатель точно не забудет кто есть кто и не заскучает. Такое количество персонажей на руку и самому автору — больше возможностей, времени и сил, чтобы развить судьбы героев на страницах книги.
Основной, второстепенный, эпизодический: в чем отличие? Зачем нужны неключевые персонажи?
Когда вы разобрались с тем, сколько персонажей планируете, пришло время разделить их три группы:
Главный | Второстепенный | Эпизодический | |
Кто такой? | Персонаж, о котором повествует история. Главных героев может быть несколько | Персонаж не является в данной истории ключевым, но влияет на сюжет или/и гг. Его жизнь и отношения описываются, но не так подробно | Персонаж, промелькнувший на фоне главного героя, вступивший с ним в не длительное взаимодействие. Часто такие герои не имеют имени |
Как часто появляется? | Ключевым персонажам отведена большая часть книги | Занимают примерно 20-30% книжного времени | Обычно один-два раза |
Пример. Книга «Звонок» Кодзи Судзуки | Главных героев двое: Асакава и Рюдзи — именно они находят проклятую видеокассету и расследуют убийства. | Второстепенным персонажем можно назвать Маи Такано. Про нее не так много известно, но она связана и с Рюдзи, и Асакавой, а также играет во второй части книги значимую роль в сюжете, не являясь при этом главным персонажем | Старичок-администратор, который находит на вилле Б-4 проклятую видеокассету, а затем отдает ее главному герою |
Роль второстепенных героев
Если с главным героем все более-менее понятно, предлагаю чуть подробнее рассмотреть задачи героев второго плана.
Задача №1 — Раскрытие главного героя
Взаимоотношения между людьми и в реальной жизни помогают узнать о человеке много нового, что уж говорить про книги, где автор специально расставляет акценты так, чтобы представить главного персонажа максимально живым и разносторонним. Роль второстепенных героев обычно отводится друзьям и коллегам, чуть реже родителям и знакомым.
Задача №2 — Раскрытие прошлого и настоящего
С помощью второстепенного героя можно приоткрыть завесу прошлого. Рассказать о том, чего не знал даже главный герой.
Также второстепенный персонаж может рассказать и читателю, и главному герою о том, что происходит в настоящем — в данную конкретную минуту.
Задача №3 — Влияние на сюжет
Этот пункт несколько похож на предыдущий. Но здесь роль второстепенного героя заключается не в прояснении ситуации, а в какой-то степени судьбоносном влиянии на сюжет.
Задача №4 — Быть просто людьми
Иногда роль второстепенного персонажа заключается в том, чтобы просто быть человеком. Иногда смешным — для комической отдушины, порой стереотипным, чтобы высмеять глубоко засевшие убеждения. Можно нередко встретить и в книгах, и в фильмах стереотипных русских или американцев, которые не являются ключевыми персонажами, но делают историю более объемной и занимательной.
Для чего нужны эпизодические герои?
Задачи второстепенных и эпизодических персонажей могут перекликаться между собой. Эпизодический герой тоже может помочь в:
Нередко и эпизодические персонажи подталкивают главного героя к тому, с чем ему придется иметь дело на протяжении всей истории.
Как создать главного героя для книги?
Обсудили второстепенных и эпизодических персонажей, теперь предлагаю разобраться с ключевыми героями. Итак, как создать героя для книги?
Внешность: нужно ли ее описывать?
Отвечая на вопрос выше, скажу: описывать внешность героя или нет — решать только автору. Не берусь утверждать, что без этого никак, но в большинстве книг авторы действительно описывают внешность персонажей. Хотя бы в общих чертах.
Своих героев я не очень люблю описывать по части внешности: если удается гармонично вписать черты персонажа в историю — отлично. Специально, потому что «нужно же рассказать, как выглядит герой», этого не делаю.
Поделюсь некоторыми секретами, которые использую лично я, когда описываю внешность героя:
Например: Кайс обернулся и, убрав упавшие на лицо пряди, посмотрел на Грэга в ожидании ответа. Тот, увидев движение юноши, усмехнулся и непроизвольно провел ладонью по коротким волосам, которые не смог тронуть ветер.
Со следующими приемами описания внешности советую быть осторожней. Они имеют место быть, но советую их и вовсе избегать:
Характер персонажа
Не секрет, что читатель запоминает персонажа по характеру, а не по внешности. Провал — это когда все, чем отличаются ваши герои между собой, цвет волос и глаз.
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь — при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера.
Для достоверности описания характера можно:
Способ №1 — Задавать вопросы:
Остальные вопросы можно придумать по аналогии.
Способ №2 — Ставить героев в неоднозначные ситуации
Также не лишним будет поставить всех ваших героев в одну и ту же щекотливую ситуацию и подумать, как они себя в ней поведут.
Например: У героя есть те, о ком ему необходимо заботиться, но он на мели. Подворачивается прибыльное, но незаконное дело: распространять наркотики, похищать людей и т.д. Пойдет ли ваш герой на это? А если при условии, что его ТОЧНО никогда не поймают?
Или другие ситуации, например, вот такая:
Способ №3 — Ассоциации
Ассоциации — это связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.
По запросу «ассоциации» вы найдете немало интересного в интернете. Задавая людям простые слова, можно очень много о них узнать. Поиграйте в ассоциации с героями. Найдите в интернете или придумайте сами список слов и ответьте за ваших персонажей на них.
А теперь подумайте, что можно сказать о персонаже, который провел такие ассоциации?
5 способов раскрыть персонажа
В одних и тех же ситуациях персонажи, за плечами которых стоят собственный опыт, прошлое и мотивация, будут поступать по-разному. Их реакции на сложившиеся обстоятельства также диктуются темпераментом.
Раскрыть героя можно через описание окружающей обстановки. Его дом, кабинет, быт: соблюдает ли герой порядок? Пуст ли его холодильник, потому что он постоянно работает и просто не успевает ходить в продуктовый? Расставлены ли по дому фоторамки с семейными фотографиями? и т.д.
Также описание погоды или радостей текущего времени года может помочь побольше рассказать о персонаже: любит ли герой сильный дождь, потому что тогда на улице нет почти никого? Нравится ли ему снег? Вызывает ли листопад какие-нибудь воспоминания о детстве? Счастливые или нет?
Диалоги — очень важная часть любой истории. Когда они выходят живыми, достоверными и интересными — это уже большое достижение. Казалось бы: что сложного в описании диалогов? Просто рассуждаешь устами героев о сложившейся ситуации. Так и есть, но важно КАК вы это делаете.
Понятно, что искусственно растянутые беседы, заставят читателя скучать. Так что долгие обмены любезностями (если это не несет в себе какой-то скрытый смысл) стоит опускать. Фразы героев в большинстве своем должны быть информативны:
Написать хороший диалог — абсолютно реально, главное практиковаться и учиться у тех авторов, которые по вашему мнению в этом хороши.
Когда приступаете к написанию диалога, задайте себе вопрос:
Диалог из какой книги или фильма я могу вспомнить? Какие чувства он у меня вызвал? Что именно так привлекло и понравилось? Какую сторону личности персонажа автор открыл с помощью запомнившегося разговора?
Проанализируйте ответы. В качестве практики: попробуйте переделать этот же самый диалог только устами ваших героев (в черновике). Хорошо получилось? Подумайте какие приемы использовал автор.
Манера речи также придаст индивидуальности вашим героям. Это может быть:
Это могут быть отношения как с эпизодическими персонажами, так и с главными. Как герой ведет в себя в социуме? Вежлив ли с обслуживающим персоналом, не мешает ли прохожим, какие отношения с соседями? Как он вообще относится к людям? Раздражают ли они его? Как ведет себя с коллегами? С родителями?
Как придумать имена для персонажей книги?
Самый простой способ — открыть в интернете списки мужских и женских имен, выбрать страну, в которой будут происходить действия, и подобрать те, которые вам приглянулись. Каких имен стоит избегать: длинных и труднопроизносимых.
Если вы решили придумать имена самостоятельно, рекомендую делать их максимально благозвучными и запоминающимися.
Плохой пример: Махтрангстенбах
Хороший: Вилесса
Если вы решили придумывать имена самостоятельно, подумайте над тем, чтобы сделать несколько похожими имена для людей одной расы или тех, кто связан территориально. Например: все имена одной из рас оканчиваются на «у».
В «Блеске оправы» все имена кочевого племени заканчиваются на «тан»: И-тан, Миу-тан, Арк-тан и т.д. Имена всех цитуринов — на «о»: Ако, Нино, Джого, Руно и т.д.
Как придумать имя главному герою книги?
Советы, которые я описала выше, также могут помочь в подборе имени для ключевого персонажа. Главная рекомендация: пусть имя будет максимально запоминающимся. Найти имя можно:
Хочу напомнить, что нет никаких правил и стандартов, которые бы диктовали каким должно быть имя. Только рекомендации, советы, наблюдения. Хотите главного героя с максимально распространенным именем? Пускай. С необычным? Тоже нормально. Просто помните, что вашу историю прочтут другие люди, которые могут либо запомнить Карнодизавра Махмархатова, либо нет. Имейте это в виду.
Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и вы почерпнули для себя что-то новое. Спасибо за внимание!