Слово Написать эссе на тему религия как феномен культуры - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Религия как феномен культуры
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»).
Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину
Фено́ме́н (от греч. «являющееся», «явление») — термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения; 2) знания наиболее существенных положений вероучения; 3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку; Элементы религии:
вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека. Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий). К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня Христианство 1024 млн чел Ислам 529 млн чел Индуизм 478 млн чел Конфуцианство 305 млн чел Буддизм 268 млн чел Синтоизм 60 млн чел Даосизм 52 млн чел Иудаизм 14 млн чел
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные. 1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. 2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. 3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима. 4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека. Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ». Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии
По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.
На рост населения России, безусловно, может оказать серьезное воздействие и расширение иммиграции, хотя, как отмечает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин: «Иммиграционный приток сегодня уже не компенсирует естественную убыль населения, как это было у нас в середине 1990-х годов». Действующее в России законодательство о миграции и гражданстве излишне жесткое. Существующие законы не позволяют решать задачу привлечения трудовых ресурсов в Россию. Для России самый естественный способ улучшить миграционную политику — привлечение иммигрантов из стран СНГ. Необходимо стимулировать приток в страну квалифицированной рабочей силы, людей образованных и законопослушных. В то же время переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.
Название: на тему: «религия как феномен культуры» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат Добавлен 06:05:23 13 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 1026 Комментариев: 17 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тверской Государственный Технический Университет
Кафедра менеджмента
«РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ»
Выполнил: студент группы
Проверила: Маякова Э.Ю.
§1. Языческая культура древних славян…………………………..4
§2. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры…………………………………………………………..5
§3. Культура Киевской Руси после принятия христианства……9
Введение
988 год – год крещения киевлян Владимиром первым Святославовичем – считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, как всякая подобная дата, конечно же условна: она лишь открывает длительный и непростой процесс христианизации. Тема эта, безусловно, является актуальной. Мы непростительно мало знаем о Руси IX-X веков, почти также мало о веках XI-XII, важнейшем периоде, в который складывалась и в котором сложилось древнерусское государство, эпохи переломной, много определившей в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В X веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.
Целью работы является проанализировать, как, каким образом повлияло принятие христианства на культурную жизнь русского народа.
Задачи работы – проанализировать предшествующий христианству этап – язычество, рассмотреть сам процесс христианизации с выделением основных причин введения новой религии, описать последствия крещения Руси для культурной жизни страны и для ее народа в частности.
В последнее время появились монографические исследования, многочисленные статьи, сборники, посвященные разработки различных аспектов истории крещения Руси, оценки значения принятия православия, роли русской церкви. Эти работы далеко не равноценны, конкретные оценки христианизации Руси в них не однозначны, а иногда и противоречивы.
Но мы не ставим перед собой задачи показать, как можно больше мнений на этот счет, а ставим задачу – хоть немного расширить представления о событиях прошлого, о проблемах, связанных с крещением Руси, об изменениях, последовавших за крещением.
Значительную помощь в написании работы оказал сборник «Как была крещена Русь» [3], состоящий из двух частей. В первой части сборника опубликована большая работа Г.Г.Прошина, названная им «Второе крещение». Автор, не принимая ту или иную точку зрения относительно версии принятия христианства, рассказывает, как и почему пришла Русь к решительной смене мировоззренческих основ бытия, идейных ориентиров, определивших ее последующую историю. Во второй части сборника помещено несколько интересных работ русских ученых и ученых социалистических стран. Это исследования таких специалистов по русской истории как академик Б.Рыбаков, Г.Г.Литаврин, З.В.Удальцова; польского русиста А.Поппэ, доктора И.Херрман (Германия) и других. В сборнике также даны фрагменты первоисточника «Повести временных лет».
Большое количества материала в этой области есть у доктора философских наук, профессора Н.С.Гордиенко, написавшего серию публикаций, посвященных критике идеологии русской православной церкви: «Современное православие», «Православные святые: кто они?», «Мистика на службе русского православия» и др. В данной работе использована интереснейшая его работа: «Крещение Руси: факты против легенд и мифов» [1]. Автор противопоставил в ней научные данные об обстоятельствах христианизации древней Руси богословским легендам и клерикальным мифам, искажающим причины, характер и последствия этого процесса.
Интересная статья была опубликована Ю.В.Кряневым и Т.П.Павловой «Двоеверие на Руси» [3]. В статье подробно рассказывается о язычестве, и о влиянии язычества на христианство; о совместном существовании этих религий.
Оказало немалую помощь в написании работы учебное пособие «Культурология» [4], под редакцией профессора А.А.Радогина.
§1. Языческая культура древних славян.
На первом этапе обожествлялись силы природы. Природа вся населялась множеством духов, которых человек должен был всячески умилостивить, дабы они не вредили ему, помогая в трудовой деятельности. Сильно развиты были культы воды, культы земли; леса и рощи считались жилищами богов. Почитались бог солнца и бог ветра. Славяне считали началом своей родословной богов.
На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. «Бог богов» считается небесным существом, главой иерархии богов. Языческая обрядность имела довольно развитую форму, т.е. организованную, упорядоченную систему магических действий, целью которых было воздействие на окружающую среду, природу, призывавшуюся служить человеку. Языческие ритуалы поклонения идолам сопровождались торжественностью, пышностью, воздействием на психику – которые не уступали христианским обрядам по этой части пышности. Языческие символы появлялись в славянском фольклоре, в зодчестве, в скульптуре. Обладание амулетами и оберегами, якобы оберегало от бед и опасностей и давало власть над силами природы. [3, с.243]
Таким образом, нам видно, что язычество на Руси, веками создаваемое своим народом – является религией, не освящающий элементы классового угнетения и столь сильного расслоения. По этим причинам язычество и не могло исчезнуть вдруг, даже тогда, когда было введено христианство. Миф и первобытный обряд являлись весьма сложными и много аспектными образованьями, в которые органически вплетались и элементы магии, и тотемизма, и зачатки художественного творчества, и социальные нормы, регулирующие поведения людей.
§2. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры
Итак, в силу господствования различных языческих религий (к славянам проникали языческие религии из соседних народов – иудаизм, католицизм, православие) происходили межплеменные конфликты, получаемые закрепление в религиозной сфере. Славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, в первую очередь христианского и мусульманского.
В 980 году Владимир предпринял попытку – первую религиозную реформу, целью которой было слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу [2, с.58].
Но причин принятия христианства было несколько. Социальным верхам Киевской Руси новая религия была нужна для укрепления великокняжеской власти, прежде всего это нужно было Владимиру. Формировавшееся сословие феодалов искало в ней оправдание своего привелигерованного положения в древнерусском обществе и идеологическую узду для челяди и смердов. Купцам христианизация Руси сулила расширение и укрепление торговых связей с христианскими странами. Все они получали возможность с помощью новой веры насождать в массах дух покорности, примирять угнетенных с тяготами подневольной жизни и тем самым удерживать народные массы от активных форм социального протеста. Ради таких перспекпив можно было изменить многовековой традиции, порвать с языческим прошлым, отказаться от приваычных форм духовной жизни [1, с.77].
Но социальным низам древнего Киева новая религия не обещала ничего такого, что отвечало бы их социальным потребностям. На адаптированная к условиям жизни приднепровских слявян и потому не находившая отклика в их душах, государственная идеология Византийской империи воспринималась народными массами Киевской Руси как что-то глубоко чуждое им, принудительно навязываемое ради прихоти власти имущих. Поэтому они принимали новую религию неохотно, по принуждению, уступая не столько уговорам, сколько угрозам.
Однако вернемся к культуре. В учебной литературе, предлагаемой в рамках курса культурологии, выбор восточной ветви христианства – православия – обьясняется рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель, очем мы упаминали ранее. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражала демократический быт древнеславянского общества, исчезающее под натиском общегосударственного феодализма [5, c.86]. решающим фактором обращения к религиозно – идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийвский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси.
Его привлёк также следующий момент. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление религиозного обряда на национальном языке. Русь официально приняла христианство в 988 году в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева[2 ]. Однако это словосочетание «Крещение Руси», знакомое и привычное каждому, относится к числу не просто неудачных или неточных, а глубоко ошибочных, вводящих в заблуждение. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны. Между тем такого события история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы [1,с.4]. Н.С.Гордиенко по этому поводу пишет: “…Назвав приобщение к христианству одних лишь киевлян “крещением Руси”, православные богословы и церковные историки допустили грубейшие нарушения элементарной логики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси они непозволительно отождествили со всем процессом, придали ему видимость одномоментного и вполне законченного события, а 988 год стали считать временем утверждения христианства в древнерусском обществе и отмечать как точно фиксированную дату “крещения Руси…” [1,с.5]
В истории можно найти много фактов, подтверждающих сложность и растянутость процесса христианизации.
Таким образом, выделив основные причины принятия христианства, подведём итоги данной части работы.
1. Необходимость этнокультурного объединения всех земель с господствовавшими на них разными религиями.
2. Укрепление власти князя Владимира и его окружения.
3. Оправдание положения феодалов.
4. Ожидание купцами расширения и укрепления их торговых связей.
И с точки зрения культурной жизни Руси, привлекательным было то, что Византийская религия была своеобразным эталоном, занимая центральное положение с чёткой организованностью и гармоничным укладом жизни церкви, к тому же красота и роскошь имели не последнее место в том влянии, которое оказала эта религия. Всего этого как раз и не хватало языческим религиям древней Руси.
§3. Культура Киевской Руси после принятия христианства.
Выбор христианства очень сильно повлиял на русскую историю и культуру. В период X-XIII на Руси происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Смена духовных и нравственных приоритетов всегда небезболезненна, и в русской истории этот процесс проходил без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества приходила вера, которая требовала жёстких ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Это означало изменение всего строя жизни. Естественно, что процессне мог произойти за несколько дестилетий. Изменение шло веками, от поколения к поколению. Церковь теперь стала центром общественной жизни, проповедуя новую идеологию, прививая новые ценностные ориентиры, воспитывая нового человека. Христианство несло новую мораль, основанную на культуре совести, вытекающей из евангельских заповедей. Основными правилами нравственности были всепрощение, покорность, смирение, равенство всех перед Богом[5].
Русь была включена в европейский христианский мир, и этого момента она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нём видную роль, сравнивая себя с ним. Исчезла граница между русом и славянином. Всех соединяла общая духовная основа, призванная объединять древнерусское общество и формировать единый народ на основе общих духовных и нравственных принципов.
Все стороны жизни менялись под влиянием христианства. Устанавливались политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Христианство способствовало становлению городской культуры, благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Введение единой письменности стало культурным переворотом т.к. язык являлся несущим элементом культуры [3]. Древнерусский язык формировался на основе консолидации восточно-славянских племенных диалектов. Предположительно формирование древнерусского языка происходило в XI- XIV веках. Старославянский язык пришёл на Русь с богослужебной литературой. Письменность и литература достигли своего расцвета в XI-XII веках. Путь от природы безписьменности к вершинам словесного искусства был пройден Русью за менее, чем 150 лет [4, с.249]. Киевскую Русь называли “книжной страной”.
После принятия христианства начинается храмовое строительство. Принципы строительства храмов (крестово – купольный стиль) были заимствованы из Византии. Но очень скоро архитектура стала иметь свой собственный, русский стиль. Например, уже в первой каменной церкви – Десятинной – наметились не характерные для Византии черты: многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность(чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесённое на каменное)[4,с.251]. Внутри храмы украшались мозаикой и фресками. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, обучающие русских. Но в иконописи также перенималась только технология, а стиль имеет характер русского (например, уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии). Самой почитаемой иконой на Руси было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Икона получила название «Владимирской богоматери» и стала своеобразным символом Руси [5].
Высокого развития достигло церковно-певческое искусство. Образовались школы, что способствовало сближению искусства народного и “учёного”, более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса.
Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей её формирования, связанный со спецификой социальных процессов. Поскольку преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности, то и проблема соотношения личности и общества разрешалась в пользу коллектива. Когда роль городов в Европе была одна – там они – центры ремесла, торговли-то на Руси роль городов иная – здесь они являлись центрами политическими [4,с.252].
И ещё об одних не менее важных последствиях введения христианства в восточном варианте, которые проявились много позже в исторической перспективе. В правослвии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Европейского типа установка была направлена на преобразующую деятельность. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. Но Русь не была полностью отрезанной от Античного наследия. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру [5].
В течение длительного времени, до XIX века христианство определяет стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны, усилению традиционализма. Здесь не было реформации – альтернативы православию, и с периода Московского царства нарастает культурное отставание от Западной Европы.
Итак, в заключении этой части работы стоит выделить основные моменты в культурной жизни Руси, как бы являющиеся результатами процесса:
1. Изменение нравственности в сторону ограничений, терпения, смирения, всепрощения – провозглашаемых основными заповедями Библии.
2. Включение Руси в европейский христианский мир, отсюда – заимствование культуры, политические и торговые связи, а также расцвет письменности, книжного дела, строительства храмов, искусства и просвещения – всё идёт с Византии и Константинополя.
3. Развитие «духовности» народа, феномена, свойственного только славянским людям – как один из основных результатов христианизации Руси.
Заключение
Следует сказать, что после изучения соответствующей литературы всё же остаётся неясным, когда именно возникла русская православная церковь, каким было её первоначальное организационное устройство, в каких реальных отношениях она находилась с язычеством, как строились её отношения с Константинопольским патриархатом, что унаследовала церковь от христианства, существовавшего на Руси задолго (около 100 лет) до крещения киевлян? Нет определённых ответов и на множество других вопросов. Тема, действительно необъятная и не до конца изученная.
Накануне принятия христианства языческая система была ещё сильна. Стихийно складывавшаяся на протяжении многих веков, эта система оказывала сопротивление новой идеологии и очень медленно отступала, но так до конца и не исчезнув, тесно переплелась с христианством, в какой-то мере немного изменив его. Новая вера была принята массами (хоть и мучительно, и не сразу) и стала их верой. Но она оказывалась вовсе не тем христианством, которое хотела насадить Византия. Народное христианство – православие – слилось с древними верованиями, пропиталось ими, и стало тем двоеверием, по поводу которого века спустя стали сокрушённо вздыхать православные иерархи.
Однако, несомненно было много положительных моментов, в частности в культурной жизни Руси. Процесс христианизации послужил мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой, наибольшее влияние которой ощущалось в церковной идеологии, каноническом праве, литургии, богослужебной литературе, музыке, церковном изобразительном искусстве. Но несмотря на это, Киевская Русь и до принятия христианства была уже могущественным государством, с большим числом городов, развитыми ремёслами и торговлей.
То, что произошло в конце X века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей родины. Великий Князь Владимир осуществлял смелую государственную рефрму, имевшую далеко идущие последствия. Эту реформу некоторые историки связывают с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение реформы и связанные с ней глубокие преобразования.
Библиографический список
1. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л.,1986.
2. Греков Б.Д. Культура Киевской Руси. Общественный строй и духовная культура.,М.,1951.
3. Как была крещена Русь. М., 1988.
4. Культрология. Курс лекций. Под ред. А.А. Рудугина. М., 1999.
5. Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIIIвв. М.,1968.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Написать эссе на тему религия как феномен культуры, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Написать эссе на тему религия как феномен культуры", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Написать эссе на тему религия как феномен культуры: