Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»
Лариса Мурашова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»
Тема: Постановка звука [З].
Образовательная облас ть: речевое развитие
Культурная практи ка: познавательная деятельность
Культурно-смысловой контекс т: научиться петь песенку комара
Цел ь: формирование навыка правильного артикуляционного уклада при произнесении звука через выполнение артикуляционных упражнений в познавательной деятельности.
Задач и: Коррекционно-образовательные: формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; устранение дефектного произношения звука З; улучшение мелкой моторики; Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудовани е: зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, штапель, вата, игрушка или картинка комара, профиль артикуляции звука.
Ход занят ия:
1. Орг. момент (приветствие, настрой на занятие)
Каждый день-всегда, везде,
На занятиях, в игре-
Смело, четко говорим
И совсем мы не молчим.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Всё, что надо, повторяем.
2. Основной этап
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастики:
— Что нам поможет говорить четко и ясно?
Уголки потянем к ушкам,
Улыбнемся, как лягушка.
Зубы ровно ты смыкаешь
И «заборчик» получаешь.
А сейчас раздвинешь губы
И увидишь свои зубы.
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Губы хоботом тянуууу!
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
«Накажем непослушный язычок».
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
«Чистим нижние зубки»
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
На качелях я качаюсь
И все выше поднимаюсь,
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
Упражнения на дыхание
«Загони мяч в ворота»
Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!
Кубики у нас будут воротами, а ватный шарик – мячом. Давай вытянем губы вперед трубочкой и будем длительно дуть на «мяч», чтобы загнать его в «ворота».
А теперь научимся греть ладошки. Глубоко вдохни носом, открой ротик. Язычок поставь возле нижних зубов. Выдохни на руки, шепотом произнося звук [а]. Тепло ручкам стало?
2. Объявление темы занятия:
-Посмотри, кто к нам прилетел. А теперь представь, что мы с тобой комарики и хотим с ним поговорить. Как мы это сделаем?
— Посмотри и послушай, как я это буду делать: з-з-з… Сегодня мы будем учиться петь песенку комара.
3. Развитие фонематического восприятия:
-Давай поиграем в игру. Тебе нужно будет поймать звук. Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [з], хлопни в ладоши, поймай его. Договорились?
ла, зо, ро, зу, па, жу, зы, ба, са
злак, сыр, зуб, полка, зонт, булка, замок, мазок.
4. Физминутка «Комарик»
-Давай немного отдохнем:
Комарикb весело очень летели.
(Шагаем, руки в стороны).
Комарики песенку звонкую пели.
Давайте ещё позвеним, хоть немножко.
(шагаем на месте, говорим: З-з-з-з).
И будем громко хлопать в ладошки!
5. Коррекция нарушений звукопроизношения
(постановка звука, первичное закрепление звука):
1. Давай покажем, как поёт комарик, посмотри и послушай, как я это делаю: з-з-з… Попробуй так же (постановка по подражанию).
2. Открыть рот. Опустить кончик языка к нижним резцам таким образом, чтобы посередине языка образовалась щель. С силой равномерно выдыхать воздух.
3. Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [з]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки.
6. Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков):
•Положение губ: губы растянуты как при улыбке
•Положение зубов: зубы сближены и находятся на расстоянии 1 мм.
•Положение языка: язык упирается в нижние резцы, посередине языка образуется «желобок», по которому идет струя выдыхаемого воздуха.
•Выдыхаемая воздушная струя: теплая.
• Голосовые связки работают, горло дрожит (голос есть).
7. Характеристика звука [з]:
Звук [з] – согласный, твердый, глухой.
8. Закрепление изолированного звука
— Давай покажем, как поёт комарик: з-з-з… (индивидуальное и сопряженное проговаривание).
3. Заключительный э тап
-Чью песенку мы с тобой сегодня учились петь?
— У тебя получилось спеть эту песенку? Что надо сделать, чтобы спеть песенку комара? (анализ артикуляции по плану).
— Спой песенку комара. Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?
— Что для тебя показалось трудным?
Комарик дарит тебе картинку с его изображением, дома повторяй его песенку.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.
Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3 7 лет (11 стр.)
Организуя эту игру, можно соорудить сцену, зрительный зал, раздать детям билеты.
Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.
Материал. Фишки-призы, корзинка.
Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, выделяя звук ч.
Черепаха, не скуЧая,
Час сидит за Чашкой Чая.
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в стихотворении, называют его и читают стихотворение, интонационно выделяя звук ч. Затем называют слова со звуком ч.
Игра «Назови слова со звуком ч». Например: чайник, чучело, чашки, черный, червяк, ночь, качели, коричневый и др.
Игра «Улей». Дети держат руки перед собой и сжимают пальцы в кулачки, изображая улей. Затем «выпускают пчел по одной», отгибая пальчики, начиная с мизинца. При этом дети изображают, как жужжат пчелы. Потом ребята загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца («пчелы собираются в домики-ульи»). Упражнение выполняется на обеих руках.
Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.
Материал. Фишки-призы, корзинка.
Игра «Большой и маленький мячики». Воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч, произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что еще есть маленький мяч, и его надо «накачать» маленьким насосом (съ-сь-съ). Игра повторяется несколько раз. Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», – дети произносят: «С-с-с», а когда он говорит: «Маленький мяч», – ребята произносят: «Сь-сь-сь».
Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звуки сись.
Села мышка в уголок,
Съела бублика куСок.
Игра «Назови слова со звуками с и съ». Дети называют слова (сок, сорока, семь, сам, бусы, нос, лось, Люся, серьги, сосна и др.), а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладет фишку к «большому насосу» (картинка с изображением «большого братца»), когда ребята называют слово со звуком с, и к «маленькому насосу» (картинка с изображением «маленького братца») – когда они произносят слово со звуком съ. Потом фишки складываются в корзинку
Игра «Улей». См. занятие 9, средняя группа.
Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.
Материал. Фланелеграф, предметные картинки, в названии которых есть звуки з и зъ, и картинки, в названии которых нет этих звуков; картинки с изображением большого и маленького комариков, фишки-призы, корзинка.
«Прогулка в лес». Воспитатель вместе с детьми «отправляется» в лес на прогулку послушать, какие звуки живут в нем (шумит ветер, журчит ручеек, поют птицы, рычат звери, жужжат жуки и т. д.).
Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Вдруг откуда-то летит
А в руке его горит
Воспитатель спрашивает у детей: «Какую песенку поет комарик? (З-з-з.) Как поет большой комар? (З-з-з.) А как поет маленький комарик?» (Зь-зь-зь.)
Педагог обращает внимание детей на то, что звуки зизь похожи, но между ними есть и отличие: «Маленький комарик поет свою песенку нежно, мягко: «Зь-зь-зь», а большой комар – жестко, твердо: «З-з-з»». Воспитатель предлагает ребятам спеть песенку большого и маленького комаров.
Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.
Материал. Большая и маленькая корзинки (коробки, сумки и пр.), фишки-призы.
Ход занятия Чтение отрывка из стихотворения «Ручеек» Л. Квитко (перевод Е. Благининой). Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук к:
Хорошо напиться бы:
Дети определяют звук, который чаще других повторяется в стихотворении (звук к ), называют слова с этим звуком. Воспитатель объясняет, что звук к звучит твердо – это «старший братец». Затем просит назвать «младшего братца», который звучит мягко. (Звук кь.)
Упражнение «Волны». Ребята располагают сплетенные в кистях руки на уровне груди и ритмично двигают ими. Для создания ритма можно прочитать отрывок из стихотворения С. Маршака «Кораблик»:
Плывет, плывет кораблик,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Освоение действия слогового деления слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.
Материал. Игрушки и предметы (по количеству детей), фишки-призы, мяч.
Игра «Назови первый звук». Воспитатель предлагает 4–5 детям встать в ряд у доски. Затем спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что и в словах есть первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак- звук м, в слове лес- звук ль.
Педагог раздает детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и др.) и просит определить первые звуки в их названиях.
Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый согласный звук (мягкий звук) и бросает ребенку мяч, который в ответ называет мягкий звук (твердый звук) и возвращает мяч. Вместо мяча можно использовать волшебную палочку, которой воспитатель дотрагивается до ребенка.
Игра «Телеграф». Дети называют слова, состоящие из одного, двух и трех слогов, и измеряют их протяженность.
Упражнение «Волны». См. занятие 12, средняя группа.
Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.
Материал. Большая и маленькая машины (или их изображения), предметные картинки, в названиях которых есть звуки р и рь, фишки-призы, мел или фломастер, фишки-призы.
Игра «Большая и маленькая машины». Воспитатель предлагает детям «завести» мотор сначала у большой машины (р-р-р), потом у маленькой (рь-рь-рь). Дети, подражая воспитателю, «заводят» моторы и узнают, что звуки р и рь – братцы: старший братец звучит грубо, твердо (р-р-р), а маленький – нежно, мягко (рь-рь-рь).
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]. Комариная песня»
Образовательная область «Коммуникация».
Звуковая культура речи: звук з и зь.
«Комариная песня»
1. Формировать способность детей произносить изолированный звук з и зь.
2. Узнавать слова со звуком з и зь.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Формировать навыки здорового образа жизни посредством дыхательной гимнастики.
5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Методы и приемы: худ. слово, сюрпризный момент, показ, объяснение, физ. минутка, дыхательная гимнастика, беседа.
Оборудование: пластилин, доски для лепки, картинки с изображением деревьев, картинка с изображением комара.
Ход:Поздороваемся с гостями и поиграем в пальчиковую игру:
Если пальчики грустят, доброты они хотят.
Если пальчики заплачут, их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем, добротой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем.
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.
Ребята к нам в гости прилетел комарик. Комарик поет такую песенку з-з-з-з. Подлетел комарик поближе и громче слышится з-з-з.Послушайте как громко:
— Ваня громко слышишь песенку комара? Спой громко песенку.
Отлетел комарик подальше, тише слышится песенка.
— Витя, тише слышится песня? Спой тихо песенку.
Прошу каждого ребенка спеть песенку.
Даже язычку стало щекотно. Язычок живет поживает в своем домике. А домик язычка рот. Давайте сделаем зарядку язычку.
Язычок то выглянет, то спрячется. Выпустили язычок гулять – посмотрел вправо, влево, вверх, вниз – спрятали язычок в домик.
Прижали язычок к нижним зубкам. Язычок очень любит песенку и комарик тоже. Язычок мы разогрели, он стал у нас более послушным. Давайте еще раз исполним комариную песенку. При ее исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звук з получается звонким.
— Саша, спой песенку комара?
Прошу каждого ребенка спеть песенку.
— ребята, а мы еще не познакомились с комариком, не сказали как зовут. Спрятались в домик.
Игра «Кто в домике живет?».
— Ребята комарик приглашает нас на прогулку и хочет поиграть с нами. Ты Ваня, Витя, Эллина будете изображать комаров, которые поют песенку, то громко, то тихо, а остальные отмахиваются, отгоняя комаров.
— Как Ваня поет комариную песню?
— А как Эллина тихо поет?
— А громко Витя как поет комариную песню?
Затем ребята меняются ролями.
Ребята, в музыкальной комариной школе малыши – комары (их еще можно назвать иначе: вы ребята, а они… (комарята, вы ребятишки, а они (комаришки) исполняют сложные песенки,например:
За-за-за, зя-зя-зя потерял я ферзя
Зя-зя-зя, за-за-за прилетела стрекоза
Зю-зю-зю, зу-зу-зу не дразните козу
Давайте все вместе
Комарику очень понравилась эта песня
Ребята, комарик приготовил еще очень интересную игру! Давайте поиграем. Я называю вам слова, если в слове встречается звук з, зь – хлопаем в ладоши, а если нет, то сидим и молчим. Посмотрим, кто самый внимательный и сообразительный.Внимание приготовились:
Заря дуб стол зажигает звонок земля
Пирамидка кукла замок звенит телефон
Дом зеркало кровать платье зима
Золото пекарь повар загадка зонт
Спички телевизор зверь попугай пирамидка
Заяц зеленая загудела лампа шкаф машина.
— Ребята комарик приглашает погулять. На нашей прогулке встретилось дерево.Дерево хочет загадать загадку: чем оно пахнет.
— ребята, а какое сейчас время года?
Осенью листья опадают, а комарик очень любит листья на деревьях. Давайте слепим комарику листья на наших волшебных деревьях. Посмотрите лежат маленькие комочки пластилина, скатаем из них шарики, прилепим на ветки деревьев и растянем, чтобы получились красивые листики. Молодцы у всех получилось.
Теперь подарим наши волшебные вечно зеленые, с листьями деревья комарику. Комарик всю зиму будет жить на наших деревьях. Скажем комарику До свидания.
«Звук [з]». Интегрированная НОД по ОО «Коммуникация» (звуковая культура речи) в старшей группе МБДОУ Детский сад № 169 Калининского округа город Уфа Республика Башкортостан Звук «З». (Образовательная область «Коммуникация» (звуковая.
Тематическое планирование по развитию речи в первой младшей группе Тематика занятий по развитию речи в I младшей группе Тема занятий Программное содержание Сентябрь. 1. Дидактическая игра «Скажи «а». (Звуковая.
Презентация к уроку
Цели урока: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков С-З
– закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-З;
– закрепить навыки различения звуков С-З;
– автоматизация звуков С-З в слогах, словах и предложениях.
– развивать фонематический слух; развивать мелкую моторику.
– воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.
Оборудование: компьютерная презентация, предметные картинки, различные предметы
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята мы сегодня с вами познакомимся историей Старичка Звуковичка.
Отправился Старичок Звуковичок на самокате в парк. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: “З-з-з. ” Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: “С-с-с. ” Удивился Старичок Звуковичок и спросил у них: “Что случилось?” Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Попробуем им помочь.
Педагог. Давай вспомним песенку насоса.
Педагог. А теперь песенку комара.
Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха.
(Ребенок тренируется в произнесении этих звуков.)
Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложи ладошку к горлу и спой по очереди песенки насоса и комара. Когда поем песенку насоса, горлышко что делает?
Педагог. А когда поем песенку комара, что происходит?
Ребенок. Горлышко звенит.
Педагог. Эти звуки какие?
Ребенок. Оба эти звука согласные.
Педагог: Правильно, звуки [с] и [з] — согласные, только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий.
Задание 2. Игра “Насос и комар”
Игровой материал: предметные картинки, различные предметы.
Правила игры: Перед началом игры напоминаем, что звук З– песенка комара, а звук С – песенка насоса.
Затем в разных концах стола помещается два рисунка: на одном изображен комар, а на другом насос. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берет предмет, называет его, определяет, какой в нем звук: С и З и кладет предмет к картинке с насосом или с комаром.
III. Массаж ладоней с помощью грецкого ореха.
Цель: Развивать ручную умелось и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Вокруг земли луна летает,
А вот зачем – сама не знает.
Движения соответствуют тексту.
Задание 3. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з]:
са — за — са — звонкая оса;
су — зу — су — вазу я несу;
сы — зы — сы — у зайца есть усы;
за — са — за — сено ест коза;
зу — су — зу — я стою в тазу;
зы — сы — зы — у Зои мимозы.
Задание 4. Раскрась картинки: Необходимо раскрасить картинки находя одинаковые, схожие звуки.
Задание 4. Пальчиковые игры.
Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков
Зайка — скок, зайка — скок!
За кусток — и молчок.
Из-за кустика выглядывает,
На ребятушек поглядывает.
Зоя пальчиком грозит,
Зайке спрятаться велит:
“Бродит серый волк в лесу,
Он поймал вчера козу.
Та его — рогами в бок!
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать,
По кустам его гонять!
Волк помчался по дороге,
И едва унес он ноги!”
“Зайка” из пальцев скачет по столу.
Кисть левой руки — куст, кисть правой — зайка. Он прячется за куст.
Зайка выглядывает из-за куста.
Погрозить зайке пальцем.
Пальцами правой руки показать волка, пальцами левой руки — козу.
Коза бодает ладонь правой руки.
Коза бодается.
Вокруг кустов бегает волк.
Пальцами пробежаться по столу.
Задание 5. Игра “Доскажи словечко”.
Цель: различение звуков [с] и [з] в словах.
Злая фея похитила некоторые слова в стихотворениях. Давай попробуем их вернуть обратно.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла. (зима).
И в море купаются,
И нет у них щетинки,
А все называются
Они — морские. (свинки).
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок —
Взрослая. (собака).
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)
IV. Игра на концентрацию внимания:
Дети положения сидя, ноги вместе выполняют движения ладонь кулак и одновременно повторяют слова:
Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь спор, здесь шум.
Кто взял ключи от буфета,
В которой на полке лежали конфеты!
Оля взяла! (имена детей берутся те, которые участвуют в этом)
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Маша взяла!
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Руслан взял!
Кто Я?
Я не брал.
А кто?
Марсель взял!
Кто Я?
Я не брал.
Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь нет ключей от буфета,
А мыши на полке доели конфеты.
Зум-Зум-Зум-Зум.
Стих спор, стих шум. (Говорят тихим голосом).
V. Итог занятия:
Спасибо вам детки помогли мы зайке и собаке. Выполнили все задания. А теперь давайте попросим фею превратить их обратно. Фея оценила как мы сегодня работали.
А логопед каждому прикрепляет на грудь значок: