Оформление плана воспитательно-образовательной работы в ДОУ
ирина мамедова
Оформление плана воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Существует много вариантов оформления планов воспитательно – образовательной работы. Проанализировав многие, я составила свой способ оформления. Он показался мне очень удобным для педагогов и проверяющих, так как все под рукой в одной папке. Красиво, эстетично и практично.
1. В папке по планированию воспитательно-образовательной работы находятся три папки-скоросшивателя.
1 папка: «План работы ДОУ».
В нее входят цель и задачи ДОУ на учебный год, тематическое планирование, расписание образовательной деятельности, целевые ориентиры.
2.2 папка: «Календарное планирование»
2.1.На обложке пишется: Календарный план воспитательно-образовательной работы в) группе на) учебный год.
2.4. Страница третья – план работы с родителями на месяц.
2.5. Страница четвёртая – распорядок дня.
2.6. Страница пятая –два комплекса утренней гимнастики: 1,2 недели и 3,4 недели.
2.9. Страница восьмая – артикуляционная гимнастика, чистоговорки, речевые игры.
2.10. Лист 9 – Календарный план.
3.3 папка: «Приложение к плану».
В ней могут находиться комплексы гимнастик, чистоговорки, речевые игры, консультации для родителей, информация по всему педпроцессу, которую раздает педагогам старший воспитатель.
Анализ воспитательно-образовательной работы Анализ воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе за 2014-2015 учебный год. Младшая группа является возрастной группой.
Анализ воспитательно-образовательной работы Анализ воспитательно- образовательной работы. В течение трех лет в группе соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования.
Ежедневное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Разновозрастная 5-7лет группа «Моё село, соя страна» 2-3 неделя сентября (07.09.15-18.09.15г.).
Планирование воспитательно-образовательной работы на день «Игрушки» Фрагмента плана одного рабочего дня Выполнила: Лосева Любовь Ивановна, МБДОУ детский сад № 17 г. Павлово, 2 младшая группа Тема: Игрушки.
Перспективный план воспитательно-образовательной работы (окончание) Август. 1 неделя. Понедельник. День насекомых. Беседа о насекомых. Чтение художественной литературы «Как муравьишко домой спешил» В. Бианки,.
План воспитательно-образовательной работы в средней группе Тема недели: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Цель: Учить детей различать и называть продукты. Итоговое мероприятие: Изготовление книжки малышки о полезных.
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Я в мире человек» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Первая младшая группа ТЕМА НЕДЕЛИ: «Я в мире человек» Цель: : Дать представление детям.
Планирование воспитательно-образовательной работы для старшей группы «Здравствуй, детский сад» Планирование воспитательно-образовательной работы для старшей группы. Первая неделя сентября Тема: «Здравствуй детский сад» Цель: 1. Развитие.
Анализ воспитательно-образовательной работы за год с детьми от 4 до 5 лет Пример анализа воспитательно-образовательной работы за 2013-2014г. (воспитатель Битнер И. А.) (возраст детей от 4 до 5 лет). На начало учебного.
Разработка перспективно-тематического плана работы педагога ДОО в соответствии с современными требованиями
Разработка перспективно – тематического плана работы педагога ДОО в соответствии с современными требованиями
«Будущее должно быть заложено в настоящем.
Это называется планом.
Без него ничто в мире не может быть хорошим».
Лихтенберг Георг Кристоф
Ведение документации, к которой относятся планы, в соответствии с ФГОС ДО для воспитателя является необходимым этапом работы.
Предлагаю вспомнить виды планирования в ДОУ.
Стратегическое (долгосрочное) планирование (3 – 5 лет)
— Программа развития ДОУ
— Образовательная программа ДОУ
— Инновационные проекты, программы
Тематическое (краткосрочное) планирование (1 год)
— Учебный план
— Годовой план
— Перспективный план
Оперативное планирование (день, неделя, месяц)
— календарный план
План – рабочий документ, назначение которого – помочь участникам образовательного процесса в достижении намеченных задач.
Сегодня мы остановимся на перспективном плане
Что такое перспективный план и действительно ли он так необходим?
Перспективное планирование помогает воспитателю
— равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки;
— заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения;
— устранить отрицательный эффект неопределенности;
— сосредоточить внимание на главных задачах;
— добиться экономичного функционирования.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
При разработке плана педагогдолжен ориентироваться на федеральные нормативные документы:
Конституцию ст. 43, 72,
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановление Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“»,
Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
Письмо Минобрнауки от 28.02.2014 № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Какую бы форму планирования образовательного процесса ни выбрал педагог,следует соблюдать несколько важных условий:
• объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования (что уже пройдено с детьми, какие результаты получены);
• выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с образовательной программой ДОО, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
• четко представлять те результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит получить планируемые результаты.
Основные принципы календарно-тематического планирования:
При этом необходимо учитывать:
• комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
• построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
• реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона, возраста детей.
Планируя воспитательно-образовательный процесс, следует охватывать все образовательные области.
Перспективный план составляется на учебный год с определением задач и содержания на каждую тему.
Перспективное планирование является регулятором деятельности воспитателей и специалистов ДОУ. Разрабатывается ими самостоятельно на основе образовательной и адаптированной программ ДО.
Алгоритм планирования
По требования ФГОС планирование должно носить комплексно-тематический характер, что предполагает выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть вызывать личностный интерес детей,положительное эмоциональное отношение: традиционные события, праздники, лексические темы и т. д. Допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида.
Предлагаю для рассмотрения циклограмму тематических недель на учебный год, которая разработана и утверждена в нашем ДОУ. (слайд)
Каждая тема должна заканчиваться проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
по видам детской деятельности: двигательная, игровая, изобразительная, чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, конструирование;
по направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
по теме лексической или циклограммы ДОУ.
Также необходимо включить в структуру планирования различные формы взаимодействия с семьей (анкетирование, педагогическое просвещение родителей, мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы и т. д.); совместное творчество детей и взрослых (выставки, проекты, мастерские); и совместные мероприятия с учреждениями социума (школа, музей, учреждение дополнительного образования и т. д.).
В плане следует прописать ожидаемые результаты.
Перспективное планирование осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим с учётом расписания образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей
В перспективном плане обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей, даты начала и окончания плана.
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
«В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение». Б. Т. Вашингтон
Консультация для воспитателей «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Евгения Чеснокова
Консультация для воспитателей «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Профессиональная деятельность воспитателя, педагога всегда регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:
• Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Конституцией РФ;
• Трудовым Кодексом РФ;
• Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
• региональными нормативно-правовыми документами;
• нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
• локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений»в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений:
Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми и ежедневного ведение табеля посещаемости детей, что является обязательная документацией воспитателя.
Вообще любое планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в возрастных группах ДОУ являются обязательными нормативными документами, регулирующими деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДО.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОО.
Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.
Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, экономит время, облегчает работу.
Также важным условием при планировании работы является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе,постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Существуют разные виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное, новым видом является модульное планирование:
Блочное планирование — это способ организации дня, при котором схожие задачи объединяются в блоки. Например, водные процедуры, зарядка и завтрак объединяются в утренний блок, а задачи «пропылесосить ковер» и «протереть пыль» — в блок «Уборка».
Модульное: Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы» Модуль 2. «Взаимодействия педагога с детьми» Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей» Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»
Мы используем в своей работе такие виды планирования:
— перспективное планирование на год, на месяц;
— и календарно-тематическое планирование (на каждый день).
В настоящее время в продаже имеются готовые перспективные и календарные планык некоторым примерным программам дошкольного образования: «Детство» под редакцией Татьяны Игоревны Бабаевой, Гогоберидзе, к программе «Радуга» под редакцией Софьи Густавовны Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, … к программе обучения и воспитания под редакцией Маргариты Александровны Васильевой, Гербовой, Комаровой, к программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы и другим программам.
НО, стоит обратить внимание на тот факт, что такие планыне всегда учитывают ряд важных моментов: актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы (задачи вариативной части включают: Развитие у дошкольников основ национального самосознания, воспитание любви к традициям и праздникам русского народа, Родине, родного города. Квалифицированная коррекция нарушений в речевом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей., а также не всегда позволяют реализовать такие требования ФГОС ДО, как учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта образовательного процесса.
Таким образом, готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.
План воспитательно-образовательной работы в нашем ДОУ состоит из следующих частей (компонентов):
1. Общие сведения о группе.
2. Перспективный план работы на год:
— перспективный план по внедрению регионального компонента в в/о процесс с детьми на год;
— перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников на год.
3. Перспективное планирование ОД на месяц.
4. Перспективный план работы на неделю.
5. Календарный план работы на каждый день.
Общие сведения о группе включают:
— Список детей группы;
— Учебный план;
— Расписание организованной образовательной деятельности.
Перспективный план работы это…
– это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания деятельности на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения.
Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
В нашем ДОУ перспективный план работы на год включает:
Перспективное проектно-тематическое планирование, которое является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и разрабатывается старшим воспитателем и педагогами совместно на учебный год (с сентября по май включительно)
Данный вид планирования отражает:
• наименование темы и период ее реализации;
• примерную мотивацию (проблемную ситуацию);
• варианты примерных итоговых мероприятий.
Перспективное комплексно-тематическое планированиеобразовательной деятельности с учетом регионального компонента включает:
— содержание работы с детьми на каждую неделю.
Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников представлен в виде тематики родительских собраний и форм их проведения, родительских всеобучей.
Перспективный план на месяц включает:
— 2 комплекса утренней гимнастики
— Перспективное планирование ООД (перспективное планирование ООД составляется для каждой возрастной группы с учетом проектно-тематического планирования);
— План ООД по музыкальному развитию (с опорой на тематическое планирование);
— Взаимодействие с семьями воспитанников на месяц.
Календарный план на неделю.
Календарно-тематический план составляется на каждый день в соответствии с режимом дня группы, сеткой непосредственно образовательной деятельности, учитывающей требования к максимальной нагрузке на детей в образовательной деятельности, проектно–тематическим планированием, перспективным планированием, программным содержанием по возрастным группам.
Календарный план составляется на две недели вперед и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план начинается с:
— Игровая или проблемная мотивация;
— Ответственные за проведение итогового мероприятия;
— Организация развивающей среды.
План работы на каждый день:
• планирование первой половины дня (утреннего отрезка времени);
• планирование ООД;
• планирование утренней и вечерней прогулок;
• планирование второй половины дня,
• планирование работы с семьёй,
• создание развивающей предметно-пространственной среды.
Решаемые педагогические задачи и деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах воспитатели планируют с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей своей группы, с учетом основной образовательной программы ДОУ.
Календарный план воспитательно-образовательной работыдолжен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:
— непосредственно образовательная деятельность;
— нерегламентированные виды деятельности (конструирование и досуговая деятельность);
— свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Календарно-тематический план воспитательно – образовательной работы должен строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, продуктивная, музыкальная, театрализованная деятельности, коммуникативная и др., обеспечивать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка, и должен предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.
Данный вид планирования должен определять цели и способы их достижения, выполнять мотивирующую и активизирующую функции.
Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в планах:
• отсутствие дат, несовпадение дней недели (план по физ. развитию)
• календарные планы представлены в виде перспективных;
• нет сноски на литературу, страницу;
• не прописывается индивидуальная работа с детьми;
• календарный план пишется вперед! (на 2 недели)
• вставлена информация из старых планов!
Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль, однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.
Один американский писатель, автор десятков книг о путях к успеху Брайан Трейси о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда».
Спасибо за внимание. Успехов в работе!