Списание денег за электронную подписку: тонкости
Оплатила пробный доступ на три дня к информационному ресурсу. По окончании пробного доступа, оказалось, что это подписка, и с меня (без предварительного уведомления) списали деньги за продление доступа, который мне не нужен. Обязан ли поставщик заранее уведомлять о том, что будут списаны деньги по подписке? Могу ли я как-то вернуть деньги, если поставщик мне в этом отказывает? По условиям пользовательского соглашения возврат не предусмотрен, т.е. прописано, что пользователь не имеет права вернуть деньги.
В силу положений ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в заключении договора. Из данного принципа следует, что стороны имеют право согласовать любые условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом. Таким образом, при оформлении подписки на отдельные услуги необходимо изучить условия предоставления такой услуги.
По вопросу об уведомлении перед списанием денежных средств, все так же необходимо изучить пользовательское соглашение. По общему правилу, денежные средства со счета могут быть списаны только при наличии согласия (акцепта). Акцепт, в свою очередь, означает, что плательщик признает платежное требование правильным и подлежащим оплате.
На практике же пользовательские соглашения содержат положения об автоматическом списании денежных средств за платную подписку в первый день после окончания пробной версии на регулярной основе. Для того чтобы избежать списания денежных средств со своего счета, необходимо заблаговременно отказаться от использования данных услуг.
Вернуть денежные средства возможно путем направления претензии поставщику услуг, а если в досудебном порядке ваш вопрос не удастся решить, то следует уже в судебном порядке доказать неправомерные действия со стороны лица, предоставляющего услугу.
Согласно ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» заказчик вправе отказаться от исполнения договора в любой момент до исполнения обязательства, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Таким образом, денежные средства должны быть возвращены за неиспользованный период действия подписки. Если же возврат денежных средств не будет осуществлен, то это приведет к неосновательному обогащению со стороны поставщика услуги, что противоречит положениям действующего законодательства.
В случае если по условиям пользовательского соглашения не предусмотрен возврат денежных средств за неиспользованный период, то необходимо в суде оспорить данное положение как противоречащее действующему законодательству и просить суд взыскать денежные средства за неиспользованный период.
Добро пожаловать в интернет, котятки. Как вернуть деньги за «бесплатную» услугу?
Помните растение под названием росянка? Ему не повезло уродиться на бедных болотистых почвах, поэтому все нужные микроэлементы росянка получает, поедая насекомых. Изворотливое растение на вид вполне безобидно и даже привлекательно — на кончиках ворсинок блестят капельки росы. Незадачливая любопытная муха обязательно сядет на листик, чтобы поинтересоваться: что так вкусно пахнет, да ещё и блестит. Так муха становится обедом для росянки. Интернет, как болото. Незадачливый пользователь молниеносно лишается денег, став жертвой красивого сервиса.
Схема по привлечению незадачливых и любопытных работает не только в мире насекомых, но и в мире людей. Интернет-сервисы широко распространяют красивую рекламу, предлагая дни, а то и целые месяцы бесплатной подписки, скидки на пробный период и прочие акции. Но стоит только пользователю ввести номер карты, он влип. Сервис начнёт регулярно списывать деньги, а пользователь в панике метаться, пытаясь вернуть деньги за услугу, которая ему оказалась не нужна. Либо забудет о ней и будет регулярно терять деньги. Давайте разбираться, можно ли вернуть средства, списанные за автопродление ненужной подписки.
Как навязывается автоподписка?
Давайте посмотрим на примере одного из онлайн-кинотеатров, как мы соглашаемся на бесконечное списание денег со своего счёта, сами того не замечая.
Прекрасное предложение — месяц фильмов и сериалов всего за 39 рублей. Жмём. Сервис предлагает нам прочитать пользовательсткое соглашение, а уже после этого продолжить регистрацию. Обратите внимание на формулировку, указанную на кнопке «Прочитано, соглашаюсь». Кто читает пользовательские соглашения в интернете перед тем, как завершить регистрацию на сайте?
Между тем сказано, что подписка — бессрочная услуга за периодическую абонентскую плату. Услуга действует до тех пор, пока пользователь от неё не откажется. То есть, однажды подписавшись, будешь платить деньги каждый месяц или год (в зависимости от выбранного способа оплаты).
К чести этого онлайн-кинотеатра надо сказать, что он стал предупреждать об автопродлении и полной стоимости услуги, хотя ещё несколько месяцев назад этого не было.
Итак, никаких галочек типа «включить/выключить автопродление» нет, пользовательское соглашение предполагает списание денег по умолчанию. Нажимая кнопку согласия с условиями, клиент даёт акцепт на периодическую оплату услуги.
Не нравится сервис, передумал пользоваться — отключай. Сайт честно об этом предупредил, добавив, что незнание пунктов соглашения не освобождает пользователя от обязанности платить.
Приложения доставят ещё больше проблем
Мы получили его денежки. Фото: yandex.ru
Обращаем внимание на нюанс автоподписки в приложении. Если плата взимается за само приложение, то венуть деньги можно через Google Play или App Store. На это даётся 120 дней. Обычно магазины приложений не задают лишних вопросов и делают возврат автоматически. Если подписка установилась на услуги самого приложения, то надо делать возврат уже через обращение к этому поставщику услуг.
Если деньги уже списали?
Все мы крепки задним умом и горазды говорить: надо было сделать так, а не иначе. Но если деньги за ненужную подписку всё-таки ушли с карты, надо не жаловаться и рассуждать, а решать вопрос с возвратом.
Первым делом следует направить поставщику услуг претензию — это будет попытка урегулировать спор в досудебном порядке. Если поставщик услуг отказался от возврата, сославшись на пользовательское соглашение и заранее данный акцепт, то, как говорят юристы, можно идти в суд.
Ссылаться можно на нарушение ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 закона «О защите прав потребителей». Нормативно-правовые акты предполагают, что «заказчик вправе отказаться от исполнения договора в любой момент до исполнения обязательства, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Получается, что за неиспользованную часть подписки деньги можно вернуть. Если поставщик услуг откажется, то это приведёт к «неосновательному обогащению», что запрещено законом.
Если владелец сервиса ссылается на свои собственные положения, то придётся через суд доказывать, что они противоречат действующему законодательству.
В суд из-за 200 рублей? А есть ещё способ?
Из-за списания 15 000 рублей в пользу годовой подписки можно сходить в суд, а из-за нескольких сотен рублей — не стоит (будет потрачено больше денег на проезд до суда).
Если всё-таки жалко денег, то можно воспользоваться чарджбэком, возвратным платежом. Это процедура оспаривания платежа по банковской карте, с которым человек не согласен.
В процедуре возврата денег через чарджбэк участвуют банк покупателя, банк продавца и платёжная система. Схема выглядит так:
Чарджбэк не даёт стопроцентной гарантии, что деньги вернутся, но шанс есть.
Делаем выводы
В интернете надо соблюдать ещё большую безопасность, чем на улице.
Возврат денег за подписку на сервисы
В последнее время появляется все больше сервисов, которые предлагают свои услуги в форме подписки. В этой статье мы расскажем, как отказаться от платной подписки и вернуть деньги, в том числе на таких популярных сервисах, как Яндекс.Плюс, Netflix, AppStore, IVI, Okko и Музыка ВКонтакте.
%%type:widget, id:content_pay, name:quiz%%
Оглавление
Чем регулируются платные подписки?
Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП) не содержит отдельных разъяснений относительно возврата денег за подписку. В судебной практике подписки рассматриваются как услуги. Поэтому к ним применяется статья 32 ЗоЗПП, которая позволяет пользователю в любой момент отказаться от подписки и получить назад деньги за вычетом стоимости фактически оказанных услуг. А при обнаружении каких-либо недостатков услуг пользователь вправе ссылаться на статью 29 ЗоЗПП и требовать в числе прочего возврата уплаченных средств.
Конкретные условия по возврату средств оговариваются каждым сервисом, предоставляющим платные услуги, в договоре (пользовательском соглашении, условиях пользования). Рекомендуем в момент приобретения услуги ознакомиться с этим документом (как минимум с разделом об оплате услуг): а вот автоматическое проставление “согласен” может привести к потере денег. Почему это важно, покажем на примере распространенной ситуации.
Многие сервисы предлагают пользователям оформить бесплатный пробный период для того, чтобы человек в течение определенного срока смог оценить возможности сервиса и принять решение о дальнейшем платном подключении. При оформлении бесплатной подписки сервис требует от пользователя ввести данные банковской карты, а также согласиться с условиями пользовательского соглашения. Загвоздка состоит в том, что сейчас практически все такие соглашения содержат условие о праве сервиса автоматически продлевать подписку и списывать оплату. И пользователь, указавший свои данные при регистрации на бесплатный период, после окончания этого периода может столкнуться с нежелательными списаниями со счета. Законно ли это? Суды в такой ситуации чаще всего принимают сторону сервиса при условии, что правила оплаты были четко прописаны в пользовательском соглашении, с которым пользователь был обязан ознакомиться при регистрации (пример такого судебного решения: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2021 № 88-2551/2021).
Большинство сервисов возвращают деньги за ошибочно оформленную подписку, если ей не пользовались. В остальных случаях, как правило, подписка отменяется на будущее, за текущий период списанные средства пользователю не возвращаются, но доступ к услугам сохраняется до окончания оплаченного периода.
Также пользователь вправе требовать возврата денег, если у него есть обоснованные претензии к качеству услуг: условия подписки не соответствуют описанию, материалы низкого качества и т.д.
По общему правилу для оформления возврата средств необходимо обратиться к сервису с письменной претензией, указав в ней причину возврата и подтвердив произведенное списание. Требования потребителей о возврате уплаченных за услугу денежных средств подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня их предъявления (п. 1 ст. 31 ЗоЗПП).
Если служба поддержки сервиса на претензию не реагирует, то можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Для ее подачи удобно использовать онлайн-приемную в интернете. Помимо обращения в Роспотребнадзор, вы вправе защищать свои права в суде.
В подробной инструкции «Возврат денег за подписку», подготовленной нашими юристами, вы найдете пошаговый план действий с учетом параметров вашей ситуации.
Это были общие правила. Но мы заглянули в пользовательские соглашения Яндекс.Плюс Netflix, AppStore, IVI, Okko и Музыка ВКонтакте и ниже рассказываем, какие правила предусматривают эти сервисы в отношении возврата средств за платную подписку.
Вернуть деньги за подписку Яндекс.Плюс
Яндекс.Плюс – это единая подписка на сервисы Яндекса. В нее входит доступ к приложению Яндекс.Музыка (бесплатное прослушивание, скачивание на телефон и доступ без подключения к Интернету), доступ к фильмам и сериалам на Кинопоиск, возможность копить и тратить баллы кешбэка в Яндекс.Такси, Яндекс.Драйв, а также на покупки в Яндекс.Маркет и Яндекс.Афиша.
Для того чтобы оценить подписку, сервис предлагает клиентам бесплатное оформление пробного периода. При оформлении необходимо привязать к аккаунту банковскую карту, а также согласиться с Условиями подписки, в которых есть несколько важных положений. Например, в соответствии с пунктом 2.9 Условий подписки Яндекс.Плюс, принимая данные условия, пользователь соглашается с тем, что подписка оформляется бессрочно. А согласно пункту 2.11 пользователь соглашается на периодическое автоматическое списание денег с его счета в оплату подписки.
При этом в Условиях указано, что пользователь может отказаться от подписки в любой момент через Личный кабинет. Подписка прекратится со дня, который следует за последним днем оплаченного периода. Если во время пробного периода вы решили не подключать услуги сервиса, то нужно отказаться от подписки до окончания этого периода. Иначе с вашего счета автоматически спишется оплата за покупку доступа на следующий месяц. Если при регистрации вы указали адрес электронной почты, то за три дня до окончания пробного периода вам придет письмо с инструкциями.
Отключить подписку удобнее всего через Личный кабинет. Заходите, открываете раздел Подписки, нажимаете на кнопку «Управлять подпиской», а затем на «Отменить подписку». Готово!
Если вы не успели совершить эту операцию до окончания пробного периода и деньги с вас уже списали, то ситуацию еще можно исправить и вернуть деньги. Как? Заходите на страницу Cлужбы поддержки Яндекса, выбираете характер проблемы и кнопку «Написать в службу поддержки». После этого будет открыта специальная форма, в которой попросят указать данные о списании денег с вашей карты (укажите первые и последние цифры номера карты, дату и время списания). Не забудьте поставить галочку напротив пункта «Я не пользовался подпиской и хочу вернуть деньги». К этой форме вы можете прикрепить дополнительные файлы. Мы советуем прикрепить скриншот из онлайн-банка, чек об оплате (его могут прислать на электронную почту) и скриншот Личного кабинета Яндекс.Плюс.
Служба поддержки Яндекс.Плюс должна ответить на ваше обращение в течение нескольких дней. Если не будет спорных моментов, то сервис вернет вам стоимость подписки в течение 5-7 рабочих дней (зависит от конкретного банка).
Как вернуть деньги за подписку Netflix
Согласно пункту 3.4 Условий пользования Netflix (доступны на английском языке) отменить подписку на Интернет-сервис можно в любое время в разделе «Account» (далее выбираем кнопку «Membership & Billing», далее «Cancel membership»). Доступ сохранится до конца отчетного периода, а потом ваша учетная запись будет закрыта.
Если уже после отмены подписки у вас списали деньги, то рекомендуем обратиться в контактный центр. На сайте Netflix можно найти страницу Центра поддержки на русском языке, но если вы захотите связаться с центром и решить вопрос возврата средств, то нужно будет начать «живой» чат на английском языке (start live chat). Сотрудники отвечают в нем достаточно быстро, чат закрывается, если вы оперативно не реагируете на сообщения.
Перед открытием чата следует подготовить скриншоты из Личного кабинета (подтверждающие, что вы закрыли учетную запись) и онлайн-банка (о списании денежных средств). Кратко объясните ситуацию, указав, что хотите вернуть деньги. Сотрудники могут попросить подтвердить адрес вашей электронной почты, а также изменить пароль в Личном кабинете, чтобы избежать автоматического возобновления доступа, если кто-то из семьи случайно зайдет на страницу сервиса. Возврат полной стоимости может занять до 30 дней.
Как вернуть деньги за подписку в AppStore
С условиями пользования подписками можно ознакомиться на странице Apple (доступны на русском языке). Отменить подписку получится через iPhone/iPad в приложении «Настройки», выбрав свои данные и нажав на кнопку «Подписки», далее «Отменить подписку».
Если вы хотите вернуть деньги за покупку или подписку в AppStore, то необходимо подать заявку через специальный сайт http://reportaproblem.apple.com/. На сайте вводите свой Apple ID и пароль, далее открывается список доступных подписок и покупок. Выбираете нужную подписку и нажимаете на кнопку «Сообщить о проблеме». Открывается образец для заполнения, в котором нужно указать, что вы хотите запросить возврат средств. Отправлять запрос «без объяснения причин» не советуем. Из предложенных вариантов нужно выбрать наиболее подходящий (подписка оформлена случайно; не был оформлен отказ до окончания бесплатного периода и т.д.). В течение 48 часов сервис обязан отреагировать на ваш запрос. При положительном ответе деньги должны вернуть. Срок возврата средств будет зависеть от способа оплаты (например, на банковскую карту деньги поступят в течение 30 дней).
Как отменить подписку IVI и вернуть деньги
Как и в большинстве сервисов, после окончания пробного периода подписка на онлайн-кинотеатр IVI автоматически продлевается и сопровождается списанием денег с карты. В Пользовательском соглашении онлайн-кинотеатра IVI указано, что пользователь вправе в любой момент отказаться от подписки через Личный кабинет (раздел «Управление подпиской»). Возврат также можно оформить, если из-за неполадок на сервисе пользователь не мог получить доступ к контенту в течение 30 дней (п. 6.14).
Как это сделать? По правилам соглашения нужно направить письменное заявление (претензию) с приложением чека об оплате (по почте или курьерской службой) по адресу: 127015, г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, д. 23 строение 5 (4 этаж, кабинет 408). Образец заявления сервис не предоставляет, но вы можете получить претензию с помощью нашей инструкции.
Также с претензией можно обратиться на электронную почту support@ivi.ru. При этом пользователь должен предоставить документы, подтверждающие обоснованность претензии, а также указать свои учетные данные на сервисе (п. 10.6). Рекомендуем перед отправкой претензии уточнить детали в контактном центре IVI по телефону 8 800 234 49 23.
Как вернуть деньги за подписку Okko
Okko – это еще один онлайн-кинотеатр. В начале пользователь может оформить тестовый доступ к контенту (сроком на 1 месяц). Сделать это удастся исключительно при условии привязки банковской карты к учетной записи пользователя. Активируя тестовый доступ, пользователь соглашается с автоматическим списанием стоимости платного доступа, которое происходит сразу после окончания тестового периода (пункт 5.8 Пользовательского соглашения). Однако пользователь вправе отказаться от продления подписки и отвязать свою карту в настройках учетной записи (пункт 6.18). Управлять подпиской (отключить автопродление) можно через раздел «Настройки» в Личном кабинете, а в разделе «Оплата услуг» можно выбрать пункт «Мой счёт» и отвязать карту.
Относительно возврата денежных средств (в том числе ошибочных платежей) в Пользовательском соглашении сказано следующее: на основании обращения пользователя в службу поддержки деньги могут быть возвращены на лицевой счет (в сервисе). Для возврата нужно будет подтвердить, что именно вы являетесь владельцем данного лицевого счета. Что касается возврата денег на банковскую карту, то он возможен по письменному заявлению (претензии) с указанием реквизитов банковского счета, а также при условии предоставления копии документа, удостоверяющего личность (пункт 6.27). Также сервис вправе потребовать чек об оплате (выписку о снятии денежных средств). Адрес для отправки документов: ООО «Окко», 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, дом 126, лит. Б, пом. 53-Н (указан в пользовательском соглашении).
Перед тем как отправлять заявление, советуем связаться со службой поддержки по телефону 8 800 700 55 33 или по электронной почте (mail@okko.tv). Практика показывает, что служба поддержки в большинстве случаев оформляет возвраты именно таким способом. Подлежащие возврату денежные средства переводят в течение несколько дней (в зависимости от банка).
Как вернуть деньги за подписку Музыка ВКонтакте
Были времена, когда слушать музыку ВК допускалось безо всяких ограничений. Сейчас есть реклама и ограничения по времени. Преодолеть их помогает платная подписка (бесплатная в течение первого месяца).
Способ отказа от подписки зависит от того, где вы ее купили. Если через приложение ВКонтакте на IOS, то нужно зайти в AppStore с использованием своего AppleID и отключить ее в соответствующем разделе. Если у вас приложение на Android, то заходим в Google Play и отменяем подписку там. Служба поддержки ВКонтакте указывает на своей странице, что деньги за текущую подписку они не возвращают. Отмена происходит на будущее, а доступ будет сохранен до конца оплаченного периода.
Если же вы подключили подписку случайно или не хотите ей пользоваться после окончания пробного периода, то рекомендуем написать в службу поддержки (нажимаете на свое фото, а затем на раздел «Помощь», выбираете категорию «Музыка»). Оставить запрос можно под пунктом «Как отменить подписку на музыку», нажав на кнопку «Это не решает мою проблему», далее «У меня остались вопросы», «Задать вопрос». После всех этих несложных операций откроется форма, где можно будет подробно описать ваш случай и указать, что вы хотите получить деньги обратно. В течение какого времени ждать ответа? Обычно службе поддержки ВКонтакте на ответ уходит не больше 24 часов (зависит от текущей нагрузки).
Претензия о возврате денежных средств
%%type:widget, id:content_pay, name:quiz%%
Если ответной реакции от службы поддержки указанных выше сервисов не поступает, то вы можете направить в их адрес претензию о возврате денежных средств.
По закону ответить на такую претензию сервис должен в течение 10 дней. Стоит отметить, что на подобные заявления сервисы часто реагируют быстрее, чем на обычное обращение через формы-образцы на сайте. Если все же и это не помогло, то вы вправе обратиться в Роспотребнадзор с жалобой, а также с иском в суд.
Если сервис не реагирует, а деньги с вашего счета продолжают списываться, то вы вправе обратиться в банк и опротестовать операцию по карте. Такая процедура называется чарджбэк (chargeback). Обратиться можно, если с момента списания средств прошло не более 18 месяцев. Образец заявления вам предоставят в банке. Укажите в нем данные нежелательного списания (размер, дату), а также причину. По закону решение о возврате средств будет приниматься на основании правил конкретной платежной системы (VISA, MasterCard, МИР). Самые распространенные основания для возврата средств:
Как вернуть деньги за подписку
Многие интернет-сервисы, работающие по модели подписки, требуют от пользователя ввести данные банковской карточки, которая будет привязана к аккаунту. Это, безусловно, упрощает процесс получения услуг. Но при этом можно не заметить, как с карточки начнут производиться нежелательные списания. В этой статье мы расскажем, как вернуть средства за подписку.
%%type:widget, id:content_pay, name:quiz%%
Оглавление
Сняли деньги за подписку. Как вернуть?
Специальных правил для возврата денег за подписку в России на данный момент нет. Опираться следует на общие положения Закона о защите прав потребителей, а также на условия пользовательского соглашения, с которыми вы соглашаетесь, приобретая услуги сервиса. Пользовательское соглашение (оферту) покупатели чаще всего пролистывают и просто ставят галочку напротив «Согласен». Мы советуем, если не хотите читать большой документ полностью, обращать внимание на пункты об оплате услуг, отказе от подписки и возврате денежных средств.
Примеры ситуаций, в которых вы вправе требовать возврата денег за подписку:
В судебной практике подписка рассматривается как услуга, а значит, к ней применяются требования Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП) в отношении оказания услуг. Согласно статье 29 ЗоЗПП при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе в том числе отказаться от договора и потребовать возврата уплаченных денежных средств.
По общему правилу для оформления возврата необходимо обратиться с претензией к продавцу услуг, указав в ней сумму, которую вы оплатили, причину возврата, недостатки подписки (если они есть). К претензии следует приложить копию чека об оплате, подтверждение, что деньги списали с банковской карты и т.д.
После этого подпишите претензию, отсканируйте и отправьте продавцу по электронной почте. В зависимости от интернет-сервиса, который снял деньги, можно выбрать и более удобный способ связи: через личный кабинет или службу поддержки.
В течение какого времени сервис должен вернуть деньги? Требования потребителя о возврате уплаченных за услугу денежных средств подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня их предъявления (п. 1 ст. 31 ЗоЗПП.
Если служба поддержки сервиса, который снял с вас деньги, не реагирует на вашу претензию (заявление о возврате), то вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Для ее подачи удобно использовать онлайн-приемную в Интернете, выбрав соответствующее территориальное подразделение по месту нахождения продавца (его юридический адрес можно найти на сайте или в пользовательском соглашении).
Помимо обращения в Роспотребнадзор, вы вправе защищать свои права в суде.
%%type:widget, id:content_pay, name:quiz%%
Это были общие правила возврата. А теперь рассмотрим процедуру возврата применительно к популярным приложениям и сервисам.
Можно ли вернуть деньги за подписку в приложении
Google Play
В соответствии с Правилами возврата платежей Google Play процедура возврата средств зависит от продукта, причины возврата и времени обращения.
Прошло не более 48 часов с момента, когда списали деньги
Если с момента оплаты приложения или покупки в нем прошло не более 48 часов, то вернуть деньги несложно. Нужно лишь быстро оформить заявку онлайн, указав данные Google-аккаунта, в котором была совершена покупка. Далее через Историю заказов выбрать нужную подписку, нажать кнопку «Запросить возврат средств» или «Сообщить о проблеме» и в открывшейся форме подробно описать причину возврата.
Обычно решение принимается быстро, но на сайте указано, что решение более сложных вопросов может занять до четырех рабочих дней. Если проблема связана не просто со случайной оплатой, а с ненадлежащим качеством контента, то сервис может предложить обратиться напрямую к разработчику приложения (его контактные данные обычно содержатся на странице приложения в Google Play в разделе «Дополнительная информация»).
Средства списаны с карты, хотя вы покупку не совершали
В данной ситуации обратиться в Google можно в течение 120 дней с момента транзакции. Это можно сделать либо через Историю заказов и форму запроса из предыдущего пункта либо через специальный раздел «Сообщить о несанкционированной покупке» (например, если в выписке по карте вы нашли списания, начинающиеся с комбинации GOOGLE*название приложения).
Возврат некоторых подписок
Что касается подписки на Google Music, то согласно правилам после начала действия подписки (например, начала нового месяца, который был оплачен) вернуть платеж уже нельзя. Отказаться от подписки удастся лишь на будущее. Доступ к контенту будет сохранен до конца оплаченного периода.
Платная подписка на YouTube Premium (YouTube Music Premium) может быть отменена в любой момент. После отмены плата перестает взиматься, но деньги за оставшийся период (часть стоимости) назад не вернут. Просто доступ к сервису будет открыт до конца платежного цикла. Запросить возврат средств (форма для возврата в Интернете) можно в случае, если с купленной подпиской возникнут проблемы (не было доступа, возникали ошибки, ненадлежащее качество и т.д.).
Кроме того, Google возвращает средства только за активные подписки, но не за истекшие. К примеру, вы по ошибке подписались на полгода, но только после окончания этого периода решили вернуть всю сумму сразу и обратились в службу поддержки Google. В этой ситуации вероятнее всего придет отказ.
Apple
Что касается покупки подписок в магазинах App Store, iTunes Store, то тут также действует особые правила. Запросить возврат денег за подписку можно через специальный сайт http://reportaproblem.apple.com/. Для оформления запроса необходимо ввести Apple ID и пароль. Рядом с приложением/подпиской нужно выбрать раздел «Сообщить о проблеме». Далее вы указываете, что хотите запросить возврат средств, и выбираете либо предложенную причину из списка (оформление подписки произошло случайно, покупка была сделана случайно и т. д.), либо собственную причину и отправляете запрос. В течение 48 часов Apple обязан предоставить ответ. Когда деньги вернут обратно? Это будет зависеть от способа оплаты (возврат полной стоимости на банковскую карту – до 30 дней, возврат на счет Apple ID – до 48 часов).
Возврат денег за подписку в различных сервисах
Яндекс.Плюс
Решили воспользоваться услугами Яндекс.Плюс? Внимательно ознакомьтесь с пользовательским соглашением и условиями подписки. Так, согласно пунктам 2.9 и 2.11 Условий подписки Яндекс.Плюс пользователь соглашается, во-первых, на бессрочное оформление подписки, а во-вторых, на периодическое автоматическое списание денег с его счета в оплату подписки.
Отказаться от подписки пользователь может в Личном кабинете, она прекратится со дня, следующего за последним днем оплаченного периода. А вот чтобы вернуть деньги, потребуется обратиться в службу поддержки и заполнить специальную форму. Укажите в ней характер проблемы, данные о последнем списании денег с карты (первые и последние цифры карты, дату и время списания) и не забудьте поставить галочку напротив пункта «Я не пользовался подпиской и хочу вернуть деньги». К заявке вы можете прикрепить необходимые документы (скриншоты из приложения банка, личного кабинета Яндекс.Плюс). Ответ должен прийти в течение нескольких дней, а срок возврата денег будет зависеть от вашего банка (обычно 5-7 дней).
Онлайн-кинотеатр IVI
Пользователь может в любой момент отказаться от подписки на данном сервисе (ищите раздел «Управление подпиской ivi» в личном кабинете), и доступ к контенту прекратится сразу после окончания оплаченного периода (пункт 6.3 Пользовательского соглашения). Пробный период не должен вводить в заблуждение: по его истечении платная подписка будет подключена автоматически и, соответственно, произойдет списание оплаты. Чтобы этого избежать, пользователю следует заранее, до окончания пробного периода, отключить подписку (через личный кабинет).
Если услуги были оплачены, но не были оказаны в течение 30 дней из-за неполадок на сервисе, то пользователь имеет право требовать возврата уплаченной суммы. Возврат ошибочно уплаченных денежных средств за подписку также возможен. В обоих случаях возврат производится на основании письменного заявления, направленного по почте или курьерской службой с приложением копии чека об оплате.
Перед тем как направлять письменное заявление, вы можете обратиться в службу поддержки (support@ivi.ru либо по телефону горячей линии 8 800 234 49 23). Если нет спорных моментов, то решить вопрос с возвратом денег за подписку, вероятно, получится дистанционно, без обращения с письменным заявлением.
Сервис ЛитРес (электронные книги и аудиокниги)
Автопродление подписки на сервисе ЛитРес можно отключить через личный кабинет на сайте (или в приложении) в разделе «ЛитРес: Абонемент», нажав на кнопку «Отменить автопродление». Отказаться от покупки в ЛитРес можно в течение 14 дней при условии, что вы не начали чтение и не скачали электронную книгу. Отказаться от услуги Абонемент также можно в течение 14 дней с даты совершения оплаты при условии, что вы не получали книгу из персональной подборки и не воспользовались скидкой.
Процедура возврата следующая: необходимо обратиться с запросом (претензией) на адрес help@litres.ru, указав логин, причину возврата, данные об оплате, дату покупки (чтобы подтвердить соблюдение 14-дневного срока), а также реквизиты для возврата денежных средств.
Судебная практика
Суд рассматривал иск гражданки А., которая оплатила месячную подписку на ЛитРес, а затем с её карты стали автоматически списываться деньги за дальнейшую подписку. На требование о возврате списанных средств сервис не ответил. Суд первой инстанции указал, что правила об автоматическом продлении содержались в договоре публичной оферты, с условиями которого А. согласилась путем введения данных банковской карты и оплаты первого месяца подписки. Отменить платное продление можно было в любой момент в настройках. В удовлетворении требований гражданки А. мировой суд отказал, с ним согласились суды апелляционной и кассационной инстанций (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2021 № 88-2551/2021).
Вывод из всего этого такой: обязательно просматривайте условия подключения и оплаты услуг сервисов и приложений, чтобы быть в курсе их платежной политики и не потерять деньги. Но если с вами уже произошла неприятная история, воспользуйтесь нашей подробной пошаговой инструкцией «Возврат денег за подписку», она поможет вам грамотно защитить свои права. Также на нашем сайте можете узнать, как вернуть товар по закону о защите прав потребителей или обжаловать штраф ГИБДД за нарушение правил дорожного движения.