Белогорская крепость в романе «Капитанская дочка»: описание в цитатах
В Белогорской крепости служит главный герой романа, Петр Гринев.
Белогорская крепость находится в Оренбургской губернии, в 40 верстах от Оренбурга. Начальником крепости является капитан Миронов.
Иногда крепость в «Капитанской дочке» ошибочно называют Белгородской, но на самом деле крепость зовется Бело гор ской (от слова «гора»).
Ниже представлена цитатная характеристика Белогорской крепости в романе «Капитанская дочка» Пушкина.
Белогорская крепость в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание в цитатах
«. в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость. «
«. Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика*. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. «
«. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» – спросил я с удивлением. «Да вот она», – отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.(*река Урал называлась рекой Яик до 1775 года)
«. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость. «
«. Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз‑кайсацких степей. «
«. Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости. «
«. Будьте исправны, учредите караулы да ночные дозоры; в случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. Ты, Максимыч, смотри крепко за своими казаками. Пушку осмотреть да хорошенько вычистить. «
«. Злодей‑то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда. «
«. Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем. Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной. «
«. Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать. «
«. поезжай в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине. «
«. Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев: авось и от Пугачева отсидимся. «
«. Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости. Половина избы занята была семьею Семена Кузова, другую отвели мне. Она состояла из одной горницы довольно опрятной, разделенной надвое перегородкой. «
«. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста. «
«Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.»
Это была цитатная характеристика Белогорской крепости в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание в цитатах.
Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка»: пишем сочинение
Одним из произведений школьной программы, написанным русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным, является «Капитанская дочка». В этой статье мы разберем значение места, в котором юнец Петруша духовно вырос и превратился в мужчину Петра Гринева. Это Белогорская крепость. Какую роль она играет в общем замысле произведения? Давайте разбираться.
Как создавалось произведение?
Перед тем, как переходить к вопросу о том, какие же сюжетные и смысловые функции выполняет Белогорская крепость и все эпизоды, которые имели в ней место, необходимо обратиться непосредственно к истории создания повести. Ни один анализ художественного произведения не может обойтись без разбора событий, послуживших импульсом к созданию того или иного творения, без поиска реальных прототипов героев.
Истоки романа уходят в середину 1832 года, когда Александр Сергеевич впервые обращается к теме восстания Емельяна Пугачева 1773-1775 гг. Сначала писатель получает доступ к секретным материалам с разрешения властей, затем, в 1833 году, отправляется в Казань, где ищет современников тех событий, уже ставших стариками. В результате, из собранных материалов сложилась «История Пугаческого бунта», вышедшая в 1834 году, но не удовлетворившая художественных изысканий Пушкина.
Мысль непосредственно о крупном произведении, с героем-отщепенцем в главной роли, который оказался в пугачевском лагере, зрела у автора еще с 1832 года, во времена работы над не менее известным романом «Дубровский». Вместе с этим, Александр Сергеевич должен был быть предельно осторожен, ведь цензура из-за любой мелочи могла посчитать подобное произведение «вольнодумным».
Прототипы Гринева
Существенные составляющие повести неоднократно менялись: в течение некоторого времени Александр Сергеевич искал подходящую фамилию для ключевого персонажа, пока в конце концов не остановился на Гринёве. Кстати, такой человек действительно числился в реальных документах. Во времена восстания он подозревался в сговоре со «злодеями», но в результате был из-под ареста освобожден в связи с недоказанностью его вины. Однако прототипом главного героя выступил другой человек: изначально предполагалось взять подпоручика 2-го гренадерского полка Михаила Швановича, однако позже Александр Сергеевич остановил выбор на другом участнике описываемых событий, Башарине, который был взят восставшими в плен, но бежал, и в итоге стал сражаться на стороне усмирителей бунтовщиков.
Вместо задуманного одного дворянина на страницах книги их появилось два: к Гриневу добавился и антагонист Швабрин, «гнусный злодей». Сделано это было с целью обхождения цензурных препятствий
Каков же жанр?
Произведение, в котором Белогорская крепость будет играть существенную роль, самим автором трактовалось как исторический роман. Однако сегодня большинство исследователей литературоведения ввиду небольшого объёма литературного произведения, относят его к жанру повести.
Белогорская крепость: как она выглядела?
Крепость появляется в повествовании после того, как главный герой, Петруша Гринёв, достигает возраста 16 лет. Отец решает отправить сына на службу в армию, о которой молодой человек думает с радостью: он предполагает, что его отправят в Петербург, где он сможет продолжать вести разгульную, веселую жизнь. Однако все оборачивается несколько иначе. Где же в результате оказывается молодой Гринёв? В Белогорской крепости, которая, однако, оказалась даже хуже, чем представлял себе её юноша.
Расположенная в Оренбургской губернии, она, по сути, являлась деревушкой, окруженной деревянным бревенчатым частоколом! Здесь капитан Миронов, управляющий комендант, который, по мнению Петруши, должен был быть твердым, суровым, строгим стариком, оказался ласковым и мягким, встретил молодого человека по-простому, словно сына, а воинские учения и вовсе проводил в «колпаке и в китайском халате». Храброе войско сплошь состояло из старых инвалидов, которые не могли запомнить, где находится право, а где лево, а единственным защитным орудием в крепости была старая чугунная пушка, из которой неизвестно, когда стреляли в последний раз.
Жизнь в Белогорской крепости: как меняется отношение Петра
Со временем, однако, Гринёв поменял свое мнение по поводу Белогорской крепости: здесь он занимался литературой, его окружали добрые, светлые и мудрые люди, с которыми он любил беседовать, – особенно это относилось к семье Миронова, то есть к самому коменданту, его жене и дочери Маше. К последней у Петра вспыхнули чувства, из-за чего юноша встал на защиту чести девушки и своего к ней отношения перед подлым, завистливым, ревнующим Швабриным.
Между мужчинами произошла дуэль, в результате которой Гринёв был нечестно ранен, однако это лишь еще больше сблизило его с Машей. Несмотря на отсутствие благословения со стороны отца Петра, возлюбленные продолжили оставаться верными друг другу в словах и поступках.
После завоевания крепости Емельяном Пугачевым и его бандитской шайкой идиллия рушится. Вместе с тем Петр продолжает помнить и чтить проведенные здесь лучшие минуты своей жизни и не предает это место даже после того, как оно оказывается в руках восставших. Он наотрез отказывается присягнуть на верность Пугачеву, и даже страх смерти не пугает его. Главный герой готов последовать за комендантом и другими убитыми защитниками крепости. Однако предводитель восстания соглашается пощадить Гринева за его добропорядочность, честность, верность чести.
Окажется Гринев в Белогорской крепости, сочинение о которой развернуто представлено в этой статье, и после описываемых событий, ведь сюда он вернется для того, чтобы спасти любимую Машу, захваченную перебежчиком Швабриным. Как видно, крепость является одним из центральных мест в произведении. Здесь происходит большое количество важных, с точки зрения сюжета и развития действия, эпизодов.
Значение
Сочинение «Белогорская крепость» не может закончиться без описания значения этого места в смысловой структуре повести. Крепость – это одна из важнейших составляющих становления личности героя. Именно здесь происходит встреча Гринёва с серьезной любовью, здесь он сталкивается с врагом. В результате именно в стенах крепости Петр из мальчика превращается в зрелого человека, мужчину, способного нести ответственность за совершаемые поступки.
Здесь он задумывается о многих подлинно философских материях, например о смысле жизни, о чести, о ценности жизни человека. Здесь окончательно выкристаллизовывается его нравственность и чистота.
Очевидно, что лучшего места просто нельзя было придумать – пушкинский гений показал, что не так важен внешний вид, как сама жизнь, быт, традиции, культура определенного места. Белогорская крепость является элементом, аккумулирующим в себе все подлинно русское, народное, национальное.
Белогорская крепость в жизни Петра Гринева из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Прототип крепости
Прототипом Белогорской крепости, описанной в романе, послужила крепость Татищево — место героического сражения бунтовщиков в годы Пугачевского восстания.
В романе она находилась в 40 километрах от Оренбурга и была вверена в управление коменданту Миронову в воинском звании капитана. О внешнем виде и расположении оплота восставших крестьян известно следующее:
История Гринева до службы
Повествование в произведении ведется от лица Петра Гринева. Он рассказывает о годах своей молодости, будучи в преклонном возрасте. Известно, что он овдовел, испытывает ностальгию о прошлом, и хочет выговориться. Лучшее средство для этого — перо и бумага, которым Петр доверяет свою историю.
Детство юного Пети в родительском поместье в Симбирской губернии до поступления на службу в крепость было однообразным, сытым и беспечным. До рождения он был записан на службу в классы Семеновского полка Петербурга. Рос недорослем, гоняя голубей с соседскими мальчишками. К двенадцати годам он хорошо изучил качества борзых собак и стал учиться у месье Бопре, выписанном из Москвы.
Преподаватель Пети частенько напивался до потери сознания и неровно дышал к слабому полу, за что в итоге был уволен. В Белогорскую крепость Гринева отправили по воле отца в возрасте 16 лет. В дороге он встретил Емельяна Пугачева — еще никому не известного беглого казака. Начался буран, и Пугачев согласился проводить Петра и его крепостного слугу Савельича в трактир, за что получил вознаграждение — заячий тулуп юноши.
Жизнь героя до осады
Описание Белгородской крепости из «Капитанской дочки» дает понять, что она была тихим дальним местом, куда новости из столицы приходили с большим опозданием. Неудивительно, что юноше, мечтавшему вырваться во взрослую жизнь, перспектива службы здесь казалась весьма скучным делом. Он представлял грозные башни, валы, однако очутился в деревушке меленькими домишками и узкими дорогами. Здесь, среди «дружелюбного хрюканья свиней» ему предстояло провести лучшие годы.
Становление личности главного героя тесно связано с событиями, происходящими во время службы. При всей своей домашней обстановке крепость все же была военным бастионом. Однако ничто здесь не могло поспособствовать обучению Гринева военному делу:
Однако жизнь Гринева до начала осады крепости Пугачевым оказалась намного интересней, чем он представлял. Она изменила характер героя в положительную сторону, помогла ему окрепнуть духом, стать более ловким и сильным.
Постепенно Гринев узнает людей, с которыми живет и трудится, принимает и одобряет свою жизнь в глуши. Здесь ему суждено встретить любовь — Машу Мирону, дочь капитана крепости. Однако и нажить себе врага в лице соперника, Алексея Швабрина.
Маша — простая и скромная девушка, которая знает себе цену. Она отвергла ухаживания Швабрина, но Гриневу ответила взаимностью. Любовь к ней дала Петру возможность ощутить свой истинный долг — оберегать возлюбленную, а с нею и всю крепость. Это место стало для него не просто точкой на военной карте. Здесь обитает счастье, за которое нужно бороться до конца.
Вступая в рассуждения с простыми людьми, которые были приветливы и внимательны, герой открыл для себя другую сторону жизни. Общества, к которому он привык, здесь не было, но он ничуть не жалел об этом. То, чем занимался Гринев в крепости, ему нравилось: он беседовал с соседями, писал сочинения, побывал на дуэли со Швабриным, где был ранен, участвовал в подготовке к осаде. Его больше не привлекали военные парады, блестящая карьера, шумные балы. Единственной отрадой стала Маша, к которой стремилось его сердце.
Браку между Петром и возлюбленной, которая ухаживала за ним после ранения, не суждено было сбыться. Узнав о поединке из письма Швабрина, отец рассердился и воспротивился его союзу с бесприданницей. Это привело к охлаждению отношений: Маша старалась избегать Петра, и он больше не посещал семью Мироновых. Пришла беда и в саму крепость: она была захвачена пугачевским войском во время бунта, который историки охарактеризовали, как «бессмысленный и беспощадный».
События после бунта
Падение крепости — переломный момент в произведении. Многие ее обитатели не стали противиться судьбе и сразу признали власть Емельяна Пугачева. Однако комендант Миронов и служилый Иван Игнатьевич, остались верны долгу и преданы родине. Их повесили на глазах у всех за непокорность «истинному императору». Василиса Егоровна, супруга коменданта, отправилась на казнь вместе с мужем. После взятия крепости и скорого суда Гринев также оказался среди смертников. Однако во время пути к эшафоту произошло событие, которое спасло ему жизнь.
Преданный слуга Савельич бросился в ноги Пугачеву с просьбой помиловать барское дитя. Емельян согласился с условием, что молодой человек примет его власть. Однако Петр остался преданным императрице Екатерине II. Рассерженный Пугачев все же отпустил Петра, вспомнив давнюю встречу и подаренный барским сыном заячий тулуп.
Гриневу было больно смотреть на гибель людей, которые стали ему близки. На его глазах были убиты защитники крепости. Смелость и преданность Петра отчизне восхитили Пугачева, и он отпустил молодого человека. Однако связь героя с крепостью не разорвалась. Он уехал не навсегда: узнав, что возлюбленную держит в плену Швабрин, переметнувшийся на сторону участников восстания, он вернулся назад, имея план ее спасения.
Получив заступничество Емельяна Пугачева, герой увез сироту из крепости. Однако на этом испытания не закончились. По доносу Швабрина героя арестовали правительственные войска и приговорили к казни, заменив впоследствии ее на вечное поселение в Сибири.
После этого Маше было суждено приехать на аудиенцию к Екатерине II и вымолить прощение своему жениху. Она рассказала, что Гринев не смог оправдаться во время суда лишь потому, что не хотел впутывать ее.
Жизненные уроки
В финале романа торжествует добро. Герои счастливы вместе и благодарны судьбе. Белогорская крепость помогла им обрести светлое чувство, которое лишь окрепло после всех испытаний. Она выступает важною частью произведения, имеет большое значение для становления личности героя. Здесь он впервые встретил любовь, принял бой, столкнулся с недоброжелателями. Каждое испытание сделало его сильнее и привело к становлению цельной личности.
Пережитые к крепости события помогли стать Гриневу человеком, ответственным за свои поступки. Здесь ему пришлось столкнуться с предательством, задуматься о чести, ценности жизни, здесь окончательно выкристаллизовались такие качества, как нравственность и чистота. Отношение героя к месту постоянно менялось:
Белогорская крепость в романе аккумулирует все подлинно русское, народное, национальное. Гений Пушкина сумел показать, что важен не внешний вид, а быт, традиции и культура определенного места. Благодаря влиянию народа Петр Гринев вырос честным, принципиальным и верным родине.
«Капитанская дочка» Пушкина: почему крепость — Белогорская?
Главное место действия в итоговом произведении Пушкина «Капитанская дочка» — Белогорская крепость. Это тем более важно, что само название — Белогорская — появилось лишь в печатном тексте «Капитанской дочки» (четвертый том «Современника» за 1836 год); в беловом автографе повести название отсутствует, вместо него — две звездочки: «** крепость» [Пушкин 1995: 866–903], из чего понятно, что название долго обдумывалось 1
В отличие от «Истории Пугачева», где все названия крепостей реальные, в «Капитанской дочке», наряду с реальными названиями: Нижнеозерная, Татищева,Пушкин вводит вымышленное название одной из крепостей «в сорока верстах от Оренбурга»Белогорской крепости. Примечательно, что среди крепостей, упомянутых в «Истории Пугачева», есть в 75 верстах от Оренбурга Красногорская крепость, а также Горская [Пушкин 1995–1996: 866, 835]. Эти имена могли послужить Пушкину образцом для Белогорской. Откуда же такое название?
Н. Измайлов считает, что в имени Белогорской крепости отразились личные впечатления Пушкина во время его оренбургского путешествия 1833 года (они, уверен ученый, вообще играли важную роль при написании «Капитанской дочки»): «Вид меловых гор на берегу Урала, который Пушкин наблюдал по дороге из Оренбурга в Уральск, дал название Белогорской крепости в «Капитанской дочке», исторически не известной, но соответствующей по положению Татищевой» [Измайлов 1975: 299]. Но о меловых горах не говорится в «Капитанской дочке», значит, не хотел Пушкин такой связи в сознании читателя. 1 Кроме того, непонятно, почему именно эта деталь уральского пейзажамеловые горытак привлекла внимание Пушкина. Скорее всего, впечатление от меловых гор на Урале если и привело к названию «Белогорская», то лишь потому, что «легло» на какую-то более раннюю и важную картину белых гор, раз дало название главному, по существу, месту действия в повести. А это сильное впечатление, надо полагать, возникло у Пушкина на Кавказе.
В письме к Л. Пушкину от 24 сентября 1820 года поэт писал о своем восхождении на горы Кавказа: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмногоБешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной» [Пушкин 1996a: 17–18]. Во время путешествия по югу с семьей Раевских Пушкин испытывал счастье не только от пребывания «в кругу милого семейства», но и от созерцания великолепной природы: «…счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение,горы, сады, море…» [Пушкин 1996a: 19]. Небо и горы, заметим, поставлены на первое место; вообще во мнении читателей Пушкин был тогда «певцом Кавказа», а следовательно, гор. Это свое счастливое состояние в виду кавказских гор он запомнил навсегда (в 1836 году он напишет историку и этнографу В. Сухорукову в Пятигорск: «В соседстве Бештау и Эльбруса живут досуг и вдохновение» [Пушкин 1997: 90]). А с образом гор-облаков (из письма к брату) и белеющего Эльбруса встречаемся уже в «Кавказском пленнике» (1821):
Волнующий образ белеющей горы встречаем и в «Узнике» (1822). Орел под окном темницы узника как будто
Образ далекой и высокой манящей свободы, отрешенность от земной неволивот что такое здесь белеющая гора, тем более по контрасту с тучей, видимо темной.
В 1829 году Пушкиным написано стихотворение «Монастырь на Казбеке» об увиденном во времяАрзрумского путешествия «монастыре за облаками», парящем «над горами», монастыре, к которому рвется дух человека, потому что там «вольная вышина», «соседство Бога»:
Этот же поразивший Пушкина монастырь описан им в «Путешествии в Арзрум» (1835): «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками» [Пушкин 1995: 482]. Так же как и в стихотворении, «чудное зрелище» завораживает, увлекает душу ввысь. В «Путешествии в Арзрум» описание горы Алагез (принятой спутниками Пушкина за Арарат) тоже обращает на себя внимание: после фразы «На ясном небе белела снеговая двуглавая гора» [Пушкин 1995: 463] следующие за ней библейские ассоциации наполняют образ белой горы общечеловеческим смыслом. Есть в «Путешествии в Арзрум» и описание неприступной крепости Карс, отвоеванной русскими войсками у турок, крепости, «белеющейся» на горе: «Я поехал по широкой долине, окруженной горами. Вскоре увидел я Карс, белеющийся на одной из них Осматривая укрепления и цитадель, выстроенную на неприступной скале, я не понимал, каким образом мы могли овладеть Карсом» [Пушкин 1995: 464, 465].
И. Сурат обратила внимание на то, что «в произведениях Пушкина разных лет несколько раз варьируется один зрительный образбелое на горе». Она называет «Бурю» (1825), «Монастырь на Казбеке» (1829), неоконченный перевод сербской народной песни «Что белеется на горе зеленой…» (1834) и подробно анализирует отрывок не оконченного Пушкиным перевода «Когда владыка ассирийский…» (1835) из неканонической ветхозаветной Книги Юдифи [Сурат 1996]. Больше всего занимает исследовательницу описание города, который намеревались покорить враги, Ветилуи
Сурат считает, что в основе образа Ветилуи впечатление от монастыря на Казбеке [Сурат 1996: 144]; И. Сидоров, уточняя, называет источником также и «белеющийся» Карс из «Путешествия в Арзрум» [Сидоров 2000: 179]. «Белое в вышине,пишет Сурат,образ пронзительного лирического звучания, смутно зовущий, иномирный. И пожалуй, именно в стихах о Ветилуе этот образ кристаллизуется: индивидуально-поэтическое начало соединяется в нем с осознанной религиозной символикой личная нота слышится в словах о белой Ветилуе» [Сурат 1996: 145]. Имеется в виду трудное духовное противостояние Пушкина в это время окружающему его, часто враждебному Петербургу и своим личным душевным неустройствам; вот в чем причина его обращения к древнему сюжету. Стоять перед врагом «в тишине», «в вышине», как Ветилуявот плод личного духовного опыта. Еще одна причина несокрушимости народа Ветилуи: «Высок смиреньем терпеливым…»и это, по Сурат, «формула идеального нравственного поведения» [Сурат 1996: 137]. Лирический герой Пушкина в 1835 году мечтает о побеге к тесным вратам спасения («Странник»), но сокрушенно констатирует в 1836-м: «Напрасно я бегу к Сионским высотам…» Хотя силы «греха алчного», по библейской традиции, уподобляются им в этом стихотворении льву, а собственные силыоленю, но он «бежит», и именно к «высотам»этим последним словом названа жизнь, посвященная идеалу, свободная от греха.
«Высота» подспудно присутствует и в названии «Белогорская» в «Капитанской дочке». Именование крепости как Белогорскойэто «бегство» из Петербурга на некую высоту («белую гору»), где простые люди, крепкая семья, тихая и верная любовь, настоящий героизм. Белогорская крепость противопоставлена в повести Петербургу (представитель егоШвабрин, сосланный из столицы за дуэль, единственный полностью отрицательный персонаж повести). Гринев-старший знал, что делал, посылая сына не в Петербург, а в Оренбург: он понимал, чем угрожает столица духовно не окрепшему сыну.
Петр Гринев, оказавшись в глухом гарнизоне в Белогорской крепости, видит там подлинные ценностиофицерскую верность присяге, теплые семейные отношения, верную любовь. Белогорская крепость означает и самую заветную ценность для Пушкина в 1830-е годыдом. Не случайно в повести сказано, что «Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Ю. Лотман писал, что Дом (именно с заглавной буквы) стал для Пушкина в те годы «крепость и опора» [Лотман 2015: 206]. И эта ценность «размывалась» в Петербурге, где свет покушался на эту его святыню. И. Есаулов отмечает, выделяя главное слово: «Конечно, Белогорская крепость является, по сути дела, домомсо всеми свойственными этому идиллическому топосу атрибутами» [Есаулов 2017: 110].
Белогорская крепость, далее,это крепость духа ее немногочисленных защитников, крепость веры в Бога, крепость человеческих связей, крепость любви и верности (глава III так и называется»Крепость»).
Принципиальный момент при обрисовке Белогорской крепостиона внешне неказиста; Гринев и не понял, увидев ее, что это крепость. «Грозные бастионы, башни и вал», как представлял себе крепость герой, разительно отличались от реальности»деревушки, окруженной бревенчатым забором». И далее: «У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою». Семья коменданта жила даже не в доме, а в «деревянном домике». За обыденностью облика и даже комичностью персонажей («старик в колпаке и в китайчатом халате», «кривой старичок в офицерском мундире», «старушка в телогрейке и с платком на голове») лишь потом разглядит Гринев (вместе с читателем) подлинную человеческую простоту и высокое нравственное достоинство капитана Миронова, Ивана Игнатьича, Василисы Егоровны. И Маша «с первого взгляда не очень понравилась» Петру Гриневу, смотревшему на нее с предубеждением из-за характеристики, данной ей Швабриным. Так и Белогорской крепости предстоит на наших глазах превратиться из убогой «деревушки» в место подвига ее немногочисленных защитников.
Гринев пришелся там ко двору. Радушие Мироновых, в противоположность «строгой немецкой экономии» генерала Андрея Карловича в Оренбурге, успокаивает и согревает юношу, впервые покинувшего дом. Скоро Петр, с унынием думавший о месте своей службы, не только смирится со своим, казалось бы, незавидным положением, но и обретет тут, можно сказать, семью (таковы прямо-таки родственные отношения в крепости) 3 а потом и любовь.
Первый же отзыв генерала о Белогорской крепости высоко характеризует порядки в ней: «…ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине». Позднее Белогорская крепость названа «богоспасаемой».
Простота, искренность, верность присяге, подлинный героизм и подлинная любовьвсе это узнает (и проявит) Петр Гринев в Белогорской крепости. Не может быть, чтобы имя этой крепостиБелогорскаябыло случайным. Впечатление от увиденной в Оренбургском путешествии белой (меловой) горы, возможно, подтолкнуло мысль Пушкина, давно шедшую в этом направлении, и сформировалось сочетание «Белогорская крепость» с высоким (!) положительным значением. Таким образом, «белая гора» в творчестве Пушкина имеет глубоко положительное, иногда сакральное значение, отразившееся и в имени Белогорской крепости.
Удивительно, но в «Капитанской дочке» есть своеобразная белая горамы говорим о белом облачкепредвестнике бурана. Это его принял сначала за «отдаленный холмик», то есть за небольшую гору, юный Гринев: «Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик». Вспомним, что в «Монастыре на Казбеке», наоборот, «вершины» гор казались лирическому герою облаками; то же в «Путешествии в Арзрум»: «В Ставрополе увидел я на краю неба облака, поразившие мне взоры, ровно за девять лет. Они были всё те же, всё на том же месте. Этоснежные вершины Кавказской цепи» [Пушкин 1995: 447]. Обратим внимание, что «горы» и «облака», подобные друг другу, находятся на одном и том же месте»на краю неба» (между прочим, ряд небольших гор и вереница облаков могут быть названы одинаковогрядой [Ожегов, Шведова 1993: 149]). Образ облачка в «Капитанской дочке»предвестие бурана, из которого выйдет мужик с черной бородойспаситель и губитель, благодетель и разбойник, свободный и жестокий Пугачев с его судьбоносным значением в жизни Гринева 4
Обратимся теперь к значению первой части слова «Белогорскаябелому цвету. «Пушкин знал сакральную символику белого: в его «Родрике», написанном весной 1835 года, герою является угодник, через которого говорит Господь,является «Белой ризою одеян / И сияньем окружен»»,пишет Сурат [Сурат 1996: 145].
А в «Капитанской дочке» белый цветв аспекте названия «Белогорская» он важенчаще всего связан с Пугачевым. Пугачев во время сражения»на белом коне»; в другом эпизоде ему подводят «белого коня»; казак для него держит под уздцы «прекрасную белую лошадь киргизской породы»; подавая знак казнить коменданта, Пугачев «махнул белым платком»; он пирует за столом, покрытым «белой скатертью»; тройка с Пугачевым несется по «белой степи». При этом белый цвет задействован и в описаниях Екатерины II: она «в белом утреннем платье», у нее «белая собачка». В XIX веке существовало устойчивое выражение «белый царь» (русский царь) [Даль 1995: 153], у Пушкина оно есть в «Полтаве» и «Истории Пугачева» [Пушкин 1995–1996: 10]. Семантика белого цвета, таким образом, связана и с русской царской властью: с его помощью описаны разгулявшийся на воле крестьянский «царь» 5 и дворянская царица. Таким образом, в белом цвете в повести присутствуют и глубоко положительная (до сакральности) символика (в слове «Белогорская»), и символика русской царской власти (в отношении Пугачева и Екатерины).
В слове «Белогорская», кроме корня «бел(ая)», есть и корень «гор(а)». Пушкин подчеркивает, что место, где стоит Белогорская крепость, довольно высокое (крепости вообще строились на возвышенности): дорога к ней «шла по крутому берегу Яика», «Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика…». Отметим, что эпитет «крутой» появился не сразу: Пушкин, работая над повестью, постепенно «возвышал» место, где находилась Белогорская крепость. Заметим также, что Гриневу отвели квартиру в избе «на высоком берегу реки», отсюда «по крутой тропинке» спускались к реке дуэлянты Гринев и Швабрин, а семья коменданта жила в «деревянном домике, выстроенном на высоком месте…». М. Гладилин даже назвал свою книгу о Пушкине «Нагорные тропинки», имея в виду то место из «Капитанской дочки», где говорится, что Савельич сбежал к дуэлянтам Гриневу и Швабрину «по нагорной тропинке». Так что «гора» в названии крепости «откликнулась» в содержании повести [Гладилин 2017: 6]. Эту высоту требуется объяснить.
«Высокими» мы называем мысли, дела, свершения во имя идеала (и, наоборот, «низкими»те, что идут вразрез с идеалом). И не случайно в высоком стиле нашего языка для обозначения высоты задействован образ горы: «горний» мир идеала, взгляд «горé». Н. Жилина пишет, выделяя антонимы: «Художественный мир «Капитанской дочки» предстает перед читателем как основанный на началах добра, любви и милосердия, проявление которых в дольнем пространстве становится напоминанием об иномгорнеммире» [Жилина 2017: 290].
В христианстве гораместо Нагорной проповеди, искушения, пророчеств, Преображения, распятия, Вознесения. Вот как говорится о Преображении: «Иисус взял Петра, Иакова, Иоанна и возвел их на гору высокую одних, преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды Его сделались белы как свет Облако светлое осенило их» (Мф. 17:1–5). В «Акафисте» Сергию Радонежскому добродетель, взлет духа уподобляются горе: «гора превысока добродетелей Божественных»; «возшелеси на гору Небесную».
На момент написания «Капитанской дочки» лежащее в столе у Пушкина стихотворение «Памятник» (лето 1836 года)в том числе и о вознесении в высоту. Думается, «памятник» не случайно «вознесся»родившийся в праздник Вознесения, Пушкин помнил и осмысливал этот факт. «Чем «Памятник»,писал Андрей Битов,не Вознесение над нашей, земной плоскостью?» [Битов 2017: 165]. Особенно в сравнении с «падшими» (к которым он «милость призывал»). Эта вертикаль от «падших» к вознесенному очень важна в духовном мире Пушкина. «Восставленная к Небу вертикаль организует собою весь внутренний поэтический космос каменноостровского цикла»,отмечали И. Сурат и С. Бочаров [Сурат, Бочаров 2002: 210].
Назовем также в связи с размышлениями об образе высоты в названии «Белогорская» одно глубоко личное для Пушкина обстоятельство, относящееся к 1836 году. В апреле этого года, похоронив мать в ограде Святогорского монастыря рядом с могилами деда и бабки, Пушкин «внес вклад в монастырскую кассу на собственную могилу» [Сурат 1999: 77]. Святогорский Успенский монастырь Псковской губернии восходит к XVI веку; основан на Синичьих горах, переименованных в Святые горы (напомним, Святые горыофициальное название Афона).
В 1829 году монастырь на горе для Пушкина»далекий, вожделенный брег»: «Туда б, в заоблачную келью, / соседство Бога скрыться мне!» Монастырь на горахвот какое место определил себе для могилы Пушкин (в письме к жене он еще в 1834 году высказывал желание быть похороненным не «на тесном петербургском кладбище, а в церкви на просторе, как прилично порядочному человеку» [Пушкин 1996b: 167]). Петербург по разным причинам не отпускал Пушкина, но поэт проявил волевое усилиеи вырвался таким образом в милый край (хотя бы и после земной жизни). Подумаем и вот о чем. Вряд ли человек будет покупать себе место для могилы задолго, лет за 25, скажем, до предполагаемой кончины (об этом сроке как оставшемся ему он однажды написал женеоколо 14 июля 1834 года [Пушкин 1996b: 180]). Значит, какие-то мысли о скором возможном «побеге» сюда, видимо, появились у Пушкина в 1836 году.
Не было ли в его сознании этого исходного названия «Святогорский», когда он обдумывал имя для крепости, в которой происходит основное действие повести? Было, между прочим, у Пушкина еще одно любимое место на земле, получившее название от гористого берега реки Сороти, на которой оно раскинулось,село Тригорское 6 Как уже указывалось, почему-то в беловом автографе название «Белогорская» обозначалось двумя звездочками (не одной или тремя): «** крепость», и так все упоминания названия этой крепости на страницах повести [Пушкин 1995: 866–903]. Может быть, Пушкин для себя зашифровал здесь два слова»Святая» и «гора», а потом «Белая» и «гора»? Есть для этой версии кое-какие основания.
В повести в соседство с Белогорской крепостью Пушкин поставил с одной стороны «три или четыре скирда сена», а с другой»скривившуюся мельницу, с лубочными крыльями, лениво опущенными». Это последнее не только добавляет уныния общей картине; это деталь окрестностей его родного Михайловского, Тригорского недалеко от Святогорского монастыря. За год до этого он написал стихотворение «…Вновь я посетил…» (1835), где неспешные и высокие размышления о смысле течения жизни вызваны в том числе и пейзажем: по «брегам отлогим» озера «рассеяны деревнитам за ними / Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…». Эта скривившаяся мельница, «перенесенная» в «Капитанскую дочку» из родных мест, в которые так тянуло Пушкина, не только участвует в формировании печального пейзажа, но и делает картину окрестностей Белогорской крепости близкой, родной Пушкину.
На стене кабинета в его последней квартире прямо перед его рабочим столом (за которым он заканчивал «Капитанскую дочку») висела картина Н. Чернецова «Дарьяльское ущелье» (1832), под ней сабляподарок генерала Паскевича в 1829 году; вряд ли это лишь напоминание о путешествии в Арзрумскорее всего, вид гор нужен был Пушкину постоянно.
Появление названия «Белогорская крепость» в «Капитанской дочке» подготовлено образом белой горы в творчестве Пушкина; это название означает святые, высокие и крепкие устои русской жизни, открытые Пушкиным в его последнем большом произведении.